Персонажи славянской мифологии Сост.: А.А.Кононенко, С.А. Кононенко; Художник В.А.Кононенко ЖАР-ПТИЦА Жар-птица — в славянских сказках чудесная птица, которая
прилетает из другого (тридесятого) царства. Это царство — сказочно богатые
земли, о которых мечтали в давние времена, ибо окраска Жар-птицы золотая,
золотая клетка, клюв, перья. Можно предположить, что Жар-птица связана
с другими мифологическими персонажами: Рарогом, Огненным Змеем. Иногда
в сказках Жар-птица выступает в роли похитительницы. ... Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет.
Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит — на яблоню села Жар-птица
и клюёт золотые яблоки. ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК. Русская народная сказка в обработке А.Н. ТОЛСТОГО ЖЕЛЯ Желя(Жля)богиня скорби и жалости у древних славян,
весттница мёртвых. Красивая неземной красотой и печальная. Бледное лицо
оттеняют длинные чёрные волосы. Вместе со своей сестрой Карной летает
над полем брани и оповещает кому погибшим быть. А после битва сидит,
склонив голову и обняв руками колени, оплакивает мёртвых. По существовавшему
обычаю погибших воинов сжигали — Желя разносила их пепел в роге. И пускай после мая знойные дни и жгучие вихри, и пускай
по болотам в полночь, заманивая путников в гибель, сверкают огни-одноглазы,
и полднем Полудницы летят в пыли вихрей, и пускай, чуя мёртвых, вопит
Карина, и пускай тёмная Желя несёт погребальный пепел в своем пылающем
роге... A.M. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану» ЖИВА Жива (Живана, Сива) — «дающая жизнь», богиня жизни,
она воплощает жизненную силу и противостоит мифологическим воплощениям
смерти. В правой руке держит яблоко, в левой — виноград. Жива является
в образе кукушки. В начале мая ей приносят жертвы. Девушки чествуют
кукушку — весеннюю вестницу: крестят её в лесу, кумятся между собою
и завивают в'енки на березе. ... Обряд этот (крещение кукушки), несомненно, языческого
происхождения и претерпел христианизацию лишь внешне. Вознесенье не
имеет своей постоянной даты и в разные годы приходится на разные числа.
Суть обряда связана с обновлением жизненных сил природы: после зимнего
умирания — возрождение и торжество солнечного тепла. Другая сторона
действа — повлиять на творческие силы природы, вызвать обильный урожай.
По представлениям древних славян, в кукушку превращалась богиня жизни
Жива. А. СТРИЖЕВ «Народный календарь» ЖИРОВИК
Жировик — один из многочисленных домашних духов, зовут
его так потому, что любитжить в тепле и холе. Еще зовут «лизень» за
некоторые привычки. Живёт за печкой или в подполе, вертится возле печки,
любит лизнуть блины да оладьи с пылу-жару. Существо возится по ночам
с посудой вылизывает её. Делает это просто от скуки или по свойству
своего веселого нрава, забавляется. В большинстве случаев жировик -
одно из названий домового. — Ой, бабушка, иди, домой лизун
пришел, муку слизал овсяную, оржаную, пшеничную, лапшитую... А язык-от
у лизуна как тёрка... Е. ЧЕСТНЯКОВ «Бывальщина» ЗДУХАЧ Здухач — у южных славян человек (иногда животное),
обладающий сверхестественной силой, которая проявляется только когда
он спит. Во время сна из него выходит дух, который ведёт за собой ветры,
гонит тучи, пригоняет и отгоняет град, сражается с другими духами. Здухач
- человек охраняет от стихийных бедствий поля и угодья своего поселения,
рода. Здухач - животное защищает только стада животных. Согласно народным представлениям, Здухачами были и
знаменитые исторические личности. Бои между Здухачами происходят чаще
всего весной, когда дуют сильные ветры, и в долгие осенние ночи. Здухачи
вооружены обгорелыми лучинами, веретенами, но нередко в схватке используют
камни и древесные стволы, вырванные с корнем. После смерти Здухач становится
вовкулаком. Н.И. ТОЛСТОЙ
Зибог - Бог земли огромной силой, наделен огромной
силой. Он - Зиждитель - творец, созидатель. Он поднял землю в одном
месте и встали горные хребты, кряжи, холмы; опустил в другом - полилась
вода, образовались моря и океаны; провел борозды могучиими пальцами
- потекли реки. А где мизинчиком коснулся озера малые заплескались Хранит
землю Зибог, a paccepдят его люди — земля трясется вулканы извергает,
волны огромные поднимает. Могуч Зибог брови косматые, борода развевается
— лучше его не злить. ... Древние, наблюдая небесные явления, как то: гром,
