ФРАНЦ БАРДОН Врата посвящения
Кто такой Франц Бардон?
Франц Бардон является одним из наиболее значительных, но наименее
известных оккультистов и магов Двадцатого столетия. Главным образом,
он известен благодаря четырем книгам, которые были изданы в 1950-ых.
Многие авторы заимствовали его техники и терминологию без упоминания
его имени, иногда несознательно, но не всегда. Однажды я порекомендовал
его книгу «Посвящение в Герметизм» человеку, несколько лет изучающему
оккультизм. Он был поражен, поняв, что в прошлом его учитель отбирал
материалы из книги Бардона, делая вид, что написал их сам.
Бардон всегда подчеркивал важность практики и ставил ее прежде всего
остального. Хотя его книги содержат длинные теоретические разделы,
акцент всегда ставился на реальных практических результатах магического
обучения. Его постоянной целью было дать серьезному ученику магии
наиболее полную и, по-возможности, наиболее лучшую магическую
инструкцию, доступную без зависимости от оккультных лож или от
личного учителя. Добился ли он успеха? Единственный способ ответить
на
этот вопрос – это попробовать пройти курс обучения самостоятельно.
Жизнь и работа Бардона.
Бардон, казалось, не пытался создать из себя легендарную личность.
Единственные упоминания о себе в своих работах касались проверки той
или иной техники на его личном опыте. Я не могу не сравнить Бардона
с
намного более известным магом этого столетия, который написал
объемистую работу о собственной жизни и своих приключениях, не
забывая прославлять себя на каждом шагу.
Согласно его ученице и его близкому другу – Отти Вотавове, Франц
Бардон был старшим среди 13 детей и единственным сыном очень
набожного Христианского мистика, Виктора Бардона. Хотя Виктор достиг
определенного уровня в своем духовном развитии, он чувствовал, что не
способен приобрести знание и развиваться далее; однажды, молясь, он
получает благословение свыше. История поветствует о том, что
совершенная душа вошла в тело его сына, Франца, став, таким образом,
посвятителем Виктора.
Чуть позже Бардон становится эстрадным магом, приобредшим некоторую
известность в Германии в 1920-ых и 1930-ых годах под псевдонимом
«Фрабато». Сообщают, что он демонстрировал магические приемы и что
его действия имели уникальную природу.
Как только к власти пришел Адольф Гитлер и доверенные ему лица, в
1930-е различные общества, такие как O.T.O. и Вольные каменщики были
запрещены, а некоторые из их членов арестованы. Отти Вотавова
утверждала, что Гитлер состоял в легендарной «FOCG» или «99 Ложе»
черной магии, описанной в «Фрабато» и в ордене «Огонь и Лед». Кроме
этого, Гитлер и его близкие друзья были членами «Тульского Ордена»,
который был внешним орудием группы могущественных тибетских черных
магов.
Арест и заключение Третьим Рейхом.
Из-за халатности одного из учеников Бардона (который не уничтожил
их
переписку как приказывал Бардон) нацисты арестовали и заключили в
тюрьму их обоих в конце 1941 или в начале 1942. В то время, как хлестали
заключенных, ученик потерял над собой контроль и выкрикнул
каббалистическую формулу для обездвиживания мучителей. Однако, в
конечном счете, эффект формулы был рассеян и ученик был застрелен на
месте. Адольф Гитлер предложил Бардону высокий пост в Третьем Рейхе
при условии, что он, с помощью магии, поможет одержать победу в войне.
Предполагалось, что Бардон предоставит Гитлеру адреса других 98 из 99
Лож, находящихся в различных частях земного шара. Когда он отказался
помогать, то подвергся жестоким пыткам со стороны нацистов. Среди
всего прочего, они проводили над ним операции без анастезии, надевали
на
лодыжки железные кольца и прикрепляли к ким тяжелые железные шары.
После войны, благодаря своим магических способностям, Бардон узнал,
что Гитлер бежал за границу. Боясь быть узнанным, Гитлер с помощью
нескольких хирургических операций изменил свою внешность.
