Лиханов А.А. Скрижали мага


Лекция V

Психические упражнения Сосредоточение

Умение управлять своим вниманием — необходимое условие развития почти всех психических способностей. Надо приложить все усилия, чтобы подчинить внимание своей воли. Вся индусская Раджа-Йога зиждется на этом основании. Достигнуть сосредоточение —- цель начинающего оккультиста. На Востоке существуют разные приемы, трудные для европейца. Способност; сосредоточения разделяется на несколько степеней укажи их, а затем перейдем к способам, при помощ которых можно достигнуть совершенства этих приемов Первое подготовительное упражнение заключается подчинении органов чувств и называется «Пратья-х ра». Суть этого упражнения в том,ы чтобы оградит сознание от внешних впечатлений. Йоги определяю его, как некоторую фазу автомагнехизации, при кото рой все чувственные функции подавлены. Упражнени в «Пратьяхаре» следуют непосредственно после ражнений в «Прана-йяме». Это достигается следующи: образом: чтобы не воспринимать вкусовых, обонятельны и осязательных впечатлений, достаточно изолироваться olj внешних влияний и оставаться неподвижным. Чтобы ни-j чего не видеть и не слышать, надо плотно завязать глаза и заткнуть уши тампонами, составлеными из ваты с небольшим количеством кольдкрема.
Подчинив себе органы чувств, приступают ко второй серии упражнений, называемых у индусов «Дщ на». Они заключаются в направлении внимания в тече ние определенного времени, постепенно удлиняемого на один или несколько объектов сознания, или же на один из плексусов.
Переходя к «Дхиане» — высшей фазе самогипноза — упражняющийся научается постепенно отбрасыват все формы и созерцать идею.
Например, заставляют созерцать книгу и воспринимать только внутренние впечатления, смысл, несвязанный ни с какой формой. Такое состояние Дхианы сопровождается обыкновенно экстазом и называется «Самадхи». По достижении Самадхи, приучаются делать Сама-йяму, которая является ключом ко всем оккультным феноменам. Перечисленные выше психические процессы можно представить в такой последовательности: направляя свое внимание на предмет (Дха-рана), удерживают его на нем (Дхиана), отделяют внутреннюю сущность предмета от внешней (Самадхи) и достигают высших ступеней психических упражнений — «Сама-йяма». Если человек умеет делать Сама-йяму, все силы подчинены ему. Она — самое важное орудие йога. Христианские подвижники размышлением о грехах и молитвой, доводившей их до экстаза, проявлявшегося в сосредоточении на идее Божества, достигал» этой же способности, но в другой форме; бессознательно, приемами менее разработанными и пассивными. Вначале надо научиться направлять свое внимание на действия или поступки, начинай с подчинения контролю воли всех непроизвольных и произвольных движений. .

а. Контроль воли над непроизвольными движениями.

Многие люда не могут оставаться спокойными и производить целый ряд бесполезных движений. Один кусает губы, другой усиленно мигает, качает ногу, вертит карандаш и т.п. Необходимо совершенно избавиться от этих недостатков, мешающих сосредоточению.
1 упражнение. Контроль над мышцами рук и ног. Сядьте. Протяните руку в уровень с плечом, ладонью вниз. Поверните голову в сторону руки и пристально смотрите на средний палец. Следите внимательно, чтобы в руке не было ни малейшего дрожания. Упражняйтесь так ежедневно с каждой рукой, начиная с одной минутой и прибавляя каждый день еще по одной минуте в течение 5—7 дней.
Точно такое же упражнение необходимо делать с ногами, вытягивая их вперед и наблюдая их неподвижность. Продолжительность упражнений,.та же.
2 упражнение. Контроль над мышцами тела при сидячем и стоячем положении. Сядьте в кресло. Ослабьте мускулы. Устремите взгляд в одну точку (напряжения не должно быть: нужно совершенно ослабить мышцы глаз, благодаря чему взгляд остановится). Дышите ритмически, медленно и спокойно. Дыхание должно; быть неглубоким, почти без колебания груди, ребер и, живота. Сидите неподвижно, все тело должно как бы застыть. Сущность этого упражнения заключается в п ном ослаблении мускулов, о котором. говорилось выше. Упражняйтесь ежедневно по 5—10 минут. Постепенно доведите продолжительность его до 20 и даже 30 минут Производите это упражнение 5—7 дней.
Изучив предыдущее упражнение, несколько видоизменить его. Станьте прямо, навытяжку. Старайтесь застыть в таком положении. Соедините это упражнение с некоторыми из предыдущих. Особенно рекомендуем «застывать» в таком положении, вытянув перед собой руки. Это упражнение, помимо того, что научит управн лять вниманием, принесет значительную пользу пр производстве некоторых феноменов факиризма, требующих продолжительного изучения динамизированного флюида в определенном направлении. Это упражнение, аналогичное с предыдущим, можно изучать одновременно, посвящая ему 5—7—10 минут ежедневно.

