ГЛАВА VII Развитие воли Сила воли Основной закон вещественного мира заключается в том, что сущности могут проявляться только в адекватной (соответственной) форме, служащей для них оболочкой и условием проявления; отсюда следует, что волевая сущность человека, чтобы проявить творчество вне своей телесной тюрьмы, должна опираться на знак, соответствующий по аналогии высказанному желанию. Найдя опору в знаке, соответствующем ее природе и являющемся точным ее выражением и абсолютным символом, желание становится словом и к нему, как будто, возвращается виртуальность (способность осуществления), свойственная райскому состоянию. С этой точки зрения можно определить человеческое слово, как определенное желание, нашедшее опору в какой-нибудь эмблеме... Абсолютная доктрина знаков и соответствий воли завершает здание Церемониальной Магии; можно даже прибавить — завершает здание всех культов, так как религии официально применяют Церемониальную Магию, имея задачей дать возможность верным видеть, чувствовать и осязать Бога. Ритуал Жрецов и ритуал каббалистов является выражением общей, единой и неизменной доктрины, и в применении ее тождество обоих методов не оставляет желать ничего лучшего... Итак, всякая духовная сущность должна быть выражена “здесь внизу” знаком для того, чтобы передаваться от одного существа к другому и приобрести права гражданства в мире образов... Раз, что знак установлен, он может передаваться при помощи невесомых флюидов, управляемых волей, чрез посредство астрального тела или пластического посредника. На этом принципе основывается Телепатия и все сходные искусства; проектирование письма и психическая телеграфия, в той форме, как их применяли аббат Тритем и его ученик Агриппа... Членораздельная речь есть знак; жест — есть знак утверждения слова, и чем образнее слова, тем сильнее выражают они ментальное или волевое усилие, тем более это усилие действительно и осуществимо... Целую книгу можно бы было написать о свойстве жеста, являющегося выразителем идей и желаний. Таинственные и торжественные жесты первосвященника в значительной степени способствуют Магии богослужения... Но только категорическое желание и его творческая виртуальность делают из знака могущественного помощника Магии и Религии. В начале знак служит для того, чтобы точнее определить волю, заключить ее в пределы, давши ей формулировку. Когда воля фиксирована и выражена знаком, последний служит для того, чтобы проектировать ее на расстоянии в желаемом направлении. Наконец, самое важное свойство знака заключается в динамизации уединенного усилия теурга, так как это усилие умножается аналогичными усилиями друзей, пользующихся тем же знаком. Разумное пользование знаком тотчас создает магическую цепь в определенном круге и вызывает эгрегора данной общины. Например, крестное знамение приобщает человека к духовным благам всей общины верующих, для которых этот знак был знамением религиозного сближения, иероглифом искупления и схемою доктрины. С другой стороны, маг, находящийся в магическом круге и держащий в руке пентаграмму, входит по желанию, сознательно и с намерением, в общение со всеми живыми и мертвыми посвященными, которые пользовались кругом как символом братского общения и каббалистическим знаком пентаграммы— этими двумя классическими эмблемами неизменной истины при всемирном церемониале знания. Guaita – “La Clef de la Magi Noire”. Paris. 1897. (Прим. перев.) *** Классические философы рассматривают человеческую душу, как состоящую из трех отделов, в чем совершенно согласны с учением Оккультизма. То, что чувствует — или чувствительность. То, что мыслит — или ум. То, что хочет — или воля. Мы уже видели, как специальное развитие дозволяет усовершенствование того, что чувствует, и того, что мыслит, теперь остается рассмотреть последнюю часть —развитие воли. Это развитие, начатое различными физиологическими и психическими упражнениями, о которых мы говорили, дополняется усовершенствованием четырех органов проявлений воли: взгляда, речи, жеста и походки или вообще действий. Итак, Магия, рассматривая главным образом внешние проявления тайных соотношений, приписывает каждому из этих органов различные символические способы проявления, знакомство с которыми необходимо изучающему эту науку. Таким образом. Магические Зеркала служат для развития взгляда, Магическая Палочка и Шпага способствуют воспитанию жеста, равно как и Пантакли, называемые Талисманами, наконец, начертание Кругов и надписей соответствует развитию, последнего из органов проявления,—походки и самообладания.
