Персонажи славянской мифологии Сост.: А.А.Кононенко, С.А. Кононенко; Художник В.А.Кононенко


ЛАДА

Лада — богиня любви, покровительница браков, домашнего очага, богиня юности, красоты плодородия. Сама женственность, неясная, певучая, русокосая; в белых одеждах — она и в Купальскую ночь в хороводе парня к милой подведёт; и падчерицу от злой мачехи под ветвями спрячет, когда та на встречу с дружком соберётся. В молодых семьях очаг поддерживает: вот-вот погаснет бывает, а Лада веточку подбросит, одеждами взмахнёт — разгорится очаг, теплом тронет сердца неразумных и снова лад в семье.

Настаёт лето. На «зелёной неделе» справляли когда-то Семик — девичий праздник. Называли Семик — честной, подобно Масленице, это один аз наиболее почитаемых народных праздников. На Семик особая честь воздавалась берёзе. Она у древних славян считалась священным деревом., олицетворяла богиню Ладу.
С утра в семицкий четверг по сёлам и городам, молодёжь с песнями носила изукрашенные лентами зелёные берёзовые ветки. Затем девушки шли в лес плести венки из цветов. В венках девицы шли к реке завивать берёзку. У корня берёзку обвязывали шёлковым поясом, на её ветки, перевитые лентами, вешали венки.

А. СТРИЖЕВ «Народный календарь»


ЛАДО

Ладо — божество света, красоты, мира, радости, любви, веселия, согласия и всякого благополучия. Ему жертвовали вступающие в брак, с усердием воспевая его имя, которое и ныне можно услышать в старинных припевах. С 25 мая по 25 июня отцы и мужья в гостиницах, а жёны и дочери на лугах и на улицах, взявшись за руки, плясали и пели: Ладо, Ладо, Ди-ди-Ладо, т.е. великий Ладо.

Все с ожиданием смотрят на восток и при первых лучах Солнца запевают.
Одна сторона:
А мы просо сеяли, сеяли,
Ой Дид-Ладо, сеяли, сеяли.

Другая сторона:
А мы просо вытопчем, вытопчем,
Ой Дид-Ладо, вытопчем, вытопчем.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ «Снегурочка»


ЛАМЯ

Ламя (ламия) — у южных славян чудовище с телом змеи и собачьей головой; она тёмной тучей опускается на поля и сады, пожирает плоды зем ледельческого труда. АлчнаV, кровожадна, живёт в пещерах у источников. Связана со стихией воды — может упасть На землю туманом, остановить воду крыльями, требуя человеческую жертву. Также охраняет клады.

... Муж её, дай Балабан, был мастером на сыроварне; пять лет назад он скоропостижно скончался от разрыва сердца. Соседки, женщины завистливые, утверждали, что в его преждевременной смерти повинна сама Балабаница, потому что она, мол, в любви ненасытна, как ламия.

А. ГУЛЯШКИ «Случай в Мамчилове»


ЛЕДАЩИЙ

Ледащий (лядащий) — дух соломы, весь запухший ото сна, с соломой в голове. Его никто не видел, только слышали, как он зевает. Многие из славянских духов зимою спят. Ледащий в этом деле заводила. Разбудить его никто не может, кроме матушки-весны. Просыпается он всегда недовольным и, бодрствуя в летнее время, с нетерпением ждёт конца лета, чтобы опять уснуть в куче свежей соломы. Если летом кто слышит вздохи да зевоту, а живого существа рядом нет — это ледащий.

Из прошлогодней соломы закурлыкал лядащии-бес соломин, притрушенный теплой соломой И откликнулся луг, загудел, и весь берег защелкал и заахал и зааукал, застрекотал лес стрекозою.

A.M. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»


ЛЕЛЬ

Лель — юный бог любви, сын Лады. По молодости лет своих, Лель порой просто забавляется любовью, хотя делает это с добрых побуждений — для него это весёлая игра. Красивый юноша с курчавыми волосами влюбляет в себя девушек, наигрывая им на свирели и напевая. Когда же ему проходу нет от очередной избранницы, Лель находит ей парня и убеждает обоих, что они искали именно друг друга. Появляется Лель весной, живёт вместе со своим братом Полелем в лесу. Вместе они выходят утром встречать Ярило. Свирель Леля можно услышать в Купальскую ночь.