Дьетер Руджберг (издатель книг Бардона) так комментирует историю,
приведенную выше: “Отти Вотавова столь много поведала нам о жизни
своего учителя. В годы моего знакомства с ней, я способен был убедиться
в
ее любви к истине”.
После освобождения, Бардон возобновил свою оккультную деятельность.
Очевидно, это стало причиной конфликта с Чешскими властями. Они
всячески препятствовали его работе в самой репрессивной политической
форме послевоенной Чехословакии.
Арест и смерть.
Относительно последних лет жизни Бардона, Руджберг писал мне
следующее: “Специальной деятельностью Бардона было природное
целительство. Он был способен вылечить от рака 2-ой степени без
операции и облучения, только собственным лекарством, сделанным из
растений и с использованием алхимических средств. По этой причине
доктора официальной медицины сильно завидовали ему, так как не могли
достичь таких же успехов с помощью своих химических препаратов и
ядерной терапии.
После издания его книг в 1956 году, множество людей прибыло из
Германии, чтобы посетить его. Доктора использовали эту возможность,
чтобы обвинить Бардона в шпионаже на пользу Запада, и это стало
причиной того, что он был арестован в 1958 в Опаве, Чехословакии».
Таким же образом российскими коммунистическими идеологами
преследовались вольнодумцы, цыгане, евреи, масоны и любые другие,
интересовавшиеся оккультными и эзотерическими предметами.
Умер Бардон в июле 1958 года. Какая была связь, если таковая вообще
была, между его смертью и арестом, я не знаю. Если он был
профессиональным эстрадным магом в Германии в 1920-х и 1930-х, мы
могли бы предположить, что он родился приблизительно на стыке веков,
и
поэтому покинул этот мир, будучи не таким уж и старым.
Брадство Сатурна.
Бардон решительно отстаивал мнение о том, что он не был членом какого-
либо магического общества или Ордена. Однако, некоторые источники
указывают, что в действительности он состоял в Братстве Сатурна,
известном оккультном обществе, процветавшем в Германии в первые
десятилетия двадцатого века. В течении постепенного прихода к власти
нацистов, ими были закрыты или преследовались все масонские,
религиозные и оккультные организации. Они закрыли и запретили любую
дейтельность со стороны общества Братства Сатурна где-то между 1933
и
1937, но она была возобновлена в 1950.
Тем не менее, я не могу утверждать со всей определенностью, что Бардон
был членом Братства Сатурна. Хотя Бардон признавал могущество и
эффективность сексуальной магии, он решительно отговаривал ученика от
подобных занятий, до тех пор, пока он полностью не поймет ее значения.
Произведения Франца Бардона.
Каждая книга пишется приблизительно по одному и тому же образцу: в
основе – теоретическая часть с последующими практическими
инструкциями. Их чтение и понимание – вызов, поскольку они были
переведены с немецкого и, возможно, до этого – с чешского, на
неидиоматический английский.
Несмотря на сложности при переводе, одна вещь вырисовывается
абсолютно точно – это очевидная искренность Бардона.
Он настойчиво повторяет, что выполнил работу настолько хорошо,
насколько это было возможно, чтобы передать систему оккультного
развития серьезному ученику, который не смог или найти учителя, или
работать в группе. В соответствии с этим, он также часто повторяет,
что
лично выполнял такой-то эксперимент, ритуал или методику.
Его источники.
Необходимо помнить, что многие слова, используемые Бардоном имеют
иное значение в общеупотребительном контексте и даже в других
оккультных системах. Пропитка, флюид, конденсатор, сфера - все имеют
специальные значения.
Многие из его оккультных идей можно обнаружить в более ранних
работах, например, Элифаса Леви и в «Маге» Баррета. Бардон также,
кажется, знаком с тибетским оккультизмом или во всяком случае с
работами Александры Дэвид-Ниль*, которую он время от времени
цитирует. Он упоминает, например, килихорс (магические диаграммы) и
туммо (способность тибетских адептов не замерзать в самую холодную
погоду).
