Израэль Регардье Древо жизни
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
ГАДАНИЕ, ПРЕДСКАЗАНИЕ И ВЫХОД В АСТРАЛ
В предыдущих главах автор раскрыл значение, которое в теургии придается Воле и Воображению как инструментам для реконструкции человеческой сущности. Здесь я предлагаю и дальше рассмотреть вопрос использования воображения, так как именно с ним связана фундаментальная задача магии. Поскольку потоки воображения способны особым образом воздействовать на пластичную субстанцию астрального света и поскольку образы, возникающие в этом свете, ведут к заметным и ощутимым переменам, то при наличии сильной воли, способной оживлять эти образы, маг может применять эти феномены к своей собственной сфере. Следует переключить внимание на тот факт, что, согласно всем авторитетам, астральный свет по природе своей дуалистичен. В этом состоит основной астральный аспект, с одной стороны — тот самый «змей-искуситель», заполненный распадающимися оболочками и фантасмагориями, и с другой стороны, высший план, там, где находится богатство реальных образов, идей и духовных указаний.
И главная задача мага — возвыситься над астральным змеем, пронзить его и войти в высший астрал. Заклинание святого ангела-хранителя и телестическое единение с богами и Универсальной Сущностью составляют высшую методику перехода через низшие эфирные планы; но это уже окончание совершенных процессов, которым подчинены все методики и приемы. Для того чтобы упростить, сделать менее трудоемким достижение результата заклинания и единения, теурги рекомендуют практику, в которой успех подтверждается способностью сознательного перехода в нижний астрал и осознанное возвышение даже над высшим астралом, приближение к бесформенным божественным огням духовных
царств. Поскольку все планы природы и все силы, обнаруживаемые в природе, представлены во внутренней конституции человека, астральный план в своем дуалистическом аспекте также присутствует в нем. Низший аспект, лунная фаза, соответствует человеческому принципу Нефеша, тогда как высший план можно представить соответствующим центральной сефире Древа Жизни, Тиферету, пульсирующему сердцу Руаха и даже простирающемуся до границ Нешамы.
Маг не должен иметь ничего общего с низшим, лунным, аспектом астрала, областью демонов, оболочек клипотов и разлагающихся фантомов умерших; цель его устремлений лежит выше, туда, где находится верхний слой живого Древа. «Не смотрите вниз, — советует «Халдейский оракул», — туда, где заманчиво сияет темный Мир; где лежит пропасть безверия и где Гадес,
--------------------------
Гадес, царство мертвых, вечный мрак — место или состояние, в котором нет видимости, то есть оно само невидимо, и его обитатели невидимы тоже; место пребывания душ усопших, первоначально всех, позже — только грешников. — Прим. пер.
облаками окутанный, наслаждается непостижимыми образами, стремительно кружащимися; где черная, вечно крутящаяся пропасть; где вечно удерживается тело мрачное, бесформенное и пустое... Не оставайся над бездной, полной грязи материи, ибо место твоего образа есть в царстве вечно сверкающем красотой.
----------------------------
Уэсткотт. Халдейский оракул Заратустры. Collectanea Hermetica, т. VI, с. 46, числа 145, 146.
Именно в «царство, вечно сверкающее красотой» и стремится теург, ибо в нем находятся силы и власть, которые способны оказать ему громадную помощь в его исканиях.
В дуалистичном Нефеше находится главный энергетический принцип. Это так называемое астральное тело, или тонкий двойник, которому физическое тело обязано своим продолжительным существованием и постоянством. Несмотря на то что развитие этого находящегося в Нефеше тела составляет определенную сферу магии, не предполагается взаимодействовать с ним здесь, поскольку с высшей теургией оно имеет очень мало общего. Высшим аспектом этого астрального тела, определенно входящего в сферу действия практической теургии, является принадлежность к Тиферету. На самом деле это не совсем астральное тело, в смысле основная модель, дающая жизнь физическому, это есть ментальное, или мысленное, тело, непосредственное средство передачи воображаемых и духовных свойств, чья субстанция принадлежит более высокому, божественному астралу. Согласно Блаватской, это и есть та самая майявирупа, мысленное или иллюзорное тело, покров ума,
памяти и эмоций, в теургии называемый Телом Света. Теур- ги утверждают, что Тело Света можно сознательно отделить и отбросить от тела, почему Блаватская и говорит, что тот, кто способен сделать это, является истинным адептом! «Ты отделишь тонкое от грязи, действуя с величайшим благоразумием и дальновидностью»,
------------------------
Из «Изумрудной скрижали» («Tabula Smaragdina») Гермеса Трисмегиста. См.: Рандольф, Divine Pymander attributed to Hermes Mercurius Trismegistus, («Божественный пи-мандр, приписываемый Гермесу Меркурию Трисмегисту»), с. 21.
— советует Гермес Трижды Великий (см. рисунок на с. 245). Это Тело Света как носитель и средство распространения высших принципов можно заставить исследовать внутренний мир с тем, чтобы определить его истинную природу, то есть природу самого человека, поскольку законы вселенной есть законы разума и наоборот. Высший астрал, с которым человек начинает знакомиться, имея в руках такой инструмент, как Тело Света, используется в качестве лестницы,
-----------------------
Намек на «лестницу Якова», описанную в книге Исход, 28:12.
по которой теург взбирается вверх, дабы достичь царства высшего духа, огненного, творческого и вселяющего восторг.
Отсюда сбрасывание этого тонкого тела и обретения способности функционирования в нем точно так же, как в теле физическом, тренировка и, если хотите, «воспитание» Тела Света с целью добиться, чтобы оно выполняло желания теурга, и есть фундаментальная основа практической магии. Способность успешного претворения в жизнь данной задачи зависит исключительно от того, насколько хорошо маг развил свое Воображение, ибо оно есть тот инструмент, при помощи которого свершается выход в астрал.
Если вкратце, то техника эта заключается в следующем. Маг удобно устраивается в кресле либо, если он достаточно долго занимается йогой, — это даже лучше — принимает одну из поз и, максимально возможно успокоив свой мозг и чувства, старается представить, что перед ним стоит точная копия его собственного тела. Если мой читатель уже обрел некоторую практику работы с символами-таттвами
------------------------
Таттва (санскр.) — качество. Основные таттвы, Притхиви, Вайю, Апас, Тежас и Акаша, соответствуют пяти элементам — Земле, Воздуху, Воде, Огню и Духу. Изображения таттв в ордене Золотого Рассвета использовались для гадания и прорицания. Символами этих таттв являются: Притхиви — желтый квадрат, Вайю — голубой круг, Апас — серебристый полумесяц, Тежас — красный треугольник, Акаша — черное яйцо.
или проделывал духовные упражнения в соответствии с методикой святого Игнатия Лойолы, о чем говорилось в предыдущей главе книги,
больших трудностей с получением желаемого образа. Теургу следует с живостью представлять себе стоящее напротив него подобие своего тела; одежда на нем должна быть такой же, в которую обычно облачается маг, к примеру мантия, в руке может быть меч или жезл, все, что угодно и легко представить; создаваемый образ может стоять, сидеть в кресле или находиться в одной из йогических поз (асан).
-------------------
Асана (санскр.) — сидение, поза. Одна из восьмидесяти четырех классических положений тела, изучаемых в йоге.
Все зависит от того, что делает сам маг — если он сидит, то и образ должен быть представлен сидящим.
Гермес Трисмегист
Высшим усилием воли маг должен в уме, мысленно, придать образу движение, затем, не ослабляя внимания, пристально глядя на образ, «поднять» его, заставить встать прямо. А теперь приближается самая трудная задача, с которой сталкивается здесь маг. Сейчас ему следует передать свое сознание Телу Света, именно этот процесс наиболее сложен, иногда он просто не получается).
