Алистер Кроули Магия в теории и на практике


ГЛАВА 0

МАГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ВСЕЛЕННОЙ

Существует три основных теории Вселенной: Дуализм, Монизм и Нигилизм. Подробное обсуждение их относительных достоинств в данном популярном руководстве представляется неуместным; интересующихся отошлем к "Истории философии" Эрдмана и прочим подобным работам.
Учение, изложенное ниже, согласовывает и объединяет все три вышеупомянутых теории. Основы этой Гармонии заложены в работе Кроули "Берашит", которую следует порекомендовать читателю.
Бесконечное пространство называется богиней НУТ; бесконечно малая, атомическая, но везде присутствующая точка называется ГАДИТ.

-----------------
Я представляю эту теорию в очень простой форме. Скажу прямо: данная идея, быть может, относится вовсе не к Бытию как таковому, но к Становлению. Книга Закона требует особого изучения и посвящения в ее смысл.

Они непроявлены. Одно из связующих звеньев между этими бесконечностями на-зывается РА-ГОР-ХУТ

-------------------------
Точнее, ГЕРУ-РА-ГА, чтобы включить имя ГОР-ПА-ХЕРД.

- единство, которое объемлет и венчает все сушее.

--------------------
_ '"Основы этой теологии изложены в Книге ССХХ - Книге AL, или же Закона, составляющей четвертую часть Книги 4. Здесь я могу изложить ее смысл лишь в очень обших чертах; для того, чтобы обсудить хотя бы подлинное значение используемых здесь терминов и показать, как Книга Закона предвосхищает последние открытия Фреге, Кантора, Пуанкаре, Рассела, Уайт-хеда, Эйнштейна и им подобных, потребовалось бы написать отдельный трактат.

Эта глубокая мистическая концепция основывается на действительном духовном опыте, но тренированный разум

---------------------
Т.е. разум, продвинувшийся к пониманию требований, предъявляемых новыми точками зрения. Современные концепции математики, химии и физики кажутся парадоксальными "простому человеку", который считает Материей лишь то, что можно потрогать.

может отразить эту идею с помощью логического противопоставления; разум же, превзошедший самого себя, свободен от противопоставлений. Добавочные сведения можно найти в статье "Солдат и Горбун" (Equinox I, I) и в "Копх От Pax".
"Единство" превосходит "сознание". Оно превыше всяческих разделений. Отец Мысли - Слово - имя ему Хаос - это диада. Число Три, или Мать, имя ей Бабалон. В связи с этим читателю полезно изучить статью "Храм Царя Соломона" в Equinox I, V, и Книгу 418.
Первая триада есть сушностное единство, способ единения коего превосходит человеческий разум. Постижение этой Троицы - вопрос духовного опыта. Все подлинные боги соотносятся с нею.

-----------------------
Рассуждения о Христианской Троице по природе своей предназначены лишь для посвященных IX Степени О.Т.О., уже постигших окончательную тайну любой практической Магии.

Неизмеримая Пропасть отделяет ее от проявлений Разума, или низших человеческих свойств. При окончательном анализе Разума мы обнаружим, что всякий разум тождествен этой Пропасти. Но она же служит венцом человеческого духа. Здесь содержится весь чистый интеллект. Пропасть не имеет числа, ибо все, что в ней есть - это сумятица.
Ниже дна этой пропасти мы обнаружим моральные свойства человека; числом их шесть. Высшее из них символически изображено числом Четыре. Его природа - отцовская;

----------------------------
Однако каждая концепция уравновешена в себе. Четверка - это также буква Далет и число Венеры; таким образом, она включает в себя и идею материнства. Кроме того, четвертая Сефира - это Хесед, связанная с водой. Четверка находится под властью Юпитера, Повелителя Молний (Огня), то есть правителя Воздуха. Каждая Сефира по-своему завершена.

атрибуты его достоинства -Милосердие и Власть.
Пятерка - противовес Четверке. Атрибуты Пятерки - Энергия и Правосудие. Четверка и Пятерка объединяются и гармонизируются в Шестерке, природа которой - красота и гармония, смертность и бессмертие.
В числе Семь вновь преобладает женственная природа, но это мужественный тип женственности - Амазонка; противовес Семерке - Восьмерка, то есть женственный тип мужчины.
В Девятке мы достигаем последнего из чисто духовных качеств. Она отождествляет перемену с неизменностью.
Число Десять - дополнительное по отношению к этой системе из шести чисел, которая включает в себя всю Материю, воспринимаемую нашими органами чувств.

