Персонажи славянской мифологии Сост.: А.А.Кононенко, С.А. Кононенко; Художник В.А.Кононенко АВСЕНЬ Авсень (аусень, баусень, таусень, овсень,
усень) — в восточнославянской мифологии ритуальный персонале рождественских
праздников. Авсень идёт первым и готовит тропу, наводит мосточек для
Рождества и Крещенья, которые идут следом. В других поверьях Авсень
едет на коне вместе с Новым годом. Можно предположить, что Авсень (юсинь
— проси-нец) — это первый месяц года, стык декабря и января, символизирующий
начало временного цикла. Авсень, авсень, Святочная колядка, исполняемая на Тамбовщине АЛАТЫРЬ Алатырь (латырь) — в русских средневековых легендах
и фольклоре камень, «всем камням отец», наделённый целебными и волшебными
свойствами. В заговорах и сказках «бел-горюч камень». На море, на окияне, На острове на Буяне, лежит горюч
камень, на том камне сидела пресвятая богородица, держала в руке иглу
золотую, вдевала нитку шелковую, зашивала рану кровавую: тебе, рана,
не болеть, тебе кровь, не бежать, аминь. Старинный заговор против крови АЛКОНОСТ Алконост (алконос) — сказочная райская птица, в апокрифах
и сказаниях птица грусти и печали. Изображалась на лубочных картинках
с крыльями и человеческими руками, телом и лицом женщины. Образ Алконоста
восходит к греческому мифу об Алкионе, бросившейся в море и превращённой
богами в зимородка. Алконост несет яйца на берегу моря и, погружая их
в глубину моря, делает его спокойным на шесть дней. Услышавший пение
этой птицы, забывает обо всём на свете. Резник Олеха — лесное чудо, Н.А. КЛЮЕВ «Погорельщина» АМАЗОНЫ
Амазоны — фантастические персонажи, которые изображались
на русских лубочных картинках, обычно с тёмными как у арапов лицами.
Особого распространения в мифах н преданиях эти персонажи не получили.
Скорее всего, так представлялись нашим предкам жители дальних неведомых
земель. Лик их был свиреп и воинственен, атрибутом было копьё или лук
со стрелами. Тепло у старой, уютно. Стены в картинках; картинки
шелками да бисерами шиты: тут и цветочки, и лютые звери, и монастырь,
и китайцы, и амазоны на конях и так амазоны, лебеди, замки и опять китайцы.
на столиках шкатулки - бисерные, и кожей обделанные, и разрисованные,
и хрустальные. А.М. РЕМИЗОВ «Чертик» АНЧУТКА
Анчуткэ — в восточнославянской мифологии злой дух.
бесёнок, обитающий в болоте, имеет крылья. Помощник водяных н болотных.
Ещё его называют «беспятым», «беспалым»; хромота — одна из основных
примет нечистой силы. Анчутка — происходит, по-видимому от балтийского
утка(маленькая утка). В более позднее время — одно из русских названий
чертенят. В сказках он беспятый, потому, что волк ему пятку откусил. ... Я сiв у той човен та й давай гребтись до другого
берега. Гребуся co6i та и гребуся, коли це вибрався на середину, аж
тут човен як розколихався, i хто його знае вig чого. Дивлюсь я, аж на
днi човника лежишь якесь собачатко, так, як ото шарча, лежишь, i п'ятка
в нього на однт нозi обсмалена, звернулося в клубочок та мугиче. I.М. ШАПОВАЛ «У пошуках скарбiв» АСИЛКИ Асилки (осплкп, велеты) — богатыри-великаны. В мифах
восточных славян упоминаются жившие в древние времена великаны, которые
создавали реки, воздвигали горы. Когда же они сердились, вырывали с
корнями деревья, сбрасывали камни с гор, устраивали бури и штормы. Играючи,
бросали в небо булавы, чем вызывали гром. Возгордившись своей силой,
великаны стали угрожать небесным богам, рассердили их и были ими уничтожены. Кам'ямi баби - то люди колись були. Iх однi звали
великдонами, а iншi веленями. Це, кажуть, був превеликий народ, i жив
вiн до створення сонца. САВУР - МОГИЛА. Легенди i перекази Нижньоi Надднiпрянщини. Упорядник В.А. Чабаненко. АУКА Аука — дух леса, который в отличие от леших и прочих
из нежити, не спит ни зимой ни летом. Зимой ему раздолье. Любит он морочить
