Артур Э.Уэйт Церемониальная магия
Искушение Евы
Из Caedmon
Глава II
РИТУАЛЫ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ МАГИИ
§ 1. Магический Arbatel
В настоящем исследовании понятие «трансцендентальный» употребляется достаточно условно — его не следует понимать в возвышенном или философском смысле. «Этот термин не позволяет в полной мере определить то, о чем пойдет речь, и используется из-за отсутствия лучшего, а также потому, что он и ранее применялся в подобном контексте. Пожалуй, это эквивалент Вьисшей Магии (Haute Magie) Элифаса Леви, которую я назвал Трансцендентальной Магией не потому, что эти понятия равнозначны, а в-силу того, что нет современного или более приемлемого выражения, которое больше соответствовало бы данному явлению. Сделав надлежащее допущение относительно этого основополагающего понятия, необходимо все же сказать, что Трансцендентализма в Церемониальной Магии столько же, сколько в феномене общения с душами умерших через медиума. Чтобы ни подразумевалось под теми разумными сущностями, с которыми должна быть установлена связь, они обнаруживают себя через свои «услуги» — либо причудливые, либо сумасбродные. В связи с этим, необходимо понимать, что в стремлении связаться с духами материальный интерес стоит на втором месте; главный нее интерес— из-за крайней его эксцентричности —
находится вне разумного понимания, хотя в то лее самое время он не связан с духовными исканиями.
Предположим, что точно известно, в чем коренится этот основной интерес, и тогда Практическая Магия оказывается оторванной, например, от собственной Мистической Цели, причем не важно, истинна эта цель или нет. Следовательно, под Ритуалами Трансцендентальной Магии нельзя понимать те действия, посредством которых Божественное в Человеке ищет единения с Божественным Вне Его. Труды Св. Иоанна Крестителя (как предполагается, он автор четвертого Евангелия, трех Посланий и Книги Откровения), Рюйсброка (аббат Ruysbroeck, 1293 - 1381), Эккарта ( доминиканец Eckart, 1260 - 1327), Моли-носа (испанский теолог Molinos, 1628 - 1696), Сан-Мартина (святой Мартин, французский прелат, 316? - 397) и даже «Подражание Христу» (Imitation) св. Фомы Кемпинского (немецкий христианский автор St. Thomas a Kempis, 13799-1471) — все они содержат описание величественных процессов Трансцендентальной Магии в ее истинном значении, использование же термина «Трансцендентальная Магия» в обыденном смысле в связи с этими бесценными произведениями является уничижительным и подрывает их репутацию. Отсюда легко понять, что в религиозных таинствах и так называемом Теургическом Церемониале не было никакой прямой связи с Черной Магией, и они не только не имеют ничего общего со злыми Духами, действующими в злых целях, но, по-видимому, вообще избегают связей с ними. Исключение — которое только подтверждает общее правило — может быть сделано для процедуры, признанной Церковью для изгнания бесовских сил из человеческой плоти. Это исключение делается не потому, что явление одержимости обязательно отличается от психического нездоровья, далее в трудноизлечимых случаях, но потому, что, как предполагает церковь,
Талисман ARBATEL
Обряд Экзорсизма есть самый возвышенный из Ритуалов Трансцендентальной Магии. В этом вопросе, как и во многих других, более важных случаях, позиция Католической Церкви не была оценена по достоинству. К сказанному добавим, что в то время как Церемониальная Магия имеет дело с множеством процедур, явно способных развить одержимость в неосторожном вызывателе, едва ли в ней найдется хоть один Ритуал (к какой бы Магии он ни относился — Белой или Черной, Сложной или Трансцендентальной), претендующий на избавление человека от такой напасти. Таким образом, понятно, какие стороны человеческой психики использовались Ритуалами для собственного развития, и симпатии разумных исследователей должны принадлежать почтенному учреждению, которое осуждало подобную практику и стремилось освободить человека от одержимости, оставляя вопрос о ее природе открытым, считая его второстепенным.
Далее приняв во внимание сделанные замечания, отметим, что литературные источники по так называемым Трансцендентальным Ритуалам крайне немногочисленны. Таковыми являются: 1. Руководство (Enchiridion) Папы Льва Третьего; 2. Магический Arbatel; 3. Работа анонимного немецкого автора о Небесной
Магии, озаглавленная Theosophia Pneumatica, которая является примером подобных руководств. Первое из вышеперечисленных произведений относят к Ритуалам Церемониальной Магии за счет непобедимого невежества почти всех, кто пытался его исследовать. С другой стороны, третья книга заимствует все самое важное из второй. Поэтому, по указанным причинам, все наше внимание следует сосредоточить именно на Arbatel Однако все, что касается его происхождения, авторства и даже объема, осталось загадкой. Насколько я знаю, нет не только рукописных вариантов этой книги, но и вообще ни одного экземпляра, датируемого ранее, чем конец шестнадцатого века. Книга появилась в Базеле в виде миниатюрного томика, на котором стояла дата— 1575 год. Датирование задним числом и приписанное авторство —два вопиющих библиографических греха, которые характерны для Гри-муаров, поэтому древнее происхождение Arbatel, если сопоставить его с другими литературными источниками, находится под большим подозрением; в то же время, чтобы говорить о бесспорности указанной на титульном листе даты, необходимо обратиться за консультацией к специалисту по книгопечатанию. Книга написана на латыни, но есть некоторые указания на то, что она могла принадлежать перу итальянского автора. В тексте есть ссылка на Теофрастическую Магию, что говорит о влиянии Парацельса, и, хотя об этом трудно говорить со всей определенностью, речь идет о раннем его влиянии — периоде Бенедикта Фигулуса (Benedictus Figulus), предшествовавшего Розенкрейцерам, что объясняет полное отсутствие ссылок на последних. И по сути, и по стилю упоминания о Розенкрейцерах, непременно присутствовали, если бы эта работа была написана позже 1610 года.