____________________________________
*Александра Давид-Неэль «Мистики и маги Тибета», Москва: Дягилевъ
Центръ, ЦДЛ, 1991 – Прим. перев.
Бардон предписывает ментальные упражнения, такие как: концентрация,
контроль мысли и т.д., - обычное дело для йоги и других оккультных
систем.
Хотя Бардон не упоминает Кроули или любую из его работ, влияние
«Зверя» присутствует. Сравните известное изречение Кроули: «Любовь –
это закон, любовь во власти воли» с другим, Бардона: «Любовь – это закон,
но любовь руководствующаяся сильной волей».
Удивительная книга об общении с духами.
Вторая изданная работа Бардона – «Практика магической эвокации» –
это
поразительная и уникальная работа приблизительно на 500 страниц. В
первой из двух ее частей исчерпывающе описываются многие орудия и
инструменты, необходимые магу в работе. Здесь рассматриваются:
магический круг, треугольник, кадило, зеркало, лампа, жезл, меч, кинжал,
трезубец, корона, чаша и пояс мага. Эта книга намного больше
церемониально ориентирована, чем первая, которая требует минимальное
количество вспомогательных инструментов. Практика магической
эвокации – это классический магический гримуар или обучающее
руководство, вероятно, одно из лучших, когда-либо написанных.
Вторая часть книги – огромный список духов или существ, с которыми
ученик, как предполагается, способен установить контакт после овладения
техниками в первой книге. Короткая глава, в которой приводится большое
количество подходов, объясняющих особенность или предназначение духа,
а также какой навык, знание или пользу он способен принести
оккультисту-практику. Бардон не один раз утверждает, что сам
устанавливал контакт со всеми этими сущностями и все, что он пишет,
основано на его личном опыте. Он говорит, что, в действительности,
существует намного больше духов, которых он не упоминал, так как работа
с ними для новичков нежелательна.
Имена этих духов весьма интересны. Некоторые из них соответствуют
именам в «классике» магической традиции. Его «72 духа Меркурианской
сферы» – определенно 72 ангела Шемамфораш. Имена некоторых из них
несколько изменены. Например, "osrail", очевидно, идентичен
с «Azrael», а
«Opollogon», кажется, соответствует «Apollyon». Эти духи описаны, среди
других работ, в книге Баррета «Маг».
Изменения в написании имен могут быть объяснены тем фактом, что
первоначально работы Бардона были написаны на чешском или немецком.
Однако, проследить большинство других имен духов мне не удалось.
Например, существуют некоторые из духов сферы Марса, которых я не
смог распознать в других источниках: Rarum, Gibsir, Rahol и
Adica. Возможно, эти имена взяты из какого-то неизвестного
средневекового гримуара или имеют иное написание на чешском, или
имеют какое-то отношение к его собственной каббалистической системе,
но пока что я не способен сделать какие-то заключения.
Уникальная каббалистическая система Бардона.
Третий и последний труд Бардона – «Ключ к истинной Каббале» (издан
в
1957). По крайней мере – это последняя полноценная и опубликованная
им
работа. Отрывок рукописи четвертой книги был позже издан как
приложение к «Фрабато» Отти Вотавовы и говорят, когда-то существовала
рукопись пятой книги, относящаяся к алхимии, но позже была потеряна,
когда Бардона арестовали по приказу коммунистического правительства
Чехословакии.
Если вы ожидаете увидеть еще одну книгу по Западной Каббале или одну
из книг по космологии Еврейской Каббалы, то вы будете очень
разочарованы, потому что «Каббала» Бардона – нечто совершенно иное.
Основой техники является произношение букв, что возвращает нас к
древним еврейским практикам Каббалы, но сами упражнения имеют чисто
Западное Герметическое происхожение.
Каббала Бардона не опирается на двадцать две буквы еврейского алфавита.
