Черная и белая магия. Сост. М. А. Степанов.


Слово о магии

У всех народов во все времена были, есть и будут великие тайны, которые стремится познать человек. Мир, таинственный и невидимый, непостижимый уму и взору, представляется для человека заманчивым, привлекательным, и на разгадывание великих тайн люди порой тратили всю свою жизнь. Пройдут века, и все же тайны тайн будут неизведаны, непостижимы. Конечно, многие открывали и постигали великие тайны чародейства с помощью оккультизма, каббалистики, магии, хиромантии и прочих подобных наук. В средние века раскрытием тайн чудесного занимались Агриппа,

--------------------
Агриппа, Генрих Корнелий. Неттесгеймский (1486-1535) — писатель, врач, философ и чернокнижник. Основной труд, «De Occulta PhHosophia» в трех томах, написал в 1510 г. В этой работе Агриппа изложил свои воззрения, пронизанные алхимией, астрологией, магией н каббалистикой.

Альберт Великий,

---------------------
Альберт Великий, Альберт фон Больштедт, Альберт Магнус (1193-1280) — немецкий теолог, философ и естествоиспытатель. Монах-доминиканец. Сочинения (21 т.) впервые изданы в 1651 г. В русском переводе — «О растениях». — В кн.: Агрикультура в памятниках Западного средневековья. М.-Л., 1936.

Апулей,

-----------------
Апулей Люций (родился ок. 124 г. н. э.) — древнеримский писатель, софист. Создал авантюрно - сказочный роман «Метаморфозы в XI книгах» («Золотой осел»), проникнутый эротическими мотивами, элементами бытовой сатиры н религиозной мистики; «Апологию» — речь в собственную защиту против обвинения в магии.

Калиостро,

-------------------
Калиостро (настоящее имя Джузеппе Бальзаме), граф Алессандро Калиостро (1743-1795). Мнения о нем крайне противоречивы. Одни называют его авантюристом, другие — великим магом. Исколесил всю Европу, выдавая себя за медика, натуралиста, алхимика, заклинателя духов. Основал тайную секту, древнеегипетское масонство, принял титул Великого Корфа. В Риме был осужден инквизицией на пожизненное заключение.

девица Ленорман

-------------------
Ленорман, Мария Лина (1772-1843) — французская гадательница на картах, оказывала большое влия--ние при дворе императрицы Жозефины. Написала «Пророческие воспоминания одной Сивиллы» (предсказание о падении Наполеона 1) и «Исторические н секретные мемуары императрицы Жозефины».