б. Контроль воли над произвольными движениями.

3 упражнение. Сосредоточение внимания при произвольных движениях: больших пальцев рук, указательных пальцев и при сжимании кисти. Соедините руки так, чтобы пальцы одной руки вошли в промежутки пальцев другой.
Медленно вращайте пальцы один вокруг другого, от 50 до 100 раз, сосредоточив все внимание на этом действии. Затем, положите руку на стол. Сжав ее в кулак. Медленно отогните большой палец, направляя на это действие все ваше внимание, затем — указательный, потом средний, безымянный и, наконец, мизинец. После этого сгибайте пальцы в кулак в таком же порядке: мизинец, безымянный, средний, указательный и большой. Затем повторите упражнение снова в обратном порядке. Продолжительное выполнение этих, по-видимому маловажных, упражнений сильно укрепляет волю и подчиняет ей все мускульные движения. Необходимо постепенно увеличивать продолжительность их, помня, что в области психических упражнений требуется такая же последовательность и постепенность тренировки, как и при физическом развитии тела. Только после такой подготовки можно приступить к подчинению органов чувств. Все вышеперечисленные упражнения служили как бы введением в Пратья-хару, Дхарану, Дхиану, Самадхи и Сама-йяму.

в. Контроль воли над органами чувств. (Пратья-хара).

Внешние раздражения, воздействуя на органы чувств, доходят до сознания в качестве впечатлений, отвлекают внимание. Чтобы подчинить себе органы чувств, вначале надо научиться воспринимать ощущения, исходящие от одного какого-либо органа чувств, стараясь не воспринимать других. Это умение крайне важно и требует долгой, упорной работы над собой. Рекомендуем для этого следующие упражнения. ) 4 упражнение. Зрение. Возьмите какой-либо предмет (карандаш и т.п.) и сосредоточьте на нем свое внимание. Рассматривайте его и обратите внимание на его форму, цвет и т.п.; вообще, займите свое внимание зрительными впечатлениями, получаемыми при рассматривании этого предмета. Продолжительность упражнения 5—10 минут. Во время этого, а также следующих упражнений вы должны стараться, чтобы другие органы чувств бездействовали. При этих упражнениях надо принять удобное положение и пр. Постепенно надо менять предметы, употребляемые для этого упражнения, переходя от ярких, бросающихся в глаза, к более тусклым, незаметным, почти бесцветным.
5 упражнение. Слух. Для тренировки этого органа чувств поступают следующим образом.
Берут маленькие карманные часы и кладут их столик около дивана. Ложатся, принимают удобное положение, ослабевают мускулы и закрывают глаза. Начинают прислушиваться к тиканью часов, стараясь ни о чем другом не думать, не воспринимать други> впечатлений. Чтобы еще лучше сосредоточиться, можно считать удары часов до ста, подряд или через с удар. Упражняйтесь ежедневно по десяти минут. Этс упражнение очень важно, оно способствует развитии яснослышания.
6 упражнение. Осязание. Приняв удобное положение закрыв глаза и уши, кладут на голое тело какой-нибудв маленький предмет, например монету. Этот предмет будет производить легкое давление на кожу, что вызовет ощущение прикосновения к определенному пункту кожи. Направьте внимание на это ощущение. Меняйте положение предмета, перемещая его то на грудь, то на руку или на ногу и т.п. Класть его на лицо (на лоб и пр.) не советуем: продолжительное сосредоточение может вызвать красноту кожи на этом месте и другие изменения (стигматы). Полезно прикладывать этот предмет к нервным плексусам и сосредоточивать на них внимание.
Средством контроля служит появление теплоты месте прикосновения, переходящее в жжение и боль.
7 упражнение. Вкус. Чтобы сосредоточиваться вкусовом ощущении, вначале приходится прибегать следующим вспомогательным средствам: сахар, соль т.п. Соблюдая все необходимые условия (закрыть глаза, уши и т.п.), берут в рот одно из этих веществ и направляют внимание на вкусовое ощущение, стараясь ничего не^ видеть, не слышать, не обонять, не осязать. Продолжительность упражнения — две недели по 5— 10 минут.
8 упражнение. Обоняние. Поступают, как и при упражнении 7-м, но вместе вкусового ощущения вызывают обонятельное, воздействуя при помощи духов на обоняние. Стараются воспринимать только запах. Продолжительность упражнения 10 минут.
Достигнув успеха во всех этих упражнениях, учатся совсем ничего не воспринимать; при этом следует поступать наоборот. Раньше вы выделяли из массы впечатлений одно (зрительное, слуховое и пр.) и сосредоточивали на нем все свое внимание; теперь же нужно из массы впечатлений выделить одно, но не воспринимать его совсем. Например, смотрите на часы и старайтесь не слышать их тиканья; слушайте тиканье часов и настолько сосредоточьтесь, чтобы перестать их видеть; поднесите флакон духов к носу, стараясь не обонять запаха. Точно так же поступают и с другими ощущениями.
Если вы достигнете успеха во всех этих упражнениях, вам не трудно будет сосредоточиться активно (на одном каком-либо пункте) или пассивно (совсем остановить мышление).

