Персонажи славянской мифологии Сост.: А.А.Кононенко, С.А. Кононенко; Художник В.А.Кононенко


ОБОРОТЕНЬ

Оборотень (волкодлак, волко-лак) — мнимое существо, человек, превращённый колдуном в животное, чаще всего в волка или медведя, который затем может оборачиваться в собаку, кошку, в куст, пень и прочее. Ведьмы также обращаются в волкодлаков и обращают других. Узнать оборотня молено по тому, что у него задние ноги имеют колени вперёд, как у человека, а не назад, как у волка. Вредят оборотни тем, кто их испортил, но могут по ночам преследовать одиноких путников, особенно если те выпили лишку. Перешёл оборотень дорогу — быть беде.

... После этого заговора старый колдун стал лицом к месяцу и, воткнув в самую сердцевину пня небольшой ножик с медным черенком, перекинулся через него трижды таким образом, чтобы'в третий раз упасть головою в ту сторону, откуда светил месяц. Едва кувырнулся он в третий раз, вдруг видит: старика не стало, а наместо его очутился страшный серый волчище.
Умный человек на месте нашего Артема бежал бы без оглядки из лесу; а наш Артем сделал если не умнее, то смелее. Он подошел к пню, почесал свою буйную голову — и после давай обходить около пня и твердить то, что слышал перед сим от старого колдуна.

О.М. СОМОВ «Оборотень»


ОВИННИК

Овинник — дух, живущий в овине. Весь лохматый, но одна рука голая и подлинней другой. Голой рукой он наказывает. Особенно нерадивых хозяев — бросает им жар в неубранные снопы. Если кто-то сушит хлеб во время сильных ветров, овинник тоже накажет пожаром. Глаза у этого духа разноцветные, шуба наизнанку, в безветренную погоду он спит. Мохнатую руку вытягивает редко, чтобы нагадать девушкам богатство. В заутреню светлого воскресенья девушка кладет руку в окно овина: если не притронется к руке дух — в девках ходить, голой рукой — за бедного замуж пойдёт; мохнатой рукой коснется овинник, знать, за богатого — радуется девушка.

7 октября на Феклу-заревницу в натопленных овинах молотят хлеб. А в том, что овины горели, обвиняли овинника, духа — хозяина овина.
Вот он сидит в нижней части строений, где разводят теплины в самом углу подлаза днём и ночью. ...Глаза горят калёными угольями, как у котов, и сам похож на огромного кота, величиной с дворовую собаку, весь чёрный и лохматый. Топить овины в Воздвиженьев день и на Покров не позволяет: и на добрый случай попехнет у костра в бок так, что едва не соберешь дыхание; на худой конец разгневается так, что закинет уголь между колосниками и даст всему овину заняться и сгореть.

КРУГЛЫЙ ГОД. Русский земледельческий календарь.
Составитель А.Ф. НЕКРЫЛОВА


ОГОНЬ-ЦАРЬ

По древним преданиям, бог Белес похитил Молонью-царицу и коварно овладел ею. (Белее умеет превращаться в красивого юношу и внушать страсть любой женщине). Родился Огненный Змей (Огонь-царь], И стал он мстить своему 'отцу за мать. Вместе с ' Молоньей-царицей преследует-Белеса, превращающегося в человека, корову, коня, прячущегося под камнем или под деревом-— крошит камень, .расщепляет дерево, сжигает животное или человека. Огонь-царь всегда побеждает в единоборстве, а - во .время битвы творится буря. Огонь-царь живет на небе, 'Белее — на земле; храмы Огня, Пёруна — на холмах, а Белёса — в низинах.

... Спросить про Ярилу у окольных людей, спросить про царь-огонь, спросить про купальские костры — никто не слыхивал.
... И сказал Матери Сырой Земле:. «Вот я разлил огонь по камням и деревьям, Я сам в том огне. Своим умом-разумом человек дойдет, как из дерева и камня свет и тепло брать. Тот огонь — gap моему люби -мому сыну. Всей живой твари будет на страх и ужас, ему одному на службу».