Заметим, что с циклом Ключи Соломона, который будет рассматриваться далее, Arbatel никоим образом не связан, но проникнут христианскими понятиями. Arbatel, или Ьклкпк, — это, вероятно, не вымышленное имя, а указание на то, что текст книги передал автору Ангел. Однако использование этого еврейского слова необычно, учитывая, что ссылки на Ветхий Завет немногочисленны и малозначительны, в то время как постоянно цитируются высказывания Христа и отрывки из Нового Завета. Более того, среди бесчисленных мудрецов и ученых мужей ни разу не упоминается имя Соломона.
Это то, что касается происхождения, авторства и даты написания этой книги. Остается сказать, что она не завершена. Предполагалось, что работа будет состоять из девяти томов, но существует лишь один. Что до остальных, они вообще вряд ли были написаны; автор оставил нам план всего замысла — в первой книге неоднократно говорится о содержании следующих. По-видимому, в Arbatel должны были быть затронуты самые главные предписания, или Правила Магических Искусств. Подзаголовок книги— Isagoge (Ведение), что означает основополагающие или фундаментальные указания. Отсутствующие книги должны были повествовать о Микрокосмической Магии, или Духовной Мудрости; об Олимпийской Магии, т. е. способах обращения к Духам Олимпа; о Магии Гесиода и Гомера, относящейся к сфере злых Духов — Cacodaimones; о Романской и Прорицательной (Sibylline) Магии и Ангелах-Хранителях (Tutelary Spirits); о Пифагорейской Маги и Духах Искусств; о Магии Аполлона, наделяющей властью над врагами рода человеческого; о Герметической, или Египетской, Магии; и, наконец,
о том, что зависит, единственно, от Слова Божьего, так называемой Пророческой Магии.
Остается открытым вопрос, возможно ли было написать все эти книги, не включая в них некоторые из опасных предписаний, явно относящихся к Черной Магии. Isagoge, до некоторой степени, свободна от подобного обвинения. Семь Глав афоризмов, из которых она состоит, содержат множество моральных и Духовных проповедей, которые, если и не оригинальны, то, на первый взгляд, весьма неожиданны и действительно могли бы занять видное место среди самых возвышенных проповедей подобного рода, если бы речь не шла о Магии. Первые из этих афоризмов представляют Ритуал Олимпийских Духов, обитающих на небесном своде и среди звезд; согласно влиянию звезд, меж этими Ангелами распределяются обязанности по управлению миром. Всего насчитывается 19б5 Олимпийских Епархий: Aratron управляет 49 областями, Bethor— 42, Phaleg— 35, Och— 28, Hagith— 21, Ophiel— 14 и Phul— 7. Эти Епархии называются видимыми; равно как все, что относится к Трансцендентальной Магии, может быть описано именно в Семи Главах Arbatel, так и эти семь чисел, кратных таинственному числу семь, должны символизировать количество Духов и их полномочий. Далее говорится, что Олимпийские Духи правят поочередно, каждый по 490 лет, ведь постоянное закрепление за каждым из них собственной сферы привело бы к путанице.
Власть, данная этим разумным сущностям, описана очень любопытно. Конкретными ведомствами и сферами деятельности материального мира они управляют естественным путем, но вне границ этих ведомств они те же самые действия совершают
с помощью магии. Так Och, повелитель всего, что связано с Солнцем, контролирует образование золота или развитие золотоносных жил в недрах земли — это говорит о том, что он является Главным Минероло-гом в природной иерархии. Он также руководит быстрым изготовлением золота химическими способами, то есть он — Покровитель Алхимиков. И, наконец, он мгновенно получает золото с помощью Магии. Именно в этом и проявляется связь Arbatel с Церемониальной Магией, но эта книга выходит за рамки Герметического Искусства6.
Еще одно любопытное указание связано с именами и знаками Духов. В отличие от традиционной магической доктрины, утверждается, что ни в изображении каких-либо символов, ни в произнесении имен не заключено никакой силы, если только она не дана Господом. Более того, имена не являются определенными, неизменными или истинными, вследствие чего они различаются у разных авторов, что в свою очередь зависит от того, каким именно путем получено знание. Имеющими силу могут быть лишь те имена, о которых оператору стало известно непосредственно от Ангелов, но и эти имена редко остаются действенными более сорока лет. Таким образом, говорит Arbatel, тому, кто воспользуется этим магическим руководством, лучше действовать, опираясь на полномочия Духов, а не на их имена; если же оператору предопределено постичь Магическое Искусство, то все разделы этого искусства непременно сами откроются ему.
Источник оккультной мудрости, продолжает автор, во-первых, заключен в Боге; во-вторых, такой источник следует искать в Духовных сущностях — то есть в Иерархии Ангелов; в-третьих — в созданиях
телесных (вероятно, здесь ссылка на Signatura гегит Парацельса); в-четвертых — в Природе, то есть в знании тайных свойств природных вещей, таких, как травы и драгоценные камни; в-пятых — в ангелах-отступниках, ждущих над собой окончательного суда7, но этот источник уже значительно слабее; в-шестых — в исполнителях наказания в аду, что, по-видимому, связано с классической концепцией адских сил отмщения; в-седьмых — в обитателях природных стихий, то есть Саламандрах, Сильфах, Ундинах, Гномах, или Пигмеях.