В данном случае, напрягая каждую частичку своей Воли, максимально сконцентрировав всю силу своего Воображения, маг представляет себя находящимся в своем мысленном теле и тем самым добивается от него выполнения самых разных действий. Выполнение некоторых ритуалов, предполагающих данное действие, например ритуал изгнания пентаграммой2, является прекрасным тренировочным упражнением, поскольку здесь маг заставляет Тело Света двигаться, поворачиваться вокруг своей оси и даже произносить слова. Если маг действует настойчиво, то после нескольких попыток он может вдруг обнаружить, что не Тело Света, подобно роботу-автомату в его руках, выполняет ритуал, а сам маг, проникнув в свое мысленное тело, проделывает все манипуляции.
Такие методы ослабляют прутья решетки души и открывают быстро захлопывающиеся врата разума. И более того, может так статься, что пока маг читает заклинание, мысленно, с предельным вниманием и тщательностью следуя за ритуалом, он, сам того, возможно, не замечая, окажется в Теле Света. Волнующий эффект слов, размышление над теми понятиями, что они воплощают, в некоторых случаях вполне материально помогают свершиться подобному переходу. «Я ухожу ввысь! Я ухожу к небесному своду Ну!
Опыт познания внутреннего мира
Я поднимаю взмывающее пламя молнией моих глаз, в вечном
стремлении к блеску каждый день прославляемого Ра, я отдаю свою жизнь жителям Земли!».
----------------
Отрывок из «Liber Israfel», заклинание, вызывающее дух Тота, из манускрипта Аллана Беннетта, чьим магическим девизом в Золотом Рассвете был lehi Aour (см. «Liber LXIV» в книге Кроули «The Equinox» («Равноденствие»), т. 1, числа 7 21-27) Это заклинание было взято из шестьдесят четвертой главы «Книги мертвых», «Вхождение днем в Царство мертвых» (см. очерк Флоренс Фарр «Египетская магия» в работе Уэсткотта «Collectanea Hermetica», т. VIII, с. 12-15, изд. Самуэля Вайзера).
«Я ухожу ввысь подобно золотому орлу!». Первых двух предложений, особенно, если они произносятся с пониманием и чувством, обычно бывает вполне достаточно, чтобы достичь желаемого результата. Эти слова даже физически заставляют человека подниматься на цыпочках, словно он действительно делает шаги к небесному своду Ну, а тонкие носители, вне всякого сомнения, выполнят эту просьбу. Как только маг первый раз добьется успеха в своем опыте, он должен повторять его
снова и снова, до тех пор пока не научится легко, точно так же, как другие люди надевают и снимают пальто, входить и и выходить из своей физической оболочки. Но настоящая магическая задача начинается только после того, как однажды совершается настоящий выход, ибо Тело Света нужно научить двигаться и видеть в астральном плане, и, хотя на подобную «тренировку» времени затрачивается совсем немного, Тело Света довольно быстро начинает реагировать, видеть и двигаться молниеносно, с поистине умопомрачительной скоростью, буквально с быстротой
мысли.
Немедленно после того, как теургу удается входить и выходить из Тела Света, он должен научиться видеть своими астральными чувствами. Ему следует попытаться увидеть физические объекты, находящиеся в комнате, которую он только что покинул, увидеть свое тело, свою прошлую, земную обитель, мебель, стены, пол, потолок, и все остальное. Как только маг обнаруживает, что сделать это не представляет для него никакого труда и что его астральные чувства полностью подчиняются ему, ему надлежит подняться к небесам и осмотреться, увидеть все, что возможно там увидеть. Степень увиденного целиком зависит от образованности мага. Тело Света, светящаяся солнечная колесница ангела, должна стать драгоценным инструментом, и как годовалого ребенка начинают учить говорить, ползать, стоять и делать первые шаги, так и это тонкое мысленное тело следует тренировать для того, чтобы оно совершенным образом функционировало в своем плане.
Именно в практическом решении такого рода задачи теург и обнаружит, что все считавшееся условными символами во внешнем мире, в астрале, или мысленном мире, является динамической реальностью, живущей собственной жизнью. Целью мага должно стать тщательное исследование этого царства во всем множестве и разнообразии постоянно являемых им аспектов, поскольку эта цель прежде всего совпадает с границами его собственного сознательного и бессознательного познания. Символы-таттвы, ранее служившие магам объектом концентрации и тренировки воображения, можно использовать в качестве сигил; с их помощью можно получить видения, которые раскроют невидимую их природу. В Теле Света можно, к примеру, представить дверь, а на ней изображение красного равностороннего треугольника, тежаса. Теург может войти в дверь, рассмотреть открывшийся перед ним пейзаж, увидеть ангельских существ, услышать их голос, поговорив с ними, послушать их разговор, все это даст теургу полное представление о скрытом, неизъяснимом значении, а также значимости символа.
Таким образом магу откроется абсолютная зависимость между символами и зрительными реалиями астрального плана. Видение таттвы должно безусловно доказать существование данной зависимости.
Есть многочисленные свидетельства о том, что подобное происходило и с гадателями; им давали символы, которые они никогда раньше не видели и не держали в руках. Значение символа известно только его владельцу. Результат же полученного видения отражает и подтверждает имеющиеся у его владельца знания о нем. Снова и снова проделывалась та же процедура, и всякий раз видение будет точно отражать природу символа. Вышеописанный эксперимент с дверью следует проводить и с другими субэлементами таттв. Аналогичными средствами надлежит исследовать и астрологические символы планет, и знаки Зодиака, и картинки карт Таро. Здесь перед любым магом открывается широчайшее поле для исследовательской деятельности, поскольку относительно каждой вещи можно приобрести самые разные и совершенно новые образцы знаний. Природа символа, остававшаяся магу до сих пор неизвестной, становится ясной ему, равно как и значение символа, определяемое магом в процессе исследования символа и постепенного обретения опыта для проведения подобных исследований. Магу следует самому разработать набор сложных экспериментов, которые приведут его к знакомству и пониманию природы этого плана.
Когда астральные видения не несут никаких фактических знаний, на них не следует обращать внимание, в этом случае считайте их простыми техническими упражнениями, тренировкой, направленной на достижение большего мастерства. А как только это мастерство появляется, и маг либо перестает сталкиваться с видениями жизненно важного опыта, либо они уже не дают ему новых знаний, исчезает и всякая ценность данной практики. Известно, что некоторые глупцы, научившиеся перемещаться в астрал, делают это, что называется «просто так», безо всякой для себя пользы. Для них астральные видения никакого особенного значения не имеют и никаких познаний не несут, им важно достичь опьянения. В этом случае путешествие в астрал становится затеей опасной, оно превращается в духовную испорченность, вследствие чего человек может однажды превратиться в дегенерата, в астрального «бродягу». Я просил бы всех отнестись к моему предупреждению очень серьезно. Астрал можно использовать в качестве ступеньки, поднявшись на которую, человек либо получает определенные знания и останавливается, либо продолжает подниматься выше, к более
тонким планам; в противном случае его ждет разложение длиной в жизнь, бессмысленное опьянение, постоянные путы соблазнов, исходящих от коварного змея-искусителя, ловко заманивающего в свои западни людей опрометчивых и глупых.
Астрал — мир отражательный, где легко заблудиться, если не обладать чистым и сильным устремлением. В астрале можно провести часы, дни и даже годы и не вынести для себя абсолютно никакой пользы, но при этом совсем не замечать времени, как не замечает его человек, привыкший подолгу смотреться в зеркало. «Для тех, кому в их духовной эволюции являются эти призрачные картинки, я посоветовал бы стать прежде всего хозяином, властелином своего видения, стараться искать и вызывать величайшее из памяти земли, а не всю ту мелочь, желание знать которые диктуется простым любопытством; только то, что возвеличивает и вдохновляет, приводит нас к пониманию нашего величия, самое благородное из памяти Земли — вот предмет магического ритуала древних мистерий, где смертный, посреди картин невообразимого великолепия, сбрасывает с себя смертность и становится равным богам.
