Курс
лекций Мюнхинского института парапсихологии.
ЛЕКЦИЯ 24
ПРЕДИСЛОВИЕ
Внетелесное познание было известно тысячелетия назад. У древних египтян
существовало понятие так называемого астрального тела — эфирного подобия
физического тела.
Общепринято называть внетелесное познание "астральной проекцией".
Это же значение имеют астральные путешествия или астральные волны. Под
ними подразумевается отделение астрального тела от физического. Таким
образом достигается расширение поля сознания и изменяется тип восприятия.
С помощью определенной техники и ритуалов можно достичь астральной проекции.
Кроме того, данный эффект достигается путем употребления некоторых снадобий.
Существует множество исследований, где дается описание покидания собственного
физического тела. Самым известным, пожалуй, можно назвать Роберта Монро,
автора книг "Человек с двумя жизнями" и "Путешествие
вне тела".
Говоря о внетелесном восприятии, необходимо также остановиться на луцидных
снах, во время которых человек сознает, что спит. Луцидный сон — это
сон. который очень четко осознается, то есть человек понимает, что в
данный момент он видит сон. Осознает, что физическое тело спит, но при
этом его собственное Я-сознание, которое не отличается от обычного сознания,
находится в состоянии бодрствования. В обычном сне такого сознания не
существует, и совершенно отсутствует осознание того, что происходит
процесс сна.
Во время "предсмертных переживаний" больной или умирающий,
находясь в полном сознании, видит, как он парит над своим телом, продвигаясь
по длинному темному тоннелю, к сияющему, светлому ландшафту. Данное
ощущение вызывается внетелесной работой органов чувств и души.
Шаманы, лекари Америки и Северной Азии, могли при помощи таинственных
ритуалов и лекарственных трав ввести себя в состояние транса и переживать
видения. Во время "внетелесных переживаний" шаманы находились
в "измененном сознании".
Считается, что шаманизм — это вера в контакты с богами и духами. Эти
контакты осуществляют шаманы, которые отправляются в путешествие души
под монотонные ритмы.
Путь, совершаемый шаманом,— это синтез земли и неба, взаимопроникающих
духовного и земного мира.
Тело является природным инструментом души и требует такого же внимания,
как и душа. Астральное тело является в парапсихологии двойником или
астральным подобием физического тела. Оно состоит из очень тонкого,
невидимого человеческим глазом материала. Каждое человеческое существо
располагает, таким образом, астральным телом. Астральное тело является
более реальным "настоящим человеком", чем физическое тело.
Во время внетелесного восприятия можно перемещаться быстрее света в
пространстве и во времени. При этом можно без повреждения материи проникать
сквозь стены, сталь, бетон, воздух, газ или воду.
Во многих докладах наших учащихся подчеркивается то. что внетелесное
восприятие совершается гораздо чаще, чем предполагается. В связи с этим
многие учащиеся отмечают страх, который во многих случаях был связан
со страхом смерти.
Мы хотим отметить, что внетелесное восприятие совершенно безопасно.
Даже наоборот, при этих переживаниях пробуждаются новые творческие силы
и энергии, которые полезны и в повседневной жизни, и в психически-ментальном
развитии личности.
Рекомендуется записывать подобный опыт, положение звезд и переживания
для того, чтобы сравнивать случаи, и потому, что часто с помощью внетелесного
восприятия можно получить различные жизненные рекомендации.
ВНЕТЕЛЕСНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
Уже много столетий существует понятие перемещения души или астральных
перемещений, которые сегодня в современной парапсихологии называют внетелесными
ощущениями (ВТО). В данном случае речь идет о феномене восприятия, происходящего
без участия органов чувств, когда сознание отделено от физического тела
и может находиться далеко от него.
Наивысшим переживанием при внетелесных ощущениях является отделение
сознания от телесной оболочки, познание таким образом "иной действительности".
Понятие внетелесного ощущения уже давно знакомо шаманам (см. лекции
14 и 15), колдунам и колдуньям, магам, лекарям, священникам, духовным
наставникам и хранителям родовых мифов различных народов. География
явления очень обширна: Северная и Южная Америки, Сибирь, Индонезия,
а также Австралия. Эти люди могли усилием воли впадать в транс и быть
посредниками между человеком и богом или духом.
Для вступления в контакт с богами, шаманы использовали барабаны, ритуальные
предметы и церемониальные одеяния. Они впадали в транс, чтобы отыскать
украденных духов или же испросить у богов, хороший ли будет урожай,
принесет ли удачу охота. Для достижения транса шаманы обычно использовали
лекарственные травы, чтобы самим достичь визуальных видений во время
транса.
Это ВТО названо полетом шаманов. Ими совершались путешествия в преисподнюю
или к духам. Нередко при этом использовались жертвы для умиротворения
духов.
Такими жертвами избирались люди, стоящие в непосредственном окружении
шаманов.
Очень существенным свойством австралийских шаманов было, например, то,
что их душа могла покинуть тело в состоянии сна. В это время шаманы
посещали отдаленные местности, затем, если их тело вновь просыпалось
от глубокого сна, они вещали о том, что пережили и что видели во время
путешествий. Среди аборигенов это называлось "полетом, который
душа шамана совершала на огромной змее". "Если шаман улетал,
его тело находилось в глубоком, подобном смерти сне и никто не пытался
его разбудить. Переживания шаманов проявлялись после пробуждения".
Змеи, на которых летали шаманы, требовали обычно жертвоприношения. По
возвращении шаманы сообщали о своих встречах и беседах с богами, о далеких
мирах и о тех, кто вскоре покинет людей.
Шаманизм — это древний путь изучения личности и лечения людей. Шаман
— это антропологическое обозначение лекарей вышеперечисленных географических
точек.
Рис.1. Полет
шамана в сопровождении животных. Рисунок шамана-эскимоса.
Лечение в данном смысле заключается не только в лечении от различных
заболеваний. Только после посвящения шаманы обретали способность излечивать.
А это требовало продолжительного обучения. Состоявшиеся, настоящие шаманы
могли вступать в контакты с другими мирами и духами.
Шаман познавал космический порядок и великие взаимосвязи сотворенного
мира. Путь шаманов — синтез Неба и Земли, взаимопереплетающегося духовного
и земного. Кроме того, шаман являлся тем избранным, который обладал
способностью выходить за пределы Мира, являться послом, так называемым
связующим звеном между двумя мирами: миром живых и миром мертвых, или
же миром нематериальных экзистенций.
Шаманство это не религия, как часто утверждается. Это личностные ощущения
измененного сознания, что писатель и философ Мирцеа Элиаде называет
"космической религией", а естествознатель Алдоус Хикслей "вечной
философией".
АСТРАЛЬНЫЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
Уже в древние времена посвященные в тайные религиозные обряды, так
называемые мистерии, умели испытывать внетелесные ощущения. Плутарх
(писатель и биограф, живший около 46—125 гг. н.э.) писал, что "в
момент смерти с душой происходит то же самое, что и с великим посвящением
во время мистерии".
Рис.2. Парацельс.
Платон (писатель и философ, живший в 427—347 гг. до н.э.) сам лично
изведал таинственный мир мистерии. Он утверждал, что в связи с этим
окрепла его вера в жизнь после смерти.
Очень возможно, что некоторые известные парапсихологи, находясь в наивысшей
точке религиозного экстаза, испытывали внетелесные ощущения. Например,
лицо святой Катарины фон Сиена во время экстаза заострялось и становилось
мертвенно-белым, тело же было без каких-либо признаков жизни. А святая
Тереза спрашивала себя: "Нахожусь ли я в своем теле? Мне кажется,
что я умерла и прощаюсь с этим миром. И я не знаю точно, где я сейчас,
в своем теле или нет."
Святой Павел уверял коринфян, что существует не только физическое, но
и духовное тело. Данная точка зрения свойственна многим религиям.
Понятие "астральное тело" уже давно встречается в оккультной
и спиритической литературе. Здесь подразумевается тело — двойник материального
тела. Наряду с этим существует понятие "астральное перемещение"
(греч. astral — созвездие, звезды). Впервые слово "астральный"
упомянул Парацельс (Теофраст Бомбаст фон Хоенхайм. 1493—1541), всемирно
известный врач, маг и астролог. Этим понятием он обозначал промежуточную
плоскость, находящуюся между физическим и ментальным. Имя Парацельс
означает сверхцельсий. Так окрестили его ученики и последователи за
большой авторитет в области медицины.
В парапсихологии общим местом является то. что живой человек может покинуть
свое тело и наблюдать извне за происходящим в мире. По-английски это
звучит "out-of-body-experience — ОБЕ". Речь идет о том, что
органы чувств индивидуума пускаются в своего рода "путешествие",
удаляются от тела, которое остается безжизненным, психика при этом совершенно
ясная и способна функционировать. Путешествующий воспринимает всеми
органами чувств не то место, где находится тело, а то, где находится
в данный момент его Я. Если в другом месте путешествующее Я "замечается"
третьими лицами, то принято говорить о так называемой билокации. Это
понятие было известно католической церкви уже много столетий назад.
Один случай, вошедший в историю, произошел со святым Антонием из Падуи.
В 1226 году он читал мессу в кафедральном соборе Сен-Пьер-дю-Квейруа
в Лиможе. Во время проповеди он почувствовал, что в это же время он
читает мессу в другом городе. Он встал на колени в молитве, прихожане
молились вместе с ним. В это же время монахи видели его в другой церкви.
Итак, по свидетельству очевидцев, он одновременно читал мессы в двух
местах. Аналогичное сообщали и о римских святых Амброзии и Клеменсе.
Такая же история произошла с Альфонсом фон Ликуором, находившемся 17
сентября 1774 году в тюрьме г Аррецо. В этот день узник не захотел покидать
камеру и принимать пищу. Надзиратели затем утверждали, что видели его
в состоянии, похожем на сон. Через 5 дней он открыл глаза и рассказал,
что присутствовал у смертного одра папы Клеменса XIV. Ему никто не поверил.
Но свидетели позже подтвердили его слова. Было установлено и во всех
подробностях описано, как заключенный Альфонс фон Ликуори присутствовал
среди скорбящих.
Сила билокации была описана отцом Пием из Апулии, умершим в 1967 году.
Всемирно известный монах мог являться к больным (которые нуждались в
его помощи), находящимся на значительном расстоянии.
ДВУХТЕЛЕСНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
В своем вступительном слове к книге Роберта Мунро "Путешествия
вне тела" профессор психологии университета в Калифорнии Чарльз
Тарт пишет, что внетелесные ощущения (ВТО) — это "универсально
распространенный феномен", который можно наблюдать на протяжении
всей истории человечества.
Рис.3- Астральное
тело, или К а, посещает мумию.
Так называемое ощущение двух тел -- известный феномен таких культур,
как Египет. Индия, Китай, а также христианской Западной Европы. В Каббале
(евр. QBL — устная передача), книге мистического направления иудейства,
тоже упоминается об астральном теле. Кроме того, в ней утверждается,
что каждый человек имеет духовное тело, размеры и внешний вид которого
совпадают с физическим. Это духовное тело может отделяться от физического,
подниматься в воздухе, оно может быть совершенно независимым, в то же
время легко управляемым, где бы оно ни находилось в определенные промежутки
времени.
Исследователи Сильван Малдон и Херевард Карринг-тон издали книгу "Проекция
астрального тела". Малдон написал к ней предисловие: "Мне
было 12 лет. когда я впервые пережил астральное перемещение. Я был настолько
молод и незрел, что не оценил значения происшедшего со мной. Эти переживания
были непреднамеренными и периодически повторялись. Я настолько к ним
привык, что воспринимал их как само собой разумеющееся и не рассказывал
о происходящем со мной родителям. Я совсем не думал также вести записи,
несмотря на то. что люди, интересовавшиеся этой темой, неоднократно
просили меня об этом".
Малдон уже с 12 лет созерцал себя, лежа в постели. Эти переживания происходили
в течение долгого времени. В своей книге он описывал рассказы отдельных
лиц и сопутствующие обстоятельства при внетелесных ощущениях.
Это были следующие категории ощущений:
- астральная проекция, вызванная лекарствами,
- астральная проекция лиц, которые были подвергнуты операции и рассказывали
о ходе операции, несмотря на то, что они были под наркозом:
- переживания в связи с заболеванием, несчастным случаем или предсмертным
состоянием.
Малдон описывал также, что многие лица совершенно без труда и с большим
удовольствием испытывают вхождение в спиритуальный мир. В этом смысле
они считают себя облагодетельствованными.
В английской ежедневной газете 17 мая 1905 года была напечатана интересная
статья. Депутаты Паркер и Хейтер сообщили, что они встретили в лобби
парламента майора Раше и пошли к нему, чтобы его поприветствовать. После
того как они побеседовали, майор исчез. Депутаты, знавшие майора очень
хорошо, пришли к единому мнению, что поведение майора было довольно-таки
странным и непонятным. И они обнаружили также, что майор в этот день
вообще не был в парламенте, а пролежал весь день больной дома.
Писатель Август Харе пишет в своей книге "Истории моей жизни"
о миссис Батлер, которая жила со своим мужем в Ирландии. В 1891 году
у нее был необыкновенный сон. Миссис Батлер видела во сне себя в богатом,
роскошном, очень комфортабельном доме. Этот сон повторялся много раз.