г. Размышление.

Помещаем упражнение с размышлением до изучения сосредоточения по следующим причинам: прежде, чем научиться сосредоточивать мысль, надо уметь активно и сильно думать.
Как гимнастика укрепляет физическое тело, так и размышление развивает мозг и дает мыслям силу, активность и продолжительность. Большинство людей совершенно не умеют мыслить. Их мысли слабы и вялы. Это зависит от того, что они повторяют чужие мысли, довольствуются готовыми определениями, ответами на различные вопросы и т.п.
Ясновидящие наблюдают следующее. Если несколько лиц говорят о каком-либо предмете, то мозг людей размышляющих, старающихся достигнуть разрешения вопроса, изливать потоки сильных вибраций, эманирует. Мозг же людей, повторяющих готовые фразы, почти не эманирует.
Необходимо тренироваться в размышлении, чтобы уметь размышлять о любом предмете в любое время.
При желании дать своему мозгу такую умственную гимнастику, задаются вопросами: как, почему, зачем, для какой цели и т.д., и стараются дать ответ, по возможности самостоятельный.
9 упражнение. Размышления над объективами (внешними) предметами. Сядьте около какой-нибудь картины и всматривайтесь в нее, размышляя о том, как она исполнена, какими красками, хорошо ли написана, что могло побудить художника написать ее, какую цель преследовал он и т.п.
Размышляйте таким образом в течение 10—15 минут, не отрывая взгляда и внимания от картины. Вначале будут происходить такие явления. Сев перед картиной и размышляя о ней, через две — три минуты вы ловите себя на том, что думаете о другом, а о картине давно забыли.
Лучшим средством удержать на ней внимание служит взгляд. Рассматривайте картину, и зрительные впечатления займут внимание и не позволят отвлечься.
По мере рассматривания вы будете все более и более углубляться, постигать ее внутренний смысл, заложенный художником. Размышляйте, и внимание дисциплинируется, усилится питание мозга, а мысль приобретет силу и яркость.
Возьмите какой-нибудь предмет, например, карандаш.
Размышляйте о способе его приготовления, назнаг чения, удобстве или неудобстве и т.п.
Одним словом, думайте в определенном направлении, причем центром мыслей должен быть данный предмет. Все представления, мысли должны быть в такой связи между собой, и, кроме того, все они должны иметь прямое отношение к нему. Вначале кажется, что размышлять таким образом очень легко, но опыт показывает противоположное. Поэтому рекомендуем сначала пользоваться большими и сложными предметами, которые вызовут у вас в уме большое количество мыслей и представлений; затем постепенно переходите к предметам все более и более простым, чтобы заставить мозг работать-сильнее, самостоятельнее, напряженнее. Это даст силу мыслям и подготовит к упражнениям в сосредоточении.
10 упражнение. Это упражнение является весьма важным. Помимо того, что оно приучает человека мыслить, подобное упражнение дает чувство сознания свой души, веру в бессмертие человеческого духа. Оно заключается в размышлении о своем «Я», в'утвержде-нии реальности этого «Я». Далее, упражнение, правильно производимое, быстро даст, даже ранее сомневавшимся, сознание своей души, даст веру, или вернее, знание, что человеческий дух бессмертен и не зависит, от бренного тела — оболочки для высших начал.
, Примите удобное положение. Ослабьте мускулы. Дышите ритмически.
Думайте о том, что земные страдания и наслаждения могут влиять только на тело, дух же находится вне их воздействия. Думайте о себе, о своем «Я», как о чистом, бессмертном духе, являющемся частью Мирового Духа, искрой Божественного огня. Хорошо также размышлять, направив сознание внутрь, о каждом из своих-тел: физическом, астральном и ментальном. Сосредоточиваясь на физическом теле, думайте о свойствах, присущих ему, учитесь чувствовать его, как нечто отдельное от себя. Затем размышляйте об астральном теле. Думайте, что все эмоции, страсти и пр. зависят от этого начала, размышляйте, что оно все-таки не вы, не ваше «Я», не дух, а только оболочка, более тонкая, чем физическое тело. Потом приступите к размышлению над ментальным телом, над своими мыслями, представлениями и пр., зависящими от этого начала. Эти упражнения дают спокойствие, внутреннюю духовную радость, помогают равнодушно переносить земные страдания и несчастья.