------------------
А. Е., The Candle of Vision (Свеча видения), с. 39.
Здесь следует отметить, что существуют дошедшие до нас из глубокой древности некоторые методы, при помощи которых теург может проверить точность своих видений и убедиться, что его не обманывают элементали или природа его собственного разума, творца фантазий. Ими же можно предотвратить возможность затеряться в тумане астральной фантасмагории.
----------------------
С процедурой гадания и прорицания в духовных видениях и во время выхода в астрал, которая практиковалась в ордене Золотого Рассвета можно познакомиться в работах Регардье «Золотой Рассвет», с. 456—474 и «Гранатовый сад: гадание по Древу Жизни», с. 193-202.
Предположим, что перед теургом возникло видение Меркурия, полученного, скажем, с помощью меркуриевых печатей Генриха Корнелия Агриппы
---------------------
Корнелий Агриппа Неттесхеймский (1456—1535) — автор работы «Три книги оккультной философии», в которой магия определялась как постижение Бога и Творения. Взгляды Агриппы расходились с доктринами церкви, вследствие чего в 1533 году работы его были осуждены инквизицией. В разные годы своей жизни Агриппа был солдатом, юристом, теологом и врачом. Позднее, в качестве продолжения своих предыдущих книг, он, как считают некоторые, написал труд под названием «Четвертая книга оккультной философии». Однако у «Четвертой книги» был, очевидно, другой автор, которого часто называют псевдо-Агриппой.
или ключа царя Соломона;
---------------------
См. Агриппа, с. 326, или Матерс, с. 75—77.
тогда после возвращения в свое тело магу предстоит задача записать пережитый опыт в специально заведенную для этих целей тетрадь. Со временем магу следует взять за правило регулярно, в течение многих лет, и вполне научно вести дневник своих магических экспериментов и видений, поскольку данное занятие способствует обретению равновесия и склонности к порядку, а маг как предполагается, стремится обладать и этими качествами тоже. Видения должны записываться вполне научно, поскольку именно такая запись позволяет исключить возможность двусмысленного толкования видений, ведь человеческая память иногда подводит, из нее с течением времени могут выпасть некоторые важные детали, так что не следует полагаться на нее; кроме того, запись всей процедуры необходима также и для возможного повторения эксперимента и дополнительной проверки видения. К дневнику следует обращаться немедленно после окончания эксперимента, когда видение еще совсем свежо в памяти мага (см. рисунок).
Генрих Корнелий Агриппа
В работах Барретта «Маг» или Агриппы «Об оккультной философии», на которую во многом опирается первая из этих книг, в работе Кроули «777» и в моей работе «Гранатовый сад» можно найти широкий набор естественных и символических ссылок на каждый из тридцати двух путей Древа Жизни.
-------------------
«Тридцать два пути мудрости» включают в себя десять сефирот и двадцать два на-витот, или связующих путей между сефирот.
К этим соответствиям маг должен непременно обращаться с целью проверки и анализа своих видений, поскольку, как доказали многие эксперименты, — на это я также указывал выше — существует прямая связь между символами, буквами магического алфавита и субъективными реальностями. Если в видении Меркурия имеются некорректные элементы, к примеру цвет или цифра, содержащиеся в таблице и указывающие, скажем, на Марс или Сатурн, маг должен быть уверен, что произошло что-то в корне неправильное, и ему следует сделать попытку повторить видение, чтобы убедиться, не совершил ли он какую-либо ошибку.
По мере увеличения числа опытов маг начнет удерживать в памяти весь сложный спектр соответствий, а знакомясь с природой исследуемого плана, станет сразу понимать, правильно ли продолжается видение; кроме того, у него разовьется интуиция, которая немедленно подскажет магу, что существует опасность нелогичного продолжения видения. Я не устану повторять, что проверка видения путем сличения его элементов с магическим алфавитом есть наиважнейшая из задач, которую должен решать маг. Нежелание подвергать видение научной проверке, отказ анализировать и критически оценивать его неминуемо приведет мага к тому, что он попросту рано или поздно увязнет в мутном, затягивающем болоте астральной интоксикации безо всякой надежды не только продолжить, но и вообще возобновить некогда правильно начатый опыт.
Прежде чем начинать вхождение в Тело Света, я хотел бы сделать всем несколько предостережений. Оставлять свое физическое тело без управляющего разума и контроля своего внутреннего «я», точнее, бросать его, во многих случаях равносильно приглашению войти в него любому астральному существу, неважно — хорошему или плохому, любому, которое окажется поблизости и польстится на предложенное. По правде говоря, особенно тревожиться за физическое состояние тела не имеет смысла, так как Нефеш, обиталище жизненных сил, останется в нем и обеспечит его функционирование в плане физического существования. Но в любом случае крайне нежелательно, чтобы в тело кто-нибудь вошел, так что постарайтесь не допускать этого. Если демон с собачьей головой получит человеческую оболочку, это поставит под угрозу и цель магических процедур, и сами процедуры. Ниже предлагаются несколько приемов, которые были в течение веков разработаны для того, чтобы тело не стало чьей-либо добычей, методик, которые позволяют вполне безопасно оставлять тело, пока душа устремляется к священным огням.
Некоторые авторитеты в области магии считают, что из всех методов защиты наиболее эффективно оставлять тело в воображаемом круге белого света; поскольку белый есть цвет трона высшего духа, ни один меньший дух не рискнет взять то, что принадлежит высшему. Другие предпочитают, выходя из физического тела, оставлять его в магическом круге, правильно нарисованном разными цветами, со всеми божественными именами, написанными по внешней стороне его, с геометрическими фигурами внутри. В этом случае, однако, круг должен быть освящен, равно как и в соответствии с ритуалом должна проводиться церемония изгнания духов, а это все процесс довольно долгий и утомительный, который превратится в невыносимый гнет, если заниматься выходом в астрал часто. Поэтому многие считают, что одного ритуала изгнания пентаграммой будет вполне достаточно для обеспечения защиты тела, этот ритуал исключит всякую возможность обладания телом со стороны демонов.
Возвращение в тело после видений должно сопровождаться благоразумными предосторожностями. Войдя в физическую оболочку, сделайте несколько глубоких вдохов, чтобы максимально обеспечить единение двух организмов; также считается, что необходимо в этот момент представлять форму какого-либо бога и произносить имя его с нужной вибрацией в голосе.
-----------------------
О принятии божественных форм см. главу одиннадцатую.
Обычно бывает достаточно представить форму Гарпократа; для этого встаньте прямо, поднимите левую руку, приложите указательный палец к губам — это знак молчания, — сопровождая действие внятным произнесением имени Бога. Помните, что неудача в соединении двух сущностей — мысленного тела и физического тела — может привести к катастрофическим последствиям.
Если читатель возьмет на себя труд проконсультироваться с египетской «Книгой мертвых», то существенно расширит границы своих знаний, ибо в ней содержатся результаты наблюдения и
точная классификация Туат и Аментет, частей астрального света. Во второй части главы CXXV
----------------------------------
См. Бадж, Книга мертвых, с. 355-378, глава CXXV, «Вхождение в зал двух Маат»; гимн восхваления Осирису, правителю Аментет».
читатель увидит бога Осириса сидящим в конце Зала Маат, а рядом с ним находится сама Маат, богиня закона и истины, и сорок два советника, помощники Осириса.
