Персонажи славянской мифологии Сост.: А.А.Кононенко, С.А. Кононенко; Художник В.А.Кононенко


АВСЕНЬ

Авсень (аусень, баусень, таусень, овсень, усень) — в восточнославянской мифологии ритуальный персонале рождественских праздников. Авсень идёт первым и готовит тропу, наводит мосточек для Рождества и Крещенья, которые идут следом. В других поверьях Авсень едет на коне вместе с Новым годом. Можно предположить, что Авсень (юсинь — проси-нец) — это первый месяц года, стык декабря и января, символизирующий начало временного цикла.

Авсень, авсень,
Шёлковая борода,
Золотая голова,
Подай пирога
Или курочку с хохолком,
Петушка с гребешком;
Подай денежку с орлом
И копеечку с копьём!

Святочная колядка, исполняемая на Тамбовщине


АЛАТЫРЬ

Алатырь (латырь) — в русских средневековых легендах и фольклоре камень, «всем камням отец», наделённый целебными и волшебными свойствами. В заговорах и сказках «бел-горюч камень».
Расположен в центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне. На нём стоит мировое древо или трон мирового царствования. Из-под него по всему миру растекаются целебные реки.

На море, на окияне, На острове на Буяне, лежит горюч камень, на том камне сидела пресвятая богородица, держала в руке иглу золотую, вдевала нитку шелковую, зашивала рану кровавую: тебе, рана, не болеть, тебе кровь, не бежать, аминь.

Старинный заговор против крови


АЛКОНОСТ

Алконост (алконос) — сказочная райская птица, в апокрифах и сказаниях птица грусти и печали. Изображалась на лубочных картинках с крыльями и человеческими руками, телом и лицом женщины. Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, бросившейся в море и превращённой богами в зимородка. Алконост несет яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на шесть дней. Услышавший пение этой птицы, забывает обо всём на свете.

Резник Олеха — лесное чудо,
Глаза — два гуся, надгубье рудо,
Повысек птицу с лицом девичьим,
Уста закляты потайным кличем.
Заполовели у древа щёки
И голос хлябкий, как плеск осоки,
Резчик учуял: «Я — Алконост,
Из глаз гусиных напьюся слез!»

Н.А. КЛЮЕВ «Погорельщина»


АМАЗОНЫ

Амазоны — фантастические персонажи, которые изображались на русских лубочных картинках, обычно с тёмными как у арапов лицами. Особого распространения в мифах н преданиях эти персонажи не получили. Скорее всего, так представлялись нашим предкам жители дальних неведомых земель. Лик их был свиреп и воинственен, атрибутом было копьё или лук со стрелами.

Тепло у старой, уютно. Стены в картинках; картинки шелками да бисерами шиты: тут и цветочки, и лютые звери, и монастырь, и китайцы, и амазоны на конях и так амазоны, лебеди, замки и опять китайцы. на столиках шкатулки - бисерные, и кожей обделанные, и разрисованные, и хрустальные.

А.М. РЕМИЗОВ «Чертик»


АНЧУТКА

Анчуткэ — в восточнославянской мифологии злой дух. бесёнок, обитающий в болоте, имеет крылья. Помощник водяных н болотных. Ещё его называют «беспятым», «беспалым»; хромота — одна из основных примет нечистой силы. Анчутка — происходит, по-видимому от балтийского утка(маленькая утка). В более позднее время — одно из русских названий чертенят. В сказках он беспятый, потому, что волк ему пятку откусил.

... Я сiв у той човен та й давай гребтись до другого берега. Гребуся co6i та и гребуся, коли це вибрався на середину, аж тут човен як розколихався, i хто його знае вig чого. Дивлюсь я, аж на днi човника лежишь якесь собачатко, так, як ото шарча, лежишь, i п'ятка в нього на однт нозi обсмалена, звернулося в клубочок та мугиче.