П.И. МЕЛЫЧИКОВ-ПЕЧЕРСКЙЙ «В лесах»


ОГУМЕННИК

Огуменник (гуменник) — дух, живущий на гумнах (гумно — место, где молотят, а также сарай для сжатого хлеба), открытых со всех сторон, и в ригах, прикрытых бревенчатыми срубами с непроте-каемыми крышами, самый злой помощник дворового. Наказывает тех, кто по ночам ходит на гумно за соломой. 4 сентября на Агафона-огумен-ника в ночь этот дух бегает по селам и деревням, дурит и раскидывает снопы по гумнам. Люди стерегли гумна в тулупах, вывернутых наизнанку, с кочергой.

В ночь на Святки (святые вечера, страшные вечера, рождественский сочельник) с 24 на 25 декабря собравшиеся на посиделки играли «в молчанку». По команде «раз, два, три» все парни и девушки должны хранить самое серьезное молчание... Не выдержавшие молчания подвергаются какой-нибудь условной каре. Сходить на гумно и принести сноп соломы считалось одним из тягчайших наказаний, так как ночью на гумно не ходят из опасения попасть в лапы «огуменника»...

КРУГЛЫЙ ГОД. Русский земледельческий календарь.
Составитель А.Ф. НЕКРЫЛОВА


ПАРАСКЕВА-ПЯТНИЦА

Параскева-Пятница (Дева-Пя-тенка) — женское божество, покровительница пятницы. Благоволит также играм молодежи с песнями и танцами. Появляется в белых одеждах н охраняет колодцы. Где на дощатых крышах изображена Параскева-Пятница — там вода целебна. Чтобы не иссякла благодать Де-вы-Пятенки, бабы тайком приносят ей жертву: овечью шерсть на передничек. В Белоруссии сохранился обычай изготавливать её изваяния из дерева и молиться ей о дождях для всходов тёмной ночью.

27 октября — Параскева-грязниха, льняница, порошиха, Параскева Пятница. На Парасковью-льняницу начинают мять и трепать лен. Параскева Пятница — бабья святая... Параскева считается покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, пряжи. Параскева Пятница представляется в виде высокой, худой женщины с длинными распущенными волосами. Высоких и худощавых женщин ещё и сейчас называют «долговязая пятница». За нарушение запретов, связанных с пятницей и с пряжей, Параскева Пятница сурово наказывает.

КРУГЛЫЙ ГОД Русский земледельческий календарь.
Составитель А.Ф. НЕКРЫЛОВА


ПЕКЛО

Пекло — в славянской мифологии ад, преисподняя, в переводе с латинского — «смола», «дёготь». Представление о пекле, по всей вероятности, сложились под влиянием христианского учения об аде. Ранние славяне верили в потусторонний мир, куда уходили умершие. Сначала почивших предавали огню, и они возносились на небо к Пе-руну-громовержцу, а в более позднее время погребали, отдавали Матери — Сырой Земле. Можно предположить связь пекла с восточнославянским обозначением змея (мотив огня). В пекле живут черти.

Тут он почесал плеча, утерся полою, положил обе руки на стол и начал:
— Раз, за какую вину, ей-богу, уже и не знаю, только выгнали одного чёрта из пекла.
— Как же, кум? — прервал Черевик, — как же могло это статься, чтобы чёрта выгнали из пекла?
... Вот чёрту бедному так стало скучно, так скучно по пекле, что хоть до петли.

Н.В. ГОГОЛЬ «Сорочинская ярмарка»


ПЕРЕПЛУТ

Переплут — бог изобилия, семян и всходов. Добрый толстяк, вечно уплетающий что-нибудь за обе щёки. Трудяга. В поле заморозки отводит; шепчет в небо — дождь кличет; клубни землей прикрывает; птиц отгоняет. Все лето вокруг сада-огорода мается, ходит-вздыхает, ждёт урожая. А уж дождётся — завалится за изобильный стол и пирует. Ест без устали, любо-дорого посмотреть. Да все на пользу. И выпить не против.

