Соловьева В, А. 40 славянских гаданий.


Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Сергей Есенин

МАГИЯ ОСЕНИ

Приметили еще в старину, что осень не только золотиста и богата, но и время проводов, иногда с печалью и грустью.
Бабье лето — самая красивая пора осени. На какой-то миг вернулось лето, уже попрощаться. Воздух крепкий, настоян на душистых яблоках, пышных садовых цветах, задубелой вянущей листве. Загустели туманы, кутающие по вечерам низины. Погожий полдень по-летнему пылок, горяч, пленителен. Чем суше и теплее бабье лето, тем позднее наступит зима.
Встарь деревенские девушки устраивали мушиные похороны. Разодетые в праздничные наряды, они предавали земле мух в гробиках, сделанных из овощей. Во время выноса гробиков кто-нибудь гнал мух из комнаты, приговаривая: «Мухи вы мухи, Комаровы подруги, пора умирать. Петите мух хоронить». Обряд сопровождали песнями. Парни стояли поодаль — наблюдали.
По старинному обычаю осенью на четвертом году жизни ребенка совершали обряд, после которого младенец становится отроком. Для сего действа созын ли родных, приглашали куму и кума. Отец выпивал вино, настоянное на полыни, и подавал куму ножницы, а кум выстригал у крестника гуменцо. Выстриженные волосы кума передавала матери (затем их зашивали в ладанку). Кум и кума выводили крестника во двор, где отец ожидал их с конем, а мать расстилала ковер. Кум на ковре передавал крестника отцу с ласковым словом, а тот принимал с поклоном сына и сажал нг коня. Кум водил по двору коня, а отец придерживал сына. У крыльца отец снимал сына с коня и передавал его куму, кум с поклоном передавал куме, а та с ласковым словом вручала матери. Отец с матерью одаривали куму и кума, а они — крестника. Над головой крестника кум и кума разламывали именной пирог с пожеланием всякого богатства и счастья. Родители приглашали за стол и угощали всех присутствующих. Среди обильного угощения обязательно присутствовала каша.
Но это в праздник, а в будни иной раз были рады и толченке из лука.
Пук всегда был частью русского и славянского питания. Толченка из лука и соли, которую ели с хлебом и квасом, зачастую была единственным и ежедневным завтраком в крестьянских семьях. Пук и чеснок идут как приправа к различным блюдам. Древние использовали их при многих заболеваниях. О лечебных свойствах лука говорят: кто ест лук, тот минует вечных мук; лук от семи недуг; лук да баня все поправят. Б старинных лечебниках писали: «Во время морового поветрия или иных прилипчивых болезней нужно развешивать в комнатах связки луковиц, отчего в них не проникает зараза, да и воздух в покоях очистится». По луку смотрят: много одежки — быть зиме холодной.

Гадание на луковицах

Девушки берут несколько луковиц и сажают их в землю. Каждая девушкл запоминает свою луковицу. Первой здмуж идти той из них, чья луковица прорастет раньше.
Макушку осени — осеннее равноденствие в народе называли осенины. Жизнь богатая, сытная, созрели плоды. «Осенью и у воробья пир». Осенины не только праздник рожаниц — Пады и Пели, матери и дочери — богинь плодородия. Не случайно с этого момента начинается пора свадеб, которая длится до самой Масленицы.
Нет такой девицы, которая не захотела бы увидеть своего будущего мужа, узнать каков он лицом, характером и нравом. Поэтому в народе сохранилось несколько простеньких гаданий, с помощью которых девушки пытались приподнять тайную завесу своей будущей семейной жизни. И в этом деле они брали в «гадальные» подружки сон.

Гадание с помощью прутика и подковы

Поздно вечером, когда все уже улеглись спать, надо потихоньку вытянуть прутик из метлы или веника, которым метут в доме пол. Взять приготовленную заранее и спрятанную в потаенное место подкову. Никому ничего заранее говорить нельзя — иначе гадания не будет! Положите под матрас прутик, а под подушку подкову, и скажите следующие слова: «Суженый, сударь мой, иди ко мне домой, подкуй коня, подсади на него меня, возьми прут, погоняй коня, поцелуй меня». Ложитесь спать. утром, не касаясь рукой головы, чтобы не спугнуть сон, шепотом вслух постарайтесь вспомнить, что было во сне. Прутик отнесите на перекресток дорог, а подкову спрячьте под печку. Она еще может пригодиться. Это гадание лучше проводить в ночь на пятницу.

Гадание водой.

