Элифас Леви. УЧЕНИЕ И РИТУАЛ ВЫСШЕЙ МАГИИ. ВВЕДЕНИЕ Под покровом всех священных и мистических аллегорий древних ий, сквозь мрак и странные испытания всех посвящений, под покровом всех священных писаний, в развалинах Ниневии и Фив, на изъеденных временем камнях древних храмов, на почерневшем лице сфинксов Ассирии и Египта, в чудовищных или чудесных рисунках, переводящих для верующидии священные страницы Вед, в странных эмблемах наших старых алхимических книг, в церемониях приема, практиковавшихся всеми таинстыми обществами.., повсюду мы находим следы доктрины, повсюду торжественной, повсюду старательно скрываемой... По-видимому, тайная философия была кормилицей или крестной матерсех религий, тайным рычагом всех интеллектуальных сил, ключом сем божественным темнотам и абсолютной царицей общества в те времена, когда единственным се назначением было воспитание первосвященников и царей. Она царствовала в Персии с магами, которые однажды погибли, как пают властители мира, злоупотребляющие своим могуществом; она одарила Индию самыми чудесными преданиями и невероятной роскошью поэзии, прелести и ужаса своих эмблем; она цивилизовала Грецию под звуки лиры Орфея; в смелых вычислениях Пифагора она скрывала принципы всех наук и всего прогресса человеческого духа; басня была полна ее чудес, и сама история, когда бралась судить эту неизвестную силу, сливалась с басней; своими оракулами она потрясала или утверждала империи, заставляя беть тиранов, и посредством любопытства или страха господствовала над всеми умами. Для этой науки, говорила толпа, нет ничего невозможного: она повелевает элементами, знает язык светил и управляет ходом звезд; при звуке се голоса окровавленная луна падает с неба и мертвецы встают из могил... Госпожа любви и ненависти, наука, может доставить, по своему желанию, рай или ад людским сердцам; она свободно располагает всеми формами и распределяет, как ей угодно, красоту и безобразие; при помощи палочки Цирцеи она превращает людей в скотов и животных в людей; она располагает даже жизнью и смертью и может доставить своим там богатство посредством превращения металлов и бессмертие при помощи своей квинтэссенции и эликсира, составленного из золота и света... Вот чем была магия от Зороастра до Манеса, от Орфея до Аполлония Тианского до тех пор, когда позитивное христианство, восторжествовав, наконец, над прекрасными мечтами и гигантскими стремлениями александрийской школы, осмелилось публично поразить эту философию своими анафемами и, таким оом, заставило се стать еще более тайной и таинственной, чем когда бы то ни было прежде. Впрочем, о посвященных, или адептах, ходили странные и тревожныехи; эти люди повсюду были окружены фатальным влиянием: они убивали иллали безумными всех тех, кто позволял себе увлечься их слащавым красноречием или очарованием их знаний. Женщины, которых они любили, становились Стрижами;* их дети исчезали во время ночных собраний; по секрету, с дрожью в голосе, говорили о кровавых оргиях и омерзительных пиршествах. * Крылатые женщины, род ночных птиц или вампиров, высасывающих к из детей. (Пр. перев.). В подземельях древних храмов находили кости; по ночам слышалисьны; жатвы гибли, и стада чахли после прохода мага. Иногда появлялись зни, презиравшие искусство медицины, и, как говорили, всегда было результатом ядовитых взглядов адептов. Наконец, повсюду раздался крик осуждения магии, самое имя которой стало преступлением; и ненависть олпы формулировалась в приговоре: "в огонь магов", подобно тому, за несколько веков перед этим, кричали: "христиан львам!". Однако, масса составляет заговоры только против действительных моств; у нее нет знания истины, но зато она обладает способностью чувствовать силу. На долю восемнадцатого столетия выпало одновременно издеватьснад христианами, и над магией, и в то же время приходить в вос от проповедей Жан-Жака и чудес Калиостро. Однако, в основе магии есть наука, подобно тому, как вове христианства - любовь; и мы видим в христианских символах, как три мага, руководимые звездой (тройным и знаком микрокосмоса), обожают воплощенное Слово и приносят Ему в дар золото, ладан и смирну: другое таинственное тройное, под эмблемой которого аллегорически скрыты высочайшие секреты каббалы. Следовательно, христианству не за что было ненавидеть магию; но кое невежество всегда боится неизвестного. Наука вынуждена была скрываться от страстных нападений слепой любона оделась новыми иероглифами, скрывала свои усилия и надежды. Тогда был создан жаргон алхимиков, постоянное разочарование для толпы, жаждущей золота, и живой язык только для истинных учеников Гермеса. Удивительное дело! Среди священных христианских книг существдва сочинения, понять которые не имеет претензии сама непогрешимая церковь и даже никогда не пытается их объяснить: пророчество Езея и Апокалипсис, два каббалистических ключика, бед сомнения, сберегаемых на небе для комментариев царей-магов; книги, запечатанные семью печатями для верующих христиан и совершенно ясные для неверного, посвященного йные науки. Существует еще одна книга; но хотя она и популярна, и ее можнйти повсюду, оказывается самой тайной и самой неизвестной изо всех, так как содержит в себе ключ ко всем другим; все ее знают, и она ни не известна; никому не приходит в голову искать ее там, где она находится; и если бы кто-нибудь подозревал ее существование, тысячу раз потерял бы свое время, ища ее там, где ее нет. Эта книга, быть может, здо древнее книги Еноха, никогда не была переведена; она нана первобытными знаками на отдельных страницах, подобно табличкам древних. Один знаменитый ученый открыл, - но никто этого не заметил, хотя и не секрет ее, но, во всяком случае, древность и исключительное сохранение; другой ученый, обладавший умом скорее мечтательным, чем рассудительным, провел тридцать лет над изучением этой книги, и только подозревал все ее значение. Действительно, это совершенно исключительная монументальная работа, простая и сильная, как архитектура пирамид, а, следовательно, и столь же устойчивая; книга, резюмирующая все науки; книга, бесконечные комбинации которой могут решить все проблемы; книга, которая говорит, заставляя думать; вдохновительница и регулятор всевозможных концепций; быть может, шедевр человеческого духа и, бесспорно, одна из прекрйших вещей, оставленных нам древностью; всеобъемлющий ключик, имя которого было понято только ученым-иллюминатом Вильгельмом Постелем; единственный (в своем роде) текст, первые буквы которою привели в экстаз религиозный дух Сен-Мартина и вернули разум возвышенному и несчастному Сведенборгу. Об этой книге я буду говорить позже, и точное, и математиче ее объяснение будет завершением и венцом моей добросовестной работы. Первоначальный союз между христианством и наукой магов, если одет доказан, будет иметь громадное значение; и я не сомневаюсь, что сзное изучение магии и каббалы непременно заставит примириться, несмотря на то, что до сих нор примирение это считается невозможным, науку и догму, азум и веру. Я говорил уже, что церковь, специальным атрибутом которой являетслад ключей, совершенно не претендует на понимание апокалипсиса и видений Езекииля. Для христиан, по их собственному мнению, научные и магические ключики Соломона потеряны. Однако, достоверно, что в области разума, управляемого Словом, ничто написанное не