д. Контроль воли над мыслями.

После этих упражнений приступают к более трудным, заключающимся в умении управлять мысленными представлениями, в умении сосредоточивать внимание на одном из них. Упражнения, рекомендуемые выше для подчинения органов чувств, оказываются умственными и в данном случае; только эти упражнения нужно несколько изменить, именно: внешнего раздражения органа чувств быть не должно, надо направить свое внимание на соответствующее мысленное представление.
11 упражнение. Воспроизведение и мысленное сосредоточение на зрительных, слуховых, осязательных и вкусовых представлениях в отдельности. Ослабив мускулы, закрыв глаза и уши, приняв удобное положение, произведите три глубоких вздоха. Затем изолируйтесь от воздействий внешнего мира. Вызовите мысленное представление (зрительное) какого-либо предмета и сосредоточьте на нем все свое внимание.
Надо забыть о своем собственном теле. Вы должны слиться со своим представлением. Продолжительность 10—15 минут.
При тех же условиях мысленно вызовите какой-нибудь звук, голос или мелодию. Научитесь сосредоточивать внимание на каждом из звуков гаммы. Вначале мысленно напевайте гамму от начала до конца и обрат,-но. Каждый раз делайте это все медленнее и медленнее и, наконец, остановите внимание на одной.только ноте (звуке) и старайтесь удерживать внимание на представлении этого звука в продолжении 1—2 минут, а затем 3—5 м. Также можно упражняться в мысленном произношении слов, например «Ом» и т.д. Все эти упражнения могут показаться неопытному человеку не только простыми, но и странными. Но достаточно прибегнуть к опыту, чтобы убедиться в огромной пользе, которую они приносят. Власть над своими чувствами и мыслями — вот результаты.
Изолировав себя от внешнего мира, направляют внимание на какую-нибудь часть тела, представляя себе чувство прикосновения к ней или, лучше, что по ней бродит муха. Это упражнение очень трудно и важно. Оно оказывается полезным при тех опытах факиризма, которые заключаются в прокалывании рук, щек и т.п. иглами, в нанесении ран и пр., а также, в средство для пробуждения нервных центров. Затем приступают к мысленному воспроизведению вкусовых и обонятельных ощущений, что впоследствии пригодится для умения передавать их на расстоянии.
12 упражнение. Мыслектое воспроизведение совокупности действий всех оршнов чувств. Представьте себе какое-либо действие, поступков и т.п., при чем должны принимать участие представления всех органов чувств. Можете, например, мысленно представить себе маленькое путешествие, совершенное вами. При этом надо мыслить сильно, активно, красочно и соблюдая определенный порядок, например, как вы встали, оделись, закусили, сели на поезд и т.д. Продолжайте это упражнение 2—3 недели по 30 минут ежедневно.
13 упражнение. Последовательное отбрасывание представлений о действии органов чувств. Надо воспроизвести мысленно какое-нибудь действие, например, представьте себе, что вы кушаете мед. При этом должны принимать участие представления, касающегося каждого из органов чувств. В данном случае будут: цвет меда (зрительное представление), вкус меда (вкусовое), звук от жевания (слуховое), прикосновение к языку и деснам (осязательное) и запах (обонятельное). Затем, ярко представляя всю эту картину, отбросьте представление, касающееся одного из органов чувств, например, обоняния. Созерцают всю картину, но перестают чувствовать запах. Продолжительность 10 — 15 минут.
Затем последовательно отбрасывая все ощущения, оставля из них только одно.
14 упражнение. Восстановление представлений в том же порядке. Устранив все представления, касающиеся четырех органов чувств (обоняние, осязание, вкус и. слух), удерживают зрительное представление. Через 1—2 минуты устраняют и его. В сознании не должно быть в этот момент никаких представлений. Затем снова вызывают все представления предмета, прибавляя по одному. Упражняйтесь в вызывании и устранении представлений, относящихся к каждому из органов
.чувств, по 30—40 минут ежедневно, пока не добьетесь успеха.
15 упражнение. Быстрое перемещение внимания с одного объекта на другой. Если вы тщательно изучили предыг дущие упражнения, то ваша психика находится в зависимости от воли, и вы можете приступить к следующему упражнению.
Сосредоточьте внимание на каком-либо представлении; достигнув полной концентрации, быстро перейдите к сосредоточению на каком-нибудь другом представлении, забывая на это время о первом, от второго представления также быстро вернитесь к первому. Упражняйтесь 10—20 минут ежедневно, как только найдется свободное время.
Все эти упражнения должны научить вас произвольно выделять из массы впечатлений, представлений и пр. одно и сосредоточивать (концентрировать) на' нем свое внимание, удерживая его в таком состоянии долгое время при изоляции от внешних воздействий. Такое сосредоточение называется активной концентрацией мысли.