Мороз
Почём, ты знаешь Что это Лель?
Снегур очка
К нему девицы ходят Красавицы, и по головке гладят, В глаза глядят, ласкают и целуют. И Лелюшком и Лелем, называют, Пригоженьким и миленьким.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ «Снегурочка»


ЛЕСАВКИ

Лесавки — лесные духи, родственники лесовика, старики и старушки (бабушки и дедушки лесовика). Очень маленькие, серенькие, похожие на ежей. Живут в прошлогодней листве, бодрствуют с конца лета до середины осени. Всё это время веселятся, водят хороводы, листву поднимают, шелестят, шебуршат, копошатся маленькие лохматые клубочки. За короткое время натрудятся, умаются — долго спят.

Старички и старушки — Лесавки в прошлогодних листьях сидят, схватятся за руки, скачут по лесу, свистят на весь лес, без головы, без хвоста, скачут, вот как свистят.

A.M. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»


ЛЕТАВИЦА

Летавица — дух рассвета. Ночью летает или сидит где-нибудь на ветвях, приближает день. Чарует полуночников своей девичьей красой. Обута в красные сапоги, с помощью которых летает; они для неё, что крылья лёгкие, в них вся сила летавицы. Только тот, кто сможет заставить себя не смотреть на её сапоги или снимет их, не поддастся чарам летавицы. Если этот дух рассвета останется без сапог — управляй им как хочешь. Исчезает летавица с восходом солнца.

Слышали Вы о Летавице? Красота её еще краше всех, лицо ее девичье, вольные волосы золотые до самой земли. Всякую ночь приходит она: или ложится в ногах, или станет и смотрит всю ночь и, лишь ветер подует под утро, исчезнет. Слышали Вы о Летавице? Я оставил мой дом, бросил всё и пошёл. И, как лист в непогоду, скитаюсь по белому свету —-только б её из сердца прочь.
... Шли мы горохом — порх! — и наткнулись: лежит такая кра-са-вая! Золотые волосы всю с головой опутали, глаза, словно колодцы, а сапоги на ней красные...

A.M. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»


ЛЕШИЙ

Леший (лесовик, лесовой, лешак) — дух леса. Показывается и исчезает внезапно. Поёт без слов, хлопает в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет, перекидывается стариком, путником, волком, филином; без шапки, волосы зачёсывает налево, кафтан запахивает направо, бровей и ресниц нет. Людей старается запутать, завести в глубь леса, напугать. Звери в его ведении, особенно зайцы. Может проиграть их в карты другому лешему. Питается мхом и шишками, любит выпить водки, живет с семейством в дупле старого дерева. Избежать козней лешего можно переодев одежду наизнанку.

Лешие вместе с оборотнями и прочей нечистью считают день Воздвижения (27 августа) каким-то срочным для себя днем. Лешие, например, сгоняют в этот день в одно место все подвластное им зверье, как бы делая ему смотр перед наступающей зимой. В лес по этой причине не ходят.
На Ерофея (17 октября) — буйствуют лешие. Они «дурят в лесах»: бродят, кричат, хохочут, хлопают в ладоши, ломают деревья, гоняют зверей и пропадают. Крестьяне в этот день в лес не ходят.

КРУГЛЫЙ ГОД. Русский земледельческий календарь



Листан

Листин — старый слепой дух, предводитель лесавок, его жена и помощница — баба Листина. Они не такие буйные и шустрые, как лесавки, сидят в куче листьев возле пня или в овраге и командуют — кому когда шелестеть. Осенью сначала легкий шепоток слышится — это листин с листиной советуются и назначают лесав-кам работу. А потом уже шелест да шум, хороводы опавшей листвы, знать, лесавки играются.

Пройдет мимо дерева слепышка Листин, прошуршит листьями, не бойся: Листин не страшный, Листин только пугать любит. Слепышка Листин — в лесу живет, весь из листьев. Есть и Листина баба — игрушка: туловище сделано из мха, а вместо рук еловые шишки, на ногах настоящие лапотки. Листин-слепышка и Листина-баба только и знают, бродят в лесу, шуршат.

