С.В.Максимов Нечистая, неведомая
и крестная сила
XVII
Плотники и печники
О плотниках и печниках распространены в народе много бесчисленные
рассказы, свидетельствующие о том, насколько мстительны и недоброжелательны
эти люди в тех случаях, когда им недоплачивают условленной суммы хозяева
и подрядчики. Особенно дурной славой пользуются те из плотников, которые
известны своим искусством, вроде костромских галичан, знаменитых издревле
владимирских "аргунов", вологодских, вохомских и т. д. Так
как, по известному присловью, их "топор одевает, топор обувает,
да он же и кормит", то мастерство свое они умели довести до замечательного
искусства и даже дошаловливых фокусов, которыми успевают они "морочить
глаза" темных суеверных людей. А если отводят глаза да при этом
еще застращивают и похваляются местью, то чем и объяснить все это, как
не уверенностью их в помощи нечистой силы, с которою они, несомненно,
знаются?
Про вохомских плотников (.в Вологодской губ., Грязовский уезд) известен
такой рассказ. Однажды они не получили сверх расчета обычного угощения
пивом и водкой, и, когда ушли, хозяин послал сына посмотреть новую избу.
Вернулся тот перепуганным и рассказал отцу про такое диво, что тот сам
пошел проверять и увидел то же самое. Только что вошел он, как выскочила
маленькая мышь, за ней другая побольше и еще больше, а последние стали
выбегать ростом в сытую кошку. "Запрягай, сынок, поскорей лошадь,
поезжай за тем мастером, зови его на влазины, а в Петрецове захвати
четверть водки!" Приняли плотника с хлебом-солью и низкими поклонами
в новом доме. Выскочила маленькая мышь, а мастер только и сказал ей:
"Скажи в стаде, чтобы сейчас убирались вон". Не успели они
выпить по второй, как большие и маленькие мыши труском и вприскочку
выбежали из избы мимо них в двери и в поле.
Около села Кубенского (в 30 верстах от Вологды) по сей день стоит ветряная
мельница, совершенно новая, но больше десяти лет не употреблявшаяся
в дело. Тем же вохомским плотникам недоплатил мельник трех рублей, и
с первого же дня помола всякий раз его отбрасывало от жерновов с такой
силой, что он навзничь валился на пол. Приводил он на свою ветрянку
и священника с молитвой, но и это не помогло. Плотники советовали купить
мельницу другому мужику и обещали ему, что она будет хорошо работать,
но тот купить побоялся, а за ним и все прочие опасаются.
В Орловской губернии (под самым городом) подслушали бабы, как владимирские
плотники, достраивая хату, приговаривали: "Дому не стоянье, дому
не житье, кто поживет, тот и помрет", — и подсмотрели, что бревна
тесали они не вдоль, а поперек, а потом напустили червей. Стали черви
точить стены, и едва успел хозяин помереть, как развалилась и хата его.
В Сарапульском уезде (Вятской губ.) построили плотники новый дом. Пришли
они попрощаться да и сказали хозяйке: "Ну, тетка, тебе не спасибо,
вовек будешь помнить, как ты нас поила-кормила". И вот за то, что
она докучала им попреками, укоряя, что много у ней выпили и еще того
больше съели, они посадили ей кикимору: никого не видно, а человеческий
голос стонет. Как ни сядут за стол, сейчас же кто-то и скажет: "Убирайся-ка
ты из-за стола-то!" А не послушают — начнет швырять с печи шубами
или с полатей бросаться подушками. Так и выжила кикимора хозяев из дому.
Сказывали знающие люди о причинах этого происшествия, но разное: одни
говорили, что либо на стоянке, либо под матицу плотники подложили свиной
щетины, отчего и завелись в доме черти. Другие предполагали, что под
домом зарыт был когда-то неотпетый покойник или удавленник и что плотники
знали про то и намеренно надвинули к тому месту первые венцы, когда,
ставили сруб.
Точно так же нельзя было жить в одной избе в Скопинском уезде Рязанской
губернии по той причине, что, как только сядет семья за стол, так и
летят чашки с печи и с полатей лапти, онучи и пр. И иконы поднимали
— не помогло.
В пошехонской деревне (Ярославская губ.) мышкинские плотники сделали
так, что, как придет вечер, так на повети и начнет плакаться жалобный
голос: "Падаю, падаю — упаду". Придут посмотреть — никого
нет. Бились, мучились так до той поры, когда пришел в избу свой же пошехонский
швец, ведомый знахарь.—-"Помоги!" — просят его хозяева.— "Ничего,
говорит, не горюйте!" — Вышел потом портной ночью, услышал слово
"падаю", прошептал свое, какое знал, да и крикнул: "Коли
хочешь валиться, то падай на хлеб!" — Вслед за тем что-то со страшным
треском упало, а после этого в избе уже не "диковалось".
В Белозерской уезде (Новгородская губ.), в деревне Иглине, у крестьянина
Андрея Богомола плотники так наколдовали, что, кто из его семьи ни войдет
в новую избу, всякий в переднем углу видит покойника, а если войдут
с кем-нибудь чужим — не видят. В первую же ночь сына Михаила сбросило
с лавки на пол. Решили сломать избу и поставить новую. Стали ломать
— и нашли в переднем углу, под лавкой, вбитым гвоздь от гроба.
Такая же недобрая слава установилась и за печниками и каменщиками. Последние
в особенности прославились злыми шутками, и притом на всю св. Русь.
