Израэль Регардье Древо жизни
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ
ГРИМУАРЫ И МАГИЧЕСКОЕ ЗАКЛИНАНИЕ
После того как единение со святым ангелом-хранителем состоялось и душа вошла во внутреннюю сущность Его сияния и славы, маг, в соответствии с системой Абрамелина, переходит к заклинанию духов и демонов с целью подчинения их, а впоследствии и всей Природы своей трансцендентальной воле. На первый взгляд может казаться, что такая задача, следующая за экзальтацией предыдущей части книги, является падением с пьедестала величия и по природе своей сродни разочарованию. Едва ли кто-нибудь станет спорить, что восторг и высокая духовная безукоризненность книги отчасти подпорчены подобными дополнениями к величественному достоинству операции системы Абрамелина. В свое время Кроули попытался дать этому уместное и разумное объяснение. «Для этого есть, — говорит он, — определенная причина. Любой, кто несет новый мир, должен и соответствовать всем его условиям. Действительно, науке иерархия зла кажется в какой-то степени отталкивающей.
Фактически, очень трудно объяснить, что мы имеем в виду, говоря, что мы заклинаем или призываем Паймона, но, если пойти немного дальше, то же самое замечание применимо и к любому из соседей, например к некоему мистеру Смиту, живущему по соседству. Мы не знаем, кто он, этот мистер Смит, или каково его место в природе, мы не имеем представления, как охарактеризовать его. Мы даже не уверены в том, что он вообще существует. И тем не менее в жизни, когда мы вызываем Смита, он к нам приходит. Соответствующими средствами мы можем заставить его сделать для нас то, на что он физически и интеллекту-ально способен. Поэтому вопрос здесь только в практике; и в со-ветствии с данным стандартом мы обнаруживаем, что причин для споров с установленной терминологией нет.
Метол, предложенный Абрамелином для заклинания Четырех Принцев Зла Мира, заключается, с точки зрения магии, в использовании магических мест, которые в определенны) очетаниях по-казывают различные буквы и имена. Если эти места при помощи магической воли «зарядить энергией», они установят магнитный или электрический контакт, вызовут напряжение в астральном мире, на которое ответят некоторые существа, реагирующие по природе своей на это напряжение тем, что начнут выполнять то, что им прикажет маг.
Помимо заклинания демонов на террасе, Авраам дает советы по устройству и предлагает описания мест, необходимых для выполнения почти каждого желания, свойственного человеку. Автор не собирается разъяснять последнюю часть книги Абрамелина, где говорится о магических местах и практических формулах заклинаний просто потому, что в этой части не содержится ничего значительного о самой магической системе. Но в любом случае практическая сторона затрагивается и в других работах по магии.
Автор намеревается рассмотреть здесь данные книги, поскольку они касаются той области магии, которая по духу прямо противоположна заклинанию, она относится к сфере вызывания или «воскрешения» планетарных духов и ангельских существ и управления ими. Мне хотелось бы, однако, предупредить читателя и обратить его внимание на тот факт, что процедура, изложенная Абраме-лином, является лучшей. Сначала происходит Познание и Разговор со святым ангелом-хранителем, и только после этого — вызывание. Я упоминаю об этом для того, чтобы читатель был осведомлен о полной формуле, хотя в мои намерения не входит перечислять все множество магических советов. Книги, относящиеся к рассматриваемому мной в данной главе предмету, называются: «Ключики царя Соломона», «Гоэтия», или «Малые ключики царя Соломона», а также «Книга ангела Рациила».
Разумеется, составители этих работ приписывали их авторство царю Соломону, навсегда вошедшему в историю человечества как идеал мудрости и эрудиции, понимая, что одно упоминание его имени прибавит их сочинениям уважения и авторитетности. Для нас, правда, это очевидное мошенничество не имеет большого значения, так как если сама система работает, дает эффект, нам уже неважно, хорошо или плохо Соломон выполняет роль собеседника по вопросам магии, мы уже знаем, что если следовать предложенным правилам, то мы достигнем желаемого эффекта. В этом смысле можно привести еще один пример, гипотетическую фигуру Йосселя бен Мордехая. Кроме того, перечисленные работы подразумевают со стороны авторов некоторое отречение от своего «я» отказ от своего имени и приписывание всех заслуг другому лицу Сами книги и содержащиеся в них магические системы очень интересны, поэтому и будем считать вопрос их авторства несущественным.
Фактически, потребность в ритуалах вызывания духов очень легко объяснима. Хотя высшая цель магии состоит в том, чтобы познать высшее «я», и хотя в задачу черной магии входит стремление добиться чего угодно, только не этой благородной цели, то для этого иногда необходимо пересмотреть и изменить как все материалы, так и сцену действия, равно как подготовить к совершенствованию Руах, который будет принесен в жертву Возлюбленному. Для различных людей, живущих в разное время, эти приготовления также должны, естественно, измениться. Поскольку Руах должен быть отвергнут и положен на жертвенный камень как подношение Величайшему и поскольку он символизирует определенное отсутствие ценности, детски непосредственную преданность и жажду принести столь серьезную жертву, некоторым теургам, возможно, для этого потребуется провести всевозможные практические эксперименты, чтобы достичь результатов, которые дли других людей могут быть совсем не нужны.
Например, у одного человека вдруг возникли сложности из-за плохой памяти, он не может вспомнить в точности ни священное видение, ни услышанный аромат; другой оказывается неспособен реагировать на некоторые эмоциональные раздражители, взгляды третьего на жизнь отличаются крайним примитивизмом и, по сути своей, противоречат идее жертвенности и принятия на себя всевозможных лишений. Важнейшей магической задачей в данном случае будет, прежде всего, совершенствование непосредственного носителя, через которого и должен проявиться святой ангел-хранитель. Напрасно эликсир жизни или амброзия будут вливаться в сосуд треснутый или грязный, следует искать адекватное средство от указанных недостатков. В конечном счете только после того, как в процессе мистического бракосочетания с Возлюбленным эго уничтожается на жертвенном алтаре, уже более не остается ни одного отвратительного комплекса, препятствующего возникновению духовного восторга единения, а принесенная жертва будет угодна и радостна Богу, отсутствие же потерянных качеств не станет помехой к совершенствованию дальнейшей жизни, что золотым цветком распустится в душе человека. Таким образом, совершенно необходимо на некоторое время отложить операцию, познание святого
ангела-хранителя, чтобы Невеста получила необходимые наставле-ния в своих обязанностях перед Царственным Сыном; посвятить себ. вначале не Магии Света, а гоэтии и проделать содержащиеся ней вызывания. Различные части разума и души могут отказыватьс выполнять определенную им магическую работу, вследствие чег особыми магическими усилиями — это происходит, когда обыч-ные мирские методы оказываются бесполезными, — требуется их исправить и стимулировать.
В подобных случаях вполне допустимо обратить внимание на ритуалы вызывания духов, чтобы с их помощью восстановить полное и нормальное функционирование индивидуальных качеств человека, необходимых для перехода к следующему этапу магической работы. Некоторых из сущностей, к примеру тех, что относятся к семидесяти двум иерархиям, описанным в «Малом ключе царя Соломона», потребуется вызывать с целью совершенствования эмоциональных качеств, логики, рассудительности и памяти, других сторон мыслительных процессов. То есть, если гоэтия говорит, что дух по имени «Форас» учит «искусству логики и этики»,
-------------------
Кроули. Гоэтия, с. 42.
это означает, что в результате стимулирования определенных аспектов разума, что происходит вследствие проведения особых магических операций, человек улучшает свои логические способности.
Мне хотелось бы обратить внимание читателей на одну магическую гипотезу, утверждающую, что продолжительное вызывание ангельских и планетарных существ не только не противоречит основным принципам магии, но и является необходимым предварительным условием для последующего Познания и Разговора со святым ангелом-хранителем. В соответствии с данной гипотезой длительное занятие искусством вызывания, возможно, помогает заполнить пустоты в той лестнице, по которой душа поднимается ввысь, к небесам. Именно с помощью данной методики теург обретает прочное и глубокое основание для своей пирамиды достижений.