голову человеку в зимнем лесу, отзываться сразу со всех сторон. Маленький,
пузатенький, щёки надутые. Как крикнешь в морозном воздухе — со всех
сторон «аукнет», заведёт в глушь. Вселит надежду, а сам водит до тех
пор, пока не утомится человек и не уснёт сладким морозным сном, обо
всём забыв. Ауку, чай, знаете? Аука в избушке живёт, а изба у
него с золотым мхом, а вода у него круглый год от весеннего льда, помело
у него — медведевая лапа, бойко выходит дым из трубы, и в морозы тепло
у Ауки. A.M. РЕМИЗОВ. «К Морю-Океану» БАБАЙ Бабай — злой ночной дух, старик с котомкой или с большим
мешком, в который он якобы забирает непослушных детей. Когда приходит
время ночного сна, бабай из огорода или из береговых зарослей приходит
под окна и сторожит. Услышит капризы и детский плач — шумит, шуршит,
скребётся, стучит в окно. Но нигде не встречается, чтобы бабай забрал
и унёс ребёнка, он только путает, скорее всего, им путают детей. Ай, бай, бай, бай, Колыбельная песня БАБА-ЯГА
Баба-яга — лесная старуха-волшебница, ведьма, ведунья.
Персонаж сказок восточных и западных славян. Живёт в лесу, в «избушке
на курьих ножках». Одна нога у неё костяная, она плохо видит, летает
по свету в ступе. Можно проследить параллели с другими персонажами:
ведьма — способ перемещения, умение перевоплощаться; богиня зверей и
леса — жизнь в лесу, полное подчинение ей животных; повелительница мира
мёртвых — забор из человеческих костей вокруг избы, черепа на кольях,
засов — человеческая нога, запор — рука, замок — зубы. В большинстве
сказок — противница героя, но иногда его помощница и дарительница. ...Дошёл Андрей до леса, видит — стоит избушка на
курьих ножках. Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что.
Русская народная сказка в обработке А.Н. ТОЛСТОГО БАДНЯК Бадняк — рождественский персонаж южнославянской мифологии.
Его символ — «рождественское полено», пень с бородой или ветка, сжигаемые
в сочельник. Бадняк противопоставляется Божичу, как старый год новому.
Он связан с образом змея у корней дерева.Сожжение Бадняка в конце старого
года символизирует поражение змея (змей — воплощение нижнего мира) огнём,
знаменует начало нового временного цикла. Истрийские славяне кормят возжженный на Иванов день
чурбан, осыпая его хлебными зёрнами. При зимнем повороте солнца сербы
зажигают в домашней печи дубовый обрубок (бадняк), а в разведённое пламя
бросают деньги, сыплют хлебные зёрна, муку и соль, льют вино и масло
и молят о плодородии в стадах и жатвах и изобилии в доме. Ударяя кочергою
по горящему полену, они поговаривают: «Сколько искр, столько бы коров,
коней, коз, овец, свиней, ульев, счастья и удачи!» Возжжение бадняка
известно и в Черногории, и у болгар, и везде оно сопровождается семейным
пиршеством. А.Н. АФАНАСЬЕВ. «Поэтические воззрения славян на природу» БАЕЧНИК Баечник (перебаечник) — злой домашний дух. Появляется
только ночью и не любит, чтобы за ним наблюдали. После страшных разговоров,
историй можно слышать его тихий плач и глухие сдержанные стоны, прерывисто-краткий
голос. Желательно не заговаривать с этими духами — добра не будет: можно
опасно заболеть. Представляется баечник старичком, маленьким, неповоротливым. ... Ходит босым, чтоб не слышно было, как он стоит
над человеком с протянутыми над головой руками (хочет узнать страшно
или нет). Будет разводить руками до тех пор, пока рассказанное не наспится
и человек не проснётся в холодном поту. Ьсли в это время зажечь лучину,
можно увидеть убегающие тени, это он. В доме их четыре-пять. самый страшный
— усатый перебаечник, у него усы заменяют руки. Защититься от перебаечника
можно заклятьем, но оно забыто. С.В. МАКСИМОВ «Нечистая, неведомая и крестная сила» БАННИК Банник (баенник, лазннк бай-ник) — дух, живущий в
бане, злой, появляется в облике маленького нагого человечка с радужными
глазами. В нетопленой бане живёт всегда, пар выгоняет его ненадолго.