Тайны, извлекаемые благодаря этим источникам, составляют весьма обширный перечень: от высочайших достижений в области почтенной мистической науки8 до буржуазных потребностей обыденной жизни; от Возрождения Эноха (Enoch) и познания Отца, Сына и Святого Духа— как совершенства Микрокосма — до приобретения почестей и титулов, накопления богатств, основания семьи, удачи в торговых делах и преуспеяния в хозяйствовании. В э-том перечне фигурируют также продление жизни, превращение металлов, талисманы от всех болезней и другие «парадоксы высочайшей науки».
ЗНАК ARATRON
Размышление, внутреннее созерцание и любовь Господа являются главными составляющими процесса познания Магического Искусства, равно как и непоколебимая вера, немногословность и даже справедливость в делах повседневных. И, наконец, истинным магом становится лишь тот, кому это предначертано; иные же не достигнут успеха в Искусстве.
ЗНАК BETHOR
Полномочия и обязанности Семи Олимпийских Духов таковы: той сферой, которая в астрологии относится к Сатурну, управляет Aratron. Он может мгновенно превратить в камень любой живой организм,
растение или животное; он также может обратить уголь в сокровища и наоборот; он дает хороших друзей и подчиняет людям подземных духов; он учит Алхимии, Магии и Медицине, передает тайну невидимости, делает бесплодное плодородным и, наконец, дарует долгую жизнь. Его надо вызывать в субботу, в первый час суток, используя его знак, им же данный и подтвержденный.
ЗНАК PHALEG
Ведомством Юпитера управляет Bethor, который быстро откликается на призыв. Человек, удостоенный владеть его знаком, может возвыситься и прославиться, а также стать обладателем огромного богатства. Bethor подчиняются Духи Воздуха, которые дают правдивые ответы на любые вопросы, приносят драгоценные камни и создают лекарства, обладающие чудесным эффектом. Он также дарует благоволение небес, может продлить жизнь до семисот лет и предостерегать, по воле Господа, от опасности и зла.
Phaleg— управитель всего, что связано с Марсом. Тот, кто владеет его знаком, может снискать славу в ратном деле.
ЗНАК ОСН
Все, что принадлежит сфере Солнца, подчинено Духу Осн, который продлевает жизнь до шестисот лет, даруя при этом прекрасное здоровье. Он наделяет великой мудростью и душевным равновесием, создает чудодейственные лекарства, любую субстанцию превращает в чистейшие металлы или драгоценные камни; кошелек того, кто владеет его знаком, никогда не бывает пуст, что вдохновило английского переводчика Arbatel назвать этого Духа «источающим золото». Владелец знака должен быть почитаем всеми королями мира.
ЗНАК HAGITH
На Духа Hagith возлагается управление всем, что имеет отношение к Венере, и тому, кто владеет его знаком, дарована красота. Hagith мгновенно превращает медные деньги в золото и наоборот; он также дает в подчинение преданных духов.
Ophiel управляет тем, что символизирует Меркурий; дает в услужение духов и обучает всем искусствам; обладатель его знака способен превращать ртуть в Философский Камень.
ЗНАК OPHIEL
Ведомство Луны находится в управлении Духа Phul, koтoрый превращает неблагородные металлы в настоящее серебро, лечит водянку и повелевает Духами Воды, которые являются человеку в телесной и видимой форме; он также продлевает жизнь до трехсот лет.
Олимпийские Духи-Правители командуют не только легионами низших духов. У них в подчинении находятся также Короли, Принцы, Губернаторы, Герцоги и Посланники из Иерархии Ангелов.
ЗНАК PHUL
Для Церемониальной Магии управление колоссальными иерархиями — привычное дело. Призвать Правителей несложно. Вдень и час той планеты, которая соответствует тому или иному Олимпийскому Духу, оператор должен прочесть следующую
МОЛИТВУ
О Бог Вечный и Всемогущий, Кто предназначил все сущее для хвалы и славы Твоей, и для спасения человека, я молю Тебя прислать Ангела Твоего N., из Рода Солнца12, который наставит меня в тех делах, о которых я попрошу его [или чтобы он принес мне лекарство от водянки и т. п.]. Не по моей воле, но Тобою будет сделано, Иисусом Христом, Твоим единственным Сыном., Кто есть наш Господь. Аминь.
Явившегося на зов Духа можно удерживать не более одного часа, если только он, по выражению Роберта Тренера, не «близкий знакомый» вызывателя. В любом случае, чтобы разрешить духу удалиться, произносят следующие слова:
Я благодарю Господа, Чьим Именем ты явился, что ты пришел, тихо и спокойно, и исполнил все мои просьбы. А сейчас можешь отправляться с миром в свое обиталище; но вернись снова, когда я призову тебя, назвав твое имя, или имя твоего ордена, или ту должность, которую ты исполняешь по воле Создателя. Аминь. [Затем добавьте:] Не говори поспешно, не делай ничего, не спросив прежде у Господа: ибо Бог на небе, а ты на земле; будь скромен в словах твоих. Ибо мечта приходит по трудам, а речь глупца узнают по многословию. — Экклезиаст, т. 3, 4.
§ 2. Божественная пневматика
В 1686 году Arbatel был переведен на немецкий язык, и в том же году в Германии появилась работа под названием Малые Ключи Соломона, или Theoso-phia Pneumatica13. В Британском музее нет экземпляров этого издания, и нам не удалось отыскать каких-либо подробностей, связанных с ним. Вместе с другими образцами Древней Магической Литературы, это произведение было напечатано в третьем томе Das Kloster14, как иллюстрация к легенде о Фаусте. В немецком переводе Arbatel нет никаких ссылок на его латинский текст, и в Theosophia Pneumatica нигде не упоминается о том, что это переложение более ранней работы, а приписывание авторства этой книги Соломону полностью противоречит духу оригинального Ритуала и свидетельствует о невежестве составителя.