Для этого гадания необходимо заранее подготовить старый глиняный кувшин, чистую родниковую (или талую) воду и глиняную кружку. Лучше всего по этому методу гадать на четверг или в «гадальные» дни (список их приведен в книге). Поздно вечером, перед тем как ложиться спать, поставьте на пол у кровати, поближе к изголовью, кувшин с водой и кружку. Скажите: «С пути-дороги устанешь, мой суженый, у меня есть водица, приходи, дам напиться». Перекреститесь и засыпайте. Ночью, вавки говорят, Будущий супруг овязательно явится во сне.

Гадание на сковороде

Вечером взять домашнюю сковороду, на которой обычно пекут блины, вымыть ее хорошенько теплой водой и овдать холодной. Потихоньку положите сковороду под кровать матери или другого старшего в доме так, чтобы они не знали. При этом скажите: «Суженый-ряженый, ждем тевя на блины». Ночью или девице, или ее матери приснится мужчина. Это и есть Будущий жених. У матери утром обязательно надо спросить: «Что во сне? Не привиделось ли чего?». Спрашивать надо до того как лицо водой будешь мыть.

Ворожба с вареньем

Ставят вазу с вареньем, которое сама девица варила, у кровати. Сказать при этом: «Вся сладость у меня!». Мало того, что суженый ночью приснится, так и отбоя от женихов не Будет! Гадать надо тайно, чтоб домашние не знали.

«Колодец»

Вечером из щепочек Березы, коры сложить маленький, с ладонь, колодец, спрятать его под стол, «закрыть» его старым ключом, а ключ положить под подушку. Перед тем кдк засыпать тихонько прошепчите: «Твой колодец, мой замок, приди ко мне на порог, ключ возьми, замок отопри», утром вспоминай, кто приснился и смотри, что с колодцем стало: если порушен, то приходил кто-то. А если не помнишь сон — повтори гадание.

«На новом месте...»

Если девушка у кого в гостях ночует — спит впервые, то пусть скажет: «На новом месте приснись, жених, невесте".
Или девица кладет под подушку зеркало и рдсческу со словами: «Приди, приди, причеши, причеши. Меня посмотри, себя покажи».
Или наденьте на одну ногу чулок, а другой чулок спрячьте под подушку. Ложитесь спать, прнговаривая: «Оуженый-ряженый, приди меня разувать!»

Ноябрьское гадание на замужество

Остались в некоторых отдаленных деревнях обычаи, которые сегодня могут вызвать лишь улыбку, а прежде к ним относились очень серьезно.
В начале ноября девушки устраивали гадание, которое сопровождали петух и куры. Ждущие суженых и сватов раскидывали по полу сплетенные золотистые колечки из соломки, зерно и примечали, где чьи. Смотрели: чьи зерна станут птицы клевать первыми, тем и суждено замуж идти. А со свадьбами следовало торопиться, осенью все свадьбы — до Филипповки, до 27 ноября. А там начинался Великий пост.

Осенние свадьбы

Свадьба — из семейных торжеств самое значительное событие для всей родни, для всей деревни. В осенние свадьбы особенно старались соблюдать все подробности и тонкости ритуала. Обряд «купли невесты» состоял, например, из нескольких этапов строгой очередности. Сватовская речь «У вас товар, у нас купец» начинала первую часть переговоров. Хвалили «покупатели невесты» все достоинства жениха: и красив, и силен, и богат (с перечислением коров, лошадей, тулупов...). После сговора начиналось второе действие: пропивают невесту. Здесь принимали участие не только приближенные к сговору люди, но и молодежь той улицы или деревни, где живет невеста. «Продажа косы» — также весьма распространенный обряд в России: жених, т. е. купивший косу, подходит к невесте, берет ее за косу и кладет деньги на стол. В этом случае коса является символом невесты. Естественно, никто косу в действительности не отрезает.
В северных губерниях России еще пару столетий назад без «осмотра невесты» не проходила ни одна свадьба. Жених и его родственники осматривают невесту как товар: со свечой в руках, осматривают шею, руки, предлагают пройтись по комнате, чтобы оценить ее походку.
Обряд «рукобитья» сохранился до сих пор как отголосок древних времен. «Рукобитье» заключается в том, что сват бьет после сговора по рукам, захватив полу своего верхнего платья, с отцом невесты и со всеми мужчинами — родными невесты. Обычай этот распространен был по всей Руси. Почему руку заворачивают полой? Да чтобы быть богатыми! Голая рука знаменует жизнь бедную. Соединение рук брачующихся не столько знаменует их взаимную любовь, сколько передачу девушки во власть мужчины.
Вообще свадебные обряды веками создавались в народе, передавались из поколения в поколение и порой разнились даже в соседних деревнях, но сам свадебный закон требовал, чтобы каждое из обрядовых действий не было упущено и происходило в своем месте и в свое время. Необходимо заметить, что сваты играли очень важную роль, ими могли быть опытная баба, тетка, женихов дядя, крестный.
«Не выбирай невесту, выбери сваху».
«Сваха умна, так и свадьба — сума».
Иной раз традиции имели большее значение, чем зажиточность семьи невесты и семьи жениха.
Распространен был обычай совершать бракосочетание в период прибавления месяца и в полнолуние. Народная мудрость в соответствии с прибавлением и ростом месяца соединила понятие об обилии и приращении в бытовой жизни молодых; ущерб же месяца знаменовал ослабление семьи.

