Персонажи славянской мифологии Сост.: А.А.Кононенко, С.А. Кононенко; Художник В.А.Кононенко ОБОРОТЕНЬ Оборотень (волкодлак, волко-лак) — мнимое существо, человек, превращённый колдуном в животное, чаще всего в волка или медведя, который затем может оборачиваться в собаку, кошку, в куст, пень и прочее. Ведьмы также обращаются в волкодлаков и обращают других. Узнать оборотня молено по тому, что у него задние ноги имеют колени вперёд, как у человека, а не назад, как у волка. Вредят оборотни тем, кто их испортил, но могут по ночам преследовать одиноких путников, особенно если те выпили лишку. Перешёл оборотень дорогу — быть беде. ... После этого заговора старый колдун стал лицом к месяцу и, воткнув
в самую сердцевину пня небольшой ножик с медным черенком, перекинулся
через него трижды таким образом, чтобы'в третий раз упасть головою в
ту сторону, откуда светил месяц. Едва кувырнулся он в третий раз, вдруг
видит: старика не стало, а наместо его очутился страшный серый волчище.
ОВИННИК Овинник — дух, живущий в овине. Весь лохматый, но одна рука голая и подлинней другой. Голой рукой он наказывает. Особенно нерадивых хозяев — бросает им жар в неубранные снопы. Если кто-то сушит хлеб во время сильных ветров, овинник тоже накажет пожаром. Глаза у этого духа разноцветные, шуба наизнанку, в безветренную погоду он спит. Мохнатую руку вытягивает редко, чтобы нагадать девушкам богатство. В заутреню светлого воскресенья девушка кладет руку в окно овина: если не притронется к руке дух — в девках ходить, голой рукой — за бедного замуж пойдёт; мохнатой рукой коснется овинник, знать, за богатого — радуется девушка. 7 октября на Феклу-заревницу в натопленных овинах молотят хлеб. А в
том, что овины горели, обвиняли овинника, духа — хозяина овина.
ОГОНЬ-ЦАРЬ
По древним преданиям, бог Белес похитил Молонью-царицу и коварно овладел ею. (Белее умеет превращаться в красивого юношу и внушать страсть любой женщине). Родился Огненный Змей (Огонь-царь], И стал он мстить своему 'отцу за мать. Вместе с ' Молоньей-царицей преследует-Белеса, превращающегося в человека, корову, коня, прячущегося под камнем или под деревом-— крошит камень, .расщепляет дерево, сжигает животное или человека. Огонь-царь всегда побеждает в единоборстве, а - во .время битвы творится буря. Огонь-царь живет на небе, 'Белее — на земле; храмы Огня, Пёруна — на холмах, а Белёса — в низинах. ... Спросить про Ярилу у окольных людей, спросить про царь-огонь, спросить
про купальские костры — никто не слыхивал.
ОГУМЕННИК
Огуменник (гуменник) — дух, живущий на гумнах (гумно — место, где молотят, а также сарай для сжатого хлеба), открытых со всех сторон, и в ригах, прикрытых бревенчатыми срубами с непроте-каемыми крышами, самый злой помощник дворового. Наказывает тех, кто по ночам ходит на гумно за соломой. 4 сентября на Агафона-огумен-ника в ночь этот дух бегает по селам и деревням, дурит и раскидывает снопы по гумнам. Люди стерегли гумна в тулупах, вывернутых наизнанку, с кочергой. В ночь на Святки (святые вечера, страшные вечера, рождественский сочельник) с 24 на 25 декабря собравшиеся на посиделки играли «в молчанку». По команде «раз, два, три» все парни и девушки должны хранить самое серьезное молчание... Не выдержавшие молчания подвергаются какой-нибудь условной каре. Сходить на гумно и принести сноп соломы считалось одним из тягчайших наказаний, так как ночью на гумно не ходят из опасения попасть в лапы «огуменника»...
ПАРАСКЕВА-ПЯТНИЦА
Параскева-Пятница (Дева-Пя-тенка) — женское божество, покровительница пятницы. Благоволит также играм молодежи с песнями и танцами. Появляется в белых одеждах н охраняет колодцы. Где на дощатых крышах изображена Параскева-Пятница — там вода целебна. Чтобы не иссякла благодать Де-вы-Пятенки, бабы тайком приносят ей жертву: овечью шерсть на передничек. В Белоруссии сохранился обычай изготавливать её изваяния из дерева и молиться ей о дождях для всходов тёмной ночью. 27 октября — Параскева-грязниха, льняница, порошиха, Параскева Пятница. На Парасковью-льняницу начинают мять и трепать лен. Параскева Пятница — бабья святая... Параскева считается покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, пряжи. Параскева Пятница представляется в виде высокой, худой женщины с длинными распущенными волосами. Высоких и худощавых женщин ещё и сейчас называют «долговязая пятница». За нарушение запретов, связанных с пятницей и с пряжей, Параскева Пятница сурово наказывает.
