Папюс Магия и гипноз
Часть первая.
Глава II.
Магия и внушение.
§1. Наставления магии относительно поверхностных Состояний и
Внушения.
Прежде мы говорили, что Магия объясняет все гипнотические явления через реакцию идеи на астральное тело и через действие астрального тела на тело физическое.
Таким образом, в области поверхностного гипноза являются сверх внушения:
1) Феномен угрызения совести.
2) Явления психической медицины, когда произведенные действия происходят прямо от идей или прямо действуют на нее, и явления стигматизации, происходящие из другого источника, чем внушение.
Эти различные феномены и другие, того же порядка, происходят от сильного оживотворения идеи, которые становятся в невидимомштане силой особенного рода, названной "элементалом").
------------------------
См, более подробное учение об "элементалах" в след. гл.
Эта живущая идея рождается и умирает в мгновение, по воле своего создателя— настойчивого гипнотизера, поскольку
он словесно приказал ей продолжаться, и совершает все действия над астральным телом, которые он приказа! исполнить. Когда мысль наделена более сильной витализацией, и продолжительность ее действия на внутренние центры человека не превосходит известного времени, получается простое внушение; сейчас мы увидим подробности этого
состояния.
Когда идея могущественна дета-лизированна и прикреплена к невидимому центру, нацелена крайним повышенным напряжением, когда это напряжение принадлежит закону, который магнетизирует центр, или всякой другой причине, мы видим массу явлений психической медицины, в которой влияния божественного плана могут действительно осуществляться.
Угрызения совести также относятся к феноменам реакции астрального тела
на тело физическое, под влиянием идеи, происхождение которой должно находиться или в преступлении, или в элементе в случае смертоубийства.
В заключение необходимо хорошо различать явления, где мысль одна
действует на астральное существо, которое и вызывает феномен внушения во всех его подразделениях, или другое влияние, прибавившееся к идее, что и дает рождение феномена психической медицины и угрызений совести.
§2» О внушении.
Внушение по изотерическим разъяснениям есть создание оживотворенной мысли, действующей в виде импульса на мозг.
Одно лицо может влиять или на другое лицо—альтеро-внушение, или на самого себя—авто-внушение.
Это действие может быть произведено в состоянии бодрствования (действие, часто употребляемое факирами), в состоянии легковерия (метода Нансийской школы), или в одном из гипнотических открытых состояний Парижской школы.
Можно внушать или прямо словом (отвесное внушение), или посредством образов и жестов (мимическое внушение), или мысленно без слов и жестов (мысленное внушение).
Сверх того, внушение можно заставить исполнить в тот же момент (непосредственное внушение) или же реализовать его в одну минуту, один или несколько
дней, месяцы и даже год, (внушения на время). Все вариации внушения могут действовать трояким образом:
1) На задние центры мозга, иначе не чувствительные, создавая то, что мы называем идеальными образами.)
----------------
См. наш этюд под названием "Астральные образы", во второй главе.
2) На передние центры мозга, создавая то, что мы называем импульсивными действиями.
3) Наконец, на центры органической жизни, симпатические центры, создавая стигматы или изменение сплетений.
Эти стигматы могут быть созданы внутри организма, как, например, завистью, или снаружи, как большая часть стигматов, созданных или посредством альтеро-внушения или авто-внушения. Необходимо знать вне этой классификации случаи, где стигматы имеют двойное происхождение: элементал и элемен-тер или элементал и небесное влияние.
Классификация различных видов внушений.
Внушение или создание оживотворенной идеи |
Существо идеи
создано волей
личности в мозгу
другого лица. Альтеро-внушение. |
Действующее в данный момент внушение непостредственно
В состояние бодрствования.
Мысленное без слов и жестов. (мысленное внушение) |
На чувствит. (центры внутрен.) |
Идеальный образ |
|
|
Действуюшее позднее внушение на время. |
|
|
|
|
В состояние доверчивости
На органы бессознат. (симпатические центры) |
На органы бессознат. (симпатичн. центры) |
Стигматы внутренние и внешние |
(Идея-сила— существо идеи) |
Ауто-внушение; существо идеи,
созданной волей личности в своем собственном мозгу |
В состояние сна. Словом
(внушю словесное) |
На центры внешн. |
Импульсивные действия |
§§ 3 и 4. Внушение в состоянии догипнотическом.
Много было написано относительно участия некоторой доли внушения в увлечении собрания превосходными ораторами или в увлечении толпы фанатиками в случае революции или возмущения. Д~р Лий опубликовал несколько статей по этому вопросу в "Ahалаx ncu-xuampuu u гипнологии".
Между тем, легко понять, что внушение создает в этом случае только импульсы, воля же остается хозяйкой определенного решения, и это решение зависит единственно от могущества, которым располагает каждый член собрания над импульсами его организма.
Индусы и передовые члены посвященного братства отличаются умением создавать идеальные образы, способные производить впечатление на толпу.
С другой стороны, Нансийская школа опубликовала многочисленные труды относительно внушения в состоянии легковерия, которое есть одно из многочисленных средств действия Аллее du Saint не только на профанов, но еще на членов среди них же.
Вот пример этого рода внушения.
Индийская и Кафрская Магия.
------------------------
Статья переведена из Daily News г-н Lemerle 25 02.1893 (Initiation, август 1893 г.).
Г-н Келлар видел личный феномен "поднятия", положение противное тяжести человеческого тела, в воздухе и так же приостановка жизни, в опыте Секундра Дасса в "Master of Balantree". "Поднятие" часто упоминаются в легендах святых и у Платона в неоплатинизме.