Каждый из этих сорока двух богов представляет один из номов (административно-территориальных единиц) Египта и имеет символическое магическое имя. В самой этой концепции видится громадная мудрость древнеегипетских жрецов-теургов, которые вывели соответствия между планами астрального света и номами верхнего и нижнего царств. Теург, тщательно изучивший эту и последующие главы, получит множество полезнейшей информации, касающейся астрального света и Хранителей, или Стражей, пилонов, врат, через которые ему нужно будет пройти в процессе самоинициации. Хотя, в соответствии с «Книгой мертвых», через эти пилоны надлежит войти усопшим к месту их упокоения в Аментете, их также вполне можно считать Вратами, сквозь которые в духовном видении должен пройти прорицатель или гадатель. Не следует воспринимать их как некую абстрактную выдумку, эти Врата, охраняемые подобными богам Стражами, ибо, как будет выяснено в процессе исследования, маг приблизится к некоторым из этих закрытых Врат и не сможет проникнуть в них ни с помощью магических знаний, ни обольстительных речей или попыток обмануть стражей, охраняющих святилища и дворцы. Отказ во входе будет служить своего рода знаком недостойности и показателем неспособности существовать в столь утонченных условиях. Кроме того, в данном случае в отказе содержится намек на необходимость очищения Тела Света, доведения его до сверкающего блеска, радужного и сияющего, на необходимость сделать его солнечным организмом, способным испускать яркий свет находящегося внутри него Духа.
Только тогда маг может получить право на вход в более огненное и восторженное состояние, и это право дадут ему ангелы-хранители, с огненными мечами стоящие у священных Пилонов и внутренних Врат. А средство достижения очищения известно, оно состоит в частом выполнении ритуала пентаграммы и обретении вследствие этого чистого и светящегося мысленного тела, а также в ежедневном проведение некоторых форм
евхаристии, которая наполняет Тело Света очищенной субстанцией духовной сущности.
Впоследствии маг будет сталкиваться с видениями уже более высокого порядка. Возможно, что с течением времени теург с удивлением обнаружит, что его роль как отстраненного наблюдателя отошла на задний план, что видения каким-то образом касаются его собственной сущности, а он является непосредственным участником некоего великого духовного опыта, и это понимание никогда не исчезнет из его сознательной памяти во дни его пребывания на земле. С этого момента начнутся истинные инициации, а не простое выполнение комнатных церемоний, и теург превратится из обычного экспериментатора в кандидата на право участия в священных мистериях. И нет нужды говорить, что право на инициацию выдается не справкой. Она попросту происходит. И когда это случается, маг, вне всякого сомнения, сразу понимает, что происходит.
В качестве примера очень волнующего опыта наивысшей степени астральных видений мне хотелось бы привести следующий отрывок: «Появился зал, такой громадный, какого я еще не видел ни в одном здании, ни в одном кафедральном соборе, с колоннами, которые, как мне показалось, были высечены из живого, пульсирующего опала или из какого-то неведомого мне звездного вещества, сверкающего всеми известными цветами, цветами и заката, и рассвета. Золотистый воздух светился там, и высоко меж колоннами располагались вплоть до далекой стены зала сияющие троны, и блеск их, по мере удаления, становился все слабее. На тронах сидели божественные цари, и огненные гербы сияли над их головами. На одном я увидел герб дракона, над головой другого сверкал и развевался плюмаж, но не из перьев, а из разноцветных языков пламени. Цари, сияющие подобно звездам, сидели молча и неподвижно, как статуи, куда более величественные, чем те громадные изображения богов, что высекали древние египтяне, в конце же зала стоял самый высокий трон, в котором восседал тот, что был выше всех остальных. За спиной его горел огонь, в яркости своей не уступавший солнечному. Внизу, на полу зала, лежала темная фигура человека, словно находящегося в трансе, и два божественных царя водили руками своими над телом и головой его. И я видел, что там, где двигались их руки, вдруг возникали и рассыпались огненные искры, сверкавшие наподобие драгоценных камней. И вдруг из темного лежащего тела восстала фигура высокая и величественная, сияющая светом таким же, что и сидящие на тронах цари.
Фигура, пробудившись и поняв, что находится в зале, осознав свое божественное родство, воздела руки, приветствуя царей. Она вернулась из путешествия в темноту, но теперь же, пройдя посвящение, сделалась такой же, какими были все остальные, мастером небесной гильдии. Пока стоящая на полу фигура рассматривала сидящих на троне, они тоже поднялись и воздели руки во взаимном приветствии, и затем прошли мимо меня, и силуэты их исчезали вдалеке, за их тронами, в великой славе».
------------------------
А. Е. Свеча видения, с. 21, 22.
Кроме того, в этом плане магу следует как можно чаще и тщательней исследовать и экспериментировать с каббалистическим Древом Жизни. Маг должен подниматься от одной сефиры до другой, внимательно анализируя природу каждой; он обязан исследовать всякую ветвь, растущую на Древе, уходящем корнями в сверкающие небеса и в славе своей спускающемся вниз, к расстилающейся многими красками земле. Все пути Древа, соединяющие десять сефирот, необходимо исследовать магу, а результаты их занести в свой научный дневник. Именно так и только так достигается самопознание, поскольку Древо есть символическая карта не только внутренней конституции человека, но и структуры и сил всей вселенной в каждой из ее многочисленных фаз.
«Вселенная, — пишет Кроули, — это наше отражение; образ столь же нереальный, как и лицо, видимое нами в зеркале, выражение которого невозможно изменить, не изменяясь самому... Поэтому в том свете все, чем мы занимаемся, это обнаруживаем и раскрываем самих себя с помощью последовательного применения иероглифики, а изменения, которыми мы, как нам кажется, очевидно оперируем, являются в общепринятом смысле, иллюзиями... Это позволяет нам видеть самих себя и, как следствие, способствует самоинициации тем, что показывает все, что мы делаем».
---------------------
2 Кроули. Магия в теории и практике, с. 110, 111.
В результате, изучая Древо Жизни, эту символическую карту, в астрале при помощи Тела Света маг знакомится с каждым аспектом своего собственного сознания и со вселенной. Видения, которые он испытывает, вызванные использованием сигил, являются во многом откровениями его собственного сознания во всех его различных частях, с которыми ранее маг не был знаком.
Божественные существа Света и Огня
Для раскрытия самых разных слоев разума и души, для рассмотрения их содержимого в их динамичной форме самым подходящим, а скорее даже наилучшим средством является исследование астрального света в огненном солнечном теле. Только так обеспечивается способность к самопознанию. И именно так достигается истинное самосознание, в определенном смысле прелюдия к симфонически гармоничному небесному единению.
Результаты данного действия будут понятными и благотворными. Отметать возможность сознательного перехода Тела Света, считать бессмысленным и бесполезным важнейшие опыты самопознания в божественном астрале на том основании, — весьма преувеличенном, — что «все это лишь выдумки воображения», по меньшей мере абсурдно.
Только экспериментальным путем можно проверить, является ли путешествие в эмпирей высшей реальностью или осколком фантазий, хотя, следует признать, что первый шаг к нему делается по каналам Воображения. «Освобожденный Прометей» возник сначала в богатом и плодотворном творческом изображении Шелли,
---------------------
Перси Биш Шелли (1792—1822) — английский поэт-романтик, среди работ которого: «Ода к западному ветру» (1819), «Ода к жаворонку» (1820), лирические драмы «Освобожденный Прометей» (1820), «Адонис» (1821), элегия к Джону Китсу. Для поэм Шелли характерна жажда любви и социальной справедливости, и это качество ставит их в один ряд с величайшими произведениями во всей англоязычной литературе. В поэме «Освобожденный Прометей» греческий бог Зевс лишается власти, вследствие чего человечество вступает в Золотой век, где правит любовь.