и другие, более или менее знаменитые люди в области познания и раскрытия таинственного.
Эти люди совершили в свое время поистине чудеса, удивив своих современников необычайными открытиями. Но были и просто шарлатаны, которые, ничего не зная и не умея, называли себя чародеями и знахарями и пользовались широкой популярностью среди простого, темного народа.
Магия как представление о сверхъестественных возможностях человека имеет место практически во всех системах бытия. Во благо или во вред реализуются эти способности — зависит от того, какие силы их питают. Магия белая и черная, низшая и высшая, бытовая, церемониальная, религиозная, естественная и народная, магия красок и растений, запахов и снов, чисел и секса... Магия... магия... магия...
В принципе существуют две настоящие магии: черная и белая, вернее, черная и практическая. К первой относится вызывание злых духов, с которыми в давние времена, как гласит предание, заключали договор. К этой магии также относятся: прорицание, чародейство, вызывание двенадцати духов, общение е тенями мертвецов, предсказания, гадания, заговоры, кладоискательство, привораживание, нашептывание, талисманы, ладанки, познание секретов и тайн у постороннего человека и другие таинства.
Магия практическая, то есть белая, охватывает те способы, что предсказывают будущее по линиям руки, морщинам лба, по почерку письма л прочим приметам. Белая магия как бы полуразрешенная деятельность человека в области сверхъестественного. Она представляет собой искусство воздействовать сконцентрированной человеческой волей на эволюцию живых сил природы, вызывая ее ускорение.
Есть еще одна магия, к которой относятся различные фокусы — проделки с помощью ловкости и проворства рук обычно с участием ассистентов.
Всеобщее мировое чернокнижие возникло в первые века цивилизации, у древних людей. Древний мир впервые выговорил самые важные слова, основные идеи для творения тайных сказаний, и эти идеи усвоило все человечество. Древний мир — это Древний Восток, Греция и Рим. Там народы создавали идеи для мифов, думы для тайных сказаний, рассказы о> былом для поверий, там олицетворялись их видения. В этих видениях отражался быт древних народов — быт религиозный, политический, гражданский. Этот быт определял и семейную жизнь древних людей. Древний мир ушел в историю, народы, составлявшие его бытие исчезли с лица земли, но остались их мифы, их поверья, их сказания. Мир новый своего ничего не создал; он, как усыновленный наследник, как властелин отеческого имущества, вступил в распоряжение наследством, переделал интерьер на современный лад, отверг понятия, чуждые его мышлению, но принял основные мысли, восхищавшие его воображение, тешившие его самолюбие.
Мифы, перешедшие в новый мир, образовали демонологию, столь разнообразную, столь разновидную, сколь разноплеменны были народы, сколь разнообразны были их видения. Не днями, не годами, но веками усваивались мифы древней жизни новыми поколениями. Каждый народ при» нимал из них только то, что могло жить в его верованиях, и каждый народ в свою очередь прибавлял к ним то, чего недоставало для его верования. На основе новых верований возникли мифология и символика. Мифология древних наполнена предметами божественными — предметами, олицетворявшими волю каждого человека. В символике запечатлены знамения, которых народ не мог постичь, которых страшился. Предметы, выражаемые символикой и отражающие страх людей перед непостижимостью мира, заключали в себе понятия древних о природе. Эти понятия и представления древних о мире составляют чернокнижие и отдельные его виды: кудесниче-ство, чародейство, знахарство, ворожба. Во всех этих сказаниях описан опыт людей, изучавших природу для добрых и худых дел.
Рассказы о былом образовали поверья удивительные проявления житейской мудрости. В народных поверьях мы узнаем обыденную жизнь со всеми обрядами.
Тайные сказания Древнего мира складывались великими основателями, каждый народ называл их по-своему, и этим названиям несть числа. Эти люди наделяли таинства чудесным вымыслом, находили себе покровителей и учеников. Письмена санскритские уверяют нас, что Индия есть отчизна тайных сказаний, идеальный первоисточник всех последующих верований. Избранные люди Еги-пта и Персии, посещая Индию, изучали там тайные сказания и, возвращаясь на родину, высказывали их своим сородичам. Греция подслушала все эти сказания и передала Риму и за ним грядущим поколениям.
Изучая тайные сказания этих стран, мы встречаем в каждой из них своих оракулов, свои святилища, свои чернокнижия, свои гадания.
Толкователи тайных сказаний в Древнем мире существовали в обществе как отдельные, замкнутые группы людей, имевшие разные названия, например, астрологи, авгуры, прогностики, мистагоги, сортилеги, гаруспи-ки, пифониссы.
Астрологи, или, как их еще называют, халдеи, математики, волхвы, почитаются старейшинами в образовании чернокнижия. Наблюдая движения планет и созвездий, они предсказывали разные события в жизни государств и судьбах людей. Эфемериды—творение астрологов — представляли собой таблицы заранее вычисленных положений небесных светил на определенный день года или таблицы закономерных астрологических явлений. Ранее считалось, что Заратустра

----------------------
Заратустра. или Заратуштра (пран.), Зороастр (греч.).(между 10 и 1-й половиной 6 вв. lо н. э..). пророк И реформатор древнеиранской религии, получившей название зороастризм. Написал 21 книгу, яо нас дошли отдельные фрагменты, которые собраны в священном писанин «Авеста».