Естественное толкование то, что погруженный р свою мысль или в экстаз святой полагает, что он "поднялся" и что его последователи верят этому. Но г-н Келлар видел вещь, исполненную в присутствии Гальского принца и многих тысяч свидетелей. Местом действия был Мейдем в Калькутте в 1875 г., исполнителем факир высшего разряда. Метода была следующая: в землю были укреплены три шпаги, остриями обращенные вверх; один молодой факир был "замесмеризован"; когда его тело отвердело он был положен на острия шпаг; наиболее низкая из них приходилась на конце позвоночного столба. Затем шпаги были вынуты, между тем как тело оставалось подвешенным. Есть также неопровержимые доказательства для следующей истории. Один английский офицер, увидя обыкновеннх индийских жонглеров (не высшей касты) пригласил их к себе, где они исполнили фокус со шпагами, описанный г-м Келларом, над женщиной из их же труппы. Одежда ее состояла только из одного пояса: шпага была положена на землю под локоть. Тело сохраняло горизонтальное положение без всякой поддержки, исключая единственного острия шпаги. Офицер и полковой хирург исследовали вблизи и Даже все трогали вокруг тела, чтобы быть уверенными что не было никакого "обмана", как говорит Боско. Исход, который затруднил г-на Келлара, затруднил так же этих английских наблюдателей. Можно засвидетельствовать Другой случай: он хорош, хотя не такой удивительный. Одна жонглсрка попросила одного англичанина взять себе в руку рупию и смотреть за сжатыми пальцами, чтобы быть уверенным, что монета в руке. Затем она сказала по-вернугь руку суставами вверх; ударила суставы палочкой, ч го-то зашевелилось в руке и он ее открыл: оттуда упали тысячи пылинок, но рупии там не
было. Последний случай "поднятия", наблюдаемый г-м Келларом произошел в " Ютландии", исполнителем был "доктор-чародей" из класса, многократно описанного Ридаром Гаггардом, с "большой точностью". Об этом поднят вопрос в двух сочинениях г-на Гаг гарда "Alain vife и "Nada the Lily". В первом, д-р чародеи заявляет г-ну Алану Катерману, что он "способен застави гь людей видеть то, что они не, видят", вероятно, через очарование или гипнотическое внушение. Можно найти другой пример в последнем неопубликованном труде г-на Лесли над зулусами, у которых он был миссионером. Прозорливые зулусы приводили его в замешательство так же, как "Иесакеды" смущали первых иезуитов в Америке и Геарна на "Capper River". Геарн видел вещи, которые он считал невозможными. Г-н Келлар имеет важное преимущество в этом роде исследований. Те, которые собирают народные сказания, лучше преуспевают среди диких крестьян, самих по себе немного недоверчивых к своим же рассказам. Ради тех же желаний г-н Келар совершил несколько самостоятельных поездок к зулусам, как и "Duun's Reservation'. Перед зулусской войной, один зулусский маг был приглашен демонстрировать свое искусство. Он перевязал узловатую палку или дубинку с круглой головкой коротким ремешком из новой кожи. Молодой воин сделан то же, и они сошлись на расстояние приблизительно шести шагов один к другому, вращая свои дубинки над головами. Это происходило вечером, и они освещались лагерными огнями. Когда дубинки почти столкнулись, "искры проскочили или казалось, что проскочили от одной дубинки к другой. В третий раз произошла вспышка, дубинка молодого человека Оыла разломана в куски, и войн безжизненно упал на землю". Маг тогда стал колыхать
длинные стебельки травы вокруг головы молодого человека. Трава "казалось горела при этом движении, и медленно засыхала с шумом сверкая. Маг почти приблизился и осторожно колыхал воспламененную траву над лежащим, приблизительно на шаг от его тела". К моему удивлению, тело медленно поднялось с земли и очутилось в воздухе приблизительно на три шага, оставаясь повислым и рассеиваясь, следуя тому, как пассы над горящей травой производились медленнее или быстрее. Когда засохнувшая трава легла на землю, тело опустилось, и после нескольких пассов доктора молодой воин вскочил на ноги. без всякого повреждения и смело восстановил свое дыхание. Отсюда вытекает два следствия: или г-н Келлар видел вышеописанное, или он обманулся в своем призвании и должен был написать авантюристический роман. В другом рассказе указывается на несколько факиров, танцевавших в совершенно пустой комнате, до тех пор, пока они не смешались в одного, который приблизился и поклонился, на виду у всех, его оставили в комнате, где он танцевал, совершенно пустой от лиц и мебели.
Затем он начал танцевать, и его три друга выделились из него и вторично исчезли: их нельзя было найти в комнате, задняя часть которой не имела ни дверей, ни окон, ни трапа.
Третья история—добровольные похороны на сорок дней по примеру Секундра Дасса, произведенные при генерале Medley. В собственном опыте г-на Келлара с "Secunberaban- oм" субъект умер (поскольку только этому можно верить) и возвратился снова к жизни.
Эти истории в Индии общи. Г-н Келлар не может дать никакого объяснения. Он ссылается на Марка Поло, рассказ которого был передан полковником Жюлем. Сам полковник никогда не был свидетелем ни одного из этих наиболее удивительных подвигов, несмотря на свою громадную опытность. Для г-на Келлара вне всякого сомнения, что магию "покорили естественные силы, которые нам кажутся недоступными".
К несчастью, египетские памятники ничего нам не говорят о подобных явлениях, упомянутых в "L'Exode". Справедливо добавить, что Эгдингтон удивил г-на Келлара "поднятием, но это произошло в темноте".
§5. Словесное внушение в гипнотическом состоянии.
Загипнотизированный субъект одарен способностью ощущать силы и состояния субстанции, которые мы можем только воображать во время бодрствования и при обыкновенных условиях жизни.
Я говорю загипнотизированному субъекту, находящемуся в сомнамбулической
фазе: "На этом столе лежит роза". Идея розы, которую я даю импульсивному существу объектанепосредственнореализу-ется на плаане физическом, и субъект видит розу не в своей голове, не в своем воображении, но действительно на столе. Он ее видит в действительности, позитивно.
-------------------
Обыкновенный экспериментатор останавливается на этом доказательстве и переходит к другам опытам.
§6. Мысленное внушение.
Лица, мало разумеющие в гипнотических феноменах, разъясняют большую часть необъяснимых явлений мнимым мысленным внушением упражняющегося гипнотизера над субъектом.
А между тем, это мысленное внушение очень редко и трудно достигается над субъектами, находящимися в одном из трех классических состояний гипноза.
С этой точки зрения мы изучили двух субъектов, Замора и Онофрона, и могли достигнуть, но с большим трудом, феноменов чрезвычайно ясного мысленного внушения действия, но никогда не могли добиться ни малейшего мысленного внушения идеи. Большая часть явлений этого рода, под именем мысленного внушения на расстоянии, принадлежит фокусничеству (по крайней мере на Западе) и не заслуживает внимания мага.
Вот выдержки из одного лучшего опыта над передачей действий и форм.
Непосредственная передача воли.
Опыты, произведенные и
сообщенные Альбертом
Нетцингом.
(перевод из Сфинкса, III 3января 1887г.) Хотя некоторые представители Новейшей науки, благодаря многочисленным опытам, уже доказали факт внушения при гипнозе также хорошо, как метафизическую передачу мысли и воли,—однако то, что установлено большинством ученых, особенно в Германии, остается еще чуждым или даже совершенно враждебным к этим замечательным проявлениям. В этих условиях тем более необходимо рассмотреть, о чем толкуют эти вопросы, взывающие к официальной науке через отдачу отчета в вещах материальных, достойных закона
и обнимающих широкий круг идей чтобы окончить эту последнюю попытку исследований в этой области, знание которой так интересно и так важно с точки зрения практического знания, как в медицине, так и в юриспруденции. Поэтому автор этой статьи не колебался опубликовывать следующие опыты, котрые он добросовестно исполнил, насколько это возможно сделать в частном собрании.