Гадание на двух огарочках

По этому гаданию можно определить Будет ли один человек рядом с другим или они расстанутся. Надо взять два зажженных маленьких свечных огарочка и две щепочки. Закрепить каждый огарочек на своей щепочке. Налить в большую глувокую миску или таз чистой родниковой воды и одновременно к центр опустить на воду щепочки с огарочками. По движению щепочек можно определить Будущие отношения двух людей. Гадают, пока не погаснут оке свечи. Последнее положение в момент затухания последней свечи — очень важное: разошлись щепочки или рядом остались — «друг к дружке жмутся».

ДОМ И ЕГО ОХРАННАЯ СИЛА

Вообще понятие дома является особым вариантом «своего» пространства, отвоеванного у внешнего мира. Выбору места для дома уделялось большое внимание. Дом не ставили там, где раньше проходила дорога или стояла баня, так как эти места считались «нечистыми». В одном из народных «Лечебников» указывалось: перед тем как ставить избу, следует испечь три маленьких хлеба. Два из них положить под левую и правую руки, а третий — на сердце. На предполагаемом месте строительства хлеба сбросить: если все три лягут на землю кверху коркой, то это место хорошее. В намеченном месте оставляли зерно или куски хлеба. Если хотя бы часть исчезала, значит, здесь нечисто. В надежде на благополучие начинали строить после новолуния. Одновременно с закладкой фундамента втыкали березу или рябину в центре будущего двора или сажали их. Обычай напоминает миф о дереве — мировом центре космического пространства. Для строительства не брали «стоеросовые» деревья, а также сломанные бурей. Чтобы обеспечить благополучие и богатство, под угол первого венца бревен клали клочок шерсти, горсть зерна, могли под угол дома уложить конскую голову. При укреплении матицы, на которую предстояло настилать потолок, к ней привязывали вывернутый мехом наружу полушубок и каравай хлеба, пирог или горшок с кашей, а в это время с верхнего венца разбрасывали хлебные зерна и хмель.
Существовал обычай переезжать в новый дом 1 сентября (старый Новый год). Чтобы дом был богат, для переезда выбирали и счастливый день перед полнолунием. Но сначала в доме должны были переночевать животные. Переезд начинали в полночь, ночью же переводили домашний скот. Домового из старой избы перевозили на хлебной лопате (или на помеле), приговаривая: «Хозяйнушка господи! Пойдем в новый дом на богатый двор, на житье, на бытье, на богачество». На лопате же переносили в горшке огонь из старой печи.
Б надежде на лучшую жизнь в новом доме люди старались обезопасить себя, защититься от вредоносных сил. На колья ограды надевали битые горшки, навешивали во дворе (или курятнике) куриного бога, оберегавшего кур и лошадей от чужого Дворовика. Важным оберегом внутри дома считалась печь. Особое место в доме занимали порог, матица, красный угол. Порог рассматривался как место обитания родовых духов, предков.
В доме размещались заклинательные знаки: на коньке крыши фигуры берегинь, конские и оленьи головы. Изображения петухов, гусей, уток тоже украшали крыши и одновременно защищали дом от напастей. «Громовые» и солнечные знаки наносили на ворота, вокруг окон, у застрехи, внутри дома. Но все же, чтобы в доме царило счастье и как можно дольше жил его хозяин, более всего старались обновить дом свадьбой.
Хозяином дома считался домовой. Как представителя домашнего очага домового принимали и за праотца, основателя рода, чествовали именем «деда», а также называли «хозяин», «хозяйнушка». Эта связь с культом предков и домашнего очага (огня) объясняет местонахождение его под печкой или в подполье, но именно в том углу, где находится печь. Поэтому, чтобы домовой «не перевелся», бросали за печку мусор. Домовой обычно невидим, но может показаться людям в облике живого или умершего хозяина дома, в виде черного человека, маленького старика с длинными спутанными волосами и бородой, иногда без бровей. Б различных сказаниях домовой представлен и маленьким, сплошь покрытым шерстью человеком, который некогда замерз, или маленьким лохматым белым существом неопределенного вида. Если появится голым, то семью ожидает бедность. Может появиться и перед смертью хозяина. Он садится на его место и, надев шапку хозяина, начинает выполнять его работу. Отсюда поверье: увидеть домового в шапке — дурное предзнаменование, так как он всегда ходит с непокрытой головой и босой. Домовой способен принимать облик лохматого медведя, коровы, бычка, собаки, кошки и даже крысы, зайца, белки, змеи, лягушки, может, наконец, появиться в виде тени на стене.
Домовой — заботливый, рачительный хозяин. С этим привыкли считаться. Когда по тому или иному случаю приносили в жертву домашнюю птицу, то голову ее старались предъявить домовому «для счета». Он метет, скребет, и все прибирает по ночам в доме; во дворе чистит скребницей, холит скотину. Если не хватает для нее корма, он может принести его с чужих сеновалов.
Домовой обычно добрый. Он предупреждает о пожаре. Когда дому грозит беда, начинает стонать, плакать под печкой или гудеть басом в печной трубе. Но он может и разгневаться, если не согласен с порядком ведения хозяйства, недоволен ссорами в семье. Рассерженный домовой вытаскивает из печки кирпичи, бьет посуду. Разбушевавшегося домового усмиряли обмоченной в деготь метлой (надо полагать, и налаживанием хозяйства и мира в семье). Существовал обычай угощать домового 25 января. С приговорами ему оставляли на ночь на загнетке горшок каши, обложенный горячими углями. Б полночь домовой выходит и кушает, после чего весь год бывает добрым. Но если не получает гостинца, то злится. Домовой может беситься 30 марта с утра до полуночи. Б ряде районов эта дата относилась к 1 апреля. Беснование домового объясняли тем, что он просыпается и не узнает домашних; начинает тосковать «невесть почему»; с него спадает старая шкура; на него нападает чума; нечистая сила расправляется с домовым, и он отбивается от нее. Он разбрасывает в доме вещи, во дворе — сани и телеги, лишает коров аппетита, забивает лошадей под ясли, перекусает всех собак, постоянно подкатывается под ноги хозяину, стараясь, чтобы тот упал. По этим причинам после захода солнца люди тщательно запирали скот и домашнюю птицу.