Через год чета Батлер переехала в Лондон и с помощью маклера сняла дом
в Хэмпшире. Когда миссис Батлер вошла в дом, она просто окаменела: "Ведь
это дом, каким я его видела во сне". Она не скоро пришла в себя
от изумления.
Примечательно было и то, что она прекрасно ориентировалась в доме, зная
до мелочей все его уголки. Лишь одна дверь была ей незнакома, так как
ее встроили совсем недавно. Дом был продан за низкую цену, что весьма
удивило миссис Батлер. Она настойчиво спрашивала о причине этого у маклера.
Тот нехотя рассказал ей, что дом в течение года посещало привидение.
Маклер утверждал, что это привидение по описанию очевидцев очень напоминало
миссис Батлер.
В этой связи мы сошлемся также на исторический пример "двойника"
человека, который появился в момент смерти.
Вечером 24 апреля 1891 года в доме генерал-фельдмаршала Гельмута Мольтке
находились его друг Фридрих Август Дреслер и его сын Гельмут. Втроем
они слушали музыку и играли в вист. Посреди игры Мольтке встал, его
взор был неестественно устремлен вперед и глаза необычайно мерцали.
Он покинул помещение, вошел в свою комнату, лег и умер. В это же время
офицеры Макс Принц Хоенлое, Харальд Граф фон Гробен покинули здание
генштаба на Кенигсплатц. Они как следует поработали и радовались предстоящему
ужину.
На улице им повстречался генерал-фельдмаршал Мольтке. Они встали по
стойке смирно и поприветствовали его. Но "великий молчун"
(так называли Мольтке) не ответил на приветствие. С удивлением офицеры
посмотрели ему вслед. Вдруг Мольтке бесследно исчез.
На следующий день офицеры узнали, что именно в эту минуту генерал-фельдмаршал
скончался.
ДВОЙНИКИ
Об одном явлении в парапсихологии можно прочитать в книге русского
исследователя Александра Николаевича Аксакова "Анимизм и спиритизм":
Это произошло в прошлом веке, в городе Вольмаре, что находится недалеко
от Риги, в престижном пансионате "Нойвелке". В пансионате
воспитывались юные барышни. В 1845 году там находились 42 девушки из
известнейших семей страны. В этом же году на службу в пансионат поступила
мадемуазель Саже.
Через неделю среди учениц начали ходить разные слухи. Одни девочки говорили,
что учительница работает в библиотеке, другие в это же время видели
ее спускающейся по лестнице. В конце концов посчитали, что это лишь
человеческая глупость, и разговоры прекратились.
Но однажды произошел эпизод, который всех очень удивил. Мадемуазель
Саже преподавала в своем классе. Она что-то писала мелом на доске. И
вдруг ученицы увидели ее двойника, стоящего, у доски только без мела
в руке.
Занятие было сорвано. Директриса начала расследование этого мистического
происшествия. Всех учениц опросили, их ответы запротоколировали. Установили,
что все 30 девочек видели двойника учительницы и могли свободно его
описать.
Через некоторое время этот феномен повторился. Девочки видели мадемуазель
Саже за обедом, причем ее двойник стоял перед ней и делал какие-то движения
руками. В другой раз двойник неожиданно появился в одном из помещений
с ученицами и через короткое время покинул его. В это же время мадемуазель,
совсем продрогшая, лежала в своей постели.
После ряда таких случаев учительницу уволили, так как родители стали
опасаться сдавать своих детей в пансионат, где разгуливало привидение.
Мадемуазель Саже печально поведала, что уже 19 раз с ней происходили
подобные события. Но владеть и управлять ситуацией она не может, и ей
пришлось покинуть место службы.
ДВОЙНИК ГЕТЕ
Повстречать своего собственного двойника — случай чрезвычайно редкий.
Однако история помнит и такие происшествия. Среди них — случай с одной
очень известной личностью. Поэт Иоганн Вольфганг фон Гете (1749—1832)
однажды увидел себя гуляющим по саду. По старинному европейскому преданию
это знак скорой смерти. Однако Гете после этого жил очень долго.
Двойник ничем не отличается от действительной личности. Существует множество
сообщений о духовном двойнике, Ка, который с физическим телом связан
серебряными эластичными узами. Когда наступает физическая смерть, эти
узы разрываются.
Французский полицейский Ипполит Шарбонье работал в одной из колоний,
расследуя деятельность криминального тайного союза людоедов-аборигенов
в округе Чибанга, в Центральноафриканской республике. Месяцами он вел
расследование в провинциях Нгуме и Ньянга, чтобы положить конец деятельности
группы.
Однажды он услышал, что его преследуемые принесли в жертву фетиш Магхена,
так звучит слово "пантера" на языке яка. По мнению байаков,
человек состоит из тела, души и своего двойника, так называемого духа.
Тело и душа умирают, а дух остается жить и воздействует на главу семьи
умершего. Дух самостоятелен и не подвластен влиянию людей, в которых
он поселяется.
Чтобы победить зло. дух принимает образ действительного или воображаемого
зверя. Когда зверь умирает насильственной смертью, он превращается,
в зависимости от вида смерти, в хищника: крокодила или какого-либо иного
зверя.
Мы видим, что в совершенно иной культуре, Африке, также существует феномен
двойника.
ДВОЙНИК В ЛИТЕРАТУРЕ
В художественной литературе также встречается феномен билокации. Писатель
Э.Т.А.Гофман (1776—1822) часто описывает двойника в своих произведениях.
Француз Ги де Мопассан (1850—1893) упоминал о двойнике в своей известной
детективной новелле "Горла".
ПСИ-ФЕНОМЕНЫ: ВНЕТЕЛЕСНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
Траектория
движения астрального тела.
СВЕРХЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ
1. Телепатия
- чтение мыслей ("подключение")
— воздействие на расстоянии (духовное излечение на расстоянии)
- общение человек—человек, человек—животное, человек—растение
2. Радиэстезия
— использование отвеса
— лозоходство
3. Психометрия/телеметрия
— чтение памяти "мертвой" материи
4. Регрессия
- воспоминание о событиях прежних существований
5. Ясновидение
- когниция (восприятие событий настоящего времени)
- ретрокогниция (познание прошлого)
- прекогниция (взгляд в будущее)
ПСИХОКИНЕТИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ
1. Психокинез/телекинез
- силовое воздействие и оказание влияния на материальные предметы
- силовое воздействие и оказание влияния на энергетические поля
2. Левитация
- устранение воздействия гравитации на людей и ______предметы
3. Внетелесная проекция
- отделение энергетического тела от материального
- вызыв Пси-феноменов энергетическим телом
4. Материализация
- создание предметов и людей из "ничего"
5. Телепортация
- перемещение предметов или себя самого из одного пункта в другой без
передвижения в пространстве
Англичанин Роберт Льюис Стивенсон в своем произведении "Доктор
Джекил и мистер Хайд" рассказывал о двойниках. Эта история и сегодня
привлекает своими ужасами многих режиссеров.