первый начертал чернокнижие; но с открытием санскритских письмен, это было опровергнуто.
Астрологи пришли на русскую землю в самом начале ее общественного развития. Их понятия так глубоко вошли в общественную жизнь, что и теперь многие верят, будто планеты влияют на их судьбу. В 1584 году летописцы записали, что народ видел в Москве комету с крестообразным небесным знамением, между церквами Иоанна Великого и Благовещения. Царь Иоанн IV Васильевич, глядя на эту комету, сказал: «Вот знамение моей смерти!». И велел он привести астрологов из России и Лапландии. Они, собранные тогда в Москву числом до 60, предсказали из явления той кометы царскую смерть.
По этой записи можно заключить, что астрологи приходили к нашим предкам из Лапландии и что они своими предсказаниями внушали народу страх перед кометами. И мы видим, что боязнь комет бытует и поныне. Заметим также, что и русская народная символика есть порождение астрологов.
Авгуры предсказывали будущее из явлений молнии и грома, из крика и полета птиц, из клевания курами зерен. Крики ворона, вороны, совы, петуха были предвестниками бедствий; полет орла или коршуна предрешал исход походов; клевание зерен курами предрекало военные успехи или неудачи. Авгурология претерпела на русской земле значительные изменения. Но и теперь на селе боятся крика ворона и вороны, страшатся пения курицы; а в святочных гаданиях придают особый смысл клеванию зерен курами.
Русское кудесничество, содержащее в себе заговоры на всевозможные случаи жизни, имеет удивительное сходство с гимнами Орфея. Заме-тим( что заговоры наших кудесников относятся исключительно к семейной жизни.
Каббалистика — знание, созданное евреями для открытия таинственного смысла понятий, — состояла в искусстве разбивать слова и в способе производить этими словами чудеса, произнося их определенным образом.
В чернокнижии есть намеки на присвоение каббалистического знания знахарями. Так, мы видим, что знахарь произносит непонятные заклинания от лихорадок, от укушения бешеных собак. Откуда явилась наша тарабарская грамота?
Гадания Древнего мира, распространившись по всему миру, разделились на двенадцать отдельных таинств. В нашей повседневной жизни ощущается влияние каждого из них.
Антропомантия содержала в себе таинственное прорицание будущего п'о внутренним частям тела человеческого. Римские императоры Гелиогабал и Юлиан занимались подобным гаданием.
У русских не было принято производить вскрытие тела умершего человека. О смерти судили только по внешнему виду и положению тела. Считалось, что человек, умерший в судорогах, предрекал несчастье своим близким.
Аэромантия объясняла будущие события по состоянию воздуха, небесным явлениям. , В русской символике понятия аэромантии прослеживаются довольно ясно. В народе до сих пор бытуют представления, что падение звезды много значит в судьбе людей, что каждая падающая звезда есть верный признак смерти какого-нибудь человека. В наших селениях вечернею порой старики рассказывают детям, как в старину падали облака на землю в виде киселя, о падении камней с неба.
Гидромантия основывалась на предсказании будущего по движению и цвету воды.
В русском чернокнижии это гадание существует во всей своей силе. Наговорить на воду, чтобы открыть имя вора, должен уметь любой знахарь. Гонтия, или чародейство, совершалась призыванием духов и вызыванием тени умерших из гробов.
Русское чародейство содержит в себе обряды вызывания духов, и народ верит, что каждый чародей может вызвать тень умершего.
Дактиломантия, или гадание посредством кольца, позволяет узнавать врагов. Кольцо, подвешенное на нитке, раскачивалось над круглым столом, края которого были исписаны буквами. Буква, на которой останавливалось кольцо, и служила ответом.
Дактиломантия перешла и в русское чернокнижие, но в измененном виде. Говорят, чародеи берут какое-то змеиное кольцо, вешают его на женском волосе и смотрят, куда оно будет качаться: в какую сторону отклонится кольцо, там и живет колдун, наложивший порчу на страдальца.