I.М. ШАПОВАЛ «У пошуках скарбiв»


АСИЛКИ

Асилки (осплкп, велеты) — богатыри-великаны. В мифах восточных славян упоминаются жившие в древние времена великаны, которые создавали реки, воздвигали горы. Когда же они сердились, вырывали с корнями деревья, сбрасывали камни с гор, устраивали бури и штормы. Играючи, бросали в небо булавы, чем вызывали гром. Возгордившись своей силой, великаны стали угрожать небесным богам, рассердили их и были ими уничтожены.

Кам'ямi баби - то люди колись були. Iх однi звали великдонами, а iншi веленями. Це, кажуть, був превеликий народ, i жив вiн до створення сонца.
Як послав Господь сонце, стали великдони виходити на могили, стали плювати на нього. Господь розгнiвався i прокляв iх. З того часу вони зменшились i покам'янiли.

САВУР - МОГИЛА. Легенди i перекази Нижньоi Надднiпрянщини. Упорядник В.А. Чабаненко.


АУКА

Аука — дух леса, который в отличие от леших и прочих из нежити, не спит ни зимой ни летом. Зимой ему раздолье. Любит он морочить голову человеку в зимнем лесу, отзываться сразу со всех сторон. Маленький, пузатенький, щёки надутые. Как крикнешь в морозном воздухе — со всех сторон «аукнет», заведёт в глушь. Вселит надежду, а сам водит до тех пор, пока не утомится человек и не уснёт сладким морозным сном, обо всём забыв.

Ауку, чай, знаете? Аука в избушке живёт, а изба у него с золотым мхом, а вода у него круглый год от весеннего льда, помело у него — медведевая лапа, бойко выходит дым из трубы, и в морозы тепло у Ауки.
...Аука затейный: знает много мудрёных докук, балагурья, обезьянку состроит, колесом перевернётся и охоч попугать, инда страшно. Да на то он Аука, чтобы пугать.

A.M. РЕМИЗОВ. «К Морю-Океану»


БАБАЙ

Бабай — злой ночной дух, старик с котомкой или с большим мешком, в который он якобы забирает непослушных детей. Когда приходит время ночного сна, бабай из огорода или из береговых зарослей приходит под окна и сторожит. Услышит капризы и детский плач — шумит, шуршит, скребётся, стучит в окно. Но нигде не встречается, чтобы бабай забрал и унёс ребёнка, он только путает, скорее всего, им путают детей.

Ай, бай, бай, бай,
Не ходи, старик Бабай,
Коням сена не давай.
Кони сено не едят,
Все на Мишеньку глядят.
Миша слит по ночам.
И растёт по часам.
Ай, бай, бай, бай,
Не ходи ты к нам, Бабай.

Колыбельная песня


БАБА-ЯГА


Баба-яга — лесная старуха-волшебница, ведьма, ведунья. Персонаж сказок восточных и западных славян. Живёт в лесу, в «избушке на курьих ножках». Одна нога у неё костяная, она плохо видит, летает по свету в ступе. Можно проследить параллели с другими персонажами: ведьма — способ перемещения, умение перевоплощаться; богиня зверей и леса — жизнь в лесу, полное подчинение ей животных; повелительница мира мёртвых — забор из человеческих костей вокруг избы, черепа на кольях, засов — человеческая нога, запор — рука, замок — зубы. В большинстве сказок — противница героя, но иногда его помощница и дарительница.

...Дошёл Андрей до леса, видит — стоит избушка на курьих ножках.
— Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом!
Избушка повернулась, Андрей вошёл и видит — на лавке сидит седая старуха, прядёт кудель.
— Фу, фу, русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришёл! Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь.

Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что. Русская народная сказка в обработке А.Н. ТОЛСТОГО


БАДНЯК

Бадняк — рождественский персонаж южнославянской мифологии. Его символ — «рождественское полено», пень с бородой или ветка, сжигаемые в сочельник. Бадняк противопоставляется Божичу, как старый год новому. Он связан с образом змея у корней дерева.Сожжение Бадняка в конце старого года символизирует поражение змея (змей — воплощение нижнего мира) огнём, знаменует начало нового временного цикла.

