ФРАНЦ БАРДОН Врата посвящения
Ступень II
АУТОСУГГЕСТИЯ* ИЛИ ТАЙНА ПОДСОЗНАНИЯ
________________________
*Аутосуггестия — самовнушение. — Прим. переводчика
Прежде чем я перейду к описанию отдельных упражнений второй
ступени, мне хотелось бы объяснить тайну подсознания и ее практи-
ческое значение. Подобно тому, как обычное сознание помещается
в душе и действует в организме через большие полушария, то подсоз-
нание также является свойством души и находится в мозжечке, кото-
рый помещается в задней части головы. В целях практического при-
менения в магии займемся изучением психологической функции
мозжечка, то есть подсознания.
У каждого человека, обладающего своими пятью чувствами, сфера
обычного сознания находится в хорошем состоянии, то есть каждый
человек в состоянии постоянно использовать функции обычного со-
знания. Как показали наши исследования, нет ни одной силы во всем
универсуме, а значит, нет ее и в человеке, которая бы не имела своей
противоположности. Поэтому мы можем рассматривать подсознание
как противоположность обычному сознанию. То, что мы в обычном
сознании понимаем под мыслительной деятельностью, чувствовани-
ем, желанием, памятью, интеллектом, благоразумием, преломляется
в подсознании своим обратным действием. С практической точки зре-
ния мы можем рассматривать подсознание как своего противника. По-
будительная сила или импульс для всего того, что нам нежелательно,
например, для наших страданий, ошибок и слабостей, исходит как раз
из этой подсознательной сферы. Задачей ученика в интроспекции явля-
ется разложить работу подсознания с помощью ключа элементов, или
четырехполюсного магнита. Это очень благодарная работа, так в ре-
зультате собственных размышлений или медитации ученик получает
полную уверенность в себе.
{71}
Подсознание является, таким образом, побудительной силой всего
того, чего мы не желаем. Нам нужно теперь научиться тому, чтобы
перестроить этот, так сказать, «враждебно настроенный» аспект на-
шего «Я», чтобы он не только нам не вредил, но, напротив, способ-
ствовал исполнению наших желаний. Подсознанию, как, впрочем, и
всему, для своей реализации в материальном мире необходимы про-
странство и время, то есть два основных принципа, которые необхо-
димы любому явлению, чтобы перенестись из причинного мира в дей-
ствительность. Если же мы отнимем у подсознания пространство и
время, то противоположная полярность прекратит свое существова-
ние, также прекратится ее влияние, и тогда мы будем в состоянии осу-
ществлять свои желания с помощью подсознания. Итак, в этом вне-
запном отключении сознания и находится ключ к практическому
применению аутосуггестии. Если мы, например, внушим нашему под-
сознанию, что мы завтра или в какое-то другое время больше не захо-
тим курить или пить, то подсознание будет чинить нам препятствия
только до этого определенного времени, но не дольше. В большин-
стве случаев, например, при слабой или неразвитой силе воли, под-
сознанию почти всегда удается перехитрить нас и привести к неудаче.
Если же мы при помощи своего внушения вместе с пожеланием отни-
мем у подсознания понятие пространства и времени, то в этом случае
на нас воздействует только положительная часть подсознания, вклю-
чается также верхнее, или нормальное, сознание и наше внушение же-
лания должно быть успешным. Это знание и такая возможность име-
ют огромное значение для магического развития, они должны
обязательно учитываться при самовнушении.
Формула, избранная для аутосуггестии, должна обязательно быть
облечена в формулу приказа настоящего времени. Нельзя, например,
чтобы это выглядело так: «Я положу конец курению, пьянству», а дол-
жно звучать: «Я не курю», или «Я не пью», или «Мне больше не хочет-
ся курить или пить», — в зависимости от того, от чего хотят избавить-
ся таким внушением на уровне подсознания. Ключ к самовнушению
лежит в форме приказа настоящего времени. Это необходимо соблю-
дать всегда, какое бы желание Вам ни хотелось претворить с помо-
щью самовнушения на уровне подсознания.
