Курс лекций
Мюнхинского института парапсихологии.
УПРАЖНЕНИЯ
оу - обязательное упражнение
ду - дополнительное упражнение
УПРАЖНЕНИЕ Х111/1: ПРОТИВ РАКА И ИНФЕКЦИЙ ду
Целевая установка:
Улучшение нашего иммунитета против дегенери- ровавших
клеток тела, вирусов, бактерий, грибков и ядовитых веществ всех видов.
Воздействия:
Усиленным высвобождением гликопротеина ин- терферона
именно тогда, когда чужеродные субстан- ции проникают в клетку тела,
они обезвреживаются. Это касается и тех энзимов, которые могут превращать
здоровые клетки в раковые и за выработку которых отвечают онкогены.
Кроме того, с помощью усиленного образования антител и лимфоцитов-убийц
улучшается специфическая защита нашего организма от чужерод- ных и собственных
переродившихся белков, чем до- стигается более широкий иммунитет.
Предварительное замечание:
При острых раковых, опухолевых и инфекционных заболеваниях
обязательно следует проконсультиро- ваться с врачом и соблюдать его
предписания. Данное же упражнение носит исключительно профилактиче-
ский и поддерживающий лечение характер!
Вспомогательное средство: магнитофон.
Ход упражнения:
В самогипнотическом состоянии сознания Пси мы даем
себе (мысленно или с помощью магнитофона) следующее внушение:
"С этого момента и навсегда каждая клетка моего организма
будет отвечать на проникновение чужерод-
ных субстанций выработкой достаточного для их унич-
тожения количества интерферона. Никогда впредь чу- жеродным генам не
удастся нарушить обмен веществ в клетках или заставить их вырабатывать
белковые ве- щества по собственных проектам.
Мои лимфоциты будут быстро размножаться после проникновения
чужеродных веществ в мой организм или после возникновения своих переродившихся
клеток. Они в большом количестве будет образовывать антитела или станут
лимфоцитами - убийцами, безжалостно уничтожающими любые чужерод- ные
тела.
Уже никогда раковым клеткам не удастся инфици- ровать
здоровые клетки и никогда вирусам не удастся использовать производственные
возможности клеток для своего воспроизводства. Бактерии, грибки и ядо-
витые вещества всех видов также без остатка будут уничтожаться сразу
же после их появления.
Каждое из этих слов неизгладимо запечатлевается в
моем подсознании, которое будет действовать в этом направлении, пока
я жив.
Сейчас я сосчитаю до трех. Тогда мои руки опять станут
свободными, легкими и подвижными. Затем я открою глаза и почувствую
себя совершенно свежим и здоровым. 1-2-3: глаза открыты. Мои руки и
ноги опять свободны и подвижны. Я полон сил и энер- гии и чувствую себя
очень хорошо... я чувствую себя совершенно свежим и здоровым!"
Частота повторения упражнения:
Повторяем это самовнушение в течение 14 дней каждое
утро и вечер.
Если же мы уже страдаем раком, доброкачествен- ной
опухолью или каким-либо инфекционным заболе- ванием, то мы должны повторять
это самовнушение до тех пор, пока здоровье не восстановится - но всегда
только параллельно с медицинской терапией, которой нам ни в коем случае
пренебрегать нельзя!
УПРАЖНЕНИЕ Х111/2: ПРОТИВ ЗАПОРА ду
Целевая установка:
Возбуждение перистальтики кишечника, устране- ние
спазм в области заднепроходной мышцы.
Предварительные замечания:
Кишечник - это полостной орган, образованный гладкой
мускулатурой. В его стенках располагаются специальные мышечные клетки,
развивающие собст- венную активность и раздражение которых распрост-
раняется через синаптические связи на всю мускула- туру стенок (внутристенная
система).
Растяжение стенных клеток кишечника кашеобраз- ной
пищей приводит к тому, что далее передаются импульсы для сужения кишечника.
Таким образом, про- исходит перистальтика - червеобразное поступатель-
ное сужение кишечника для продвижения пищевой кашицы от выхода из желудка
к заднему проходу.