потеряно. Только пещи, которые люди перестают понимать, перестают для них существовать, воком случае, как слово; они переходят тогда в область загадок и тайны. Впрочем, антипатия и даже открытая война официальной церкви протиего входящего и область магии, которая представляет собой род личного и эмансипированного священства, - зависит от необходимых причин, паорых основано социальное и иерархическое устройство христианского священства. Церковь не признает магии, ибо она должна ее игнорировать или погибнуть, как мы это Позже и докажем; тем не менее, церковь признает, что ее таинстому основателю поклонялись, когда он был еще в колыбели три мага, т. е. священные посланники от трех частей известного в то время мира и от рех аналогичных миров тайной философии. В александрийской школе магия и христианство почти подают друг дрруку под покровительством Аммония Сакка и Платона. Учение Гермесчти целиком находится в сочинениях, приписываемых Дионисию Ареоту. Синезий намечает план трактата о снах, трактата, который побыл комментирован Карданом, трактата, состоящего из гимнов, которые годились бы для литургии церкви Сведенборга, если бы только церковь иллюминатов могла иметь литургию. К той же эпохе пламенных абстракций и страстных словопрений нужно отнести философское царствование Юлиана, называемого отступником, за то, что в юности он, против своей воли,нял христианство. Всему миру известно, что Юлиан был не прав, желая, не во время, быть героем Плутарха, и, если можно так выразиться, был Доотом римского рыцарства; по, вот, что далеко не все знают - Юлбыл мечтателем и посвященным первой степени, он верил в единство Бога и мировое ученье о Троице; словом, он сожалел только о величественных символах древнего мира и слишком привлекательных его образах. Юлиан не был язычником; это был гностик, набивший себе голову аллеями греческого политеизма и имевший несчастье находить имя Иисуса Христа менее звучным, чем имя Орфея. В нем император заплатил за вкусы философа и ритора; и после того, как он доставил самому себе зре и удовольствие умереть как Эпаминонд, произнося фразы Катона, - он получил от общественного мнения, в то время уже всецело христианского, проклятия в качестве надгробного слова, и прозвище, позорное для поней знаменитости. Пропустим маленькие дела и таких же людишек падающей римской ими и приступим к средним векам... Возьмите эту книгу, прочтите мую страницу, затем садитесь на плащ, который я расстелю и полой которого мы закроем себе глаза... Не правда ли, у вас кружится голова, и кажется, что земля бежит под ногами? Крепко держитесь и не смотрите... Головокружение прекратилось. Мы прибыли. Встаньте и откройте глаза; но остерегайтесь сделать крестное знамение или произнести какое-нибудь христкое слово... Местность похожа на пейзаж Сальватора Розы. По-видимому, это пустыня, только что успокоившаяся после бури. На небе нет луны, но разве вы не видите, как пляшут маленькие звездочки в вереске? Разве вы не слышите, как летают вокруг вас гигантские птицы и, пролетая, бормочут странные слова? Приблизимся молча к этому перекрестку в скалах. Слышен хриплый и зловещий звук трубы; повсюду зажигаются черные факелы. Вокруг пустого сиденья толпится шумное собрание; смотрят и ждут. Внезапно все простираются ниц и шепчут: "Вот он!" Вот он! Это он!" Впржку появляется князь с козлиной головой; он всходит на трон, оборачивается и, нагнувшись, подставляет собранию человеческое лицо, к которому, с черной свечой в руках, подходят все для поклонения и поцелуя; з он выпрямляется с пронзительным свистом и распределяет междуими соучастниками золото, секретные наставления, тайные лекарства и яды. В это время зажигаются костры; ольха и папоротник горят в них вперемежку с человеческими костями и жиром казненных. Друидессы, увенчанные петрушкой и вербеной, золотыми серпами приносят в жертву детей, лишенных крещения, и приготовляют ужасное пиршество. Накрыты столы; замаскированные мужчины садятся около полуголых женщин и начинается пир вакханалии: ни в чем нет недостатка, кроме соли, символа мудрости и бессмертия. Вино течет рекой и оставляет пятна, похожие на кровь. Начинаются непристойные разговоры и безумные ласки; и, наконец, все собрание опьянело от вина, преступлений, сладострастия, и песен; встают и беспорядке и спешат составлять адские хороводы... Тогда появляются все чудовища легенды, все фантомы кошмара; громадные ящерицы прикладывают ко рту флейту навыворот и дуют, ирая бока своими лапами; горбатые жуки вмешиваются в танцы; раки играют на кастаньетах; крокодилы устраивают варганы из своих чешуек; приходят лоны и мамонты, одетые купидонами, и танцуя подымают ногу. Затем, потерявшие голову хороводы, разрываются и рассеиваются... Каждый танцор, горланя, увлекает танцовщицу с растрепанными волосами... Лампы и с из человеческого жира тухнут, чадя во мраке... Там и сям слышны крики, взрывы смеха, богохульства и хрип... Проснитесь и не делайте крестного знамения; я привез вас домой, и вы у себя на постели. Вы немного устали, даже слегка разбиты этим путешествием и этой ночью; но зато вы видели нечто такое, о чем все говорят, не зная его; вы посвящены в секреты толь же ужасные, как и тайны пещеры Трофания: вы были на шабаше! Теперь вам остается только не сойти с ума и держаться в спасительном страхе перед правосудием, и на почтительном расстоянии от церкви и ее костров. Нс желаете ли увидеть что-нибудь менее фантастичное, более реал и, поистине, более ужасное? Я позволю вам присутствовать при казни Жака Молэ и его соучастников, или братьев но мученичеству... Но не ошибайтесь не принимайте виновного за невиновного. Действительно ли обожали Бафомета темплиеры? Совершали ли они обряд унизительного лобзания заднего лица козла Мендеса? Наконец, чем была эта тайная и могущественная ассоциация, грозившая гибелью церкви и государству, и, которую убивают, не выслушав даже ее оправдания. Но не судите легкомысленно: они виновны в великом преступлении: они позволили профанам мельком увидеть святилище древнего посвящения; они еще раз сорвали и разделили между собой, чтобы стать таким образом властителями мира, плоды познания добра и зла. Осудивший их приговор, восходит гораздо выше трибунала пары или короля ппа Прекрасного. "В тот день, когда ты вкусишь от этого плода, - ты ешь поражен смертью" сказал сам Господь, как мы это видим из книги "Бытия". Что же такое происходит в мире, и почему задрожали попы и короликая тайная власть угрожает тиарам и коронам? Вот несколько беев, скитающихся по свету, и, как говорят они сами, скрывающих философский камень под лохмотьями своей нищеты. Они могут превращать землю в золото, и у них нет убежища и хлеба! Чело их увенчано ореолом славы и отблеском позору. Один нашел мировое знанье, и не может умереть, чтобы освоться от мук своего триумфа: это - уроженец Майорки Раймонд Лулл.