молнии, перуны, сближение звёзд, затмение солнца и луны, приходили в
ужас и полагали, что виновники этого — боги. ДЕМОКРИТ ЗИМЦЕРЛА Зимцерла — богиня рассвета, утренней зари, начала
дня, жена бога Погоды. Ясноликая молодая женщина, своим спокойствием
вселяющая людям уверенность в завтрашнем дне. Зимцерла умеет ладить
со своим супругом, настроение которого очень изменчиво. Большинство
дней в году утренняя богиня так умело ласкает своего мужа, что на Погоду
грех жаловаться. Умывается Зимцерла утренней росой, и если девушки не
ленятся, встают рано, росой умываются — будут такими красивыми, как
она. В г. Киеве до введения христианства был храм богини Зимцерлы. В третий день моего путешествия, когда просы-палася
Зимцерла, спускался я с превысокой горы и увидел недалеко не весьма
узкое владение... М.Д. ЧУЛКОВ «Пересмешник, или славенские сказки» ЗЛЫДНИ Злыдни - злые существа, маленькие, со сморщенными
мордочками, в сером или черном одеянии, их всегда несколько и пакости
они всегда творят сообща. Обычно сидят на мельнице рядом с Лихо Одноглазым
и прислуживают великанше. Но время от времени поселяются в каком-нибудь
доме или дворе и беда хозяину. Скотина хиреет, добро пропадает, урожай
гибнет, да и в семье неладно. Разоряется хозяйство, а злыдни возвращаются
на мельницу и подыскивают новую жертву. Часто они бродят вместе с недолей,
выбирают ленивых да нерадивых, пьяниц да бездельников. Смилуйся, мать, посмотри, вон твой сын с куском хлеба
и палкой бросил дом и идёт по катучим камням — куда глаза глядят, а
злыдни — спутники горя, обвиваясь вокруг шеи, шепчут на уши: «Мы от
тебя не отстанем!» A.M. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану» ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ Змей Горыныч — известный персонаж русских былин и сказок, представитель злого начала, дракон о 3, 6, 9, или 12 головах. Связан с огнём и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом — с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны сокровища, похищенная царевна, «русские полоны»; там же находится и многочисленное потомство. Появляется Змей Горыныч в сопровождении грозного шума «дождь дождит», «гром гремит». Основное оружие Змея — огонь. Змей Горыныч не всегда чётко отличим от других сходных персонажей — Змея Тугарина, Змиулана, Огненного Змея.
ПРО ДОБРЫНЮ НИКИТИЧА И ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА. ЗМЕЙ ОГНЕННЫЙ ВОЛК Змей Огненный Волк (Огненный Змий, Летун) — общесвянский мифический герой. Чаще всего это волк, но приобретает облик другого животного или птицы. Появляется на свет в человеческом обликике «в рубашке» или с «волчьей щерстью» - приметой чудесно происхождения. Перекидываясь волком или птицей, совершает подвиги, помогает людям, считается непобедимым и неуловимым. ... «Осенью было дело, — говорила она, — только что
кочета полночь опели, засидевшись у Глафириных, шла я до своей обители
и в небе летуна заприметила... Красен, что калёный уголь, не меньше
доброго гуся величиной; тихо колыхаясь, плыл он по воздусям и над самой
трубой Егорихиной кельи рассыпался кровяными мелкими искрами...» ПИ. МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ «В лесах» ЗМИУЛАН Змиулан — змеевидный демон, который живет в дупле
древнего дуба, воплощение стихии огня. В древнеславянских преданиях
Змиулан вступает в брак с женщиной, внушив ей любовь, и приносит в дом
богатства из кладов, спрятанных в земле. От брака рождается существо
змеиной породы (Змей Огненный Волк). Сын и отец сражаются, от чего бывает
огненный вихрь. В заговорах Змиулана призывают как волшебное существо,
способное внушить страсть к женщине. ... Королевна видит беду неминучую, высылает Зиланта
Змеулановича. Загремел Зилант, выходя из железного гнезда, а висело
оно на двенадцати дубах, на двенадцати цепях. Несется Зилант как стрела
на орла, как трубой, переведаться в бой. СКАЗКА О БОГАТЫРЕ ГОЛЕ ВОЯНСКОМ. Русская «родная сказка в пересказе Б. БРОННИЦИНА ИВАН ДУРАК Иван Дурак (Иван Иванушка) - мифологизированный персонаж
pycских сказок. Воплощает особую сказочную стратегию, построенную не
на правильных действиях, а на поиске собственных решений, зачастую противоречащих
здравому смыслу, но в конечном итоге приносящих успех. С помощью волшебства,
а также нестандартных действий Иван преодолевает все препятствия и достигает
цели. Он умеет практически все: плясун, поэт, музыкант, воин и пахарь.