ПЕКЛО Пекло — в славянской мифологии ад, преисподняя, в переводе с латинского — «смола», «дёготь». Представление о пекле, по всей вероятности, сложились под влиянием христианского учения об аде. Ранние славяне верили в потусторонний мир, куда уходили умершие. Сначала почивших предавали огню, и они возносились на небо к Пе-руну-громовержцу, а в более позднее время погребали, отдавали Матери — Сырой Земле. Можно предположить связь пекла с восточнославянским обозначением змея (мотив огня). В пекле живут черти. Тут он почесал плеча, утерся полою, положил обе руки на стол и начал:
ПЕРЕПЛУТ Переплут — бог изобилия, семян и всходов. Добрый толстяк, вечно уплетающий что-нибудь за обе щёки. Трудяга. В поле заморозки отводит; шепчет в небо — дождь кличет; клубни землей прикрывает; птиц отгоняет. Все лето вокруг сада-огорода мается, ходит-вздыхает, ждёт урожая. А уж дождётся — завалится за изобильный стол и пирует. Ест без устали, любо-дорого посмотреть. Да все на пользу. И выпить не против. ... Переплут упоминается вместе с беретнями в «словах» против язычества. По гипотезе В. Пизани Переплут — восточнославянское соответствие Вакха-Диониса. Не исключена связь с именами богов балтийских славян (Поревит).
ПЕРУН
Перун — верховный бог Киевской Руси; грозный бог, повелевающий небесными явлениями; бог войны. Высокий, плечистый, черноволосый, большеголовый, златобородый (мед по бороде течёт). В правой руке — лук, в левой — колчан со стрелами. Самый сильный в природе, борется со злыми силами. 2 августа — Перунов день. В этот день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел Перуна, превращается в различных зверей. В давнее время 2 августа собак и кошек в дом не пускали, чтобы не навести грозу — гнев Перуна. Птица Перуна — петух, его день — четверг. Статуя Перуна-громовержца стояла в пантеоне богов князя Владимира. В самой середине высился вырубленный из старого, покрытого узлами и прожилками дуба Перун. Мастера-древоделы, которые вытесали его, сделали из дерева длинные, опущенные вниз руки, широкие плечи и высокую, похожую на женскую, грудь, вырезали на его туловище подобие брони, широкий пояс, меч, тул со стрелами, а кузнецы выковали богу оольшую серебрянную голову в шлеме, приделали золотые усы.
ПЕСИГОЛОВЦЫ
Песиголовцы (песьи головы) — циклопы с человеческими телами и собачьими головами. Часто эти одноглазые чудовища встречаются в славянских сказках и легендах. Можно предположить, что воины некоторых кочевых племен во время сражений надевали волчьи и собачьи шкуры с головами поверх шлемов, для устрашения. Оттого и неприятелей-кочевников на Руси называли песиголовцами. На лугу, на лужайке сходились в хороводы Ведьми-ны детки — куцые курочки в острых хохолках. И, сцепившись ногами-руками, покатились клубком, как гаденыши, за Окаяшкой косматым одноглазые Песьи головы.
ПЛАКУН-ТРАВА
Плакун-трава, иначе луговой зверобои — в русских сказаниях, духовных стихах волшебная трава, «всем травам матп». Она выросла из слез Богородицы, пролитых во время мук Иисуса Христа. Упоминается в заговорах как чародейное средство, позволяющее повелевать духами, излечивать болезни. Корень этой травы служил для амулетов, в том числе — для крестов-тельников. В разных местностях плакун-траву отождествлял с различными растениями. ... А вот плакун-трава. Эта трава всем травам мати. От плакун-травы бесы и колдуны плачут, смиряет она силу вражию, рушит злое чародейство, сгоняет с человека уроки и притку...