... Переплут упоминается вместе с беретнями в «словах» против язычества. По гипотезе В. Пизани Переплут — восточнославянское соответствие Вакха-Диониса. Не исключена связь с именами богов балтийских славян (Поревит).

В.В. ИВАНОВ


ПЕРУН

Перун — верховный бог Киевской Руси; грозный бог, повелевающий небесными явлениями; бог войны. Высокий, плечистый, черноволосый, большеголовый, златобородый (мед по бороде течёт). В правой руке — лук, в левой — колчан со стрелами. Самый сильный в природе, борется со злыми силами. 2 августа — Перунов день. В этот день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел Перуна, превращается в различных зверей. В давнее время 2 августа собак и кошек в дом не пускали, чтобы не навести грозу — гнев Перуна. Птица Перуна — петух, его день — четверг. Статуя Перуна-громовержца стояла в пантеоне богов князя Владимира.

В самой середине высился вырубленный из старого, покрытого узлами и прожилками дуба Перун. Мастера-древоделы, которые вытесали его, сделали из дерева длинные, опущенные вниз руки, широкие плечи и высокую, похожую на женскую, грудь, вырезали на его туловище подобие брони, широкий пояс, меч, тул со стрелами, а кузнецы выковали богу оольшую серебрянную голову в шлеме, приделали золотые усы.

С.Д. СКЛЯРЕНКО «Владимир»


ПЕСИГОЛОВЦЫ

Песиголовцы (песьи головы) — циклопы с человеческими телами и собачьими головами. Часто эти одноглазые чудовища встречаются в славянских сказках и легендах. Можно предположить, что воины некоторых кочевых племен во время сражений надевали волчьи и собачьи шкуры с головами поверх шлемов, для устрашения. Оттого и неприятелей-кочевников на Руси называли песиголовцами.

На лугу, на лужайке сходились в хороводы Ведьми-ны детки — куцые курочки в острых хохолках. И, сцепившись ногами-руками, покатились клубком, как гаденыши, за Окаяшкой косматым одноглазые Песьи головы.

A.M. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»


ПЛАКУН-ТРАВА

Плакун-трава, иначе луговой зверобои — в русских сказаниях, духовных стихах волшебная трава, «всем травам матп». Она выросла из слез Богородицы, пролитых во время мук Иисуса Христа. Упоминается в заговорах как чародейное средство, позволяющее повелевать духами, излечивать болезни. Корень этой травы служил для амулетов, в том числе — для крестов-тельников. В разных местностях плакун-траву отождествлял с различными растениями.

... А вот плакун-трава. Эта трава всем травам мати. От плакун-травы бесы и колдуны плачут, смиряет она силу вражию, рушит злое чародейство, сгоняет с человека уроки и притку...

П.И. МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ «В лесах»


ПЛАНЕТНИКИ

Планетники (погибалцы хмурники, облакогонители) -J демоны облаков у южных и западных славян. Существа, пребывающие в дождевых облаках управляющие их движением! ветром, погодой. Считалось, что планетники — это люди, умершие внезапной неестественной смертью. Они могут представать в виде орла, змея, дракона. Планетники тянут тучи по небу, пасут их, сбивают туман в тучу, наполняют тучу водой с помощь-ю радуги, толкут лёд, превращая его в град. Посылают на землю дожди или сдерживают их, наказывают градом за грехи (рождение и умерщвление внебрачного ребёнка, сожительство дочери с отцом и т.п.).