В некоторых сказках ему присуща юродивость, которая получила особое
развитие в русской духовной традиции. ... Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего
все Иванушкой-дурачком, звали. СИВКА-БУРКА. Русская народная сказка в пересказе М.А. БУЛАТОВА ИВАН ЦАРЕВИЧ
Иван Царевич — мифологизированный образ главного героя
русских сказок. Его деяния — образец достижения наивысшего успеха. Универсальность
образа в том, что он — «Иван», т.е. любой человек, не имеющий каких-либо
сверхпреимуществ. В начале сказки Иван Царевич оказывается даже в худшем
положении, чем другие герои. Но в конце концов именно он преодолевает
все перепоны и выходит победителем. В целом Иван Царевич соотносим с
вечным сюжетом умирания и возрождения, зачастую он проходит через смерть
и вновь обретает жизнь. ... Загоревал Иван-царевич. Снарядился, взял лук да
стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных
хлеба и пошёл искать жену свою, Василису Премудрую. ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Русская народная сказка в ИНДРИК - ЗВЕРЬ Индрик-зверь — всем зверям царь, прародитель всех
зверей. Мифическое существо, которое по преданиям жило под землёй и
своим единственным рогом прочищало путь подземным водам, чтобы питать
всё живое поддерживать жизнь на земле! Огромный, подобный змею. Если
Индрик-зверь рассердится - И куда-то скрылся Индрик-зверь. Индрик-зверь — мать
зверям — землю забыл. А когда-то любил свою землю: когда в засуху мёрли
от жажды, копал Индрик рогом коляную землю и выкопал ключи, достал воды,
пустил воду по рекам, по озёрам. A.M. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану» ИПАБОГ Ипабог — покровитель охоты. На его одежде изображены
сцены охоты. Он сам охотник и благоволит к тем, кто охотится с умом:
бьёт зверя в сезон не ради забавы, а ради пропитания и нужды. Если же
человек в его владениях ведёт себя негоже — не будет удачи: зверь убежит,
оружие придёт в негодность, сам охотник заблудится, а то и поранится
в лесу. Ипабог незлой, он покровительствует также животным. Убережёт
самку с дитём, спрячет раненого зверя, травку для лечения покажет. У первобытных людей религиозные представления вызывают
прежде всего страх, страх перед голодом, дикими зверями, болезнями,
смертью. Так как на этой ступени бытия понимание причинных обычно стоит
на крайне низком уровне, человеческий разум создаёт для себя более или
логичное существо, от воли и действия которого зависят страшные для
него явления. После этого начинает думатъ о том, чтобы умилостивить
это существо. А. ЭЙНШТЕЙН ИЧЕТИК Ичетик — злой дух и водяных. Не обладает могучими
свойствами своего сородича да и сам помельче, хотя такойже зелёный,
весь в пиявках и водорослях, выплывает в сопровождении лягушек и водяных
гадов. Любит играть в карты, пить бражку и пакостить по-мелкому — заливать
посевы, срывать кладки, подмывать мосточки и крутые берега. Как и водяной
не упускает случая затянуть под воду ребёнка или подвыпившего взрослого.