Эффективнее всего подсознание функционирует ночью, когда че-
ловек спит. В состоянии сна обычное сознание отключено, и превали-
рует деятельность подсознания. Поэтому наиболее удобным для вос-
приятия суггестивной формулы является время перед засыпанием,
{72}
когда уставший человек уже приготовился ко сну, или же сразу после
сна, когда он еще окончательно не проснулся. Это не значит, конечно,
что другое время не подходит для аутосуггестии, но эти два момента
времени считаются наиболее подходящими для такого восприятия. По-
этому маг никогда не засыпает с мыслями о горестях, заботах, депрес-
сии, он не будет отягощать подсознание такими мыслями, потому что
подсознание продолжает функционировать в том направлении мыслей,
с которыми засыпаешь. Замечу еще раз, что засыпать нужно с мирны-
ми, гармоническими мыслями или с мыслями об успехе, здоровье, мире.
Прежде чем Вы решитесь на прктическое проведение аутосуггес-
тии, изготовьте маленькую нитку с деревянными или стеклянными бу-
синами (в количестве примерно 30-40).* Если Вам трудно достать та-
_______________________________
*См.: X. Юргенс. Шнур Тесбиха.
кие бусы, то будет довольно веревочки, на которой Вам нужно сделать
30-40 узлов, и несложное подручное средство для аутосуггестии гото-
во. Оно служит, собственно, для того, чтобы при повторении формулы
аутосуггестии не было необходимости считать и не отвлекаться на счет,
чтобы не рассеивалось внимание. Это вспомогательное средство может
служить также и для того, чтобы установить, сколько появилось нару-
шений при упражнениях по концентрации и медитации, причем в этом
случае нужно при каждом нарушении двигать бусину или узелок.
Практическое применение аутосуггестии очень просто. Когда то,
чего Вы хотите добиться, Вы сформулировали в форме приказа в на-
стоящем времени, например: «День ото дня мои дела идут лучше» или:
«Я не хочу больше пить, курить» или «Я здоров, доволен, счастлив», —
то можете, собственно, приступать к практике. Незадолго до сна
возьмите в руки свои бусы или шнурок с узелками и повторяйте впол-
голоса, шепотом или мысленно, как Вам больше нравится или как по-
зволяет обстановка, выбранную формулу до тех пор, пока не дойдете
до конца шнура. В этом случае Вы будете уверены, что повторили фор-
мулу сорок раз. Важно при этом, что Вы представляете свое желание
уже реализованным, то есть претворенным в жизнь, представляете со-
вершенно ясно и четко, то есть приближаете, претворяете таким обра-
зом. Если после повторения формулы на всю длину шнура Вам все
еще не хочется спать, и представляйте себе и дальше, что Ваше жела-
ние уже исполнилось, до тех пор, пока Вы не заснете, продолжая об-
думывать свое желание. Вы должны в мыслях проследить за тем, что-
бы забрать свое желание в свой сон. Даже если при вторичном
{73}
повторении формулы Вы заснете, когда пройдете только половину
шнура, то и тогда цель полностью достигнута.
Утром, когда Вы еще не совсем проснулись и можете еще оставать-
ся в постели, тотчас же возьмите бусы и повторите эксперимент. Есть
люди, которые часто встают ночью, либо из-за частого мочеиспуска-
ния или по другим причинам, то Вы и тогда можете повторить свой
эксперимент, это только ускорит появление результатов.
Необходимо еще заметить, какие желания осуществляются с помо-
щью аутосуггестии. Есть общее правило: можно осуществить любое
желание, которое касается духа, души и тела, например, улучшение
характера, преодоление вредных привычек, слабостей, дисгармонии,
укрепление здоровья, устранение и поощрение различных качеств че-
ловека, развитие способностей. Впрочем, нельзя осуществить те жела-
ния, которые ничего общего не имеют с личностью, например, выиг-
рыш в лотерее.