ПЛАНЕТНИКИ
Планетники (погибалцы хмурники, облакогонители) -J демоны облаков у южных и западных славян. Существа, пребывающие в дождевых облаках управляющие их движением! ветром, погодой. Считалось, что планетники — это люди, умершие внезапной неестественной смертью. Они могут представать в виде орла, змея, дракона. Планетники тянут тучи по небу, пасут их, сбивают туман в тучу, наполняют тучу водой с помощь-ю радуги, толкут лёд, превращая его в град. Посылают на землю дожди или сдерживают их, наказывают градом за грехи (рождение и умерщвление внебрачного ребёнка, сожительство дочери с отцом и т.п.). Планетник мог опуститься только на границу сёл, шёл к ближайшему селу и просил у первого встречного молока от чёрной коровы и яйца от чёрной курицы, а затем возвращался на границу и оттуда вместе с туманом возносился на свою тучу. Планетники бывали дружественны по отношению к встречным людям, предупреждали их о буре и граде. Считается, что планетники питаются в облаках мукой, которую люди бросают на ветер или в огонь, защищаясь от града.
ПОДАГ
Подаг — Бог звероловства. Изображался со зверем в руках. Хитрый, но справедливый. Бывалые охотники, знающие приметы и заговоры, с ним в дружбе. И зверя подведёт поближе, и берлогу покажет, и птицу поднимет — всякий раз охота будет удачной. Бывает, что и тем, кто первый раз охотится, поможет, чтобы к охоте привадить. А как не угодишь ему — с капканами, с ружьем, с товарищами, сам ли пойдешь — удачи не будет, с пустыми руками возвращаться. Люди установили почитание богов. Сначала они отвели им рощи и предоставили горы, каждому богу посвятили птиц и приписали растения; затем стали поклоняться богам, разделив их по племенам и объявив их гражданами...
ПОГОДА
Погода — бог ясных дней, провозвестник весны, муж богини Зпмцерлы. Светлолицый, ясноокий, безбороды-п, весёлый нравом. А бывает поссорится с женой и ходит хмурый. Оттого п дни бывают пасмурные, а то п дождливые: Зпмцерла слезы льет. А когда ненастье — ссора серьезная. Проходит гнев п злость, мирится Погода с супругой, снова дни ясные да пригожие. Мы спрашиваем: «Какая будет погода?», а надо бы: «Каким будет Погода?» Тогда Миловзора, при радостном звуке цевниц и бубнов, подобно легкокрылому Погоде, носилась плавно по помосту терема, и каждым движением, каждым взором увлекала за собою всех взоры и движения.
ПОЛАЗНИК
Полазнпк (полажайннк, па-лезннк) — персонаж новогоднего празднества, приносящий плодородие п счастье. Существовал своеобразный ритуал по-т.ещенпя полазнпком дома пли ввода его в дом (если это животное). У западных славян подлаз-нпк — название рождественской ёлки. В честь полазнпка устраивается пиршество, он совершает магические акты с рождественским поленом (бадняком), произнося заклинания о размножении скота, здоровье людей. Перший посiвальник на Новий Рiк, звичайно, бува i першим «полазником» — приносить до хати щастя. За народним вiруванням дiвчата щастя не приносять — miльки хлопцi, а тому и nociвamu дiвчатам не годиться.
ПОЛЕВОЙ
Полевой (полевик) — дух, охраняющий хлебные поля; имеющий тело чёрное, как земля; глаза разноцветные; вместо волос голова покрыта длинной травой; шапки и одежды нет никакой. Иногда он появляется в облике старца в белых развевающихся одеждах и пугает людей. Его появление сопровождается сильным порывом ветра. Сбивает людей с дороги, кружит их, заводит к оврагам и болотам, а в особенности потешается над пьяными пахарями. Как и все из нечисти, поле-впки — взяточники, гордецы и капризники — любят, чтобы их ублажали. Другой старичок — процвел в безбрежной степи посреди ковыля, где и журавли, и драхвы с головами хоронятся и верховного латника с копьём вместе не видно: там закопал себя старичок в землю по пояс и терпит, как его гложет сыпучий червь, а сам кушает только козявочек, которые сами ему в рот ползут; и этот пустынник называется старик Полевик, а веку ему пятьсот годов.
ПОЛЕЛЬ
Полель — бог брачных уз, брат Леля. В отличие от своего братца, Полель не кружит девушкам головы, его свирель играет для двоих любящих сердец, и песни он поёт на весёлых свадьбах. Внешне братья схожи, только Полель старше, мужественнее, выше ростом, шире в плечах. Любит Полель весну, когда вместе с природой в сердцах людей пробуждается великое чувство, а ещё больше любит осеннюю пору свадеб, когда сердца соединяются. Шокентш Пзелъ у своэму «Синопсись, или краткое собрате оть разных летопсцевъ» (XVII ст.) пише таке: «...Такожде и матерь Лелеву и Полелеву Ладу поюще: Ладо, Ладо...»