Спит с Никиты осеннего (18 сентября) до Никиты вешнего (16 апреля). Водяному помогают «ичетики» и «шишиги» вместе с русалками. С.МАКСИМОВ «Нечистая, неведомая и крестная сила» КАГАН Каган — вещая птица, приносящая счастье. Живёт в поднебесье,
поймать её невозможно, да и увидеть редко кому удаётся. А ловить-искать
её и не надо — зря всё — сама она осчастливит того, кто этого заслуживает.
Какая она — никто не знает. Известно лишь, что тем кто трудится в поте
лица, пестует ниву свою, птица каган обязательно принесёт счастье. Кто
же виде\ её — молчать должен, иначе счастья ему не видать. ...надо было поддержать себя, доказать, что он действительно
птица, и показать, какая именно птица. С невыразимым презрением скосил
он глаза на своего противника, стараясь, для большей обиды, посмотреть
на него как-то через плечо, сверху вниз, как будто он разглядывал его
как букашку, и медленно и внятно произнёс: Ф-М. ДОСТОЕВСКИЙ «Записки из мёртвого дома» КАРАВАЙ Каравай (коровай) — в точнославянской мифологии об"
рядовыи круглый хлеб с ниями и мифолог существо, символ плодоро Приготовление
каравая было связано с ритуальными действиями, длившимися несколько
дней, с участием жрецов. Пекущие используют архаические орудия, просят
Бога спуститься с неба, помочь им месить и печь В свадебных обрядах
каравай с фаллическими символами воплощал жениха, два каравая — жениха
и невесту. В белорусской обрядовой свадебной поэзии каравай отождествлялся
с солнцем, и месяцем; караваи, вернувшийся с неба, видел там месяц с
зарёй и т.п. Связь каравая с Богом, может быть отражена в украинских
его названиях: дивень, дивный коровай, «божий Коровай». В.Н. ТОПОРОВ
Караконджалы (караконджу-лы, караконджо) — ночные
водяные демоны у южных славян. Выходят из воды или из пещер на время
Рождества, иногда до Крещения. Выступают в облике коней с человеческой
головой и двумя руками или крыльями, голых людей, покрытых колючками,
лохматых красных или чёрных бесов с хвостами и рогами, маленьких человечков,
приманивающих людей ко льду, в облике собаки, овцы, телёнка или косматого,
рогатого и хвостатого человека. Считалось, что Караконджалы после полуночи нападают
на людей, ездят на них верхом до первых петухов или первого крика осла,
гоняют людей вокруг села, полей, по берегу реки. Караконджалы боятся
огня, железа, пепла от бадняка, хлеба, соли и т.п. Н.И. ТОЛСТОЙ КАРАЧУН Карачун (корочун, крачунец) — в славянской мифологии
название зимнего солнцеворота п связанного г, ним праздника — Рождества
(в Закарпатье крачун — рождественский пирог) А также злой дух, сокращающий
жизнь (судороги, смерть). Можно предположить, что название образовано
от латинского слова «шагать». Т.е., шагающий день, переходный день,
день солнцеворота — начало «умирания» зимы. . Мы находим больше богов на неое, чем людей на земле,
так как каждый сочиняет столько i сколько подсказывает ему его фантазия. Ж. МЕЛЬЕ KAPHA Карна (Карина) — богиня печали, богиня-плакальщица
у древних славян, сестра Жели. Если воин погиб вдали от дома, первой
оплакивает его Карна. По преданиям, над мёртвым полем битвы по ночам
слышен плач, всхлипыванье. Это богиня Карна в чёрных длинных одеждах
выполняет трудную женскую повинность за всех жён и матерей. Др. — рус
«карити » — оплакивать. А враги приходили, где не было их и помину... О, далече,
князь Игорь, Завёл ты на гибель дружину. Не воскреснет она, соколиным разбужена взглядом. Бродят
Карна и Жля по Руси с поминальным обрядом. СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ. Перевод Н. РЫЛЕНКОВА КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ Кащей Бессмертный (?о щей) — в восточнославянской
мифологии злой колдун, проти востоящий сказочным и былинным героям,
умыкающий крас ну девицу в своё царство и создающий препятствия на цуги
её вызволения. Смерть Кащея спрятана в яйце, которое находится в нескольких
вложенных друг в друга волшебных животных и предметах. Древность этого
мотива подтверждается его наличием в русских заговорах ... Царевич подал ему целое ведро воды; он выпил и
ещё запросил. Царевич подал другое ведро. Кощей выпил и запросил третье;
а как выпил третье ведро, взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу
все двенадцать порвал. МАРЬЯ МОРЕВНА. Русская народная сказка из сборника А.Н. АФАНАСЬЕВА КИКИМОРА Кикимора — злой и вредный домашний и дворовой дух.