Истрийские славяне кормят возжженный на Иванов день чурбан, осыпая его хлебными зёрнами. При зимнем повороте солнца сербы зажигают в домашней печи дубовый обрубок (бадняк), а в разведённое пламя бросают деньги, сыплют хлебные зёрна, муку и соль, льют вино и масло и молят о плодородии в стадах и жатвах и изобилии в доме. Ударяя кочергою по горящему полену, они поговаривают: «Сколько искр, столько бы коров, коней, коз, овец, свиней, ульев, счастья и удачи!» Возжжение бадняка известно и в Черногории, и у болгар, и везде оно сопровождается семейным пиршеством.

А.Н. АФАНАСЬЕВ. «Поэтические воззрения славян на природу»


БАЕЧНИК

Баечник (перебаечник) — злой домашний дух. Появляется только ночью и не любит, чтобы за ним наблюдали. После страшных разговоров, историй можно слышать его тихий плач и глухие сдержанные стоны, прерывисто-краткий голос. Желательно не заговаривать с этими духами — добра не будет: можно опасно заболеть. Представляется баечник старичком, маленьким, неповоротливым.

... Ходит босым, чтоб не слышно было, как он стоит над человеком с протянутыми над головой руками (хочет узнать страшно или нет). Будет разводить руками до тех пор, пока рассказанное не наспится и человек не проснётся в холодном поту. Ьсли в это время зажечь лучину, можно увидеть убегающие тени, это он. В доме их четыре-пять. самый страшный — усатый перебаечник, у него усы заменяют руки. Защититься от перебаечника можно заклятьем, но оно забыто.

С.В. МАКСИМОВ «Нечистая, неведомая и крестная сила»


БАННИК

Банник (баенник, лазннк бай-ник) — дух, живущий в бане, злой, появляется в облике маленького нагого человечка с радужными глазами. В нетопленой бане живёт всегда, пар выгоняет его ненадолго. Может погубить человека, моющегося в неурочное время (после полуночи). Сначала усыпляет, потом длинными и толстыми губами обволакивает рот и загоняет в грудную клетку горячий воздух. Особенно не любит выпивох. Умелые люди выгоняют его банным веником. Банник моется вместе с чертями, лешими, овинниками в четвёртую очередь, кто попадёт им в это время — запарят. Если уж случилось — убегать надо задом наперёд.

Заискивают расположение баинника тем, что приносят ему угощение из куска ржаного хлеба, круто посьтанного крупной солью. А чтобы навсегда отнять у него силу и охоту вредить, ему приносят в дар черную курицу...

С.В. МАКСИМОВ «Нечистая, неведомая и крестная сила».

Последняя неделя великою поста — Страстная неделя Четверг на страстной неделе — «чистый четверг». Обязательным было и купание в бане... Всходя на полок, приговаривают: «Хрещеный на полок, нехрещеный с полка». Выходя из бани оставляют на полке ведро воды и веник для «хозяина» (баиника) и, перекрестившись, произносят: «Тебе, баня, на стоянье, а нам на здоровье».

КРУГЛЫЙ ГОД. Русский земледельческий календарь.Составитель А.Ф. НЕКРЫЛОВА


БАРАБАШКА

Барабашка — персонаж, который появился совсем недавно. Его можно назвать добрым до-можилом городских квартир. Существо маленькое, бессловесное, невидимое. Проявляет себя тем, что стучит, барабанит, двигает предметы. Некоторые хозяева изобретают различные способы общения с Барабашкой. Отвечает он обычно стуком. По характеру добрый и любит добрых хозяев, доброе отношение к себе. Там, где в доме зло, хамство и другие пороки, Барабашка не живёт; от тех, кто его обижает, он уходит.