Капномантия, или гадание на жертвенном дыме, проводилось жрецами, чтобы узнать, стоит ли начинать то или иное дело.
В русской символике это гадание осталось, но сильно видоизмененное: по дыму узнают погоду.
Катоптромантия, или гадание, производимое зеркалом, способствовало окончанию болезни.
В русском чернокнижии зеркалогадание употребляется для многих случаев. На зеркале гадают о суженом, о жизни и смерти отсутствующего.
Керомантия — гадание воском; предсказывало, что случится — доброе и худое. В русских святочных гаданиях девушки льют воск в воду, чтобы узнать свою судьбу.
Клеромантия — гадание, основанное на метании шариков, определяло исход дела. Иначе оно еще называлось гаданием по жребию.
Бросать жребий — широко распространенное гадание в русской жизни. Народ всегда прибегает к нему в спорном деле.
Леканомантия — гадание, производившееся над водой, решало 'участь людей. Гадатель клал в сосуд, наполненный водой, драгоценные камни, золотые и серебряные пластинки с изображением знаков и читал заговоры. Из воды выходил тихий звук, подобный шипению змей. Этот звук и был ответом на поставленный вопрос.
В русском чернокнижии сохранились многие обряды гадания над водой. Так, знахари, кидая в воду уголь, замечают: кипит ли вода?
Ливаномантия — гадание, производимое с помощью курения благовонных смол, показывало, какие ожидания, худые или добрые, сбудутся.
В русских поверьях смолы заменились ладаном, и народ прибегает к этому гаданию при болезнях.
Метеоромантия — гадание, которое основывалось на толковании небесных явлений, особенно грома и молнии.
Следы метеоромантии сохранились в русской символике, к ним прибавились местные поверья. Так, девица или женщина, услышавшая весной в первый раз гром, бежит к воде умыться, предполагая, что умывание в это время может придать лучший цвет ее лицу. Существует также поверье, что, если летом часто грохочет гром, домашний скот может безопасно бродить по лесам и не будет укушен змеями.
Миомантия — гадание, предсказывающее будущее: основывалось на наблюдении за поведением мышей и крыс. Было время, когда Рим трепетал, услышав писк полчищ этих животных.
На Руси считалось, что появление мышей всегда угрожает бедствиями. Одежда, изгрызенная мышами, предвещает хозяину беду неминучую. Вид мышей, бегающих по полям в начале весны, наводит тоску на крестьянина — жди неурожая.
Некромантия - гадание на трупах с целью вызвать духи.
В русском чернокнижии существует только одно поверье об этом гадании. Наши чародеи, несмотря на свою дерзость, не смеют прикасаться к трупам умерших людей.
Онихомантия — гадание по ногтям. Гадатели натирали ногти мальчикам оливковым маслом и сажей и заставляли детей держать руки на солнце. По появившемуся узору гадали.
У нас до сих пор замечают обновы — белые пятнышки, появляющиеся в середине и на краях ногтей. По цвету ногтей судят, здоров или болен человек.
Ооскопия. На яйце, по желанию беременных женщин, разглядывали изображение, чтобы узнать, кто родится — мальчик или девочка.
Это получило распространение в русских деревнях. Беременная женщина вынимала из-под наседки яйцо, разбивала, смотрела, какого пола зародыш, того же должен быть и будущее дитя.
Психомантия — гадание, основанное на призывании теней умерших людей; составляло одно таинство с некромантией.
Тератоскопия — особый род гаданий, состоявший в объяснении необыкновенных явлений в природе. В русскую символику это гадание вошло с изменениями. Так, животные, родившиеся с разными уродствами — тремя ногами, двуглавые — наводили ужас на простых людей. Таких животных уничтожали как порождение нечистой силы.
Тефраномантия — гадание золою, проводилось во время жертвоприношения.