Однако составитель этого произведения испытывал на себе влияние не только Arbatel, но и других оккультных источников. Того, кто изучает Магию, он называет термином Talmid15, который не встречается в оригинале. В целом, эта адаптация выполнена добротно и вносит дополнительную ясность в содержание Ритуала. Небольшой акцент делается на теоретических отрывках; в одном из них говорится,
что вознесение молитвы есть заключительная и необходимая часть всего Таинства, и никогда не откажется от нее воистину ищущий, которому ни в коем случае не рекомендуется недооценивать и собственные молитвы. Эти несколько слов могут представить теорию лучше, чем соответствующий отрывок из Arbatel. В книге также есть приложение по Трансцендентальной Медицине— по-видимому, оригинальная работа, причем самая любопытная в ряду известных нам подобных источников.
§ 3. Руководство Папы Льва Ш
Обратимся теперь к Руководству Папы Льва Ш (Enchiridion), которое, как уже говорилось, не относится к книгам Церемониальной Магии; однако, чтобы установить его истинный характер, необходимо включить его в настоящее исследование и подробно проанализировать. Вообще говоря, недоразумения и ошибки в таком малопонятном предмете, каким являются Магические Ритуалы, вполне простительны, но в этом конкретном случае промахам нет оправдания, потому что они допущены именно теми людьми, которые взяли на себя обязанность дать оценку этой работе. Католические библиографы оккультных наук, или во всяком случае анонимный автор энциклопедии оккультизма из серии Migne, очень раздражены тем обстоятельством, что авторство этого произведения приписывается понтифику; они клеймят Руководство как отвратительный образец Черной Магии. Элифас Леви, который, если и читал эту книгу, почему-то не придал значения тому, кто ее автор. Он подчеркивает оккультный характер книги, утверждая, что впервые произведение напечатано полностью: со всеми символами.
АНГЕЛЫ И ОЛИМПИЙСКИЕ ДУХИ СЕРЕБРЯНЫХ (СЕРЕБРИСТЫХ) ПЛАНЕТ
Ангелы Семи Планет, их Печати; Знаки и Дома Планет; названия Семи Небес, согласно Магическим Элементам Питера Абано; имена Олимпийских Духов Планет, согласно Магии Arbatel; Адские Знаки Злых Духов Планет, согласно Красному Дракону. Имя Михаила, Ангела Дня Господня, который приходит к обладателю его Печати; Астрологический Символ Солнца, Зодиакальный Знак Льва, который является Домом Солнца, название Четвертого Неба, Machen. Имя Габриэля, Ангела понедельника, который приходит к обладателю его Печати; Астрологический Символ Луны, Зодиакальный Знак Рака, который является Домом. Луны, название Первого Неба, Shamain. Имя Samael, Ангела вторника, который приходит к обладателю его Печати; Астрологический Символ Марса, Зодиакальные Знаки Овена и Скорпиона, которые являются Домами этой Планеты, название Пятого Неба, Machon. Имя Рафаэла, Ангела среды, который приходит к обладателю его Печати; Астрологический Символ Меркурия, Зодиакальные Знаки Близнецов и Девы, которые являются Домами этой Планеты, название Второго Неба, Raquie. Имя Sachiel, Ангела четверга, который приходит к обладателю его Печати; Астрологический Символ Юпитера, Зодиакальные Знаки Стрельца и Рыб, которые являются Домами этой Планеты, название Шестого Неба, Zebul. Имя Anael, Ангела пятницы, который приходит к обладателю его Печати; Астрологический Символ Венеры, Зодиакальные Знаки Тельца и Весов, которые являются Домами этой Планеты, название Третьего Неба, Sagun. Имя Cassiel, Ангела субботы, который приходит к обладателю его Печати; Астрологический Символ Сатурна, Зодиакальные Знаки Козерога и Водолея, которые являются Домами этой Планеты.
У этой точки зрения нет доказательств, поэтому воспринимать ее всерьез нельзя. Несомненно, что Руководство не имеет отношения ни к Черной Магии, ни к появлению новых символов, а те, что есть, — немногочисленны и просты. Наконец, и Альфред Мори (Alfred Машу) в своей работе Магия и Астрология античности и средневековья (La magie et la VAstrologie dans I'Antiquite et аи Moyen Age) описывает Руководство как труд о колдовстве, в котором прослеживается влияние не только неоплатонизма, но и других течений. Очевидно, он не читал
эту книгу; критика подобного рода непростительна для такой влиятельной фигуры, как Мори.
Легенда о Руководстве такова. После своей коронации Карл Великий (Charlemagne, 742 - 814), покидая Рим, получил в подарок от короновавшего его папы Льва III сборник молитв, обладавших чудодейственной силой. Тот, кто носит с собой эту небольшую книгу и относится к ней с не меньшим уважением, чем к Библии, и кто ежедневно читает эти молитвы во славу Господа, тот не узнает поражения и невредимым преодолеет все опасности, и Божья милость не оставит его. Это событие происходило
в 800 году, а приблизительно в 1523 г. Руководство было впервые напечатано в Риме. Вот, в общих чертах, легенда, в которой нет ничего оскорбительного и которая не вызывает никаких сомнений относительно авторства Руководства. Кажется, главное недоверие вызывает приписываемая ему связь с оккультной наукой, ведь ни одна из литератур не построена на подлогах так, как это имеет место в Магической литературе; сравниться с ней может разве что родственная ей Алхимия. Однако все проясняется, если исследовать само Руководство. Это не магический Ритуал, но и не простой набор молитв, укрепляющих человека Милостью Господней против опасностей, угрожающих его душе и телу. Скорее, это собрание заклинаний, облеченных в форму молитв, и по своему духу совершенно противоположных благочестивому духу Церкви; в этих молитвах более звучит озабоченность делами мирскими, нежели духовными. Работа начинается с утверждения, которое сводит на нет ее собственные притязания: из всех суверенных государей прошедших столетий не было правителя более удачливого, чем Карл, а об источнике своих величайших успехов он собственноручно пишет в благодарственном письме к Папе Льву, которое хранится в библиотеке Ватикана. В э-том письме говорится, что с тех пор, как Карл получил от Его Святейшества небольшой томик, озаглавленный Руководство и содержащий особые молитвы и таинственные символы, удача никогда не покидала его; и что ни одна из сил Вселенной, способной нанести вред человеку, не выступила против него, в благодарность за что он предлагает свою преданность и все, что ему принадлежит, к услугам своего благодетеля. Письмо написано на латыни, себя им-
Ритуалы трансцендентальной Магии
ператор именует Карлом Великим (Carolus Magnus), что кажется весьма маловероятным, а первосвященника он называет Summus Antistitum Antistes, а это уже не так неправдоподобно, потому что в начале IX в. уже было полностью разработано Папское Утверждение Епископального Верховенства.