Планетник мог опуститься только на границу сёл, шёл к ближайшему селу и просил у первого встречного молока от чёрной коровы и яйца от чёрной курицы, а затем возвращался на границу и оттуда вместе с туманом возносился на свою тучу. Планетники бывали дружественны по отношению к встречным людям, предупреждали их о буре и граде. Считается, что планетники питаются в облаках мукой, которую люди бросают на ветер или в огонь, защищаясь от града.

С.М. ТОЛСТАЯ


ПОДАГ

Подаг — Бог звероловства. Изображался со зверем в руках. Хитрый, но справедливый. Бывалые охотники, знающие приметы и заговоры, с ним в дружбе. И зверя подведёт поближе, и берлогу покажет, и птицу поднимет — всякий раз охота будет удачной. Бывает, что и тем, кто первый раз охотится, поможет, чтобы к охоте привадить. А как не угодишь ему — с капканами, с ружьем, с товарищами, сам ли пойдешь — удачи не будет, с пустыми руками возвращаться.

Люди установили почитание богов. Сначала они отвели им рощи и предоставили горы, каждому богу посвятили птиц и приписали растения; затем стали поклоняться богам, разделив их по племенам и объявив их гражданами...

ЛУКИАН


ПОГОДА

Погода — бог ясных дней, провозвестник весны, муж богини Зпмцерлы. Светлолицый, ясноокий, безбороды-п, весёлый нравом. А бывает поссорится с женой и ходит хмурый. Оттого п дни бывают пасмурные, а то п дождливые: Зпмцерла слезы льет. А когда ненастье — ссора серьезная. Проходит гнев п злость, мирится Погода с супругой, снова дни ясные да пригожие. Мы спрашиваем: «Какая будет погода?», а надо бы: «Каким будет Погода?»

Тогда Миловзора, при радостном звуке цевниц и бубнов, подобно легкокрылому Погоде, носилась плавно по помосту терема, и каждым движением, каждым взором увлекала за собою всех взоры и движения.

В.Т. НАРЕЖНЫЙ «Славенские вечера»


ПОЛАЗНИК

Полазнпк (полажайннк, па-лезннк) — персонаж новогоднего празднества, приносящий плодородие п счастье. Существовал своеобразный ритуал по-т.ещенпя полазнпком дома пли ввода его в дом (если это животное). У западных славян подлаз-нпк — название рождественской ёлки. В честь полазнпка устраивается пиршество, он совершает магические акты с рождественским поленом (бадняком), произнося заклинания о размножении скота, здоровье людей.

Перший посiвальник на Новий Рiк, звичайно, бува i першим «полазником» — приносить до хати щастя. За народним вiруванням дiвчата щастя не приносять — miльки хлопцi, а тому и nociвamu дiвчатам не годиться.

РI3ДВЯНI СВЯТА. Упорядник B.I. Теремко


ПОЛЕВОЙ

Полевой (полевик) — дух, охраняющий хлебные поля; имеющий тело чёрное, как земля; глаза разноцветные; вместо волос голова покрыта длинной травой; шапки и одежды нет никакой. Иногда он появляется в облике старца в белых развевающихся одеждах и пугает людей. Его появление сопровождается сильным порывом ветра. Сбивает людей с дороги, кружит их, заводит к оврагам и болотам, а в особенности потешается над пьяными пахарями. Как и все из нечисти, поле-впки — взяточники, гордецы и капризники — любят, чтобы их ублажали.

Другой старичок — процвел в безбрежной степи посреди ковыля, где и журавли, и драхвы с головами хоронятся и верховного латника с копьём вместе не видно: там закопал себя старичок в землю по пояс и терпит, как его гложет сыпучий червь, а сам кушает только козявочек, которые сами ему в рот ползут; и этот пустынник называется старик Полевик, а веку ему пятьсот годов.