------------------------
Равновесие Сефирот:
Кетер (1) "Кетер_- это Малкут, а Малкуг - это Кетер, но совсем иначе". Хокма (2) - это Йод Тетраграмматона, то есть Единство. Бина (3) - Хе Тетраграмматона, то есть "Император". Хесед (4) - Далет, Венера, женское начало. Гебура (5) - Сефира Марса, мужское начало.
Тифарет (6) - Гексаграмма, гармонизатор и посредник между Кетер и Малкут. Кроме того, отражает Кетер. "Так то, что вверху, подобно тому, что внизу, а то, что внизу, подобно тому, что
Нецах (7) и Год (8) уравновешиваются, как указано выше.
Иесод (9) - см. выше.
Малкут (10) содержит в себе все числа.

В данной книге невозможно объяснить эту концепцию полностью и во всех подробностях, поскольку малый объем главы не дает возможности достаточно ясно представить себе, что в эту "классификацию Вселенной" включено все - без малейших исключений.
Статья о Каббале в 5-м выпуске I тома "The Equinox" - одна из лучших работ по данному вопросу. Ее следует глубоко изучить, используя при этом Каббалистические Схемы из статьи "Храм Царя Соломона", помещенной во 2-м и 3-м выпусках.
Здесь же мы даем лишь элементарный набросок данной схемы.
Формула Тетраграмматона имеет наибольшее значение в практической магии. Здесь Йод = 2, Хе = 3, Bay = от 4 до 9, и последнее Хе = 10.
Число Два представляет Йод - Мир Богов или Архетипов, а Число Один достигается лишь разрушением Бога и Мага в Самадхи. Мир Ангелов - под числами от 4 до 9; мир духов - под числом 10. Все числа, конечно же, являются частями самого мага, который представляет собой уменьшенную модель Космоса. Микрокосм - точное отображение Макрокосма; Великое Делание - это совершенное уравновеши-ваниие всегочеловека с силой Бесконечности.

--------------------
Здесь мы не имеем возможности подробно описать все двадцать два "пути". Подробное их исследование с указанием всех связей можно найти в Книге 777; особенно важны их связи с планета-и, элементами, знаками и Арканами Таро, а также их расположение на самом Древе и в качестве вязуюших звеньев между отдельными Сефирот, которые дают ключ к их пониманию. Следует отметать, что каждая глава данной книги посвящена одному из путей. Это случилось непреднамеренно. ^ начально эта книга была всего лишь сборником случайных диалогов между Братом П. и Сестрой vHo при правке рукописей они естественным и единственно возможным образом сложились в дан-нацЭ композицию. Кроме того, знание Схемы Путей указало мне на многочисленные пробелы в перво-это п ЬН°М замысле' благодаря чему я смог создать полный и систематический трактат. Хотя скорее лень лучи/юсь из"за того, что коллеги, которым я показал свои наброски, принялись порицать мою и снабдили их множеством ценных советов и критических замечаний.

Здесь читатель может заметить всю тщетность критических замечаний, направляемых в адрес данной Магической Иерархии. Ее нельзя назвать неправильной; единственное, с чем можно согласиться, - это с тем, что она несколько неудобна. Точно так же нельзя сказать, что латинский алфавит лучше (или хуже) греческого. Оба алфавита могут более или менее удовлетворительно выразить все необходимые для нас звуки; но оба оказываются совершенно непригодными для фонетической передачи восточных языков - здесь их приходится дополнять диакритическими знаками и курсивными буквами. Точно так же наш магический алфавит, состоящий из Сефирот и Путей (в сумме тридцать две буквы), распространяется на четыре мира, соответствующие четырем Буквам Имени Йод-Хе-Вау-Хе; и предполагается, что каждая Сефира содержит в себе собственное Древо Жизни. Таким образом мы получаем четыре сотни Сефирот вместо изначальных десяти; и Пути тоже оказываются способными к такому умножению (или, скорее, подразделению), вследствие чего количество букв увеличивается еще сильнее. И этот процесс можно продолжать бесконечно, не нарушая изначальной системы.
В Защиту данной Системы можно сказать, что чистейшие из наших концепций символически выражены в математике. "Бог есть Великий Арифметик". "Бог есть Великий Геометр". И, формируя свой ум по меркам этой науки, мы наилучшим образом подготовимся к постижению Бога.