Может погубить человека, моющегося в неурочное время (после полуночи).
Сначала усыпляет, потом длинными и толстыми губами обволакивает рот
и загоняет в грудную клетку горячий воздух. Особенно не любит выпивох.
Умелые люди выгоняют его банным веником. Банник моется вместе с чертями,
лешими, овинниками в четвёртую очередь, кто попадёт им в это время —
запарят. Если уж случилось — убегать надо задом наперёд. Заискивают расположение баинника тем, что приносят
ему угощение из куска ржаного хлеба, круто посьтанного крупной солью.
А чтобы навсегда отнять у него силу и охоту вредить, ему приносят в
дар черную курицу... С.В. МАКСИМОВ «Нечистая, неведомая и крестная сила». Последняя неделя великою поста — Страстная неделя
Четверг на страстной неделе — «чистый четверг». Обязательным было и
купание в бане... Всходя на полок, приговаривают: «Хрещеный на полок,
нехрещеный с полка». Выходя из бани оставляют на полке ведро воды и
веник для «хозяина» (баиника) и, перекрестившись, произносят: «Тебе,
баня, на стоянье, а нам на здоровье». КРУГЛЫЙ ГОД. Русский земледельческий календарь.Составитель
А.Ф. НЕКРЫЛОВА БАРАБАШКА Барабашка — персонаж, который появился совсем недавно.
Его можно назвать добрым до-можилом городских квартир. Существо маленькое,
бессловесное, невидимое. Проявляет себя тем, что стучит, барабанит,
двигает предметы. Некоторые хозяева изобретают различные способы общения
с Барабашкой. Отвечает он обычно стуком. По характеру добрый и любит
добрых хозяев, доброе отношение к себе. Там, где в доме зло, хамство
и другие пороки, Барабашка не живёт; от тех, кто его обижает, он уходит. Один из способов общения с Барабашкой, которому научили
меня мои киевские друзья, заключается в следующем: два человека берут
шесть простых карандашей, четыре целых и два обрезанных наполовину (все
неподточенные), и БЕЛБОГ Белбог — бог, живущий на небесах и управляющий ими.
Представляется в облике старца с длинной седой бородой, в белых одеждах
и с посохом в руке. Есть олицетворением светлого дня. Все время в противоречии
с тёмными силами ночи, олицетворением которых есть Черно-бог. Белбог
своим посохом собирает белые облака, если их разогнали ветры, протыкает
их, чтобы пролить дождь. По правую руку от Перуна стоял Даждьбог, он был гораздо
ниже, толстый, с большим животом, со сложенными впереди руками; слева
— Стрибог, сделанный из четырехугольного камня, в большой шапке, из-под
которой смотрели на все стороны света четыре лица. За ними стояли добрый
Белобог, злой Чернобог, Волос. С.Д. СКЛЯРЕНКО «Владимир» БЕЛУН Белун — по белорусским поверьям дух жатвы в образе
старика со светлой бородой, в белых одеждах. Он помогает жать, награждает
золотом того, кто ему услужит, выводит из леса заблудившихся. Солнце
любит, без него темно в лесу. Очень старый, немножко глухой, ходит возле
ржи или на опушке леса, а за ним пчёлы летают, на плечи птички садятся,
у ног зайчата скачут. За могильною горою стоит белая избушка Белуна. Белун
— старик добрый. A.M. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану» БЕРЕГИНИ Берегини — воздушные девы, оберегающие людей от упырей.