Один из способов общения с Барабашкой, которому научили меня мои киевские друзья, заключается в следующем: два человека берут шесть простых карандашей, четыре целых и два обрезанных наполовину (все неподточенные), и
соединяют их держа в руках перед собой, чтобы образовался прямоугольник. Затем негромко начинают распрашивать барабашку где он живёт, сколько ему лет и т.п. задавая вопросы, чтобы он мог отвечать "Да" или "Нет" Если Барабашка живет в доме, он отвечает опуская или поднимая карандаши в месте их соединения. Попробуйте. Довольно занятная игра.

А. КОНОНЕНКО


БЕЛБОГ

Белбог — бог, живущий на небесах и управляющий ими. Представляется в облике старца с длинной седой бородой, в белых одеждах и с посохом в руке. Есть олицетворением светлого дня. Все время в противоречии с тёмными силами ночи, олицетворением которых есть Черно-бог. Белбог своим посохом собирает белые облака, если их разогнали ветры, протыкает их, чтобы пролить дождь.

По правую руку от Перуна стоял Даждьбог, он был гораздо ниже, толстый, с большим животом, со сложенными впереди руками; слева — Стрибог, сделанный из четырехугольного камня, в большой шапке, из-под которой смотрели на все стороны света четыре лица. За ними стояли добрый Белобог, злой Чернобог, Волос.

С.Д. СКЛЯРЕНКО «Владимир»


БЕЛУН

Белун — по белорусским поверьям дух жатвы в образе старика со светлой бородой, в белых одеждах. Он помогает жать, награждает золотом того, кто ему услужит, выводит из леса заблудившихся. Солнце любит, без него темно в лесу. Очень старый, немножко глухой, ходит возле ржи или на опушке леса, а за ним пчёлы летают, на плечи птички садятся, у ног зайчата скачут.

За могильною горою стоит белая избушка Белуна. Белун — старик добрый.
С рассветом рано отправлялся Белун в поле. Высокий, весь белый, ходил он всё утро по росистой меже, охранял каждый колос. В полдень шёл Белун на пчельник, а когда спадала жара, опять возвращался на поле. Только вечером поздно приходил Белун в свою избушку.

A.M. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»


БЕРЕГИНИ

Берегини — воздушные девы, оберегающие людей от упырей. Славяне считали, что берегини живут возле дома и оберегают дом и его обитателей от злых духов. Весёлые, шаловливые и привлекательные создания, поющие чарующие песни восхитительными голосами. Ранним летом при луне они кружатся в хороводах на берегах водоёмов. Где бегали и резвились берегини, там трава растёт гуще и зеленее, а в поле хлеб родится обильнее.

... Ми вже прожили бiльше нiж пiввiку, настае час, коли маемо оглядатися на прожите, думати про скороминувшину, а тоб велено долею додивлятися, Щоб naшoi Берегин не потривожили домовики...
Берегиня, обереги — нашi дает символи.

В. СКУРАЛВСЬКИЙ «Берегиня»


БЕСИЦЫ-ТРЯСАВЙЦЫ

Бесицы-трясавицы — духи болезней. Вначале так называли лихорадку, а затем и другие болезни. В заговорах встречается 7, 10, 40, 77, но чаще всего 12 болезней. Бесицы-трясавицы — серьёзные заболевания, они считались «дщерями Ирода царя» и изображались в виде голых женщин дьявольского обличья с крыльями. Имена их соответствуют функциям: Трясея, Ог-нея, Ледея (насылает озноб), Гнетея (ложится на рёбра и утробу), Гры-нуша или Хрипуша (ложится на грудь и выходит харканьем), Глухея (голову ломит и уши закладывает), Ломея (кости и тело ломит), Пухнея, Желтея (насылаетжелтуху), Корку-ша (насылает корчи), Глядея (спать не даёт, ума лишает), Невея (поймает человека — не жить ему).