Если импульсы стенных клеток слишком слабы, то освобождение
кишечника замедляется и происходит запор.
К запору могут привести также и спазмы, то есть мышечные
судороги в области закрывающей задний проход мышцы.
Воздействия:
Образованием энграмм мы фиксируем длительный приказ
о нормальной перистальтике для гладкой муску- латуры кишечника. Совмещая
это с постгипнотическим приказом полного расслабления закрывающей задний
проход мышцы именно тогда, когда необходимо или желательно освобождение
кишечника, мы достигаем бесперебойного функционирования кишечника.
Ход упражнения:
В состоянии сознания Пси мы даем себе следую- щее
внушение: "С данного момента все проблемы мо- его пищеварения решаются
навсегда. Каждое утро по- сле завтрака я чувствую непреодолимое желание
схо- дить в туалет. Как только я позавтракал, я должен сразу пойти в
туалет - я просто не могу иначе. И вечером перед отходом ко сну я непременно
должен посетить туалет.
Как только я сажусь на унитаз, исчезает всякое напряжение
мышц. Я моментально расслабляюсь и со- вершенно свободен. И стул тоже
отходит легко и как бы непроизвольно. Как только я утром после завтрака
и вечером перед отходом ко сну иду в туалет, кишечник освобождается
легко и без малейшего напряжения. Любые напряжения исчезли и не вернутся
более. Мое пищеварение работает превосходно. Ничто не может ему помешать.
Мое пищеварение работает превосходно в любой ситуации.
Уже ничто не может ему помешать, абсолют- но ничто. Я рад и счастлив,
что больше не имею про- блем с пищеварением. Оно работает превосходно.
Я чувствую себя хорошо, очень хорошо!
Сейчас я буду считать до трех. Тогда мои руки и ноги
станут снова свободными, легкими и подвижными. Затем я открою глаза
и буду чувствовать себя совер- шенно свежим и здоровым. 1-2-3: глаза
открыты. Мои руки и ноги опять совершенно свободны и по- движны. Я полон
сил и энергии и чувствую себя совер- шенно здоровым... я чувствую себя
совершенно све- жим и здоровым!"
Частота повторения упражнения:
При необходимости повторять это самовнушение 6 дней
подряд.
УПРАЖНЕНИЕ Х111/3: ПРОТИВ ОЖИРЕНИЯ ду
Целевая установка:
Снижение лишнего веса, нормализация привычек питания.
Воздействия:
В нашем подсознании мы зафиксировали "строй- план"
нас самих, "начерченный" нами в течение жизни на основании опыта и привычек.
Часто он существенно отличается от того "стройплана", который заложен
в нас генетически.
Нижеприведенный текст внушения поможет нам откорректировать
"начерченный" нами план. Снижения излишнего накопленного телесного жира
мы достигаем тем, что, во-первых, повышаем сжигание (основной обмен
веществ), во-вторых, развиваем стойкое отвра- щение к богатыми углеводами
продуктам питания и, в-третьих, привыкаем к упорядоченному и умеренному
приему пищи.
Фотография того времени, "когда мы были строй- ными",
дает нам во время внушения сильное визуаль- ное впечатление целевой
установки и, таким образом, поддерживает наши коррегирующие попытки
восста- новить первоначальное состояние нашего тела.
Вспомогательные средства:
Фотография, "на которой мы стройны", и маг- нитофон.
Ход упражнения:
Удобно садимся в кресло, ставим вспомогательное средство
для концентрации - фотографию, "на кото- рой Mh> стройны" (можно обойтись
и без нее) - перед нами таким образом, чтобы оно было полностью в поле
нашего зрения, и перемещаемся в самогипнотическое состояние сознания
Пси. Затем даем себе (мысленно или с помощью магнитофона) следующее
внушение:
"Я знаю. что через несколько недель снова стану таким
же стройным, как на этой фотографии. Я со- вершенно уверен, что мой
основной обмен веществ настолько возрастет, что будут снижены все излишние
жировые резервы. Я худею грамм за граммом... по- стоянно... непрерывно.