«Що ти ходиш лелъом-полельом, наче mo6i стутнь по червшцю».
ПОЛУДНИЦА
Полуднпца — женщина в белом, которая является работающим на поле. Любимое время её — полдень, в эту пору она загадывает встречным загадки п, если кто не отгадает, — может защекотать. Тех, кто работает в полдень, когда обычай да п сама природа требует делать перерыв, полуднпца наказывает. Видеть её удается редко кому, а кого она наказала, предпочитает не хвастать, а молчать об этом. Полуднпца — воплощение солнечного удара. В ярославском Пошехонье знают «полудницу»: красивую высокую девушку, одетую во все белое. Летом, во время жатвы, она ходит по полосам ржи и, кто в самый полдень работает, тех берёт за голову и начинает вертеть, пока не натрудит шею до жгучей боли. Она же заманивает в рожь малых ребят и заставляет их долго блуждать там. Здесь, очевидно, народное поверье сливается с наивной деревенской моралью, придуманной для острастки ребят.
ПОРЕВИТ
Поревит — бог воины, изображался с пятью лицами. Много-лпкость обозначала
силу и непобедимость. Оборониться от него трудно — всяк брешь найдёт;
одолеть невозможно — с какой стороны не подойди, всё видит. Умиротворен
этот бог лишь тогда, когда меч обагрён кровью врага. Да и то ненадолго;
проходит время, и снова Поскольку каждое племя было заинтересовано в том, чтобы его вождь был самым лучшим, то оно было заинтересовано и в том, чтобы верить (а, следовательно, оно и верило), что его оог — самый могущественный.
Похвист
Похвист (Посвист) — бог ветра. Разгоняет облака, открывает звёзды на небе, чтобы было видно дорогу. Представляется молодым светловолосым юношей с плетью, в широких шароварах, что служат ему парусами. Плетью пользуется как хвостом, килем, чтобы быстро менять направление и нестись над землёй. Круто поворачивая, виляя, завихряясь, Посвист свистит. Когда же на берег Посвист Седые волны мчит, В лесу кружится жёлтый лист Ярясь, Перун гремит...
ПРИВИДЕНИЕ
Привидение (призрак) — душа умершего человека, являющаяся по ночам. Обычно привидение показывается на кладбище или в лесу, рядом с охраняемым кладом. Может прийти в дом к человеку и требовать от него каких-либо услуг. Привидение прозрачно, оно не отбрасывает тени. Единственная возможность спастись от него — бежать без оглядки; если обернёшься — умрёшь. Полагают, что в ночь на мученика Евпла (24 августа) на могилах ходят
разные привидения: слышны свист, вой и песни, и бегает белый конь.
ПРИПЕКАЛА
Припекала — бог любострастия. Красив, но тщеславен. Больше покровительствует мужчинам, хотя женщины так не считают. Облик принимает самый разный: то неотразимым красавцем возникнет у плеча девственницы, шепнет ей на ушко, легким ветерком нырнет под одежды, пощекочет; то полураздетой нимфой мелькнёт перед взором юноши-полуночника; то лепестком прекрасного цветка опустится на .пышную грудь или на розовые колени молодой вдовушки. И если Припекала берется за дело — ни матушка, ни тетушка, ни сам Всевышний не в силах помешать ему. Целуются на улице, тешатся на виду у всех; невеста оборками плод прикрывает — свадьба скороспелая; в ранние сумерки мужняя жена к заезжему красавцу крадётся; мужик вместо собсвенной двери, за которой мал мала меньше, в ставенку молодой вдовы стучится; дед-сто-лет за длинными ножками клюкой постукивает — все забавы Припекалы, одним словом, припекло!