И.С. ЛЕСКОВ «Час воли божьей»


ПОЛЕЛЬ

Полель — бог брачных уз, брат Леля. В отличие от своего братца, Полель не кружит девушкам головы, его свирель играет для двоих любящих сердец, и песни он поёт на весёлых свадьбах. Внешне братья схожи, только Полель старше, мужественнее, выше ростом, шире в плечах. Любит Полель весну, когда вместе с природой в сердцах людей пробуждается великое чувство, а ещё больше любит осеннюю пору свадеб, когда сердца соединяются.

Шокентш Пзелъ у своэму «Синопсись, или краткое собрате оть разных летопсцевъ» (XVII ст.) пише таке: «...Такожде и матерь Лелеву и Полелеву Ладу поюще: Ладо, Ладо...»

Олекса ВОРОПАЙ «ЗвичаТ нашего народу»

«Що ти ходиш лелъом-полельом, наче mo6i стутнь по червшцю».

ГР1НЧЕНКО Б.Д. «Словарь укра'жсько')' мови» (Т.2)


ПОЛУДНИЦА

Полуднпца — женщина в белом, которая является работающим на поле. Любимое время её — полдень, в эту пору она загадывает встречным загадки п, если кто не отгадает, — может защекотать. Тех, кто работает в полдень, когда обычай да п сама природа требует делать перерыв, полуднпца наказывает. Видеть её удается редко кому, а кого она наказала, предпочитает не хвастать, а молчать об этом. Полуднпца — воплощение солнечного удара.

В ярославском Пошехонье знают «полудницу»: красивую высокую девушку, одетую во все белое. Летом, во время жатвы, она ходит по полосам ржи и, кто в самый полдень работает, тех берёт за голову и начинает вертеть, пока не натрудит шею до жгучей боли. Она же заманивает в рожь малых ребят и заставляет их долго блуждать там. Здесь, очевидно, народное поверье сливается с наивной деревенской моралью, придуманной для острастки ребят.

С.В. МАКСИМОВ «Нечистая, неведомая и крестная сила»


ПОРЕВИТ

Поревит — бог воины, изображался с пятью лицами. Много-лпкость обозначала силу и непобедимость. Оборониться от него трудно — всяк брешь найдёт; одолеть невозможно — с какой стороны не подойди, всё видит. Умиротворен этот бог лишь тогда, когда меч обагрён кровью врага. Да и то ненадолго; проходит время, и снова
Поревит требует жертву, и снова племя идёт на племя, восхваляя своего бога.

Поскольку каждое племя было заинтересовано в том, чтобы его вождь был самым лучшим, то оно было заинтересовано и в том, чтобы верить (а, следовательно, оно и верило), что его оог — самый могущественный.

ВОЛЬТЕР


Похвист

Похвист (Посвист) — бог ветра. Разгоняет облака, открывает звёзды на небе, чтобы было видно дорогу. Представляется молодым светловолосым юношей с плетью, в широких шароварах, что служат ему парусами. Плетью пользуется как хвостом, килем, чтобы быстро менять направление и нестись над землёй. Круто поворачивая, виляя, завихряясь, Посвист свистит.

Когда же на берег Посвист Седые волны мчит, В лесу кружится жёлтый лист Ярясь, Перун гремит...

А.К. ТОЛСТОЙ «Князь Ростислав»


ПРИВИДЕНИЕ

Привидение (призрак) — душа умершего человека, являющаяся по ночам. Обычно привидение показывается на кладбище или в лесу, рядом с охраняемым кладом. Может прийти в дом к человеку и требовать от него каких-либо услуг. Привидение прозрачно, оно не отбрасывает тени. Единственная возможность спастись от него — бежать без оглядки; если обернёшься — умрёшь.

Полагают, что в ночь на мученика Евпла (24 августа) на могилах ходят разные привидения: слышны свист, вой и песни, и бегает белый конь.
КРУГЛЫЙ ГОД. Русский земледельческий календарь.