С каждой минутой исчезают тысячи жировых клеток, с каждой минутой я
станов- люсь легче.
Аппетит у меня появляется только ранним утром, в обед
и вечером. В промежутках я чувствую себя сытым, спокойным и здоровым.
Мне больше не хочется сладкого, оно даже вызывает у меня почти что отвра-
щение. Всякий раз, когда я вижу сладкое, мое отвра- щение все усиливается.
А в остальном я чувствую себя так хорошо, как уже давно не чувствовал.
За три дневных приема пищи я принимаю только средние
порции, которых вполне достаточно для на- сыщения. Даже если я съедаю
немного, я насыщаюсь и чувствую себя совершенно здоровым и удовлетво-
ренным.
Между приемами пищи и после ужина я ничего не ем...
абсолютно ничего. Каждую неделю я теряю два фунта веса, пока не достигну
идеального для меня веса. При этом я чувствую, как мое здоровье день
ото дня улучшается и что мое пищеварение работает превос- ходно. Еда
перестала иметь для меня значение. Я чувствую мбя хорошо, очень хорошо.
Во время еды я съедаю нормальное количество пищи и
после этого совершенно сыт. Сладкое я вообще больше не ем, мое отвращение
к нему растет изо дня в день. Каждую неделю я теряю два фунта веса и
чувствую себя при этом чудесно.
Каждый раз, когда я слышу это внушение, я полностью
расслабляюсь. Я спокоен и расслаблен, легок и свободен. Каждое слово
глубоко проникает в мое подсознание, и оно передает указание дальше
вегетативной и эндокринной системам. И после пре-
кращения внушения я худею, пока не достигну иде- ального для меня веса.
Потом мое подсознание само будет заботиться о сохранении моего нормального
веса. При этом я чувствую себя здоровым. В любом отношение с каждым
днем мне становится все лучше и лучше, лучше и лучше!
Сейчас я сосчитаю до трех. Мои руки и ноги опять станут
свободными, легкими и подвижными. Затем я открою глаза и почувствую
себя совершенно свежим и здоровым. 1-2-3: глаза открыты. Руки и ноги
легки и двигаются свободно. Я полон сил и энергии и чувствую себя очень
хорошо... я чувствую себя очень свежим и здоровым!"
Частота повторения упражнения:
При ожирении мы даем себе это внушение в тече- ние
14 дней по 2 раза в день, а именно - утром и вечером.
УПРАЖНЕНИЕ Х111/4: ПРОТИВ КУРЕНИЯ ду
Целевая установка:
Устранение зависимости от никотина, а. значит. улучшение
нервных связей и приема кислорода и кос- мической энергии.
Воздействия:
Содержащийся в табачном дыму никотин блокиру- ет ганглии,
его другие компоненты ослабляют работо- способность. вызывают рак и
тормозят прием кисло- рода и свободной космической энергии.
Отказываясь на будущее от курения, мы не только повышаем
нашу нервную информативную мощность, но и одновременно повышаем нашу
способность к концентрации и работоспособность, а также нашу спо- собность
принимать со вдыхаемым воздухом свобод- ную космическую энергию.
Предварительные замечания:
Во многих книгах, рассматривающих гетерогипноз и самогипноз
и в соответствующих объявлениях в га- зетах говорится о возможности
отвыкания от курения при помощи гипноза. Внушается превратное мнение,
что нужно только один раз подвергнуться гипнозу (или самогипнозу), чтобы
навсегда освободиться от потреб- ности курить. В действительности же
это случается лишь с двумя лицами из ста.
Решающим для успеха в отвыкании от любой ма- нии.
в том числе и от никотина, является твердое решение. В сочетании со
знаниями о вреде наркотика и о духовных и физических усилиях, которые
будут необходимы после отказа от вредной привычки, это решение даст
возможность легко и быстро отказаться от вредных привычек.