К выбору следующей формулы следует переходить только тогда,
когда Вы остались полностью удовлетворены успехом предыдущей.
Тот, кто серьезно и систематически подходит к упражнениям, сможет
очень быстро убедиться в благотворном влиянии аутосуггестии и со-
хранит эту методику на всю жизнь.
Обучение магии духа (II)
В процессе обучения магии духа первой ступени мы научились кон-
тролировать свои мысли и управлять ими. Теперь же мы пойдем даль-
ше и научимся владеть концентрацией мысли за счет усиления спо-
собности к концентрации силы воли.
Положите перед собой несколько предметов, например, нож, вил-
ку, портсигар, карандаш, и зафиксируйте в своей памяти один из этих
предметов. Точно запомните его форму и цвет. После этого закройте
глаза и попытайтесь настолько пластично представить этот предмет,
каким он выглядит в действительности. Если он исчезнет из Вашего
воображения, попытайтесь снова вызвать его образ. Поначалу этот
эксперимент будет удаваться Вам в течение нескольких секунд, но при
известной выдержке и повторении упражнения предмет станет более
определенным и исчезновение и появление предмета от упражнения
к упражнению станет все более редким. Не нужно пугаться первоначаль-
{74}
ных неудач. Если Вы устали, переходите к следующему предмету. По-
началу не следует делать это упражнение больше десяти минут, но по-
степенно нужно увеличивать длительность упражнения до получаса.
Для того чтобы контролировать нарушения, пользуйтесь описанны-
ми в главе об аутосуггестии бусами или шнуром с узелками. При каж-
дом нарушении сдвигайте бусинку в сторону, так, чтобы потом мож-
но было установить, сколько нарушений наблюдалось в течение
упражнений. Упражнение считается выполненным, если человек в со-
стоянии удерживать образ предмета в течение пяти минут непрерывно.
Если Вам это удалось, то можно переходить к тому, чтобы попы-
таться вызвать образ этих предметов с открытыми глазами. Их нуж-
но представлять как бы висящими в воздухе и настолько пластичны-
ми перед нашим взглядом, что они становятся почти осязаемыми.
Кроме этого представленного предмета, больше ничего нельзя вос-
принимать из окружающей обстановки. При этом нужно контроли-
ровать нарушения также при помощи бус. Упражнение считается вы-
полненным, если Вы оказываетесь в состоянии представлять предмет
висящим в воздухе в течение пяти минут.
За визуальной способностью к концентрации следует акустическая.
Здесь с самого начала большую роль играет сила воображения. Те-
перь уже нельзя прямо сказать: представьте себе тиканье часов или
подобное, так как под понятием «представление» обычно понимают
красочное представление, что нельзя говорить об акустических упраж-
нениях по концентрации. Выражаясь четче, следует сказать: «Пред-
ставьте себе, что Вы слышите тиканье часов». Чтобы быть понятнее,
используем такое выражение: «Представьте себе, что Вы слышите ти-
канье настенных часов». Это Вам тоже поначалу будет удаваться на
несколько секунд, но при известной выдержке будет получаться все
лучше и без нарушений. В целях контроля также используйте бусы
или шнурок с узелками. После этого попытайтесь «услышать» тиканье
карманных или наручных часов, после этого звон колоколов самых раз-
личных модуляций. Можно предпринять другие эксперименты по кон-
центрации, такие, как представления ударов гонга, молота, стука, раз-
личных шорохов, например, царапанья, шуршания, ударов грома,
звуков от тихого завыванья ветра до бури, шума водопада, поздних
звуков музыки от скрипки до фортепиано или других инструментов.
