С.В.Максимов Нечистая, неведомая
и крестная сила
V
Овинник (гуменник)
На деревенских задворках торчат безобразные бревенчатые строения —
овины. Словно чудовища с разинутой черной пастью, Готовою проглотить
человека целиком, обступают они со всех
сторон ряды приземистых жилых изб. В сумерки, а особенно ночью, при
легком просвете на утренних зорях, овины своим неуклюжим видом настраивают
воображение простого человека на фантастический лад и будят в душе его
суеверный страх. Задымленные и почернелые, как уголь, овины являют из
себя (как подсказывает загадка) "лютого волчища, у него выхвачен
бочище, не дышет, а пышет".
Так как без огня овин не высушишь, а сухие снопы — что порох, то и суждено
овинам гореть. И горят овины сплошь и рядом везде и каждую осень. Кому
же приписать эти несчастия, сопровождающиеся зачастую тем, что огонь
испепелит все гумно со всем хлебным старым запасом и новым сбором? Кого
же завинить в труднопоправимом горе, как не злого духа, и притом совершенно
особенного?
Вот он и сидит в нижней части строений, где разводят теплицы и днем
пекут деревенские ребята картошку, — сидит в самом углу подлаза днем
и ночью. Увидеть его можно лишь во время светлой заутрени Христова дня:
глаза горят калеными угольями, как у кошки, а сам он похож на огромного
кота, величиной с дворовую собаку,— весь черный и лохматый. Овинник
умеет лаять по-собачьи и, когда удается ему напакостить мужикам, хлопает
в ладоши и хохочет не хуже лешего. Сидеть под садилом в ямине (отчего
чаще зовут его "подовинником") указано ему для того, чтобы
смотреть за порядками кладки снопов, наблюдать за временем и сроками,
когда и как затоплять овин, не позволять делать это под большие праздники,
особенно на Воздвиженьев день и Покров, когда, как известно, все овины
бывают "именинниками" и по старинным деревенским законам должны
отдыхать (с первого Спаса их готовят). Топить овины в заветные дни гуменник
не позволяет; и на добрый случай — пихнет у костра в бок так, что едва
соберешь дыхание; на худой же конец — разгневается так, что закинет
уголь между колосниками и даст всему овину заняться и сгореть. Не позволяет
также сушить хлеба во время сильных ветров и безжалостно больно за это
наказывает.
Гуменник хотя и считается, домовым духом, но самым злым из всех: его
трудно ублажить-усмирить, если он рассердится и в сердцах залютует.
Тогда на овин рукой махни: ни кресты по всем углам, ни молитвы, ни икона
Богоматери Неопалимой Купины не помогут, и хоть шубу выворачивай мехом
наружу и стереги гумна с кочергой в руках на Агафона-огуменника (22
августа). Ходят слухи, что в иных местах (например, в Костромской губ.)
овинника удается задабривать в его именинные дни, С этой целью приносят
пироги и петуха; петуху на пороге отрубают голову и кровью кропят по
всем углам, а пирог оставляют в подлазе. Однако сведущие люди этим приемам
не доверяют и рассказы принимают за сказки.
В брянских лесных местах (в Орловской губ.) рассказывают такой случай,
который произошел с бабой, захотевшей в чистый понедельник в риге трепать
для пряжи. Только что успела она войти, как кто-то застонал, что лошадь,
и захохотал так, что волоса на голове встали дыбом. Товарка этой бабы
со страху кинулась бежать, а смелая баба продолжала трепать лен столь
долго, что домашние начали беспокоиться. Пошли искать и не нашли: как
в воду канула. Настала пора мять пеньку, пришла вся семья, и видят на
гребне какую-то висячую кожу. Начали вглядываться и перепугались: вся
кожа цела и можно было различить на ней и лицо, и волосы, и следы пальцев
на руках и ногах. В Смоленщине (около Юхнова) вздумал мужик сушить овин
на Михайлов день. Гуменник за такое кощунство вынес его из "подлаза",
на его глазах подложил под каждый угол овина головешки с огнем и столь
застращал виновного, что он за один год поседел, как лунь. В вологодских
краях гуменника настолько боятся, что не осмеливаются топить и чистить
овин в одиночку: всегда уходят вдвоем или втроем.
Из Калужской губернии (Мещовского уезда) получились такие вести. Лет
40—50 тому назад одного силача по имени Валуя овинник согнул в дугу
на всю жизнь за то, что он топил овин не в указанный день и сам сидел
около ямы . Пришел этот невидимка-сторож в виде человека и начал совать
Валуя в овинную печку, да не мог изжарить силача, а только помял его
и согнул. Самого овинника схватил мужик в охапку и закинул в огонь.
Однако это не прошло ему даром: выместила злобная нечисть на сыне Валуя
— тоже ражем детине и силаче и тоже затопившем овин под великий праздник:
гуменник поджег овин и спалил малого. Нашли его забитым под стенку и
все руки в ссадинах — знать, отбивался кулаками.
На кулаках же ведут свои расчеты все эти духи и тогда, когда случается,
что они между собою не поладят. Вот что пишут на этот счет из Белозерского
уезда (Новгородская губ.).
К одному крестьянину приходит вечером захожий человек и просит:
— Укрой меня к ночи, пусти ночевать.
— Вишь, у самого какая теснота. Ступай в баню: сегодня топили.
— Ну, вот и спасибо, я там и переночую. На другое утро вернулся чужак
из бани и рассказывает:
_ "Лег я на полок и заснул. Вдруг входит в баню такой мужик, ровно
бы подовинник, и говорит:
— Эй, хозяин. На беседу к себе меня звал, а сам пущаешь ночлежников:
я вот его задушу.
Поднялась той порой половица, и вышел сам баенник.
— Я его пустил, так я его и защищаю. Не тронь. И начали они бороться.
Боролись долго, а все не могут одолеть друг друга. Вдруг баенник крикнул
мужику:
— Сыми крест да хлещи его.
Поднялся я кое-как, стал хлестать — оба они и пропали".
Угождение и почет гуменник так же любит, как все его нечистые родичи.
Догадливые и опытные люди не иначе начинают топить, как попросив у "хозяина"
позволения. А вологжане (Кадниковский уезд) сохраняют еще такой обычай:
после того как мужик сбросит с овина последний сноп, он, перед тем как
ему уходить домой, обращается к овину лицом, снимает шапку и с низким
поклоном говорит: "Спасибо, батюшка-овинник: послужил ты нынешней
осенью верой и правдой".
Не отказывает овинник в своей помощи (по части предсказания судьбы)
и тем девицам, которые настолько смелы, что дерзают мимо бань ходить
гадать к нему на гумно. Та, которой досталась очередь гадать первой,
поднимает на голову платье (как и в банях) и становится задом к окну
сушила:
— Овинник-родимчик, суждено что ли мне по нынешнему году замуж идти?
А гадают об этом всегда на Васильев вечер (в канун Нового года), в полночь,
между вторыми и третьими петухами (излюбленное время у овинника и самое
удобное для заговоров).
Погладит овинник-голой рукой — девушка будет жить замужем бедно, погладит
мохнатой — богато жить. Иные в садило суют руку и делают подобные же
выводы, смотря по тому, как ее погладит. А если никто не тронет — значит,
в девках сидеть.
|