Опыты этого рода стали предметом беседы в нашем интимном кружке. Явления метафизической передачи воли, которые я считаю правдивыми, привели меня в сомнения такого рода, что я решился проделать или, по крайней мере, попытаться доказать, их экспериментально, невзирая на то, что успех мне казался сомнительным. Десять следующих попыток были проведены у меня 16 июля 1886 г. и тотчас же записаны; они особенно годны, как мне кажется, для опубликования. Два господина, хорошо мне известные, приняли участие в опытах, обязавшись прежде всего по возможности добросовестно ассистировать мне в этих исследованиях: г-н Спиро должен был воспринимать, в то время, как д-р Грот определять порядок исполнения мыслей, которые я старался, в свою очередь, передавать г-ну Спиро.
Опытыi были произведены по следующей методе: по нашему желанию, субъект сначала предоставил завязать себе глаза полотном, затем он поместился около двери, спиною повернутый к выходу; д-р Грот сел сзади него в другом конце комнаты и мог с точностью наблюдать все движения субъекта; он ему настойчиво приказывая избегать всяких вмешательств, которые могли бы нарушить ход опытов. В этом положении я условился с л-м Гротом не касаться предмета розысков и не определять его
знаками. И так как мы условились не творить, не делать шума, возможность указании благодаря одному из психических чувств само собой отпадало. Вначале каждой попытки я заставлю cубьектаa поворачиваться лицом к нам, сам же помешался в полушаге сзади него и держал свою правую руку на 20-30 сантиметров над его головой. В таком положении я следовал за ним куда бы он пи шел и старался сосредоточением моей мысли нал объектом розыска влиять на его движения. Во время первого опыта я трогал большим пальцем моей правой руки левое запястье г-на Спиро, чтобы испытать его чувствительность, которая казалась мне еще сомнительной.
Девять остальных опытов были проведены без касания, указанного выше. Опыт I. Субъект должен взять полный стакан, поставленный на стол, и выпить его. Он, тронутый мною за левую руку, направился без колебаний по направлению к столу, благоразумно ощупывая все, как слепой, и между различными предметами, расставленными на столе взял стакан в свою руку и выпил содержимое.
Опыт 2. Указав на карман своего платья, д-р Грот выразил желание, чтобы из этого кармана вынули платок. Г-н Спиро исполнил мысленное приказание в очень короткий промежуток времени, и без контакта с моей стороны.
Опыт 3. Я приказал мысленно субъекту взягь спичку из коробки, помешенной на столе, и зажечь свечу в подсвечнике, находящемся тут-же; это приказание он исполнил в точности.
Опыт 4. Субъект должен был отправиться к софе и взять с нее подушку.
Опыт 5. Доктор Грот и я решили произвести более сложный опыт: солонка, спрятанная в одном из ящиков с книгами, должна была быть переложена в другой ящик, ранее обозначенный: эта попытка одинаково была удачна.
б. Ящик с сигарами, спрятанный на стуле под пальто доктора Грота, должен быть найден, что и было исполнено.
Опыт 7. Этот же яшик, помещенный на бюро под ящиками с письмами, должен быть возвращен нам; субъект сделал также и это.
Опыт 8. Доктор Грот дал мне понять, что желал бы, чтобы его шляпа, висевшая на вешалке, былабы надета ему на голову: г-н Спиро взял ее, но надел ее на меня.
Опыт 9. В нижнем ящике лежало 30 журналов, одинаково переплетенных. Один из них, назначенный наперед, должен был быть вынутым. Ящик находился приблизительно в 3 метрах от г-на Спиро. Не взирая на начинающуюся усталость, которая мешала влиянию, он, немного погодя, направился к ящику и с первого же раза выбрал из кучи назначенный журнал.
Опыт 10. Предмет, заранее выбранный, должен был быть вынутым из внутреннего кармана д-ра Грота. Г-н Спиро, через некоторое время, казалось, почувствовал то, что я ему внушал, и направился к г-ну Гроту, который без ведома Спиро, встал со стула и переменил место: но г-н Спиро все же обыскал правый карман, а не левый, как было условлено.
Усталость все более и более охватывала г-на Спиро, что очень понятно, так как сначала сеанса ему ни разу не позволили поднять повязку с глаз: эта усталость побудила нас окончить исследования. Эти два господина, никогда не проделывавшие до сих пор подобных опытов, покинули меня действительно убежденные в возможности передачи воли, иначе, чем физическими средствами.
Мюнхен.
Альберт Нотцинг.
В письменном свидетельстве о справедливости и точности вышеизложенного подписали Доктор Г.Грот Т.Спиро.
§7. Внушение на время.
Внушение состоит пообше в витализации посредством слова идеи, которая действует в виде импульса в мозгу, получающего внушение
Когда субъекту внушают: через два месяца вы совершите такое-то действие, что происходит тогдa в невидимом для нас плане? Сеют черно, живой зародыш который не развивается до определенного момента указанного человеческим словом.
В определенный момент, идея оживотворится и "разовьет свою силу" она создаст в организме импульс , для которого она существует, и не прекратит действия пока внушенный акт не будет исполнен или живые силы, порождаемые ею, не оулуг исчерпаны. 3 этот момент идея перестанет существовать и элемент, временно сошанный, уничтожится, как пламя, которое не имеет пищи. Оккультистам уже давно известны эти явления.
§8. Стигматы.
Действие идеи на органические центры, на особенную область астрального тела производит характерные знаки на теле физическом.
Мы различаем стигматы, произве денные снаружи организма и произведенные внутри, как в случае "nocvi", и различные знаки, вследствие человеческого влияния через фантазию матери во время беременности на тело ребенка. В стигматах, полученных снаружи, нео6ходимо еще различать чистую форму, в случае альтеро внушение, как это было, в Нанси когда органические раны нарывною пластиря были Предупреждены, но произвели раны, напоминающие стигматы, благодаря простому внушению в стигматы, произведенные самовнушением, случай более частый.
Стигматы и стигматизированные
--------------------
Revus des revus - 15 июня 1895 г
По этому вопросу мы ссылаемся на следующий отрывок из статьи доктора Карла дю - Преля
Доктор дю-Прель, наиболее глубокий и наиболее ученый мистик настигшего времени, занимался этим вопросом в одном из недавних номеров 'Zuhunf' (N 21—1895 г,). По его мнению, стигматизация организма есть один из наиболее лучших источников, в котором можно черпать доказательства против материализма, Этот последний учит, что мысль есгьтолько мозговое выделение. Известно, что новейший спиритуализм перевернул это предположение. Доктор Карл дю-Прель полагает, что наооорот, душа является архитектором тела и последнее является орудием разума.