По неофициальной статистике из 1000 человек четыреста испытали наличие
своего двойника. Современная медицина считает билокацию загадкой.
Необходимо подчеркнуть, что явление билокации вызывается произвольно
с помощью лекарств, упражнений в медитации или же непроизвольно в результате
стресса, шока, переживания, предсмертного состояния.
Существуют институты, где можно научиться достигать состояния раздвоенности.
Самой известной является школа в Майланде, где учитель-йог Карло Патриан
обучает этому своих учеников.
Учитель утверждает, что изобретена техника не им. Он опирается на древний
тибетский и исламский опыт. В 1971 году умер американец Поль Твитчел,
который зани-
мался распространением этого опыта. Поль Твитчел, в свою очередь, обучался
данной технике у одного тибетского монаха, дух которого его однажды
посетил. Можно было бы конечно заподозрить американца в обмане, если
бы не 100 000 человек, являющихся сторонниками этого движения.
Резюмируя вышесказанное, мы можем заключить, что человек — существо
космическое и может жить в любом пространственном измерении. Человек
в действительности бессмертен. Лишь его биологическое тело может появляться
в новом облике.
АСТРАЛЬНАЯ СВЯЗЬ
Физическое и астральное тела соединены друг с другом так называемыми
астральными узами. Все равно, большое между ними расстояние или нет.
Существуют различные мнения по поводу свойств астральных уз. Только
в одном они очень схожи: они очень часто называются серебристыми узами,
эластичными, легко растяжимыми, независимо от расстояния. Даже если
речь идет о бесконечности.
Малдон пишет следующее: "Чем меньше расстояние между телами, тем
плотнее астральные узы, тем сильнее их магнетизм, тем сложнее держать
астральное тело вне физического. Поперечное сечение этих уз уменьшается
прямо пропорционально расстоянию между телами до бесконечности."
На рисунках 4—7 мы увидим отделение астрального тела от физического,
с которым оно соединяется астральными узами. В этом состоянии сознание
отделяется от тела. Оно витает в иных плоскостях, в ином времени. К
примеру, оно может вернуться назад, а может направиться в будущее. С
помощью медитации мы можем направить наше сознание к информации, не
зарегистрированной нашим логическим полушарием.
|
|
Рис.4. Исходная позиция
астрального перемещения — состояние совершенного покоя, внутреннее
равновесие, физическое и телесное расслабление. Посредством тренировки
луцидного сна мы можем лучше всего подготовиться к астральным перемещениям.
Отделение астрального тела вначале сопровождается некоторым недомоганием,
которое затем быстро пропадает. Мы чувствуем только присутствие
астрального тела и регистрируем все ощущения и впечатления. Астральное
тело ощущается вне и как бы внутри физического. В начальной фазе
астральное тело легко управляется. Мы хорошо воспринимаем происходящее
вокруг нас и получаем также новые ощущения, напоминающие легкое
прикосновение. |
Рис.5. И вот разделение психического
и материального тел произошло. Астральное тело парит все выше и
выше. Между ними лишь серебристый провод. Астральное тело удаляется
от физического и постепенно принимает определенное направление движения.
Образ астрального тела может быть различным. Если мы не придаем
ему определенной формы, то это берет на себя подсознание. |
|
|
Рис.6. Астральное тело улетает от
материального. |
Рис.7. Астральное тело осторожно
переходит в вертикальное положение. Оно начинает перемещение. Вначале
астральное тело исследует окружение, чтобы ознакомиться с непривычным
положением. Серебристый провод все больше сужается, но не разрывается:
соединение с материальным телом будет существовать в любом случае.
Мы чувствуем, как проникаем сквозь стены, будто мы летаем и легко
управляем нашим пареним. Возвращение может произойти осознанно,
а также спровоцироваться внешними воздействиями, шумом, шорохом.
Возвращение происходит по той же траектории. После соединения физического
и психического тела наступает глубокий и здоровый сон. |
СНОВИДЕНИЯ И СОН
На протяжении столетий сновидения у людей считались вотчиной богов.
Но часто они были следствием простых причин, к примеру переполненного
желудка, продолжением повседневных мыслей. Загадочный язык образов подсознания
люди были не в состоянии объяснить и поэтому они по-своему интерпретировали
сны.
Еще задолго до того, как Запад открыл возможность психологического трактования
снов, многие другие культуры уже обращались к этому явлению и пытались
как-то объяснить ночные явления.
Представители различных культур, вавилоняне, евреи, египтяне, индийцы,
китайцы, а позднее — греки, при помощи снов объясняли происходящие события
и явления. Так поступали священники, врачи, шаманы, мудрецы, лекари,
астрологи и ясновидцы.
Со временем сны собирались, сравнивались, интерпретировались и издавались.
Появились сонники, в которых можно было найти объяснения снов. Нередко
сны формировали жизнь людей и их личность. Греческий философ Аристотель
(384—322 г.г. до н.э.) выразился так: "Сон — это зеркало души".
Переживание сна относится к личностному познанию человека, это чудесный
подарок души человека самому себе. Сон очищает душу от лишнего балласта.
Сон имеет свой язык и появляется в виде индивидуальных картин и символов.
С одной стороны, это очень простой вид коммуникации, с другой — очень
сложный. Самое важное в сновидениях — это то, что они выражают мысли
нашего сердца, которые порой драматизируются, чтобы вызвать эмоциональность.
Психолог Энн Фарадей в книге "Игры сна" сказала, что сны —
это ключи к самопознанию.
Греческий мудрец Синесий Киренский так объяснял сущность сновидений:
"Природа предусмотрела время, которое мы используем для покоя.
Время сна имеет огромное значение для человека. Этот дар природы является
источником удовлетворения. Мы спим не ради того, чтобы выжить, а потому,
что во сне мы учимся жить...
Итак, все мы — мужчины и женщины, старые и молодые, богатые и бедные
— хотим найти объяснение своим снам. Человеческий сон выступает в качестве
оракула, который во всех наших делах всегда готов стать чутким и точным
советчиком, который может одновременно отвести грехи и направить на
путь истинный".
Наука доказала сегодня, что сон является необходимостью, мы можем долгое
время голодать и не пить, а нарушение сна может привести к душевным
и физическим расстройствам.
СУЩНОСТЬ СНА
Сновидение — это результат духовной жизни и означает в своем первоначальном
смысле призрак. Во время состояния бодрствования деятельность души определяется
воздействиями окружающего мира. Влияние на сознание является материалом
для создания представлений.