Спорить с поборниками данной гипотезы совершенно бессмысленно; действительно, глупо думать о возведении столь возвышенного строения, как пирамида, рвущаяся вершиной в окутанные облаками небеса, вначале следует укрепить ее основание, непоколебимую опору для стремящегося ввысь духа. Пока устремления души чисты, равно как и помыслы и мотивы, если они не запятнаны эгоистичной жаждой власти, сколь бы долго и часто не происходили вызывания, они не принесут магу никакого вреда, правда, одновременно ему не стоит забывать и о необходимых мерах предосторожности — тщательно проводить ритуал изгнания и освящения как магического круга, так и треугольника (см. рисунок).
Маг, стоящий в центре магического круга
Считается, что при помощи такой методики маг имитирует действие и ход жизни всей Природы. В ней, которая служит магу великим источником, советчиком и примером для подражания, он видит, что все шаги к совершенствованию делаются не вдруг, а постепенно и последовательно, после длительной предварительной подготовки; ничто в природе не свершается беспорядочно, все происходит гармонично, последовательно и постепенно, шаг за шагом, осторожно и продуманно.
Именно этого порядка и гармонии ищет маг, дабы сочетать их
в своей работе. И работу свою он должен начинать с упрочения основания, а последующие же камни своей великой пирамиды ему надлежит укладывать как можно тщательнее; с жаром и целеуст-ремленно он выкладывает слой за слоем, ничего не пропуская и не перескакивая через какой-либо уровень, ибо только так выкла-дывается столь значительная башня.
Постепенно, по мере того как утверждается основание пирамиды, как на нем начинает вздыматься она сама, опирающаяся на вызывания и устремления мага, он может отказаться от занятий незначительных и несущественных, если необходимость в них не очевидна, тогда действия мага становятся однонаправленными и благочестивыми вплоть до кульминационного момента его высши достижений. В этом случае достижение основывается на твердом фундаменте, возведенном не на зыбучем песке, не подверженном разрушению при самых сильных ударах ветра; Познание и Разговор уходят корнями в самую душу и самое телесное существо мага, и просвещение, охватывающее его, не таит в себе никакой опасности, его не будут обуревать дикие, фанатичные идеи, разум его не пошатнется от происходящего.
Разумное объяснение возникновения вследствие вызывания могучих способностей и реальность вызываемых духов легко объяснимы, если хотя бы ненадолго взглянуть на феномены патологической психологии. Процесс вызывания духов можно отчасти сравнить с легким неврозом или наличием в разуме человека соответствующего комплекса, «вытряхнуть» который, отделаться от которого вдруг становится невозможным до тех пор, пока при помощи особых средств не будет четко определена и охарактеризована причина его. Знание причины ведет к осознанию и рациональному объяснению происходящего, после чего нужно бесстрастно взглянуть на причину и навеки удалить ее из сознания как раздражитель ненужный, болезненный и вредный. Психоаналитик неспособен помочь пациенту, страдающему от сильных неврозов, до тех пор, пока с помощью отработанной методики не погрузится в бессознательное пациента и не обнаружит причину существования конфликтов, типичных для того или иного невроза. Подобное исследование содержимого разума или части разума и памяти способствует вскрытию причины невроза и ее логическому объяснению, пациент начинает отчетливо видеть и форму, и «отправную точку» его психоза и обретает способность удалить, навсегда изгнать ее. До тех пор пока какой-либо комплекс является скрытым и бесформенном, притаившимся подсознательным импульсом, будоражащим пациентов
обладающим достаточной силой, чтобы разрушить единство его сознания, его невозможно ни выявить, ни контролировать.
Аналогичное объяснение применимо и к гоэтии, области магии, занимающейся вызыванием духов. Пока подсознательные силы или духи, дарующие магу способность совершенствовать какое-либо осознанное качество, лежат во внутренней конституции его сокрытыми, неизвестными и бесконтрольными, маг может и не подозревать об их существовании, он не пользуется ими, он не способен исследовать и развивать их, стимулировать одни и удалять из своего сознания другие. Прежде чем использовать их себе во благо, они должны обрести форму. Однако благодаря процедуре, предлагаемой вызыванием духов, духи подсознательного могущества исходят из глубин и в треугольнике, в котором они проявляются, обретают видимые формы, после чего с помощью мнемонической системы трансцендентальных символов теург обретает способность управлять ими и подчинять их своей одухотворенной воле. Пока они неразличимы, непостижимы и бесформенны, адекватно управлять ими невозможно.
Только после того, как маг с помощью курений сделал их форму видимой, заставил проявиться в магическом треугольнике, он обретает способность повелевать ими, делать с ними все, что только пожелает (см. рисунок на с. 322). Используемая здесь субъективная теория дает полные, легко понятные объяснения данного феномена вызывания. Дух в данном случае вполне уместно уподобить идее-содержанию или подсознательной мысли-содержанию, действующей невидимо, неслышно, не имеющей формы в темной бездне разума. Заставляя их проявиться в видимой форме, под действием воображения, игра которого стимулируется чудесным процессом вызывания, маг получает способность подчинить себе орды таившихся и бесконтрольных, по сути, мыслей, страстей и воспоминаний, упорядочивая их в виде иерархии духов, присваивать себе, своей Воле все богатство их необычайных знаний и сил. В этом, и только в этом заключаются причина и необходимость проведения ритуалов вызывания духов до высшего и основного момента магии — Познания и Разговора со святым ангелом-ранителем.
Вот мы и получили логическое объяснение двух принципиаль-ных разделов магии, а также выяснили точную классификацию иерархии духовных существ. Техника раскрытой выше методики заклинания заключается в призыве или вызове внутрь круга или сферы человеческого сознания — таковым в данном случае явля ется характеристика магического круга, — Бога или святого ангела хранителя.
Маг, призывающий к себе Духа
В высшей форме магии никакого внешнего треугольника не нужно, ибо сам маг является и кругом, и треугольником, поскольку именно он жаждет смешать свою жизнь с жизнью Бога, отдать всего себя, все свое существо Ему.
Тречтольник предполагает проявление и двойственность, отделение низшей сущности от теурга. В заклинании двойственность есть безусловное проклятие; цель данного аспекта теургии — исчезновение двойственности. Вызывание же, напротив, есть сознательный, обдуманный призыв несовершенной, низшей сущности в треугольник, находящийся вне пределов магического круга. Читателю имеет смысл запомнить разницу между двумя очень важными аспектами магии.
Круг - это сфера сознания, единая, неразделимая и полная. Тре-угольник символизирует проявление и разделение, поэтому в него, к свету, из сокрытых глубин внутреннего круга призываются существа тьмы. Под Богом можно понимать завершенную, совершенную и гармоническую идею, логичную и абсолютную в своей сфере, всеобъемлющий макрокосм, с которым маг, являющийся микрокосмом, жаждет объединиться в защищенных границах круга. С другой стороны, дух или разум есть сущность низшая, и, хотя, по определению, он и является наполовину разумной частью Природы, он представляет собой идею не завершенную, не получившую полного развития, это некая часть ограниченного и дробного сознания. В случае вызывания дух появляется в треугольнике, огражден-ном и защищенном божественными именами, расположенным вне священного магического круга; в это же время маг находится в круге и является по отношению к вызванному духу макрокосмом, существом высшим. Как заклинание Бога наполняет человеческое сознание восторгом, заливает его божественным живительным светом, так и теург во время вызывания духа символизирует для него Бога, заряжает его своей энергией.
Иными словами, целью вызывания духов является намеренное возвеличивание части человеческой души, которая при других обстоятельствах лишена некоторых важных качеств. Некое тело и форма, под действием Воображения и Воли, если говорить метафорически, намеренно взращивается и напитывается теплом, жизненной энергией солнца и воды. Суть этой методики состоит в ассимиляции определенного духа в сознании теурга, но не благодаря любви или жертвенности теурга, как в случае заклинания Бога, а за счет подчинения его властным движением Воли. В результате ассимиляции исцеляется рана Амфортаса, восполняется недостаток, и душа теурга особым образом, соответственно природе духа, получает дополнительный стимул и энергию.
Начать знакомство читателей с методикой вызывания духов мне хотелось бы с рассмотрения книги «Ключ царя Соломона». Это самая печально известная из всех приведенных мной работ по практической магии. В 1889 году с латинского и французского языков на английский ее перевел С. Л. МакГрегор Матерс. Он сам, как мне доподлинно известно, был большим знатоком представленной методики и вполне успешно использовал ее, сделав с нее для своих учеников краткое описание процесса вызывания применительно ко всем возможным случаям. По мнению МакГрегора Матерса, книга эта — сокровищница и основной источник каббалистической магии. В ней он советовал искать многие начала церемониальной магии средних веков, периода, когда лучшими оккультными писателями и практикующими магами «Ключи» считались наиболее авторитетной книгой.
