Израэль Регардье Древо жизни
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ИМЕН БОГОВ И СЛОВ ВЛАСТИ
Есть несколько аспектов, связанных с магической процедурой про-5 ведения церемоний, которые следует рассмотреть особо. Человеку давно известно, что, к примеру, звук имеет творческую или формирующую силу. Уже долгое время ученые исследуют и ставят эксперименты по определению влияния индуистских мантр
---------------------
Мантрам, или мантра — слово или фраза, обычно имеющая религиозный смысл, повторяемая множество раз.
как на мозг, так и на нервную систему в теле человека. Теория, объясняющая влияние священных мантр, сводится к следующему: действие мантр на мозг человека сравнимо с вращением колеса, спицы которого не дают никакому объекту проскочить сквозь него. Считается, что, когда мантра укоренилась совершенно и мозг автоматически воспринял ее плавающее ударение, все мысли, даже те, что прямо касаются мантры, отбрасываются, вследствие чего в освобожденном разуме человека может накапливаться мистический опыт.
Есть и другая теория, которой придерживаются сторонники иных оккультных школ, которая утверждает, что устанавливаемая мантрой вибрация оказывает очищающий эффект на всю конституцию человека; что под действием ее вибрации все грубые элементы постепенно изгоняются из тела, после чего происходит процесс очистки, который затрагивает не только тело, плоть и кровь, не только мозг и нервную систему, но и Тело Света, и всю ментальную структуру, которая попадает в область действия вибрации.
В удивительной биографии буддийского йога по имени Миларепа,
----------------------
Миларепа (1040—1123) — учитель школы кагю, достигший, как утверждают, просветления еще при жизни. Его называют величайшим из йогов.
изданной Оксфордским университетом, есть следующая
ссылка: «В соответствии с учением школы мантраяна, каждому объекту и элементу в природе отвечает своя вибрация. Если ее узнать и использовать в составлении мантры и умело применять опытном йогом, таким, каким был Миларепа, то представляется возможным вызывать появление малых божеств и элементалей, а также получать телепатические послания от высших божеств в виде выпускаемых ими лучей благодати».
В магии считается, что вибрация в голосе при произнесении того или иного божественного имени приводит к появлению его психологического и духовного феномена. «Почему это происходит?» — спрашивает Блаватская в своей «Тайной доктрине», и сама же отвечает на вопрос: «Потому что произносимое слово имеет силу, которую не понимают, о существовании которой не подозревают и в которую совершенно не верят наши современные «мудрецы». Потому что звук и ритм неразрывно связаны с четырьмя элементами древних; и еще потому, что та или иная вибрация в воздухе несомненно пробуждает соответствующую ей силу, и их единение приводит либо к хорошим, либо к плохим результатам, в зависимости от обстоятельств»
----------------------
Блаватская. Тайная доктрина, кн. I, ч. II, «Символизм и идеограммы: магическая сила звука», с. 307.
Десять имен Бога, их орбиты и иерархии
Очень интересна легенда, связанная с древнееврейским Тетра-грамматоном. Тот, кому известно правильное произношение слова YHVH, называемого шемхамфораш («непроизносимое имя»),
-------------------------
Шемхамфораш (древнеевр.) — «составное имя», «семидесятидвукратное» имя Бога», или, точнее, семьдесят два имени Бога, изложенные в имени Тетраграмматон, YHVH. Божественное имя, состоящее из 216 букв, выведенных в результате изучения книги Исход, 14:19-21. Каждый из этих трех стихов состоит из семидесяти двух наборов букв, из которых и выводятся семьдесят два слога имени. С течением времени шемхамфораш сократились до количества букв Тетраграмматона.
способен разрушить вселенную, свою особенную вселенную, и вбросить личностное сознание в самадхи.
-------------------------
Самадхи (санскр. «с Богом») — высшая цель йоги, полное самоединение.
Более того, в соответствии с теорией магии, вибрация человеческого голоса имеет силу не только придавать пластичной субстанции астрального света любую форму в зависимости от тембра и силы голоса, но и привлекать внимание метафизических существ и Сущностей к этим формам.
Действенность силы звука можно очень легко доказать, проведя простые, но крайне интересные эксперименты. Если сильно выкрикнуть односложное слово «ом», то вибрация, вне всякого
сомнения, немедленно почувствуется в горле и в груди.
------------------------
Считается, что мантра ом или аум основывается на четырех мирах сознания, которыми, в соответствии с индуистской традицией, являются Турин, Сушупти, Свата, и Джаграта. Последние три мира относятся к трем планам существования — причинному, астральному и физическому. «А» относится к Джаграте, «у» — к миру Свапна, и «м» — к миру Сушупти. Молчание между произнесениями мантры «аум» соотносится с миром Турия, высшим состоянием сознания. Турия описывается как сознательный сон без сновидений или медитативный сон.