е. Созерцание (Дхиана).

Изолируйтесь, приняв удобное положение, затем изгоните из сознания все мысли и представления. Вообразите у себя на голове, на несколько дюймов выше ее, светящийся нимб. Созерцайте его, как можно дольше.
Можно сосредоточиться на каком-либо месте в сердце и представить внутри его пламя. Вообразите, что это пламя — ваша душа, что внутри этого пламени находится лучезарное пространство, что это пространство есть душа вашей души — Бог. Эти упражнения рекомендуются раджа-йогами своим ученикам для упражнения в созерцании.
Следует также сосредоточиваться на нервных плек-сусах, представляя их, как нечто полное силы, пламени и света. Вначале можно закрывать глаза и уши; впоследствии можно делать это при открытых ушах, глаза же (взгляд) устремлять на кончик носа и т.п. Продолжительность этого упражнения от 30 минут до 2—3 часов ежедневно. Хорошо соединять его с ритмическим дыханием. Подобное упражнение приведет вас к экстазу, «Самадхи», при котором раскроется ваше сверхсознание и в душе вашей засияет «Свет незримый».

ж. Экстаз (Самадхи).

Слово «экстаз» мы употребляем в несколько другом смысле, чем принято обыкновенно, -подразумевая такое психическое представление, при котором внимание человека или направлено на один определенный объект (высшая степень активного сосредоточения), или же ни на что не направлено, то есть человек ни о чем не думает — полная изоляция от внешнего мира, погружение в себя при почти абсолютном прекращении мышления. Первый вид экстаза назовем активным состоянием; второй — пассивным. Пассивное состояние может быть доведено до степени летаргии, «сна йоги-нов», в котором йоги могут оставаться месяцами без пищи и питья. В том и другом случае человек совершенно изолируется от внешнего мира. Экстаз сопровождается обыкновенно потерей чувствительности. Последнее вполне понятно, так как каждому из нас известно, что достаточно отвлечь внимание от больного места, чтобы боль прекратилась. Христианские мученики, внимание которых было сосредоточено на идее Божества, без всяких страданий переносили пытки. В человеческой жизни экстаз играет большую роль. Правда, он представляется не в чистом виде. Но это зависит от тех условий, обстоятельств, людей, среди которых некоторые лица приводили себя в экстаз. Также большую роль играла и цель, ради которой вызывали экстаз, и способы, приемы и средства, которыми пользовались для достижения этого состояния. Скажем несколько слов об экстазе вообще, о способах и средствах, которыми вызывают экстаз.
Арабские племена курят для этой цели смесь, состоящую из конопляных листьев и толченых зерен. Волчьему корню (Aconitumu Lycatonum) приписывают свойство вызывать экстатическое состояние, сопровождаемое появлением мыслей, идей, усилием деятельности воображения.
Стремление привести себя в такое состояние составляло особенность многих индийских жрецов и монахов. Вообще оно играло большую роль в религиозных обрядах древних индусов, персов, египтян и евреев.-Напомним религиозный экстаз, в который впадали Монтанисты, (христианская секта первых веков), египетских гностиков столетия по Р.Х.; монахов II -го-столетия, приводивших себя в это состояние фиксированием своего пупка (гезихасты и омфало-психики над Аоонской Горе); индийских факиров, которые и ныне приводят себя в экстаз фиксированием кончика своего носа, повторением одной и той же фразы или словам (например «ом»), пристальным всматриванием вдаль или устремлением вдаль или устремлением (беспрерывным) взгляда на солнце, луну или какую-нибудь звезду; и т.п. приемами.
Кстати, предупредим читателей против злоупотребления приемом, заключающимся в фиксировании своего, носа. Разумное применение его дает хорошие результаты, но злоупотребление ведет к расстройству нервной системы и т.п.
Затем скажу, что я применял этот способ в течение трех месяцев и не наблюдал никаких вредных последствий: ни расстройства зрения, ни нервных страданий, ни головной боли и т.п.
Сибирские шаманы доводят себя до экстаза путем однообразных ударов в барабан. Татарские колдуньи поют песни для этой же цели. Зауясы (мистическая секта в Алжире) приводит себя в экстаз музыкой и криком. Напомним кружение дервишей и хлыстов, пляски баядерок, шэкеров, шаманов и т.п.