Более чем вероятно, что Элифасу Леви эта книга послужила основным руководством и справочным материалом для написания «Трансцендентальной магии», поскольку тем, кто читал книгу Леви в глаза бросается нескончаемая вереница совпадений с «Ключами» Совершенно очевидно, что Леви долгое время тщательнейшим образом штудировал ее. Хотя открыто он нигде не признает, что многим обязан этой книге, читатель наткнется на многочисленные и яркие ссылки и славословия относительно «Clavicles of King Solomon» («Ключи царя Соломона»).
В книге Леви «Ритуал трансцендентальной магии» приводится заклинание, которое он приписывает Соломону,
----------------------
См. Леви. Трансцендентальная магия, с. 297.
и ритуал этот, имеющий определенное, правда, не абсолютно точное, соответствие по построению и содержанию с первым заговором «Ключа», приведен в последней главе его работы. В целом «Ключи», за исключением нескольких совершенно жалких и беспомощных глав, касающихся удовлетворения животных страстей развратных невежд и, вполне возможно, являющихся более поздними включениями в книгу, можно считать самой эффективной из всех дошедших из глубокой древности до наших дней магических систем, имеющих практическое применение. Главный интерес книги лежит в сфере вызывания планетарных духов, или регентов.
Неоднократно в кругах, близких к магии, поднимался вопрос о том, действительно ли текст книги является древнееврейским оригиналом, на который и П. Христиан в своей работе «Histoire de la Magie» («История магии»),
--------------------------
Кристиан Поль. История и практика магии (Yistory and Practice of Magic. Secaucus, NJ: The Citadel Press, 1972).
и С. Л. МакГрегор Матерс ответили, что если и существовал древнееврейский источник, с которого были сделаны французские и латинские списки, то они давно утеряны. Уайт склонен скорее сомневаться в том, что древнееврейский текст книги вообще существовал, другие авторы еще более решительно выражают свой скепсис, они утверждают, что «Ключи» являются мастерской подделкой, а упоминание о Соломоне и некоем древнееврейском авторе используется в качестве ловушки для легковерных, для придания книге необходимой весомости, в чем, нужно сказать, средневековые авторы книги весьма преуспели. Однако совершенно недавно доктор Герман Голланш обнаружил один древнееврейский манускрипт, с которого в 1914 году в издательстве Оксфордского университета была сделана репринтная копия. После тщательного изучения копии, вышедшей под названием «Sepher Maphteah Shelomoh»,
--------------------------
Полный текст манускрипта «Sepher Maphteah Shelomoh» можно найти на сайте (www.avesta.org) Джозефа Г. Петерсона.
что в переводе с древнееврейского означает «Книга ключей Соломоновых», я не могу не признать, что, кроме сходства названий, общего между ними ничего нет. Содержания книг довольно сильно различаются.
Магическая система, раскрытая в «Ключе царя Соломона» удивительно объективна, она основана на признании сущности, независимо от сознания человека, богов и ангелов, обитающих на разных планетах. Квинтэссенцией книги служит постулат о том, что человек способен заклинаниями вызвать их к жизни и управлять ими с помощью Высшей Воли. В соответствии с данной магической философией, за видимой оболочкой каждой планеты находится некая духовная сущность, являющаяся душой или ноуменом. Назвать ее можно управляющим регентом или хранителем, и по сути она есть то же самое, что и душа человека, которую также невозможно увидеть, но которая суть скрытая метафизическая реальность, функционирующая в глубине сущности человека. Это, разумеется, объективная точка зрения, в развитии данной теории древние системы приписывали богам планет иерархии низших духов, разумов и элементалей, управителей небесного движения и активности. Классификация этих сущностей приведена на с. 139.
Общеизвестно, что дни недели имеют астрономическое значение, воскресенье — это день Солнца, понедельник — Луны, суббота — день Сатурна и так далее. В соответствии с этим, как утверждает астрология, на конкретный день наиболее сильное влияние оказывают определенная планета и ее регент-управитель. В «Ключе» эта классификация расширяется, и, как утверждали средневековые маги, определенные часы дня также могут находиться под влиянием определенных планет. В связи с этим в «Ключе» приводится сложная таблица планетарных часов, из которой можно понять, какой из часов дней недели с какой планетой соотносится и имя ангела-управителя этого часа.
-------------------------
См. Матера. Ключи царя Соломона, с. 8.
Таким образом, чтобы успешно провести ритуал вызывания управителя планеты или ее духа и разума, следует проделать это не только в определенный день недели, к примеру, в среду, если вызывается Меркурий, но и в соответствующий час дня. Поскольку Меркурий соотносится с восьмой сефирой Древа Жизни, его цифровое значение — восемь. Соответственно, отведенным ему временем будет восемь часов, сам же этот час, согласно той же
таблице, называется Тафрак и находится под особым влиянием всего, что относится к Меркурию. В восьмой час дня Меркурия, то есть в среду, используя растения, ароматы, цвета, печати, светильники, формы и божественные имена, соответствующие традиционной природе Меркурия, маг довольно легко может стимулировать творческие способности своего Воображения, и в результате вызвать либо из глубин своего разума либо из астрального света идею или духа, относящегося к ступени или иерархии, называемой Меркурием.
Написав соответствующие заклинания, маг выполняет ритуал. Обволакивая себя, астрально, в форму бога, относящегося к той же сефире, в соответствии с которой находится Меркурий, сознательно направляет мощный поток силы Воли на сигил духа, заклинает бога, молит архангела и заклинает ангела принудить, в ответ на печати и другие используемые предметы, соответствующую духовную сущность проявиться вне пределов круга, в священном треугольнике магического искусства. Хотя в «Ключе» данная техника раскрыта не полностью — отсюда и описанная методика довольно груба и больше напоминает сцену, когда маленький мальчик выпрашивает у отца немного мелочи на мороженое, — опыт и традиция показывают, что древнеегипетские методики хорошо согласуются с каббалистической, описанной в «Ключе», и более эффективны в плане получения желаемого результата.
Есть в этой книге главы, где тщательно рассматриваются основные свойства планет и все то разнообразие самых разных операций, более присущих одним, чем другим, хотя все данные предписания содержат один, главный, совет — проводить каждую операцию в период, когда Луна наиболее сильна в своем аспекте, то есть в дни между ее рождением и ее максимальной полнотой. Иначе говоря, вызывание сил Марса в дни и часы, присущие Марсу, наполняет мага мужеством и энергией, укрепляет его силу Воли, тогда как время, соответствующее Солнцу, Венере и Юпитеру, наиболее подходит для операций, связанных с любовью, добротой и невидимостью. Операции, направленные на обретение необыкновенного красноречия, научных знаний, пророческого дара и способности к божественному, более подходят для времени Меркурия, поскольку соотносятся с ним, и так далее, в соответствии с правилами, установленными астрологией. В книге «Маг» перечислены углы, соотносящиеся с двенадцатью знаками Зодиака и временем, днем и часом, наиболее подходящими для каждой операции вызывания в соответствии с планетой, управляющей или особо сильно проявляющей свое действие в этом знаке
----------------------------
См. Барретт. Маг, ч. II, гл. XXVI, с. 138, 139, и ч. IV, с. 139. Также см. Агриппа. Три книги оккультной философии, кн. II, гл. XIV, с. 294,295 и гл. XXXFV, с. 371,372.
Пентакли Венеры из книги «Ключ царя Соломона»
Довольно долго раскрывается точная методика создания магического круга, а также разъясняется методика, согласно которой он должен быть особым образом освящен. В «Ключе» утверждается, что круг следует вычерчивать на земле при помощи магического ножа или меча, правда,
современные теурги могут просто вычерчивать круг на чистом куске ткани соответствующими красками либо на полу в своем храме, при этом совершенно неважно, какой там пол — паркетный, дошатый, покрытый линолеумом или нет, — после чего рисуют в воздухе мечом или жезлом.