Он особенно настаивает на случае Франсуа д'Аген. не первым остигмати-лированным в то время (1224), так как в ту эпоху можно найти случаи еще более поражающие. В укачанном случае находят крайнее выражение феномена стигматизации. Отверстия в его руках и ногах были таковы, что наводили мысли сначала на образ Распятия, а его правый бок был положитеаьно пронзен ударом копья. Кровяные раны конечностей зияли очень значительно. В их серединах
были видны болячки, образованные наростами клетчатой плевы, и эти болячки были черными и твердыми, как железо, цвет которого они имели: они были с одной стороны заострены, а с другой—их головки были так опушены, что между ними и плевой можно было просунуть палеи. Они были подвижны во всем смысле этою слова, и, если надавливали на одну из их конечностей, го видно было выпрямление другой. В то же время их нельзя было вырвать: даже после смерти стигматизированного, святая Клара напрасно трудилась нал этим. Рана в боку была длиною в три пальца, довольно широкая и глубокая и часто смачивала кровью одежды святого. Заметим, что никогда никакая из этих ран не воспалялась, не нагнаивалась и их никогда не касалась никакая медицинская помощь.
Можно сослаться, между другими случаями стигматизации, на случай с Екатериной Эммериш, Марей Мюраль и Луизой Дат Громадное большинство стигматизации принадлежит женскому полу.
Католическая церковь, объясняет стигматизацию, как чудо, предназначенное установить, что римское суждение христианства единственное, которое обеспечивает спасение. Но этим толкованием трудно удовольствоваться. Прежде всего чудо, которое совершается то всецело, то открывается только на половину или останавливается на одном из первых фаз, не есть чудо. Затем стигматизация встречается в истории ересей. Наконец, она может быть определена искусственно.
Яков Воражин —автор "Золотой легенды" (ХШ век), позднее Корнелий Агриппа и Джордано Бруно—философ, сожженный в Риме в 1609 году, полагают, что главная причина феномена заключается в могуществе воображения, которое заставляет испытывать некоторых субъектов страдание Христа вплоть до появления "знаков на их собственном теле'. Между новейшими Жоерр—автор "Христианской мистики", Тулюк, придерживается того же самого мнения, что и предыдущие и доктор К. дю- Прель.
§9. Влияние более высшего порядка, чем простое внушение.
Угрызения совести.
Феномен "угрызения совести"—один из наиболее интересных примеров действия идеи витализированной эле-ментером на совесть, иначе на внутренни свет человека.
Здесь мы входим в ограниченную область внушения, так как живая идея прибавляется к верному действию другой сущности плана невидимого. В этом скрывается капитальная ошибка материалистов., желающих видеть в этом феномене простое ауто-внушение. Для примера замечательного действия на
невидимый план элементера Жуффе, мы ссылаемся на явление, в котором начальник безопасности - ("Surete") было объектом редкой одержимости.
Дело Жуффе.
Происшествие, которое недавно занимало всех психологов ежедневной прессы, восстанавляет вопрос угрызения совести. Мы хотим говорить о Габриэле Бомпарде и его малообъяснимом действии для многих философов.
Одна молодая женщина, немного нервная (темперамента N.S.), могшая
наверняка скрыться от правосудия, сама отдалась в его руки, совершенно не зная почему.
Было бы смело утверждать, что угрызение совести входит под каким бы то ни было видом в это действие. И в то же время размышления, кажется, приводят достаточно логично к этой мысли. Нужно действительно хорошо понять термин угрызения совести, чтобы войти в какое бы то ни было дополнительное объяснение.
Вообще, угрызение совести известно, как болезненное состояние, которое часто овладевает преступником до тех пор, пока он не решится признаться в своем преступлении. Это состояние психологического происхождения и касается некоторыми степенями учений ментальной паталогии, ценной для многих наших нынешних гипнотизеров.
Какова же причина этого особенного состояния? Оккультность дает по этому вопросу очень оригинальное объяснение.
Наши мысли становятся, как только они исполнены, реальными существами, существами невидимыми, но действующими на человека наверняка..
Эти существа добры или злы, следуя родам мыслей: они живут одной из бессознательных сил природы (элемен-тал) более или менее долго, следуя мозговой силе, которая их создала.
Во время своей жизни, они пользуются нашей витализацией и действуют на нас непосредственно через бессознательную нервную систему—(большая симпатическая).
Мрызение совести есть проявление одного из этих существ, тем более могущественного, чем более оно оживляется оккультным влиянием жертвы. Подобное угрызение может действовать двояким образом: 1) Преступник отдает себе отчет в частом "посещении" угрызения совести,
объектом которого он сделался: он страдает. Точно не зная места без боли хотя совершенно понимает происхождение ее. Угрызение совести тогда сознательное.
2) Преступник бессознательно подвергается влиянию невидимых существ которые его окружают; и если этот преступник слабого характера, и вдобавок нервный, он повинуется, не отдавая себе отчета, импулисам невидимого мира, который он носит в себе и который окружает его.
К этому второму подразделению и принадлежит случай Габриэля Бомнард.
В этом деле Жуффе встречаются замечательные пункты.
Размышляли ли вы относительно странной вещи, что, когда труп Мillегу рассматривался, как неизвестного простолюдина, и поэтому был положен с тремя другими в общую могилу, мальчику из амфитеатра пришла мысль подать ему шляпу. Откуда эта идея надеть шляпу одному из трех трупов и именно Miilery.
Те, кто знает, что случая не существует, могут размышлять об этом.
Почему также начальнику безопасности часто приходило в голову, что он не уверен в существовании или исчезновении большого зуба—этого неизвестного Miilery до такой степени, что заставило его откопать труп (узнанный по пресловутой шляпе): и он констатировал с удивлением, что его мысль была справедлива, и что он имел основание повиноваться неотступности.
Не забудем также, что "Lanterne" опубликовал за 4 месяца перед тем предсказание одной сомнамбулы, возвещавшей, что убийцы откроются в январе месяце, что и произошло: эта сомнамбула—вдова Оффинье, мать директора "Cyafne Magnetique".
§10. Психургия.
Наряду с официальной медициной, которая ищет в субстанциях излечения (болезней, существуют другие медицины, очень мало известные в наши дни.
Герметическая медицина, которая хорошо действует посредством субстанции. но после динамизирования их астральными
течениями.
Психическая медицина, которая прямо дейа вует на душу или посредством обра-зов, или операциями на расстоянии, или даже помешая больного в магнетические токи большого напряжения.
Наконец, Теургическаяме.Оииина, или Теургия, действующая прямо на разум посредством небесных влияний.
Сейчас же мы будем говорить и второй из этих наук, о Психургии.
Мы опишем некоторые явления.
1) Относящиеся к симпатическому лечению действия души на душу.
2) Относящиеся к "чудесным" лечениям, действием динамического тока высшего порядка.
Теургия.
Излечение Philippa. Лион 9 марта 1892 г.
Г. Директор iintamarr а. Я имел удовольствие прочесть в вашем почтенном журнале известные явления, относящиеся к различным излечениям достигнутым г.Филиппом, борющимся против болезней, призванных медиками неизлечимыми; я в качестве отца семейства, особенно счастлив выразить сегодня свою благодарность, которую с вашего позволения, помещу в одном из ваших ближайших номеров.