Сделанные в состоянии гетерогипноза и самогип- ноза
внушения лишь поддерживают этот процесс, про- граммируя подсознание
таким образом, что оно само предпринимает необходимые шаги, чтобы смягчить
не- избежно возникающие явления отвыкания. Кроме того, они вызывают
устойчивое отвращение к тому или иному
наркотику и препятствуют, таким образом, любому ре-
цидиву.
Если же многие курильщики не смогут преодолеть свою
вредную привычку, то это от того, что их решение не окончательно, и
желание переплетается с негатив- ными мыслями: "Мне трудно будет бросить
курить. Предстоят долгие мучения, пока мне это удастся".
Мы же в ходе нашего паранормального духовного развития
достигли уже таких успехов, что можем быть уверены: курение мы преодолеем
без больших усилий.
Несмотря на это позитивное убеждение, в первые дни
без привычного никотина придется нам тяжело. Но нервозность и возбудимость,
легкая тошнота и дрожь в руках, головная боль не отвратят нас от нашего
решения - мы ведь знаем, что эти симптомы через несколько дней пропадут
сами собой.
Совершенно неправильно было бы медленно со- кращать
потребление табака, курить с каждым днем все меньше сигарет. Этот подход
в большинстве слу- чаев терпит провал: или курят, или не курят.
Вспомогательное средство: магнитофон.
Ход упражнения:
В самогипнотическом состоянии сознания Пси да- ем
себе (мысленно или с помощью магнитофона) сле- дующее внушение:
"С этого момента я чувствую сильное отвращение к курению,
которое становится все сильнее. Сигарет- ный дым такой пресный и невкусный,
что у меня уже нет желания закурить. Уже сама мысль о курении мне неприятна.
Курение стало мне совершенно неинтересным. Уже мысль
о нем мне неприятна и вызывает отвращение. Каждый раз, когда до меня
доносится сигаретный дым. мое отвращение к курению еще больше усиливается.
С этого момента я больше не курю. Никто и ничто не
отвратит меня от этого решения, потому что я рад и счастлив, что делаю
что-то позитивное для своего здоровья и для своего паранормального развития.
По- этому изо дня в день мне становится все лучше, лучше в любом отношении.
Я никогда больше не буду курить.
Мое отвращение к курению усиливается изо дня в день.
Курение для меня совершенно неинтересно. Уже мысль о нем мне неприятна
и вызывает во мне сильное чувство отвращения.
Каждый раз, когда до меня доносится табачный дым,
мое отвращение к курению усиливается и я рад и счастлив, что больше
не курю. Я никому и ничему не позволю отвратить меня от моего решения
и никогда больше не буду курить! Я никогда больше не буду курить. Я
никогда больше не буду курить!"
На этом месте прервем на минуту ход внушения, чтобы
затем продолжить следующий текст:
"Я ощущаю в себе чудесное спокойствие. В этом покое
каждое мое слово навсегда врезалось в мое подсознание. Оно будет действовать
автоматически, в соответствии со сказанным, и я никогда не буду ощу-
щать потребности курить. При этом я чувствую себя совершенно здоровым,
совершенно свободным, совер- шенно свежим и полным новой энергии. В
любом отношении с каждым днем мне становится все лучше.
Сейчас я считаю до трех. Тогда мои руки опять станут
легкими, свободными и подвижными. Затем я открою глаза и почувствую
себя совершенно свежим и здоровым. 1-2-3: глаза открыты. Руки и ноги
опять легки и двигаются свободно. Я полон сил и энергии и чувствую себя
очень хорошо... я чувствую себя очень свежим и здоровым!"
Частота повторения упражнения:
Если мы курим, то даем себе такое внушение еже- дневно
в течение трех недель по два раза в день, а именно - утром и вечером.
УПРАЖНЕНИЕ Х111/5: ПРОТИВ АЛКОГОЛИЗМА ду
Целевая установка:
Устранение зависимости от алкоголя и, тем самым, восстановление
неограниченной возможности обраще- ния к подсознанию.