ПРИЯ
Прия — богиня любви, брачного союза и плодородия. Молодая, спокойная женщина с гладко зачесанными длинными волосами. Почитается хозяйками как покровительница огорода. Женщины знали: если угождать Прие — траву полоть, поливать, прореживать, садить в нужных пропорциях, т.е. содержать огород в порядке — она обеспечит к столу осенью богатый урожай. А будет что подать к столу — и хозяин будет доволен, и в семье совет да любовь. Любимое время Прии — осень, когда столы ломятся от овощей, когда играют весёлые свадьбы. С именем Фреи соединяются понятия любви, брачного союза и плодородия. Фрее соответствует славянская богиня Прия... Это была богиня весны, в образе которой слились вместе представления девы ясного солнца и облачной нимфы. В весеннюю пору прекрасная богиня вступала в брачный союз с гро-мовиком, слала на землю благодатное семя дождей и оживляла природу.
«Поэтические воззрения славян на природу»
ПРОВ
Пров — бог правосудия, изображался в облике старца в длинных одеждах с большим числом складок п цепями на груди. В складках — тайны мудрых решений, которые принимает Пров п предугадать их никому не дано. Цепь, которую Прову суждено носить вечно — символ последовательности и завершённости каждого дела, за которое принимается бог правосудия. Он никогда не останавливается на полпути, не оставляет ни одного дела незаконченным. И если судья, которому покровительствует Пров, примет нечестное решение, бог правосудия со временем накажет его. Если бы в этом мире не было зла, человек никогда не помышлял бы о божестве.
ПРОВЕ
Прове — божество балтийских славян; связан со священнодействиями в дубовых рощах. Своего идола не имел, почитался в лесах и рощах возле священных дубов во время празднеств, проводимых жрецами во второй день недели. Скорее всего, Прове — бог плодородия. Сопоставим с Поревитом и верховным божеством восточных славян Перуном. Природа и человек, жизнь и смерть были предметами высочайшего удивления и были^ всегда преисполнены неисследимой тайны. Необходимая потребность познать Вселенную с её чудесами, вопрос о жизни и смерти и отношениях человека к природе породили обожание Вселенной или природы и духа умерших людей. Так младенствующий человек был приведён к почитанию солнца, луны.^звёзд, и всего того бесконечного, вечного и разнообразного, что мы называем природой или Вселенной.
ПУЩЕВИК
Пущевпк — лесной дух, живущий в непроходимой пуще. У него руки, как сучья, которыми он цепляет зашедшего путника, срывает одежды, норовит выколоть глаза — не пускает в своп владения. Сверкающие очи, зелёные волосы — то кустом колючим прикинется, то корягой, то веткой сухой. В чаще своей пущевик глушит и останавливает лесные пожары. В его владениях вечный мрак и постоянная влажная прохлада среди жаркого лета. Всякое движение замирает, всякий крик пугает до дрожи. Чувство непобедимого ужаса постигает всякого — выйти редко удаётся. Неразвитой человек видит в природе что-то похожее на человека, выражаясь технически, вносит в природу антропоморфизм, предполагает в ней жизнь, похожую на человеческую жизнь; река у него живое существо, лес — все равно, что толпа народа.
РАДИГАСТ Радигаст — бог с головой человека и ногами быка, реже — с головой льва, на которой спдпт гусь. Изображался со щитом на груди, на щите — воловья голова. В левой руке он держит копьё или секиру, на шлеме — петух с распростёртыми крыльями. Символизировал справедшвую борьбу, победу над врагом, над тёмными силами. Петух — утренняя птица, лев — сила, вол — упрямство в достижении цели. В силу того, что первоначальным прообразом представлений о божестве были физические явления природы, божество было сначала настолько же многообразным и многоликим, как и те формы, в которых проявлялись его кажущиеся действия; каждая стихия природы была для человека духовной силой или гением; вселенная казалась людям наполненной бесчисленными богами.
РАЗРЫВ-ТРАВА
Разрыв-трава (спрыг-тра-ва) — в русских и украинских поверьях чудесное средство разрушающее всевозможные запоры и узы, помогающее преодолевать лютые препятствия, позволяющее овладевать кладами. Предания о Разрыв-траве перекликаются с легендами о цветке папоротника, распускающемся в ночь на Ивана Ку-палу. Именно эту траву ищут ведьмы. Растет она в тех местах, где живут черепахи. Если огородить их яйца колышками, так черепаха принесёт листок разрыв-травы, чтобы освободить дорогу к гнезду. Розрив-трава — {деальна рослина нашого народу. Народ вгрить, що ця рослина Генуе, хоча идужеважко знайти, але все ж таки можна. Кому пощастить володгти цим. талгсманом, той вже ткого i шчого не бошься. У його-руках в1дчиняються Hauxumpiuii замки, як павутина, розриваються тяжш окова, валяться запори i, як ягнищ, смиренно лежать най-неприборкувашш1 тварини. САВУР -МОГИЛА. Легенди i перекази Нижньо! РАРОГ
Рарог (рариг, рарашек) — огненный дух, связанный с культом очага. Согласно поверьям южных славян, рарашек мог появляться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживал человек на печи. Рарог представляли в образе хищной птицы или дракона с искрящимся телом, пламенеющими волосами и сиянием, вырывающимся из пасти (клюва), а также в виде огненного вихря. Можно предположить, что в раннем периоде рарог был общеславянским огневым божеством. В небе жилища богов и обители их помещали, Видя, что ночь и луна по небесному катятся своду, День и ночь, и луна, и ночи суровые знаки, Факелы темных небес и огней пролетающих пламя, Солнце и тучи, и снег, и град, и молнии, и ветры, Бурь стремительный вихрь и грозные грома раскаты.