Фактически, он везде использует произношение немецких букв. Еврейские
формулы, которые объясняет Бардон, полностью составлены из
произношения немецких букв с транслитерацией на еврейские. К
сожалению, ни еврейский, ни немецкий, ни английский алфавиты не
способны обозначить все звуки, которые может создать человеческий язык
(полагаю, что, возможно, санскрит для этого наиболее подходящ). Поэтому
существует гораздо больше формул, чем те, которые упоминал Бардон. Но,
в действительности, это не так уж важно, потому что «Ключ к истинной
Каббале» предоставит в распоряжение ученика техники, которые дадут
возможность ему по-настоящему говорить на универсальном, священном и
творческом языке Каббалы. В обычном смысле, каббалистические
формулы не зависят от слов – их язык образован посредством намерения
и
в соответствии с силами Природы.
Как по отношению к «Эвокации», так и к «Каббале» Бардон предупреждает
читателя, что тот не должен начинать работу с данной системой, не пройдя
первые восемь ступеней «Посвящения в Герметизм» или не пройдя
подобную тренировку иным способом. В одном месте он даже утверждает,
что будет лучше, если ученик до «Каббалы» освоит техники, описаннные
в
«Эвокации», так как первая работа требует более высокую степень развития.
Библиография:
1. Франц Бардон «Посвящение в Герметизм», 1999 Дьетер Руджберг –
первая публикация в Германии в 1956 как Der Weg zum wahren Adepten
("Путь истинного адепта").
2. Франц Бардон «Практика магической эвокации», 1991 Дьетер Руджберг
–
первая публикация в Германии в 1956 как Die Praxis der magischen
Evokation.
3. Франц Бардон «Ключ к истинной Каббале», 1996 Меркур - первая
публикация в Германии в 1957 как Der Schlussel zur Wahren Quabbalah.
4. «Фрабато», Merkur Publishing 1971. Это «оккультный роман»,
написанный ученицей и другом Бардона – Отти Вотавовой, основанный на
реальных событиях. В нем также содержатся фрагменты из незавершенной
работы Бардона, объединенные под заголовком «Золотая Книга Мудрости»
и неиздававшаяся брошюра под названием «Высшая магия».
Другие работы:
1. Баррет, Фрэнсис "Маг", London (1801) - "классика"
демонологии.
[см. http://www.sacred-texts.com/grim/magus/ma100.htm] - Прим. перев.
2. Кавендиш, Ричард "Человек, миф и магия" (1970). См. главы:
"Магнетизм"
и "Двойник".
[ см. Р. Кавендиш "Черная магия" ТЕРРА-Книжный клуб, 2000.
- 416 с.
Переиздание - "Западная магия" ]
3. Дэвид-Ниль, Александра "Мистики и маги Тибета" и "Посвящение
и
Посвященные Тибета"(1923). Нескольких раз Бардон ссылался на данные
работы.
4. Флауэрс, С. Эдред (псевд. С. Эдреда Торссона) "Братство Сатурна"
(1990).
Удивительно хорошая работа. Правда, в ней выражен, главным образом,
сексуально-магический аспект Братства Сатурна.
5. Хау, Эллик "Маги Золотой Зари" (1972)
6. Кинг, Фрэнсис "Сексуальность, магия и извращения: секретные
ритуалы
О.Т.О. (1973), "Магический мир Алистера Кроули" (1977)
[Фрэнсис Кинг "Современная ритуальная магия" М.: Локид, Миф,
1999. - 368 с.]
7. Леви, Элифас (псевд. Альфонса Луи Константа) "Трансцендентальная
магия",
"Учение и ритуал высшей магии".
8. фон Рейшенбах, Барон Карл "Физико-физиологические исследования
динамики
магнетизма" (1850, 1851) и "Одическая сила: Од и магнетизм"
(1926)
9. Уилсон, Колин "Оккультизм".
[см. также Эрика Юдлава "Дао и Древо Жизни: алхимические и сексуальные
мистерии Востока и Запада", "София", 1997; с. 57-59 и
главу "Сефер Иецира"
и Франц Бардон"].
|