Составитель А.Ф. НЕКРЫЛОВА


ПРИПЕКАЛА

Припекала — бог любострастия. Красив, но тщеславен. Больше покровительствует мужчинам, хотя женщины так не считают. Облик принимает самый разный: то неотразимым красавцем возникнет у плеча девственницы, шепнет ей на ушко, легким ветерком нырнет под одежды, пощекочет; то полураздетой нимфой мелькнёт перед взором юноши-полуночника; то лепестком прекрасного цветка опустится на .пышную грудь или на розовые колени молодой вдовушки. И если Припекала берется за дело — ни матушка, ни тетушка, ни сам Всевышний не в силах помешать ему.

Целуются на улице, тешатся на виду у всех; невеста оборками плод прикрывает — свадьба скороспелая; в ранние сумерки мужняя жена к заезжему красавцу крадётся; мужик вместо собсвенной двери, за которой мал мала меньше, в ставенку молодой вдовы стучится; дед-сто-лет за длинными ножками клюкой постукивает — все забавы Припекалы, одним словом, припекло!

А.КОНОНЕНКО


ПРИЯ

Прия — богиня любви, брачного союза и плодородия. Молодая, спокойная женщина с гладко зачесанными длинными волосами. Почитается хозяйками как покровительница огорода. Женщины знали: если угождать Прие — траву полоть, поливать, прореживать, садить в нужных пропорциях, т.е. содержать огород в порядке — она обеспечит к столу осенью богатый урожай. А будет что подать к столу — и хозяин будет доволен, и в семье совет да любовь. Любимое время Прии — осень, когда столы ломятся от овощей, когда играют весёлые свадьбы.

С именем Фреи соединяются понятия любви, брачного союза и плодородия. Фрее соответствует славянская богиня Прия... Это была богиня весны, в образе которой слились вместе представления девы ясного солнца и облачной нимфы. В весеннюю пору прекрасная богиня вступала в брачный союз с гро-мовиком, слала на землю благодатное семя дождей и оживляла природу.

А.Н. АФАНАСЬЕВ

«Поэтические воззрения славян на природу»
Пр/я — богиня плодоношения, кохання, шлюбу и родинного вогнища. Коршь гмеш богиш зберггся в словах: «приязнь», «сприяти», «приятель».

О.П. ЗНОЙКО «М1фи КиТвськоТ земл'| та поди стародавт»


ПРОВ

Пров — бог правосудия, изображался в облике старца в длинных одеждах с большим числом складок п цепями на груди. В складках — тайны мудрых решений, которые принимает Пров п предугадать их никому не дано. Цепь, которую Прову суждено носить вечно — символ последовательности и завершённости каждого дела, за которое принимается бог правосудия. Он никогда не останавливается на полпути, не оставляет ни одного дела незаконченным. И если судья, которому покровительствует Пров, примет нечестное решение, бог правосудия со временем накажет его.

Если бы в этом мире не было зла, человек никогда не помышлял бы о божестве.

П. ГОЛЬБАХ


ПРОВЕ

Прове — божество балтийских славян; связан со священнодействиями в дубовых рощах. Своего идола не имел, почитался в лесах и рощах возле священных дубов во время празднеств, проводимых жрецами во второй день недели. Скорее всего, Прове — бог плодородия. Сопоставим с Поревитом и верховным божеством восточных славян Перуном.

Природа и человек, жизнь и смерть были предметами высочайшего удивления и были^ всегда преисполнены неисследимой тайны. Необходимая потребность познать Вселенную с её чудесами, вопрос о жизни и смерти и отношениях человека к природе породили обожание Вселенной или природы и духа умерших людей. Так младенствующий человек был приведён к почитанию солнца, луны.^звёзд, и всего того бесконечного, вечного и разнообразного, что мы называем природой или Вселенной.