Важными при этих упражнениях являются концентрация на акустичес-
ких шумах и недопущение никаких образных представлений. Если же
возникнет какое-нибудь образное представление, то его нужно сразу
{75}
же отбросить, например, слыша звон колокола, нельзя представлять сам
колокол. Упражнение считается выполненным, если человек сможет
в течение пяти минут удерживать акустическое представление.
Следующим упражнением является концентрация чувства. Нужно
вызывать чувство холода, тепла, тяжести, легкости, голода, жажды, ус-
талости и удерживать это чувство до тех пор, пока удастся без какого-
либо образного или акустического представления удержать это пред-
ставление в течение как минимум пяти минут. Если усвоили эту
способность к концентрации настолько, что по желанию можете выз-
вать любое чувство и удержать его, то можно переходить к следующе-
му упражнению.
Следующим упражнением является упражнение по концентрации
обоняния. Нужно представить себе, что вдыхаешь аромат различных
цветов: роз, сирени, фиалок или различных духов и удержать это пред-
ставление, не допуская при этом возникновения образного представ-
ления. То же самое нужно проделать и с различными неприятными
запахами. Это упражнение нужно выполнять до тех пор, пока не уда-
стся вызвать любой из запахов силой воображения как минимум на
пять минут.
Последней концентрацией чувств является концентрация вкуса. Не
думая о каких-то конкретных пище или напитке, необходимо скон-
центрироваться на каком-то определенном вкусе. Сначала нужно ос-
тановиться на ярких вкусовых ощущениях сладкого, кислого, горько-
го и соленого. Когда же здесь получен определенный результат, нужно
перейти ко вкусу различных пряностей, в зависимости от выбора са-
мого ученика. Если ученику удалось вызвать каждое избранное ощу-
щение вкуса и удерживать его в течение пяти минут, то цель упражне-
ния достигнута.
Вы заметите, что та или иная концентрация будет удаваться вам
легче, а другие труднее, что является признаком того, что функция
мозга определенного чувства либо недостаточно развита, либо на нее
не обращалось недостаточно внимания. Большинство из учебных си-
стем обращают внимание только на одну, на две или самое большее
на три функции. Упражнения по концентрации, которые тренируют
все пять органов чувств, укрепляют ум, силу воли и учат не только кон-
тролировать чувства, но и развивают их и позволяют ими полностью
овладевать. У мага должны быть развиты все чувства, он должен пре-
красно ими владеть. Для магического развития эти упражнения крайне
важны и обязательно должны быть включены в подготовку мага.
{76}
Обучение магии души (II)
На первой ступени ученик научился интроспекции. Он отметил по-
ложительные и отрицательные свойства в соответствии с четырьмя
элементами и разделил их на три группы. Таким образом он создал
зеркала души, хорошее (белое) и плохое (черное). Эти два зеркала и
есть характер его души. Исследуя те и другие свойства, он должен оп-
ределить, какие силы элементов у него преобладают как в черном, так
и в белом зеркале, и должен стремиться к тому, чтобы во что бы то ни
стало установить равновесие. Без равновесия элементов в астральном
теле или душе невозможны магический прогресс или возвышение. За-
дачей данной ступени является восстановить это душевное равновесие.
Если начинающий маг обладает достаточной силой воли, то он может
перейти к овладению качествами, которые оказывают на него самое
большое воздействие. Если же у него не самая сильная воля, то он мо-
жет начать с противоположной стороны, выравнивая для начала са-
мые мелкие слабости, а большие недостатки начнет подавлять посте-
пенно, пока не удастся и то и другое. Для овладения слабостей у ученика
есть три возможности, а именно:
1. Систематическое применение аутосуггестии, как описано выше.
2. Трансмутация или превращение слабостей в противополож-
ные положительные качества, чего можно достичь либо с помощью
аутосуггестии, либо частым медитированием и убеждением себя в том,
что Вы добились положительных качеств.
3. Внимание и сила воли.
Применением этого метода можно не допустить выражать свою сла-
бость и убить ее в зародыше. Этот метод является сам по себе самым
трудным и предназначен в основном для тех, кто обладает большой
силой воли или хочет обрести сильную волю в борьбе со своими сла-
бостями.