Повторив крик несколько раз, вы заметите, что сила или частота вибрации, а также область, охваченная ею, значительно увеличатся. Немного потренировавшись, и использовав при этом разум, довольно скоро экспериментатор заметит, что способен произносить один только слог с вибрацией такой силы, что все его тело начнет содрогаться и трепетать под напором его мощи. И с другой стороны, любой человек с помощью практики может добиться вибрации в одной, произвольно выбранной части тела. Нет нужды говорить, что практиковаться следует весьма осторожно, поскольку нет никакой необходимости в том, чтобы все тело содрогалось или разрывалось под действием ужасающей вибрации, не всегда полезной.
Есть примеры катастрофического, деструктивного воздействия звука, например раскатов грома или разрыва снарядов. Общеизвестна шутка, которую подстроил знаменитейший певец, однако не лишним будет привести ее и здесь. Вначале он постукивал по бокалу пальцами, выбивая из стекла одну и ту же ноту, затем, наклонившись над бокалом, начинал выводить ее голосом. Через несколько секунд, когда его голос вибрировал в унисон со стеклом, певец вдруг менял ноту, переходя на более высокую, после чего бокал неожиданно разваливался на куски. Так певец развлекался, экспериментируя с законом вибраций, применимым ко всему существующему в природе, как видимому, так и невидимому, ибо всякий мыслимый объект существует в своем определенном плане и обладает присущей только ему частотой вибрации. Каждая органическая и неорганическая масса состоит из множества бесконечно малых центров энергии, которые, дабы объединиться друг с другом, должны вибрировать. И изменение этой вибрации ведет либо к разрушению всей формы, либо к ее изменениям и мутациям.
Но раз звук имеет тенденцию к разрушению, значит, он должен иметь тенденцию и к созиданию, к творчеству и формированию, что также может быть доказано путем терпеливого проведения ряда экспериментов. Собственно формирующую силу звука можно легко продемонстрировать. Предлагаю читателю рассыпать немного тонкого песка на корпус скрипки и слегка, так чтобы песок не рассыпался, провести смычком по одной из струн. Вы сразу увидите, что вибрация имеет формирующий эффект, поскольку как только тронутая струна зазвучит и звук взятой ноты станет усиливаться, песок начнет собираться, образуя различные геометрические формы, например квадрат, который будет виден вполне отчетливо, или треугольник, или эллипс; возможно появление какого-либо замысловатого, необычайно красивого узора, напоминающего снежинку.
Божество
Аналогичный эксперимент можно провести, используя лист стекла, на котором рассыпанный песок также начнет собираться и образовывать фигуры, формы которых будут зависеть от силы движения смычка и силы, с какой смычок прижимается к краю стекла. Причем формы получаемых фигур будут разные; если взять на скрипке глубокую мягкую ноту, получится одна фигура, если визгливую или похожую на долгий пронизывающий крик — другая; стаккато ведет к появлению одной формы, медленное вибрато — другой. Где-то в работах мадам Блаватской я натыкался на пассаж, в котором она сама свидетельствует, что однажды во время болезни, находясь буквально у края могилы, она получила излечение только от силы звука. Вышеприведенного вполне достаточно, чтобы понять — звук действительно обладает творческой силой, поэтому целью каждого будущего мага должно стать определение нужного для магической практики тембра, звучания и модуляции голоса. Опыт показывает, что пронзительное произнесение имен нараспев наиболее действенно; голос вибрирующий — вот что нужно магу.
Отсюда, вибрация в произнесении имен богов является существенным требованием в проведении магических ритуалов, поскольку, во-первых, знание имени какого-либо существа — а под термином «знание» следует понимать также и способность произносить его должным образом, с вибрацией в голосе, равно как и понимание его каббалистического вовлечения, — есть обретение способа осуществления контроля над ним. А узнать имя можно путем применения каббалистических принципов, в результате чего мы также обнаружим и перечень сил и возможностей, данному существу присущих. В одном только слове будет заключена вся магия, а слово, правильно произнесенное, обладает большим могуществом, чем, как утверждает Леви, все силы неба, земли или ада. Саму природу можно покорить именем; аналогично можно покорить и царства природы, тому, кто с пониманием произносит несказанные имена, подчиняются и оккультные силы, включающие в себя невидимую вселенную. «Произносить великие имена каббалы, в соответствии с ее наукой, мы должны с полным пониманием, с волей, ничем не сдерживаемой, и действием, которому никто не может противостоять.
--------------------------
Уайт. Тайны магии (Waite. The Mysteries of Magic), Обзор работ Элифаса Леви, с 402,403.
Пентакль «Шемхамфораш» с божественными именами
Произнесение божественных имен с вибрацией в голосе, таким образом, составляет важнейшую часть в проведении магического ритуала заклинания. Курения и благовония, цвета, сигилы и свет — все это лишь помощники, они служат для того, чтобы вызвать из воображения определенную, желаемую идею или духа, заставляют их проявиться в соответствующем облике, понятном экзорсисту. Но здесь должно быть не только какое-то намерение или мысль, но и вполне конкретное выражение мысли в действии или слове, которые для этой идеи являются тем самым логосом.