Зола в русском чернокнижии занимает почетное место среди прочих веществ. Чародей всегда имеет при себе золу из семи печей и посыпает ею, след человеческий, когда совершает чары. В пылу гнева сосед бросает соседу на двор золу горстями, чтобы истребить все растущее на его земле.
Энонтромантия — гадание по отражению в зеркале. Фессалийские чародеи заставляли приходящих читать ответы, писанные на зеркале кровью, по их отражению.
В русских святочных гаданиях энонтррмантия присутствует, но в измененном виде.
Вот очевидные доказательства проникновения тайных Сказаний Древнего мира в русскую землю. Вот истоки русского чернокнижия. Можно смело сказать, что ни один русский человек не был создателем тайных сказаний. Русские люди, возвращавшиеся из дальних странствий, и чужеземцы, приходившие на нашу родину, рассказывали окружающим о существовании чернокнижия в чужих землях. Эти рассказы, западая в сердца простодушные, переходили из рода в род и закреплялись суеверием наших предков. . Несмотря на такое влияние, в русской жизни понятие о тайных сказаниях совершенно отличается от подобных понятий у других народов. Ив этом нет, ничего странного. Общественное сознание русского народа фор» мировалрсь по своим собственным законам. Основу его составляли два краеугольных камня — понятия об обществе и понятия о семейной жизни. ; В основе русских общественных понятий всегда лежало православие^ Иерархи, как пастыри церкви и учители народа, князья и цари, как священ», ные властелины и блюстители народного благоденствия, были выразителя-; ми общественных понятий. В силу этого общественные понятия оставались неизменными, цельными, как неизменна и цельна была русская жизнь. Jf поэтому в нашем отечестве никогда не было стремительных переворотов в общественных понятиях, не было существенных, заимствований из жизни соседних народов. Все совершалось постепенно, на протяжении многих веков, людьми из среды соотечественников. Славянин, сближаясь на севере с, скандинавом, был только покорен его мечу, но не слову; платил ему дань своими избытками, но не хвалебными песнями; дал ему приют на своей зем-ле, но не принял от него письмен. Славянин, продвигаясь на Восток, сблизился с греком; принял от него веру, приютил греческих пришельцев, учится у грека тому, чего недоставало для его умственной жизни; но никогда не говорил его языком, никогда не менял своих понятий общественных на греческие. Он остался в полном смысле славянином. Никогда не ходил он на Запад. Люди фряжские сами приходили в его жилище, сами приглашали участвовать его в своих делах. Равнодушный к Западу, он чуждался и слов, и дел фряжских. Об Юге он забыл еще с того самого времени, как судьба бросила его из Индии на землю северной Европы, где он назвал себя славянином. Все перевороты в общественном сознании, происходившие в сосед-йих странах, не занимали русских. В этом и заключалась нерушимость отечественных общественных понятий.
Русские понятия о семейной жизни существовали как бы отдельно от понятий общественных, никогда не сливаясь с ними. Семейные понятия были изменчивы, как были тогда изменчивы границы русской земли. Там, на приграничных территориях, образ жизни чужеземцев очень сильно влиял на сознание русских людей, Их представления о семейном быте. Облекаясь русским словом, эти представления и мнения переносились от одного селения к другому. Пришельцы и люди бывалые были проводниками чужеземного влияния.
Пришельцами в русской старой жизни назывались все чужеземцы, люди не русской крови, люди не русской веры. Никогда добрая воля не загоняла пришельца на русскую землю: нужда и корысть влекли его к нашим предкам. Хлебосольство русское давало приют всякому пришельцу. Старейшины семейств, угощая заезжего человека, любили слушать его рассказы о дальних странах. Эти-то рассказы, передаваясь от отца к сыну, укореняли чужеземные обычаи в русском быту. Не зная всех подробностей семейной жизни наших предков, мы не можем в настоящее время представить, что нравилось русским людям, жившим в X или XII столетии, в рассказах чужеземцев. Но, принимая во внимание тогдашний уровень образованности общества, дошедшие до нас письменные памятники и устные повествования о той древней жизни, можно сказать, что наши предки в большей степени любили чудесное, поражавшее их воображение, любили великое, поражавшее их ум, любили ужасное, приводившее их в оцепенение. При всем том пришелец был всегда чужим для русского в общественной жизни, и только одни простодушные принимали его слова всерьез.