Ч.Ч. ВЕЛИХАНОВ


ПУЩЕВИК

Пущевпк — лесной дух, живущий в непроходимой пуще. У него руки, как сучья, которыми он цепляет зашедшего путника, срывает одежды, норовит выколоть глаза — не пускает в своп владения. Сверкающие очи, зелёные волосы — то кустом колючим прикинется, то корягой, то веткой сухой. В чаще своей пущевик глушит и останавливает лесные пожары. В его владениях вечный мрак и постоянная влажная прохлада среди жаркого лета. Всякое движение замирает, всякий крик пугает до дрожи. Чувство непобедимого ужаса постигает всякого — выйти редко удаётся.

Неразвитой человек видит в природе что-то похожее на человека, выражаясь технически, вносит в природу антропоморфизм, предполагает в ней жизнь, похожую на человеческую жизнь; река у него живое существо, лес — все равно, что толпа народа.

Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ


РАДИГАСТ

Радигаст — бог с головой человека и ногами быка, реже — с головой льва, на которой спдпт гусь. Изображался со щитом на груди, на щите — воловья голова. В левой руке он держит копьё или секиру, на шлеме — петух с распростёртыми крыльями. Символизировал справедшвую борьбу, победу над врагом, над тёмными силами. Петух — утренняя птица, лев — сила, вол — упрямство в достижении цели.

В силу того, что первоначальным прообразом представлений о божестве были физические явления природы, божество было сначала настолько же многообразным и многоликим, как и те формы, в которых проявлялись его кажущиеся действия; каждая стихия природы была для человека духовной силой или гением; вселенная казалась людям наполненной бесчисленными богами.

К. ВОЛЬНЕЙ


РАЗРЫВ-ТРАВА

Разрыв-трава (спрыг-тра-ва) — в русских и украинских поверьях чудесное средство разрушающее всевозможные запоры и узы, помогающее преодолевать лютые препятствия, позволяющее овладевать кладами. Предания о Разрыв-траве перекликаются с легендами о цветке папоротника, распускающемся в ночь на Ивана Ку-палу. Именно эту траву ищут ведьмы. Растет она в тех местах, где живут черепахи. Если огородить их яйца колышками, так черепаха принесёт листок разрыв-травы, чтобы освободить дорогу к гнезду.

Розрив-трава — {деальна рослина нашого народу. Народ вгрить, що ця рослина Генуе, хоча идужеважко знайти, але все ж таки можна. Кому пощастить володгти цим. талгсманом, той вже ткого i шчого не бошься. У його-руках в1дчиняються Hauxumpiuii замки, як павутина, розриваються тяжш окова, валяться запори i, як ягнищ, смиренно лежать най-неприборкувашш1 тварини.

САВУР -МОГИЛА. Легенди i перекази Нижньо!
Наддн1прянщини
Упорядник В.А. ЧАБАНЕНКО


РАРОГ

Рарог (рариг, рарашек) — огненный дух, связанный с культом очага. Согласно поверьям южных славян, рарашек мог появляться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживал человек на печи. Рарог представляли в образе хищной птицы или дракона с искрящимся телом, пламенеющими волосами и сиянием, вырывающимся из пасти (клюва), а также в виде огненного вихря. Можно предположить, что в раннем периоде рарог был общеславянским огневым божеством.

В небе жилища богов и обители их помещали, Видя, что ночь и луна по небесному катятся своду, День и ночь, и луна, и ночи суровые знаки, Факелы темных небес и огней пролетающих пламя, Солнце и тучи, и снег, и град, и молнии, и ветры, Бурь стремительный вихрь и грозные грома раскаты.

ЛУКРЕЦИЙ КАР


РЖАНИЦА

Ржаница — дух, живущий на полосах ржи. Из злобных побуждений может сплести несколько стеблей ржи, п тогда поле считается проклятым. Спасти такое поле может только человек, сведущий в этом деле. Несведущему это может стоить жизни. Еще ржанпцы устраивают прожп-ны — дорожки во ржи в небольшой вершок шириной, которые проходят из одного края загона до другого п по которым все колосья срезаны.

Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях,
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.