гой фантастическими лекарствами излечивает воображаемые болезни и, таким образом, заранее опровергает поговорку, констатирующую недействитость прижигания деревянной ноги; это - дивный Парацельс, вечно пьяный и вечно светлый ум, подобно героям Раблэ. Вот, Вильгельм Постель, пишущийвное послание отцам Трентского собора, потому что он открыл скрытое от начала мира абсолютное учение, и спешит им с ними поделиться. Собор даже не обращает внимания на безумца, не удостаивает осудить его и переходит к рассмотрению важных вопросов о милости действительной и сти достаточной. Мы видим, как умирает в нищете и в изгнании Клий Агриппа, менее всего маг, несмотря на то, что толпа упорно считает его величайшим колдуном, за то, что временами он был язвин и мистифицировал. Какой секрет унесли с собой в могилу все эти людичему ими восхищаются, не зная их? Почему осуждают их, не выслу Вы спрашиваете "почему?". А зачем они посвящены в эти страшные, ные пауки, которых боятся церковь и общество? Зачем знают они то, чего не знают другие люди? Зачем скрывают они то, что все так жаждут знать? ачем облечены они страшной и неизвестной властью? Тайные науки! Магия! Вот слова, объясняющие вам все и могущие заставить вас подуматеще большем. "De omni re scibili et quibusdam aliis".* * О всех вещах, могущих быть узнанными, и о некоторых других. Чем же была магия? В чем же заключалось могущество всех этихоль преследуемых и столь гордых людей? Почему, если они были безумны абы, им делали честь, так сильно боясь их? Существует ли магия, существует ли такая тайная наука, которая действительно была бы силой и производила чудеса, могущие конкурировать с чудесами легализированных религий? На эти основные вопросы я отвечу словом и книгой. Книгдет доказательством слова, а слово, вот оно: "да", могущественная и рная магия существовала и продолжает существовать в настоящее время: "да", истинно все, что говорили о ней легенды; только в данном се в противоположность тому, что бывает обыкновенно, народные преувеличения оказываются значительно ниже истины. Да, существует страшная тайна, открытие которой уже однажды раило мир, как свидетельствуют об этом религиозные предания та, символически резюмированные Моисеем в начале "Бытия". Эта йна представляет собой фатальное знание добра и зла, и результат ее, когда ее разглашают, - смерть. Моисей изображает этот секрет под видом дерева, растущего в центре земного рая, соседа, даже касающегося своими корнями, дерева жизни; четыре таинственных реки берут начало у подножия этого дерева, охраняемого огненным мечом и четырьмя формами библого сфинкса, херувима Езекииля... Здесь я должен остановиться, и боюсь, то и так уже сказал слишком много. Да, существует единое, всеобъемлющее вечное учение, сильное, какший разум, простое, как все великое, понятное, как все универсо и абсолютно истинное; и это учение было отцом всех других. Да, существует наука, одаряющая человека прерогативами, на вид, сверхчеловеческими; вот как они перечислены в одном еврейском манускрипте 16-го века: "Вот привилегии и силы того, кто держит в своей правой ключики Сона, а в левой - цветущую ветвь миндального дерева: Алеф. Он не умирая видит Бога лицом к лицу и запросто беседует мью гениями, повелевающими всем небесным воинством. Бет. Он - выше всех огорчении и опасении. Гимель. Он царствует со всем небом и заставляет весь ад служить себе. Далет. Он располагает своими здоровьем и жизнью и может также расгать здоровьем и жизнью других. Хе. Он не может быть ни застигнут несчастьем, ни удручен невзгод ни побежден своими врагами. Bay. Он знает причину прошлого, настоящего и будущего. Дзаин. Он обладает секретом воскрешения умерших и ключом к бессмертию. Таковы семь великих привилегий; за ними следуют; Гет. Найти философский камень. Тет. Обладать всеобъемлющей врачебной наукой, Йод. Знать законы вечного движения и быть в состоянии доказать квтуру круга. Каф. Превращать и золото не только металлы, но и саму землюаже нечистоты земли. Ламед. Укрощать самых диких животных и уметь произносить ва, приводящие и оцепенение и очаровывающие змей. Мем. Обладать искусством знаков, дающим всеобъемлющее знание. Нун. Учено говорить обо всем без предварительной подготовки и изучения. Вот, наконец, семь меньших сил мага: Самех. Знать, с первого взгляда, сущность души мужчины и тайныдца женщин. Гнаин. Заставлять, когда ему заблагорассудится, природу открывавои танцы. Фе. Предвидеть все будущие происшествия, за исключением тех, рые зависят от свободной высшей воли или непостижимой причины. Тзаде. Давать и тотчас же всем самые действительные утешения мые полезные советы. Коф. Торжествовать над несчастьями. Реш. Укрощать любовь и ненависть, Шин. Обладать секретом богатства, всегда быть его господином и ниа - рабом. Уметь наслаждаться даже бедностью " никогда не впадать ни в уничижение, ни в нищету. Тау, Добавим к этим трем седмеричным, что маг управляет элемми, укрощает бури, исцеляет прикосновением больных и воскрешает умерших! Но есть вещи, которые Соломон запечатал своей тройной пью. Посвященные знают, этого достаточно. Что же касается других, пусть они смеются, пусть не верят, сомневаются, угрожают или боятся, - что за ело до этого науке и нам?" Действительно, таковы результаты тайной философии, и, утверждая, все эти привилегии реальны, я не боюсь ни обвинения в безумии, ни подозрения в шарлатанстве. Цель всей моей работы по тайной философии доказать это. Таким образом, философский камень, всеобъемлющая врачебнаяка, превращение металлов, квадратура круга и секрет беспрерывного движения - все это - не мистификации науки, не мечты безумия, это - тны, истинное значение которых надо понять, причем все они выражают различное употребление одного и того же секрета, различные признаки одной и той же операции, которую определяют более общим образом, называя ее великим делом. В природе существует сила, совершенно иначе могущественная, чар; благодаря этой силе, человек, который сможет завладеть и управлять ею, будет в состоянии разрушить и изменить лицо мира. Сила эта была известна древним; она состоит из мирового агента, высший закон кото - равновесие, и управление которым непосредственно зависит от великой айны трансцендентальной магии. Управляя этим агентом, можно изменить даже порядок времен года, ночью производить дневные явления, в одно мгновение сообщаться между концами земли, видеть, подобно Аполлонию что происходит на другом конце света, исцелять или поражать на расстоянии, придавать своему слову успех и повсеместное распространение. Этот агент, едва открывающийся ощупью учениками Месмера, есть именно что средневековые адепты называли первой материей великого дела. Гностики сделали из него огненное тело Святого Духа; его же обожали в тайных обрядах Шабаша или Храма, под иероглифическим видом Бафо или Андрогина, козла Мендеса. Все это будет впоследствии доказано. Таковы секреты тайной философии; такой является нам магия в иии; посмотрим же на нее теперь в книгах и делах, в посвящениях и обрядах. Ключ ко всем магическим аллегориям находится в листках, о которыуже упоминал и которые считаю делом Гермеса. Вокруг этой книги, которую можно назвать ключом к своду всегония тайных наук, расположились бесчисленные легенды, являющиеибо частичным ее переводом, либо беспрестанно возобновляющимся под тысячью различных форм комментарием. Иногда эти замысловатые басни гармонично группируются и образуюгда великую эпопею, характеризующую данную эпоху, хотя толпа и не может объяснить ни как, ни почему. Так баснословная история Золотого Руна резюмирует, скрывая их, герметические и магические догматы Орфея; я восхожу только к таинственной греческой поэзии потому, что Египетские и Индусские святилища некоторым образом пугают меня своей роскошью, и я затрудняюсь в выборе среди такой массы сокровищ. Да и пора мне