Людьми бывалыми на Руси почитались сородичи наших предков, люди, бывавшие в чужих землях, пересмотревшие все заморские дивы, услаждавшие своими беседами и старика, и юношу. Рассказы бывалого человека записывались в кельях отшельников и читались в семейном кругу. Таковы были наши паломники и торговые люди. Они — наставники в делах, советчики в болезнях, в житейских неурядицах — более всех способствовали внедрению чужеземного в семейные понятия, им больше доверяли, чем пришельцам. Тем более что люди бывалые никогда не выходили в своих советах за рамки семейного круга, никогда не стремились к обновлению общественной жизни.
Принимая в соображение эти два источника чужеземных влияний, можно понять, как трудно чужеземному мышлению внедриться в русскую общественную мысль. Как трудно вписаться в жизнь общества. Поэтому по прошествии стольких веков можно различить все чужеземные понятия, заимствованные нашими предками. Рассматривая с этой точки зрения тайные сказания других народов, заметим, что они перешли в русскую землю со многими изменениями — изменениями, которые сделали возможным существование этих сказаний в русской семейной жизни.
В русском чернокнижии в соответствии с народными понятиями о семейной жизни можно выделить четыре части. В первой описывается кудес-ничество, во второй — чародейство, к третьей относится знахарство, к четвертой — ворожба.
Русское кудесничество предстает здесь так, как оно обращается в устах народных, без замены понятий и слов. На первый взгляд кудеснические заговоры есть совершенный вздор, созданный как будто для того, чтобы сбить народ с толку. Но внимательно присмотревшись, мы обнаруживаем в них дух поэзии, жившей в песнях и сказках, услаждавших некогда наших предков в дни скорбные. Здесь кладезь нашей родной русской поэзии; здесь сохранились наши поэмы и были; здесь читаем жизнь наших предков.
Во все века и у всех народов именно народная поэзия воспевала семейную жизнь. Русский народ черпал свое вдохновение во всем, что окружало его, что скрашивало уединенную жизнь. Но он воспел и нечто, выходящее за рамки обыденной жизни, — тайные сказания. В этом он схож с другими народами.
Русское чародейство описывает чары, совершаемые в селениях. Прилагая, по возможности, объяснения этим затейливым вымыслам, мы надеемся, простодушные люди поймут, что было .бы заблуждением принимать эти обольстительные слова полностью на веру.
Русское знахарство построено на действиях, полных для простого народа тайного смысла и которые могли быть как спасительными, так и гибельными. Так, из рассказов бывалых людей известно, что в старину знахари ввергали целые селения в бедствия. Приводим здесь некоторые заклинания знахарей, бродивших из одного селения в другое и живших за счет ближнего.
Русская ворожба представляет собой народные гадания, распространяемые записными гадательницами по городам и весям. Многие из них по своим последствиям могут внести разлад в семейную жизнь, другие же, как, например, святочные гадания, напротив, представляют собой увлекательное, веселое занятие. Есть также гадания, цель которых удовлетворить тайные ожидания простого народа. Может быть, время и обстоятельства развеют эти остатки суеверий, перешедших к нашим предкам из чужих стран. Но пока настанет это время, пока явятся счастливые обстоятельства — пускай простодушные и доверчивые наперед ознакомятся с суетностью сельских гаданий.

Используются технологии uCoz