Я проиллюстрирую читателю методику произнесения божественных имен с вибрацией в голосе. Давайте представим себе экзор-систа, вызывающего силы, относящиеся к сефире Гебура. Планета ее — Марс, ее сущностное качество — космическая энергия и сила, заключенная в божественных рогах, архангел ее — Камаил, дух — Бартцабель, а сефира, к которой они относятся, носит божественное имя Элохим Гибор. Когда в процессе проведения начатой теургом церемонии наступает время для произнесения этого божественного имени, экзорсист медленно делает максимально возможный для себя очень глубокий вдох. В тот момент, когда вдыхаемый воздух ударяет в ноздри, экзорсист должен совершенно ясно понимать и держать в своем воображении мысль, что вместе с воздухом в него входит и имя бога, Элохим Гибор. Представьте, что над вами в огненных языках пламени вспыхнули буквы имени, и, по мере того как воздух медленно заполняет ваши легкие, в вас проникает это имя, оно пропитывает вас, заставляет все ваше тело вибрировать, оно медленно перемещается из гортани в область живота и идет дальше. Когда вы чувствуете, что сила охватила вас до самых ступней, пронизала все ваше тело, каждый его атом, каждую клеточку, — только с практикой вы научитесь чувствовать этот момент, в реальности все не так неопределенно, как может звучать с книжных строк, — примите одну из характерных поз Гора, рисунки с его изображением есть в «Книге мертвых». Одна из них называется «Знак Входящего».
----------------------
«Знак Входящего» называется также знаком метания, знаком нападения и знаком J°pa. В ордене Золотого Рассвета — один из двух знаков степеней неофита.
Левая нога делает шаг вперед, корпус также наклонен вперед, руки сначала поднимаются вверх, затем также выбрасываются вперед, словно выпускают из себя магическую силу в направлении треугольника (тригона) эвокации. Пока имитируется поза, пока легкие выпускают воздух, заряженный именем, маг должен представить, что он медленно выходит из него, начиная от самых подошв, его нужно выпускать также с силой, выбрасывать в триумфальном крике. Если все тело мага горит огнем силы и энергии, в ушах звучит громовое, раскатистое эхо имени и заполняет все пространство, окружающее мага, он может быть уверен в том, что божественное имя он произнес правильно.
Результатом подобного произнесения божественного имени должно стать образование напряжения в верхнем астральном свете, а ответом на него станет явление вызываемого разума. Для вызова Других богов существуют другие жесты и знаки, поэтому магу необходимо изучать изображения египетских богов, без этого невозможно понять значения этих знаков.
Есть часть магии, очень тесно связанная с техникой произнесения божественных имен. В некоторых ритуалах маг, особенно новичок в магическом искусстве, может заметить или уже заметил труднопроизносимые и малопонятные слова, взятые либо из иностранного, либо из давно исчезнувшего языка, которые в магии называются варварскими именами вызывания и которые, как говорит «Халдейский оракул», не должны изменяться, «ибо они суть имена божественные, обладающие в священных ритуалах силой неизъяснимой».
------------------------
Уэсткотт. Халдейский оракул Заратустры (Collectanea Hermetica), т. VI, с. 47, № 155.
Вначале считалось, что все эти «варварские имена» являются словами из халдейского и ассирийского языков, а также одного из диалектов дрвнеегипетского, то есть языков, по мнению греков, варварских, потому и Г. Р. С. Мид вводит термин «родные имена». Ямвлих, отвечая на один из вопросов Порфирия относительно этих слов, пишет: «Те, кто первыми узнали имена богов, вставили их в свои языки, тем самым донесли их до нас, чтобы мы навсегда смогли сохранить в неизменности священный закон традиции, в языке особенном и именам присущим... Варварские имена также имеют большое значение благодаря своей понятности, разнообразию и множеству».
-----------------------
Ямвлих, ч. VII, гл. IV, V, с. 293-295.
Практический опыт подтверждает, что самыми могущественными заклинаниями являются как раз те, в которых содержатся слова на ином, древнем или уже давно исчезнувшем языке, или даже те, что производят впечатление идиотского и бессвязного набора звуков. Самое впечатляющее качество таких заклинаний заключается в том, что используемый в нем язык очень звучен и позволяет произносить их с сильной вибрацией. Это единственное их положительное свойство, поскольку они доказывают свою уникальную действенность, только когда произносятся с особенной, «магической», интонацией, то есть когда каждый слог произносится с отчетливо выраженной вибрацией в голосе.
По тем или иным причинам было обнаружено, что произнесение речитативом этих имен приводит сознание в состояние восторга, оказывает тонкое чарующее воздействие на разум мага. «Магия древних жрецов состояла в те дни, — размышляет Блаватс-кая, — в обращении к богам на их родном языке... Он содержит только звуки, а не слова, звуки, числа и фигуры. И тот, кому известно, как правильно смешать эти три составляющие, может вызывать ответную реакцию со стороны управляющей Силы. Таким образом, язык этот включает в себя формулы или, как их называют в Индии, мантры, где наиболее могучим и эффективным магическим деятельным средством является звук, он же есть и тот первый ключ, которым открывается дверь к общению между Смертными и Бессмертными».