приступить к Фиваиде, этому пугающему синтезу всего ученкак настоящего, так прошлого и будущего, к этой, так сказать, бесконечной басне, которая, подобно богу Орфею, касается обоих концокла человеческой жизни. Удивительное дело! Семь Фивских ворот, которые защищают и на рые нападают семь военачальников, поклявшихся над кровью жертв, имеют то же значение, которое имеют в аллегорической книге Святого Иоанемь печатен священной книги, которую объясняют семь гениев и на которую нападает семиголовое чудовище, после того, как оно было открыто живым и принесенным в жертву агнцем! Таинственное происхождение Эдипа, которого находят висящим в виде окровавленного плода на дереве Цина, напоминает нам символы Моисея и рассказы "Бытия". Он сражается Соим отцом и, не зная его, убивает: ужасное пророчество о слепой эмансипации разума без знания; затем он встречается со сфинксом, символом символов, вечной загадкой для толпы и гранитным пьедесталом для науки мудрецов, с молчаливым и пожирающим чудовищем, выражающим своей неизменной формой единый догмат великой мировой тайны. Каким образом четверное переходит в двойное и объясняется тройным? Или, выражаясь более иносказательно и вульгарно, как называется животное, которое утром ходит на четырегах, в полдень на двух и вечером на трех? Выражаясь языком философии, каким образом учение об элементарных силах производит дуализм Зороастра и резюмируется в триаде Пифагора и Платона? Каков конечный смысл аллегорий и чисел, последнее слово всех символизмов? Эдип отвечает прм и страшным словом, которое убивает сфинкса и делает отгадавшего царем ив; отгадка человек! ...Несчастный, он видел слишком много, но недостаточно ясно; скоро он искупит самоослеплением свое несчастное и неполное ясновидение; затем он исчезнет среди бури, подобно всем цивилизациям, которые отгадают загадку сфинкса, не поняв всего ее значения и т Тайная книга древнего посвящения была известна Гомеру, кой с детальной точностью описывает план ее и главные фигуры на щите Ахилла. Но грациозные фикции Гомера скоро заставили забыть простые и абстрактные истины первоначального откровения. Человек увлекается формой и забывает идею; знаки, умножаясь, теряют свою силу; в эту эпоху магикже портится и, вместе с фессалийскими колдуньями, опускается до самого нечестивого колдовства. Преступление Эдипа принесло свои смертельные плоды, и знание добра и зла возводить зло в нечестивое божество. Люди, устав от света, укрываются в тени телесной субстанции: мечта о пустоте, которую наполняет Бог, скоро кажется им больше самого Бога: ад создан. Когда, в этом сочинении, я буду пользоваться освященными внем словами: Бог, Небо, ад, - да будет раз навсегда известно, что я столь же далек от смысла, придаваемого этим словам профанами, как посвящение от вульгарной мысли. Для меня Бог - Азот мудрецов, действующий и конечный принцип великого дела. Позже я объясню все, неясное в этих терминах. Вернемся к басне Эдипа. Преступление фиванского царя - не в том, он разгадал сфинкса, а в том, что си уничтожил бич Фив, не будучи доочно чистым, чтобы завершить искупление во имя своего народа. В скороммени чума мстит за смерть сфинкса, и царь Фив, вынужденный отре от престола, приносит себя в жертву страшным теням чудовища, которое теперь более живо и пожирает более чем когда бы то ни было, так как из области формы оно перешло в область идеи. Эдип увидел, что такое человек, и он выкалывает себе глаза, чтобы не видеть, что такое Бог. Он разгласил половину великой магической тайны и, для спасения своего народа, должен унести с собой в изгнание и могилу другую половину страшного секрета. После колоссального мифа об Эдипе мы находим грациозную поэму еи, которую, конечно, выдумал не Апулей. Здесь великая магическая тайна новь появляется под видом таинственного супружества бога и слабой смертной, обнаженной и покинутой на скале. Здесь Апулей комментирует и объясняет аллегории Моисея; но разве Элоимы Израиля и боги Апулея не одинаково вышли из святилищ Мемфиса и Фив? Психея, сестра Евы, или, вернее, это одухотворенная Ева. Обе хотят знать и теряют невинность, чтобы заслужить славу испытания. Обе удостаиваются нисхождения в ад: одна, чтобы ести оттуда древний ящик Пандоры, другая, чтобы найти там и раздавить голову древнего змея, символа времени и зла. Обе совершают преступление,орое должны искупить Прометей древних времен и Люцифер христианской легенды, один, освобожденный Геркулесом, другой, покоренный Спасителем. Итак, великий магический секрет - это лампа и кинжал Психеи, ябловы, священный огонь, похищенный Прометеем, горящий скипетр Люцифера, но это также и святой крест Искупителя. Знать его настолькообы злоупотреблять им, или обнародовать его, значит, заслужить всевозможные муки; но знать его так, как должно, чтобы пользоваться им, и скрывать его, это значит быть властелином мира. Все заключено и одном слове: слово это состоит из четырех букво - еврейская Тетраграмма, Азот алхимиков, Тот Цыган и Таро Каббалистов. Это слово, выраженное столь различными способами, для профанов обозначает Бога, для философов человека и дает адептам последнее слово человеческих знаний и ключ с божественной власти; но пользоваться им умеет только тот, кто понимает необходимость никогда его не разглашать. Если бы Эдип, вместо того, чтобы убивать сфинкса, укротил его и запрягвою колесницу, он был бы царем без кровосмешения, без несчастий и изгнания. Если бы Психея, покорностью и ласками, заставила Амура открыться, она бы его никогда не потеряла. Любовь - один из мифологических образов великих секрета и агента, потому что она одновременно выражает дейе и страсть, пустоту и полноту, стрелу и рану. Посвященные должны понять меня, а ради профанов не должно слишком много говорить об этом. После чудесного золотого осла Апулея мы не находим более магических эпопей. Наука, побежденная в Александрии фанатизмом убийц Гипатииала христианской, или вернее, скрывается под христианскими покровами вместе с Аммонием, Синезием и анонимным автором сочинений Дионисия Ареопагита. В это время нужно было поступать так, чтобы чудеса прощались под видом суеверий, а наука - вследствие ее непонятности. Восили иероглифическое письмо, изобрели пантакли и знаки, резюмировавшие целую науку в одном знаке, целую серию стремлений и откровений в одном слове. Какова же была цель стремившихся к знанию? Они искали секрет великого дела или философский камень, или вечный двигатель, или квадратуру круга; все эти формулы часто спасали их от преследования и ненависти, заставляя считать их безумными, и в то же время все они выражали одну из сторон великого магического секрета, как мы это позже покажем. Это отсутствие эпопей продолжается вплоть до нашего романа "Розы"; но символ зы, выражающий также таинственное и магическое значение поэмы Данте, взят из каббалы, и нам пора уже приступить к этому необъятному и сому источнику всемирной философии. Библия со всеми ее аллегориями, только очень неполно и скрытым оом, выражает религиозное учение Евреев. Книга о которой я уже гил, священные знаки которой объясню позже, - книга, которую Вильгельмтель называет "Бытием Еноха", конечно, существовала гораздо раньше Мя и пророков, ученье которых в основе тождественное с учением них Египтян, также имело свой экзотеризм и свои покровы. Когда Моисейорил с народом, рассказывает аллегорически священная книга, он покрывал свое лицо и снимал это покрывало только тогда, когда говорил с Богом: такова причина воображаемых нелепостей библии, над которыми так уно- упражнялось сатирическое вдохновенье Вольтера. Книги писались только для того, чтобы припомнить преданье, и писались они символами, совершенно непонятными для профанов. Впрочем, "Пятикнижье" и поэзия пророков ыли только самыми элементарными книгами .