* * *

Чур — бог, оберегающий границы владений. Он хранитель огня в очаге и родового достояния, домовой. (Чурка — обрубок дерева, на котором возжигался домашний огонь!). Чур, стоя на страже семейного огня, является источником всякого богатства, всякого приобретения, освящает право собственности. «Чур, мое!», говорит человек при случайной находке. Его чтут как представителя родственного единства, старейшего праотца — щура, сохранившегося в названии пращур.
Существует множество поверий на оберег дома. Все начинается с закладки дома: дом лучше ставить рядом с деревом или кустом, или при закладке дома посадить дерево. Б угол фундамента кладут тряпочки и рубль серебряный — чем старее, тем лучше. Бходя в новый дом, его окропляют святой водой, обносят свечой, окуривают смолою с девясилом, потом пускают кошку и петуха, помело тащат, в четыре угла кланяются: «Хозяин и хозяюшка, будьте вместе с нами, дайте жизни хорошей. Нам не ночь ночевать — век вековать». После обеда пол не метут, чтобы хозяина не вымести. Из дома нельзя выходить без благословения, как, например: «Идите с богом, в добрый час». Если чего-то не можешь найти, надо сказать: «Черт, черт, поиграй и отдай".
Полнолуние — пора гаданий, чудес и умасливания домового. Если хозяйка не оставит на ночь гостинца для домового, он может превратиться из доброго в лихого, все может пойти наизворот: спорина пропадает, люди заболевают, беды летят со всех сторон. Он не любит, когда его зовут домовым, но хозяином, ведь дом, хозяйство подчинено ему, он следит за порядком, хранит его. Домовой очень любит пиво, вареную морковку и яйца. Он может появиться в любом образе — мыши, паучка, кота. Кот — лучший друг домового. Домовой гладит по лицу мохнатою и теплою рукой — к добру, голою и холодною — к худу. Здоровье главы семьи во многом зависит от домового, а здоровье домового — от мыслей и поведения людей, живущих в доме.