Нет необходимости говорить о том, что подобного письма нет в Ватиканской библиотеке; более того, писем Карла вообще не сохранилось, и кроме напутствия, данного им учащимся Академии и упоминаемого Алкуином (Alcuin), нет свидетельств того, что Карл умел читать или писать. И, наконец, в то время как абсолютно достоверно то, что его Империя включала в себя Германию, Голландию, Бельгию, Швейцарию и часть Италии, скорее всего после коронации он именовался бы Римским императором. На самом же деле, нет никаких правдоподобных сведений, что такое письмо, якобы собственноручно написанное Карлом, существовало. Но если бы оно и было, то его содержание, изобилующее неточностями, сказало бы само за себя.
Установив этот факт, мы обратимся к предполагаемой дате публикации Руководства— Рим, 1523 год. Это издание упоминается Пьером Кристианом (Pierre Christian) в его работе История Магии (Histoire de la Magie), где он отстаивает подлинность Руководства на том основании, что эта работа не вызывала сомнений в Ватикане во времена папства Климента VII. Считается, что второе издание вышло в Риме в 1606 году; между 1584 и 1633 годами эта книга издавалась еще четыре раза в Лионе и однажды в Майнце (Маупсе). Последний раз она была опубликована в Риме в 1660 году. К сожалению, для данного критического обзора оказались доступными только издания 1633 и 1660 гг. Первое претендует быть nuperrime mendis omnibus purgatum (свободным от ошибок), но совершенно очевидно, что к нему приложил руку какой-то составитель Гримуара, отредактировав и расширив его с колдовским уклоном17. Невозможно определить, что именно из текста этого издания, кроме Семи Таинственных Молитв (Seven Mysterious Orisons), связанных с именем Папы Льва, входило в оригинальное издание, и был ли оригинал датирован задним числом. За исключением Молитв, в остальной части работы безошибочно угадывается современный язык, так что любой специалист, даже меньший библиофил, чем г-н Кристиан, вряд ли мог быть введен в заблуждение этим трудом. Правда, когда П. Кристиан обращается к упоминаниям в книге тайных наук, он гораздо более полагается на собственное воображение, чем на знания или на научные исследования.
Как мы уже сказали, эта работа представляет собой просто сборник религиозных заклинаний против всяческих опасностей, которым любой человек может подвергнуться на земле и на воде, против явных и тайных врагов, против укусов диких и бешеных зверей, против ядов, огня, ураганов. Являясь, таким образом, гарантией от всех несчастий и бедствий, сборник дарует счастье в домашних делах и в деловых предприятиях. Но при условии, что все указания «будут соблюдены с такой точностью, на какую только способен человек». К счастью, сами указания гораздо проще, чем предписания Гримуаров. Обладатель этой книги должен поместить ее в маленький мешочек из новой кожи, чтобы она хранилась в чистоте. Следует принести обет всегда иметь книгу при себе и ежедневно читать не менее одной страницы. В случае предчувствия или ожидания особой опасности, необходимо выбрать для чтения страницу, соответствующую характеру этой напасти. Читать надо коленопреклоненно, обратясь лицом на восток, «ибо так неизменно поступал Карл». Далее говорится о том, что в честь божественных духов следует поступать благочестиво, ибо тем самым привлекается их благорасположение; необходимо подавать милостыню бедным, так как «из всех деяний это — наиболее приятное духам, ведь таким образом мы становимся помощниками и друзьями тех, кому Создатель поручил управление вселенной».
Доктрина планетарных сущностей связывает Руководство с Arbatel, а упоминание о «второстепенных божествах» сТритемиусом (Trithemius)18.
In Principle, или первая глава Евангелия от Иоанна, провозглашается самой действенной в этой книге, ее следует знать наизусть и повторять как можно чаще. Далее говорится, что тайные символы в этих редчайших древних рукописях не только обладают могучей силой, но так просты в обращении, что любой с должным к ним благоговением может воспользоваться ими. «Опыт избавит от всех сомнений, какие могут возникнуть в этом отношении, а колебания по поводу того, есть ли это магия или суеверия, устранены будут при недолгом размышлении».
В последнем из этих двух замечаний говорится, что можно понять, как с помощью магических символов Божественные разумные сущности, управляющие бескрайней Вселенной, могут ориентироваться в бесконечном множестве тайных человеческих симпатий и антипатий.
Едва ли необходимо отмечать, что именно доктрина о симпатиях и антипатиях является сущностью Естественной Магии и связывает ее с весьма темными сферами. Тайных символов, на которые была сделана ссылка, первоначально насчитывалось девять, в большинстве своем они повторяются. Самыми подозрительными являются Labarum Константина и символ Таи, который Леви связывает с Таро.