Делает пакости домовому, его антипод. В доме стучит, старается выжить
людей. На Святки, особенно в ночь под Рождество Христово треплет и сжигает
ку-делю, оставленную у прялок без крестного благословления. Во дворе
вредит домашней птице. Насылает на кур «вертун», когда они кружатся
до изнеможения и падают околевшими; выстригает у овец почти всю шерсть.
Кикимора — малая гадкая бабёнка в плохонькой одежёнке, сморщенная, с
киками. ...и кикимора тоже в голбце да подполье... и на подволоке...
под подволокой... Е. ЧЕСТНЯКОБ «Бывальщина» КИТЕЖ Китеж (Китеж-град) -ских легендах город, спасшийся
от завоевателей время монголо-татарского шествия XIII века. При npH6*
жении Батыя Китеж стал неви димым и опустился на дно озера Светлояр.
В утопических легендах Китеж считался населённым праведниками, нечестивцы
туда не допускались, в городе царила социальная справедливость. Сказания о Китеже включали рассказы о людях, давших
обет уйти в Китеж и писавших оттуда письма, о колокольном, звоне, который
можно слышать на берегу озера. Китежу придавался характер убежища последователей
старой веры. А.В. ЧЕРНЕЦОВ
Кит-рыба — прародитель всех рыб, всем рыбам мать.
Он держит на себе Землю. Когда же повернётся, тогда Мать-Земля всколыхнётся.
Считали, что если Кит-рыба уплывёт, то конец белому свету настанет.
Многие древние народы верили, что Земля лежит на спинах китов (кита)
или слонов. Существовало такое поверье и у древних славян. И куда-то пырнул Кит-рыба. Кит-рыба - мать рыбам -
покинул землю. А когда-то любил свою землю: когда строили землю, лёг
Кит в её основу и с тех пор держит всё на своих плечах. A.M. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану» КИТОВРАС Китоврас - персонаж нерусских книжных Упоминается
в XIV век копченых текстах как ще - кентавриногда с крыльями. В большинстве
случаев Китоврас по желанию помогает царю Соломону строить храм, состязается
с ним в мудрости. В некоторых вариантах легенд Китоврас наделен чертами
оборотня — днём он правит людьми, а ночью оборачивается зверем и становится
царём зверей. Легенды о Соломоне и Китоврасе получили на Руси самостоятельное
развитие. В них о Китоврасе рассказывается, что он был родным братом
Соломона. Поимка Китовраса " связывается с предательством его неверной
жены, которую он носил в ухе. А.В. ЧЕРНЕЦОВ КЛЕТНИК Клетник — дух, живущий в клети, кладовке, помощник
домового. По ночам устраивает смотр вещам, перекладывает их с места
на место, шумит. Если осерчает на хозяина — мешки с мукой порвёт, зерно
разбросает, зимой в морозную ночь дверь отворит, летом в дождь крышу
прохудит. Может дурить и проказить безо всяких поводов, причиняя постоянное
беспокойство хозяевам, принося убытки. Росгу.как и все подобные ему
домашние духи, очень маленького, с длинными волосами и бородой, одежда
в муке. Днём клетник обычно отсыпается, выходит ночью. Бесчисленные духи и мелкие божества народного пантеона
не исчезли и даже не переменили своих свойств, только некоторые стали
казаться враждебными человеку, потому что последний перестал кормить
их. Н.М. НИКОЛЬСКИЙ «История русской церкви» КЛИКУША Кликуши — люди, одержимые особого рода падучей болезнью,
в припадках которой теряется сознание. Кликуша корчится, в судорогах
икает кричит звериными голосами ругается, богохульствует. Народ приписывает
эту болезнь напуску от злых колдунов. Сами кликуши зачастую в припадке
выкликают, что такой-то их испортил. Иногда верующие (хлысты, веденцы)
своими действиями во время сборов доводят себя до кликушества. Злой дух смущает молящихся нечеловеческими воплями
и разными выкриками на голоса всех домашних животных: собачий лай и
кошачье мяуканье сменяются петушиным пением, лошадиным ржанием и тому