Если у ученика достаточно времени и он хочет в своем развитии
быстрого прогресса, то он может применять все три метода. Преиму-
щественным в этом плане является то, что все три метода действуют
в одном направлении, как, например, осознанный прием пищи, магия
воды и так далее. В этом случае успех не заставит себя долго ждать.
Целью этой ступени является достижение равновесия элементов
в душе. Поэтому начинающий маг, если он хочет добиться успеха
{77}
в магии, должен стремиться к тому, чтобы быстро и надежно устра-
нить недостатки, мешающие ему больше всего. Ни в коем случае нельзя
предпринимать упражнения следующих ступеней, если упражнения
второй ступени не проработаны полностью и пока не будет достигнут
успех в выравнивании элементов. К улучшению характера надо стре-
миться во время прохождения всего курса, но на этой ступени необхо-
димо устранить превалирующие отрицательные качества, которые
являются самым большим препятствием дальнейшего развития.
Обучение магии тела (II)
Необходимо сохранить все задачи ступени I, они должны стать для
Вас каждодневной привычкой — мытье холодной водой, растирание,
зарядка, утренняя гимнастика, магия холодной воды, осознанный
прием пищи. Обучение магии тела второй ступени предписывает из-
менение дыхательных упражнений. На предыдущей ступени мы на-
учились осознанному дыханию — через легкие посылать в кровь вды-
хаемое желание (по принципу эфира). В этой главе я опишу осознанное
дыхание порами.
Наша кожа выполняет двойную функцию, а именно: дыхания и вы-
деления. Поэтому мы можем использовать кожу как третье легкое и
третью почку нашего тела. Теперь каждому понятно, почему реко-
мендуются сухой массаж, растирание, мытье холодной водой и про-
чие процедуры. Во-первых, для полной разгрузки наших легких и боль-
шей частью наших почек, а во-вторых, чтобы заставить работать наши
поры более активно. Мы не будем здесь говорить о пользе этих про-
цедур для нашего здоровья. Осознанное дыхание порами интересует
нас с магической точки зрения, давайте обратимся непосредственно
к практике.
Удобно сядьте в кресло или лягте на диван и расслабьте все муску-
лы. Подумайте теперь о том, что с каждым вдохом дышат не только
Ваши легкие, то есть вдыхают воздух, но и все тело. Будьте твердо
убеждены в том, что одновременно с легкими каждая пора Вашего
тела набирает жизненную силу и направляет ее организму. Вы долж-
ны при этом казаться самому себе губкой, опущенной в воду, которая
жадно поглощает влагу. То же самое чувство Вы должны испытывать
при вдыхании. Так входит в Вас жизненная сила из элемента эфира и
{78}
из окружающей среды. В зависимости от индивидуальности каждый
воспримет проникновение жизненной силы через поры по-своему. Если
Вам после нескольких повторений удалось одновременно дышать че-
рез легкие и всем телом, соедините оба метода дыхания для вдыхания
с целью осуществления своего желания, например, достижения здо-
ровья, успеха, мира, управления своими страстями, в зависимости от
того, что Вам больше всего нужно. Стремлением к осуществлению
Вашего желания (высказанного в форме приказа в настоящем време-
ни) должно напитаться все Ваше тело. Если Вы уже приобрели опре-
деленный навык в этом эксперименте, то Вы при каждом выдыхании
представьте себе, что выделяете качество обратное Вашему желанию,
например, слабость, неудачу, беспокойство. Если Вам удалось вды-
хать и выдыхать легкими и всем телом, то упражнение выполнено.