Воспитание взгляда Магическое зеркало — Магнетизм Магнетизм. Магнетизм был известен в глубокой древности. В средние века он был достоянием небольшого числа лиц. а со временем Месмера нашел широкое применение у целого ряда магнетизеров, среди которых много способствовали научному обоснованию этого важного отдела следующие лица: Пюисегюр, Делёз, Дю-поте, Лафонтен и мн. др. Общие положения Магнетизма высказаны значительно раньше появления афоризмов Месмера медиком Карла II — Максвеллем. Им составлена книга, носящая заглавие: “De medicina magnetica libri tres, in quibus tam theoria quam Praxis continetur Francfort, 1679”. Положения Максвелля сводятся к следующему: 1. Душа находится не только в видимом теле, но и вне тела, и не ограничивается органическим телом. 2. Душа действует вне, так называемого, своего тела. 3. Из всякого тела выделяются те лучи, в которых душа действует своим присутствием и которым она дает энергию и способность действовать. Эти лучи различны не только в разных телах, но и в частях одного и того же тела. 4. Лучи, выделяемые телами животных, имеют сродство с жизненным духом, через который душа действует. 5. Выделения тел животных удерживают часть жизненного духа; поэтому в них заключается жизнь. И эта жизнь однородна с жизнью животного, то есть происходит из той же души. 6. Между телом и его выделениями существует известная связь, хотя выделения находятся очень далеко от тела. То же относится к частям тела, отделенным он него, и к крови. 7. Эта жизненность сохраняется до тех пор, пока выделения, части тела или кровь не обратились во что-либо другое. 8. Достаточно, чтобы одна часть тела была поражена, чтобы другие сделались больными. 9. Если жизненный дух укреплен в одной части тела, он укрепляется во всем теле. 10. Дух легче всего поддается воздействию там, где он всего более обнажен. 11. В выделениях, в крови и так далее дух не так скрыт, как в теле, поэтому на него легче действовать. 12. Смешение духов (т. е. излучений) вызывает симпатию, и из этой симпатии рождается любовь. В этих кратких положениях заключается вся теория магнетизма. Что касается практики, то мы, не вдаваясь в детали, предложим важнейшие приемы магнетического воздействия одного человека на другого. Эти приемы могут быть разделены на следующие семь групп: пассы, наложение рук, прикладывание рук, прикосновение, растирание, дуновение и действие взгляда. 1. Пассами называется действие на расстоянии рук, находящихся в движении. Пассы бывают продольные и поперечные. Продольные пассы применяются к большей части тела, с одной его стороны или с обеих сторон. Их делают всегда сверху вниз, т. е. от головы к нижней части туловища или дальше до конца ног. Вот как они делаются: начинают с головы и спускаются вдоль туловища. Не нужно применять мускульной силы, напрягать руку. Пальцы должны быть слегка отделены, но не раздвинуты, ладонь обращена к телу пациента. Затем, руки магнетизера медленно двигаются вдоль тела пациента, как будто магнетизер хочет провести с помощью пальцев пять линий, или дать проход жидкости, налитой на голову пациента, к нижней части тела. Дойдя до ног, магнетизер сжимает руки в кулаки как будто для того, чтобы прекратить истечение магнетического флюида, и снова возвращает их к голове пациента, при этом нужно поднимать руки в стороне от тела, а не вдоль его, иначе нарушается ток, возникший от первого действия. Поперечные пассы обыкновенно применяют над головой пациента, против лица и груди. Складывают руки так, что предплечья приходятся одно над другим; ладони обращены к пациенту, большие пальцы опущены вниз, а остальные пальцы слегка раздвинуты. Затем начинают раздвигать руки до тех пор, пока они не составят горизонтальную линию. При этом движении предплечья должны поворачиваться так, чтобы в конце движения большие пальцы оказались наверху. Затем совершают движение в обратном порядке, пока не получится первоначальное положение. Продольные пассы имеют целью насытить тело пациента магнетическим флюидом, поперечные — удалить излишек его из тела. 2. Наложением рук называется действие на расстоянии рук, находящихся в неподвижном состоянии. Наложение ладони. Наложение ладони заключается в том, что ладонь держат на расстоянии 5—20 сантиметров от части тела, на которую хотят действовать. Наложение пальцев. Обыкновенно делается правой рукой, причем пальцы должны быть вытянуты, неподвижны, слегка раздвинуты и направлены на ту часть тела, на которую хотят действовать. Наложение круговое. Положение руки, как в предыдущем случае, причем кисть совершает круговое движение. 3. Прикладывание рук Руки накладываются на ту часть тела, на которую хотят действовать, и оставляются в таком положении более или менее продолжительное время 4. Прикосновение рук Прикосновение рук заключается в легком трении, производимом несколько раз той или другой поверхности тела Можно сказать, что прикосновение заключается в продольных пассах, связанных с наложением. 5. Растирание есть более или менее энергичное трение всего тела или части тела с помощью руки, которая может быть покрыта перчаткой или материей Этот прием имеет сходство с предыдущим приемом, причем вся разница заключается в том, что в последнем случае рука оказывает некоторое давление на поверхность тела Нам остается упомянуть о действии дуновения и взгляда 6. Дуновение бывает двух родов, холодное и горячее. Холодное дуновение применяется на некотором расстоянии от тела. Магнетизер дует на ту или иную часть тела, как будто желая погасить свечку. Горячее дуновение заключается в том, что магнетизер дышит так, как это делается зимой для согревания рук, причем его губы прикасаются или отстоят на расстоянии 1—2 сантиметров от тела пациента 7. Действие взгляда зависит в значительной степени от сосредоточения магнетизера в тот момент, когда его взгляд падает с мягкостью на пациента, находящегося на расстоянии 2—3 метров. Здесь не место входить в подробности относительно влияния на человека магнетизма растений и минералов, а также о значении того или другого рода магнетического воздействия, при лечении болезней и при вызывании сомнамбулического состояния у человека. Лицам, интересующимся историей и практикой Магнетизма, рекомендуется прочесть. “Traite expiremental de magnetismo” par H. Durville. Paris. 