Мы уже говорили, что экстаз может быть вызван различными средствами, между прочим, гашишем и опиумом. Состояние, вызываемое этими средствами, сопровождается обыкновенно приятными видениями.
Профессор Шрофф, лично испытавший влияние гашиша, вот как описывает свой опыт. «Приняв в 10 часов вечера 1 гран гашиша и куря, по обыкновению сигару, я лег в постель и читал неинтересную книгу часов до 11; полагая, что прием был очень мал (так как не вызвал никаких явлений и не изменил пульса), я расположился спать. Но вдруг почувствовал сильный шум не только в ушах, но и в целой голове. Этот шум имел большое сходство с шумом кипящей воды. Затем приятный свет озарил все мое тело и сделал его как бы прозрачным. С необыкновенною легкостью проходили целые ряды представлений; самосознание и отчета в происшедшем были даже усилены. Я сожалел, что у меня не было под рукою письменных принадлежностей, чтобы изобразить величественные вещи, мною ощущаемые; но не хотел решиться взять их, потому что был твердо убежден в том, что сохраню все в памяти до утра при той ясности идей и живости ощущения, которые были у меня тогда. Я сравнил свое состояние с читанными описаниями о действии гашиша и заметил, что оно отличается отсутствием эротических ощущений. Когда я проснулся на другой день, то первою мыслью моею было вызвать в памяти видения, но у меня ничего не осталось, кроме сообщенного выше».
Изучая экстаз, мы видим, что существуют несколько видоизменений его, несколько видов экстаза, зависящих от тех идей, чувств и т.п., на которые устремлено внимание.
В прямой зависимости от этого нахо"дятся явления психического и физиологического характера, сопровождающие это состояние. Почти всегда экстаз сопровождается ощущением неземного блаженства и чувством необыкновенной радости. В некоторых случаях транс медиумов имеет некоторую связь с экстазом; приходится слышать от медиумов, которых предупреждают о вредных последствиях чрезмерных занятий спиритизмом, такой ответ: «Я без этого (то есть без транса) жить не могу». Экстаз характеризуется чувством необычайной легкости во всем теле (это чувство обыкновенно идет рука об руку с действительной и притом значительной потерей веса), чувством отсутствия связи с телом.
Для нас наиболее интересными видами экстаза являются: религиозный экстаз, сопровождающийся чувством неземной радости и благоговения, способностью улавливать вибрации более тонкого характера и сноситься с высшими планами; обыкновенный экстаз, интеллектуальный экстаз, неизменным спутником которого являются: восторженность, познание скрытого смысла вещей, способность вибрации ментального тела, «сверхсознательность», необыкновенное сосредоточение мысли, благодаря чему последняя получает необычайную силу и могущество. Это состояние и есть > «Самадхи» индусов. Интеллектуальный экстаз сопровождается блаженством и радостью: появляется чувство уверенности в бессмертии души, человек начинает видеть скрытый смысл во всех предметах, красота природы радует его, он чувствует внутреннюю гармонию, целесообразность и закономерность всего сущего, появляются новые и новые мысли, имеющие отношение к тому предмету, на который направлено внимание
Интересное описание такого состояния дает Филон Александрийский.. -
После этих замечаний скажем о той пользе, которую экстаз приносит оккультисту. Для оккультиста это состояние важно, так как экстаз дает ему:
1) Способность проникнуть в сущность вещей, познать их смысл, отбрасывая внешнюю форму, то есть пробуждает деятельность сверхсознания;
2) возможность воспринимать вибрации высших планов, улавливать и посылать мысли; ясновидение, яснослышание и психзометрию;
3) чувство радости и счастья, долго сохраняемое даже после прекращения экстаза;
4) -содействует выделению астрального тела, что при умении впадать в экстаз требует незначительной тренировки, да и то лишь в отношении умения управлять им;
5) прекрасные результаты почти при всех опытах оккультного характера. Особенно феномены факиризма требуют умения впадать в это состояние.
Теперь можно перейти к описанию упражнений, ведущих к достижению этого состояния.
Предыдущие указания на способы дервишей, факиров, шаманов и др. читатели не должны оставлять без внимания. Здесь, как и везде, нужно аккуратйо выполнять определенные упражнения.