подобным. С. МАКСИМОВ «Нечистая, неведомая и крестная сила» КОЛДУН Колдун (чародей, ведун, чернокнижник, ведьмак, знахарь)
— в мифологических представлениях славян человек, наделённый сверхестественны-ми
способностями влиять на жизнь людей и явления природы. Считалось, что
колдуны наводят порчу на людей и скот, сеют раздоры между людьми, насылают
непогоду, мор, губят урожай и т.п. По преданиям, колдуны были большей
частью люди старые, безродные и холостые. Днём они спали, а ночью выходили
в одном и том же овчинном полушубке, подпоясанном кушаком. Сверхестествен-ными
способностями колдунов наделяет нечистая сила, с которой они подписывают
договор кровью. На поле, за горкой, где горка нижает, С.М. ГОРОДЕЦКИЙ «Журавль» КОЛЯДА Коляда — бог торжеств и мира, которого древние славяне
чествовали 24 декабря. Накануне Рождества Христова дети собирались колядовать
под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя
Коляды и просили денег. Свя-тошные игрища и гадания — остатки этого
праздника древних Обряды сохранились в народе, и в последнее время становятся
всё более популярными. «Коляд-ники» рядятся в одежды, изображают зверей,
чертей, с музыкой, с торбами, в которые собирают угощения, ходят по
улицам, поют колядки. Коляда — весёлое, желанное божество. Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда
была божеством, причём одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали.
Коляде посвящали предновогодние дни, в её честь устраивались игрища,
учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение
Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась
славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в
новогодние празднества весёлые ватаги молодёжи. А. СТРИЖЕВ «Народный календарь» КОРГОРУШИ Коргоруши (коловерши) -помощники дворового в восточнославянской
мифологии. Показываются в образе кошек, чаще всего чёрной масти. Согласно
южнорусским поверьям, приносят своему хозяину припасы и деньги из других
домов, воруя из-под носа нерадивого соседа-дворового. Из-за этого чаще
всего и ссорятся дворовые. Во время этих ссор коргоруши колобродят,
бьют посуду, переворачивают в доме всё вверх дном. Нередко домохозяева терпят от ссор, какие заводят
между собой соседние дворовые, - - несчастье, которое нельзя ни отвратить,
ни предусмотреть. Помогают им в ссорах чёрные кошки. «Нечистая, неведомая и крестная сила» С. МАКСИМОВ КОРОВЬЯ СМЕРТЬ Коровья Смерть (Чёрная Не мочь) — у славян дух сме
рогатого скота. Считали, что Коровья Смерть появляется в виде коровы,
собаки или чёрной кощ-кн. Позже символом Коровьей Смерти стал коровий
скелет. Избавлялись от мора скота, принося жертву: добывая огонь трением,
сжигали живьём на поленнице домашнее животное или петуха. Известны и
другие способы, как прогон скота сквозь дым, опахивание сале-ния. При
этом пели, произносили заклинания, призывая Коровью Смерть уйти. На Агафью-Коровницу (18 февраля) коровья смерть ходит. КРУГЛЫЙ ГОД. Русский земледельческий календарь. Составитель А.Ф. НЕКРЫЛОВА КОСТРОМА Кострома — в восточнославянской мифологии — воплощение
весны и плодородия. В обрядах проводов весны — это молодая женщина,
закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении
хоровода. Делали также чучело Костромы из соломы и устраивали ритуальные
похороны (сжигали, разрывали на части) с обрядовым оплакиванием. Ритуал
символизировал также возрождение природы. Хоронили Кострому в Духов
день — первый понедельник после Троицы. У молодёжи накануне Петрова дня свои хлопоты: последняя
«хмелевая ночка» подходит, завтра надо Кострому хоронить... Ещё пройдёт
день, лета макушка придёт, начнётся страда, летним гулянкам конец...