Следует упомянуть об обстоятельстве, которое делает книгу «Ключ» поистине уникальной, вне всякого сомнения, наиважнейшей из имеющихся в арсенале практической магии работ. Я говорю о той массе блестящих иллюстраций пентаклей и печатей, соответствующих семи планетам, которые необходимо использовать в качестве ламенов в магических церемониях, а также подробнейшие инструкции об их изготовлении (см. рисунок на с. 327). Время, когда Луна находится в знаке Воздуха или Земли, в дни и часы Меркурия, считается наиболее благоприятным для изготовления пентаклей и печатей. Магу надлежит заниматься этим в специальной комнате — желательно, чтобы туда, кроме него, никто не имел доступа, — после необходимого ее освящения и окуривания.
Пентакли и печати либо изготавливают из металла, либо рисуют на никогда не использовавшейся бумаге. Если пентакли изготавливаются из металла, то из такого, который наиболее полно соответствует природе планеты... Например, Сатурн управляет свинцом, Юпитер — оловом, Марс — железом, Солнце — золотом, Венера — медью, Меркурий — металлическими сплавами, а Луна — серебром. Пентакли изготавливают на никогда не использовавшейся бумаге, над которой предварительно проведен ритуал изгнания злых духов, рисовать же их надлежит цветами, соответствующими каждой планете, — об этом говорится в специально отведенных теме главах — причем для каждой планеты рисуется свой пентакль. К примеру, Сатурну присущ черный цвет, Юпитер управляет небесно-голубым цветом, Марс — красным, Солнце — золотым или желтым (лимонным), Венера — зеленым, Меркурий управляет смешанными цветами, предпочтение здесь, согласно каббалистическим традициям, отдается оранжевому цвету, Луна управляет серебряным цветом или серебристо-серым (см. таблицу на с. 329).
-------------------------------
Матерс. Ключи царя Соломона, кн. I, гл. XVIII, с. 63.
Данная таблица получена на основе анализа Таблицы соответствий из книги Кро-ули «777», особенно таблицы I, строки V, XL, XXXIX, и XLII. Примечание: обычно сефире Хокма (2) соответствует божественное имя Йа, а не Иегова. Дая Бины (3),_ Ти-ферета (6), и Нецаха (7) божественные имена пишутся следующим образом: ИХВХ плохим, ИХВХ Элоах вe-Даат и ЙХВХ Цабаот соответственно.
Таблица соответствий сефирот
Цвет |
Растение |
Драгоценный камень |
Запах |
Металл |
Божественное имя |
Белый |
Цветущий миндаль |
Бриллиант |
Серая амбра |
— |
Эхейх |
Серый |
Амарант |
Рубин, бирюза |
Мускус |
— |
Иегова |
Черный |
Кипарис, опиумный мак |
Сапфир, жемчуг |
Мирра-цибетин |
Свинец |
Иегова Элохим |
Голубой |
Олива, трилистник |
Аметист, сапфир |
Кедр |
Олово |
Эл |
Красный |
Дуб, крапива, пеония (нукс вомика) |
Рубин |
Табак |
Железо |
Элохим Гибор |
Желтый |
Акация, лавр, каштан, виноград винный |
Топаз, желтый бриллиант |
Олибанум |
Золото |
Иегова Элоах ве-Даат |
Зеленый |
Роза |
Изумруд |
Бензойный, розовый, красный сандал |
Медь |
Иегова Цабаот |
Оранжевый |
Лук Моля, Anhal Lewinil |
Опал, особенно огненный опал |
Стиракс |
Ртуть |
Элохим Цабаот |
Пурпурный |
Manyan, дамиана, йохимбе |
Кварц |
Жасмин, женьшень |
Серебро |
Шаддай эль Хаи |
Смешанный |
Ива, лилия, плющ |
Горный хрусталь |
Критский ясенец белый |
— |
Адонай Мелех |
Аналогичные правила приводятся и в отношении одежды, мантий, в которые на время проведения церемоний облачаются сам мастер магического искусства и его помощники. Описывается также техника использования каждого из магических инструментов: жезла, меча, кинжала и так далее, курений, пергамента для печатей, воска для пентаклей и талисманов, шелковых чехлов для сигил — над всем этим предварительно магу надлежит провести обряд изгнания злых духов, чтобы все инструменты и принадлежности сделались чистыми, после чего они освящаются и используются только когда это действительно необходимо.
Одним словом, раскрываемая в книге система отличается необыкновенной полнотой, она предлагает некоторые методы заклинаний и заговоров, результат которых ведет к появлению видимого облика вызываемого духа, эти заклинания в какой-то степени универсальны, любой маг, проявив немного сообразительности, может применить их для достижения поставленной цели. Сама процедура операции, если говорить в двух словах, заключается в следующем: прежде всего следует изготовить магические инструменты и принадлежности, освятить их, а затем приступать к начертанию круга. После этого маг должен со всей тщательностью провести ритуал изгнания, а затем произнести общее Обращение либо Заклинание Повелителя Вселенной или своего внутреннего «я», то есть узаконить свою операцию, сделать ее действенной. Пример аналогичного гимна, предваряющего основное действо, будет приведен в последней главе данной книги.
После завершения вышеописанных процедур маг астрально принимает форму соответствующего бога, то есть силой своего воображения входит в его образ; правда, здесь следует сказать, что магу нет необходимости полностью отождествлять себя с богом.
Затем маг читает общее заклинание, в котором говорится о власти, от чьего имени маг проводит свою работу, где перечисляются силы, в прошлом способствовавшие другим магам достичь великих результатов. К этому моменту сознание мага начинает охватывать состояние восторга, чему способствуют курящиеся благовония, психологическое воздействие, оказываемое одеянием, опьяняющие слова заклинания, в том числе и длительное перечисление варварских имен, упоминание о невероятных чудесах, приказы и проклятия — все это, в сочетании с действием печатей, огня и фигур, оказывает на мага ни с чем не сравнимый, удивительный эффект. Кульминацией действа становится явление духа, происходящее почти автоматически. «Ключ Соломона» приводит затем более или менее корректную процедуру, в течение которой вызываемый дух является в видимом образе, повелевается магу, получает разрешение удалиться, после чего маг снова проводит ритуал изгнания — и церемония считается законченной.
В книге Фрэнсиса Барретта «Маг» есть парочка страниц, где почти дословно читируется текст из книги Г. К. Агриппы, который может оказаться полезным любому магу, ибо не только объясняет процесс освящения и подготовки к ритуалу, но и вкратце раскрывает одну из тайн составления их, то есть поминовение (см. рисунок на с. 331).
Вот что пишет Барретт: «Когда вы освящаете любое место, либо даже сам круг, возьмите Соломонову молитву, используемую для посвящения или освящения храма; благословите это место, окропив его святой водой и окурив благовониями, и помяните с благословением святые таинства, как-то: трон Господень, гору Синайскую,Ковчег Завета, святая святых, Иерусалимский храм; также благословите гору Голгофу, распятие Христа; благословите храм Христов, гору Табор, преображение и вознесение Христово и т. д.
Магические печати из книги Барретта «Маг»
Заклинание всех божественных имен, значимых всему этому, например место Господне, трон Господень, положение Господне, скиния Господня, алтарь Господень, обитель Господа и подобные значимые божественные имена, которые должно написать по краю магического круга или освящаемого места».
«Точно так же необходимо поступать и при освящении всех инструментов и принадлежностей магического искусства, окропить их святой водой и окурить, умаслить святым маслом, скрепить их святой печатью, и, благословив молитвой, помянуть святости из Священного Писания, собрав божественные имена, согласующиеся с тем, что вы собираетесь освятить; к примеру: если освящается меч, следует вспомнить слова из Евангелия: «Если есть у тебя две смены одежды» и далее, а также из Второй книги Маккавейской, где говорится, что меч был чудесным образом послан Иуде Маккавею; и если есть что-нибудь похожее у пророков, к примеру «поднимет на тебя обоюдоострый меч» и т. д. Точно так же освящай практические действия и книги и все подобное тому, картины и рисунки, и тексты, окропляя святой водой, окуривая, умасливая, налагая печать, благословляя, со святым поминовением, вызывая в памяти своей освящение таинств; скрижаль с десятью заповедями, данную Господом Моисею на горе Синай, Ветхого и Нового Заветов, а также и закона, пророков и Писаний, переданных Святым Духом; и снова должно упомянуть такие святые уместные имена, а именно: завет Господень, книга Господа, книга жизни, познание Господа, мудрость Господня и тому подобные имена. И ритуалами, подобными этим, выполняется личностное освящение...»