----------------------
Под словом "Бог" я подразумеваю Идеальную Личность из сокровеннейшей сути человека. Нечто, находящееся вне нас и движущееся к праведности", как сказал Арнолд. Но я вычеркиваю это глуповато-виноватое "ВНЕ" и пишу "ВНУТРИ"; праведность же я определяю как внутреннюю целостность (а это понятие, в свою очередь, включает в себя все качества, описанные в "Detegitur Yod").

Но вернемся к нашему алфавиту. Каждая его буква может иметь свой особый магический знак. Но пусть ученик не ждет, что ему укажут однозначные, раз и навсегда установленные значения букв. Ему придется проделать обратную работу, то есть разложить весь свой умственный и духовный скарб по яшичкам, помеченным этими буквами. Вряд ли вы сможете купить картотечный ящик с готовыми карточками на всех ваших корреспондентов, какие были, есть и будут. Картотека - это система букв и цифр, бессмысленная сама по себе, но готовая принять для вас определенный смысл - по мере того, как вы будете заполнять карточки. Когда же ваша деловая переписка станет достаточно обширной, каждая буква и цифра наполнится для вас новым смыслом, и вы сможете понять свои дела гораздо лучше, чем до приобретения картотеки. Используя данную систему, маг сможет наконец свести воедино все свои знания, чтобы преобразовать - хотя бы на Интеллектуальном Плане - Многое в Единое.
Читатель, наверное, уже догадался, что вышеприведенный набросок магической Иерархии едва ли содержит в себе даже самое обшее изложение подлинной теории Вселенной. Впрочем, эту теорию можно изучить по уже упоминавшейся статье в 5-м выпуске "Equinox" и - несколько глубже - по "Книге Закона" и Комментариям к ней; однако правильное понимание теории зависит исключительно от самостоятельной работы Мага. Ведь вне магического опыта она не имеет смысла.
И здесь нет ничего странного. То же самое можно сказать о любых научных знаниях. Слепой может изучить астрономию и даже сдать экзамен по этому предмету, но знания не будут иметь никакой связи с его личным опытом и едва ли помогут ему увидеть звезды. Аналогичный случай происходит с выпускником Кембриджа, получившим высший балл по французскому языку, когда он приезжает в Париж и выясняет, что не в состоянии объясниться даже с официантом. Он может усомниться в знаниях своих преподавателей; он может уверить себя в том, что парижане не знают французского языка; и, наконец, он может отрицать само существование Франции. В последнем случае он весьма напоминает тех, кто критикует Мастера Териона.
Повторим же еще раз: магический язык - не более чем удобная система классификации, позволяющая магу фиксировать свой опыт по мере его приобретения.
Однако верно и то, что, освоив магический язык, человек может предсказывать неизвестное с помощью изучения известного - точно так же, как, зная латынь и греческий, он может понять значение некоторых незнакомых английских слов, заимствованных из этих языков. То же самое можно сказать и о Периодической Системе, которая позволяет химикам предсказать, а затем обнаружить в природе некоторые элементы, о существовании которых и не подозревали ранее.
Все философские споры бесплодны, ибо истина находится вне языка. Однако и они бывают полезны - в том случае, если заходят достаточно далеко и ясно демонстрируют нам, что любые аргументы в конце концов образуют "порочный круг".

-------------------------
См. "Солдат и горбун", "Equinox" I, I. Аппарат человеческого разума - всего лишь одна из возможных систем упорядочивания впечатлений. Его структура обусловлена ходом эволюции человека, и он представляет собой такую же частность, как и весь род человеческий; такую же частность, как наша мышечная система. Ведь последнюю едва ли можно назвать абсолютным образцом, которому должны соответствовать все прочие системы передачи Силы.

Но дискуссии о деталях чисто воображаемых качеств не только безосновательны, но и смертельно опасны. И основная опасность заключена в том, что исследователь может принять знаки магического алфавита за предметы, которые они обозначают.
Один умнейший человек и ученейший каббалист как-то раз удивил Мастера Териона заявлением, будто Древо Жизни - это каркас Вселенной. Но ведь с тем же успехом можно утверждать, что кот есть существо, созданное из букв К, О и Т, расставленных в надлежащем порядке. И нет ничего странного в том, что многие считают Магию забавой для неучей, если даже самые образованные ученики Магии столь часто нарушают основные принципы здравого смысла.