Славяне считали, что берегини живут возле дома и оберегают дом и его
обитателей от злых духов. Весёлые, шаловливые и привлекательные создания,
поющие чарующие песни восхитительными голосами. Ранним летом при луне
они кружатся в хороводах на берегах водоёмов. Где бегали и резвились
берегини, там трава растёт гуще и зеленее, а в поле хлеб родится обильнее. ... Ми вже прожили бiльше нiж пiввiку, настае час,
коли маемо оглядатися на прожите, думати про скороминувшину, а тоб велено
долею додивлятися, Щоб naшoi Берегин не потривожили домовики... В. СКУРАЛВСЬКИЙ «Берегиня» БЕСИЦЫ-ТРЯСАВЙЦЫ Бесицы-трясавицы — духи болезней. Вначале так называли
лихорадку, а затем и другие болезни. В заговорах встречается 7, 10,
40, 77, но чаще всего 12 болезней. Бесицы-трясавицы — серьёзные заболевания,
они считались «дщерями Ирода царя» и изображались в виде голых женщин
дьявольского обличья с крыльями. Имена их соответствуют функциям: Трясея,
Ог-нея, Ледея (насылает озноб), Гнетея (ложится на рёбра и утробу),
Гры-нуша или Хрипуша (ложится на грудь и выходит харканьем), Глухея
(голову ломит и уши закладывает), Ломея (кости и тело ломит), Пухнея,
Желтея (насылаетжелтуху), Корку-ша (насылает корчи), Глядея (спать не
даёт, ума лишает), Невея (поймает человека — не жить ему). В Сильвестров день (15 января) заговаривают лихоманку
Селиверстов день гонит лихоманок - сестер за 77 верст. Для изгнания
лихоманок, лихорадок прибегали к помощи заговоров, главной особенностью
которых и силой в глазах крестьян был перечень всех имён демонов-лихорадок
«Тря-сея,огнея, глядел, авкаркуша, храпуша, пухлея, желтея, авея, немея,
глухея, каркуша», — из заговора XVIII века; «Хрипуша, ломея, пухлея,
дряхлея, дремлея, ветрея, смутница, зябуха», — из заговора XIX века.
Названные поимен-но,«окаянные дьяволицы» — трясовицы —«дщери царя Ирода»,
предназначеннные для того, чтобы «мучить род человеческий», — должны
были отступиться от больного. КРУГЛЫЙ ГОД. Русский земледельческий календарь.Составитель А. Ф. НЕКРЫЛОВА БЕСЫ Бес — одно из названий Чер-нобога. Позже — обобщённое
название злых духов. Безобразные, со свиными рылами, длинными ушами
и хвостами, рогатые и косматые. Умеют быстро перемещаться в пространстве.
Особенно усердствуют в непогоду осенью и зимой. Хрюкают, чавкают, воют,
визжат, плюются, кружась в бешеной пляске. Сбивают с пути одинокого
путника, заводят его в непролазную чашу или в трясину, толкают в прорубь;,
пугают коней и, вцепившись в гриву, загоняют их до смерти. Могут превращаться
в неодушевлённые предметы. «... В поле бес нас водит, видно, А.С. ПУШКИН «Бесы» БОГИНКИ Богинки — мифологические персонажи западных славян.
Страшные обликом: старые безобразные хромые женщины с большой головой,
отвисшими грудями, вздутым животом, кривыми ногами, чёрными клыкастыми
зубами; по поверьям, похищают и подменяют детей. Могут появляться в
виде лягушек, собак, кошек, показываться как тень, но чаще всего для
людей они невидимы. Ботиками становятся умершие роженицы, женщины-самоубийцы,
девушки, избавившиеся от плода, убийцы детей. Обитают в пещерах, болотах,
прудах, оврагах. Появляются ночью в ненастье. Богинки подменяют детей, подбрасывая на их место своих
уродцев; похищенных детей превращают в нечистых духов; мучают людей
по ночам, давят, душат их, сосут грудь у детей, мужчин, насылают порчу
на детей. Богинки опасны также для скота; они пугают и губят скот на
пастбищах, гоняют лошадей, заплетают гривы. О.В. САННИКОВА БОЖИЧ Божпч — рождественский персонаж южнославянской мифологии,
упоминаемый в колядках. Символ его — златорогий олень, обозначающий
начало нового солнечного цикла; также огонь. Умирает в огне Бадняк (старый
год) п Божпч (новый год) на своих золотых рогах приносит обновлённое
солнце. Бо-жпч — солнечное божество, предвещающее весеннее возрождение
природы, её омоложение. Известно, что все христианские праздники в точности
«подогнаны» под языческие. Подтверждение этому — фольклор, обрядность,где
каждая деталь пульсирует соками первоначальной истинной веры этноса. Виктория СТАХ БОЛИ-БОШКА Боли-бошка — дух леса, живущий в ягодных местах. Большеголовый,
неуклюжий, одёжа рваная, в заплатах. Прикинется старичком, выйдет навстречу
и просит помочь найти утерянную сумку или ещё что-нибудь. Нельзя поддаваться
на его уговоры, хоть он долго умоляет. Уступишь, начнёшь о потере думать,
смотреть по сторонам, наклоняться, искать — вскочит боли-бошка на шею,
голову петлёй стянет и будет водить по лесу. Голова разболится — заблудишься
вовсе и пропадёшь. Тише! Вот и сам Боли-бошка! — Почуял, подходит: набедит,
рожон! A.M. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану» БОЛОТНИЦА Болотница (омутница, лопат-ница) — дева-утопленница,
живущая на болоте. Её чёрные волосы раскинуты по нагим плечам и убраны
осокой и незабудками. Растрёпа и нечёса, бледнолицая с зелёными глазами,
всегда голая и готовая завлекать людей к себе только для того, чтобы
без всякой особой вины защекотать до смерти и потопить их в трясине.