В Сильвестров день (15 января) заговаривают лихоманку Селиверстов день гонит лихоманок - сестер за 77 верст. Для изгнания лихоманок, лихорадок прибегали к помощи заговоров, главной особенностью которых и силой в глазах крестьян был перечень всех имён демонов-лихорадок «Тря-сея,огнея, глядел, авкаркуша, храпуша, пухлея, желтея, авея, немея, глухея, каркуша», — из заговора XVIII века; «Хрипуша, ломея, пухлея, дряхлея, дремлея, ветрея, смутница, зябуха», — из заговора XIX века. Названные поимен-но,«окаянные дьяволицы» — трясовицы —«дщери царя Ирода», предназначеннные для того, чтобы «мучить род человеческий», — должны были отступиться от больного.

КРУГЛЫЙ ГОД. Русский земледельческий календарь.Составитель А. Ф. НЕКРЫЛОВА


БЕСЫ

Бес — одно из названий Чер-нобога. Позже — обобщённое название злых духов. Безобразные, со свиными рылами, длинными ушами и хвостами, рогатые и косматые. Умеют быстро перемещаться в пространстве. Особенно усердствуют в непогоду осенью и зимой. Хрюкают, чавкают, воют, визжат, плюются, кружась в бешеной пляске. Сбивают с пути одинокого путника, заводят его в непролазную чашу или в трясину, толкают в прорубь;, пугают коней и, вцепившись в гриву, загоняют их до смерти. Могут превращаться в неодушевлённые предметы.

«... В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон — теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме ночной.»

А.С. ПУШКИН «Бесы»


БОГИНКИ

Богинки — мифологические персонажи западных славян. Страшные обликом: старые безобразные хромые женщины с большой головой, отвисшими грудями, вздутым животом, кривыми ногами, чёрными клыкастыми зубами; по поверьям, похищают и подменяют детей. Могут появляться в виде лягушек, собак, кошек, показываться как тень, но чаще всего для людей они невидимы. Ботиками становятся умершие роженицы, женщины-самоубийцы, девушки, избавившиеся от плода, убийцы детей. Обитают в пещерах, болотах, прудах, оврагах. Появляются ночью в ненастье.

Богинки подменяют детей, подбрасывая на их место своих уродцев; похищенных детей превращают в нечистых духов; мучают людей по ночам, давят, душат их, сосут грудь у детей, мужчин, насылают порчу на детей. Богинки опасны также для скота; они пугают и губят скот на пастбищах, гоняют лошадей, заплетают гривы.

О.В. САННИКОВА


БОЖИЧ

Божпч — рождественский персонаж южнославянской мифологии, упоминаемый в колядках. Символ его — златорогий олень, обозначающий начало нового солнечного цикла; также огонь. Умирает в огне Бадняк (старый год) п Божпч (новый год) на своих золотых рогах приносит обновлённое солнце. Бо-жпч — солнечное божество, предвещающее весеннее возрождение природы, её омоложение.

Известно, что все христианские праздники в точности «подогнаны» под языческие. Подтверждение этому — фольклор, обрядность,где каждая деталь пульсирует соками первоначальной истинной веры этноса.
Колядки, щедривки, веснянки, свадебные, поминальные, жневальные и многие другие обряды — это то, без чего славянские народы никогда себя не мыслили.

Виктория СТАХ


БОЛИ-БОШКА

Боли-бошка — дух леса, живущий в ягодных местах. Большеголовый, неуклюжий, одёжа рваная, в заплатах. Прикинется старичком, выйдет навстречу и просит помочь найти утерянную сумку или ещё что-нибудь. Нельзя поддаваться на его уговоры, хоть он долго умоляет. Уступишь, начнёшь о потере думать, смотреть по сторонам, наклоняться, искать — вскочит боли-бошка на шею, голову петлёй стянет и будет водить по лесу. Голова разболится — заблудишься вовсе и пропадёшь.

Тише! Вот и сам Боли-бошка! — Почуял, подходит: набедит, рожон!
Весь измоздёлый, карла, квёлый, как палый лист, птичья губа — Боли-бошка, — востренький носик, сам рукастый, а глаза будто печальные, хитрые-хитрые.