Наиболее разумное объяснение появления восторга лежит очень недалеко от обычного практического опыта. Оно не отличается какой-то уникальностью и не ограничено исключительно применением в церемониальной магии или вообще теургической деятельностью. Мы нередко встречаем статьи, где говорится о поэтах, вошедших в транс в процессе чтения стихов, вследствие ритмического повторения строк или имен; блестящим примером в этой связи могут служить стихотворения Суинберна,
----------------------------
Чарлз Алджернон Суинберн (1837—1909) — английский поэт и критик. Для поэзии Суинберна характерна глубокая индивидуальность, ритмика большой силы, мелодичность, изменение размера, грациозное развитие заданной темы, суггестивное использование воображения. Поэзия Суинберна нередко оказывала опьяняющий, даже наркотический эффект на слушателей. Среди поэтических работ Суинберна: сборник «Поэмы и баллады» (1866), «Предрассветные песни» (1871) и второй том «Поэмы и баллады» (1878).
многие из них на самом деле имеют подобный эффект. Нередко нам приходится слышать и о маленьких детях, впадающих транс от чтения тех отрывков Библии, где содержатся длинные перечни еврейских имен и названий.
Томас Берк,
--------------------------
В начале 1930-х годов Регардье, поселившийся к тому времени в Лондоне, работал секретарем у романиста Томаса Берка.
выдающийся писатель-романист, как-то говорил автору этой книги, что в юности на него производили магическое, гипнотическое действие названия городов, расположенных в Южной Америке, он произносил их как заклинания и приходил в восторг, захваченный неведомой ему оккультной силой. Такие названия, как Антофагаста, Туэрра-дель-Фуэго, Антананариву, обретали для него странное значение, хотя, согласитесь, что в заклинаниях эти слова прозвучали бы варварски. Я и сам помню, как однажды читал какую-то поэму Уильяма Дж. Тернера, музыкального критика, в которой он вспоминает, что, когда был ребенком и читал мексиканские слова, к примеру Попокатепетль, Кецалькоатль, Чимборозо, они оказывали на него неотразимое чарующее воздействие. При том что на воображение мальчика сами слова никакого влияния оказать не могли, потому что они ему ни о чем не говорили, но в то же время при всей своей бессмысленности
для него они помогали его воображению развиваться, сознание охватывал восторг только вследствие мелодичности слов; волшебство названий проникало в царство воображения мальчика, где и вызывало особенный восторг и даже экзальтацию.
В любом случае глупо было бы сомневаться в том, что все эти варварские, удивительные, какие-то ревущие, на первый взгляд даже пугающие слова, на которые маг наталкивается почти в каждом из пришедших к нам из глубокой древности заклинаний, направленных на вызов духа, оказывают свое воздействие, вызывают восторг сознания, без которого, точнее, без высшей степени которого, сама магия невозможна.
Ярким примером этого может служить заклинание «Нерожденного», основные элементы которого обнаруживаются в греко-египетских фрагментах и которое читатель найдет в последней из глав этой книги.
В качестве ритуала оно многими считается наилучшим, оно насыщено странными словами, музыкальными, глубокими и удивительно волнующими по звучанию.
Многие ритуалы и заклинания, вызывающие духов, которые использовал астролог елизаветинских времен доктор Ди, работавший совместно со своим коллегой сэром Эдвардом Келли, являют собой также блестящие образчики подобного языка. Фактически, ритуалы доктора Ди можно считать в своем роде уникальными, они написаны, если не считать крайне редко встречающихся древнееврейских слов, на любопытном языке, называемом ангельским или еноховым. Как известно, Енох утверждал, что заклинания диктовали ему сами ангелы. Но несмотря на свое происхождение, заклинания, вызывающие духов, написанные на этом языке, действуют гораздо более эффективно и имеют несравненно большую силу, чем заклинания, написанные на языках известных.
------------------------
«Енохов язык» или «Енохова магия» считается «истинной магией». Она была раскрыта и расшифрована доктором Джоном Ди (1527—1608), философом, магом, астрологом и советником королевы Елизаветы, совместно со своим помощником, провидцем Эдвардом Келли. Начиная с 1582 года в течение семи лет они расшифровывали Енохову систему. Проделав титанический труд, они раскрыли целый язык со своим уникальным алфавитом и синтаксисом. Этот язык, названный тайным ангельским, известен сейчас под названием «Енохов язык».