1904 На русском языке имеется только одно, но очень хорошее руководство для лечения магнетизмом Гр. Шапари_“Руководство к Магнетотерапин” СПБ 1860 г. (Прим, перев.) * * * Магические зеркала суть приборы, сосредоточивающие астральный свет, поэтому уголь, хрусталь, стекло и металлы могут употребляться соответственно тому, что желают предпринять. Не вдаваясь в подробности производства опытов с магическими зеркалами, мы займемся устройством и действием этого прибора. Самое простое из Магических зеркал—хрустальный стакан, наполненный чистой водой. Его ставят на белую скатерть, помещая за ним прибор освещения. При таком простом устройстве мы получали очень интересные результаты. Таким образом, желая убедить неверующего, мы предложили его дочери, молодой девушке, смотреть пристально в центр стакана, держа над ее головой свою правую руку. Молодая ясновидящая немедленно начала описывать сцену, происходившую на довольно отдаленном расстоянии. Проверка подтвердила сообщение. Мы также производили опыт, разъясненный Калиостро, над женщинами, не поддававшимися гипнотизму, и получал и немедленно замечательные результаты. В этом случае надлежит произвести наскоро освящение зеркала и сделать призыв Анаеля, согласно правилу, описанному в 3 части. Есть еще категория зеркал, употребляемых арабскими магами и при том очень легко изготовляемых. Достаточно вычернить воском ноготь большого пальца нервного ребенка и сделать предписанное вызывание сжигая подходящие благовония во время действия. Можно также зачернить углем или итальянским карандашом четвертушку рисовальной бумаги. Таким способом получаются зеркала, отражающие впечатления нервных лиц. Путешественники описывают различные Магические зеркала, употребляемые на востоке. См. Un Badaud “Coup d’oeil sur la Magie”. Dentu. 1892 г. Мы лично делали опыты с магическим зеркалом, привезенным из Индии. Оно имело форму хрустального шара, отражающего свет под этим шаром было устроено маленькое помещение, служившее для того, чтобы класть туда предметы принадлежавшие лицу, о котором спрашивали ясновидящего. Опыты, произведенные с загипнотизированными лицами, давали замечательные результаты. В общем, все эти зеркала служат единственно для сосредоточения в одном пункте части астрального света и установления связи нашей личной жизни с жизнью всеобщей, с хранителем форм. Не следует воображать, что, взглянув от нечего делать в магическое зеркало, увидишь тотчас отражение вызываемых форм. Магические операции, даже самые незначительные, требуют большого напряжения ума, полного спокойствия и в особенности глубокого сознания трудности предпринимаемой задачи. Следовательно, только прогрессивным развитием достигаются видения в зеркале, и здесь мы дадим еще несколько необходимых советов. Положим, что опыт производится с должным спокойствием и сосредоточенностью. Тем не менее этого еще мало; есть еще препятствие, которое необходимо преодолеть. Смотря некоторое время пристально в центр зеркала, чувствуешь своеобразное покалывание глаз, вынуждающее иногда опускать веки, моргнуть, чем разрушается результат предшествовавших усилий. Мигание производится импульсивным существом человека и представляет действие чисто рефлективное, его следует преодолеть волей, на что достаточно нескольких дней при двадцати минутном ежедневном упражнении. В тот момент, когда чувствуется покалывание глаз, надо напрячь свою волю, чтобы воспрепятствовав векам опуститься и, как мы сказали, этого не трудно достичь. Когда желание моргать будет побеждено, смотрящий увидит, что цвет зеркала изменяется, он увидит исходящие из зеркала флюиды, сперва красные, потом голубоватые, напоминающие цвет электрических истечений, и тогда только начнут появляться в зеркале определенные формы. В третьей части читатели найдут все подробности, касающиеся освящения зеркала и благовоний. Драгоценные указания находятся также у Каганье, в той главе его Мистической Магии, которая посвящена Магическим Зеркалам. То, что мы сказали о воспитании взгляда и его пристальности, применимо и к опытам магического очарования. В этом случае, глаз очарованного действует как зеркало и получает флюидические токи из глаз очарователя. Настоящий магнетизм требует иного способа, чем выделение флюида: нужно его сосредоточения и накопления вокруг магнетизера. В этом единственный секрет исцелений достигаемых с помощью человеколюбия. Чтобы это понять, надо припомнить, что есть два способа действовать: первый испуская большое количество флюида с наморщенным лбом и строгим видом —это способ отталкивающий, как бы для защиты себя от существ психических, и второй, наоборот,—с сосредоточенным желанием достигнуть результата. В этом случае, явится притяжение флюида к магнетизеру, которому достаточно динамизировать его и направить по назначению. По-испански слово “querer” значит