Явно бессмысленное перечисление различных Божественных Имен— это характерный признак Церемониальной Магии, и несомненное свидетельство принадлежности Руководства к такой литературе. Действительно, молитвы в Руководстве и заклинания Ритуалов почти ничем не отличаются. Следует также добавить, что перечень Божественных Имен сопровождается той же ложной ссылкой на Ангелическую Теологию Дионисиуса (Angelical Theology of Dionysius).
На этом заканчивается вводная часть. Далее следует прозаичная часть благоповествования от Иоанна, с антифонами (короткими стихотворениями) и молитвой. Затем идут Семь Покаянных Псалмов с Литанией Святых, а также Таинственные Молитвы Папы Льва и другие, не менее таинственные, направленные преимущественно на преодоление человеческих слабостей, и т. п. Это молитвы для путешествий; молитвы, обращенные к распятию, а затем, под символом Таи, начинающееся с любопытного восклицания Per signum? Domini Таи, libera me, следует длинное заклинание, такое же выразительное, как и все в Магии, предназначенное предохранить просителя сего от ранения любым стальным оружием. Составная часть этого обряда — псевдоапостольское послание Иисуса Христа Царю Абгару, объясняющее, почему наш Спаситель не смог Сам прийти к этому монарху, и обещание отправить к нему апостола Thaddeus, когда Он исполнит работу, данную Ему Отцом Его. Далее говорится, что Иисус написал его собственной рукой и что где бы ни находился получатель: дома или в поле, плывет ли он по реке или по морю, sive inproelio Paganorum seu Christiano-rum (христианин он или нет) — по крайней мере, это подразумевается — враг его никогда не восторжествует над ним19. Царь воспринял это послание со слезами и молитвами; все это должным образом описывается, а затем приводится заклинание baculi, gladii, lanceae, enses, cultelli, sagittae, claves, Junes, et omnia alia genera armorum (перечисление разных видов оружия из металла).
Трудно сказать на самом деле, где Руководство начинается и где оно заканчивается. Так или иначе, в нем есть множество разнообразных молитв, приписываемых святым, о которых абсолютно точно можно сказать, что они жили при Иннокентии IV, Иоанне XX, и много позднее, но не в период правления Карла, что, впрочем, к молитве великого Папы Льва не имеет никакого отношения. Далее идут «любопытные тайны» — как снискать любовь и открыть собственную гениальность, стать неуязвимым, стрелять без промаха, как найти будущего супруга — и все это посредством узаконенных молитв — этакая широкая дорога к главной цели Магии и явно без превышения благочестивого порядка Церкви.
Для полноты исследования этого курьезного сборника молитв ниже приводится его наиболее важная практическая часть.
§ 4. Семь Таинственных Молитв
ВОСКРЕСЕНЬЕ
Pater noster и т. д., Пошли мне, О Господи, молю Тебя, избавь меня, твое создание, N., от всего зла тела и души в прошлом, настоящем и будущем; даруй мне покой и здравие милостью твоей; будь благосклонен ко мне, Твоему созданию, дай мне заступничество Святой Девы Марии и Твоих святых апостолов, Петра, Павла, Андрея и всех святых. Удостой мира Твое создание и здоровья на протяжении всей моей жизни, чтобы, укрепленный твоею милостью, никогда не стал бы я рабом порока, не впал бы ни в страх, ни в иные беспокойства, именем Иисуса Христа Сына Твоего, нашего Спасителя, Кто, будучи истинным. Богом, живет и правит в единстве Святого Духа вовеки, Аминь. Да пребудет со мной Господь, Аминь. Да пребудет мир, О Господи, который велел слугам Твоим терпеть всегда с силой в моей душе, Кто стоит всегда между мною и врагами моими, видимыми и невидимыми. Аминь. Да пребудет мир Господень, Его поддержка, Его тело, Его кровь, помощь, утешение и защита мне, Твоему созданию, N., в моей душе и в теле, Аминь. Агнец Божий, Кто соизволил родиться от Девы Марии, Кто очистил мир Распятием от греха, будь милостив к моей душе и к моему телу. О Христос, Агнец Божий, пострадавший ради спасения мира, сжалься над моей душой и моим телом. Агнец Божий, Кто спас всех верующих, даруй мне Твой мир, Не покидай меня никогда, и в жизни, и после, Аминь.
ПОНЕДЕЛЬНИК
О великий Боже, Кто освободил всех, ниспошли и мне освобождение от зла. О великий Боже, Кто даровал утешение всем Твоим творениям, ниспошли его и мне. О великий Боже, Кто был помощью всем, помоги и мне; помоги мне во всех нуждах и несчастьях, во всех делах и опасностях; избавь меня от всяческих помех и происков врагов моих, видимых и невидимых, во имя Отца, Кто создал весь мир +, во имя Сына, Искупителя +, во имя Святого Духа, Кто воплотил весь закон в его совершенстве. Я полностью отдаюсь в Твои руки и целиком под Твою святую защиту, Аминь. Да пребудет со мной навсегда благословение Бога Отца Всемогущего, Сына и Святого Духа +, Аминь. Да пребудет со мной благословение Бога Отца, Кто единым словом создал все вещи ф, Аминь. Да пребудет со мной благословение и Семь даров Святого Духа ф, Аминь. Да пребудет со мной благословение Девы Марии и ее Сына. Аминь.