Структура Еноховой системы основывалась на логической последовательности цифр и перестановке множеств элементов, собранных в таблицы, называемые таблицами элементалей, и состоящие из букв. Из этих таблиц выводились имена различных сил—элементалей, ангелов, существ и духовных владений, так называемых эфиров. Енохова магия, сложная система иерархий элементалей и духовных существ, впоследствии получила дальнейшее развитие в ордене Золотого Рассвета. Более подробную информацию о Еноховом языке и Еноховой магии можно получить в книге Регардье «Золотой Рассвет», с. 623-696.
Типичным примером использования варварских слов служат цитаты из нескольких ритуалов. Вот одно из заклинаний доктора Ди:
«Эка зодакаре, лад, гохо. Торзоду одо кикале каа! Зода-каре од зодамерану! Зодорье, лапе зодиредо Ол Ноко Мада, дас Иападиел! Илас! Хоатахе лайда!».
--------------------------
Адаптация Первого Енохова Ключа; переводится так: «Поэтому иди, говорит Господь. Восстань и открой тайны своего создания. Иди и появись! Будь дружен со мной, иоо я есть слуга того же Бога, истинно верующий во Всевышнего».
В главе CLXV «Книги мертвых» (Saite Recension)
--------------------------
Recension, редактированный вариант, критический разбор какого-либо текста, включающий в себя реконструкцию старого текста или частей его, полученных в результате тщательного изучения Сайте (664-525 до н. э.) - 26-я династия правителей
Древнего Египта
есть просьба к Амону-Ра, в которой содержатся самые могущественные из магических имен Бога: «Приветствую тебя, Бехенну, Бехенну! Приветствую, Принц, Принц! Приветствую, Амон, приветствую, Амон! Приветствую, Пар, приветствую, Иукаса, Приветствую, Бог, принц богов восточной части Небес, Амон-Натекерети-Амон! Приветствую тебя, чья кожа скрыта, чья форма есть тайна, тебя, повелителя, рожденного Нут, имя твое На-ари-к, и Касаика имя твое. Имя твое Арети-касата-ка, и имя твое Амон-наиу-анкаентек-шаре или Тек-шаре-Амон Ререти! Приветствую! Да будет так, и позволь мне принести к ногам твоим просьбу, ибо я знаю имя твое... Сокрыта речь твоя, о Летасашка, но я сделал кожу для тебя. Имя твое Ба-ире-каи, имя твое Марката, имя твое Ререй, имя твое Наса-кебу-бу, имя твое Танаса-Танаса; имя твое Шаршатаката».
---------------------
Бадж. Египетская книга мертвых, с. 541, 542.
Еще одним примером, не только не менее красочным, а, возможно, и одним из лучших в плане очевидной непостижимости имен, может служить текст из «Магического папируса» Гарриса, английский перевод которого можно прочитать в Facsimiles of Hieratic Papyri, хранящемся в Британском музее.
«Адиро-Адисана! Адирогаха-Адисана. Самоуи-Матемоу-Адисана! Самоу-Акемоуи-Адисана! Самоу-дека! Арина-Адисана! Самоу-дека-бана-адисана! Самоу-цакароудза-Адисана! Доу Оуаро-Хаса! Кина! Хама! (пауза) Сенефта-Батет-Сатитаоуи! Анро-хаката-Сати-таОуи! Науоуибаиро-Роу! Хаари!
Доктор Джон Ди и сэр Эдвард Келли
Во фрагменте, о котором автор говорил выше как о греко-египетском ритуале, отредактированном Чарлзом Уайклиффом Гудвином для Кембриджского общества древностей в середине XIX века, также встречаются имена, достойные послужить примером в данном случае: «Я вызываю тебя. Страшный и Невидимый Бог, который обитает в пустом месте Духа: Арогогоробрао; Сотоу; Модрио; Фалатао; Доо; Але; Нерожденный».
------------------------
На с. 176 своей книги «Египетская магия» Бадж приводит отрывок этого заклинания, ссылаясь в качестве источника на перевод, сделанный в 1852 году Уайклиффом Гуд-вином, «Отрывок греко-египетской работы по магии», с. 7. МакГрегор Матерс включил эту работу в качестве предварительного заклинания в свой перевод книги «Малый ключ Соломона». Другой перевод этого заклинания приводится в PGM V. 96—172, «The Stele of Jeu the hieroglyphist in his letter» (см. Бец, «The Greek Magical Papyri in Translation» («Греческие магические папирусы в переводе»), с. 103). Данное заклинание стало источником для принятого в Золотом Рассвете и известного там под неформальным названием «Ритуала Нерожденного» (см. представленный Регардье вариант «Ритуала Нерожденного» в его книге «Золотой Рассвет», с. 442—446.)
Следует тем не менее отметить, что и исследователи, и философы соглашаются в том, что знание каббалы во всех ее ипостасях служит важнейшим фактором и значительным подспорьем в магической работе.
Поскольку цель мага состоит в том, чтобы сделать свою жизнь понятной, а каждое событие интерпретировать в терминах общения своей души с Богом, подчинить все в своей жизни достижению духовного просвещения, то могло бы показаться весьма непоследовательным с его стороны, если бы маг стал противоречить своей цели и включил в заклинания бессмысленные и малопонятные слова. В конце концов разум мага, прежде всего, должен характеризоваться логичной последовательностью и внутренней обоснованностью.