но найдется ли среди нас человек, который отвергнет поразительную красоту этой поэмы или усомнится в ее несокрушимой реальности на том основании, что происхождение ее не вполне материально?
Аналогичный пример рассуждений применим и к нашему случаю. С помощью Воображения маг создает тонкий мысленный инструмент, которым он измеряет, исследует и изучает уже существующий во вселенной, но до сих пор неведомый ему план сознания. В любом случае пройдет довольно немного времени, и маг, как бы скептически он ни относился к своему опыту, — а он и должен так нему относиться, — поймет, что и ангельские существа, с которыми он сталкивается в видениях в процессе своего необычного путешествия, и их разговоры между собой и с ним, равно как и их отношение к нему, едва ли являются продуктом его собственного воображения.
Видение Иезекииля
В равной степени все это нельзя считать и субъективным творением, особенно когда, к вящему ужасу мага, видения вдруг начинают издавать звуки, как говорят, «жужжать».
В данный момент я хотел бы рассмотреть один из наиважнейших результатов, который дает эта в высшей степени значительная область теургии.
До достижения успеха в проецировании Тела Света человеческое сознание было неотделимо от физического тела. Аппетиты и желания этого носителя уже определены самим Руахом. Появление способности переносить сознание в созданное Тело Света в своем воображении дает толчок возникновению важного философского вывода.
Душа отличается от сущности тела и с помощью правильных методов может быть отделена от него, сделана от него независимой. Прежде всего, не следует приходить к скорому выводу о том, что душа не умирает и является бессмертной, ибо данный вывод пока еще не подтвержден экспериментальным путем. От перехода в Тело Света приобретает, однако, Руах ложное эго. В индивидуальной сущности или в природе самого сознания никаких изменений не происходит, поскольку проецирование мысленного тела не есть аналог того мистического эксперимента, который уничтожая дуализм, ведет к появлению восторга и к просветлению. Теург остается тем же человеком, каким и был, и в сознании его все еще присутствует дуализм. И тем не менее уже произошло изменение в его мировоззрении, изменилась его точка зрения.
Пребывая в Теле Света, то есть когда сознание оказывается успешно перенесенным, он может увидеть перед собой свое, будто бы спящее, физическое тело, то самое, в котором он пребывал всего несколько секунд назад. Вот так теург при помощи простого наблюдения познает, что он не есть тело, поскольку может по желанию выйти из него. Он начинает сознавать, что он есть сущность духовная, способная функционировать самостоятельно, отдельно от физической оболочки, от своего телесного организма. Вот теперь наиблее важно уничтожение двойственности. Ближайшей целью становится выход из Руаха, раскрытие его врат и обретение способности найти свое истинное духовное «я». При обнаружении его, когда в сферу разума проникают просветление и экстатический восторг, приходит и великое понимание бессмертия Души; разум и тело есть всего лишь ее носители, инструменты, при помощи которых Душа достигает своей высокой цели. А средством обнаружения является следование путем магии.
Лестница, ведущая в небеса
Заклинание, принятие формы богов во время нахождения в тонком теле, восхождение в план — все это пути к единению с внутренним богом (см. рисунок).
------------------
Восхождение в план — методика работы в астрале, разработанная на основе учения ордена Золотого Рассвета, где она носила название путешествия в духовном видении. Это исключительно духовный процесс, в котором используется каббалистическое Древо Жизни. Сознание мага переходит в астральное тело, которое восходит на разные уровни Древа (см. Регардье. Золотой Рассвет, с. 464, 465, и Гранатовый сад: гадание по Древу Жизни, с. 204-215).
Если данной практикой заниматься постоянно в течение непродолжительного времени, то все затраченные усилия приведут к очищению ментальной оболочки и к постепенному превращению ее в духовную структуру. Старый принцип инерции, лени и мрака, который индуисты называют тамасом ( Тамас (санскр.) — мрак.) будет разбит, раздроблен и выброшен из магической сферы. Пустоты мозга, до того времени остававшиеся тяжелыми, непроницаемыми и темными, просветлеют и озарятся странным светом. Проявится любопытный феномен, который, как только его значимость станет понятой, принесет в сердце мага ликование. Если раньше ночь проходила в забвении глубоким сном или, в лучшем случае, в фантастических мечтаниях, то теперь сознание мага удерживается даже во время сна. Нет больше долгого забвения; все время превратилось в постоянный, непрерываемый поток осознанности, независимо от того, спит ли тело мага ночью или бодрствует днем. Одним словом, состояние бессознательности исчезает. Важность и значимость обретения такой способности невозможно переоценить. Мало-помалу проявляется новое качество чистоты, как сказали бы индуисты, саттвы (Caттва (санскр.) — суть, сущность. ), качество ритма, продолжительности и благости.
С проникновением качества саттвы и удаления из личностной сферы тамасических элементов, в мозгу начинает появляться и увеличиваться легкость и просветление, и в каждом часе присутствует сознание, но не то, что присуще Руаху, а высшей Душе. Так побеждается жизнь, ибо Душа недоступна ее низкому пониманию. Побеждается смерть, вечно преследующая человечество, последнее из отчаяний философов. Умирает только тело. Разум и чувства также испытывают смерть. Но продолжает вечно жить неизменный и божественный ангел Священного Света, очищенный испытаниями, победивший житейские перемены, величественный, торжественно спокойный в своем Бессмертии.
Поэтому невозможно переусердствовать в воздаянии хвалы процессу разгадывания духовных видений. Именно эта работа способна привести мага к высшим сферам Древа Жизни, туда, где воздух чист, а мировоззрение незамутнено и незапятнано. Есть, конечно же, изначально таящаяся опасность либо затеряться на непроторенных и неразмеченных путях исследуемого плана, либо оказаться пойманным в ловушку соблазнительно яркими формами и проплывающими астральными видениями неизмеримых глубин. Однако довольно просто избежать всего этого. Если стремление не замарано грязью, если оно сверкает чистотой и если маг применяет каббалистические принципы скептицизма, он может не испытывать никакого страха, ничего опасного с ним не произойдет. Я желаю магу, расправив крылья, возвыситься над своей личностью, над сверкающими фантомами астрала, миновать прекрасные, но бессмысленные и лишенные веры обманчивые, колдовские видения и устремиться во внутреннее сердце Человека Небесного, туда, где восседает на своем троне Господь всего.
Перед тем как начинать не только видения, но и всякую магическую работу, и начинающему, и уже опытному магу рекомендуется выполнить ритуал изгнания духов, который имеет не только очистительные, но и защитные свойства. Самый быстрым и в то же время самым простым ритуалом считается ритуал изгнания пентаграммой.
Пентаграмма, как говорил Леви, «символизирует господство разума над элементами, поэтому этим знаком мы их и связываем.
-----------------
Леви. Трансцендентальная магия, с. 63.
...Пентаграмма символизирует Слово, ставшее плотью, и от того, как направлены ее лучи, она представляет собой добро или зло, порядок или хаос....
------------------------
Ibid, с. 237.
Знак, заключающий в себе значения всех оккультных форм Природы, который всегда рассматривается элемен-талями и другими духами как сила, которая выше их, и оттого пугает их, внушает уважение и достигает с их стороны покорности за счет превосходства знания и воли над невежеством и слабостью».
---------------------
Ibid, с. 70.
Чтобы определить значение геометрической формы пентаграммы и понять, почему в ней заложена власть изгонять все низшие силы из данной сферы и почему она называется «словом, ставшим плотью», нам следует снова кратко повторить аспекты каббалы. Одним из божественных имен, под которым иудеи воспринимали универсальную творческую силу, было YHVH (ГПГР), которые, называясь Тетраграмматоном, считались эквивалентами четырем элементам космоса. Это же понятие соответствовало обычному непросвященному человеку, в котором еще не горел свет духа; невозрожденная сущность земли, воздуха, огня и воды, подверженная влиянию вещей, присущих не искупленному «я». Считалось, что под воздействием магии в эти четыре элемента, на которых основывается плоть, в огне и славе входит Святой Дух.