Найдется ли на ее широком раздолье хотя один такой счастливый город,
в котором не указали бы на заброшенный нежилой дом, покинутый и заключенный
наглухо? В таких запустелых домах поселяются черти, по ночам возятся
на чердаках и швыряют чем попало и куда попало. В городе Сарапуле (Вятской
губ.) в 1861 году пишущему эти строки указывали на соборной площади
подобный таинственный дом, а три года тому назад об этом же самом доме
сообщали, что верх так и стоит необитаемым уже много лет. Рассказывали,
что, как только кто-нибудь поселится в этом доме, в первую же ночь слышится
голос: "А, окошки вставили, двери сделали!" — и поднимется
вслед за тем шум, а наутро оказывается, что все стекла в окнах и дверях
выбиты. Лет шесть тому назад этот дом так и стоял с разбитыми стеклами.
Теперь окна заколочены досками.
В смысле чертовщины за обширную Белокаменную тоже никто не поручится,
а в Петербурге на нашей памяти на Фонтанке, близ Калинкина моста, существовал
беспокойный дом с зелеными колоннами. Лет 10—15 тому назад на такой
же дом на Литейной (или Моховой) указывали все газеты, и толпы, любопытных
собирались к нему в таком множестве, что вмешалась полиция.
Один каменщик (пишет корреспондент из Сарапула) на крестьян села Мостового
передавал следующее: "Когда трубу кладем, так артути в перышко
гусиное линешь, плотный-то конец оставишь на волю, а другой замажешь.
Как затопят после того печку — она и застонет, а хозяева боятся: "Смотри-ка,
мол, каменщик какую штуку удрал". О такой же приблизительно штуке
сообщает и орловский сотрудник: "Плотники просверлят дыру и вставят
в нее бутылочное горлышко, ветер дует в это незаметное для глаз отверстие,
причем происходит завывание, а хозяин думает, что в его жилище поселили
лешего".
Грязовецкие вологжане рассказывают о своих плотниках, что они кладут
в один из срубов избы деревянную куклу для того, чтобы наводило временами
страх. А делают это так: по три зори подрядчик спрашивает рабочего,
находящегося на срубе: "Что стукаешь?" — Рабочий отвечает:
"Лень на шабаш".— Подрядчик говорит: "Лешему строит шалаш".
Из Шуйского уезда (Владимирская губ.) пишут: сговорились плотники с
печниками и вмазали в трубу две пустые незаткнутые бутылки по самые
горлышки . Стали говорить хозяева: "Все бы хорошо, да кто-то свистит
в трубе — страшно жить". Пригласили других печников: "Поправить,
говорят, можно, только меньше десятки не возьмем". Взялись сделать,
но, вместо бутылок, положили гусиных перьев, потому что не получили
должного расчета. Свист прекратился, но кто-то стал охать да вздыхать.
Опять обратился хозяин к плотникам, отдал уговорные деньги на руки вперед,
и все успокоилось.
Погрубее и попроще месть обсчитанных печников заключается в том, что
один кирпич в трубе закладывается так, что печь начинает постоянно дымить,
а плотники засовывают в пазах между венцами во мху щепочки, которые
мешают плотной осадке. В этих местах всегда будет продувать и промерзать.
Точно так же иногда между концами бревен, в углу, кладут в коробочку
камни: не вынувши их, нельзя плотно проконопатить, а затем и избы натопить.
Под коньком на крыше тоже прилаживается из. мести длинный ящичек без
передней стенки, набитый берестой: благодаря ему в ветреную погоду слышится
такой плач и вой, вздохи и вскрики, что простодушные хозяева предполагают
тут что-либо одно из двух: либо завелись черти-дьяволы, либо из старого
дома ходит сжившийся с семьей доброжелатель-домовой и подвывает; просится
он в новый дом, напоминает о себе в тех случаях, когда не почтили его
перед зовом на новое пепелище, а обзавелись его соперником.
Всех этих острасток совершенно достаточно для того, чтобы новоселья
обязательно справлялись с таким же торжеством, как свадьбы: с посторонними
гостями и подарками, с приносом хлеба-соли и с самыми задушевными пожеланиями.
Плотников задабривают еще далеко загодя: когда сговорятся насчет условий
— пьют заручное, когда положат первый ряд основных бревен— пьют "обложейное",
когда заготовленный сруб перелезут и поставят на указанное место — опять
пьют при установке матицы (это тот брус, или балка, который кладется
поперек всей избы, и на нем настилается накат и укрепляется потолок).
Матицу "поднимают" и "обсевают" в полной обрядовой
обстановке, повсеместно одинаковой, как завет седой старины. Вот как
это делается: хозяин ставит в красном углу зеленую веточку березки,
а затем из среды плотников выступает такой, который половчее прочих
и полегче на ногу. Это — "севец", как бы жрец какой, отгонитель
всякого врага и нечистого супостата. Он и начинает священнодействовать:
обходит самое верхнее бревно, или "черепной венец", и рассевает
по сторонам хлебные зерна и хмель. Хозяева же все это время молятся
Богу. Затем севец-жрец переступает на матицу, где, по самой середине
ее, привязана лычком овчинная шуба, а в карманах ее положены: хлеб,
соль, кусок жареного мяса, кочан капусты и в стеклянной посудине зелено
вино (у бедняков горшок с кашей, укутанный в гаолушубок). Лычко, перерубается
топором, шуба подхватывается внизу на руки, содержимое в карманах выпивается
и поедается. Весь этот обряд имеет, разумеется, символическое значение:
зеленые веточки березы, которую хозяин, предварительно обряда, ставит
в переднем углу, вместе с иконой, и зажигает перед ними свечку,— служат
символом здоровья хозяина и семьи; шуба и овечья шерсть, вместе с ладаиом
заложенные под матицу, обозначают изобилие всего съедобного и тепло
в избе.
|