Игнорировать здесь экзегетические принципы каббалы — это то же самое, что оставить незащищенными каналы, по которым в святилище сознания может проникнуть хаос и непоследовательность. Поэтому каждое варварское слово должно быть тщательнейшим образом и с предельным вниманием изучено, понято в меру образованности, точно так же, как анализируется книга Канта «Критика чистого разума».
-----------------
Kant. Critigue of Pure Reason, Cambridge University Press, 1999.
Скрытому значению маг разрешает проникнуть в свое подсознание, откуда во время проведения церемонии оно будет помогать магу достичь требуемого восторга. Однако, чтобы полностью раскрыть истинный дух варварского имени, никому не обойтись без очень хорошего знания каббалы.
К примеру, давайте вместе рассмотрим слово «Ассалоной» из другой части греко-египетского фрагмента. Первая буква
-----------------------
Буква «а» соответствует древнееврейской букве «алеф» К и соотносится с картой Таро со значением «Дурак» (ключ 0).
предполагает имя Гарпократа, бога молчания; младенец в лотосе или
«Дурак» в картах Таро; невинный Персеваль, молча отправляющийся на поиски Святого Грааля. Только он из-за своей мирской глупости и одновременно божественной мудрости и невинности может без ущерба для себя достичь цели. Следовательно, буквы «с» будут иметь связь с той картой Таро, на которой изображен святой ангел-хранитель, на груди которого находится сигил с выгравированными на нем буквами Тетраграмматона.
--------------------------
Буква «с» соответствует древнееврейской букве «самех» О и карте Таро «Умеренность» (ключ 14).
«Ал» можно трактовать как древнееврейское слово, означающее «Бог», равно как и гностическое имя «Он». Суффикс «ой», возможно, указывает на личное местоимение «мой» (древнеевр.); таким образом, получается, что полностью слово «Ассалоной» является сокращенной формой заклинания, вызывающего святого ангела-хранителя.
Давайте еще потренируемся и рассмотрим слово «фалатао», содержащееся в том же заклинании по вызову духа. «Фал» — очевидная аббревиатура от слова «фаллос», являющегося, как утверждал Юнг, символом творческих способностей. Юнг определяет фаллос как «сущность, двигающаяся без конечностей, видящая без глаз, знающая будущее; она олицетворяет универсальную творческую силу, существующую везде; в ней заключено бессмертие. Эта сущность — и провидец, и художник; она создает чудеса». В результате применения техники темуры
-------------------------
Темура — древнееврейское слово, означающее «перемещение». Форма литературной каббалы, перестановка букв древнееврейского алфавита, замена одних букв другими, обычно в соответствии с какой-либо таблицей или схемой. В результате темуры создается новое слово, значение которого выясняется при сравнении его с начальным словом. Техника темуры используется наиболее часто при изучении древнееврейских священных текстов.
к слогу «ар», мы получаем имя «Ра», бога солнца, льющего свой благодатный свет и тепло на весь материальный мир, давая ему тем самым возможность к существованию, привнося во внутреннюю жизнь духовную красоту и просветление. «Т» — это «Тет»,
--------------------------
Древнееврейская буква «тет» ц соотносится с картой Таро со значением «Сила» (ключ 8).
змей, изображенный на множестве рисунков, суть жизни физической, материально питающей духовное видение. «А» — это удар молнии, выпущенной Тором,
------------------------
Многие видят в древнееврейской букве «алеф» сходство с филфотом, или свастикой, часто называемой молотом Тора. Является символом кружения изначальных сил, создавших вселенную.
магической силы, приведенной в движение адептом; «О» символизирует горного козла
-----------------------
Древнееврейская буква «эйн» JJ соотносится с картой Таро со значением «Дьявол» (ключ 15).
и творческий плодородный мужской аспект.
Слово «адисана», часто встречающееся в перечне варварских имен и входящее в «Магический папирус Гарриса», сразу вызывает в памяти один теософический намек. В «Станцах Дзян», приведенных в «Тайной доктрине» мадам Блаватской, упоминается санскритское слово «Ади-Санат». Блаватская утверждает, что оно является эквивалентом слова «брахма», соответствует каббалистической сефире Кетер и означает «Единый Создатель».
----------------------
Согласно Блаватской, Ади-Санат в буквальном переводе означает «Первый старец» или «Первозданный Древний»; в этом имени мы видим каббалистического «Древнего во днях» и «Святого старца» (сефира и Адам Кадмон) с Брахмой, обладающим также, помимо других имен и титулов, именем Санат» (Блаватская. «Краткое изложение Тайной доктрины», с. 50). См. также «Тайная доктрина», кн. I, ч. I.
Магу, в отсутствие более точных знаний о каббале, следует считать, что это древнеегипетское слово имеет отношение к Венцу, монаде в человеке и космосе.