Пентаграмма
В древнееврейском алфавите Дух обозначается буквой три острых зубца, три языка духовного пламени которой объединены в один принцип. Разрывая сущность плоти, принося с собой зачаток просвещения, вдохновения и откровения, Святой Дух своим присутствием образует в сердце новую сущность, адепта или мастера YHShVH (ГПВ7ГР). Это слово на древнееврейском языке означает имя Иисуса, богочеловека, новый вид духовной сущности, более высокой, чем Тот, кто есть ничто во всех небесах и планах природы.
-----------------------
Йехешуа (ГПЮГР) _ Пентаграмматон, греческое слово, означающее «имя из пяти букв». То же, что Тетраграмматон («имя из четырех букв») ^ППГ'' с Добавленной в центре буквой «шин» И. Иными словами, четыре элемента YHVH (Огонь, Вода, Воздух и Земля) дополняются, венчаются и управляются пятым — Духом.
Вследствие этого факта, а также благодаря идеологии, сконцентрированной в пентаграмме, символе четырех элементов, увенчанном короной и всепобеждающим пламенем Святого Духа, она и имеет несравненную силу и власть покорять астральные противоположности и изгонять материальные сущности из сущности мага.
Малая изгоняющая пентаграмма
Результат действия пентаграммы зависит исключительно от того, в каком направлении, «к» или «от», любого из пяти концов, ее рисует маг. Если пентаграмму начинать рисовать сверху и вести прямую линию к правому нижнему лучу, то будут заклинаться силы Огня. Напротив, если маг вырисовывает своим жезлом пентаграмму начиная с нижнего левого луча и идет вверх, в этом случае будет изгоняться элемент Земля.
Можно также заметить, что именно этот, последний тип пентаграммы, который и используется в ритуале, является самым эффективным, поскольку его вполне хватает для изгнания любых, самых разнообразных существ, к какому бы классу они ни принадлежали (рисунок).
---------------------
Соответствует идее о том, что пентаграмма Земли использует для изгнания или заклинания все основные энергии на уровне Ассии в Малкуте (включая Землю Малкута, Воздух Малкута, Воду Малкута и Огонь Малкута). Пентаграмма Земли, используемая для изгнания или заклинания субэлементов Малкута, называется Малой изгоняющей пентаграммой или Малой заклинающей пентаграммой.
В этом ритуале обычно используется меч, поскольку он символизирует главную способность Руаха — изгонять. Так называемый ритуал изгнания пентаграммой
----------------------------
Малый ритуал изгнания пентаграммой (МРИП) есть квинтэссенция ритуала Золотого Рассвета. Произношение (протяжное) древнееврейских слов, в соответствии с перечнем, представленным Регардье, следующее: 1 — Ато (Аа-тоо, или, точнее, Аа-таа); 2 — Малкут (Маал-куут); 3 — ве-Гевура (в-Ге-вуу-раа, или в-Ге-буу-раа); 4 — ве-Гедула (в'Ге-дуу-лаа)); 5 — Ле-Олам, Аминь (Леи-оо-лаам, Аа-минь); 6 — ЙХВХ (Иод-Хе-Вав-Хе); 7 — АДЛИ (Аа-доо-нии); 8 — АХИХ (Ээ-хи-йи); 9 — АГЛА (Аа-гаа-лаа); 11 — Рафаил (Раа-фай-ил); 12 — Гавриил (Гаа-врии-ил); 13 — Михаил (Мии-хаи-ил)); 14 — Уриил (Ур-ии-ил).
считается важнейшим именно в качестве средства изгнания, хотя фактически структура его много
сложнее. Но, прежде чем пускаться в ее рассмотрение, я хотел бы процитировать следующее:
1. Коснувшись лба, произнесите: «Ато» (к Тебе).
2. Коснувшись груди, произнесите: «Малкут» (царство).
3. Коснувшись правого плеча, произнесите: «ве-Гевура» ' (и Власть).
4. Коснувшись левого плеча, произнесите: «ве-Гедула» (и Слава).
5. Сложив руки на груди, произнесите: «Ле-Олам, Аминь» (во веки веков, Аминь).
6. Повернувшись к востоку, нарисуйте жезлом или мечом пентаграмму Земли и с вибрацией в голосе произнесите: «ЙХВХ».
7. Повернувшись на юг, сделайте то же самое, но произнесите: «АДНИ».
8. Повернувшись на запад, сделайте то же самое, но произнесите: «АХИХ».
9. Повернувшись на север, сделайте то же самое, но произнесите: «АГЛА».
10. Вытяните руки, сложив их крестом, и произнесите:
11. «Предо мной Рафаил».
12. «Предо мной Гавриил».
13. «По правую руку от меня Михаил».
14. «По левую руку от меня Уриил».
15. «Ибо вокруг меня пламень пентаграммы».
16. «И в колонне стоит шестиконечная звезда».
----------------------
В различных книгах строки 15 и 16 могут отличаться, но очень немного. Приведенный здесь вариант совпадает с ритуалом, описанным Регардье в его книге «Золотой Рассвет». В другом варианте эта фраза звучит так: «Ибо вкруг меня сияет пентаграмма, и во мне сияет шестиконечная звезда». Общее количество углов (лучей) в четырех пентаграммах (4 х 5) и в одной гексаграмме (6) составляет 26, что соответствует числу Тетраграмматона и Срединного Столпа. По другой версии, фразы строк 15 и 16 звучат так: «Ибо вкруг меня пламенеет пентаграмма, и в колонне сияет шестиконечная звезда». Под «колонной» здесь подразумевается Срединный Столп, а также содержится намек на самого мага, который стоит в Столпе Равновесия. Кроме того, здесь же содержится указание на единение макрокосма и микрокосма шестиугольным столпом света между гексаграммой, находящейся вверху, и гексаграммой, находящейся внизу. Что касается каббалистического креста, то маг может стоять либо в восточной части комнаты, либо в центре, но лицом к востоку. Для «начертания» первой пентаграммы маг переходит в восточную часть комнаты, и оттуда, как того требуется, переходит в южную, западную и северную части храма, где рисует пентаграммы. Для заклинания архангелов и выполнения в конце ритуала каббалистического креста, маг может снова прийти в центр комнаты. Если площадь храма очень маленькая, маг в продолжении всего ритуала может просто стоять в центре комнаты и поворачиваться в нужную сторону для начертания пентаграммы.
17. Повторите пп. 1—5, каббалистический крест.
В этой связи читателям может показаться небезынтересным замечание Кроули о том, что «тот, кто считает этот ритуал простым средством заклинания или изгнания духов, недостоин владеть им. В правильном понимании это — лекарство металлов и камень мудрых».
------------------
Кроули. Избранные труды, т. I, с. 204. Цитата взята из ссылки к поэме под названием «Дворец Мира».
Как мне довелось заметить, ритуал этот является довольно сложным механизмом. Сначала им заклинаются, а затем изгоняются пентаграммой при помощи четырех имен Бога все элементы из четырех главнейших точек, а затем вызываются четыре архангела, божественных стража, чтобы охранять сферу магического действия. В заключение же ритуал снова вызывает высшее «я», чтобы вся церемония, от начала до конца, происходила под наблюдением Духа.
Первая часть ритуала, с пункта первого по пункт пятый включительно, идентифицирует святого ангела-хранителя мага с высшими аспектами вселенной сефирот; фактически она подтверждает тождество души с Адамом Кадмоном.