Вот факты которые необъяснимы: Уже 3 года, как моя маленькая Маргарита, тогда 5-ти лет, получила туберкулезный бронхит, ее поручили работам доктора С., указаниям которого она следовала 3 недели, что однако не принесло никакою и .меиенин ч.ч< янии моей бедной .больной.
Из деликатности и имея большее доверие к доктору С., я не хотел приглашать г.Филиппа по совету доктора надеясь сохранить ребенка. Д-р С в присутствии г-на и г-жи Вегу. домовладельца в улице Denfert-Rocherau N 49 объявить, что невозможно вылечть мою маленькую девочку и что она погибнет: она былa совершенно без сознания уже 24 часа, со всеми признаками агонии
При таком безнадежном положении я не колебался и вопреки своему скептицизму, послал моею друга, а также друга жены, г-жуДорель—(улица Franclin N 57) к г.Филиппу, который ей сказал следуюшее:"Спокойно возвращайтесь к. себе, ребенок спасен, дайте ему все. что он захочет".
В тот же момент моя дочь пришла в себя и попросила пить к нашему большому удивлению, так как мы ожидали несчастной кончины, С этого дня она была излечена, Я так был поражен, чт не осмеливался приписывать это быстро и сверхестественно излечение ею создателю, г.Филиппу.
Далее я имел возможность констатировать со многими подробностями случаи чудесных истечений, которых никогда не достигала никакая медицина.
v)to простое свидетельство. состоящее из сплошной истины, прибавляет лишний цветок в пальмовую ветку открытой признательности г.Филиппу, и позволяет мне благодарить его за спасение моего ребенка.
Примите, г Директор, уверение в моем постоянном уважении.
Лорой 105, ул.Боссю. Лион.
§11. Герметическая медицина.
-------------------
Initation.
Г. Папюсу, Президенту Н.Г.
Париж, 20 мая, 1893 года. Мой дорогой Папюс.
Вот небольшая история, которую вы меня просили описать.
Один из моих друзей впал недавно в меланхолию из-за дурного режима и продолжительной физической болезни. Прогулки для него сделались в течении 2-3 дней почти невозможными.
Я ему предложил испытать лечение, возобновленное Парацельсом,, и объяснил ему эту методу: вылепить из воска в уменьшенном размере место воспаления, и действовать ночью, в то время, как субъект был погружен в сон, со вниманием приостанавливая воспаление: моя операция продолжалась час. Нужно сказать, что наши жилища были отделены одно от другого 12 километрами. На следующий день ко мне пришел мой друг, искренне восхищенный, чтобы поблагодарить меня: вся грусть исчезла и он снова мог гулять по 8 лье без усталости.
Сердечно признанный вам Седир.
Мы можем прибавить, что наш друг Седир достиг уже многочисленных излечений или посредством упомянутой методы, или употреблением талисманов.
Лорд Дембиг, один из самых больших вельмож Ирландии и, следовательно, очень набожный, описывает чудесное излечение его жены, леди Дембиг Лам-бер - Фильдинг, которая страдала седалищной ломотой худшей формы: она была излечена крестьянкой из Фалико, семейство которой имело чудесную возможность излечивать, полученную из-Давна еще при святом Петре и Павле. Это семейство носило фамилию Камелли. Они приняли апостолов во время великoro гонения: в награду Камелли
получили возможность вызыванием и знаком креста излечивать всякий ревматизм и другие страдания. Эту возможность сохранила только нисходящая мужская прямая линия, жившая в этой местности. Лорд Дембиг знал выдающиеся случаи, которые они производили в течение последних 3 лет его жизни мгновенные излечения теми же средствами. (Review of Reviews, 1892г.)
Англия. —Сильное возбуждение царствовало в Глазгове и окрестностях. Толпа больных осаждала монастырь Далбейт, в котором молодой католический священник по имени Ларкин, производил, как говорили, чудеса посредством молитвы и возложения рук: расслабленные паралитики, будучи допущены к нему, возвращались исцеленными.
Внушаемая терапевтика. Особенный случай излечения. Вот случай внушения в состоянии бодрствования, не лишенный интереса. Противоположный опыт произведенному прежде г.г.Фокашоном и Льежуа для вызова водяных пузырей на коже, как от употребления нарывного пластыря, посредством простого внушения во время гипнотического сна.
В этот раз, напротив, дело идет об исчезновении простым приказанием, действиями паталогическими.
Г-н Жиберт, на которого мы недавно ссылались относительно случая излечения пляски св. Вита посредством приказания, хотел доказать г.П.Жанэ, оспаривавшему явление, что действительно через пнушение можно достигнуть исчезновения например, бородавок, появившихся на коже. Д-р Жиберт выбрал мальчика 13-ти лет, которого привели в "Благотворительную лечебницу (Dispensire), так как он не мог более пользоваться своими руками ни для письма, ни
для еды. Наружные поверхности обеих рук были усеяны множеством бородавок, которые окружали даже ноги. Бородавки прерывались лишь на сгибах кожи, отделявших руки от запястий.
Нижняя часть руки совершенно исчезла под ними, пальцы были неподвижны, ребенок был совершенно расслаблен. "Я пригласил в "Благотворительную лечебницу", -рассказывает г. Жиберт,—некоторых медиков и г. Жа-нэ. для которого и была приготовлена вся операция. Я их просил только одно, чтобы они были серьезны и торжественны, как я, и не смеялись бы". Образовав крут, он взял ребенка за обе руки и затем, пристально глядя ему в глаза, спросил его сильным и громким голосом: "Хочешь ли ты быть вылеченным?" Так как больной отвечал слабо, то вопрос повторялся настойчиво несколько раз, до тех пор, пока он не ответил убедительно: "Да, я хочу быть вылеченным". "Тогда,—говорит г.Жиберт,—будь внимателен. Я сейчас вымою тебе руки голубой водой, но если ты через 8 дней не будешь здоров, я тебя вымою жгучей желтой. Цецилия, принеси мне голубой воды". Затем г.Жиберт обтер ему руки водой, слегка подсоленой, и заботливо их вытер. 8 дней спустя бородавки совершенно исчезли, исключая 2-х или 3-х, которые, казалось, остались свидетелями прежнего состояния. Г-н Жиберт осмотрел маленького пациента, как и в первый раз, и стремительно упрекал его, что не все бородавки исчезли. Он обмыл его руки желтой водой, которая, согласно приказанию, причинила ребенку боль ожога. Несколько дней спустя кожа была совершенно гладкая, и ребенок мог вернуться к своим обыкновенным обязанностям. Г-н Жиберт доказал этим интересным опытом, что неизлечимые болезни, вроде бородавок, могут исчезнуть благодаря простому влиянию моральному или мысленному. Все исцеления зуава "Jacoba", или какого бы то ни было другого чудотворца, объясняются тем же образом. Это известно, но тем не менее необыкновенно. И мы желали бы снова произвести во второй раз рпыт над бородавками. Почему не пытаются теперь достигнуть того же с больными экземою. Было бы очень убедительно, если бы удача увенчала попытку.