Помимо домового «умасливали» и банника. Банник — это хозяин бани, он представлялся мохнатеньким, иногда злым мужичком, иногда старичком, иногда голым человечком. Его представляли и в виде кота со сверкающими глазами, собаки или лягушки. Когда впервые топили новую баню, бросали сверху на печь соль в виде жертвоприношения баннику. Ему жертвовали также черную курицу, кости которой закапывали под порогом. Мыться в бане предпочитали около пяти — семи часов пополудни, но ни в коем случае поздно вечером, иначе банник и каменку разломает, и всю воду выльет. При входе в баню обращались с приветствием к баннику, а при выходе благодарили его: «Спасибо тебе, Байнушко, на парной байничек». Чтобы не сердить банника, старались во время мытья не греметь, не стучать и громко не разговаривать. Нарушающего этот порядок человека банник мог испугать, бросая камни с печи, и даже содрать с него живьем кожу. Если банник начинает сердиться, то моющимся людям следует двигаться к выходу спиной. Уходя из бани, оставляли баннику метлу, кусок мыла и воду в лохани, чтобы он мог помыться.

Баня и магия

Баня как не освященное строение, лишенное окон и стоящее близ воды, отдельно от других построек, издавна считалась нечистым местом. Характерно, что, идя мыться, в предбаннике оставляли вместе с одеждой и нательный крестик (обычай отмечен еще в XVII веке).
Б то же время в бане совершали разнообразные ритуалы и действия магического характера. Сюда удалялась женщина, почувствовав приближение родов. Б этом случае в баню приносили икону и старались не оставлять роженицу одну. Если же нужда заставляла бабу-повитуху отлучиться хотя бы ненадолго, то она ставила, благословясь, в угол старый веник или палку, чтобы те оберегали роженицу.
Согласно древним мифам, в бане мылись не только люди, но и языческие боги. Волхвы изложили Яну Вышатичу свою версию происхождения человека; рассказ начинался с того, что Бог «мыться в мовници и вспо-тивъся, отерся вехтем, и верже с небесе на землю».
В Древней Руси существовал обычай устраивать баню для мертвых, сопровождая ее обильным угощением и гаданиями. В поучениях против язычества постоянно упоминается баня мертвым — мовь новьям. Говоря об этом обряде, древнерусские проповедники не отрицали того, что ночью в баню действительно кто-то приходил, ел и пил, умывался и вытирался и оставлял следы на пепле, но приписывали эти действия злоумным бесам.
Баню использовали не только при родинах и поминках, но и в свадебном обряде: накануне венчания невеста мылась в бане с подругами, а после свадьбы молодые вместе шли в баню. Хождение невесты в баню сопровождалось молитвами, причитаниями и угощением. В Ветлужском крае невесту после паренья трижды окачивали ключевой водой, принесенной заранее из трех мест, чтобы смыть всю девическую шалость, а также оградить невесту от нечистой силы.
Банная вода использовалась и в любовной магии: ее тайком давали выпить будущему мужу, чтобы он сильнее любил свою суженую. Еще в XII веке в канонических Вопросах Кирика отмечалось: А се есть у жен: аже не възлюбять их мужи, от омывають тело свое водою, и ту воду дають мужем.
Связь воды и любовного чувства относится к универсалиям человеческой культуры так же, как связь любви и огня. Если любовная страсть жжет человека, то вода позволяет утолить любовную жажду и потушить костер страсти. Вода и огонь противопоставляются в любовном заговоре: ... ты предо мной еси лютый огонь, а я пред тобой есть сильная вода; когда разгорится твое лютое сердце, то я твое лютое сердце залью своею сильною водою...

Банное гадание на кочерге

Не многие знают, что кочерга в обиходе наших предков играла большую роль: ею не только «шебуршили» в печке, но и лечили, привораживали, гадали. Например, в полночь подвесьте кочергу за «ногу» на верхний полок в бане. Главное, чтобы он был выше вашей головы. Если ниже, то поищите сучок какой-нибудь, гвоздь или крюк. задумайте вопрос, на который вы хотите получить ответ. Громко произнесите его вслух в пустой бане. Но перед вашим вопросом в момент подвешивания кочерги обязательно спросите: «Кочерга, кочерга, чертова нога, скажи, как мои дела?». Оставьте кочергу на ночь. Утром смотрите что случилось с кочергой: если
она упала на пол, то ответ на ваш вопрос отрицательный; если же висит — радуйтесь, ответ положительный. Обязательно скажнте спасибо баннику.
Есть другой вариант этого гадания. Зимой кочергу втыкают в сугроб снега вверх «ногой» и также загадывают, что хотят знать. Упавшая кочерга означает — нет, покосившаяся вбок — есть надежда, крепко стоящая — да!

До сих пор в отдаленных от больших городов России деревнях сохранился определенный «банный» магический этикет. Заходя в баню, говорят: «Хозяин с хозяюшкой и хозяйские малые детушки, пустите помыться. Мне водицы немного надо, мне жару немного надо». Или по-другому: «Банный князь, возьми нашу грязь, дай нам чистое тело». А когда обратно идут, приговаривают: «Спасибо, банюшка, обмыла».