Нам снятся не только предметы, окружающие нас, и не только проблемы,
которые мы должны решить. Наши сны делают нас ясновидцами, и мы предвидим
в них грядущее Проницательные сны — явление более частое. Они
бывают чаще, чем мы думаем. Каждый человек, хотя бы раз в жизни, видел
во сне события из будущего. Они могли касаться или его самого, или быть
связанными с политикой, географией, всеобщими проблемами.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СНОВ
Чтобы лучше ориентироваться в снах, мы разделим их на различные категории.
При трактовке наших снов, конечно, необходимо принимать во внимание
наши личностные качества. Сны мы подразделяем на следующие категории:
Агрессивные сны
Акустические сны
Кошмарные сны
Страшные сны
Профессиональные сны
Сны об отставке
Цветные сны
Сны о морских путешествиях
Сны о падении с самолета
Сны о родах
Сны об опасностях
Сны о домах и помещениях
Сны о ведьмах и привидениях
Сны идентификаций
Детские сны
Телесные сны
Сны о насилии |
Сны о болезнях
Криминальные сны
Путь жизни и ориентация
Музыкальные сны
Ночные сны
Прекогнитивные сны
Возбуждающие сны
Сексуальные сны
Режущие сны
Милитаристские сны
Сны о животных
Сны о смерти
Первобытные сны
Правдоподобные сны
Предостерегающие сны
Цифровые сны
Сны об инкарнациях |
Итак, существует много видов снов. Каждое сновидение строится по своим
собственным законам. К тому же. это естественная деятельность души.
Швейцарский психоаналитик Эрнст Эппли сказал по этому поводу: "Причины
сновидений нам неизвестны. Складывается впечатление, что сну все равно,
смотрим мы его или нет, будет ли соответствовать реальности его содержание
или нет. Своим зрителям он как бы советует не принимать всерьез свое
сознание. Сон следует своим самостоятельным, автономным путям."
Общая функция сна заключается в переработке материала, познанного днем,
в том, чтобы производить ценнейшую информацию для сознания. Эту информацию
необходимо переработать и уяснить, чтобы вновь получать знания о реальной
жизни и отношениях.
Наш мозг и наше подсознание скрывают замечательное качество. Каждый
из нас может построить к подсознанию мост и поднять с его дна спрятанные
богатства, которые этого только и ждут.
ВОЛНЫ МОЗГА
Волны мозга по частоте измеряются в герцах (Гц), то есть в циклах в
секунду (см. лекцию 1). Непрерывный спектр занимет диапазон от нуля
циклов в секунду (смерть) до 60 или 70 циклов в секунду. В связи с тем,
что различные пункты внутри континиуса представляют наивысшие точки
напряжения, волны мозга подразделяются на различные частотные группы.
Каждый класс волн мозга связан с тем или иным четко различимым состоянием
сознания или с тем или иным видом духовной деятельности. Активность
мозга представляется как образец волн мозга, который отражает массу
электрической активности различных частей мозга. Четыре доминантные
формы мозговых волн, а также состояния, связанные с ними, обозначаются
следующим образом:
- альфа-волны: пассивное состояние пустоты (8—12 Гц),
- дельта-волны: глубокий сон, высшая стадия сознания (0—4 Гц),
- тета-волны: сны в состоянии гипноза (4—8 Гц),
- бета-волны: процесс мышления, активное состояние (12—24 Гц).
Человеческий мозг — середина нашей нервной системы, коммуникативной
сети, которую можно сравнить с телефонной сетью большого города. Чтобы
тело точно выполняло свою работу, от одного пункта к другому посылаются
сигналы. Это звучит относительно просто, но на самом деле невероятно
сложно.
Каждое человеческое тело содержит около 10—^триллионов нервных клеток,
которые посылают одновременно тысячи сигналов в мозг.
Сегодня мы знаем, что нервная система, словно батарея, производит слабый
электрический ток. И нервные клетки, как телефонные провода, передают
электрические импульсы. Не будем углубляться в структуру мозга, но установлено,
что наш мозг — это одно из сложнейших органических образований, существующих
в Солнечной системе. Поразительным является то, что нас не удивляет
наличие двух мозгов, хотя, конечно, мы всегда говорили об одном мозге,
состоящем из двух симметричных полушарий.
В человеческом организме две почки, два легких, два глаза и два уха,
что повышает шансы организма в случае повреждения одного из них. Каждое
из двух полушарий мозга контролирует части тела: левое полушарие контролирует
правую половину, правое — левую.
ФАЗА БЫСТРОГО СНА
Во время фазы быстрого сна. или РЕМ-фазы (Rapid Eye Movement — быстрое
движение глаз), сон проявляется посредством быстрых синхронных движений
обоих глаз. Сотрудник госпиталя "Mount Sinai" Уильям Демент
установил, что частота и направление движения глаз обусловлены содержанием
сна. Поэтому достаточно обоснованным выглядит предположение, что движениея
глаз во время сна напоминают движения глаз наблюдающего за происходящими
во сне событиями. Исследования сна показали, что фазы с быстрыми движениями
глаз циклически повторяются и связаны с фазами поверхностного сна. Данные
наблюдения регистрировались с помощью ЭЭГ. Индивидуальная длительность
циклов сна составляет в среднем 90 минут, а средняя длительность отдельных
фаз движения глаз составляет в среднем двадцать минут.
Демент установил также, что за ночь обычно наблюдается 4—5 фаз быстрого
сна, которые наступают в конце каждого цикла сна и в целом составляют
около 20% всего времени сна. Каждый период сна длится от одной до семидесяти
минут. Вначале они коротки, но с каждым циклом увеличиваются.
Во время наступления первой фазы сна, Демент будил своих подопытных
пациентов, нарушая таким образом просмотр сна. У всех без исключения
пациентов после подобных лишений сна наблюдалась повышенная раздражительность,
страх и снижение концентрации. Если на следующую ночь пациентов оставляли
в покое, наблюдалась компенсация потерянных снов: в течение ночи к ним
приходили сны уже не пять, а семь раз.
Исследователь пишет: "Результаты экспериментов позволяют сделать
вывод, что для каждого человека необходимо в течение ночи видеть сны.
В случае постоянного лишения периодов сна наблюдается растущая потребность
во сне, которая проявляется в возрастающем количестве периодов сна,
фаз отдыха и явном увеличении длительности времени сновидений в процентном
отношении к общему времени сна. Практика показывает, что данное увеличение
времени сновидений наблюдается в течение четырех и более ночей, во время
которых происходит количественная компенсация возникшего дефицита. В
случае, если человек лишается сновидений в течение длительного времени,
можно с большой вероятностью ожидать разрушения самой личности."
Отсюда видно, какую большую роль в нашей жизни играет сон и насколько
он важен для нашего физического и психического здоровья.