одновременно и любить, и хотеть; вот ключ целительного магнетизма. Магнетизировать следует более сердцем, чем головою. Определение может быть несколько грубоватое, но точно отвечающее действительности. Мы еще будем говорить о желании и его могуществе еще более сильном, чем побуждение грубого хотения. Слово Мы знаем, какое место в современной науке занимает теория вибраций, но учение это было всецело отнесено к области фактов физических и едва ли пленительные доводы Фламариона привлекли в достаточной степени внимание на результаты, касающиеся психической области, которые можно извлечь из этого учения. Оккультизм доказывает, что каждое колебание физического плана определяет изменения особого состояния в планах: астральном и психическом. Отдавая себе отчет в этом определении и его результатах, можно понять значительное влияние человеческой речи на все планы Природы. Речь состоит одновременно из трех актов действия: 1) звуковой— приводящий в движение план физический; 2) выделение известного рода жизненного флюида, приводящего в движение план астральный и 3) освобождение и творчество некоторого психического существа или идеи, которой звук дает тело, а произношение— жизнь. Каждая идея, таким образом осуществленная и проявленная в материальном мире, действует как бы реальное существо, а затем постепенно исчезает, по крайней мере в плане физическом. Продолжительность существования идеи зависит от силы напряжения ума, которому она обязана своим происхождением, то есть от количества жизненной силы, на нее затраченной. В некоторых случаях человек посвящает всю свою частную жизнь какой-нибудь благотворительной цели и в таком случае в астрале и, в особенности, в божественном плане создаются течения замечательной силы. Там-то и надо искать истинных причин преследований и попыток будущих последователей философских или религиозных учений. Речь есть орудие производительности ума, что было доказано в 1839 году Мальфати де Монтереджио и детально выяснено, благодаря современным трудам Вюржея в его “Анатомической философии” Старинная христианская легенда говорит, что дьявол не может схватить мысль, пока она не материализовалась в речь. Есть наука о речи, имеющая несколько названий и старательно охраняемая двумя посвящениями: южным в мантрах (стихах), на санскритском языке, и восточным —в каббалистических правилах, на еврейское языке. Вторая, более доступная уму современного европейца, послужила основой настоящего отдела. Лица, более или менее знакомые с Оккультизмом,— знают, что такое Каббала, поэтому достаточно напомнить, что опытные в Магии каббалисты приписывают особенное влияние еврейским словам, при воздействии на астрал; отсюда ясно происхождение фраз, отчасти искаженных в гримуарах и употребляемых во время заклинаний. Мы только перечислим необходимые названия для исполнения установленных правил в опытах. Эти слова служат как бы оболочкой высших идей и большей частью составляют синтетические формулы, напоминающие астральным существам науку человека. Сверх того, маг динамизирует эти формулы уверенностью, которую ему придает удача прежних опытов, как его личных, так и его наставников. Успеху способствует выделение флюида, особенно сильное у невежд—деревенских колдунов, слепо верящих в эти формулы, которых они не понимают. Таким образом, колдун, зная банальные еврейские фразы, добивается часто замечательных результатов, не потому, что произнес еврейские слова, но благодаря жизненной силе воображения, выраженной этими словами. Следовательно, развитие речи — условие самое необходимое для успеха мага, и правила этого развития заключаются в молитвенных обрядах, о которых будет сказано в третьей части. Что следует запомнить в настоящее время, это единственное затруднение, могущее встретиться при вызывании, внезапный перерыв речи; в виду чего весьма важно, чтобы маг вполне владел своим импульсивным существом, дабы избегнуть случайности, могущей иметь пагубные последствия. Жест. Взгляд и речь, рассматриваемые как способы выражения мысли, заключают большой недостаток в том, что они непродолжительны, вот почему жест имеет преимущество, рассматриваемый, как сосредоточение идеи. То или другое применение жеста составляет: рисование, письмо, живопись, скульптуру и все искусства, переходящие будущим поколениям, отпечаток осуществления идеи. Письмо — представляет в сущности материализованную идею, так же как и рисунок; таким образом, все изучавшие хоть немного Оккультные науки знают, что эти формы бывают осуществлены в астрале, ранее появления их в плане физическом: они представляют как бы отражение физических существ в астральном плане. Вот почему синтетический образ, проявляющий физическое могущество, сообщаясь непосредственно астральному плану, будет иметь сильное влияние на населяющие этот план существа. Например, человеческое существо, воля которого достаточно развита,—производит меньшее впечатление на астральных существ, чем на физического человека. Человек, каков он есть на земле, заметен для других людей посредством глаз, органов чисто физических: видят его одежду, цвет волос и прочее, ни об его внутреннем существе можно судить только по его привычкам и наклонностям. Наоборот, в астральном плане заметно