Метелка банная, веник и мыло — все бане остается.

Воду в бане оставляют, чтоб хозяин помылся, а на второй день выливают, пол моют и баню чистят: «Спасибо, байна-паруша, тебе на строенье, мне телу на очи-щенье».
Выбор нового места для дома
Приметами, знамениями и гаданиями по хлебу обусловливался выбор нового места для поселения или постройки дома. Гадали на трех небольшого размера свежеиспеченных хлебах. На рассвете надо положить за пазуху три хлеба, пойти на выбранное место и, одновременно достав из-за пазухи все хлеба, невысоко подбросить их над проверяемым местом.
«Если все три хлеба упадут кверху коркою верхнею, то место доброе. С Божьей помощью, ничего не боясь, можно ставить избу и всякие хоромы. Если же хлебы лягут вверх исподнею коркою, тут не ставь и то место покинь. Когда же только два хлеба лягут верхнею коркою кверху, еще ставь -—добро, а когда же падет один хлебец кверху своим верхом, а два к исподу, то не вели ставить на том месте».
Есть и другой вариант гадания. Где хотят поставить избу, сыплют по четырем углам очерченного места зерно. Если место доброе, то зерно в течение трех ночей будет лежать на месте никем не тронутое.
Считается хлеб на Руси святым. Существуют даже хлебные приметы и запреты.
Величайшее беззаконие сказать на хлеб худое слово. Не следует сорить хлебом, ни катать из него шариков. Уронивший кусок хлеба должен его поднять и поцеловать.
Никогда не брезгуй черствым и цвелым хлебом — не будешь бояться грома, не потонешь в воде, не изведаешь нищеты и доживешь до преклонной старости.
Все добро за хлебом!

Гадание при выпечке хлеба

Если девушка имеет несколько кавалеров, но не знает, на ком остановить свое внимание — в этом ей поможет хлеб. Необходимо по всем правилам замесить тесто и разделать его на столько булочек-хлебцев, сколько кавалеров. Каждую из булочек называют именем кавалера, если во время выпекания хлебцев «Иван» да «Степан» потрескается сильно, то счастье с таким женихом будет непрочным. Надо выбирать того, у которого на хлебе-тезке трещинок меньше.

Гадание с калачом и овинником

По осени, считалось, разгуливаются зари. Зари — это желания, страсти. Тяжко девушке в неведении о своей судьве и хочет она о суженом спросить. Идет поздно вечером к овину с калачом в руках. В овине живет овинник, он труслив, не любит на глаза показываться, но зато охраняет хлев. «Свой» и «чужой» овинники любят подраться головешками, якобы защищают свое хозяйство. Овинник помогает своему мужику обмолоть снопы, подсказывает девушкам судьву и очень любит угощения. Вот к нему-то и идет девушка с калачом и, просовывая в овинное окно угощение, спрашивает:

«Овинный домовой, Батюшка заревой,
Не смейся, не лукавь,
возьми оржаной калач
и назначь:
мне житье-вытье совирать ли
суженого ждать ли?»

Считалось, что если никто не трогал калач и не касался руки девичьей, то сидеть девице в девках еще целый год. бели холодная рука касалась руки девицы, быть замужем зл Бедняком, а теплая, мягкая — Богатый возьмет в жены.

Семейное гадание на пирожках

Для этого гадания надо запастись большим льняным полотенцем и чугунком. Испечь по всем правилам небольшие пирожки с начинкой. Это могут быть и капустники, и рыЕннкн, и сладкие пироги с малиной, запаренной в меду. Затем пирожки положить в чугунок и поставить допревать в духовку (лучше, конечно, в русскую печь). Когда через полчаса хозяйка достанет чугунок из духовки, пирог надо укрыть сверху тряпицей и поставить на стол, покрытый льняным полотенцем. Через час или два снять чугунок со стола и смотреть на узоры, что остались на полотне.
Прежде всего — жизненный круг, что чернеет на холстине от чугунка. Нет ли разрывов? Четка ли черта? После этого вглядывалась хозяйка в изображения в круге — что сулит будущее? И рисунок на холстине, оставленный закопченным дном старого чугунка, являл странные картины и сюжеты будущего. Тут уж смотри внимательно и увидишь судьву всех членов семьи.