«Следует отметить, что клятвы, причастия и жертвы имеют силу в освящении, так как они реальны и личностны; они выполняют роль своего рода соглашений между теми именами, с которыми они произносятся и свершаются, и нами, теми, кто их произносит и свершает, проникая накрепко в наши желания, так происходит, когда мы жертвуем с определенными именами и предметами — благовониями, помазанием, кольцами, изображениями, зеркалами, а также с вещами менее материальными, к примеру символами и знаками, печатями, пентаклями, песнопениями, обращениями, изображениями, Писаниями, о которых во многом говорилось выше».
-----------------------
Барретт. Маг, кн. II, ч. II, с. 88, 89. См. также Агриппа. Три книги оккультной философии, кн. III, гл. LXII, с. 665, 666.
«Малый ключ царя Соломона» или «Гоэтия» (это слово является, вероятно, производным от термина, означающего в переводе «завывать» или «стонать»; здесь, видимо, содержится намек на то, что в процессе заклинания маг часто произносит варварские имена) в довольно сжатой форме дает описание семидесяти двух Духов или иерархий духов, которые, согласно традиционным взглядам, были вызваны и укрощены Соломоном. Именно при их посредстве и даже с помощью их самих Соломон приобрел ту удивительную мудрость и духовные знания, что приписывает ему легенда.
Книгу открывает введение, содержащее определение магии как «величайшего, наиабсолютнейшего и наибожественнейшего знания естественной философии, высшего в своих трудах и чудесных операциях благодаря правильному пониманию внутренней и оккультной добродетели вещей; и когда истинные доверенные лица занимаются соответствующими страдальцами, ими будут проявлены странные и чудесные результаты. Когда маги в своих исканиях старательно проникают в суть природы, они, благодаря искусству, которым они владеют, знают, какой эффект они произведут и как его следует ожидать, одновременно для профанов это покажется чудом».
---------------------
Из шестого листа доктора Радда, включенного в качестве предисловия к книге Кроули «Гоэтия».
Уайт считает, что «Гоэтия» имеет прямое отношение к черной магии, в чем я позволю себе не согласиться с ним. По моему мнению, Уайт отвергает как черную магию любой технический прием, лежащий вне освященного обиталища его собственной организации.
Система, раскрытая Фрэнсисом Барреттом в его книге, в главе под названием «Церемониальная магия», фактически основывается на «Ключе», на сейчас обсуждаемой книге, а также на работе Аг-риппы «Оккультная философия». Некоторые из представленных им ритуалов списаны буквально слово в слово, с очень небольшими добавлениями и изменениям, из «Гоэтии». Хотя «Гоэтию» едва ли можно сравнить с книгой Абрамелина, она очевидно проигрывает и в части величественности изложения, и по силе духовной концепции; тем не менее она представляет систему, которую проще понять и легче использовать. Поскольку и здесь также на мага не возлагают невозможных, фантастических требований, ему не нужно ни пить крови летучих мышей, ни использовать в своей работе черепов отцеубийц, ни потрошить девственных младенцев или ягнят.
Все, что оператору надлежит делать, это строго следовать нескольким относительно простым правилам, что поможет ему получить желаемый результат. Для магической работы ему потребуются жезл и меч, кубок и длинная, до пят, белая льняная мантия, несколько различных плащей-накидок или риз различного цвета, которые будут использоваться в зависимости от вида операции и природы вызываемого духа. Как обычно, нужно кадило со специальными благовониями, масло для освящения и какой-либо талисман или печать, которые магу требуется предварительно зарядить энергией. Затем в книге даются указания относительно природы магического круга и треугольника, их размеров, цветов, надписей и божественных имен, служащих для защиты мага и рисуемых по краю круга и треугольника. Здесь я привожу только один из вариантов круга и треугольника, взятых из «Гоэтии» (см. рисунок на с. 335). По периметру круга на древнееврейском языке пишутся название сефир с их планетными соответствиями, а также отвечающие им божественные имена, архангельские и ангельские хоры.
Значительная часть книги посвящена детальному описанию Духов и их иерархий. Семьдесят два иерарха классифицируются на несколько рангов: короли, герцоги, принцы, маркизы и т. д., каждый из которых имеет свою природу — плохую, хорошую или нейтральную. В царстве Природы каждый из них выполняет свою, особенную функцию, свою, присущую ему задачу, и когда заклинатель вызывает кого-либо из них и управляет им при помощи его символов, он наделяет того определенным качеством, властью или, как говорилось ранее, видом знания.
Для классификации возможно применение нескольких методов, в зависимости от того, с чем именно соотносить их число — с четырьмя ли элементами, с семью планетами или с двенадцатью знаками Зодиака. Те странно выглядящие печати, рисунки которых приведены в «Гоэтии», представляют собой имена Духов, и во время церемонии маг должен вешать их себе на грудь, на обратную сторону пентаграммы, выгравированной на ламене, сделанном из металла, соответствующего рангу, достоинству и характеру Духа, видимый образ которого вызывает маг (см. рисунок на с. 337). Иными словами, сигил Короля Духов выгравирован на золотом ламене, сигил Герцога должен гравироваться на золотом, Принца — на оловянном, а металлом для ламена, используемого для вызывания Марки заслужит серебро; то есть характер духов выражается металлом, из которого изготавливается ламен. Короли имеют достоинство Солнца, Герцоги — достоинство Венеры, Принцы — Юпитера, Маркизы — Луны.
Магический круг и треугольник из книги «Гоэтия»
Магу надлежит соблюдать правила, касающиеся времени года и особых случаев; так книга говорит: «Надлежит знать тебе возраст Луны и пользоваться им в работе своей. Лучшими днями будут, когда Луне 2, 4, 6, 8, 10/12 и 14 дней, ибо так говорит Соломон, другие же дни неблагоприятны.
Затем в книге даются советы относительно Королей, «покорять которых можно с 9 до 12 часов дня, и с трех пополудни до заката; Маркизов же можно покорять с трех пополудни до 9 вечера и с 9 вечера до рассвета; Герцогов можно покорять с рассвета до полудня в ясную погоду; Прелатов же можно покорять в любой час дня; Рыцарей можно покорять с рассвета до восхода солнца либо с четырех часов до заката; Ректоров можно покорять в любое время, кроме сумерек, в противном же случае только после того, как вызывается Король, которому они подчиняются; Графов, или Эрлов, можно покорять в любой час дня, но лишь в лесу или в любом другом месте, где нет людей и не слышится шум».
---------------------
Кроули. Гоэтия, с. 67.
Эти иерархии из семидесяти двух духов входят в сферу управления Четырех Величайших Правителей или Королей Элементалей Важнейших Точек. На востоке это Амаимон, на западе — Корсон, на севере — Зиминиар, а на юге — Гоап, то есть магу в процессе вызывания, в зависимости от того, какого духа, принадлежащего какому правителю он желает увидеть, надлежит стоять лицом к соответствующей стороне, на нее также должен указывать треугольник.
Не стоит ни на секунду задумываться о том, чем являются описываемые в «Гоэтии» Духи — просто элементалями, духами природы или полуразумными силами, механически выполняющими функции, возложенные на них Природой, напротив, большинство из них, как говорит книга, обладают громадной свитой, или под-иерархией, состоящей из слуг, духов-элементалей. Кто-то может предположить, что они и есть короли элементалей, функция которых в естественном ходе вещей всего лишь вторична, первичная же роль в управлении принадлежит главным планетарным богам или ангелам. Блаватская в своей книге «Тайная доктрина» высказывает предположение о том, что ни в коем случае нельзя идентифицировать королей или богов элементалей с самими духами-элементалями, существами слепыми и жестокими. Последние в лучшем случае просто выполняют светлую волю богов элементалей, функцию ярких носителей и материала их облачения.
Магические печати из книги «Гоэтия»
Для примера можно взять характеристику Паймона, согласно которой он учит всем искусствам и наукам, и прочим тайным вещам. «Он может открыть тебе, что есть Земля и что есть в воде, и что есть Разум и где он есть, или любое другое, все, что ты пожелаешь узнать. Он наделяет достоинством и подтверждает его. Видеть его можно, если повернуться к западу. Он из ордена Владык. Под властью его находятся двести легионов духов, часть из них принадлежат к ордену ангелов, а часть — Властители».