только это нравственное существо: человек кажется более или менее светящимся соответственно своему психическому совершенству. Это свечение состоит из флюидических разноцветных линий, совокупность которых представляет довольно точно фигуру магической пентаграммы. Итак, когда представляют пентаграмму астральной силе, которая вследствие земных жизненных флюидов может видеть эту фигуру, то эта астральная сила бывает подавлена этим, на столько, как если бы перед ней находился человек с большой волей, так как восприятие одинаково, вследствие того, что в астральном плане видны лишь синтетические схемы. Таково происхождение этих странных фигур, называемых планетными или ангельскими знаками, и находящимися почти на всех талисманах, представляющих синтетическое резюме нравственных законов высшего значения. Это покажется парадоксальным, но опыты, производимые в течение трех лет над существами гипнотическими, и результаты от них полученные, служат достаточным тому подтверждением. Лет через пятьдесят будут понимать силы астральные, так же, как теперь понимают тепло, и тогда увидят, что тайные поучения Каббалы не обман, а напротив истина. Но жест, чтобы влиять на астрал, не требует сосредоточения на физическом веществе, например: знак креста, изображенный простым движением руки, как учит христианство,—есть талисман замечательной силы, если он произведен с волей и с сильной верой, служа знаком союза Бога с человеком, для борьбы с побуждениями вещественными. Итак, Магия дает в распоряжение ученика целую серию орудий для поддержки жестов—орудий, о которых мы будем говорить во второй части. Походка Взгляд, слова и жест нами просмотрены. Остается упомянуть о походке, благодаря которой человек целиком переносится в разные места. Передвижение тела в материальном плане сопровождается перемещением флюидических слоев в астрале. С каждым шагом человек притягивает или отталкивает флюиды, непрестанно скрещивающиеся в формирующем плане природы. Большинство людей является совершенно беспомощными в руках Судьбы, не имея об этом ни малейшего представления. Черные предчувствия или таинственный голос Бесконечного волнуют большей частью только поэтов или женщин, подвластных деспотическому богу любви. Итак, после известного напряжения воли, человек, проходя, оставляет за собой флюидический и динамический след. Таким образом очерчивающий круг и этим утверждающий свою волю, два раза проходя тем же путем, получает пространство, которое доступно для зрения ясновидящих, но не доступно существам астрального плана. Припомните тройной круг, описанный колдуньями около котла в “Макбете”, и вы еще раз увидите, как хорошо Шекспир знал Оккультизм. Прежде, чем сорвать растение или приступить к ограждению себя от злых духов,—маг утвердит свою волю тройным рядом флюидов, окружающих место производства операции. Такого рода перемещения в отношениивлияния на астрал, равносильно жесту, которым что-либо нарисовали или изобразили в материальном плане. Опыт, предлагаемый Эл. Леви и имеющий большое значение, заключается в преодолении усталости, являющейся от продолжительной ходьбы, для осуществления своей воли на каком-либо предмете. Так, например, возвращаясь вечером после продолжительной прогулки, при сильном желании отдохнуть, сделайте напряжение воли и отправьтесь в место, находящееся на расстоянии получасовой ходьбы; поднимите первый попавшийся вам камень или другой предмет и тогда уже вернитесь домой. Эта вещь, символ произведенного усилия,—будет для вас талисманом более действительным, чем все амулеты и четки. Весь секрет психического действия паломничества заключается именно в этом. Маленький камень, поднятый в 2 часа ночи на высотах Монмартра, при возвращении сильно усталым, дал мне возможность выполнить очень интересные магнетические действия. Гипнотизм Мы уже знаем на основании ранее изложенной теории, что всякое ненормальное возбуждение одного из импульсивных центров вызывает нарушение связи между импульсивным существом и человеком-воли. Отсюда вытекает существование некоторых психических состояний в человеке и животных, состояний, которые обозначаются общим названием гипнотизма и магнетизма. Магнетизм, пользующийся флюидическими силами человеческого существа, есть одна из экспериментальных ветвей Магии, как это доказал Дюпоте; но это не вся Магия, как он утверждал после слишком поверхностного изучения, ибо напрасно искать в “Разоблаченной Магии” сколько-нибудь серьезного описания звезд и практического определения их влияний. Гипнотизм, как это показал де-Роша, есть переходное состояние между бодрственным состоянием и теми магическими состояниями, которые упомянутый исследователь называет “глубокими состояниями гипноза”. Оставляя в стороне теоретические рассуждения, мы посмотрим, каковы различные практические методы для вызывания в человеке гипнотического состояния. Классификация этих методов такова: 1. Определение гипнотической восприимчивости субъекта. 2. Гипнотизация субъекта. 3. Фазы и глубокие состояния гипноза. 4. Различные способы пробуждения.