A.M. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»


БОЛОТНИЦА

Болотница (омутница, лопат-ница) — дева-утопленница, живущая на болоте. Её чёрные волосы раскинуты по нагим плечам и убраны осокой и незабудками. Растрёпа и нечёса, бледнолицая с зелёными глазами, всегда голая и готовая завлекать людей к себе только для того, чтобы без всякой особой вины защекотать до смерти и потопить их в трясине. Болотни-цы могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град; похищать у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна.

Золотисты лица купальниц.
Их стебель влажен.
Это вышли молчальницы
Яоступъю важной
В лесные душистые скважины.

А.А. БЛОК «Твари весенние»


БОЛОТНЯНИК

Болотняник (болотяник, баг-ник) — дух болота, живёт в большом каменном доме с женой и детьми. Жена — болотница, дева-утопленница. В родственных связях с водяным и лешим. Болотняник — седой старик с широким желтоватым лицом. Обернувшись монахом, обходит и заводит путника, завлекает его в трясину. Любит гулять по берегу. Пугает идущих через болото резкими звуками, вздохами; выдувая воздух пузырями, громко причмокивает. Подстраивает ловушки для несведущих — зелёную траву или корягу, бревно, а под ними — трясина, глубокая топь.


И тогда говорят в деревнях
Неизвестно откуда пришедшие
Колдуны и косматые ведьмы:
«Это шутит над вами болото.
Это манит вас тёмная сила».

А.А. БЛОК «Болото — глубокая впадина


БОСОРКУН

Босоркун (внтряник) — горный дух, который поднимает сильный ветер и летает с этим ветром невидимым. Кто его задерживает, того он убивает силой ветра. Босоркун вызывает засуху, насылает на людей и животных болезни, недомогания. У венгров есть похожий мифологический персонаж — босор-кань, ведьма, безобразная старуха, обладающая способностью летать и превращаться в животных, которая также вредит посевам, людям и скоту.

Босоркуны вредят людям преимущественно ночью, время их особой активности — Иванов день (24 июня), день Луцы (13 декабря) и день святого Георгия (24 апреля), покровителя скота.

Н.И. ТОЛСТОЙ


БОЯН

Боян — мифический поэт-певец древних славян. Упоминается в летописях. От Бояна идёт традиция сложения былин, раннего устного поэтического творчества. Он везде успевает, где случаются значительные события, воспевает мудрость князей и подвиги воинов; но в назидание потомкам смело «бает» о распрях, изменах, неразумной гордыне правителей, что приводит к страшным бедам. Песни Бояна — устная летопись жизни народа.

У Бояна вещего, бывало,
Если петь он начинал о ком,
Мысль, как серый волк в степи, бежала,
Поднималась к облакам орлом.
... Но не десять соколов взлетали,
А Боян персты на струны клал,
И живые струны рокотали
Славу тем, кто не искал похвал.

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ. Перевод Н.РЫЛЕНКОВА


БРОДНИЦЫ

Бродницы — у древних славян духи охранительницы бродов, миловидные девушки с длинными волосами. По преданиям, Бродницы живут вместе с бобрами в тихих заводях. Они охраняют броды, сделанные из хвороста, подправляют их, стерегут. Когда же враг тайком подбирается — Бродницы незаметно разрушают брод, направляя неприятеля в топь или в омут.

...И водные Бродницы, плавая тихо, волновали синие воды и, чаруя глубокие недра, призывали навов из тёмных могил.

A.M. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»


БУЯН

Буян — мифический остров, который упоминается в русских сказках и заговорах. Находится далеко в море. Остров Буян наделён чудесной силой, на нём хранятся волшебные вещи, которые помогают сказочным героям бороться со злом. Там же на острове есть священный камень алатырь, кто сумеет найти этот камень — все желания его исполнятся.

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.

А.С. ПУШКИН «Сказка о царе Салтане...»


 

Используются технологии uCoz