-------------------------
Спустя много лет после написания этих строк бьиа совершена еше более грандиозная глупость. Один чудак решил, что сможет усовершенствовать Древо Жизни, если перевернет Змею Мудрости вниз головой! Но он не смог даже сделать свою схему симметричной: жалкие остатки его здравого смысла взбунтовались изо всех сил. Единственное, что ему удалось - это свести Магический Алфавит к абсурду и продемонстрировать, что он никогда не понимал его подлинного значения.
Абсурдность любого переустройства атрибуции Путей очевидна для всякого серьезного исследователя и особенно ярко видна на следующем примере. Бина - Божественное Понимание - связана с Тифарет (Человеческим Сознанием) через Заин, знак Близнецов, Оракул Богов или Интуицию. Этот знак отражает определенный психологический факт; заменить его Дьяволом - это либо глупая шутка, либо нешуточная глупость. Далее: Аркан "Сила", или знак Льва, уравновешивает Величие и Милосердие Строгостью и Суровостью. Зачем же ставить вместо Силы "Смерть", или знак Скорпиона? В этой чудесной новой атрибуции, "вдохновленной свыше", можно насчитать два десятка других ошибок; таким образом, у того, кто ее изучает, имеется еше два десятка поводов посмеяться.

Свод степеней А'. А'., иллюстрирующий Магическую Иерархию в Человеке, приведен в Приложении 2 "Звезда видна". Его следует изучить прежде, чем продолжать читать данную главу. Ее предмет очень сложен, и в полном своем объеме выходит за пределы этого небольшого трактата.

"ДАЛЬНЕЙШЕЕ КАСАТЕЛЬНО МАГИЧЕСКОЙ ВСЕЛЕННОЙ"

Все вышеупомянутые буквы магического алфавита подобны названиям на карте. Всякий человек сам по себе является уменьшенной, но точной копией космоса. Немногие существа обладают подобным совершенством.

-------------------------
И столь же совершенно наше незнание о том, кто мы такие. Мы ограничиваемся символами. И вполне очевидно, что все наши органы чувств дают нам лишь частичное представление о воспринимаемых объектах. Например, зрение не говорит нам ни о плотности, ни о массе, ни об электрических характеристиках, ни о теплопроводности, и т.п.. Зрение не говорит и о самом существовании таких жизненно важных понятий, как Тепло, Твердость и т.д. Умственные впечатления, скомбинированные из чувств и ощущений, не могут претендовать ни на точность, ни на полноту. Однако мы уже поняли, что на самом деле все не так, как нам кажется.

Очевидно, существа, устроенные таким образом, имеются на каждой звезде, на каждой планете. Но, когда Магия говорит о планетах или работает с ними, она имеет в виду не астрономические объекты, а области земной жизни, которые имеют свойства, приписываемые данным планетам. Так, например, когда мы называем Нахиэля "солнечным" разумным существом, это вовсе не значит, что он живет на Солнце. Слово "Солнце" свидетельствует о его ранге и характере. Пусть мы можем вызвать его; но из этого вовсе не следует, что он существует в том же самом смысле, что и, скажем, мясник из соседней лавки.
Когда мы "повелеваем Нахиэлю принять зримый облик", мы не вызываем, а, скорее, сотворяем - или воображаем - его. Человеческую ауру называют "зеркалом вселенной"; и каждый может сказать, что вне этого зеркала не существует ничего. Однако оно едва ли способно отражать веши во всей их полноте - оно чересчур субъективно. Отсюда проистекают некоторые недоразумения. Но, коль скоро, человек - это совершенный микрокосм,

-----------------------
Только по определению. Вселенная может содержать в себе бесконечное разнообразие миров, недоступных для человеческого восприятия. Именно по этой причине мы не можем о них судить. Однако у человека есть определенные инструменты знания; и поэтому мы можем назвать Макрокосм совокупностью вещей, доступных для восприятия. В ходе эволюции данные инструменты развиваются, расширяя наше видение Макрокосма и Микрокосма; но их взаиморасположение всегда остается неизменным. Всякое значение можно выразить лишь посредством иного значения. Наши "открытия" принадлежат нам в той же степени, что и Природе. С одной стороны, Америка и Электричество существовали и до того, как мы их открыли; с другой стороны, для нас они и по сей день остаются несовершенными идеями, выраженные символическим языком в виде серии соотношений между двумя комплексами ненаблюдаемых явлений.