Во второй части, в пунктах с шестого по девятый, маг рисует защитный круг, в то время как его воображение формирует астральный Круг Огня, в пределах которого он продолжает свои действия. На северной, южной, восточной и западной частях круга мечом или жезлом рисуются пентаграммы, изгоняющие элемент Земля. Как только эти пентаграммы, нарисованные основным оружием, появляются в воздухе, маг должен, сосредоточив все свои усилия, придать им действенность и реальность.
Слепое, бездумное выполнение этого ритуала, как, впрочем, и любого из теургических действий, неэффективно, если не сказать больше — бессмысленно, пустая трата времени и энергии. Одновременно маг воспаляет свое Воображение и мысленно рисует огненные пентаграммы вокруг себя в астральном плане, для того чтобы сквозь исходящие из фигур лучи света и власти — символы духовной сущности — не посмело пройти ни одно из низменных существ.
------------------------
Пентаграммы, как и круг, можно представить себе в голубом или белом пламени. Белый свет в астрале иногда видится ясновидцами как смесь белого и голубого цветов.
Маг ни в коем случае не должен опускать то оружие, которым он рисует в воздухе пентаграммы. Круг следует рисовать замкнутым, наподобие прямой линии, непрерывной от одной пентаграммы до другой. Сверкающая пятиконечная звезда подобна пламенеющему мечу, отлучившему Адама от райских кущ.
Четыре архангела,
--------------------
Рафаил, Гавриил, Михаил и Уриил — архангелы, символизирующие Воздух, Воду, Огонь и Землю соответственно. Наиболее часто из них в Библии упоминаются три архангела — Михаил, Гавриил и Рафаил. В знаменитом каббалистическом тексте «Се-фер Бахир» перечисляются три важнейших архангела, ими являются Михаил, Гавриил и Уриил (см. «Бахир» в переводе Арье Каплана, с. 41). Уриил часто упоминается как важная фигура в неканонических текстах, бывает, что в некоторых текстах его либо путают, либо заменяют Фануилом.
Один из важнейших магических текстов, работа Агриппы «Три книги оккультной философии», изданная в 1531 г., называет Михаила, Рафаила, Гавриила и Уриила «четырьмя ангельскими принцами, властелинами четырех ветров и четырех частей света» (см. с. 533 книги Агриппы изд. Llewellyn, под ред. Дональда Тайсона).
духовные управители четырех элементов, вызываются магом для того, чтобы получить подтверждение его права совершать обрядовые действия, а также придать пентаграммам и кругу, в котором находится маг, духовной силы и способности обеспечить его защиту. Последней фразой ритуала маг зажигает вокруг себя пентаграммы и снова призывает святого ангела-хранителя наложить на действие печать божественного света (см. рисунок на с. 269).
Одним из самых значительных и важнейших результатов данного ритуала, если, конечно, он проведен должным образом, согласно вышеописанной процедуре, является полое очищение всей личностной сферы. Любой, даже самый начинающий теург, после небольшой тренировки, сразу поймет, достиг ли ритуал желаемого эффекта или нет.
Я вынужден, к сожалению, констатировать, что довольно трудно описать результат ритуала изгнания, поскольку, разумеется, все здесь зависит от субъективного царства чувств и восприятий. Во всяком случае, у мага должно появиться вполне определенное ощущение необыкновенной чистоты, незабываемое и безошибочное в своем восприятии, чистоты поистине святой, маг почувствует, словно со всего его существа кто-то тщательно стер всю грязь, смыл все нечистые элементы, растворил и уничтожил. Чувство будет такое, будто бы вы в жаркий солнечный день побывали в прохладном водном потоке, подарившем вам блаженное ощущение чистоты и свежести. Вот каким будет состояние мага после проведения данного ритуала.
Разумно объяснить состояние после ритуала можно тем, что по окончанию его все составляющие природы мага становятся удивительно чистыми. Очистилось все, каждая молекула, каждая клеточка — астральная, ментальная и физическая, — поскольку основу всякого принципа составляет опора на энергетические центры и центры духовной силы.
Ангел
Эти микроскопические точки, или монады, суть мельчайшие чувствительные точки духовного сознания, и именно на реальности их существования и функционирования основывается не только глубочайшее ощущение индивидуальности, но и сама материя, и все то, что сопутствует энергии и физической жизни. Монады эти составляют основу клетки, и минерала, и мозга, и растительной жизни. В результате образования Огненного Круга и пылающих пентаграмм, произнесения с вибрацией в голосе имен Бога, а также взывания к ангелам, важнейшим точкам и к ангелу-хранителю происходит постепенное исчезновение из сферы сознания более грубых клеток или монадических атомов. А на их место, в сферу бытия, притягиваются и внедряются в самую суть физической и невидимой конституции другие жизни, чувствительнее и чище, обладающие более тонкой духовной сущностью. Так происходит жизненно важное очищение, за счет чего обеспечиваются проникновение влияния святого ангела-хранителя в уже чистые мозг и разум и полное растворение его присутствия и благодати, что является важной начальной стадией прогресса в магии.
История данного ритуала туманна. Лично мне не доводилось сталкиваться с подобными магическими церемониями, пришедшими из глубины веков, хотя очевидно, что какая-то, возможно, очень похожая форма изгнания при необходимости все-таки проводилась. В работах Леви можно найти очень похожий ритуал. В книге «Dogme et Rituel de la Haute Magic» («Догма и ритуал высшей магии») мы обнаруживаем следующий текст:
«Знак креста, принятый христианами, не принадлежит исключительно им. Это также и каббалистический знак, он символизирует противоположности и четверичное равновесие элементов. Вначале существовало два метода осене-ния себя крестом: первый предназначался для жрецов и посвященных, второй — для неофитов и непосвященных. Так, к примеру, посвященный сначала прикладывал руку ко лбу и произносил: «Твое есть», затем касался рукой груди и говорил: «Царство», потом прикладывал руку к левому плечу со словами: «Справедливость», затем — к правому плечу и произносил: «И прощение», после чего, складывая руки, говорил: «Во все грядущие веки». Tibi sunt Maichut et Geburah et Chesed per aeonas — таков был крест, абсолютно и безусловно каббалистический по происхождению, который в результате профанации гнозиса был потерян для
официальной и воинствующей церкви. Этим знаком, именно в такой форме, предварялось и заканчивалось заклинание Четырех».
-------------------
Леви. Трансцендентальная магия (Levi. Transcendental Magic), с. 233,234.
Нет никакого сомнения в том, что осенение крестом являлось всего лишь частью ритуала, приведенного мною выше. Совершенно очевидно, что Леви пишет именно о ритуале изгнания пентаграммой. В ныне уже не существующем ордене Золотого Рассвета, в то время когда им руководил С. Л. МакГрегор Матерс, этот ритуал использовался широко, а после исчезновения ордена и его ответвлений он был присвоен Алистером Кроули и увековечен им в своем издании «Equinox».
----------------------
Кроули. Книга 0 (Vel Manus et Sagittae), Равноденствие (The Equinox), т. 1, числа 2, 19.
В течение долгого времени, перед публикацией данной книги, мне не удавалось найти ни одного авторитетного источника, где хотя бы намекалось на существование чего-то похожего на описываемый ритуал.
Однако существуют свидетельства, показывающие, что некая форма защиты или, иначе говоря, предварительное изгнание, признавалась средневековыми магами, из работ которых, судя по контексту, Фрэнсис Барретт и черпал свои методы. Правда, не в меньшей степени он обязан и работам Корнелия Агриппы Пьетро де Абано.
------------------
Пьетро де Абано (1250—1316) — итальянский врач, философ и астролог. Согласно легенде, гуманитарным наукам его обучили семь духов из хрустальных сосудов. Автор средневекового гримуара, или магического учебника «Гептамерон, или Магические элементы».