Казанская

По народному календарю зима начинается с Казанской (4 ноября). До Казанской — не зима, с Казанской — не осень. С Казанской тепло морозу не указ. Мороз не велик, да стоять не велит. Приметили, коли на Казанскую небо заплачет, то зима не задержится. К Казанской заканчиваются строительные работы, возвращаются с отхожих промыслов последние работники. Считается, что в этот день добрые люди вдаль не ездят — отъезд сулит неудачу. Да и какие поездки могут быть в праздник.
В старину празднование начала зимы, а также окончания всех земледельческих работ и отхожих промыслов посвящали Макоши — богине судьбы, матери Коша, Кощея бессмертного. Она наполняет кошелку счастливым урожаем из рога изобилия или несчастной долей — недолей, хранит удачу в кошельке, выдает каждому по заслугам его, соответствуясь с его частью, участием, счастьем. Макошь заведует родами, разрешает пояс родильницы, играет роль повивальной бабки и кормилицы, а также является доброю пряхою — прядет нить жизни. Ее почитают покровительницей женщин и брачных союзов. К ней обращаются при гаданиях и предсказаниях, порой, не зная ее имени. Она требует неукоснительного повиновения: запрещает работать и велит поститься в свой день — пятницу, которую раньше называли ведь-мица, ведь Макошь ведает судьбу. Макошь связана с водой. Водным источникам приносит жертвы, на воду произносят заговоры. Например, так кладут на воду заговор от тоски: «Вода ты, вода, ключевая вода Как смываешь ты, вода, круты берега, пенья, коренья, так смывай тоску-крутинушку с белого лица, с ретивого сердца. Будьте мои снова лепки и крепки!»
В пятницу же начинают отмечать дедову или родительскую неделю, как благодарение дедов-предков за дарованные блага. В это время не предпринимают никаких важных дел, не играют свадеб. На Руси поминают усопших: ходят на могилы родных или поминают предков дома.

Кузьминки

Первым зимним праздником на Руси издревле считают Кузьминки. В народе день святых Космы и Дами-ана известен как Курьи именины, а святых называют «курятниками» или «кашниками». Для них готовят кур и варят каши, приглашая святых угодников: «Кузьма-Демьян, приходите к нам кашу хлебать». В качестве почетного угощения подается куриная лапша, а лучшим подарком на красное житье считается курица. Таких кур кормили овсом и ячменем и никогда не убивали. Их яйца считались целебными, ими кормили больных, страдающих желчной болезнью.
До принятия христианства этот праздник был посвящен Сварогу — творцу Вселенной, богу неба и огня, и его сыну, научившему людей пользоваться огнем, кузнецу Сварожичу. Сварог дал предкам завет в виде четырех золотых предметов: плуг и ярмо, чтобы землю родную возделывали и от нее питались, чашу жизни, чтобы была она постоянно полна, и секиру, чтобы защищаться от гостей непрошеных, враждебных.
По наследству Кузьма и Демьян стали кузнецами, покровителями ремесел. А так как зима начинает заковывать воды и землю, в народе говорят: «Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать!»
Позже праздник Кузьминки стал больше известен как девичий. Девушки коллективно к празднику ткали «обыденное», то есть вытканное в один день, полотенце. Б этой работе за один день проделывали весь годичный цикл работ: теребили лен, пряли, ткали, белили. А потом обращались к небесным силам за благословением на брак:

«Благослови, Кузьма-Демьян, скуй нам свадебку ладомую. До старовека ладомую, до белой головушки ладомую».

Вечером устраивали пир-ссыпчину, на котором заправляла вдовая старуха. Это был обряд-моление на благосостояние дома. Если сюда допускался мужчина, то непременно ему лицо покрывали платком. На пир собирали солод, муку, хмель, яйца и прочее съестное. К этому дню варили «канун» — пиво без хмеля, подслащенное медом. Обязательно готовили к этому случаю курицу^гроецыплятницу, т. е., ту, что выводила цыплят три раза, или белого петуха. Ели молча, ножами и вилками не пользовались, а кости не грызли и не ломали. Их хозяйка заворачивала в скатерть и тайно опускала в текущую воду, говоря: «Прими нашу мопитву и благослови дом наш».

Колдовское гадание на девичью красоту

Если девушка недовольна своей внешностью и считает, что из-за этого не привлекает внимание парней, то ей может пригодиться старинное славянское колдовство «лист-зеркальце».
В морозное солнечное утро надо пойти в молодую березовую рощу, попросить у Лады красоты и любви, просить надо от души, страстно, потом подойти к березе, найти низковисящнй листок, который обернут в иней, и представить, что этот листок — зеркальце. Со словами: «Матушка Лада, не завудь, не покинь, чту и уважаю, дай красу лицу и любовь сердцу» — надо заглянуть в зеркальце-лист и в этот момент вся неказистость с лица спадет.
Листок под дерево положить, в пояс поклониться и бежать бегом домой. Никому ничего нельзя говорить. С этого дня девушке красота и любовь начнет привывать.