Следующим упражнением является управление телом. Уметь спо-
койно и удобно сидеть — это тоже искусство, и этому тоже нужно
учиться. Сядьте на стул так, чтобы Ваш позвоночник остался пря-
мым. Поначалу разрешается прислоняться к спинке стула. Ступни
нужно держать вместе и образовывать с коленями прямой угол. Вы
сидите свободно, без напряжения мускулов, обе кисти рук легко ле-
жат на бедрах. Представьте себе будильник, который Вы прежде за-
вели и который через пять минут зазвонит. Теперь закройте глаза и
проследите мысленно за всем Вашим телом. Сначала Вы ощутите,
как напряглись мускулы из-за раздражения нервов. Всей своей энер-
гией заставьте себя застыть и сидеть спокойно. При всей кажущейся
легкости это упражнение трудно для начинающего. Колени посто-
янно расходятся, поначалу можно связывать ноги веревкой или по-
лотенцем. Если Вам удалось без напряжения просидеть в течение пяти
минут, то каждое следующее упражнение следует увеличивать на
минуту. Если Вам удалось,, по меньшей мере, в течение получаса про-
сидеть так — спокойно, удобно и без напряжения, — то упражнение
считается выполненным. Если Вам это удалось, то сразу заметите,
что ни в одном другом положении тело не отдыхает настолько, как
в этом, только что описанном.
Если упражнения по осанке использовать как средство для дости-
жения цели, например, для развития воли, то можно, если в рекоменду-
емой позе находиться в течение часа спокойно, удобно и не отвлекаясь,
самим определять себе различные положения тела. Индийское учение
йоги рекомендует и описывает в главе об асанах достаточное количе-
ство таких позиций и указывает на то, что при овладении ими можно
{79}
обрести различные оккультные силы. Высвобождаются ли эти силы как
раз этими положениями тела (асанами), весьма сомнительно. Для на-
шего магического развития мы используем только одно положение тела,
совершенно все равно, какое, самое простое из них описано выше. Оно
служит для того, чтобы привести тело в состояние покоя и укрепить
силу воли. Дух и душа нуждаются прежде всего в безупречном функци-
онировании всего, организма, что будет подробно описано ниже, в спе-
циальных упражнениях.
Именно тем из учеников, которые на заданиях первой и второй сту-
пеней как ментально, так и душевно сильно утомлены и поэтому посто-
янно засыпают во время упражнений по медитации и концентрации,
будет очень полезно выполнять такие упражнения в рекомендуемой позе.
Ученик должен стремиться к тому, чтобы и в практической жизни
практиковать овладение телом. С помощью наблюдения и внимания
у него найдется для этого достаточно возможности. Например, если
Вы очень устали, то нужно заставить себя выполнить несложную ра-
боту или совершить небольшую прогулку. Если голодны, отодвиньте
прием пищи еще на полчаса. Если Вас мучит жажда, не пейте сразу,
пусть пройдет еще немного времени. Если Вам присуща спешка, зас-
тавьте себя производить медленные действия, и наоборот тот, кто мед-
лителен, как черепаха, заставьте себя работать быстрее. За самим уче-
ником остается право подавлять тело и нервы с помощью силы воли
и управлять ими. На этом упражнения второй ступени исчерпаны.
Обобщение всех упражнений ступени II
I. Обучение магии духа:
1. Аутосуггестия, или раскрытые загадки подсознания.
2. Упражнения по концентрации:
а) визуальные (оптические);
б) акустические;
в) чувственные;
г) обонятельные;
д) осязательные.
Упражнения по отключению мыслей (негативное состояние) будут
осваиваться дальше более углубленно.
{80}
II. Обучение магии души:
Астрально-магическое равновесие относительно элементов, изме-
нение или улучшение характера:
а) путем подавления или овладения;
б) с помощью аутосуггестии;
в) с помощью трансмутации или превращения в другое свойство.
III. Обучение магии тела:
а) осознанное дыхание порами;
б) осознанное положение тела;
в) владение телом по желанию.
Перед сном необходимо думать о самом красивом и чистом и пере-
нести эти мысли с собой в сон.
Конец второй ступени.
|