Воздействия:
Отказываясь от любого потребления алкоголя, мы препятствуем
повышению порога возбуждения цент- ральной нервной системы, делаем возможной
беспре- пятственную тета-синхронизацию в гиппокампусе и нормальное функционирование
всей нервной системы.
Предварительные замечания:
Алкоголизм, как и всякая другая мания, не болезнь,
а всегда выражение неудовлетворенности, недостатка чувства собственного
достоинства, слабоволия и без- ынициативности. Поэтому от него легко
избавить с помощью внушения, особенно тогда, когда параллель- но с этом
осуществляется дальнейшее самоусовершен- ствование всей личности.
Но важное значение для достижения успеха имеет последовательный
отказ от употребления алкогольных напитков. Это значит, что мы не выпьем
ни глотка даже тогда, когда нас уговаривают сделать это со всем воз-
можным красноречием: "Спасибо, я не нуждаюсь в возбудителе, чтобы быть
веселым",- эти слова выбьют у нашего собеседника почву из-под ног. (Между
про- чим, бокалом с минеральной водой в канун Нового года можно также
прекрасно чокнуться, как и с шам- панским.)
Вспомогательное средство: магнитофон.
Ход упражнения:
В самогипнотическом состоянии сознания Пси да- ем
себе (мысленно или с помощью магнитофона) сле- дующее внушение:
"Моя усталость глубока и крепка, мое тело тяжело.
как свинец. Я дышу спокойно и равномерно и чувствую себя очень хорошо.
Я чувствую как от меня отпадают все проблемы. Я чувствую себя очень
хорошо. Я хочу и буду решать свои проблемы. Ничто уже не может изменить
мое намерение. У меня уже нет потребности и в алкоголе. Всякий интерес
к выпивке пропал, и к алкоголю я совершенно равнодушен... совершенно
равнодушен... совершенно равнодушен.
Я чувствую сильное отвращение к любе и форме выпивки
спиртного. Это отвращение все сильнее... все
сильнее... все сильнее. Уже мысль об алкоголе мне
неприятна. При этом я сразу ощущаю сильное отвра щение к алкоголю. Всегда,
когда я вижу спиртное, это отвращение все более усиливается.
С этого момента я больше не буду потреблять алкоголь.
Я ничему не позволю отвратить меня от этого намерения, потому что я
очень рад наконец что то сделать для моего здоровья. С каждым днем я
чувст вую себя все лучше, и я никогда больше не буду употреблять алкоголь.
Я не хочу и не буду больше пить.
Мое отвращение к алкоголю становится все силь- нее.
Уже вид наполненного бокала вызывает у меня неприятное чувство, а при
ощущении запаха спирт- ного мне становится дурно. Мне неприятна сама
мысль об алкоголе, она сразу вызывает чувство силь- ного отвращения.
Если я когда-нибудь еще выпью хоть один глоток алкоголя
мне сразу станет так плохо, что даже вырвет. Это глубоко и прочно проникло
в мое подсознание, и я буду действовать в строгом соответствии с этим.
Если я еще раз выпью глоток алкоголя, то мне станет так плохо, что даже
вырвет. Поэтому я даже не буду пред- принимать подобных попыток и никогда
не стану по- треблять алкоголь. Я не хочу и не буду больше никогда употреблять
алкоголь.
Каждый раз. когда я вижу алкоголь, мое неприятие и
отвращение к нему усиливаются еще более. Я рад, что больше не употребляю
алкоголь. Я и без алкоголя так рад и счастлив, что просто не нуждаюсь
в нем. Поэтому ничего не может помешать моему намерению Я не хочу и
не буду больше никогда употреблять алкоголь. Я никогда больше не буду
употреблять алкоголь!
Поэтому с каждым днем мне становигся все лучше, я
рад и счастлив, что наконец совершил это. Наконец-то я опять совершенно
свободен, совершенно свободен! Сейчас я сосчитаю до трех. Тогда мои
руки и ноги опять станут легкими, свободными и подвижными. За- тем я
открою глаза и почувствую себя совершенно свежим и здоровым. 1-2-3:
глаза открыты. Мои руки и ноги опять легки и двигаются свободно. Я полон
сил и энергии и чувствую себя очень хорошо... я чув- ствую себя совершенно
свежим и здоровым!"