Существуют и другие методы, позволяющие понять значения варварских слов и правильно проводить ритуал, а также не замут-нять сознание сомнениями в его связности и целостности.
Относительно практического использования, то есть приведения души в состояние восторга, следует сказать, что некоторую помощь здесь может оказать методика Териона.
-----------------------
Алистер Кроули.
Представим себе церемонию, кульминацией которой является главное заклинание, а центральным местом в нем — фраза, включающая в себя несколько особенных слов. В этом месте можно использовать специальную технику, требующую, к счастью, минимальной тренировки воображения. Оно должно быть всего лишь развито так, чтобы маг смог зрительно представить себе любой объект, любой образ очень ясно и полно, увидеть его оком разума; но не только увидеть, а еще и в течение некоторого времени удерживать его. Во время произнесения заклинания теург должен представить себе, что первое из этих опьяняющих слов есть огненный столп, возвышающийся вертикально, подобно могучей колонне, в астральном свете. Когда с губ мага слетают буквы имени и уносятся в эфир, ему следует представить, будто бы его собственное сознание в астральном свете уходит за ними, отправляется в путешествие сквозь тонкое пространство, взмывая по колонне ввысь.
Маг должен представить, что следующее произнесенное им варварское слово занимает на колонне места вдвое больше, чем предыдущее, и к тому времени, как придет очередь произнесения последнего слова — давайте сейчас пока забудем о действии и силе, присущих самому заклинанию, — сознание мага достигнет
состояния высшего восторга, а эго его переполнится чувством удивления и усталости. Колонна, видимая духовным оком, должна в конце заклинания увеличиваться в размерах, устремляться, подобно башне, ввысь до того момента, когда воображение будет уже не в силах постичь ее подавляющую высоту и величие, изумится своему творению. Чувства благоговения и удивления, вызванные прохождением варварских слов вверх по огненному столпу, есть требуемые предвестники появления магического восторга и экстаза. Следует сказать, что в процессе проведения ритуалов теург сможет сам изобрести и другие методы, более подходящие к его темпераменту, в равной степени действенные в момент произнесения варварских слов.
* * *
В качестве дополнительных средств проведения магических ритуалов, делающих их живее, нередко используются танец, музыка и звон колокольчиков. Колокольчики, независимо от их размера, частоты ударов, должны звенеть в унисон, количество же их определяется ритуалом. Используются они для того, чтобы возвестить о власти, вывести ноту триумфа мага и привлечь отвлекшееся внимание. Применение музыки — элемент гораздо более сложный, поскольку восприятие ее зависит от индивидуальных качеств человека. Лучше всего будет во время заклинаний совсем обойтись без музыки, поскольку она по большей части отвлекает внимание теурга, хотя в начале церемонии музыку использовать желательно, так как она помогает быстрее достичь состояния восторга и экстаза. Правда, использование музыки предполагает наличие музыканта или музыкантов, малейшая ошибка которых в исполнении мелодии приведет к сбою в проведении церемонии, и, как следствие, к провалу всего ритуала. Применительно к проведению церемоний рекомендуется иногда использовать скрипку и арфу, поскольку на них можно выводить ноты, максимально способствующие достижению трансцендентного состояния и состояния восторга.
В выполнении некоторых видов магической работы, требующей подъема энергии или успокоения ума, используется там-там. Довольно просто заставить ум следовать за ритмичными ударами, которые можно делать чаще, а можно — реже, громче или тише. Постепенное затихание ударов и следующая затем тишина приводят ум в состояние спокойствия и умиротворения. Монотонность восточной музыки предполагает религиозное, мистическое настроение. В музыкально-танцевальном представлении, на просмотр которого пригласили одного из друзей автора этих строк во время посещения им острова Ява, принимало участие примерно десять исполнителей, одетых в гротескные, вычурные и в то же время яркие и броские костюмы и маски, характерные для Востока, где жители очень склонны к внешнему эффекту. Оркестр состоял из трех человек: трое играли на большом инструменте, внешне напоминавшем ксилофон, но имевшем всего пять нот, остальные двое играли на яванских барабанах.
Представление продолжалось пять часов кряду, а танец состоял главным образом из движений рук и пальцев. В продолжении всего действия оркестранты с жаром выводили монотонную музыку под однообразный ритм. В конце концов присутствующие европейцы почувствовали, будто все их чувства притуплены и музыкой, и ритмом, и впали в молчание.
Очень полезным во время магического сеанса может быть танец, простой, состоящий всего из двух движений, сопровождающийся ударами там-тама и чтением мантры «про себя»; исполняемый по окружности магического круга или по периметру комнаты, он может стать предвестником экстаза. Маг должен обратить особое внимание на танец, поскольку его основной характеристикой является ритм, а в ритме и грациозности, аспектах танца, заключается вся природа.
