С.В.Максимов Нечистая, неведомая
и крестная сила
XVIII
Пастухи
Крестьяне обыкновенно выбирают в пастухи человека безземельного,
неспособного по слабости здоровья или же иным причинам к полевым работам.
Но при этом принимается в соображение, что если пастух и немощен телом,
то, взамен того, он владеет особой необъяснимой и таинственной силой,
при помощи которой влияет на стадо и спасает его от всяких бед и напастей.
Таких необычайных пастухов очень много в лесных местностях. Здесь верят,
что они (по словам пастушьего разговора) оберегают скотину от "лютаго
зверя чернаго, от широколапаго .медведя, от перехожаго пакостника-волка,
рыскуньи-волчицы, от рыси и росомахи, от змея и всякаго зверя, и гада,
и от злого и лихаго человека". Эти заговоры пастухи обязаны знать
прежде всего, так как крестьяне придают этому большое значение: если
в прежние времена не слыхать было на пастухов жалоб, то, стало быть,
и заговорные слова говорились ими не на ветер, стало быть, они действительно
владели той силой, которая не каждому дается. Нет явных следов, чтобы
пастухи знались с лешим или луговыми и прибегали к их помощи, но людская
молва и в этих знахарях не прочь подозревать связь с чародеями, а пожалуй,
и с самими лешими. По крайней мере, в Олонецкой губерния (Каргопольский
(уезд) уверены, что для удачной пастьбы опытные пастухи обещают лешему
корову или две, так как волков и медведей напускает на стада эта лесная
нежить .
От леших, между прочим, запасаются пастухи "спуском", т. е.
особым заговором, при помощи которого колдуны отыскивают потерявшееся
животное, и сами этими чарами руководствуются.
Когда придет время спускать скот на пастьбу, пастух у всякой скотины
промеж ушей и с крестца состригает клок шерсти и закатывает его в чистый
воск . Этот шарик он впоследствии прячет под камень, около того места,
куда обычно ходит стадо на водопой, и предварительно читает длинный
заговор, причем шарик этот держит в одной руке, а в другую берет висячий
замок. И сам пастух, и все хозяева крепко верят в охранительную силу
этого заговора, перед первым выгоном скота на пастбище производится
еще особый обряд "обхода", необходимый, для того, чтобы стадо
не расходилось летом и не блуждало бы по лесам. Заключается этот обряд
в том, что пастух обходит стадо со свечой, с которой стояли светлую
заутреню. Часть этой свечи он заделывает в свой берестяной рожок и уверен,
что на звук такого рожка скот станет сходиться скорее и охотнее, а хищные
звери быстрее убегать прочь.
Таким образом, питаясь лишь кое-какими крохами, оставшимися от трапезы
старого язычества, пастушеский быт, в самом корне своем, давно уже подчинился
христианским верованиям и обычаям. С того самого времени, когда первые
проповедники христианства, увлекшись дешевым созвучием, подменили язычество
бога Белеса мучеником греческой церкви Власием (последний стал защитником
рогатого скота подобно тому, как другие мученики римской церкви, Флор
и Лавр, считаются покровителями лошадей). На краю городов, непременно
у самых выгонов, кое-где и теперь сохраняются древние церкви, освященные
обязательно во имя священномученика Власия. Эти церкви встречаются преимущественно
в северных городах, начиная с Холмогор и Вологды, продолжая Костромой,
Ярославлем, Псковом и Новгородом и оканчивая самой Москвой и старыми
подмосковными большими городами.
Впрочем, по нынешним временам, уже и в глухих местах Пошехонья перестают
верить в разные таинственные загадочные приемы пастухов. Теперь, пожалуй,
не только но и совсем не знают, что для розыска заблудившегося оного
надо положить "а перекрестке крест из лучинок или палочек, сделанный
не руками, а губами, и т. п. Но зато теперь начинают понимать, что магическая
сила пастухов, позволяющая им, по желанию, собирать скот в одно место,
имеет очень простое объяснение: не жалея нескольких фунтов соли, нынешние
пастухи рассыпают ее на одном месте, на какой-нибудь уединенной лужайке
и, таким образом, приучают скот не разбивать стада и собираться на указанном
месте, при первом же звуке рожка, пощипать вкусной соленой травы.
|