либо вероученья, либо морали, либо литургии; истинная тайная и традиционная философия была записана гораздо позже под еще менее прозрачными покровами. Так родилась ая, неизвестная или, вернее, непонятая христианами библия; по их словам, собрание чудовищных нелепостей (в данном случае верующие, соединяясь в общем невежестве, говорят тоже, что и не верующие); памятник, говорю я, содержащий в себе самое возвышенное, - что только смог создили вообразить философский и религиозный гений; сокровище, окруженноеами; алмаз, скрытый, в, грубом и мрачном камне... Надеюсь, читатуже догадались, что я говорю о Талмуде. Странная судьба евреев! Козлы отпущения, мученики и спасителра! Живучая семья, храбрая и жестокая раса, которую не могли уничтожить никакие преследования, так как она еще не выполнила своей миссии. Разве не говорят наши апостольские предания, что, после упадкаы у язычников, спасение еще раз должно прийти из дома Иакова, - и тогда распятый Иудей, которого обожали христиане, вложит власть над миром в руки Бога, своего отца? Проникая в святилище Каббалы, поражаешься изумлением, при видения столь логического, столь простого и в то же время столь абсолютного. Необходимое согласие идей и знаков; освящение самых основных реальностей первичными признаками; троичность слон, букв и чисел; философия простая, как азбука, глубокая и бесконечная, как само Слово; теоремы, полнее и светлее теорем Пифагора; теология, которую можно резюмировать, считая по пальцам; бесконечность, которая может уместиться на ладони ребенка; десять цифр и 22 буквы, треугольник, квадрат и круг - вот все элементы каббалы. Это элементарные принципы Слова писанного, отражения того Слова сказанного, которое создало мир. Все действительно догматические религии произошли из каббалы и в же возвращаются; все научное и грандиозное в религиозных мечтах иллютов, Иакова Бэма, Сведенборга, Сен-Мартина и т.д.- занято у каббалы; все масонские ассоциации обязаны ей своими секретами и символами. Только каббала освещает союз между всемирным разумом и божественным Словом; она устанавливает, уравновешивая две на вид противоположные силы, вечные весы бытия; только она примиряет разум с верой, власть со свободой, науку с тайной: она обладает ключами настоящего, прошлого и будущего. Чтобы быть посвященным в каббалу, недостаточно прочесть и прать сочинения Рейхлина, Галатина, Кирхера или Пика Мирандоля; нужно также изучить и понять еврейских писателей из собрания Пистория, в особенности "Сефер Йезирах", затем "философию любви" Леона Еврея; нужнкже приступить к великой книге "Зогар", внимательно прочесть в коллек1684 года, озаглавленной "Cabbala denudata", трактаты о каббалистической пневматике и "круговороте душ"; затем смело вступить в светоносный рак всего догматического и аллегорического Талмуда. Тогда можно будет понять Вильгельма Постеля и потихоньку признаться, что, за исключением своих слишком преждевременных и слишком благородных мечтаний об эмансипации женщины, этот знаменитый ученый иллюминат, быть может вовсе уж не так безумен, как претендуют лица, его не читавшие. Я быстро набросал историю тайной философии, указал се источни в нескольких словах проанализировал основные книги. Эта работа относится только к науке; но магия, или, вернее, магическая сила, состоит из двух вещей: знания и силы. Без силы наука - ничто или, вернее, опасность. Давать знание только силе - таков высший закон посвящений. Поэтому-то и сказал великий открыватель: "царство Божие терпит насилие, и сильные похищают его". Врата истины закрыты, подобно святилищу девы; чтобы йти, нужно быть мужчиной. Все чудеса обещаны вере; но что такое вера, как не смелость воли, которая не колеблется во мраке и идет к свету через все испытания, преодолевая все препятствия. Я не буду повторять здесь историю древних посвящений; чем опй и страшней они были, тем более в них было действительности; поэтому мир имел в то время людей которые управляли им и просвещали его. Жреческое и царственное искусства состояли главным образом в испытании храбрости, скромности и воли. Это был новициат, подобный новициату этих, столь непопулярных в наше время под названием Иезуитов, священников, которые и теперь управляли бы миром, если бы у них была действительно мудрая и сметливая голова. Проведя жизнь в поисках абсолюта в религии, науке и справедлти, вращавшись в кругу Фауста, я пришел, наконец, к первому догмату и первой книге человечества. На этом я останавливаюсь, здесь нашел ярет человеческого всемогущества и безграничного прогресса, ключ ко всем символизмам, первый и последний изо всех догматов; и я понял, что значит это, столь часто повторяемое в Евангелии, слово - "царство Божие". Дать человеческой деятельности точку опоры - значит решитьачу Архимеда, реализовав его знаменитый рычаг. Это и Сделали кие посвятители, потрясшие основы мира, а сделать это они моглиько посредством великого и не могущего быть сообщенным секрета. Впрочем, чтобы гарантировать свою новую юность, символический феникс никогда не являлся вновь, не сжегши предварительно торжественно свои останки и доказательства прежней жизни. Так Моисей заставил умереть в пустыне сех, знавших Египет и его тайны: так святой Павел сжигает в Эфесе все книги, трактовавшие о тайных науках; так само, наконец, французская революция, дочь великого Иоаннитского Востока и пепла Темплиеров грабит церкви и богохульствует над аллегориями Божественного культа. По всвые вероучения и все возрождения осуждают магию и обрекают се тайны огню или забвению; а это происходит потому, что всякий новорожденный культ или философия - Веньямин человечества, который может жить, только умертвив свою мать; поэтому же символическая змея вечно вращается, пожирая свой собственный хвост; поэтому же всякая полнота, чтобы сущестть, нуждается в пустоте, величина - в пространстве, всякое утверждение - в отрицании; все это - вечная реализация аллегории феникса. Раньше меня профили по тому же пути два знаменитых ученых, но толшли они, так сказать, ночью и без света. Я говорю о Вольнее и Дюппи, енно о Дюппи, необъятная эрудиция которого произвела только отрицательное дело. В происхождении всех культов он видел только астрономию, приняв таким образом символический цикл за догмат и календарь за легенду. Ему не хватило только одного, знания истинной магии, содержащей в себе секреты каббалы. Дюппи прошел по древним святилищам так само, как прошел пророк Езекииль по долине, покрытой костями, и понял только смерть, так как не знал слова, собирающего силу четырех небесных ветров, слова, которое может сделать всю эту массу костей живым народом, приказав ним символам: "восстаньте, оденьтесь в новую форму и идите!". Наступило время попытаться сделать то, чего никто до меня не мог не посмел сделать. Подобно Юлиану, я хочу перестроить храм, этим, надеюсь, я не обличу мудрость, которую обожаю, .