Подготовительные упражнения. Сам-прагната.

Мы не советуем пользоваться наркотическими веществами, кружением, пляской и т.п. средствами. Все это может повлечь за собою крайне нежелательные результаты.
В качестве средств, способствующих достижению экстаза, рекомендуем: уединение, строгий питательный (вегетарианский) режим, если можно, то и пост, целомудрие и размышление.
16 упражнение. С медной пластинкой. Возьмите боль-Шую отполированную медную пластинку размером около 8 вершков по стороне. Прикрепите ее к стене. Сядьте на расстоянии 1,5 аршина от нее. Пластинка должна находиться на уровне глаз. Свет должен быть слабым, предпочтительно производить упражнение^ при полусвете. Устремите на пластинку- пристальный взгляд, сосредоточивая на ней все свое внимание. Через некоторое время появится легкий звон в ушах, и_ пластинка покроется как бы светящимся туманом. По степенно шум в ушах начнет усиливаться.
Упражняющийся перестанет видеть окружающее; видна будет лишь одна пластинка, да и то не ясно (вместо пластинки будете видеть нечто светлое), окружающие предметы как бы исчезнут, вместо них появится какой-то темновато-серый, иногда с каким-либо (зеленоватым или другим) оттенком, туман, все время находящийся в движении и отчасти напоминающий клубы дыма. Шум в ушах усилится, звон сделается ясным и чистым. Появится чувство покоя и довольства. Постепенно вы начнете сознавать свое «Я», тело перестанет чувствоваться и, может быть, даже вы забудете о его существовании. Впечатления внешнего мира (особенно слухового характера) перестанут доходить до сознания, наступает как бы забытье. Вдруг сразу все эти ощущения исчезают; и человек оказыва ется в нормальном состоянии. Прекращение этого за бытья первое время происходит от неумения произвольно пролить его, или если отвести взгляд от пластинки, отвлечься от нее вниманием. Сильный шум, прикосновение и т.п. также могут (первое время) вывести этого состояния. Приступать к этому упражнению надо в спокойном состоянии духа. Раздражительность, тоска и т.п. препятствуют успеху. Упражняться ежедневно 15—30 минут, за один раз.
17 упражнение. Фиксаиця взгляда, повторение мантр. Примите удобное положение тела. Ослабьте мускулы. Дышите медленно и спокойно. Устремите взгляд на] кончик носа, пупок, или, лучше, между бровей. Мысленно повторяйте какой-либо слово или слог, например
«Ом» и т.п. Комната, в которой вы упражняетесь, должна быть тихой, свет слабым. Лучшее положение — «Падма-асана». Упражняйтесь ежедневно по 15— 20—30 минут. Возможно, что после упражнения вы некоторое время будете не совсем ясно видеть. Появится такое ощущение, точно на глазах масляная пленка. Это явление сопровождает подобные упражнения и зависит от сведения зрительных осей. Опасаться вредных для зрения последствий не следует. Обыкновенно это исчезает через 1—2 минуты после прекращения упражнения. Интересно также, что выражение взгляда после этого упражнения также изменяется. Взгляд делается сильным, пронизывающим, «змеиным», зрачки расширяются. Такое выражение взгляда держится после упражнения не более десяти минут. При этом упражнении также появится звон в ушах. Рекомендуем прислушиваться к этому звону, устремив взгляд между бровей. Это весьма способствует наступлению экстаза.
18 упражнение. Созерцание, в связи с дыхательными упражнениями. Сядьте, ослабьте мускулы.