он в любой момент может без особых затруднений перестроить свои концепции.
Существует некая традиционная связь, в значительной степени подтверждаемая последними экспериментами - естественная связь между определенными буквами, словами, числами, жестами, формами, запахами и т.д. - и некими идеями (или, другими словами, некими "духами"), которые могут быть составлены (или "вызваны") при посредстве данных предметов, поскольку последние находятся с ними в гармонии и служат выражением определенной части их природы. Подробная схема этих соответствий дана в "Книге 777" в достаточно удобной и комплексной форме. Ученик должен старательнейшим образом изучать данную книгу в связи с некоторыми действующими ритуалами Магии (в частности, с вызыванием Тафтартарата, описанном в Equinox I, III, стр.170-190), чтобы точно понять, каким образом их следует использовать. Конечно, по мере того, как ученик на собственном опыте будет получать все новые и новые знания, он будет приобретать все больше и больше ловкости в обращении со своей магической вселенной. Ибо - скажем снова - не только человеческая аура служит магическим зеркалом вселенной; сама вселенная тоже служит магическим зеркалом человеческой ауры.
В данной главе мы можем дать лишь самый общий абрис магической теории, начертанный слабой и дрожащей рукой, ибо границы данного предмета почти совпадают с границами всех наших знаний.
Познания экзотерических наук нелепейшим образом ограничены тем фактом, что мы не имеем непосредственного доступа ни к одному из небесных тел, кроме того, на котором живем. За последние несколько лет в кругах недоучек распространилась мысль, будто люди уже знают о вселенной почти все; поводом для такого самомнения обычно служит тот факт, что человечество сумело изобрести телефон и аэроплан. Особенно рьяно славят прогресс газетные писаки, стремящиеся приучить нас поменьше думать и побольше потреблять; слушать их высокопарные речи бывает весьма печально. Ведь мы знаем о материальной вселенной бесконечно мало. Наши подробные знания столь ничтожны, что о них едва ли стоит упоминать - разве что для того, чтобы подтолкнуть нас к новым исследованиям. Знания, которые мы приобрели до сих пор,

----------------------
Впрочем, знание само по себе вещь невозможная. Все предположения и умозаключения, в конечном итоге, возвращают нас к утверждению о том, что "А есть А".

слишком обобщены и сложны для понимания; они имеют философский и почти магический характер. Они состоят, главным образом, из концепций чистой математики. Таким образом, мы можем со всей определенностью сказать, что чистая математика - это звено, связующее нас с остальной вселенной и с "Богом".
И концепции Магии, сами по себе, глубоко математичны. Фундаментом нашей теории служит Каббала, соответствующая алгебре и геометрии. Она лежит в основе методики магических операций - точно так же, как чистая математика служит основой для законов механики. И, коль скоро мы обладаем магической теорией вселенной, данная теория должна служить основой единственно для основного закона, который включает в себя несколько достаточно простых и понятных утверждений, сформулированных в очень общем виде.
Можно потратить всю свою жизнь на исследование подробностей всего лишь одного плана: так географ до конца своих дней топчется в одном и том же уголке Африки, а химик - изучает одну и ту же группу соединений. Столь подробное исследование любого участка работы имеет большую ценность, но, как правило, не может пролить никакого света на основные принципы вселенной. И даже более того - оно способно
ввести в заблуждение, если исследователь недобросовестен и, едва ухватив несколько фактов, тут же делает обобщение.
Представим себе марсианина, который делает философские заключения о жителях Земли, прочитав дневник какого-нибудь полярника. Точно так же поступает всякий исследователь, гусеницей ползающий по той или иной ветви Древа Жизни. Поэтому каждый маг должен изучать Священную Каббалу. Когда он освоит основные принципы, он увидит, что его работа легко поднимается на новый уровень.
Solvi tur ambulando (амбулатория тут вовсе ни при чем)!

Используются технологии uCoz