1.Состояние восприимчивости. Несмотря на утверждения некоторых медицинских школ, можно сказать, что не всякий восприимчив к гипнозу. Около 40% мужчин и 60—70% женщин считаются безусловно восприимчивыми. Некоторые приемы позволяют сразу судить о степени влияния гипноза на субъекта. Между этими приемами можно отметить: 1. Притяжение назад (способ Мутена). 2. Притягивание мизинца. 3. Внушение в бодрственном состоянии. 4. Действие блестящего предмета. 5. Действие вращающегося зеркала. 6. Действие магического зеркала. Опишем вкратце каждый из этих приемов. Притяжение назад. Поставьте субъекта так, чтобы его ноги были соединены. Наложите ладони рук на его лопатки, держась позади него, и через некоторое время тихонько отнимите руки. Если вы имеете дело с чувствительным субъектом, то его плечи последуют за движением ваших рук, и он будет притянут назад против своей воли. Притяжение мизинца. Попросите субъекта дать вам правую руку, сняв с нее перчатку. Положите руку ладонью вниз и слегка надавите вашей левой рукой пальцы субъекта, оставляя мизинец свободным. Сделав это, притягивайте к себе, при помощи горизонтальных медленных пассов этот мизинец, продолжая до тех пор, пока он не последует за движением притяжения. Тогда можно сделать словесное внушение субъекту и мизинцу, чтобы он оставался вдали от других пальцев, несмотря ни на что, пока вы не прекратите этого явления. После опыта необходимо освободить мизинец, кисть руки и предплечье, при помощи холодного дуновения. Внушение в бодрственном состоянии. Это внушение достигается так: пристально смотрят в глаза субъекту и приказывают ему твердо и авторитетно сделать то или другое (закрыть глаза и не быть в состоянии их открыть, не быть в состоянии открыть рот и т. д.). Субъекты, восприимчивые к этому приему, являются наиболее сенсетивными. Действие блестящего предмета и вращающегосязеркала. Заставляют субъекта фиксировать взгляд на блестящей точке (неподвижной или двигающейся), и, если через несколько минут субъект чувствует тяжесть в веках и неодолимое желание спать, можно без боязни довести такого субъекта до гипнотических фаз. Влияние магического зеркала. Лица, восприимчивые к гипнозу, видят цвета и формы, если их поместить перед магическим зеркалом, они способны стать превосходными сенсетивами. Оставив невосприимчивых субъектов, пользуются более восприимчивыми для дальнейших опытов. 2.Гипнотизация субъекта. Субъект, оказавшийся восприимчивым, может быть загипнотизирован. Есть несколько приемов гипнотизации. Из них мы опишем следующие: 1. Простое внушение. 2. Блестящая точка. 3. Вращающееся зеркало. 4. Взгляд. 5. Пассы. Простое внушение. Фиксируют, с мягкостью взгляда, глаза пациента и приказывают ему их закрыть; затем ему предлагают (по-прежнему, очень мягко) потерять чувствительность кожи, ив этот момент утверждают (без резкости), что он заснул, что он чувствует, как сон овладевает им все более и более. Это действительно случится, если пациент хоть немного восприимчив. Блестящая точка. Это наиболее известный прием. Заставляют субъекта фиксировать блестящую точку (например никелевую пуговицу, лезвие ножа, маленькое зеркало и т. д.), помещенную на уровне лба против переносицы. Это положение принуждает субъекта сводить глазные оси в одну точку; гипнотизация наступает быстро. Вращающееся зеркало. Пользование вращающимся зеркалом д-ра Люиса имеет преимущество над другими способами, в виду своей надежности и быстроты действия. Мы рекомендуем особенно зеркало с одной головкой и покрытое никелированной медью. Ставят это зеркало на уровне глаз пациента на расстоянии 50 сантиметров, проверив, попадает ли в глаза мерцание света. Субъект сидит в кресле, причем его голова опирается на что-нибудь. Сон наступает через 20—30 минут. Взгляд. Применение при гипнотизации взгляда является утомительным, но очень энергичным приемом, и дает результаты тогда, когда другие приемы не удались. Субъекта сажают перед собою, спиной к свету. Берут обе его руки и захватывают большие пальцы всей рукой. Затем начинают пристально смотреть по правилам, указанным при развитии взгляда, в зрачок правого глаза субъекта. Результат наступает еще быстрее, если при этом применяется внушение. Пассы. Начинают так же, как в предыдущем случае, но оба большие пальца субъекта находятся в левой руке магнетизера; в течение 5—6 минут последний производит пассы правой рукой сверху вниз, начиная с головы и кончая областью желудка. Затем, он опускает руки субъекта вдоль его туловища и продолжает пассы обеими руками. Сон, полученный этим приемом, отличается от сна, вызванного гипнотическими приемами. Определение фаз. I В первой из гипнотических фаз все члены субъекта расслаблены: если у него берут руку и отпускают — она падает, без сопротивления со стороны субъекта, который спит глубоким сном и походит на мертвецки пьяного человека. Дыхание глубоко и правильно. Это—фаза летаргии. II Если вы насильно откроете глаза субъекту, находящемуся в летаргической фазе, или подействуете на него иным способом, возникает вторая фаза. Члены коченеют и сохраняют положения, которые им придают, каковы бы ни были эти положения. Глаза субъекта неподвижны (заметьте это) и смотрят прямо перед собою или в то место, куда вы направите его взгляд.