------------------
Кроули. Гоэтия, с. 31
Гоэтия» пытается описать способ, которым тот при вызывании проявляется в магическом треугольнике. Его видимое проявление сопровождается тем, что «перед ним шествует Великое Множество Духов, они, как люди, дуют в трубы и звенят цимбалами, и играют на других, самых разных музыкальных инструментах.
------------------
Ibid., с. 35.
Другой меньшей сущностью является Ботис — и Ректор, и Эрл духов и когда маг вызывает его, «он говорит все о прошедшем и будущем и примиряет друзей и врагов. Правит он над шестьюдесятью легионами духов».
------------------
Ibid., с. 52.
Упомяну еще одного из иерархов по имени Бифронс из ранга Эрлов, он умудряет мага в области астрологии, геометрии, в других искусствах и науках, и он владеет также знаниями о качествах и свойствах драгоценных камней, деревьев, а под властью его находятся шестьдесят легионов духов.
Среди многочисленных печатей, представленных в «Гоэтии», книге по практической магии, есть и пентаграмма, использовать которую следует в качестве сигила в любой из магических операций с целью защитить оператора от опасных Духов, а также для восстановления его веры в силу Воли. Рисунок этой пентаграммы дан на форзаце. Маг прикрепляет ее на грудь, подобно ламену, на обратной стороне ее изображается печать вызываемого Духа. На разных стадиях магической церемонии этот сигил следует поднимать и направлять в важнейшие точки, одновременно маг произносит требование Духам повиноваться сигилам, изображенным на пентаграмме. Кроме того, в «Гоэтии» есть изображения гексаграмм, которые следует рисовать на куске телячьей кожи; они носятся на юбке мантии или на короткой ризе. Согласно правилам, сопровождающим рисунок, фигура должна иметь чехол из тонкого полотна, белого и чистого, а «показывать ее Духам надлежит, когда они появляются, дабы заставить их сим
принимать человеческий облик и повиноваться».
----------------------
Кроули. Гоэтия, с. 73.
Тип гексаграммы изображен на форзаце.
Малоизвестна в наши дни тем, кто изучает магию, книга под названием «Книга ангела Рациила».
----------------------
«Книга ангела Рациила» (или Ратциила), также известная под названиями «Sepher Razicl» и «Raziel ha-Malach», как обычно считается, была написана Елиезером из Вормса. Выходила в Амстердаме в 1701 г.
В последние двести лет евреи считали эту книгу священной, и даже сегодня в среде приверженцев развращенной квазимистической секты хасидов — ранее течение «хасидим» основывалось на изучении изумительных по красоте и устремленности духовных текстов — эта книга пользуется большим уважением. Один их раввинов сообщил вашему автору, что, когда кто-либо из членов его конгрегации заболевает, экземпляр этой магической работы кладут ему под подушку. «Книга ангела Рациила» — это собрание магических текстов, включая видения — не только не впечатляющие своим величием, но и, напротив, довольно грубые, — как считает традиция начиная с времен, когда Адам находился в раю, хотя имеется достаточно много очевидных текстовых свидетельств, что книга написана по крайней мере тремя разными авторами и не так давно, а впоследствии подверглась систематизации очень умелым компилятором. Когда-то приобрести книгу не составляло большого труда, однако теперь она труднодоступна (см. рисунок на с. 340).
Подобно всем иудейским ангельским именам, слово «Рациил» составное, означающее «ангел тайны», который, как предполагается, был божественным автором магических тайн, переданных Адаму, первому из существ, овладевших этими знаниями. Традиция книги практически полностью соотносится с легендой, принятой ортодоксальной каббалистикой, в соответствии с которой Адам, изгнанный из рая, у входа которого был поставлен ангел с огненным мечом, уже находясь на земле, передал книгу своему сыну, а тот, в свою очередь, открыл ее Еноху. Енох передал ее последующим поколениям патриархов, и в конце концов эта книга, как автор легко может предположить, попала в руки царя Соломона, который с ее помощью и обрел поразительную мудрость, богатства и знания.
В целом книга разделена на три основные части, каждая из которых содержит короткие приложения с изложением сложных и неоднозначных формул для изготовления амулетов, рисунки талисманов, порой довольно забавных, тексты колдовских заклинаний с подробными инструкциями по их правильному использованию.
Талисманы из «Книги ангела Рациила»
Очень много места уделено п книге науке изучения ангелов, ангелологии, откуда черпали своп знания более поздние авторы, а предваряет книгу совет, касающийся видимого вызывания ангелов, а также правила относительно времени вызывания — месяца, дня и часа. Ближе к концу книги дается длинный текст молитвы или заклинания, содержащего выполненное в образцовой иудейской манере обращение к Богу как к царю, неоднократное перечисление в алфавитном порядке отличительных достоинств Бога, каждое из которых суть фазы особой силы и функция вселенной. Что же касается технических приемов раскрываемой в книге магической системы, то они сильно проигрывают по сравнению с вышеописанными двумя работами как в философском смысле, так и в принципе проведения работы, не говоря уже о стиле.
Первая часть книги — она одна будет здесь рассмотрена, поскольку последующие ее части вполне сопоставимы с «Гоэтией» и «Ключом", о которых автор рассказывал выше, — уникальна, так как в ней содержится попытка описать всю целостность небесной организации, иначе говоря, несколько слоев или планов астрального света. Сущность видения составляет описание небес, куда Ной был вознесен двумя ангелами огненной природы, хотя мало что из этого способно сильно впечатлить, поскольку не добавляет ничего нового к ныне уже известному, не предоставляет какой-либо новой информации, раскрывающей то, что мы с вами хорошо знаем. Одно из небес, третье по счету, провидец характеризует как дом душ внутренних богов солнца и звезд, первому из которых служат бесчисленные фениксы, символизирующие возрождение и бессмертие. Ною служили четыреста ангелов, каждый вечер они снимали с головы его венец и уносили к богу небес, а каждое утро приносили обратно и возлагали на голову.
На четвертых небесах провидец увидел сонмы ангелов со сверкающими мечами в руках для суда над людьми и посланников, приносящих решения Наивысшего, одновременно эти вооруженные духи пели и танцевали перед богом под аккомпанемент цимбал. Устремив свой взгляд на пятые небеса, провидец увидел там и рассказал Ною о четырех различных орденах Стражей, которые, печалясь о своих падших собратьях-ангелах, тем не менее непрерывно пели и дудели в четыре вида труб, воздавая хвалу богу.
На шестых небесах находились изумительные по красоте легионы ангелов, еще более сверкающие и великолепные, чем яркое полуденное солнце. Были там также и архангелы, и на этих небесах Ной и увидел, как все устроено и каков есть порядок вещей, увидел он и прототипы всего живущего, и души всего человечества. Посреди этого величественного он увидел семь архангельских существ, каждое из которых было с шестью крылами, поющих точно в унисон. Самые высокие небеса виделись им в образе огненного света, окруженного архангелами и бестелесными существами и силами, в пламени небесного света, из которого сыпались яркие и чистые искры, виделось и самое лицо Бога.
Громадная путаница, характеризующая любительские видения и попытки занятия магией, объясняется, по моему мнению, тем, что в самом начале ими не проводился ритуал изгнания пентаграммой, вследствие чего, несмотря на искренность и благородство стремлений провидца, в сферу его восприятия попадают какие угодно существа, оказывающиеся в астральной близости от него. Не всегда одержимость или элементарные познания заканчиваются провалом в результате отказа от проведения должным образом ритуала изгнания, но ввиду того, что всякие нежелательные существа беспрепятственно проникают и закрывают видение, оно начинает грешить непоследовательностью и прерывистостью. Отсюда и получается, что провидец, боясь ошибиться в делах столь высоких, не желая пропустить что-либо значительное в своем видении, но не утруждаясь, по недоверию к себе, проведением грани между высшим и низшим, записывает его целиком, мешая существенное с несущественным. Во многих случаях дело обстоит именно так, поэтому только когда астральная сущность абсолютно сильна, когда она сияет духовным светом, через который никакая другая астральная сущность даже и не смеет проникнуть без соответствующего на то разрешения провидца, видение можно проводить без предварительного защитного ритуала изгнания.