В книге Барретта «Маг» содержится абзац, в котором автор говорит, что перед тем, как начинать заклинание, необходимо произнести некую «молитву, псалом или исполнить песнопение»,
--------------------
Барретт. Маг, кн. 2, ч. 2, с. 100.
а на последующей странице он описывает церемонию освящения круга, в которой совершенно ясно содержится идея защиты.
---------------------
Ibid, с. 101.
И более того, помимо данной церемонии, существует метод использования пентаграммы, о котором упоминается в магических инструкциях «Гоэтии»
-------------------
«Гоэтия» — один из пяти отдельных манускриптов, входящих в «Лемегетон», или в «Малый ключ Соломона». Слово гоэтия, как предполагают, означает «завывание», им нередко описывают один из типов средневековых гримуаров, в которых говорится о вызывании или заклинании низших духов или злых демонов.
и в «Ключе Соломона»
-------------------------
«Большой ключ Соломона», или «Clavicula Solomonis» — гримуар конца XV или начала XVI века. Если в «Малом ключе Соломона» говорится о работе с низшими духами и демонами, то в основе «Большого ключа» лежат призывы к высшим духовным началам, таким, как планетарные архангелы и ангелы. В этой книге содержатся также инструкции по созданию и освещению планетарных талисманов.
и который стал известен «французскому магу», как многие называли Леви.
Пьетро де Абано
Магическая фигура рисуется как сигил, с соответствующими словами и символами, на металле или нетронутом пергаменте для последующего использования во время церемонии изгнания. Если в процессе ее проведения экзорсисту начинает грозить какая-либо опасность, или он вдруг начинает чувствовать, что неспособен справиться с вызванным разумом, он поднимает руку с пентаграммой и начинает ходить по кругу, останавливаясь в Четырех Домах, где возносит короткие молитвы к Повелителю Вселенной. Результат действия получается такой же, как если бы маг рисовал пентаграмму в воздухе одним из предметов, внушающим страх и почтение.
Здесь следует упомянуть о разновидности, которая, в общем, является формой и должна присутствовать в любой церемонии. Называется она разрешением удалиться
------------------
Разрешение удалиться означает, что духовная сущность может покинуть храм или круг после того, как магический сеанс закончен.
и возникает в тех церемониях,
где разум не только вызывается заклинаниями, но и принимает видимый облик в Треугольнике Искусства. Когда оператор более не хочет, чтобы вызванный дух оставался в Треугольнике, он читает разрешение, после чего дух дематериализуется и удаляется со сцены действия.
«О ты, Дух N, поскольку ты старательно ответил на мои вопросы и был весьма готов и жаждал явиться по моему призыву, я разрешаю тебе удалиться в свойственное тебе место, безвредно и безопасно для всякого человека или зверя. Уходи же, говорю я, и будь готов явиться по моему призыву, должным образом подчиняясь изгоняющим и вызывающим заклинаниям священных ритуалов магии. Я приказываю тебе удалиться мирно и тихо, и да будет мир Господень вечно между мною и тобой. Аминь!».
------------------------
Данное разрешение взято из «Гоэтии».
В отличие от данного, взятого из «Гоэтии», варианта, Барретт приводит слегка измененную разновидность разрешения: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа иди с миром в места свои; и да будет мир между нами и тобой; и будь готов прийти, когда тебя позовут».
-------------------------
Барретт. Маг, кн. 2, ч. 2, с. 116.
Затем он говорит, что в течение нескольких минут после того, как дух удаляется, маг не должен выходить из круга, он обязан короткой молитвой выразить благодарность за успешно проведенную работу, и «выходить же можно после того, как вознесена должным образом молитва за будущую защиту и охранение». Барретт дополнительно предостерегает мага, что те, кто забывает произнести фразы, разрешающие духу удалиться, оказываются в смертельной опасности, так как известны случаи, когда оператор умирал внезапной смертью.
----------------
Ibid., с. 101.
Нельзя сказать, что все эти различные методы выглядят так же научно и надежно, как и ритуал изгнания пентаграммой, о котором говорилось выше. Этот ритуал, сохранившийся до наших времен, уникален, ни при каких обстоятельствах, ни в какой магической работе, ни в формальных ритуалах церемониальной магии, ни в проведении Мессы Святого Духа, ни в процессе разгадывания Духовного Видения, он не должен быть пропущен. Личностная сфера обязана быть чистой, ни одному внешнему существу нельзя позволять входить в радиус восприятия, иначе вся целостность и последовательность данной работы будет нарушена.
Необходимо также рассказать о двух других оставшихся методах изгнания. Когда в процессе той или иной церемонии требуется провести более тщательное изгнание, чем это позволяет сделать ритуал с использованием пентаграммы, то в этом случае, как правило, прибегают к методике, отчасти напоминающей обычный экзорсизм. По периметру круга разбрызгивают несколько капель воды, тщательно тушат горящую свечу, символизирующую элемент Огня, экзорсист помахивает в воздухе веером, а по краю круга сыплют несколько крупинок соли.
Одновременно должны произноситься следующие магические слова: «Экзарп, Битом, Хкома и Нанта»,
----------------------------
Четыре имени из языка Еноха (енохики), которыми обозначаются четыре элемента. Взяты из «Скрижали Завета», соответствующей Духу.
управляющие духами Воздуха, Огня, Воды и Земли. Следует также произнести заклинание для исхода элементалей, управляемых этими словами, и, конечно же, будет лучше, если перед этим проводится ритуал изгнания пентаграммой. В высшей степени полезно при каждом из описанных церемониальных действий читать несколько стихов из «Халдейского оракула».
Второй метод, о котором я хотел бы рассказать, использовался древнеегипетскими жрецами; он описан в одной из глав «Магического папируса Гарриса». Этот ритуал изгнания выполняется в четырех важнейших точках, одновременно воображение мага рисует образ хранителя в виде собаки; этот образ, как считалось, действует безусловно разрушительно по отношению к любой нападающей силе. Описывать метод я не стану, я просто приведу его так, как он описывается в «Папирусе»:
«Восстань, Пес Зла, дабы я мог дать тебе поучение в твоих теперешних обязанностях. Ты лишен свободы. Признайся, что это так. Это Гор дал тебе такую заповедь. Пусть лицо твое станет страшным, как небо, разорванное грозой. Пусть челюсти твои сомкнутся безжалостно. Пусть волосы твои вздыбятся, подобно прутьям огненным. Будь велик, как Гор, и страшен, как Сет; равно на юг, на север, на запад и на восток... Ничто не остановит тебя, когда ты направляешь лицо свое охранить меня... когда ты направляешь лицо свое охранить мои пути, противостоишь врагу. Я дарую тебе власть изгонять, становиться бесшумным и невидимым. Ибо ты есть мой хранитель, мужественный и ужасный».
------------------
См. очерк Флоренс Фарр «Египетская магия» в книге Уэсткотта «Collectanea Нег-metica», т. VIII, с. 24.
По моему мнению, этот вид изгнания должен сопровождаться ритуалом пентаграммы. Используется он в трудных случаях, в работе, связанной с вызыванием духов, когда может возникнуть опасность вторжения особенно враждебных и злобных существ, привлекаемых возможностью проникнуть сквозь обычным образом освященный круг и причинить вред магу. Он также используется в обращении к Гору или к разуму планеты Марс, когда астральной сфере требуется быть особенно чистой.
Я уверен, мне не нужно уточнять, что в процессе использования данного метода образ собаки, вызываемый в воображении мага, должен быть таким же абсолютно четким, как и вызываемая в воображении пентаграмма, и что теургу следует придавать особое значение не только образу, удерживаемому оком разума, но и словам самого заклинания.
|