В заключение, дадим слово специалисту по памяти доктору Бруно Фурсту:
"Знаменательно то, что наш мозг работает и тогда, когда мы уже
давно завершили учебный процесс, то есть когда мы спим". Данное
явление поможет нам решить какую-либо волнующую нас проблему, кажущуюся
нам очень сложной, если мы перед сном сконцентрируем на ней свои мысли.
Обьяснение этому дает практика: наше подсознание работает и тогда, когда
наше сознание "спит".
Наш мозг может во сне воспринимать и решать также математические задачи.
Было бы ошибкой предполагать, что сознание и подсознание являются психическими
уровнями, совершенно не связанными между собой. Правильней было бы представлять
их, как два помещения, разделенные гибкой и легко убираемой перегородкой.
Образное выражение, описывающее сознание,— "порог" — наиболее
точно определяет данное соотношение, так как любая мысль может совершенно
легко перепрыгнуть из сознания в подсознание. Иногда нам самим удается
вытащить через "порог" некоторые мысли из подсознания в сознание.
Каждый из нас пережил хотя бы однажды ситуацию, когда вечером какая-либо
проблема выглядела совершенно неразрешимой. Убитыми вы шли спать и погружались
в беспокойный сон. А утром эта же проблема выглядела не такой уж неразрешимой.
ЛУЦИДНЫЕ СНЫ
После того как мы заснули, начинаются сновидения, протекающие перед
нашими внутренними глазами в виде фильмов. Когда нас окружают причудливые
ландшафты, мы переживаем ситуации, которые противоречат всем законам
естествознания. Мы переживаем не только счастливые моменты, но и страх,
и панику. Нас преследуют, а мы не можем сдвинуться с места, проваливаемся
в бездну или погружаемся в болото. Мы как бы присутствуем в происходящем,
участвуем в возникающих сновидениях. Словно артисты, исполняем роли
в написанном для нас фильме.
И практически во всех сновидениях мы занимаем пассивную позицию. У нас
нет возможности продолжить наслаждение какой-либо приятной сценой, беспомощно
и незащищенно предоставлены мы нашим преследователям. Поэтому неудивительно,
что порой мы просыпаемся среди ночи или на следующее утро в поту, со
свинцовой тяжестью в теле и совершенно разбитыми, как будто всю ночь
занимались тяжелой работой.
С помощью луцидных снов (лат. lucidus — полный света) мы имеем возможность
занимать активную позицию в наших сновидениях и самим определять происходящее
во сне; см. Упражнение XXIV/3: ЛУЦИДНЫЕ СНЫ.
Выражение "луцидивность" было введено в 60-е годы американским
психологом Целией Грин и означает, что человек во сне находится в полном
сознании и, несмотря на то, что грезит, может сам управлять происходящим
во сне. Луцидивность схожа по многим свойствам с измененным состоянием
сознания, так как человек в данном случае является не пассивным наблюдателем
сновидений, а может сам определять ход событий во сне.
ИЗМЕНЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ
Измененное состояние сознания — это определенное отключение от обычного
нормального состояния, при котором происходит коммуникативный обмен
информацией. Посредством изменения состояния сознания прекращается поступление
информации из внешнего мира либо она становится несущественной. Вместо
этого повышается значение созерцательных представлений в сознании, на
которые внешний мир не в состоянии оказывать существенное влияние.
Изменение состояния сознания — это
- внетелесное познание,
— ассоциативные переживания,
— пиковые переживания,
— галлюцинации, вызванные посредством наркотиков,
— мистические исчезновения,
- трансцендентальная медитация.
Австрийский психолог и врач с мировым именем Зигмунд Фрейд (1856—1939),
основатель теоретического и практического психоанализа, написал 17 книг
и опубликовал около 200 работ. Благодаря Фрейду сон получил соответствующее
признание в западном мире. В своей книге "Толкование снов",
впервые изданной в 1900 году, он приоткрыл для многих исследователей
совершенно новые пути в подсознание.
Если Фрейд рассматривал сны как носителей информации о прошлом, швейцарский
психолог и психиатр Карл Юнг (1875—1961) приписывал сну еще большее
значение. В своей работе "Функции сна" он показал огромный
потенциал снов, выходящий за рамки связи с различными нерешенными конфликтными
ситуациями. По его мнению, во сне, помимо символов "индивидуального
подсознания, наблюдается и коллективное подсознание: индивидуальное
подсознание привносит на поверхность скрытые проблемы, в то время как
символы коллективного подсознания имеют дело с универсальными по значению
темами. Современный психоанализ признает школу Фрейда и Юнга.
Однако возвратимся к луцидным снам. В процессе луцидного сна состояние
сознания идентично с сознанием во время бодрствования, а разница в смысловом
восприятии значительна. Это основывается на том. что субъективные условия
на уровне сна воздействуют более непосредственно и широко, нежели на
фоне каждодневной материальной действительности. Поэтому любое возбуждение,
мыслительное или эмоциональное, сразу же преобразуется в соответствующие
картины.
ДВОЙНИКОВОЕ ТЕЛО
По Вернеру Цурфлуту, автору книги "Ночные источники", двойниковое
тело человека, то есть его астральное тело, с помощью которого он может
совершать астральные перемещения, используется во внетелесном состоянии
как транспортное средство. Для двойникового тела в эзотериз-ме и парапсихологии
имеется много определений: живое тело, астральное тело, воскрешенное
тело. Ба, Бардо-тело, тело электричества, тело создающих сил. алмазное
тело, двойник, эйдон, истинное тело, истинный двойник, фантом живого,
тело тонких материй, текучее тело, мерцающее тело, четырехмерное тело,
духовное тело, здоровое тело, Ка, Кама Рупа, кесдюн-тело. Ларва, светлое
тело, светящееся тело, линга шарира, ментальное тело, дух нервов, па-ратело,
пранамаякома, фантом, феникс, плазма, пневма, телесный двойник, спиритическое
тело, дух тела, лучистое тело, Тульпа. Тулку, носитель космической жизни,
жизненное тело, тело желания, Йид Лус, двойняшка.
БОДРСТВОВАНИЕ И СОЗНАНИЕ
Под бодрствующим мы подразумеваем человека, находящегося в сознании.
В общем-то, в обычном разговорном языке выражения "в сознании"
и "в состоянии бодрствования" используются ъ качестве синонимов.
Несколько, правда, смущает, когда какой-либо человек, находясь в состоянии
бодрствования, не проявляет признаков сознания. При луцидных сновидениях
ситуация скорее противоположная. Человек в сознании не обязательно может
находиться в состоянии бодрствования. Так со стороны кажется, что он
действительно спит. Попробуйте заговорить с лунатиком, если вы думаете,
что он прогуливается в полном сознании, и вы поймете, что. хотя его
тело и бодрствует, его сознание спит. Лунатик не ответит на ваши вопросы.