и которую сам Юлиан был бы достоин обожать, если бы злобные и фанатичные отцы церкви того времени позволили ему понять ее. Для меня храм имеет две колонны, па одной из которых христианство написало свое имя. - Я не хочу нападать на христианство, наоборот, я хочу объяснить его и выполнить. Разум и воля попеременно владели миром; религия и философия еще и в наше время продолжают ться и, в конце концов, должны сговориться. Временной целью христианства ыло установить, посредством повиновения и веры, сверхъестественили религиозное равенство между людьми и остановить движение ма, посредством веры, чтобы дать точку опоры добродетели, которая уничтожила научную .аристократию или, скорее, заменила эту, уже уничтную аристократию. Наоборот, философия старалась вернуть людей, посредством свободы и разума, к естественному неравенству и, основав тво индустрии, заменить добродетель уменьем. Ни одно из этих двух действий не было полно и достаточно, ни одно не привело людей к совершеу и счастью. Теперь мечтают, почти не смея на это надеяться, о союзе между этими двумя силами, которые долго считались противоположными; мы имеем полное основание желать этого, ибо две великие силы человеческой души не более противоположны друг другу чем пол мужчины - полу женщ без сомнения, они несходны, но их на вид противоположные расположенияисят от их способности встретиться и соединиться. - Итак, дело идет только об универсальном решении всех проблемБез сомнения, так как надо объяснить философский камень, беспрное движение, секрет великого дела и всеобъемлющую врачебную пауку. Меня обвинят в безумии, подобно великому Парацельсу, или в шарлатанстве, подобно великому и несчастному Агриппе. Хотя костер Урбана Грандье и потух, но остается глухая опала молчания или клеветы. Я не бравирую ми, но я им покоряюсь. Сам я не стремился опубликовать эту работу, и верю, что, если наступило время высказать слово , - оно будет сказано мною или другими; итак, я останусь спокоен и буду ждать. Мое сочинение состоит из двух частей: в первой я устанваю каббалистическое и магическое учение во всей его полноте,рая посвящена культу, т. е. церемониальной магии. Первая - то, что древние мудрецы называли "ключиком" (la clavicule): вторая то, что кресе и теперь называют "волшебной книгой" (le grimoire). Число и соание глав, которые соответствуют друг другу в обеих частях, не имеют ничего произвольного и всецело указаны в великом всемирном ключике, полное и удовлетворительное объяснение которого я даю в первый раз. Теперь пусть идет эта работа, куда ей угодно, и станет тем, чего захочет Провиденье, она закончена, и я считаю ее прочной, потому что она сильна, как все разумное и добросовестное. 1. Алеф. А. ВСТУПАЮЩИЙ Disina нсоф Кстер Когда известный философ принял за основу нового откровения челоской мудрости рассуждение "я думаю, следовательно, я существую", - ам, того не зная, следуя христианскому откровению, несколько изменил древнее понятие о Всевышнем. У Моисея Бытие бытии говорит: "Я есмь тот, кто есмь". У Декарта человек говорит: "я - тот, кто думает", и, как думать значит внутренне говорить, то человек Декарта, подобогу святого евангелиста, Иоанна может сказать: "Я - тот, в котором и посредством которого проявляется слово". В принципе было слово (Un principio erat verbum). Что такое принцип? Это основа речи (слова - de ba parole), этомысл существования, слова (du verbe). Сущность слова заключается в принципе; принцип-это то, что есть (существует); разум - это принцип, который говорит. Что такое интеллектуальный свет? Это слово (la parole). Чткое откровение? Это слово (la parole). Бытие - принцип, слово средство, и полнота или развитие и совершенство бытия - цель: говорить,чит творить. Но сказать: "я думаю, следовательно, я существую" значит заклю от следствия к принципу, и недавние возражения, возбужденные ким писателем,* достаточно доказали философское несовершенство этого метода. "Я семь, следовательно, нечто существует" кажется мне более первоначальной и более простой основой экспериментальной философии. * Ламменэ. Я существую, следовательно, есть бытие (Lesuis done e'etre existe). Ego sum gui sum - вот первое откровение Бога в человеке, и чела в мире; такова же и первая аксиома тайной философии. [ ИВРИТ ] Бытие есть бытие. Следовательно, эта философия имеет своей основой то, что сущест, и ничего гипотетического или случайного. Меркурий Трисмегист начинает свой удивительный символ, известпод названием "изумрудной таблицы", следующим тройным утверждением: &qоно истинно, оно достоверно без ошибки, оно вполне истинно". Истина, подтвержденная опытом, в физике; достоверность, освобожденная от йшей примеси ошибки, в философии; абсолютная истина, указанная аналогией, в области религии или бесконечного -таковы первые условия истинной науки, и только одна магия может даровать их своим адептам. - Но, прежде всего, кто - ты, держащий в руках эту книгу и собирйся прочесть ее?.. Па фронтоне храма, посвященного древностью Богу света, была нсь: "познай себя". Этот же совет склонен дать и я каждому человеку, желающему приблися к знанию. Магия, которую древние называли "sancfum regnum", святым царстили царством Бога, создана исключительно для царей и первосвященников. - Священники ли вы, цари ли вы? - Священство магии - не вулное священство, и царству ее нечего оспаривать у князей мира сего. Цари науки-жрецы истины и царство их скрыто от толпы, как и их жертвы, и их молитвы. Цари науки - это люди, познавшие истину, и истина сделала их свободными, согласно точному обещанию самого могуществен из посвятителей. Человек, раб своих страстей или предрассудков этого мира, не можеать посвященным: он никогда не достигнет этого, прежде чем не реформирует себя; такой человек не может быть адептом, потому что слово "адепт" обозначает того, кто достиг своими волей и делами. Человек, любящий свои идеи и боящийся их потерять, пугающийся новстин и не расположенный скорее сомневаться во всем, чем допустить что-нибудь случайно, - должен закрыть эту книгу, так как она бесполезна и опасна для него, он плохо поймет ее и будет смущен ею, но он будет смуеще больше, если, как следует, поймет ее. Если что-нибудь в мире дороже для вас разума истины и справедлти; если воля ваша непостоянна и колеблется, либо в сторону добра, либо - зла; если логика вас пугает; если голая истина заставляет вас краснеть; если вас оскорбляют, затрагивая укоренившиеся предрассудки, - сразу осудите эту книгу, и, не читая ее, поступите так, как если бы она вовсе не существовала; но не кричите об ее опасности; секреты, которые она содержит, будут поняты немногими, и тот, кто поймет, - ненет разглашать их. Показать свет ночным птицам значит скрыть его от них, так как он ослепляет их, и становится для них темнее мрака. Итак, я буду говорить понятно, я скажу все, и твердо уверен, что тольдни посвященные или лица, достойные стать ими, прочтут все и кое-что поймут. Есть истинная и есть ложная наука, магия божественная и магия адс т. е. лживая и мрачная: мне предстоит открыть одну, разоблачить другую; мы должны отличать магиста от колдуна и адепта от шарлатана. Магист располагает силой, которую знает; колдун старается злоупотять тем, чего не знает. Дьявол, если только позволительно употреблять в научной кнэто опозоренное и пошлое слово, покоряется магисту, а колдун отся Дьяволу. Магист - верховный первосвященник