(Journal des Debate).
Генрих de-Парвшгь.
Мы выбрали из чрезвычайно интересной статьи Карла дю-Преля, переведенной г.Роша в Initiation за 1894 год, следующие отрывки. Вернемся сначала к 1819 г., г. Лиер из Auberin'a рассказывает в письмах к Делезу явления, которые он наблюдал над своей необыкновенной сомнамбулой Манет.
Он говорит: ,. ....
"Манет уснула в моем присутствии, коснувшись миртовой ветки, предварительно намагниченной мною; после этого я вышел. Когда я возвратился, в сопровождении моего брата, помогавшего мне в работах, предоставленных ему мною, я нашел Манет спящей в состоянии, не предусмотренном ею. Успокоив ее, я спросил откуда взялось это состояние; она мне ответила, к моему великому удивлению, что это состояние создано моим братом, ущипнувшим ногтями один из листков мирты, которая была с ней в магнетической связи и что в момент, когда он ущипнул мирту, она впала в нервное очень болезненное состояние.
Прибавлю, что миртовая ветка была удалена на 6 метров от больной."
(Библиотека животного магнетизма VIII115). Вот случай, очень походящий на только что описанный г.Роша. Вешь очень простая. Магнитезер намагнитизи-роват миртовую ветку, которая должна
была завещать его во время его отсутствия: трогая ее, субъект действительно засыпал. Строго рассматривая, это можно объяснить ауто-внушением, но это объяснение касается 2-ой части опыта. Одические течения больной перенеслись на расстояние, ее чувствительность была экстериоризированна; между субъектом и растением существует магнетическая связь, и вот почему малейший вред, нанесенный растению, чувствуется сомнамбулой.
Если мы углубимся еще далее, мы найдем в сочинении от 1753 г. явление, полученное случайно, но представленное как совершенно известная вещь. Дело идет о сочинении придворного медика Андрея Тейзеля, рассуждающим о доктрине человеческой мумии. Под мумией понимают субстанции, вырабатывающиеся телом, которые, так как они соединены с ним и принимают участие в жизненном круге, насыщены Одом этого тела и оберегают его под формой экстери-оризированного Ода. Этот Од может быть/перенесен на растение, погребая подним мумию: например, относительно этого Тейзель говорит нам: "нужно быть внимательным, чтобы не нанести вреда кустарнику или растению, которые часто насыщены мумией, нужно, наооборот, беречь их и выращивать."
Тейзель также согласен с г.Роша, говоря, что экстериоризированный Од бережет свою чувствительность, что магнетическая связь продолжает существовать между ним и его источниками, что вредные влияния, произведенные над первым, передаются и на живой источник.
Фотофизиономистика.
-----------------------
Initation (Ceirr. 1892 г.)
Почти изо дня вдень создаются новые методы и; чтобы говорить только об
интересующих нас с фотографической точки зрения, не лишнее удостоверить что в эти короткие промежутки" очень важные работы совершены д-м Марей Лимпаном, г.г. Ланченом и Лоседа не считая бесчисленных усовершенствовании фотографических процессов приборов и формул, так же как и новейшие Фотографическиеприменения беспрестанно описываемые.
Между последними, может быть одной из наиболее интересных является фотофизиономистика, открытая недавно в Женеве нашим соотечественником доктором Моран Дефрансом в одной из длинных серий, исполнение которых восстанавливают скорей психо-физио-номистику, чем чистую физиономистику.
Если справедливо, что внешние линии лица позволяют узнать у индивидуумов их стремления, качества и недостатки, даже подробности характера, еще более бесспорно, что чувства человеческого существа отражаются в их чертах и могут обнаружиться в широкой мере, каковы они были и какими могут быть. Не только чувства простые и сильные , как радость, горе, беспокойство и страх, передаются для всех в.лицевых изменениях той же природы, но находят так же общие движения на всех лицах естественно воспроизводящих впечатления или состояния души, более полные, как например: желание, интерес, благовение, неверие, невежество или сознание
одобрения.
Взрослого субъекта, например, помещают таким образом, чтобы его можно было сфотографировать в большом количестве в несколько секунд (естественно без его ведома): выбирают момент, когда надлежаще подготовленный для этого его мозг не находится под властью поглощающей озабоченности, и производят внезапно ряд музыкальных звуков так, что ухо субъекта, не будучи
быстро поражено, не может, однако, не получить впечатления.
Тотчас же наружный вид субъекта изменяется, положение тела также, и в более или менее продолжительное время он проходит ряд различных состояний, которые будут ценными документами анализа для фотофизиономиста.
Следуя природе, непрерывный ряд полученных звуков, с одной стороны, и, с другой стороны, натура субъекта, его воспитание, его интелектуатьная и физическая характерности, образы, полученные без его ведома, будут изменяться в несколько секунд.
Они позволят фогофизиономисту определить по специальным формулам, которые уже у него имеются, благодаря наблюдениям над несметным количеством субъектов, музыкален ли субъект, подвергнутый этому испытанию, был ли таковым или может быть; или, будучи музыкальным, он отказался от этого искусства, приложил ли он более или менее стараний к его изучению, музыкант ли он или певец, преподавал ли музыку или нет и даже на каком инструменте играет и т.д. и т.д.
В другом порядке идей, аналитический метод указывает нервен ли субъект или лимфатичен, мягкий или свирепый, пассивный или, напротив, особенно деятелен, развита ли его чувствительность, и так далее.
Мы сокращаем.таккакноменклатура признаков, которую доставляет этот единственный опыт фотофизиономисту, простирается до бесконечности и может, без сомнения, казаться малоправдоподобной. Было бы, конечно, безрассудно заканчивать так формально; пусть остерегаются это делать, как бы хорошо ни были определены формулы анализа для одного опыта, они—только признаки и только сходства многочисленной серии опытов, очень разнообразных, и часто более полных, чем одито-музыкальный
опыт, они открывают фотофизиономисту типичные характерности субъекта которого он хочет поразить
Мы только что сказали, что. благодаря одито-му зыкальному опыту, фотофизио-номист может определить, есть ли данный субъект певец или музыкант, преподает лч он ее или, по крайней мере, преподавал ли. Так как верность такой оценки может показаться сначала преувеличенной, мы сейчас же укажем в нескольких словах, как объясняет г.Моран результаты своей методы.
Прежде всего фотофизиономист констатирует, например, так же, как и все могли бы это сделать, что личность, над которой он производит опыт, получила известное воспитание.
Совсем не нужно быть особенным гением, чтобы узнать в присутствии самого индивидуума, не учтив ли он по природе или вследствие плохого воспитания, И вот убеждаются собственными глазами, что субъект не имеет вульгарной натуры. Чтобы лучше отдать себе отчет в роде воспитания, который он получил, фотофизиономист подвергает его одито-музыкальному испытанию, дающему сведе-ния о вкусе к музыке, более или менее развит ш, который может иметь субъект.