Вечером, только закатится солнце и сумрак начнёт по земле расстилаться,
девушки с молодицами, звонко песни играя, выходят гурьбой за околицу,
каждая охапку соломы тащит. Выбрав укромное место, раскладывают костры
и при свете их вяжут Кострому из соломы. Одевши её в нарядный сарафан
недавно вышедшей замуж молодицы и убравши цветами, молча без шуток,
без смеха кладут на доску возле воды П.И. МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ «В лесах» КОСТРУБ Коструб (Кострубонька) — в восточнославянской мифологии
воплощение плодородия. Если Кострома персонаж русских обрядов, то в
украинских весенних ритуалах переход к лету знаменовали похороны Кострубоньки
Это было чучело мужчины с подчёркнутыми атрибутами пола (реже женщины).
Коструба-тый — неряшливый, неприглаженный, неаккуратный. Чучело сжигали
или топили в реке, сопровождая действие песнями и хороводами, обращались
к Земле и Солнцу с вечными просьбами о хлебе насущном. Ще за дня, було, гуртуються парубки i дiвчama: nepшi
в яжуть патлатого Коструба, несуть найлiпшу губку до кресала; mi добирають
найтонших, наилегших свiчок, плетуть вiнки. Iще за дня у вcix них од
солодкоi тривоги злiтають угору серця, буйно хмелiють голови. Там, на
кручi, в одну митъ спалахне nomiшne кострище, довгим рядочком попливуть
за водою кружальця вогникiв — дiвочi вiнки, забринять над погiдним краем
гарячi закличнi nicнi. О. ПАЛIЙЧУК «Колиска Дажбога» КУКЕР Кукер (кукувцы, джамалар) — дух плодородия у южных
славян. Во время весенних игрищ Кукера изображал мужчина одетый в шкуру
козла с большим деревянным фаллосом. В хороводе происходит брак Кукера
с одной из девушек, которая затем показывалась беременной и симулировала
роды. Совершаются ритуальные пахота и сев. Иногда Кукер изображал физиологические
действия с Землёй, подразумевая её оплодотворение. Человек радуется или печалится, и поэтому говорят,
что небо также может радоваться и печалиться. Пытаясь познать небо,
исходят из человека; источник подобного истолкования неба — человек. ВАН ЧУН КУПАЛА Купала - бог земных плодов. Ему жертвовали перед сбором
хлеба, 23 июня, в день святой Агриппины, которая и была прозвав в народе
Купальницей. Молодые люди украшались венками раскладывали огонь, плясали
вокруг него и воспевали Купалу. Игрища продолжались всю ночь Кое где
23 июня топили бани, настилали в них траву купальницу (лютик) и после
купались в реке В самое Рождество Иоанна Предтечи, сплетая венки, вешали
их на кровли домов и на хлевах, чтобы удалить злых духов от жилища.
Этот красивый языческий праздник возрождается на Украине и в Белорусии. Iвана Купала — це день лiтнього сонцевороту, що тепер
сходиться з християнським святом Рiздва Святого Пророка Предтечi i Крестителя
Господнього Iвана, 24—го червня за старим календарем, або 7—го липня
—за новым. Олекса ВОРОПАЙ «Звичаi нашего народу» КУРДУШИ Курдуши — злые духи, помогающие колдунам в их работе.
После благополучного окончания обрядов посвящения в колдуны, к посвящённым
на всю жизнь приставляются для услуг мелкие бойкие чертенята — курдуши.
Они относят в нужное место вещи, снятые с заразного больного, дабы другого
намеченного «испортить относом». И заклятый порошок бросают «по ветру»
на намеченную жертву. И щепотку земли со следа колдуну принесут, волос
с головы обречённого. И «порчу» на указанного нашлют «напуском». Все
прихоти колдуна выполняют курдуши. ...он (человек/ беспрестанно встречает непреодолимые
препятствия к исполнению своих личных стремлений, и, сознавая своё бессилие,
но ещё не сознавая ясно своей связи с общими законами природы, ставит
себя во враждебное отношение к ней. Ему кажется, что в природе есть
какие-то силы, неприязненные к человеку и вечно ему противоборствующие.
Отсюда развивается мало-помалу понятие о тёмных силах, постоянно вредящих
человеку. Н.А. ДОБРОЛЮБОВ Персонажи славянской мифологии |