Субъект не слышит вас, как бы громко вы не говорили. Он совершенно закрыт для внешнего мира. Это—фаза каталепсии. В этом состоянии можно положить голову субъекта на один стул и ноги на другой; туловище останется на весу. В этом состоянии вызывается экстаз. III Если теперь вы подуете в глаза субъекта, или станете сделать пассы, или слегка потрете ему лоб, состояние совершенно меняется. Субъект говорит и действует, как в бодрственном состоянии, во не сознает окружающей среды и не дает себе отчета в том, где он находится. Это третья фаза: сомнамбулизм. В этом состоянии субъект обнаруживает характерные особенности, знание которых очень важно. Прежде всего, он поддается внушению. Можно приказать ему видеть и делать что-либо не только во время сна, но и по пробуждении, и это видение сохранится, это действие будет выполнено через несколько дней, месяцев и даже через год. В момент выполнения внушения субъект становится бессознательным и подчиняется побуждению, не рассуждая, и, что очень важно, он внезапно теряет чувствительность, которая возвращается по выполнении внушения. Субъект увидит, что ему прикажут, и сделает приказанное, исключая некоторых случаев, которых мы здесь не будем излагать. В сомнамбулическом состоянии обнаруживается еще способность изменения личности,Вы говорите субъекту: ты такой-то депутат, говорящий речь в палате. Субъект тотчас входит в роль лица, которое вы ему указали, и выполняет все ее особенности, ему указанные. Можно, по желанию, менять личность несколько раз. В этом же состоянии у некоторых загипнотизированных субъектов является видение на расстоянии. Резюмируя все сказанное, мы видим, что характеристика трех состояний следующая: 1. Летаргия.—Глубокий сон. 2. Каталепсия.— Неподвижные глаза, окаменевшие члены. 3. Сомнамбулизм.—Восприимчивость к внушению. Изменение личности. Видение на расстоянии. Мы описали главные фазы. Существует, без сомнения, большое число промежуточных состояний и комбинаций этих фаз между собой. Но бесполезно запутывать вопрос. В заключение отметим, что, согласно указаний гипнотизеров, фазы следуют в таком порядке: 1. Пробуждение, 2. Летаргия. 3. Каталепсия. 4. Сомнамбулизм. 5. Пробуждение, 6. Летаргия, 7. Каталепсия, 8. Сомнамбулизм. 9. Пробуждение и т. д. Эти фазы представляют из себя круговой процесс. 4. Пробуждение субъекта. Никогда не следует усыплять, не будучи опытным в практике различных способов пробуждения. На этой почве может быть много неожиданностей, и это сбивает с пути начинающих и операторов, легко теряющих хладнокровие. Можно разбудить субъекта следующими приемами: 1. Пробуждение простым внушением или по приказанию. 2. Пробуждение дуновением. 3. Пробуждение пассами. 4. Пробуждение взглядом, без внушения. 5. Пробуждение при помощи комбинации первых способов. Пробуждение по приказанию. Когда субъект находится в фазе сомнамбулизма, ему приказывают проснуться |тотчас, без всяких вредных последствий. Можно приказать ему проснуться при троекратном хлопаньи в ладоши или как-нибудь иначе. Этот прием предпочитается в фазе сомнамбулизма; часто он удается, когда субъект находится в состоянии летаргии, но только не так быстро действует. Пробуждение дуновением. Сильно дуют между глаз субъекта, что и пробуждает его и устраняет вредные последствия гипноза. (Устраняет излишек магнетического флюида в теле субъекта.) Пробуждение пассами. Один из лучших способов. Особенно при состоянии глубокого гипноза. Делают несколько раз горизонтальные пассы обеими руками, сначала на уровне груди, затем на уровне головы субъекта. Пробуждение получается медленное, но зато нет никаких вредных последствий, субъект вполне освободится от излишка флюида. Пробуждение взглядом. Употребляется тогда, когда субъект почему-либо сопротивляется внушению. В этом случае надо пристально смотреть субъекту между глаз, на высоте середины лба. Пробуждение наступает скоро, причем не бывает сказано ни одного слова. Сложный способ. Наилучшие результаты получаются, если будят субъекта способом, являющимся комбинацией из вышеприведенных. 1. В фазе сомнамбулизма, внушение делается тогда, когда дуют между глаз. Полное пробуждение наступает немедленно. 2. Сделавши это. дуют в указанное выше место, делая пассы над лбом субъекта. 3. В заключение дуют последний раз, когда субъект совершенно пробужден. Когда имеют дело с трудным случаем, например, с субъектом, находящимся в состоянии глубокой летаргии и отказывающимся повиноваться внушению, нужно постараться вызвать гипнотическую фазу каталепсии или сомнамбулизма и тогда внушить субъекту, что он должен проснуться в определенный срок (через 1/2 часа или час) сопровождая это внушение дуновеньями и пассами.