Если дело идет о впечатлении утонченной натуры, понятно, что опыт не будет тот же, который заставляют испытывать натуру грубую, чтобы просто узнать антипатична ли ей музыка или нет, или даже чтобы узнать, насколько резки слуховые нервы. Одито-музыкальный опыт предлагает последовательный ряд тонов, довольно запутанных. Субъект разберет гармонические части безошибочно, другие с желательными погрешностями, пассажи будут определены один за другим в деталях музыкального искусства: оркестровка, контрапункты, фуги, известные музыкальные фразы наряду с неизданными и даже чистая звучность по голосу того
или другого инструмента (маленького ручного органа достаточно для всех одито-музыкальных опытов доктора
Морана).
Фотофизиономист знает наперед, наученный бесчисленными опытами, что субъект бессознательно выразил неодобрение тем или другим образом, слыша ошибочный пассаж, грубую или малую ошибку: из этого он легко выделит степень музыкального понимания исследуемой личности. Качетво его музыкального вкуса обнаружится тем же образом. Ожидая известной ноты, написанной для голоса, субъект, если он певец, против воли откроет напряжение гортани, движение известных мускулов шеи и лица, которое повторяется из десяти раз 9 в специальном выражении, почти непреодолимом. Если же он—не певец, эти движения, наверное, не про-изойдуг, но наоборот, если он флейтист, слушание другой ноты, специально написанной для флейты, повлечет движение других мускулов его лица, и фотография, добросовестно отразившая это, обнаружит их.
Наконец, физиономист констатирует множеством опытов, что субъект, занимавшийся или занимающийся преподаванием имеет типичное выражение наружный вид педагога таков, что его профессия не выдается постоянно, но наверно проявится, если такого субъекта поместить так, чтобы его способности могли бы утилизироваться. Отсюда преднамеренные музыкальные ошибки. Если субъект преподавал музыку, то услыша музыкальную неточность, почти наверное он примет строгий вид, удерживая его только в продолжении 1/20 секунды, прибавляя, что он мог удерживаться от этого. Все эти признаки, подкрепляемые еще другими опытами, послужат к установлению абсолютного мнения для фотофизиономистов. Признаки, которые он собрал, отдельно самые ничтожные, но соединенные создают полную уверенность.
В дополнение всего указанного новая метода фотофизиономистики являлась сравнением опытов над одним и тем же субъектом в различное время.
(Initiation, февраль 1889 год).
§12. Лечение динамическим током.
Всякое место, всякий образ, даже идеи, которые долго намагничиваются поклонением толпы, делаются позитивны.» и действительным динамическим Центром, действия которого на астрал могут быть по своей воле создать такой центр, как это было с жезлом Моисея.
----------------------
См.'Миссия Евреев" St Ив.Далвайдр и замечательную работу Станислава де-Гюайга "Тайны Народа" в журнале Initiation 1896 г.
Вообще, влияние астрального плана или Даже небесного создает такой центр, который динамизируется все больше и больше молитвами или путешествиями
к святым местам. Также, если психург
может исцелить повторяющиеся неизли-чимые припадки, тем понятнее, что мысль больного, динамизированная верой, с одной стороны, иначе говоря причастием к разумным существам того же порядка в невидимом мире, и центром молитв, с другой стороны, может реагировать на тело физическое таким образом, что наступит мгновенное излечение.
Вот два очень характерных по этому
вопросу наблюдения с различных точек зрения.
Прямое действие астрального тела на органы.
(Лурд и случай общего острого туберкулеза)
-------------------------------
Анналы Психических Знаний (Май - Июнь 1895 г.)
18 февраля 1894 г. . Высокочтимый собрат!
Я очень охотно сообщаю вам подробности, которые вы у меня спрашивали, относительно болезни М-еllе X.
Факт был настолько необыкновенен, что я не думаю чтобы он мог быть истолкован иначе, чем чудо. Впрочем, вы сейчас это увидите.
В августе 1892 г. М-еНе X. заболела в деревне корью, плохо протекшей, и во время которой она выпила что-то холодное. Последовали довольно сильные легочные осложнения. Начиная с этого момента, ребенок 13-ти лет от роду, ощущал сильное щекотание в бронхах и часто капризничал. В январе 1893 г. больная получила бронхит, который, усиливаясь мало по малу, перешел в общий острый туберкулез легких. Лихорадка было неправильная, но температура в известные моменты поднималась до 40 градусов. Появилось свистящее слизистое хрипение во всей груди. В это же время начался понос, вспучивание печени и селезенки. Такое состояние продолжалось вплоть до апреля с переменами то к лучшему, то к худшему. В начале апреля туберкулез перебросился на внутренности и на брюшину. Желудок сделался тугим и чувствительным, понос увеличился, и частые рвоты возвращали назад питание, все более и более недостаточное. Хрипы в фуди продолжались. Тогда семейство больной пригласили на консилиум вместе со мной доктора Темуана из Буржа, который подтвердил мой диагноз: общий туберкулез.
К 10 апреля появился отек нижних конечностей, опухлость лица и воспаление вен с правого бока. Ребенок был повидимому, накануне смерти, когда семейство решилось, вопреки всему, отправиться с ним в Лурд. Они туда прибыли в wagon-lit 2-го мая 1893 г.
После своего возвращения в первых числах июня, они меня вновь пригласили. Я не мог найти у бывшей больной никакого хрипения; ребенок хорошо ел и спал, и не было более никаких нарушений в функциях какого бы то ни было органа. Мать больной рассказала мне, что такое состояние появилось со следующего дня их прибытия в Лурд, в котором они провели 8 дней и откуда направились навестить некоторых членов своей фамилии.
Вот, мой дорогой и уважаемый брат, точный отчет о случае с M-elle X. Я не могу допустить, что в данном случае дело идет о внушении под влиянием религиозной экзальтации. У этой больной имелось нечто другое, чем терапия повреждения.
Доктор Буше, ул.св.Михаила, N 1
На вопросы, которые мы ему предложили дальше, доктор Буше ответил следующим письмом, которое еще более определяет состояние больной и еще лучше рисует ее отчаянное положение.
8 марта 1894 г. Мой дорогой собрат! Отвечаю на последний вопрос, который вы мне предложили. У М-еНе X. в момент ее отъезда по всей груди слышны были слизисто-свистящие хрипы. Места у верхушек сосредотачивали только большое изобилие хрипов немного более влажных. Таким образом, мы были в конце периода размягчения в общем просообразном туберкулезе легких. Больная не Дожила бы до периода образования каверны. Она была так ослаблена и появилось уже отставание ногтей, достаточно верное, чтобы объявить близкую
смерть.
Известно, что такие случаи не обык-новенны и в моей медицинской карьере, уже довольно длинной, это единственный, который я наблюдал.