A.M. РЕМИЗОВ «Зайка»


ЛИХО

Лихо — злая баба-великанша, пожирающая людей. Она имеет только один глаз (Одноглазое), ростом выше деревьев. Живёт Лихо на старой мельнице, спит на кровати из человеческих костей. Идёт Лихо — деревья валит, горы рушит, реки-озёра засыпает. Ни жалости, ни участия, живое встретит — зверя ли, человека ли — затопчет, разорвет и съест.
Неуклюжая, кровожадная, свирепая — само воплощение зла. Имя Лихо стало именем нарицательным и занимает место в синонимическом ряду со словами «беда», «горе», «несчастье».

... Стол было уже засыпать кузнец, как дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо — баба огромная, страшная, об одном глазе. Понюхало Лихо по сторонам и говорит:
— Э, да у меня, никак, гости; будет мне, Лиху, что позавтракать: давненько я человеческого мяса не едала.
Вздуло Лихо лучину и стащило кузнеца с печи, словно ребенка малого.

«Лихо одноглазое» Сказка в пересказе К.Д. УШИНСКОГО


ЛИХОРАДКА

Лихорадка — демон болезни. Представляется простоволо сой женщиной дьявольского обличья. Упоминается в славянских апокрифах и в заговорах Зачастую наши предки, дабы задобрить и не привлечь Лихорадку, называли её ласкательно-приветливыми словами: добру-ха, кумоха, сестрица, тётка, гостьюшка, гостейка. Образы болезней слабо выражены в славянской традиции, а потому не отражены в обрядах и ритуалах.

... В основе этой веры (в колдовство и самоколдовство) лежит старая оптимистическая концепция болезни, сохранившаяся в неприкосновенности: болезнь есть «бес», которого надо уметь изгнать из больного надлежащим заговором. Лихорадка изображается в одном распространенном заговоре в таких красках: «бесица, имеюща разжени очи, а руци железные, а власы верблюжия», послал её из преисподней её отец сатана, «в человека злые пакости творити, и кости женские изсушити, млека изсякнути, а младенца уморити, и очи человекам омрачити, составы расслабити».

Н.М. НИКОЛЬСКИЙ «История русской церкви»


ЛОБАСТА

Лобаста (лопаста) — русалка, живущая в камышах. По пове-риям, это дети, умершие некрещенными или девушки-утопленницы. Подвижные, резвые, грациозные, в играх и шалостях проводят они свое время. На десятой неделе после святой Пасхи, сохранившей древнее народное название «русальной», ни одна девушка не решается пойти в лес без подружек из боязни, что лобасты и другие русалки затащат её в свой веселый бесконечный хоровод, закружат и уведут с собой.

— А-а, испугались/ Вот она какая Лобаста! Попадете к ней в болото, не спустит. Ростом Лобаста, как эта осина, тело белое, что заячий пух, а ручищи, словно крылье с красным когтем, словит да этим когтем, хоть и нежен он, что костяника, а защекочет до смерти.

A.M. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»



ЛУГОВОЙ

Луговой — дух лугов, маленький зелёный человечек в одежде из травы, помогает косить травы во время сенокоса. Считается дитём полевика (полевого). Бегает по лугам и ловит птиц в пишу своему родителю. Бывает очень сердитым, когда покос прозевают — гонит траву в буйный рост и так заплетает её, что не срезать, не разорвать; а то и сушит траву на корню. Если же придут косари на такой покос — косы рвет.

На низшей ступени своего развития человек не имел почти никакого ясного представления о природе и её явлениях... Он не обладал никаким понятием о положении своем как человека и всё непонятное, что совершалось вокруг него, приписывал разным сверхестественным существам...

А. БАБЕЛЬ


ЛЮДИ ДИВИЯ

Люди дивия — в древнерусских книжных легендах монстры, обитатели далеких сказочных земель, прежде всего, Индии. Среди них упоминаются многоглавые, люди с лицом на груди, со звериными или птичьими головами и ногами, с крыльями, люди, живущие в воде и т.п. Люди дивия являлись образом неверных, «нечистых» народов. Большинство сказаний о людях дивия это переводные источники, но есть и оригинальные, особенно у сибирских народов.

... Рассказы о Людях давая связаны ала с повестями о походах Александра Македонского, или со сказаниями о государстве индийского царя и попа Иоанна. Наиболее опасные народы были «заклепаны» Александром Македонским в скалах, им приписывалась важная роль в грядущих событиях накануне конца света, когда они выйдут на свободу.