природы, колдун только ее оскверняет. Колдун по отношению к магисту - то же, что суеверный и фак - относительно действительно религиозного человека. Прежде чем идти дальше, определим точно магию. Магия, доставшаяся нам от магов, традиционная наука о секретах природы. Благодаря этой науке адепт облечен относительным всемогуществом жет поступать сверхчеловечески, т. е. таким образом, которыше обыкновенного людского понимания. Так, многие знаменитые адепты, как Меркурий Трисмегист, Озирис,ей, Аполлоний Тианский и другие, назвать имена которых было бы опасно или неудобно, обожались или призывались после смерти как боги. Так другие, смотря по приливу и отливу общественного мнения, которое по прихоти создает удачу, стали сообщниками ада или подозрительными авантюристами; таковы - император Юлиан, Апулей, волшебник Мерлин и архиколдун, как называли его в свое время, знаменитый и несчастный Корнелий Агриппа. Чтобы достигнуть "sanctum regnum", т. е. науки и могущества м, - необходимы четыре вещи: ум, просвещенный изучением, ни перед чем не останавливающаяся смелость, ничем непреодолимая воля и скрсть, которую ничто не в состоянии испортить или опьянить. Знать, сметь, хотеть, молчать - вот четыре слова мага, начерта на четырех символических формах сфинкса. Эти четыре глагоогут комбинироваться четырьмя способами и четырежды взаимно объясняются.* * См. игру Таро. На первой странице книги Гермеса адепт изображен в огромнойпе, которая нахлобучиваясь, может закрыть всю голову. Одна рука его поднята к небу, которому он, по-видимому, приказывает посредством своей палочки, другая - сложена на груди:* перед ним главные символы или инструменты науки, а остальные он скрывает в сумке фокусника. Его телоуки образуют букву "алеф", первую букву алфавита, который Евреи заимсали от Египтян; но нам придется еще позже вернуться к этому символу. * По-видимому, здесь вкралась досадная опечатка! Другая рука, сех изображениях Таро, лежит на столе, а по всем описаниям, - в том числе и самого Элифаса Леви, - опущена... Напр. Папюс в своем "Таро цыгuot; говорит: "...из которых одна опущена к земле, другая поднята к небу&q... (пр. перев.) Поистине, маг - то, что еврейские каббалисты называют "микропрозопом&q, т. е. творцом малого мира. Подобно тому, как первое магическое знание есть знание самого себя, так и первое изо всех дел науки, заключающее в себе все другие, и в то же время - принцип великого дела, - создание самого себя; это слово требует объяснения. Так как верховный разум - единственный неизменный и, следовано, вечный принцип, так как перемена есть то, что мы называем смертью, - то и ум, сильно прирастающий и, до некоторой степени, отождествляющийся с этим принципом, тем самым делается неизменным и, следовательно, бессмертным. Понятно, что для того, чтобы неизменно прилепиться к разуму, необходимо быть независимым от всех сил, которые посредством фатало и необходимого движения производят перемены жизни и смерти. Уметь сать, воздерживаться и умирать - таковы, следовательно, первые сты, ставящие нас выше страдания, чувственных похотей и страха ния. Человек, ищущий и находящий славную смерть, верит в бессмертие, и все человечество верит в него с ним и для него, так как оно воздвигает ему алтари или статуи в знак бессмертной жизни. Человек становится царем животных, только укрощая или приручая ихаче он будет их жертвой или рабом. Животные - изображение наших страстей; это - инстинктивные силы природы. Мир - поле битвы, которое ода оспаривает у силы инерции, противопоставляя ей деятельнулу. Физические законы - жернова, в которых ты будешь зерном, если не сумеешь стать мельником. Ты призван быть царем воздуха, воды, земли и огня; но, чтобы царсать над этими четырьмя символическими животными, надо победить и поработить их. Тот, кто стремится стать мудрецом и узнать великую загадку при, - должен сделаться наследником сфинкса и ограбить его: он должен иметь его человеческую голову, чтобы владеть словом, - орлиные крыльяобы завоевывать высоты, - бока быка, чтобы обрабатывать глубины, и львиные когти, чтобы расчищать себе место направо и налево, вперед и назад. - Итак, желающий быть посвященным, учен ли ты, как Фауст? Бесстра ты - как Иов? Нет, не правда ли? Но ты можешь сделаться таким, если хочешь. Победил ли ты вихри смутных мыслей? Не колеблешься ли ты, отрешился и ты совершенно от капризов? Принимаешь удовольствие, когда хочешь его, и хочешь ли его, когда должен? Не правда ли, нет? Во всяком случае, не всегда так бывает? - Но оно может быть так, если ты этого хочешь. У сфинкса не только - голова человека, у него также - женскиеди; можешь ли ты противиться женским прелестям? - Нет, не правда ли? - И теперь отвечая, ты смеешься, и, желая прославить в себе жизненную и материальную силу, хвастаешься своей моральной слабостью. Пусть будет так, я позволяю тебе воздать эту почесть ослу Стерна или Апулея; я не спорю, что осел имеет свои достоинства: он был посвящен Приапу, подобно тому, как козел - богу Мендеса. Но предоставим ему оставаться тем, что он есть, и постараемся узнать - твой ли он господин или ты можешь стать его господином. Только тот, действительно, может обладать удовольствием любви, кто победил любовь к наслаждению. Быть в состоянии пользоваться и воздержаться, значит мочь дважды. Женщина порабощает тебяими желаниями; будь господином своих желаний, и ты поработишь женщину. Величайшее оскорбление, которое можно нанести человеку, - назвего трусом. Но что такое - трус? Трус это тот, кто не заботится о своем моральном достоинстве епо повинуется инстинктам природы. Действительно, в присутствии опасности естественно испугя и попытаться убежать; почему же это считается позорным? Потому, что закон чести ставит долг выше наших стремлений или страха. Что такое честь с этой точки зрения? - Универсальное предчувствие бессмертия и уважение к средствам, могущим к нему привести. Последняя победа, которую человек может одержать над смертью, это восторжествовать над жаждой жизни, но не вследствие отчаяния, а благодаря более высокой надежде, состоящей в вере во все прекрасное и честное, по мнению всего мира. Научиться побеждать себя - значит научиться жить, и строгости стзма не были тщеславным чванством, но свободой. Уступать силам природы - значит следовать за током коллективной ж, т. е. быть рабом второпричин. Сопротивляться природе и покорить се значит создать себе личную иную жизнь, освободиться от превратностей жизни и смерти. Человек, который готов скорее умереть, чем отречься от истины и справедливости, поистине жив, ибо он бессмертен в своей душе. Целью всех древних посвящении было найти или образовать таких людей. Пифагор заставлял своих учеников упражняться в молчании и всевоных воздержаниях, в Египте вступающих испытывали четырьмя элементами; и мы знаем, каким чудовищным жестокостям подвергают себя факиры и брамины, желающие достигнуть царства свободной воли и божественной независимости. Всевозможные умерщвления плоти аскетизма заимствованы у посвяй в древние мистерии, а они прекратились потому, что способныть посвященными не находили себе посвятителей, и руководители совести со временем стали столь же невежественны, как и толпа; тогда слепым было предоставлено следовать за слепыми, и никто больше не хотел подвергаться испытаниям, которые приводили только к сомнению и отчаянию... Путь