Доктор Буше.
Вот третье письмо д-ра Буше, которое сообщает нам о теперешнем состоянии
M-elle X.
Бурж, 27 мая 1895 г. Мой дорогой собрат. Я хотел, прежде чем вам ответить, обождать возвращения M-elle X., которая путешествовала. После чудесного выздоровления ее здоровье превосходно. Она совершенно не кашляет И значительно выросла и пополнела. Она заметно посвежела и поздоровела, и не имеет ни малейшего хрипа, могущего быть услышанным.
Доктор Буше.
Импровизированное чудо женщиной-врачом Межерей.
Внушение в болезнях нервной системы есть могуществнный помощник; в Других болезненных явления можно ли сказать, что оно является терапевтическим средством?................
"Несколько времени тому назад я была приглашена в замок Б. Больная хозяйка желела воспользоваться моими советами. Явление "ovara uterine" удерживало ее немощной в длинном кресле Уже несколько месяцев, явление настолько характерное симптомами, что первый осмотр мог пролить свет: в органических п°вреждениях нервный элемент, казалось не принимал никакого второсте-пенного и последовательного участия.
Я была приглашена ухаживать за г-жой Б. и должна признаться к моему стыду, что мои труды и усилия были недейственными, лечение общее, частное и хирургическое вовсе не удавались, повергая мой ум в мучения.
В мозгу больной царствовал идефикс, что только Св.Дева может принести ей пользу и что путешествия в Лурд могло бы ее исцелить, удержав в глубине купели все ее болезни.
И что хуже всего, она убедила себя, что если эта мысль не осуществится, то ее конец настанет в скором времени.
Что касается меня, я точно оценила силу доводов моей больной. Мы, люди науки, обязаны ничего не предоставлять воображению и считаемся только с фактами, мы не имеем права судить мистиков, мы можем положиться только на опытность, но преклоняемся перед свободной волей. И мое желание этого выздоровления было велико. Тем более, что каждый день приносил упадок сил, и острая анемия должна была скоро охватить больную.
На семейном совете, собранном вокруг нее, мы решили, что г-жа Б. отправиться в Лурд. Но позволят ли ей ее силы?
Повторяющиеся обмороки производили сильное впечатление на окружающих и каждый страшился такого длинного и утомительного путешествия.
Тогда мне в голову пришла трудно выполнимая мысль: отправить больную в Лурд... в воображении.
Такое путешествие было бы спокойно во всех отношениях, и для этого я пригласила участвовать семейство, которое, будучи немного набожными, конечно, изумилось.
Но время торопило, г-жа Б. ослабевала ма глазах, уничтожаясь самовнушением, и оно прекратилось, не без труда, благодаря моему успеху.
Замок Б. был великолепен. Парк распланирован с замечательным искусством, громадные леса, которые его окружают, красивое местоположение, все это делает указанное жилище каким-то чудом, и воображение может хорошо разыграться в этих восхитительных местах. Согласно моим указаниям, устроили искусственный грот над бассейном, уже вырытым под сводом земли; белые открытые аллеи в виде речных излучин приводили к нему.
С помощью полсотни молодых девушек из деревни и окресностей, соответственно одетых и поющих набожные гимны, была организована процессия к алтарю из цветов и листвы.
Иллюзия святого места была достигнута, когда 6 апреля мы закончили замышленный опыт.
С своей стороны я начала внушение больной в состоянии бодрстования. Не без труда и не без настоящей работы я достигла следующего состояния:
Больная под властью моего взгляда, слушала, как бы жужжание, мой голос, который ей повторял, что она была в Лурде, что ее постигнет божественная милость; убаюканная монотонностью моего убеждения, она поднялась совершенно прямо и направилвсь к "купели" (читайте бассейну) в состоянии галлюцинации с неподвижным взором, и, погрузившись в бассейн, три раза, воскликнула "Благодарю, моя Святая Мать, Вы меня исцелили", И мы едва успели подхватить на руки, так как она упала в обморок. Возвращенная в свое длинное кресло, она скоро пришла в себя, и объявила себя совершенно здоровой. Она "чувствовала", в своем ослабленном теле циркуляцию новых сил; захотела удовлетворить свой ненасытный аппетит и, присутствуя на обеде, где каждый гость был весел, она явно была счастливой.
Когда на следующий день я возвратилась к Б., я разбудила больную, которая, хотя гипноза не было, видела небесное зрелище почти в течение 24 часов и, еще
галлюцинируя, рассказала мне, что была в Лурде, где "ее исцелила Святая Дева" Я снова внимательно исследовала больные органы и могу удостоверить что все возвратилось к нормальному состоянию. Прилив крови, неоплазма (или то, что казалось таковой) и даже показавшиеся эпитеальные повреждения исчезли. Результат превзошел мои ожидания.
С этого дня М-те Б. чувствовала себя очень хорошо, ее силы восстановились, насколько они могут восстанавливаться в 30 лет, и больная изо дня в день возвращалась к нормальному состоянию.
Я не отправилась в Лурд. Я смиренно признаю, что не могла еще тогда совершить это путешествие.
Я предложила этот случай для большего подкрепления той истины, что в нас бьется сила, которая принадлежит прямо нам самим, и в принадлежности которой мы убеждаем других. Это— самовнушение, потому то только так ее можно назвать здесь.
Как механика, электричество или всякая другая сила, она существует, и ее законы, неизвестные или мало известные, проявляются в фактах, которые должны быть хорошо установлены.
Мы знаем, что тайное убеждение в какой-нибудь вещи, состоянии, действии действует на неизвестные наши мозговые волокна. На какие, правду говоря, мы знаем мало.
Воля, смущение привлекают случайные тельца, мозговые волокна, но наши замечания об этих феноменах остаются в новейшей науке на зародышевом состоянии.
Вера в философском смысле слова — это сила первого порядка, совершенно нам неизвестная.
Как и какими психологическими процессами она захватывает наш мозг— для нас тайна.
Но эта сила существует.
Она содержится, может быть между "флюидом" сочинителей и "внушением" новейшей школы, которая, говоря между прочим, объявляет себя физиологической, "материальновозникшей", и которая объявляет высказанные нами мнения, "ультра-мистическими".
В самом деле, идея, которая посредством слова или убеждения, без всякого физического агента (флюид, магнетизм, магнитит.д.) переходит в мозгу вдругую, кажется нам доходящей почти до сверхестественного.
Это внушающая сила, это название может быть употреблено во всех случаях и во всех формах ее проявлений, еще скрыта, ученики еще не могут ее изучать и достаточно анализировать, и только гений нашего чтимого учителя Шарко предвидел ее, не будучи в состоянии объяснить в те времена.
Сила первого порядка, Вера, будет нам могущественной помощью, когда мы сможем сознательно ею управлять.
Д-р де Мезерей.
Париж 22/IV 95 г.
|