Можно принять положение «Падма-асана». Устремите взгляд в какую-либо точку или лучше смотрите на кончик носа. Дышите ритмически некоторое ч время; затем постепенно замедляйте дыхание. Отрешитесь от своего тела. Направьте внимание на какой-либо один предмет или представление. Созерцайте его, не напрягая мысли. Воспринимайте впечатления, исходящие от данного предмета. Прислушайтесь к звону в ушах. Постепенно вы перестанете слышать происходящее вокруг вас, перестанете видеть все, кроме этого предмета, перестанете чувствовать прикосновения к вам и т.п. В таком состоянии вы будете находиться до тех пор, пока не пожелаете прекратить его. Упражняйтесь в том, чтобы произвольно уметь, как вызвать, так и прекратить его. Старайтесь посвящать этому упражнению как можно больше времени. Вначале, может быть, вы будете только яснее сознавать назначение сущности предмета, его изготовление, применение и пр. Впоследствии же вам откроется скрытый смысл каждой вещи. Появится способность ясновидения.
Достаточно будет привести себя в это состояние и направить внимание на какую-либо формулу, изречение и т.п., чтобы познать смысл ее, все относящееся к ней и т.п. Приведите себя в такое состояние и направьте внимание на волю другого человека, и вы овладеете ею. При направлении сознания на сердечный плексус, появится способность ясновидения. Одним словом, достаточно достичь этого состояния, чтобы природа открыла свои тайны, чтобы понять внутренний смысл вещей, язык животных, чтобы читать чужие мысли и т.д.
Но достижение этого состояния требует много времени. Вот почему, работая в этом направлении, все-таки практически изучают другие области психургии: клепсихию, телепатию и пр.

* * *

Изучив экстаз, сопровождающийся концентрацией сознания на определенном объекте, перейдем к другой его форме, которая не сопровождается сосредоточением и отличается полной остановкой мышления и почти полным прекращением жизненных функций. Физические признаки такого состояния — это ослабление сердечной деятельности, отсутствие чувствительности, понижение температуры тела и пр. Человек, находящийся в этом состоянии, совершенно похож на безжизненный труп. Глубокую степень такого экстаза трудно отличить от действительной физической смерти. Факиры пользуются им для известного опыта, заключающегося в зарывании факира, находящегося в этом состоянии, в землю на более или менее значительный срок.
Подробно говорить об этом будем при изучении факиризма, где и укажем приемы и способы, служащие для производства этого опыта.
Вот как описывают состояние человека впавшего в эту форму экстаза.
«Освобожденный от всех состояний и от всяких мыслей йогин в этом положении подобен умершему, но он спасен. Йогин, достигший этой ступени, не ощущает ни запаха, ни вкуса, ни цвета, ни прикосновения, ни звука, ни себя самого и никого другого. Его дух не спит и не бодрствует, он свободен от воспоминаний и з«юываний, он не умирает, но и не существует; кто этого достиг, тот спасен».
Изолировавшись от впечатлений внешнего мира, остановив мышление, человек погружается в себя, замирает. Все жизненные функции ослабевают и даже почти совсем останавливаются.
Неглубокие степени этого состояния сопровождаются ослаблением мускулов, ослаблением сердцебиения, замедлением дыхания и дают отдых, покой; углублением этого состояния можно донести его до степени летаргии.

Используются технологии uCoz