Танец в природе — это спектакль в развитии и движении, ибо движение есть главнейший элемент жизни, и эта танцевальная тема бесконечна. Экстатические состояния природы и ее творений перешли в сферу повседневного использования, повторяясь снова и снова в присущих народам методах выражения. Музыка этих сфер, танец духов планет и небесные тела в бесконечности пространства — все они обретают должное внимание со стороны величайших философов и поэтов, людей, обладающих способностью проникнуть в святая святых вещей. Очень часть говорят — правда, в основном с помощью языковых клише — о скачущем ягненочке, о детишках, с веселым смехом прыгающих по зелененьким лужайкам, о плывущих, танцующих облаках, о волнующемся море и его волнах, вздымающихся и падающих. Что есть все эти феномены, если не участие всего в Танце Жизни, который дни и годы, века и тысячелетия все продолжается и продолжается без всякого изменения и который в своем вечном постоянстве можно рассматривать как олицетворение радости.
Священный танец
Относительно причины и эффекта использования танца в магических действиях вполне достаточно будет привести пример танца,
исполняемого исламскими дервишами.
---------------------
Дервиш (дарвеш) — член одного из нескольких исламских орденов, проповедующих аскетизм. Нередко дервиши демонстрируют религиозный восторг танцем, состоящим из кружения на месте и энергичных песнопений. Именно от этих танцев часть их и получила свое название «танцующие дервиши».
Эти мистики гордятся танцем, который совсем не является, как считают некоторые, неконтролируемым неистовством. В основе исполнения танца лежит высокий религиозный мотив — экстаз и единение с Аллахом. Дервиш начинает танец, стоя на одном месте, затем постепенно все увеличивает и увеличивает скорость вращения, вытянув руки, и наконец начинает вращаться с такой быстротой, что со стороны кажется, будто он вообще стоит недвижимо.
Через некоторое время после начала танца дервиш начинает испытывать головокружение, ум и тело его также теряют способность ориентироваться, но сильным усилием воли дервиш давит это ощущение, а затем и вовсе выбрасывает его из своего сознания. Танец заканчивается тем, что дервиш впадает в полностью бессознательное состояние и — как мне кажется более важным — в состояние высшего экстаза. Кое-кому, возможно, знакомо имя Шри Каитаньи
--------------------
Каитанья (1485—1533) — средневековый святой, чья преданность богу Кришне положила начало одноименному движению, глубоко эмоциональной форме индуизма, постепенно набирающей силу. Все существование Каитаньи было подчинено Кришне. Его ученики участвовали в обряде киртана, заключавшемся в многочасовом пении гимнов и постоянном выкрикивании имени своего любимого божества, под аккомпанемент цимбал и барабанов. Во время этого они слегка покачивались из стороны в сторону, что напоминало танец. Каитанья и его спутники Нитьянанда и Адвайта считаются основателями движения.
и его ученика Нитьянанды, путешествовавших по Индии в XV веке, распевая на всем своем пути песни и молитвы и в веселом жизнерадостном танце передавая доктрину бхакти или религиозного единения с Богом.
--------------------
Бхакта-, или бхакти-йога — единение, достигнутое через «посвящение», превосходящее, как считают, все другие формы религиозной практики. Под бхакти понимается полная отдача себя божественной воле.
Также совсем недавно мы узнали выдающегося религиозного учителя по имени Шри Рамакришна Парамахамса, чьи частые песнопения и религиозные танцы наполнялись таким жаром, неистовством и чувством, что в людях, которым выпала честь слышать и видеть их, происходили сильные моральные и духовные перемены. Как свидетельствуют многочисленные статьи, во время танца Парамахамсы многих из его учеников охватывали настолько глубокие чувства, их начинал обуревать такой блаженный восторг, что они впадали в экстаз, а иные даже падали в обморок.
Что же касается отношения современного теурга к танцу, то основной задачей его является достижение физического изнеможения
и прекращение потока мыслей. В этом состоянии, если оно вызвано в должным образом освященном месте, откуда изгнаны все дурные духи и куда не может проникнуть ни одно существо, кроме той силы, которая проявилась ранее вследствие заклинаний, может воплотиться духовное вызываемое присутствие. Это и есть фундаментальная идея танца, хотя кое-кто может вообще исключить его из церемоний. Каждой из сил, присущей различным сефирот, соответствует свой тип танца, со своим темпом и своими движениями.
Самым общим движением, применяемым во всех заклинаниях, — хотя его меньше всего можно назвать танцем в прямом смысле этого слова — является методичное движение по кругу. Иногда во время проведения церемонии магу требуется пройти из одной важной точки несколько раз по кругу, причем количество хождений определяется природой заклинаемой силы.
Направление движения, на восток или на запад, зависит от того, какова цель ритуала — вызывание или изгнание духа. Деосиль, то есть движение по часовой стрелке, вызывает дух; противоположное движение, виддершинс, то есть против часовой стрелки, дух изгоняет. Традиционно хождение по кругу считается лучшим методом увеличения потенциала, силы и энтузиазма.
|