Из «СКАЗАНИЯ ОБ ИНДИЙСКОМ ЦАРСТВЕ»


МАВКИ

Мавки (навки, мевки) - в восточнославянской мифологии злые духи, часто смертоносные. По украинским поверьям, в мавок превращаются умершие до крещения дети. имя мавка образовано от «навь» (навка), что означает воплощение смерти. Мавки бестелесны и не отражаются в воде, не имеют тени, спины у них нет, поэтому видны все внутренности. Мавки и русалки не одно и то же, они имеют много различий.

... Но такое представление о Русалках как о взрослых девушках и женщинах, встречается только в искусственной поэзии, в литературе и живописи, народу же, по крайней мере в центральной Малороссии, оно совершенно чуждо. Здесь нет никаких сказок, песен, поверий или обрядов о таких русалках. Народ знает только русалок-детей. Называют их здесь мавки. Они, мертворожденные, присланные матерями, вообще некрещённые дети. По поверьям Подольской губернии, потерча или поторча превращается только по прошествии семи лет в мавку или малку.

В.П. МИЛОРАДОВИЧ «Заметки о Малорусской демонологии»


МАКОША

Макоша (Мокошь, Макеша) — славянское божество, покровительница женских работ, прядения и ткачества. Также земледельческое божество, мать урожая, богиня изобилия. Цветок мак — пьянящий, как любовь. От названия этого яркого цветка, который девушки вышивали на свадебных рушниках — имя богини. Макоша — божество женской жизненной силы. Единственное женское божество, чей идол стоял на вершине холма в пантеоне князыя Владимира.
У некоторых северных племен Мокошь — холодная недобрая богиня.

На прибойном сыром берегу вещая Мокуша, охраняя молнийный огонь, щелкала всю ночь веретеном, пряла горящую нить из священных огней.

A.M. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»


МАРА

Мара (маруха, мора) — в славянской мифологии божество зла, вражды, смерти. Позднее связь со смертью утрачивается, но вредоносность божества очевидна (мор, мрак). У северных славян Мара грубый дух, мрачное привидение, которое днём невидимо, а ночью творит злые дела. Охотнее всего Мара обитает в тёмных и сырых местах, в пещерах под вымытыми водой берегами. В некоторых местах Мара — название нечисти.

...«Невже понесе знову в Днiпро?» — подумав. I в цю нить чиясь дужа рука схопила його за чуприну. То пiдпливла лоgiя старого дарiя, що ловив у цьому
мicmi рибу...
Иому знайшли коня, i вiн знов помчав у нiч, у лiс, не боявся нi Дива, нi Мари, рi Желi, нi iншого страховидла, про яке чув з дитинства i яким кишiли, кажуть, дарницькi лiси.

С. ПЛАЧИНДА «Хлопець з оборотькою»


МАСЛЕНИЦА

Масленица — персонаж, воплощавший у древних славян плодородие, но, вместе с тем, зиму и смерть. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с блином и сковородкой. С ним вместе веселились, а затем хоронили или провожали, сжигая на костре. Проводы Масленицы сопровождались ряженьем, хороводами, призывом весны. От названия персонажа пошло название русского календарного праздника проводов зимы и встречи весны.

В Дмитровском районе под Москвой «в понедельник в семьях, где есть молодежь, делают из тряпок женскую фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд. Фигура изображает девушку; в руки этой Фигуры дается помазок и блины» — главные символы Масленицы.
Без блинов не масленица, без пирогов не именины.

КРУГЛЫЙ ГОД. Русский земледельческий календарь


МЕЖЕВИК

Межевик — брат луговика (лугового), такой же маленький, в одежде из травы, но не зелёный, а чёрный. Бегает по меже, охраняет её, так же, как и брат ищет пищу своему родителю полевику. Наказывает тех, кто нарушает межу, переходит её незаконно; устанавливает и поправляет вешки, помогает работящим хозяевам в поле. Но если находит спящего на меже человека, то наваливается на него, шею травой заплетает и душит.

Ум первобытных людей был ещё слишком слаб, чтобы возвыситься до отвлечённых представлений о законах, управляющих его собственным развитием, как и явлениями внешнего мира. Он их олицетворил, превратил в реальные существа, построенные по его подобию, т.е. создал духов и богов.