к свету был потерян. Чтобы что-нибудь сделать, - необходимо знать, что хочешь сделать,, по крайней мере, верить кому-нибудь, знающему это. Но разве могу я рвать жизнью и наобум следовать за тем, кто сам не знает, куда он идет? Нс следует дерзко вступать на путь высоких знаний; но, если начали, - необходимо дойти или погибнуть: сомневаться - значит стать безумным, остановиться - упасть, отступить - броситься в пропасть. Итак, начавший читать эту книгу, если ты ее понимаешь и хочешь псть до конца, она сделает тебя монархом или безумцем. Делай с этим томом все, что пожелаешь, ты не сможешь ни презирать, ни забыть его. Если ты чист, - эта книга будет для тебя светом; если ты силен, - она будеоим оружием; если ты свят, - твоей религией; если ты мудр, - она урегулирует твою мудрость. Но если ты зол, - эта книга будет для тебя подобна адскому факеона изроет твою грудь, разрывая ее подобно кинжалу; она останется в твоей памяти, как угрызение совести; она наполнит химерами твое воображение, и посредством безумья приведет тебя к отчаянию. Ты захочешь нею смеяться и сможешь только скрежетать зубами, ибо книга эта для тебя удет подобна тому подпилку в басне, сгрызть который пыталась змея и который испортил ей все зубы. Начну теперь серию посвящении. Я сказал, что откровение - слово (le verbe). Действительно, слили речь (la parole) покров бытия и отличительный признак жизни. Всякая орма - покров слова, потому что идея, мать слова, - единственныысл существования форм. Всякая фигура - знак; каждый знак принадлежит и возвращается к слову. Вот почему древние мудрецы, устами Трисмегиста, следующим образом формулировали свой единственный догмат: - "То, что находится вверху, есть как бы то, что находится внизуто, что находится внизу, есть как бы то, что находится вверху (т. е. подобно тому, что находится вверху)". Другими словами, форма пропорциональна идее, тень - мерла, вычисленная по отношению к световому лучу; ножны столь же глубоки, как длинна шпага; отрицание пропорционально противоположному утверждению; произведение равно разрушению в движении, сохраняющем жизнь, и нет в бесконечном пространстве такой точки, которая но могла бы стать центром круга, окружность которого увеличивается и бесконечно отстт и пространство. * "Сe qui est au-dessus est comme се qui est au-dessous, et ce est au-dessous est comme ce qui est au-dessus"; "...quod est inferius est sicut quod est superius; et quod est superius est sicut qest inferius..." Следовательно, каждая индивидуальность может быть бесчно усовершенствована, так как мораль аналогична физическому устройству, и мы не можем представить себе такой точки, которая не могла бы расшириться, увеличиться и бросить лучи в философски бесконечный круг. То, что можно сказать о всей душе, то же должно сказать и одой отдельной се способности. Ум и воля человека - инструменты неисчислимого значения и силы. м и воля имеют своим помощником и инструментом способность, слишком мало известную, способность, всемогущество которой принадлежит исключительно области магии; я говорю о воображении, которое каббалисты нают "прозрачным" (diaphane) или "просвечивающим" (translucide). Действительно, воображение подобно глазу души; в нем именно рися и сохраняются формы; посредством его мы видим отражения невидимого мира; оно - зеркало видений и аппарат магической жизни; посредством его мы исцеляем болезни, влияем на времена года, удаляем смерть от живых и воскрешаем умерших, ибо оно экзальтирует волю и даст ей вланад мировым агентом. Воображение обусловливает форму ребенка по чреве матери и устанаает судьбу людей; оно дает крылья заразе и направляет оружие на войне. - "Находитесь ли вы в опасности во время битвы? Считайте, что вас ьзя ранить подобно Ахиллу, и так оно и будет", - говорит Парацельс. рах притягивает пули, и храбрость заставляет ядра изменять своть. Известно, что ампутированные часто жалуются на боль в членах, которых уже нет. Парацельс оперировал над живой кровью, леча результат кровопния; он исцелял на расстоянии головные боли, оперируя над срезанными вами; он значительно опередил, благодаря науке воображаемого едиа и солидарности целого и частей, все теории или скорее все опыты наших амых знаменитых магнетизеров. Поэтому его лечения были чудесны, и он заслужил того, что к его имени Филиппа Теофраста Бомбаста было добавлено прозвище Ореола Парацельса, с прибавкой эпитета "божественный"! Воображение - инструмент "приспособления слова". Воображение, добавленное к разуму, - гений. Разум, как и гений, един во множестве своих дел. Есть принцип, есть истина, есть разум, есть абсолютная и всеобъщая философия. Все существующее находится в единстве, рассматриваемом как при, и возвращается к единству, как к цели. Одно заключается в одном, т. е. все - во веем. Единство - принцип чисел, оно также принцип движения, а, следовато, и жизни. Все человеческое тело резюмируется в единстве одного только ор, и орган этот мозг. Все религии резюмируются в единстве единого учения, утверждения я и его тождества самому себе, а это составляет его математическое значение. В магии - один только догмат, и вот он: видимое - проявление невиго, или, другими словами, в вещах ощутимых и видимых совершенное слово (le verbe parfait) точно пропорционально вещам, неощутимым нашим ч чувствами и невидимым для наших глаз. Маг подымает одну руку к небу, другую - опускает к земле и говорит: "Вверху бесконечность! Внизу - тоже бесконечность. Бесконечность равна бесконечности". - Это истинно к в вещах видимых, так и в невидимых. Первая буква азбуки святого языка Алеф изображает человека, подыего одну руку к небу и опускающего другую к земле. Это - выражение деятельного принципа всякой вещи, это - творение ебе, соответствующее всемогуществу слова на земле. Эта буква, сама по себе, - пантакль, т. е. знак, выражающий всеобъемлющее знание. Буква Алеф может заменить священные знаки макрокосма .и микрокосона объясняет масонский треугольник и блистательную пятиконечную звезду, ибо слово едино, и откровение также едино. Бог, дав человеку разум, дал ему также и слово (la parole); и откровение, многочисленное в своих формах, но единое в своем принципе, всецело заключается в универсальном слове (le verbe), истолкователе абсолютного разума. Это-то и обозначает столь плохо понятное слово "католицизм", кот на современном священном языке значит "непогрешимость". Универсальное и разуме - абсолют, а абсолют непогрешим. Если абсолютнызум непреодолимо заставляет все общество поверить слову ребенка, - значит ребенок этот признан непогрешимым и Богом, и всем человечеством. Вера ничто иное, как разумная уверенность в этом единстве ра и универсальности слова. Верить значит соглашаться с тем, чего мы пока еще не зн но относительно чего разум уверяет нас, что мы уже знаем это или, пойней мере, узнаем со временем. Бессмысленны, значит, самозванные философы, говорящие: "я не повеому, чего я не знаю". - Бедные люди! Разве вам нужно было бы верить, если бы вы знал Но могу ли я верить на авось и без доказательств? - Конечно, нет! Слепая и необоснованная вера - суеверие и безумие. Нужно верить в пны, признать, существование которых заставляет нас разум, на оснии известных и рассмотренных наукой следствии. Наука! Великое о и великая проблема! Что такое наука? На этот вопрос я отвечу во второй главе этой книги. |