Болотни-цы могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди,
разрушительный град; похищать у заснувших без молитвы женщин нитки,
холсты и полотна. Золотисты лица купальниц. А.А. БЛОК «Твари весенние» БОЛОТНЯНИК Болотняник (болотяник, баг-ник) — дух болота, живёт в большом каменном доме с женой и детьми. Жена — болотница, дева-утопленница. В родственных связях с водяным и лешим. Болотняник — седой старик с широким желтоватым лицом. Обернувшись монахом, обходит и заводит путника, завлекает его в трясину. Любит гулять по берегу. Пугает идущих через болото резкими звуками, вздохами; выдувая воздух пузырями, громко причмокивает. Подстраивает ловушки для несведущих — зелёную траву или корягу, бревно, а под ними — трясина, глубокая топь.
А.А. БЛОК «Болото — глубокая впадина БОСОРКУН Босоркун (внтряник) — горный дух, который поднимает
сильный ветер и летает с этим ветром невидимым. Кто его задерживает,
того он убивает силой ветра. Босоркун вызывает засуху, насылает на людей
и животных болезни, недомогания. У венгров есть похожий мифологический
персонаж — босор-кань, ведьма, безобразная старуха, обладающая способностью
летать и превращаться в животных, которая также вредит посевам, людям
и скоту. Босоркуны вредят людям преимущественно ночью, время
их особой активности — Иванов день (24 июня), день Луцы (13 декабря)
и день святого Георгия (24 апреля), покровителя скота. Н.И. ТОЛСТОЙ БОЯН Боян — мифический поэт-певец древних славян. Упоминается
в летописях. От Бояна идёт традиция сложения былин, раннего устного
поэтического творчества. Он везде успевает, где случаются значительные
события, воспевает мудрость князей и подвиги воинов; но в назидание
потомкам смело «бает» о распрях, изменах, неразумной гордыне правителей,
что приводит к страшным бедам. Песни Бояна — устная летопись жизни народа. У Бояна вещего, бывало, СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ. Перевод Н.РЫЛЕНКОВА БРОДНИЦЫ Бродницы — у древних славян духи охранительницы бродов,
миловидные девушки с длинными волосами. По преданиям, Бродницы живут
вместе с бобрами в тихих заводях. Они охраняют броды, сделанные из хвороста,
подправляют их, стерегут. Когда же враг тайком подбирается — Бродницы
незаметно разрушают брод, направляя неприятеля в топь или в омут. ...И водные Бродницы, плавая тихо, волновали синие
воды и, чаруя глубокие недра, призывали навов из тёмных могил. A.M. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану» БУЯН Буян — мифический остров, который упоминается в русских
сказках и заговорах. Находится далеко в море. Остров Буян наделён чудесной
силой, на нём хранятся волшебные вещи, которые помогают сказочным героям
бороться со злом. Там же на острове есть священный камень алатырь, кто
сумеет найти этот камень — все желания его исполнятся. Ветер весело шумит, А.С. ПУШКИН «Сказка о царе Салтане...»
|