М.БЕРТЛО


МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ

Меч-кладенец (самосек) — в русском фольклоре и книжной средневековой традиции чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагом. Распространён мотив поиска меча, скрытого в земле, связанный с представлением о кладе (кладенец) или погребении. Иногда меч-са-мосек наделён чертами оборотня, превращается в змея. Обладающий мечом, получает сверхестественную демоническую силу, он становится непобедимым.

... Казак не стал долго раздумывать отдал старику бочонок, а себе взял меч-саморуб сел на коня и вздумал к королю вернуться. А под стольный город того короля подошёл сильный неприятель; казак увидал рат-силу несметную, махнул на нее мечом
Меч-саморуб! Сослужи-ка службу, поруби войско вражье
Полетели головы... И часу не прошло, как вражьей силы не стало.

ЦАРЕВНА-ЗМЕЯ. Русская народная сказка из сборника АН АФАНАСЬЕВА


Молонья- ЦАРИЦА

Молонья-царица (Ме. ланья) — грозная богиня молний, жена Великого Грома Гремучего, живёт на небе. Её сын — Огонь-царь. Есть миф 0 похищении Модоньи богом Ве-лесом. Если следовать этому мифу — Огонь-царь внебрачный сын. Когда всё небесное семейство в сборе, но в семье не ладится, каждый сердится no-своему: Гром — гремит; Молонья — золотые стрелы пускает; Огонь-царь несётся на этих стрелах, поджигая все, что попадается на пути. Воробьиная ночь — крупная ссора в небесном семействе.

Любы были те речи Матери Сырой Земле, жадно пила она живоносные лучи' и породила человека... И когда вышел он из недр земных, ударил его Ярило по голове золотой вожжой —ярой молнией. И от той молоньи ум в человеке зародился...

П.И. МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ «В лесах»


МОРЕНА

Морена (марена, маржана) — в славянской мифологии богиня, связанная с воплощением смерти, с темнотой, болезнями, с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, иногда с ритуалами вызывания дождя. У южных славян это легкий летучий призрак зимы. А когда зима заканчивается, из прошлогодней соломы вяжут чучело Морены и топят (сжигают, разрывают на части) в честь будущего урожая.

... в Малороссии явно таскают по улицам при встрече весны (1 марта) с пением «веснянок» чучело, называемое «мареной», а великорусский «морок» — та же мрачность или темнота — вызвал осооен-ную молитву на те случаи, когда эта «морока» желательна или вредна для урожая.

С.В.МАКСИМОВ «Нечистая, неведомая и крестная сила»


МОРОЗКА

Морозка (Мороз) — бог зимы холодов. Одет в тёплую шубу, ходит по лесам и укрывает ДГ' ревья снегом. Зимой он полны" хозяин, в его подчинении снегопады, вьюги да метели. Вечн воюет с Весной, сопротивляется её приходу, нападает по ночам но всегда в конце концов отсту пает. Не всех путников встп? чает радушно в своих владениях В зависимости от поведения ч<^ ловека, а порой, и от собствен ного настроения может наградить человека или наказать Если уж рассердится — снегом запорошит, завьюжит, с дороги собьёт, под одежду заберётся Может уши или руки отморозить, а то и совсем заморозит.

Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои.
Идёт — по деревьям шагает, Трещит по замерзлой воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде.

Н.А. НЕКРАСОВ «Мороз, Красный нос»


МОРЯНА

Моряна — дева морских вод, дочь морского царя. Большую часть времени плавает в глубинах моря, превратившись в рыбину, играет с дельфинами. Выходит на берег в тихие вечера, колышется на волнах, плещется, перебирает морские камешки-голыши. Когда поднимает шторм разгневанный царь морской, успокаивает его, унимает бурю. В русских сказках близкий Моряне образ Марьи Моревны.

...Скоро-скоро забрезжит.
И пойдет, осыпаясь, прощаться дикая роза — друг-поводырь.
Легкий ветер уж веет. Там Моряна волны колышет.
И, ровно колокол бьёт, Море — непокорное, необъятное Море-Океан.

А.М.РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»


Моховой

Моховой — крошечный дух зелёного или бурого цвета живёт во мху, наказывает тех кто собирает ягоды в неурочное время. Самый обычный прием заключается в том, что моховой обходит всякого, углубившегося в чащу. Он либо заведёт в такое место, из которого трудно выбраться, либо заставит кружить по лесу на одном и том же месте Обычно моховой не ведёт людей на погибель, а лишь вымучит, да и отпустит.