А если и ответит, то. проснувшись, ничего не вспомнит.
Вероятно, у каждого водителя автомашины имеется за плечами такой опыт.
Если вдруг во время езды водитель будет напуган какой-то сложной дорожной
ситуацией, то он может и не вспомнить о происшедшем в течение последних
десяти минут. И несмотря на все усилия, не вспомнит об обратном пути.
И если в течение данного времени произошла авария, все свидетели заявят,
что водитель сидел за рулем в полном сознании.
Итак, мы можем сделать следующие выводы из приведенных примеров. Состояние
бодрствования физического тела не означает, что душа тоже бодрствует.
Так же. как состояние сна физического тела не означает, что сознание
тоже спит. Все. что пережито во время луцидных снов, может выглядеть
нелогичным, сумбурным и сюрреалистичным. Но луцидные сны имеют свои
особенности. Для знатока снов любое сновидение не является нелогичным,
так как он может анализировать и интерпретировать его с помощью специальных
символов и закодированных признаков. В луцидном сне каждый спящий в
состоянии сам определить с помощью соответствующих толкований снов смысл
и цель происходящего. Помимо этого, человек в состоянии сна может целенаправленно
и сознательно вмешиваться в некоторые ситуации там, где он считает нужным.
Луцидные сны могут использоваться для расширения сознания. Мы можем
в этом состоянии действовать так, как это будет необходимо для достижения
определенных целей.
АСТРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ И СМЕРТЬ
Между профессионалами часто разгораются споры по поводу астрального
уровня и связанных с ним перемещений. Является ли астральный уровень
жизни идентичным с жизнью по ту сторону света? По этому поводу парапсихологи
до сих пор не могут прийти к единому мнению. Так, оккультисты рассматривают
смерть, конец жизни как переходную стадию, во время которой отделяется
астральное тело и происходит полет в высшие сферы. Поклонники спиритизма
считают возможным осуществление общения с погребенными душами умерших,
при котором умершие посещают своих близких в образе духа.
Согласно известным учениям и религиям, души умерших обитают в потустороннем
мире. Потусторонний мир рассматривается как мир на другом берегу реки
(см. лекцию 20), которая разделяет мир живых и мертвых. По парапсихологу
Карлу Шпицбергеру, астральное тело содержит подсознание, атомы субстанции
которого принадлежат к астральному полю, то есть миру, который окружает
нас как воздух. Согласно его дальнейшим наблюдениям, мы не воспринимаем
данный мир только потому, что его материя обладает просто невероятной
утонченностью. Однако астральные вещества могут обладать различной плотностью,
они аналогичны материи — грубым веществам.
Мы знаем, что не существует мира ни по ту, ни по эту сторону сознания
(лекция 20). Все эти домыслы принадлежат области различных религиозных
течений, которые с помощью подобных образных картин описывали разделение
души и тела после смерти. Вспомним о французском физике-ядерщике Жане
Шароне, который в своей книге "Дух и материя" изучает свою
теорию единства, в которой утверждает, что именно человек является первоосновой
сотворения мира. Давая таким образом совершенно иную трактовку таким
понятиям, как время и пространство, он утверждает, что наш дух вечен.
Согласно выкладкам Шарона, в каждой клетке тела имеется приблизительно
100 миллиардов электронов, которые несут информацию о нашем духовном
Я. А всего у нас столько электронов, отражающих наше Я, сколько звезд
и планет во всей Вселенной. Ученый говорит о так называемом космическом
Я. в котором сосредоточено все и вся.
По Шарону, в каждом кубическом сантиметре земного пространства по истечении
определенного времени находят друг друга "Я" наших прародителей
и "Я" наших потомков. Такие взаимные встречи обычно осуществляются
после физической смерти человека. Исходя из этого, он делает вывод,
что те люди, которые были рядом в реальной физической жизни, никогда
не должны расстаться. Согласно антропософскому (Antroposophie — человеческая
мудрость, противоположность, Thesophie — божественная мудрость) учению
Рудольфа Штейнера, физическое тело после смерти растворяется в физическом
теле Земли и соединяется с ним всеми своими составными частями. Пока
человек живет на Земле, его физически-минеральное тело подпитывается
"жизненными силами" из второго невидимого эфирного тела. Но
ни один нормальный человек не воспринимает смерть так просто, как это
описано на бумаге. Независимо от миропонимания человека, смерть для
каждого мыслящего существа означает необъяснимое явление, жуткое вмешательство
в привычную жизнь, внезапное падение в неизвестность, в область, откуда
до сегодняшнего времени никто не возвращался и о которой никто ничего
объективного не рассказал.
Немного успокаивает высказывание теолога, философа и поэта Йогана Готтфрида
фон Гердера (1744—1803): "То, что мы называем смертью, есть лишь
скрытый переход к новому возвращению к жизни".
Удивительно, что в наше время, когда человечество считает, что само
может организовать жизнь по своему усмотрению, вопрос о жизни по ту
сторону света вновь приобретает такую актуальность. Вероятно, потому,
что человек полон надежд на современную технику, с помощью которой можно
будет противостоять костлявой даме с косой. Веру в возможность побороть
смерть и ожидание чего-то святого, можно наблюдать почти у всех народов
с высокоразвитой культурой: в шаманстве, в даосизме, в индуизме, в буддизме,
в синтоизме, в исламе, в иудейском вероисповедании, в идеях потустороннего
мира в христианских религиях, а также в некоторых культах и обычаях
европейских народов. Почему человек во все времена пытался поставить
под сомнение конечность жизни и необратимость смерти? Был ли это страх
перед концом, ужас перед чем-то необъяснимым, перед которым ничего не
значат такие понятия, как безопасность, постоянство, доверие?
СМЕРТЬ и СОН
"Сон — младший брат смерти",— так звучит французская пословица.
При поверхностном рассмотрении это соответствует действительности, ибо
каждую ночь во время сна мы почти ничего не значим для окружающего мира.
В действительности мы находимся на другом уровне этого совершенно незнакомого
мира, где мы действуем и передвигаемся.
В 1975 году была издана книга "Жизнь после смерти" до тех
пор совершенно неизвестного американского врача Рэймонда Моуди. В книге
были изложены результаты наблюдений за 150 пациентами, пережившими клиническую
смерть и поведавшими о своих впечатлениях. Естественно возникает вопрос,
действительно ли тот, кто был клинически мертв, побывал на том свете?
Это были лишь описания галлюцинаций временно поврежденного "телесными
наркотиками" мозга, так предполагает американский психолог Рональд
Зигель.