Полное развитие человеческого существа Целомудрие — Любовь Параллельно изучению различных возбудительных средств и разных центров человека мы рассматривали развитие разных органов выражения. В числе других возбудительных любовь представляет средство, действующее на все человеческое существо. Этому возбудительному соответствует центр выражения — одинаково синтетический — произрождение. Оно может быть психическое, физиологическое или физическое; соединение двух умов для достижения одной цели производит живые идеи, как соединение двух сердец, в стремлении к одному идеалу, создает чувства, переживающие физическую смерть, а физический союз двух дополняющих друг друга существ создает детей. Магия учит постепенно заменять удовольствия физической любви наслаждениями более высокими и прочными, а затем менее обманчивыми утехами, являющимися сознанием мысли. Человек, находивший удовольствие в физической любви, ощущает под конец апатию и разочарование, как это известно всем. Такое развитие требует времени и постепенности, так что теолог или теософ выказывают себя полными невеждами, внушая молодым людям абсолютное целомудрие. Большая часть учредителей религиозных орденов вели в молодости рассеянный образ жизни и потому в старости не могут быть судьями этого вопроса. Магу не запрещается любить, но возбраняется находиться под властью любви в такой степени, чтобы подчиняться воле женщины. Порывы любви должно рассматривать, как рефлексы, которые человек воли должен контролировать во всякое время. Фабр д'Оливе прекрасно осветил побуждения, управляющие поступками мужчины и женщины. Мужчина желает воспользоваться обладанием любимой особы до узаконенного акта, а женщина, стремящаяся остаться уверенной в обладании любимым существом, проявляет борьбу, в которой Ева почти всегда берет верх над Адамом. Но женщина не терпит раздела привязанности, инстинктивно чувствуя, что наука усиливает свои чары, тогда как ее красота блекнет, как все находящееся в плане физическом. Итак, человек, не увлекающийся наукой, мало-помалу поддается влиянию возлюбленной и теряет власть над импульсивным центром. Развитие Мага должно приводить к тому, чтобы он мог противостоять влечениям любви, когда этого пожелает. Человек высшего развития должен уничтожить в зародыше любовь, превращающуюся в страсть, то есть такую, развитие которой может заставить его подпасть под влияние своего пассивного существа. Вот почему отрешение от любви требует более или менее продолжительных периодов воздержания. Физиолог не должен терять из виду очень важных психические неудобств, которые влекут за собой абсолютное воздержание, предписываемое здоровому мужику в монашеской рясе, умственное развитие которого заключается в чтении духовных книг и упражнениях своего горла повторением непонятных для него молитв. Человек, призванный для священнослужения, должен быть целомудрен, и воздерживаться от мяса за 15 дней до священнодействия и в продолжение 15 дней после него, потому что исполнение этого акта представляет обряд Высшей Магии. Превращать же культ в денежное ремесло, вместо занятия по призванию, делать из священников лиц, обреченных воздержанию, вместо того, чтобы поручать это дело посвященным, людям свободным — такая религия заслуживает смерти. На основании сказанного, мы должны напомнить магу, что иллюзии физического произрождения составляют подробности функций тела, которое нельзя презирать и которое в конце концов спросит у нас отчета. Все более или менее распространенные общества имеют в виду любовь чистую и, вследствие того, физическое воздержание, которое является продуктом лицемерия или невежества. Пусть этим занимаются старые сантиментальные барыни, мы же имеем достаточно здравого смысла, чтобы знать, что внутренности, хотя и мало поэтичны, но находятся во всех нас, и что мы рождены не для того, чтобы презирать тело, орудие необходимое для проявления духовных начал. Надо подавлять внушения любви всей силой воли, но никогда ее не игнорировать. Привыкать переносить более или менее продолжительные периоды воздержания, заполняя их трудом физическим и умственным, и разнообразя ежедневными занятиями. Вот каковы должны быть главные правила мага в отношении женщин: ЕВЕ — для профанов. Произрождение заключает в себе глубокую тайну, которой мы считаем излишним касаться в нашем элементарном сочинении. Заключение. Курс нашего первоначального учения, касающегося усовершенствования человеческого организма, закончен. Мы видели, насколько то, что в нас чувствует, способно развиваться под влиянием пищи, вдыхаемого воздуха и ощущений, при помощи возбудительных, благовоний и музыки. Мы доказали, как мыслящее начало, в нас, равным образом, может в значительной степени развиваться, под влиянием размышления, несмотря на то, что современное образование, имеющее главной задачей развитие памяти, с презрением относится к высшим способностям человека. Наконец, мы быстро усвоили начало развития того, что хочет, говоря о взгляде, слове, жесте, походке, размножении и осуществлении тайн любви. Может быть найдут эти сведения чересчур подробными, скучными и припишут Магии несовершенства и заблуждения, в которых можно винить лишь нас самих. По нашему мнению, эти подробности необходимы для тех, кто желает применить Магию для быстрого соблазнения женщин и придания себе значения, тогда как эти занятия должны быть продолжительны и трудны, а для слабых людей даже опасны, поэтому для них гораздо лучше советоваться с сомнамбулами, чтобы узнавать будущее. Посещать спиритические кружки для собственного возбуждения, и изучать буддизм, так сказать эзотеризм, для развлечения общества — все это не опасно и гораздо приятнее, чем опыты, созерцание и развитие воли. Усовершенствование человеческого существа недостаточно для магических опытов, надо еще отдавать себе отчет во влиянии, которое можно оказывать на Природу—этого драгоценного союзника человека. Этим мы теперь и займемся. |