А.А. БЛОК «Русь»


РОД

Род — бог Вселенной, живущий на небе, давший жизнь всему живому, всему, что только существует в мире. Роду приписывается творческая и мужская сила (фаллическое божество). Глиняные, деревянные и каменные изображения, охранные талисманы этого бога находят во время раскопок. Род — воплощение древней богини плодородия, мужское начало. Культ этого бога, как и большинства языческих богов, после введения христианства был утрачен.

Уже розпалили вогнище, i подолянки схилили голо-ви nig гскралш, вклоняються богов* Сварожичу, кидають в полум'я коровай i зар1заних курей. Мо-ляться i Свароговг, i Перунов1, i Родов/, i Рожаницям, аби помогли Аннг вистояти життев1 бург и грози, аби дали богатство и силу, череди худоои и багато gimeu...

Р. 1ВАНЧЕНКО «Ярославни»


РОЖАНИЦЫ

Рожаницы — девы судьбы, плодородия, женской силы. Их культ возник в период матриархата и связан с культом женского плодородия. Они присутствуют при рождении детей п определяют их судьбу. Обычно бабки-повитухи, которые принимают роды, знают, как задобрить рожаниц, чтобы те помогли легко родить. Рожаниц было две пли три, позднее — семь, видимо соответственно дням недели.

Наконец пламя осветило и углы, в одном из них — за очагом — показалось глиняное возвышение, а на нем деревянные фигуры Перуна и Волоса и небольшое бронзовое, покрытое прозеленью изваяние Роженицы — голой женщины со сложенными на животе руками.

С.Д. СКЛЯРЕНКО «Святослав»


РУЕВИТ

Руевит (Ругевпт) — бог войны у балтийских славян (о.Рюген). Изображался семилпкнм с семью мечами на бедре и с восьмым в руке. Деревянные куколки этого бога воины брали с собой, когда отправлялись в поход на лодпях. А большой деревянный идол стоял на возвышенности, угрожая врагам и защищая от всякой напасти. Руевиту жертвовали перед походом и после, особенно если поход был удачным. Многоликость бога у древних обозначала "его всемогущество и неуязвимость. Но несмотря на это, христианство свергло идолов Руевита.

Над древними подъемляся дубами,
Он остров наш от недругов стерёг;
В войну и мир равно честимый нами,
Он зорко вкруг глядел семью главами,
Наш Ругевит, непобедимый бог.
И мнили мы: «Жрецы твердят недаром,
Что если враг попрёт его порог,
Он оживёт, и вспыхнет взор пожаром,
И семь мечей подымет в гневе яром
Наш Ругевит, наш оскорблённый бог».

А. К. ТОЛСТОЙ «Ругевит»

 


РУСАЛКА

Русалка — дева вод, по иным преданиям, жена водяного. Это высокая, красивая девушка, живущая на дне водоема. Рыбьего хвоста русалка не имеет. Ночью она вместе с подругами плещется на поверхности воды, садится на мельничное колесо, ныряет. Прохожего дева вод может защекотать до смерти или увести с собой. Как правило, русалками становятся девушки, утопившиеся от несчастной любви или утопленные мачехами. Русалка может выйти замуж за человека, но брак этот всегда неудачен.

Он видел, как из-за осоки выплывала русалка, мелькала спина и нога, выпуклая, упругая, вся созданная из блеска и трепета. Она оборотилась к нему — и вот её лицо, с глазами светлыми, сверкающими, острыми, с пеньем вторгавшимся в душу, уже приближалось к нему, уже было на поверхности и, задрожав сверкающим смехом, удалялось, — и вот эна опрокинулась на спину, и облачные перси её, чатовые, как фарфор, не покрытый глазурью, просвечивали пред солнцем по краям своей белой, эластически-нежной окружности. Она вся дрожит и имеется в воде...

Н.В. ГОГОЛЬ «Вий»

Используются технологии uCoz