Есть еще один важный момент, касающийся осторожности, о котором имеет смысл упомянуть, если мой читатель вознамерится практически проверить высказанную выше мысль. Использование печатей и сигилов из таких книг, как «Книга ангела Рациила» и «Маг» повышает опасность проведения магической работы, поскольку в древнееврейских словах содержится много существенных ошибок и опечаток. Совершенно неясно, преднамеренно ли они сделаны или нет, являются ли они следствием невежества переписчиков или случайности.
Нетрудно понять, что если задача печати — установить напряжение в астральном свете, на которое должна отреагировать и поспешить явиться соответствующая сущность, то ошибка в тексте надписи приведет к аналогичной ошибке и в типе астрального напряжения. Результатом может стать эффект, совершенно
противоположный ожидаемому, нередко вредный и иногда крайне опасный.
-------------------------
Это, фактически, одна из основных проблем вызывания духов «Гоэтии», где также содержится несколько ошибок, как сделанных переписчиком, так и появившихся вследствие сознательной «демонизации» древних богов и богинь. Многие, если не большинство низших духов, упомянутых в «Гоэтии» являются ухудшенными, «демонизирован-ными» или «клипотизированными» формами египетских, вавилонских и халдейских божеств. Один только пример — ханаанская богиня Астарта была низведена до испорченной развратной Астарот (двадцать девятый дух «Гоэтии») и характеризуется как «могущественный и сильный Герцог, являющийся в образе прекрасного ангела верхом на драконе из мрачной бездны со змеей в правой руке». Не позволяйте ему приближаться к себе, ибо своим зловонным дыханием он причинит вам вред; потому экзорсист, чтобы защититься от него, должен держать магическое лицо возле своего лица. Дух дает истинные ответы на судьбы настоящего, прошедшего и будущего, он может раскрыть все тайны, он управляет сорока легионами Духов».
Еще один пример, седьмой Дух с именем Амон (Амон или Амен — так называли главного египетского бога). В «Гоэтии» он характеризуется как «великий во власти и силе. Он появляется в образе волка, сидящего на хвосте змеи, извергая из пасти пламя; но по приказу мага принимает образ человека с головой ворона и зубами собаки. Он сообщает все о прошлом и будущем, управляет сорока легионами духов».
Третий пример — шестьдесят четвертый дух по имени Флаурос, извращенное имя египетского бога Гора.
Независимо от своего происхождения, духи «Гоэтии» рассматриваются как семьдесят две клипотические энергии. Согласно Дэвиду Годвину, «в последние годы предпринимались неоднократные попытки представить этих сущностей в виде Духов или «демонов», рассматривать которые следовало бы как морально нейтральные силы. Подобный избирательный подход грешит неприятием того факта, что, согласно изначальной иудео-христианской концепции «Гоэтии», эти семьдесят две сущности есть падшие ангелы, восставшие против бога, последовавшие за Люцифером, и ныне их обиталище — ад. В любом случае, учитывая, что многие из них, как считается, способны причинять как физический вред — порождать раны или нагноения, так и моральный — способствовать половой распущенности, вызывать ненависть и оказывать тому подобное воздействие, их едва ли можно назвать носителями благих намерений». (Годарин. Каббалистическая энциклопедия, с. 124).
Несмотря на популярность среди поклонников оккультизма, орден Золотого Рассвета не рекомендовал своим адептам использовать в работе «Гоэтию». Планетарные разумы и духи, перечисленные С. Л. МакГрегором Матерсом в его переводе «Ключа царя Соломона», а также каббалистические правители и ангелы из других источников, например книги Регардье «Золотой Рассвет», являются существами гораздо более чистыми, и обращаться к ним, особенно вызывать их, куда как полезнее.
Следовательно, прежде всего нужно обладать знаниями и способностью определить, где могут быть ошибки, и устранить их. Я неустанно повторяю всем — если человек, решивший заняться практической магией, не знаком с каббалой, все, что он делает, — делает на свой страх и риск. Занятия практической могией недопустимы без знания каббалы.
Прежде чем задумываться о проведении практических экспериментов, читателю следует в обязательном порядке познакомиться с тремя основными методиками гематрией,
------------------
Гематрия — часть буквенной каббалы, занимается расшифровкой древнееврейских слов в мистических текстах. Гематрия — вид древнееврейской нумерологии, в которой используются числовые значения букв древнееврейского алфавита. Имена или слова преобразованы в числа, помогающие отыскать скрытый в них таинственный смысл. Слова также имеют свое цифровое выражение, считается, что между ними есть важные соотношения.
нотариконом
-----------------------
Нотарикин - форма буквенной каббалы, а также способ обретения тайного смысла древнееврейских слов в результате рассмотрения их в качестве акронимов фраз, или наоборот. Термин ведет свое происхождение от латинского слою notarius («стенографист" )
и темурой. а также знать тот аспект философии, в котором говорится о символизме древнееврейских букв, магическом алфавите символов, именах, числах и понятиях, относящихся к Тридцати Двум Путям Мудрости. Но хотя в сигилах и древнееврейских текстах имеются значительные ошибки, которые со всей очевидностью демонстрирует Барретт, тем не менее данный текст довольно точен и полезен, и я бы рекомендовал обращаться к нему всем серьезным читателям, поскольку польза от этого несомненна.
Самыми лучшими из всех работ, которые легко достать и которые со всей полнотой освящают доктринальное содержание каббалы,
---------------------
Уайт. Чайная доктрина в Израиле (Waih: Secret Doctrine in Israel. Kila, MT; kessinger Publlslling); Святая каббала (The Holy Kaballah. Secaucus, NJ: University Books 1975)
являются книги Уайта «Тайная доктрина в Израиле» или «Священная каббала». Также читателям будут несомненно полезно почерпнуть основные каббалистические знания, а также получить полное представление об алфавите, печатях и символах из книг Корнелия Агриппы о магии, из книги Кроули «777"
---------------------
Кроули. 777 и другие каббалистические работы (Crowlev. Ill and Other QabaliMu-writings. York Beach, МБ: Samuel Weiser, Inc., 1977). В эту'кишу включена и «Сефер сефирот» (Sepher Sephiroth).
и работы автора «Гранатовый сад» (см. рисунок на с. 345).
РегарОье. Гранатовый сад: гадание по Древу Жизни {Rixardk A Garden of Pomegranates: Skrying on the Tree of Life. St Paul, MN: Llewellyn Publications, 1999).
А теперь мне хотелось бы остановиться на сравнении процессов магии и йоги, тем более что есть полный смысл рассмотреть такое сравнение особо, поскольку, как уже говорилось ранее, йога не должна противопоставляться магии как система более совершенная. Йога и магия дополняют друг друга, обе эти системы составляют то, что сегодня мы привыкли называть мистицизмом. Если предположить, что магические иерархии соответствуют природным фактам и явлениям — а на этот счет ни у одного из нас не должно возникать и тени сомнения, — то с точки зрения философии, дающей нам рациональное объяснение магии, она не слишком сильно отличается от йоги. Пути Царственного Единения, как о том пишут многие авторы, к примеру Свами Вивекананда.
Много раньше в данной книге уже говорилось, что сефирот Древа Жизни соответствуют различным богам, высшим существам, которые суть разумные управители эволюционных процессов, направляющие их в нужное русло; каждому богу подчинена соответствующая иерархия, состоящая из посланников — ангелов, архангелов, духов и разумов.
Рисунок, используемый для вызывания Пяти Северных Королей
Данная система классификации применима не только к макрокосму, но и к микрокосму. Основание Древа Жизни столь тщательно разработано и систематизировано, что его можно применить не только к процессам космического масштаба, но и к другим сферам, например к психическому, умственному и духовному развитию человека, фокусируя и сосредоточивая, таким образом, все поле универсальной деятельности в пределах человеческого организма. С Древом в целом соотносятся и двенадцать знаков Зодиака, и семь планет. Если рассматривать человека в виде микрокосма в великой звездной и космической вселенной, то тогда, вполне естественно, что все планеты, элементы и силы имеют в нем свое отражение, то есть и сами знаки Зодиака в его природе представлены также отчетливо. Голове человека соответствует энергия Овна; Телец дарует человеку, плечам его силу и выносливость; Лев наполняет его сердце мужеством, а натуру — огнем; ноги человека, предназначенные для бега и прыжков, находятся под знаком Козерога.