Социолог и исследователь смерти доктор Кеннет Ринг также наблюдал за
102 пациентами, пережившими клиническую смерть: 41% из них пережили
классический вариант близкой смерти. В результате дальнейших исследований
психолог сделал вывод, что описанные пациентами ощущения можно разделить
на определенные ступени:
1. Чувство глубокого удовлетворения началом происходящего.
2. Чувство покидания своего тела.
3. Наступление непостижимой темноты.
4. Ощущение излучаемого белого света.
5. Растворение в этом свете.
Пациенты доктора Рэймонда Моуди рассказывали об аналогичных ощущениях:
они могли покидать свое тело, вскоре их настигал яркий свет, интенсивность
которого через некоторое время достигала неземной силы. Никто из указанных
лиц совершенно не сомневался, что "дальний свет" является
светящимся живым существом, которое обволакивало умирающего теплом с
неописуемой любовью, состраданием и пониманием.
Среди врачей есть также и критики вышеназванных явлений. Они аргументируют
тем, что умирающий пациент страдает недостатком кислорода в мозгу, кровь
недостаточно поступает в мозг, и поэтому возникают описанные выше предсмертные
ощущения. Доктор Рональд Зигель из Калифорнийского университета заметил,
что предсмертные переживания очень напоминают ощущения и видения людей,
зависящих от лекарств и наркотиков. Доктор Фред Шуммайнер. кардиолог
из госпиталя Св.Луки в Денвере, исследовал предсмертные переживания
с 1961 года. До 1979 года он наблюдал 1000 случаев клинической смерти
и установил, что 60% лиц с остановкой сердца сообщали о предсмертных
ощущениях. Он пришел к выводу, что человеческое сознание после телесной
смерти продолжает жить.
Вернемся к создателю книги "Жизнь после смерти" Рэймонду Моуди.
Его книга содержит абзац об Эмануэле Сведенборге (1688—1772), известном
шведском естествоиспытателе и мистике, о котором он пишет: "В писаниях
Сведенборга, а еще раньше в Библии, у греческого философа Платона, в
тибетской книге смерти "Bardo Thodol", мы можем найти размышления
о явлениях, которые мы называем предсмертными ощущениями.
Параллельность мыслей в древних мудрых писаниях и в сообщениях наших
современников, переживших собственную смерть, является совершенно неоспоримым
фактом". Доктор Моуди пытается привести доказательства тому, что
после смерти жизнь продолжается. Во всяком случае, он дает нам огромную
информацию к размышлению на тему, над которой думают ученые и исследователи
смерти и не могут прийти к единому решению в этом вопросе — что же есть
смерть, конец телесного или начало таинственной духовной действительности.
ДНЕВНИК СНА
Несомненно важным является для нас запись наших снов, даже если мы
над этим не будем в дальнейшем работать. В любом случае, мы станем обладателями
ценнейших материалов, обогащающих нас знаниями о себе.
Вполне достаточно фиксировать переживания во сне в форме тезисов. Главное
— записать все картины снови дений. так как они могут очень быстро нами
позабыться. В нашем распоряжении лишь несколько минут после пробуж-
дения, когда мы еще в состоянии восстановить увиденные во сне картины.
Символы, встречающиеся наиболее часто, имена, числа, необходимо записывать
особенно тщательно, чтобы в дальнейшем их сравнить и изучить. Повторяющиеся
сериалы снов могут нам очень пригодиться. В дальнейшем мы составим личный
справочник символов, ведь каждый сон имеет свою индивидуальность.
Было бы хорошо, если бы мы делали иногда зарисовки снов, так как это
порой более образный способ их фиксации. Обязательно нужно записывать
дату, чтобы в будущем установить, в какое время у нас наблюдались одинаковые
сновидения.
Иногда при пробуждении нам кажется, что снов не было. Но это не так.
Просто мы не можем вспомнить сон. Каждый человек видит сны от пяти до
семи раз за ночь. Иногда сны длятся до часу, при этом канал к подсознанию
полностью открыт и свободен.
Таким образом мы сами себе помогаем советом и помощью, получаем возможность
для самопознания. А теперь о том, как обращаться с этими данными. Мы
создаем справочник наших снов, который в дальнейшем будет постоянно
дополняться и отшлифовываться. Сны фиксируются даже в тех случаях, если
на первый взгляд кажутся бессмысленными. К примеру, мы видели, как зажглась
лампа. Это означает, что мы сразу же представляем свет, хотя, естественно,
нам следовало бы принять во внимание и другие, связанные с этим зажиганием
лампы, действия.
В дальнейшем мы должны совершенно реалистично следовать указаниям снов.
Допустим, что мы увидели, что потеряли связку ключей. Отсюда следует,
что мы должны быть повнимательнее с ключами. Если же мы не находим смысла
сна в повседневной жизни, только тогда надо искать переносное значение.
Основой любого сна является реальность.
Прежде чем записать сон. мы даем ему короткую характеристику, раскрывающую
содержание и из которой легко будет понять значение сна. К примеру:
"Опоздал на поезд — потерял шансы — остался при своих инте ресах".
И только потом будем переходить к деталям, описывая также мелочи и вещи,
кажущиеся нам незначительными.
Все наши сны мы сравним, отыщем параллели, вспомним, в какой ситуации
находились, снилась ли нам железная дорога, пестрые луга, или же извержение
вулкана. Сравним с реальностью и легко узнаем, какую помощь и возможность
предлагает нам сон.
Если мы видели во сне что-то прекрасное, попытаемся перенести это в
повседневную жизнь: пишем картину, переставляем мебель... Чем больше
мы к этому привыкаем, используя творческий потенциал наших снов, тем
больше идей в нас вливается и используется затем в реальной жизни.
Если нам не удается объяснить сон. попытаемся в следующий раз перед
засыпанием сконцентрировать себя на том, чтобы данное содержание сна
в иной форме вновь появилось в сновидении. Это может быть связано с
определенной личностью, предметом.
Нам необходимо научиться играючи обращаться со снами. Однако это не
означает, что буквально ко всему надо относиться совершенно серьезно.
ПРОТОКОЛ СНА
Имя, фамилия:
Место:
Сон в ночь с _____ на __________
Примерное время сна
Я видел сон:
вскоре после засыпания
поздно ночью
перед пробуждением утром
Личные ощущения: _________________________
Какая пища или жидкость (алкоголь, кофе, чай) принималась перед сном:
Описание сна (действие):
Виденные во сне предметы, лица, цвета, числа, символы:
Трактовка сна:
(Напоминает ли сон что-то определенное и существенное? Какая взаимосвязь
прослеживается между напоминанием и сном?)
Как я объясняю свой сон:
Снилось ли мне это когда-нибудь ранее:
Когда и в какой связи:
К какой категории относится мой сон:
Каким было мое самочувствие во время сна:
Какое сновидение было желанным во время концентрации при засыпании:
Какие идеи и указания оказали на меня особое влияние:
|