Народная мудрость гласит, что никогда не надо плакать в подушку — перо слезы пьет. Если кто к этой подушке голову приклонит, к тому и слезы перейдут. Особенно девицам нельзя плакать ночью, лучше с подружками или дружками беседы вести. Слезы красоту с лица смывают и печалью покрывают. Засыпать надо с улыбкой, молитвой и загадывать добрые сны.

«КАЗАТЬ МОЛОДУЮ»

«Зимы нет, коли санный путь не установился — справедливо говорили в старину. Дневной снежок — не лежок, зима ночью во двор крадется. Деревья обрядились в серебристую парчу, от снега замохнатились. Пень и тот похорошел. Морозы трещат, зябких знобят, но не сидеть же дома в погожий день. Хоть недолго Солнце светит, да сердце радует. Молодая зима с гор на санках кататься зовет. Молодежь устраивает гонки на санях. После гуляния чай с малиной или медом, или взвар из малины, липового цвета и мать-и-мачехи — чтобы простуда стороной обошла.
А в старину молодожены, у которых этой осенью была свадьба, снаряжали санный поезд с бубенцами, с песнями, с прибаутками. Этот обряд назывался «Казать молодую». К поезду присоединялись родные и близкие: «Звону много — веселей дорога». Подле порога постилали овчинную шубу навыворот. На этой шубе провожатые сдавали свекрам с рук на руки молодую, а те благодарили провожатых за то, что уберегли их доченьку «от всякого глазу, от всякой притки, от всякой напасти». Пирушка оканчивала торжество. На пирушке помимо величальных, обращенных к молодоженам, пелись песни холостым парням и девушкам:

«Выбирай себе, опенъ, выбирай, молодой.
Что кагора ти люба, что котора хороша?!»
«Мне Наталья люба, мне Андреевна хороша:
Хорошенько у батюшки снаряженная.
Набеленная, нарумяненная.
Крупным жемчугом приунизанная!»

В зависимости от предполагаемых невест и женихов менялись имена или текст песни. А незамужние девушки опять ворожат, на суженого загадывают: «Не спится, не лежится — все про милого грустится». Перед сном кладут под подушку кусок хлеба или кольцо, или поясом подвязываются, чтобы милый приснился — «Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить».
Настали самые короткие дни. Холодно. Охотники выходят на зайцев, лис, соболей — в это время звериная шкурка прочна, не линяет и имеет красивый оттенок. А вообще-то хочется посидеть в тепле, посмотреть на горящий огонь, послушать сказку:
«Повстречал богатырь Святогор Микулу Селянинови-ча, спросил его, как узнать судьбину свою. — Поезжай к Великим горам, под могучим деревом стоит кузница, найди кузнеца и спроси у него про свою судьбину. Ехал Святогор целых три дня, доехал до кузницы и видит — кует кузнец два тонких волоса. „Что ты куешь?", — спрашивает богатырь. — „Кую судьбину: кому на ком жениться". Спросил Святогор о своей невесте и услышал в ответ, что невеста его в поморском царстве — тридцать лет лежит во гноище, тело у ней словно кора еловая. Не захотелось богатырю жениться на такой хворой и некрасивой, поехал он в поморское царство, поднял свой острый меч, ударил девицу в грудь и поскакал своей дорогой. От этого удара спала с девицы кора и очнулась она красавицей невиданной и неслыханной. В урочный час посватался за нее Святогор-бо-гатырь и женился. Как легли они, опочив держать, увидал Святогор у своей новобрачной рубец на груди, расспросил и на самом деле спознал, что от судьбы не уйдешь».

Не надо быть большим предсказателем, чтобы сказать, что за зимой будет весна, затем лето, осень и снова зима. Но нужно любить и знать свою землю, причуды погоды, чтобы вовремя посеять и убрать, чтобы солнце не спалило урожай, и дождь не залил. А другое лихо — это уже судьба, которую тоже надо предвидеть и принимать с готовностью и уважением.
Б поле часто попадаются перепутанные стебельки, точно их кто нарочно закрутил. Их называли «Дедовой Бородой» или по-простому — «Закрут». О них старые люди говорили с уважением, поминали идею творения мира: «Род взял искру во тьме да Закрут сделал, а с того закрута все начало крутиться, и свет выплыл из того верчения. А из того света, как из окна, и мир весь вышел, выплыл и начал быть. А Род ту искру разбил на крохи, да в каждую тварь по крохе дал: и в Землю, и в камень, и в травину, и в человека».

Используются технологии uCoz