Соответствие частей тела знакам Зодиака.
Это пример нахождения теоретических субъективных основ для теории онтологии и эпистемологии;
-------------------
Онтология — отрасль метафизической науки, изучающая природу сущности. Эпистемология — область философии, исследующая природу знания, его предположений и основ, сферу его применения.
вселенная существует только в пределах сознания человека, соответствует ему в его границах, и ее законы являются законами человеческого разума (см. рисунок на с. 347).
В моей работе «Гранатовый сад» я вывел и показал в виде схемы соответствие между космическим сефирот, различными частями человека и чакрами,
-------------------
Чакра — санскритское слово, означающее «колесо». В восточной системе йоги чакрами называются энергетические центры, находящиеся в пределах ауры человека, соответствующие некоторым железам или органам его тела. Названия семи чакр следующие: 1) муладхара, также называемая основной, или корневой, чакрой, расположена у основания спинного хребта, связана с полом, поддержанием жизни и инстинктами самосохранения; 2) свадхистхана, расположена примерно на три пальца выше лобка, отвечает за сексуальность и рождение; 3) манипура, чакра солнечного сплетения, расположена чуть ниже грудины, яапяется средоточием энергии и идентичности человека; 4) анахата, сердечная чакра, центр эмоций, медитации и молитвы; 5) вишуддха, горловая чакра, уп-рааояет дыханием, творческим потенциалом и самовыражением; 6) аджна, «третий глаз», связана с высшей интеллектуальной и психической деятельностью; 7) сахасрара, «венец», расположена на макушке, управляет всеми аспектами тела, разума и души.
или, иначе, астральными нервными центрами, существующими в психодуховной части конституции человека. Дальнейшее проведение соотношений в свете ранее изложенных размышлений напрашивается само собой. В качестве примера, раскрывающего направленность моих предположений, можно
привести следующий. Анахата-чакра,
-----------------
Анахата (санскр. «безударная», англ. Anahata, нем. Herzchakra) — четвертая, сердечная чакра, располагается между сосков, означает симпатию и любовь. Изображается в виде 12-лепесткового лотоса цвета охры. В чашечке лотоса — два перекрещенных треугольника, напоминающих щит Давида. Центр дыхания. Из элементов ей соответствует воздух. Символ: антилопа. Биджа-мантра: йам.
центр, расположенный в сердце или возле него, соответствует шестой сефире Гармонии и Равновесия, напрямую соотносится с такими священными сущностями, как Осирис, Гелиос, Митра и самосверкающий авгоэйд. Тот и все его божественные признаки — Воля и Мудрость — прекрасно соотносятся с аджна-чакрой, расположенной в центре лба, над глазами, тогда как чакра, высшая из всех, сверхчакра, великолепный лотос с тысячью лепестков, сахасрара, расположена на макушке, там, где резвится Адонай, и соответствует Птаху и Амону, это — скрытая космическая сущность, тайный творческий центр как макрокосма, так и микрокосма.
Принятие субъективной теории несет с собой далеко идущие заключения, и истинное понимание этой точки зрения привнесет в сознание понимание бесчисленное количество раз и многословно повторяющегося определения о том, что вся вселенная и все пути универсальных сил нашли свое существование в человеке. Теперь я выдвигаю еще одну теорию — для того чтобы, к примеру, вызвать Артемиду и Хоншим и добиться единения с сущностью, определяемой этими именами, необходимо выполнить задачу высшей важности, идентичной — вследствие выведенных нами соответствий — пробуждению сил муладхара-чакры, и таким образом заставить змею кундалини двигаться, подниматься по Древу Жизни вверх, к венцу.
Как видим, если одна система добивается результатов путем проведения ритуалов и вызываний, другая ведет к успеху через концентрацию и медитацию. Достижение магическими заклинаниями и неразрывным тождеством небесной мудрости Тахути есть то же самое, что и обретение способности проникнуть взглядом во внутреннее око истинной мудрости, поскольку это адекватно стимуляции аджна-чакры, органа духовного видения Творческой Воли посредством медитации. Точно так же единение личностного сознания путем выполнения теургических ритуалов с Ашер-Ун-Нефер
-------------------
«Осирис прекрасный».
и вхождение в его славу и неизъяснимое великолепие сопоставимы с направлением кундалини вверх по сушумне к разуму и пробуждению сил, находящихся в сахасрара-чакре.
-------------------
В йоге сушумна — первичный пади (проводник праны или энергии силы жизни), начинается у основания спинного хребта и проходит к вершине черепа.
Чакры
Для любого человека, знакомого с работой Вивекананды «Раджа-йога» или с ее адаптацией для европейского мышления, раскрывающей фундаментальные принципы учения, с книгой «Путь инициации», написанной Рудольфом Штайнером,
---------------------
Штайнер. Путь инициации, как обрести знание высших миров (Steiner. The of Initiation, How to Attain Knowledge of the Higher Worlds. Health Research, 1960).
результаты использования данной системы — в плане объяснения и эффективного воздействия на чакры — являются исключительно следствием работы Воли и Воображения.
В книгах многих авторов читатель постоянно натыкается на совет: «Вообразите пламя или белый треугольник в сердце» или «лотос над головой» и т. д. Пробуждение свитого в кольца великолепия кундалини в спинном хребте, в муладхаре-чакре, расположенной на уровне копчика, сопряжено с усиленной концентрацией и с воображением нового вида духовной деятельности в этой области, вследствие чего спящая змея-богин просыпается, расправляет кольца и устремляется по сушумне к трону внутреннего бога.
Магия же, предполагающая использовать тактические приемы, которые хоть и отличаются от методов йоги, но основываются, как я уже некоторое время пытаюсь объяснить, на том же — на Воле и Воображении, воздействуя на эти качества различными объектами в процессе проведения упорядоченных церемоний, дает удивительные духовные результаты. И предупреждения относительно йоги не менее строги и истинны, чем те, что применяются к магии. Возбуждение чакр, как и заклинание богов после вызывания управляющих духов, ведет к проявлению самых разных, гигантских по мощности сил, которые могут быть направлены на оператора.
Те, кого «Гоэтия» относит к числу духов имеют тенденцию к немедленному росту и увеличению присущих им и дремавших в них до этого момента знаний в науке, философии и искусстве в самом широком смысле, к быстрому развитию тончайших эмоциональных качеств, способных любого человека ввергнуть в его внутренний огонь. Силы, которые, как говорил в «Йога-сутре» Патанджали, самъяна
--------------------
Самъяна — санскритское слово, означающее «под контролем». Имеет отношение к трем высшим ступеням йоги, описанной Патанджали в работе «Иога-сутра», система аштанга-йога, так называемый восьмичленный путь, включает в себя: дхарану (концентрацию), дхьяну (длительную концентрацию) и самадхи (полное самоединение).
дарует какой-либо из чакр или идее, почти идентичны тем, коими маг наделяется вследствие проведения указанных в «Гоэтии» вызываний.
Горе тому, однако, кто работает из жажды власти! Потому что именно в этом случае боги умолкают и не дают ответов! Духи со злобой набрасываются на него и разрывают его в клочья. Любую силу, нисходящую на мага, следует считать рукой святого ангела-хранителя. Следует запомнить, что змея должна уничтожить Руаха без всякой возможности для его возрождения, его нужно убить, чтобы присутствие ангела не стало ограниченным. Только тогда можно принимать даруемые силы и использовать их так, как того хочет ангел. И в йоге, и в магии это сознательный аспект медитации и вызывания богов, важнейшая составляющая работы. Если на человека снисходят силы — это прекрасно. Однако главной и священной целью обоих систем является именно расширение личностного сознания до бесконечности, нахождение истинного центра жизни.
Честное стремление к цели и соответствующие, должным образом проведенные действия, искреннее духовное искание будут способствовать получению магом достойных результатов, поднимут душу его до невероятных высот Древа, где она обретет, согласно Ямвлиху, «свободу от страстей, трансцендентное совершенство и энергию гораздо более величественную, станет участницей божественной любви и несказанной радости». Но, помимо того, расширение сознания несет человеку «истину и силу, незамутненную чистоту и прямоту действий, и высочайшее проявление талантов».
-----------------
Ямтлил Книга тайн (lamblichus. On the Mysteries), ч. II, гл. IX, с. 101, 102.
|