И кого только не было там.: домовые, домихи, гуменные, банные, лесунки, лесовые, лешие, листот-рясы, кореневые, дупляные, моховые, полевые, водяные, хлевники, чужаки, наброжие и облом, костолом, кожедер, тяжкун, шатун, хитник, лядащик, голохвост, ярун, долгоносик, шпыня, куреха и шептун со своею шептухой.

A.M. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»


НАВЬ

Навь (навьё, навы) — духи мёртвых, враждебные человеку; воплощение смерти, существа без плоти, которые движутся при движении мысли об умерших. Древние славяне считали, что причиной смерти является навья косточка, которая сохраняется в разлагающемся трупе. Навь появляется после полуночи: облако — видоизмененная в худшую сторону фигура человека, его лицо. Избежать встречи с навью можно, если чтить память умерших родственников.

В «Навий день», на Радуницу, справляли здесь «оклички» покойников. (Радуница — день поминовения умерших, приуроченный к последнему четвергу великого поста).

П.И:. МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ «В лесах»


НЕДОЛЯ

Недоля — злой дух, враг Доли. Стремится нанести вред человеку. Не разбирается, кто хорош, кто плох. Стоит человеку оступиться, разувериться в своих силах — Недоля тут как тут. Старичок, с виду немощный, невзрачный, но цепкий, хваткий; или старуха коварная. Как пристанет Недоля — уж надо потрудиться, чтобы от нее отбиться. Если человек с долей не поладил, значит, сам себе навредил — жди Недолю в гости. Бывает, что Недоля наказывает человека за грехи его предков.

И сама Обида-Недоля, не смыкая глаз, усталая, день исходив от дома к дому, грохнулась на землю и под, терновым кустом спит.
И неужели Русской земле ты судила Недолю, — и, всегда растрёпанная, несуразная, с диким хохотом, самодовольная, униженная и нищая, будет она пресмыкаться, не скажет путного слова?

A.M. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»


НЕЖИТЬ

Нежить — существа без плоти и души, все что не живёт человеком, но имеет человеческий облик. Это не мертвецы и не привидения, а существа особого рода, духи природы: домовые, кикиморы, водяные, лешие и т.п. Лишь водяной может еще образовать переход к нечистой силе. Нежить не живёт и не умирает, она есть, существует, обитает. По преданиям, нежить — это сверженное архангелом Михаилом воинство сатанинское. Летело оно с неба на землю сорок дней, кто где упал — тот там и обосновался: леший в лесу, водяной в воде, полевой в поле и т.д. У нежити своего обличья нет, она ходит в личинах и бессловесна. Над человеком нежить потешается, пакостит ему, но бывает и доброй.

Вот обогнул Нежит старую ель и бредет — колыбаются синие космы. Подвигается тихо, толчёт грязи по мху и болоту, хлебнул болотной водицы, поле идёт, другое идёт, неприкаянный Нежит, без души, без обличья.
То он переступит медведем, то утишится тише тихой скотины, то перекинется в куст, то огнём прожигает, то как старик сухоногий — берегись, исказнит! — то разудалым мальцом и уж опять, как доска, вон он — путало пугалом.

A.M. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»


НЕМИЗА

Немиза — бог воздуха, повелитель ветров. Голова его увенчана лучами и крыльями, а на торсе изображена летящая птица. Лёгкий, как перышко, да и сам иногда превращается в перо и качается в вышине, отдыхая от забот. Когда в самую жару лёгкая прохлада вдруг коснется чела — это Немиза благоволит, лениво взмахнув крылом. Немиза не сварлив и позволяет ветрам резвиться, не вмешиваясь в их дела. Но если они уж сильно поссорятся и закрутят бешенную карусель — вмешается и наведёт порядок.

... Если высших из обоих богов язычники поселяли на небе, то они же по своему произволу низводили их обратно на землю, заточая в какую-нибудь маленькую часовню или в стоящего в ней жалкого идола... где желания их просителей выслушивались с большей благосклонностью, чем в других местах.

Д. ТОЛАНД


НЕЧИСТАЯ СИЛА

Нечистая сила (нечисть) — злые духи у восточных славян, общее название низших демонологических персонажей, чертей, бесов и т.д. По преданиям, нечистая сила создана самим Богом или Сатанаилом. Общим для всех персонажей нечисти есть то, что они принадлежат потустороннему «нечистому», «нездешне>гу» миру, которо>гу человек противопоставляет здешний, «чистый», положительный. Появляется нечисть также из покойников, умерших неестественной смертью. Нечисть многолика, к людям может быть и доброй.