РЖАНИЦА
Ржаница — дух, живущий на полосах ржи. Из злобных побуждений может сплести несколько стеблей ржи, п тогда поле считается проклятым. Спасти такое поле может только человек, сведущий в этом деле. Несведущему это может стоить жизни. Еще ржанпцы устраивают прожп-ны — дорожки во ржи в небольшой вершок шириной, которые проходят из одного края загона до другого п по которым все колосья срезаны.
РОД
Род — бог Вселенной, живущий на небе, давший жизнь всему живому, всему, что только существует в мире. Роду приписывается творческая и мужская сила (фаллическое божество). Глиняные, деревянные и каменные изображения, охранные талисманы этого бога находят во время раскопок. Род — воплощение древней богини плодородия, мужское начало. Культ этого бога, как и большинства языческих богов, после введения христианства был утрачен. Уже розпалили вогнище, i подолянки схилили голо-ви nig гскралш, вклоняються богов* Сварожичу, кидають в полум'я коровай i зар1заних курей. Мо-ляться i Свароговг, i Перунов1, i Родов/, i Рожаницям, аби помогли Аннг вистояти життев1 бург и грози, аби дали богатство и силу, череди худоои и багато gimeu...
РОЖАНИЦЫ
Рожаницы — девы судьбы, плодородия, женской силы. Их культ возник в период матриархата и связан с культом женского плодородия. Они присутствуют при рождении детей п определяют их судьбу. Обычно бабки-повитухи, которые принимают роды, знают, как задобрить рожаниц, чтобы те помогли легко родить. Рожаниц было две пли три, позднее — семь, видимо соответственно дням недели. Наконец пламя осветило и углы, в одном из них — за очагом — показалось глиняное возвышение, а на нем деревянные фигуры Перуна и Волоса и небольшое бронзовое, покрытое прозеленью изваяние Роженицы — голой женщины со сложенными на животе руками.
РУЕВИТ
Руевит (Ругевпт) — бог войны у балтийских славян (о.Рюген). Изображался семилпкнм с семью мечами на бедре и с восьмым в руке. Деревянные куколки этого бога воины брали с собой, когда отправлялись в поход на лодпях. А большой деревянный идол стоял на возвышенности, угрожая врагам и защищая от всякой напасти. Руевиту жертвовали перед походом и после, особенно если поход был удачным. Многоликость бога у древних обозначала "его всемогущество и неуязвимость. Но несмотря на это, христианство свергло идолов Руевита.
РУСАЛКА
Русалка — дева вод, по иным преданиям, жена водяного. Это высокая, красивая девушка, живущая на дне водоема. Рыбьего хвоста русалка не имеет. Ночью она вместе с подругами плещется на поверхности воды, садится на мельничное колесо, ныряет. Прохожего дева вод может защекотать до смерти или увести с собой. Как правило, русалками становятся девушки, утопившиеся от несчастной любви или утопленные мачехами. Русалка может выйти замуж за человека, но брак этот всегда неудачен. Он видел, как из-за осоки выплывала русалка, мелькала спина и нога, выпуклая, упругая, вся созданная из блеска и трепета. Она оборотилась к нему — и вот её лицо, с глазами светлыми, сверкающими, острыми, с пеньем вторгавшимся в душу, уже приближалось к нему, уже было на поверхности и, задрожав сверкающим смехом, удалялось, — и вот эна опрокинулась на спину, и облачные перси её, чатовые, как фарфор, не покрытый глазурью, просвечивали пред солнцем по краям своей белой, эластически-нежной окружности. Она вся дрожит и имеется в воде...
|