С.В.Максимов Нечистая, неведомая
и крестная сила
III
Домовой-дворовой
Как ни просто деревенское хозяйство, как ни мелка, по-видимому, вся
обстановка домашнего быта, но одному домовому-доможилу со всем не управиться.
Не только у богатого, но у всякого мужика для домового издревле полагаются
помощники. Их работа в одних местах не считается за самостоятельную
и вся целиком приписывается одному "хозяину". В других же
местах умеют догадливо различать труды каждого домашнего Духа в отдельности.
Домовому-доможилу приданы в помощь: дворовой, банник, овинник (он же
и гуменник) и шишимора-кикимора; лешему помогает "полевой",
водяному — "ичетики и шишиги" вместе с русалками.
Дворовой-домовой получил свое имя по месту обычного жительства, а по
характеру отношений к домовладельцам он причислен к злым духам, и все
рассказы о нем сводятся к мучениям тех домашних животных, которых он
невзлюбил (всегда неизменно дружит только с собакой и козлом). Это он
устаивает так, что скотина спадает с тела, отбиваясь от корму; он же
путает ей гриву, обрезает и общипывает хвост и пр. Это против него всякий
хозяин на потолке хлева или конюшни поднавешивает убитую сороку, так
как дворовой-домовой ненавидит эту сплетницу-птицу. Это его, наконец,
стараются ублажать
всякими мерами, предупреждать его желания, угождать его вкусам: не держать
белых кошек, белых собак и сивых лошадей (соловых и буланых он тоже
обижает, а холит и гладит вороных и серых). Если же случится так, что
нельзя отказаться от покупки лошадей нелюбимой масти, то их вводят во
двор, пригоняя с базара, не иначе как через овчинную шубу, разостланную
в воротах, шерстью вверх. С особенным вниманием точно так же хозяйки
ухаживают около новорожденных животных, зная, что дворовой не любит
ни телят, ни овец: либо изломает, либо и вовсе задушит. Поэтому-то таких
новорожденных и стараются всегда унести из хлева и поселяют в избе вместе
с ребятами, окружая их таким же попечением: принесенного сейчас же суют
головой в устье печи, или, как говорят, "подомляют" (сродняют
с домом). На дворе этому домовому не подчинены одни только куры: у них
имеется свой бог.
Прибегая к точно таким же мерам умилостивления домового-дворового, как
и домового-доможила, люди не всегда, однако, достигают цели: и дворовой
точно так же то мирволит, то без всяких видимых поводов начинает проказить,
дурить, причиняя постоянные беспокойства, явные убытки в хозяйстве и
пр. В таких случаях применяют решительные меры и вместо ласки и угождений
вступают с ним в открытую борьбу и нередко в рукопашную драку.
По вологодским местам крестьяне, обезумевшие от злых проказ дворовых,
тычут навозными вилами в нижние бревна двора с приговором: "Вот
тебе, вот тебе за то-то и за то-то". По некоторым местам (например
в Новгородской губ.) догадливый и знающий хозяин запасается ниткой из
савана мертвеца, вплетает ее в трехвостную ременную плеть и залепляет
воском. В самую полночь, засветив эту нитку и держа ее в левой, руке,
он идет во двор и бьет плетью по всем (углам хлева и под яслями: авось,
как-нибудь попадет в виновного.
Нередко домохозяева терпят от ссор, какие заводят между собой соседние
дворовые, несчастье, которое нельзя ни отвратить, ни предусмотреть.
В Вологодской губернии (в Кадниковском уезде, Васьяновокой волости)
злой "дворовушко" позавидовал своему соседу, доброму дворовушке,
в том, что у того и коровы сыты, и у лошадей шерсть гладка и даже лоснится.
Злой провертел дыру в чане, в котором добряк дворовой возил в полночь
с реки воду. Лил потом добряк, лил воду в чан и все ждал, пока она сравняется
с краями, да так и не дождался: и с горя на месте повис под нижней губой
лошадки ледяной сосулькой в виде "маленького человека в шерсти".
Оттуда же (из-под Кадникова) получена и такая повесть (записанная в
дер. Куровской, как событие 80-х годов прошлого столетия).
"Жила у нас старая девка, незамужняя; звали ее Ольгой. Ну, все
и ходил к ней дворовушко спать по ночам и всякий раз заплетал ей косу
и наказывал: "Если ты будешь ее расплетать да чесать, то я тебя
задавлю". Так она и жила нечесой до 35 годов, и не мыла головы,
и гребня у себя не держала. Только выдумала она выйти замуж, и, когда
настал девичник, пошли девки в баню и ее повели с собой, незамужнюю
ту, старую девку, невесту ту. В бане стали ее мыть. Начали расплетать
косу и долго не могли ее расчесать: так-то круто закрепил ее дворовушко.
На другое утро надо было венчаться — пришли к невесте, а она в постели
лежит мертвая и вся черная: дворовушко-то ее и задавил".
Не только в трудах и делах своих дворовой похож на доможила, но внешним
видом от него ни в чем не отличается (также похож на каждого живого
человека, только весь мохнатый). Затем все, что приписывается первому,
служит лишь повторением того, что говорится про второго. И замечательно,
что во всех подобных рассказах нет противоречий между полученными из
северных лесных губерний и теми, которые присланы из черноземной полосы
Великороссии (из губ. Орловской, Пензенской и Тамбовской). В сообщениях
из этих губерний замечается лишь разница в приемах умилостивления: здесь
напластывается наибольшее количество приемов символического характера,
с явными признаками древнейшего происхождения. Вот, например, как дарят
дворового в Орловской губернии: берут разноцветных лоскутков, овечьей
шерсти, мишуры из блесток, хотя бы бумажных, старинную копейку с изображением
коня, горбушку хлеба, отрезанную от целого каравая, и несут, все это
в хлев, и читают молитву:
— Царь дворовой, хозяин домовой, суседушко-доброхотушко. Я тебя дарю-благодарю:
скотину прими — попой и накорми.
Этот дар, положенный в ясли, далек по своему характеру от того, который
подносят этому же духу на севере, в лесах,— на навозных вилах или "а
кончике жесткой плети.
Домовые-дворовые обязательно полагаются для каждого деревенского двора,
как домовой-доможил для каждой избы и баенники для всякой бани, овинники
или гуменники для всех 0ез исключения риг и гумен (гумен, открытых со
всех сторон, и из риг, прикрытых бревенчатыми срубами с непротекающими
крышами). Вся эта нечисть — те же домовые, отличные лишь по более злобным
свойствам, по месту жительства и по затейным проказам.
|