ВТОРНИК
Да пребудет со мной вовек благословение и освящение хлеба и вина, которые Господь Иисус Христос дал своим ученикам и сказал им: Примите и ешьте, ибо сие есть Тело Мое, которое за вас предается, сие творите в Мое воспоминание и во прощение всех грехов +. Да пребудет благословение Святых Ангелов, Архангелов, Добродетелей, Сил, Властей, Тронов, Херувимов и Серафимов +, Аминь Да пребудет благословение патриархов и пророков, апостолов, мучеников, духовников, дев и всех святых Божьих ф, Аминь. Да пребудет со мной благословение
Небес Господних +, Аминь. Да защитит и поддержит меня Всемогущий Боже; пусть направляет меня Его непреходящая милость; пусть Его безграничное милосердие вдохновляет меня; пусть ведет меня Его высшая Божественность; пусть охранит меня власть Отца; пусть мудрость Сына вдохновит меня; пусть всегда между мной и врагами моими встает сила Святого Духа. Власть Отца, укрепи меня; мудрость Сына, просвети меня; милость Святого Духа, утешь меня. Отец есть мир, Сын есть жизнь, Святой Дух есть утешение и спасение, Аминь. Да пребудет со мной Божественное благословение, Аминь. Пусть согреет меня Его милость, пусть Его любовь сохранит меня. О Иисус Христос, Сын живого Бога, ниспошли мне, недостойному грешнику, свою милость.
СРЕДА
О Эммануэль, защити меня от злобных недругов, от всех врагов, видимых и невидимых, и избавь меня от зла. Иисус Христос, Царь, пришедший с миром, Бог во человеке, Кто принял смиренно страдание за нас. Пусть Иисус Христос, смиренный Царь, всегда защитит меня от врагов моих, Аминь. Иисус Христос торжествует, Иисус Христос правит, Иисус Христос царствует. Да избавит Иисус Христос меня от всякого зла, Аминь. Да ниспошлет мне Иисус Христос милость победы надо всеми противниками моими, Аминь. Смотрите на Распятие Господа нашего Иисуса. Так сгиньте же, глядя на него, О враги мои; Лев от колена Иудина, корень Давидов, победил. Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя. Спаситель мира, спаси и сохрани меня. Ты, Кто обрел меня, помоги мне, заклинаю Тебя, Боже мой. О Agios, О Theos, Agios, Ishyros, Agios, Athanatos, Elieson, Himas, Святой Боже, Сильный Боже, Милосердный и Бессмертный Боже, ниспошли милость созданию Твоему, N. Поддержи меня, О Господи, не отвергай моих молитв, О Ты, Боже мой Спаситель. Будь мне в помощь навсегда, Боже.
ЧЕТВЕРГ
Освяти глаза мои истинным светом, чтобы не сомкнулись они в вечном, сне, чтобы враг мой не смог сказать: Я одолел его. Пока Господь пребудет со мной, я не испугаюсь злых умыслов недругов моих. О милостивый Иисус, сохрани меня, наставь меня, спаси меня; пусть каждый преклонит колена при Имени Иисуса, в небесах, на земле и в аду, и пусть каждый открыто поверит, что Иисус Христос есть слава Отца Его, Аминь. Ни на мгновение не усомнюсь, что в какой бы день ни призвал я Господа, тотчас же буду спасен. О милосердный Господи, Иисус Христос, Сын великого живого Бога, Ты свершил самые могущественные чудеса единственно силой Твоего драгоценного Имени и в изобилии наделил бедных таким богатством, что сгинули демоны, прозрели слепые, услышали глухие, выпрямились хромые, очистились прокаженные, исцелились больные, воскресли мертвые, ибо где бы ни произнесли самое святое Имя Иисуса, там услада для слуха и сладость для уст; от этого Имени, повторяю, исчезают демоны, все преклоняют колена, все искушения, даже сильнейшие, рассыпаются, все немощные исцеляются, все противоречия и конфликты в мире, между человеком и дьяволом, прекращаются, и душа наполняется
небесным восхищением; ибо кто бы ни призвал Святое имя Божье — тот будет спасен, равно Святым Именем, какое произнёс ангел прежде замысла Его во чреве Святой Девы.
ПЯТНИЦА
О Священное Имя, Имя, которое укрепляет душу человека, Имя жизни, спасения, радости, драгоценное Имя, сияющее, чудесное Имя, которое укрепляет грешника, Имя, которое спасает, сохраняет, направляет и правит всем. Так соизволь Ты, возлюбленный Иисус, власть, Того же [Имени] Иисуса, избавит меня от демонов; просвети меня, О Господи, ибо слеп я; избавь меня от глухоты; направь меня, ибо я хром; исцели меня, ибо болен я; воскреси меня из мертвых; снова дай мне жизнь, дай мне силы, внутренние и внешние, чтобы, с Твоим Святым. Именем, я мог всегда быть верным тебе, восхваляя и чествуя тебя, ибо все есть благодаря тебе, и Ты один достоин славы, Господь и Вечный Сын Божий, Кому радуются все и Кем все управляется. Хвала, честь и слава Тебе вовеки веков, Аминь. Да пребудет в моей душе и в моем сердце Иисус, Аминь. Да пребудет во мне Господь наш. Иисус Христос, пусть укрепит Он меня и будет со мной, и сохранит меня; пусть Он ведет меня и руководит мною; пусть будет Он рядом и защитит меня; пусть будет Он надо мной и благословит меня; пусть будет Он подле меня и направляет меня; пусть будет Он в груди моей и даст мне жизнь; пусть будет Он подле меня и направляет меня; пусть будет Он близко и укрепляет меня; да пребудет Он со мной и избавит меня от всей боли вечной погибели, Тот, Кто жив и царствует вовеки, Аминь.
МИСТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ РУКОВОДСТВА
Знак I, мистический символ Таи, преобразованный в монограмму, обозначающую, по предположению, слово Тага или Тога. Знак II, тройной Таи. Знак III, произвольный символ, который, как предполагается, обозначает рост Иисуса Христа в масштабе 1:40. Знак IV, Хоругвь (знамя) Константина, с надписью •С этим знаком ты победишь' и символом Страстей Христовых. Знак V, двойная дверь, закрытая на засов и с первыми семью буквами Латинского алфавита. Знак VI, сложный символ, смысл которого неизвестен. Второй круг содержит двадцать две буквы, которые напоминают Ключи Таро. Знак VII, показывает размеры раны, нанесенной Иисусу Христу копьем Центуриона. Знак VIII, обоюдоострый меч, предназначенный, предположительно, для различных магических действий. Надпись на нем была заимствована алхимиками для своих целей.
СУББОТА
Иисус, Сын Марии, спасение мира, пусть милостиво взглянет Бог на меня, благосклонно и милосердно; пусть Он наделит меня святым и смиренным духом, чтобы почитать одного лишь Его, Кто есть Освободитель мира. Никто не может повредить Ему, ибо час Его еще не настал — Он, Кто есть, был и будет, Бог и человек, начало и конец. Пусть эта молитва, кою я возношу Ему, избавит меня навечно от врагов моих, Аминь. Иисус из Назарета, Царь Иудейский, Сын Девы Марии, будь милосерден ко мне, бедному грешнику, наставь меня, ибо Ты милостив на пути к вечному спасению, Аминь. Иисус вышел вперед и сказал им: Кого ищете вы? Они ответили Ему: Иисуса из Назарета. Но Иисус ответил им: Я есмь Он. И Иуда, который должен был предать Его, был там. И сказал Он им: Я есмь Он. И они упали наземь. И тогда Он снова спросил их: Кого ищете вы? И ответили они: Иисуса из Назарета. Иисус ответил: Я сказал вам, что Я есмь Он, если вы ищете меня, то идите этим путем. Копье, гвозди, крест +, шипы, смерть, которую претерпел, доказывают, что Я загладил и искупил преступление этого несчастного. Сохрани, меня, О Господь Иисус Христос, от нищеты и от происков моих недругов. Пусть пять ран Господа нашего станут моим вечным исцелением. Иисус есть Путь +, Иисус есть Жизнь +, Иисус есть Истина +, Иисус страдал +, Иисус был распят +, Иисус, Сын живого Бога, будь милостив ко мне +.И прошел Иисус меж. ними, и никто не посмел поднять руку на Него, ибо час Его еще не пришел.
МИСТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ РУКОВОДСТВА
Знак I, искаженная форма известного оккультного символа. Еврейские слова означают Jehovah Elohim, Agla, Elohim Tsabaoth. Знак II, Хоругвь Константина другой формы. Знак III, надпись на этом талисмане непонятна. Знак IV, пентаграмма, оккультный символ, перевернут, и в силу этого, согласно Элифасу Леей, имеет демонический характер. Возможно, искажение знака — ошибка невежественного печатника, но в том же виде этот знак встречается.во многих книгах, не связанных с Черной Магией. Знак V, талисман с монограммой Михаила. Знак VI, не описан в тексте, но относится к молитве св. Августина к Святому Духу с просьбой послать ему откровение. Знак VII, символы этого талисмана напоминают еврейские, но настолько искажены, что смысл их непонятен. Знак VIII, талисман с монограммой Гавриила. Знак IX, талисман и монограмма Михаила.
Хотя эти молитвы довольно любопытны, и можно сказать, что цели их просты и безупречны, но они не выдерживают сравнения с молитвами Католической Литургии, их возвышенностью и здравомыслием; в них много неточностей и нет единства стиля, а утверждение об их древнем происхождении попросту не соответствует действительности. Вероятно, они относятся к эпохе Возрождения, а явное пренебрежение к литургическим канонам и другие подобные промахи, не оставляют сомнений в том, что их автор вообще не имеет отношения к Церкви. В любом случае, это неуклюжая имитация.
§ 5. Краткий обзор Трансцендентальной Магии
Этот параграф завершает рассмотрение основных Ритуалов так называемой Трансцендентальной Магии. Другие, существующие только в рукописных вариантах, не столь значительны, и едва ли есть нужда говорить о них в рамках данного исследования. Из того, что было кратко представлено в первой главе и имеет интерес, думаю, я ничего не упустил. Но даже если и так, это ничего не меняет, потому что уже и так было представлено достаточно материала.
Общий вывод из моей работы, естественно, ничем не отличается от того, что я говорил вначале. Ритуалы, с которыми мы имели дело, не достойны называться Трансцендентальными и не принадлежат к таковым. С одной стороны, есть собрание молитв, авторство которых приписано, происхождение вполне современно, и нет ничего, что говорило бы об их оккультном значении. С религиозной точки
зрения, они вполне невинны, с точки зрения практической — бесплодны. С другой стороны, мы имеем откровенно утилитарный обряд для вызова Олимпийских Духов, который, несмотря на претенциозность неизвестного автора, является скорее ребяческим, чем возвышенным. Вряд ли в наше время найдется человек наивный настолько, чтобы буквально воспринимать ангелические обряды и верить, что, вызывая, например, духа Aratron, он и в самом деле наполнит сокровищами свой угольный подвал. Таким образом, обещания Трансцендентальной Магии сильно преувеличены, а сточки зрения Мистической, если рассматривать эти обещания буквально, пусг ты. Эти Ритуалы не прольют свет на природу и предмет оккультизма, но в то же время это очень любопытная и необычная сфера библиографического исследования, входе которого мне удалось, кроме прочего, прояснить некоторые сомнительные моменты, а посему это исследование стоило того, чтобы предпринять его. Итак, относительно Ритуалов Трансцендентальной Магии следует сказать, что Трансцендентальных Ритуалов и, следовательно, истины в них, не существует.
|