... Страх перед кознями нечистой силы заставляет людей прежде всего избегать нечистых мест и нечистого времени, например не купаться в реке до и после определенного времени, не ходить в лес и в поле в русальную неделю, не выходить из дома в полночь, остерегаться святок и т.п. Нечистая сила боится крестного знамени, чётных чисел, пения петуха и др. Промежуточное положение между миром нечистой силы и миром людей занимают лица, знающиеся с нечистой силой, «продавшие душу черту» — ведьмы, колдуны, знахари и т.п.

С.М. ТОЛСТАЯ


НИКОЛА

Никола (Микола) — в славянской мифологии название злого духа, позднее восшедшее к святому Николаю, который в народе считается покровителем моряков и рыбаков, да и всех тружеников. Празднуют Николу Тёплого (Вешнего) — 9.V. ст.ст. и Николу зимнего — 6.XII ст.ст. У южных славян Никола — лесной дух, загадывающий загадки заблудившимся. Отгадавших выводит на дорогу, не отгадавшие продают душу чёрту. Живёт в дупле, покровительствует охотникам. От языческого злого духа у Николы осталась хромота (признак нечистой силы).

Вы, покличте-ка, домочадцы,
На Сиговец к студёному долу
Парусов и рыбарей братца,
Святителя тёплого-Миколу!

Он, кормилец, в ризе сермяжной,
Ради песн младеня в зыбке,
Откушает некуражно
Янтарной ухи да рыбки!

Н. КЛЮЕВ «Погорельщина»


НИЙ

Ний — в славянской мифологии страшный бог царства мёртвых. Огромный горбатый старик с длинными волосатыми руками-лапами. Вечно злой, потому что работать приходится без отдыха днём и ночью — принимать души умерших. Кто попал в лапы к безобразному Нию — назад возврата нет. По-видимому, в более поздние времена — это предводитель нечистой, силы Вий.

... Мгновенно дверь хижины растворяется, — и, при беспрерывном блеске молнии, я зрю юного витязя, в броне серебряной, опоясанного мечом грозным. Ни сам свирепый Ний не потряс бы толико робкого сердца моего своим появлением.

В.Т. НАРЕЖНЫЙ «Славянские вечера»


НОГ

Ног (ногуй, нагай, игон) — древне-русское название грифона. Птица огромных размеров и сверхестественной силы, вьёт гнездо на двенадцати дубах (родня Соловью-разбойнику), на корм птенцам даёт быка. В средневековой книжной традиции с образом Нога связан полёт героев по воздуху. Можно предположить, что это символ всераз-рушающего перемещения воздуха, сильного ветра, шквала, урагана.

...Вот Иван-царевич настрелял на взморье гусей, лебедей, в два чана поклал, поставил один чан На-гай-птице на правое плечо, а другой чан — на левое, сам сел ей на хребет. Стал птицу Нагай кормить, она поднялась и летит в вышину.

СКАЗКА О МОЛОДИЛЬНЫХ ЯБЛОКАХ И ЖИВОЙ ВОДЕ.
Русская народная сказка в обработке А.Н.ТОЛСТОГО


Ночницы

Ночницы (криксы) — ночные демоны. Нападают в основном на новорожденных детей, до крещения, и не дают им спать. Это неопределенного вида существа, невидимые или похожие на птиц, летучих мышей, червей; привидения, блуждающие огни; реже — женщины с длинными волосами в чёрной одежде. Чуют дом, где есть колыбель, проникают через окно или дверь и истязают ребёнка. Лазят также ночью по птичьим гнездам, выпивают яйца, душат птенцов. Ночницами становятся после смерти женщины — ведьмы не имевшие детей.

Из страха перед ночницами матери остерегаются после захода солнца оставлять на дворе пелёнки, выходить из дома и выносить ребёнка; не оставляют открытой и не качают пустую колыбель, применяют различные обереги колыбели (растения, иголку и т.п.); не купают детей и не стирают пелёнок и белья в «ночной» (простоявшей ночь) воде.

С.М. ТОЛСТАЯ

Используются технологии uCoz