Частота повторения упражнения:
Чтобы отвыкнуть от любого употребления алкого- ля,
мы проводим это внушение ежедневно в течение трех недель, по утрам и
вечерам.
МАГИЯ: ГЕТЕРОГИПНОЗ
"Гипноз - - это преходящее состояние измененной
внимательности у пациента, состояние, которое вызвано другим человеком
и в котором могут проявляться - - спонтанно или в виде реакции на словесные
или другие раздражения • различные феномены. Эти феномены охватывают
изменение знания и памяти, повышенную восприимчивость к внушению, ответы
и мысли пациента, которые в обычном душевном состоянии ему не знакомы.
Между прочим, в состоянии гипноза могут быть вызваны или подавлены такие
феномены, как анестезия, паралич, мышечная ригидность
и вазомоторные изменения".
Это предложенное в 1955 году комиссией "Британской медицинской
ассоциации" определение в кратчайшей форме говорит все о сущности
гипноза, вызываемого другим человеком, или гетерогипноза, и одновременно
подтверждает сделанное в лекции 11 заключение о том, что само- и гетерогипнозы
хотя и различаются по способам их применения, но имеют одинаковые нейрологический
и физиологический механизмы.
При гетерогипнозе мы переводим в гипнотическое состояние не себя, а
другого человека, у которого мы вызываем это состояние, чтобы, как и
в самогипнотическом состоянии у нас самих, внедрить в его подсознание
внушаемые приказы. Также исходя из механизмов самовнушаемого влияния,
мы можем во время гипноза, как правило, к концу внушаемого приказа и
непосредственно перед пробуждением, закреплять постгипнотические приказы,
которые подействуют только в какой-то момент, когда гипнотизируемый
уже будет снова пребывать в состоянии нормального сознания.
Следующее сопоставление еще раз продемонстрирует нам это:
самогипноз —гетерогипноз
переключение—углубление транса
самовнушения —гетеровнушения
постгипнотические внушения — постгипнотические внушения
пробуждение — пробуждение
Тот из нас, кто по личным или профессиональным причинам
испытывает желание гипнотизировать окружающих людей, должен лишь изучить
соответствующие технические приемы гетерогипноза — ведь теоретические
основы он уже знает. Благодаря собственному опыту в самогипнозе и самовнушениях
он к тому же сумеет лучше найти подход к пациентам (тех людей, которых
мы собираемся гипнотизировать, теперь будем называть пациентами, ведь
целью каждого серьезного сеанса гипноза является лечение психических
или физических нарушений или заболеваний), чем тот, кто только изучил
технические приемы гетерогипноза.
В рамках данной лекции могут быть даны лишь основные технические приемы
гипноза. Тот, кто хочет серьезно заняться гипнозом и гипнотерапией и
затем применять свои знания как профессионал, должен обязательно получить
более глубокие знания — хотя бы изучением специальной литературы. Только
тогда он может работать с пациентами.
Его успех зависит как от него самого, так и от пациента:
— хороший гипнотизер наряду с уверенной, продуманной и определенной
внешней манерой поведения должен обладать выраженной способностью проникнуть
в душу другого, а также спокойствием, терпением и выдержкой (не говоря
об основах знаний медицины и психологии), в то время как
— идеальный пациент должен быть не только готов к тому, что его введут
в состояние гипнотического транса, он также не должен сопротивляться
внушаемым приказам (в разумности и пользе которых он должен быть убежден)
и всегда должен стараться активно содействовать успеху сеанса гипноза.
В принципе, загипнотизировать можно любого человека — одного больше,
другого меньше. Если мы сами соответствуем вышеописанными требованиям,
то и в "тяжелых" случаях мы будем иметь успех, даже если он
и наступит лишь через несколько сеансов (все описанные в последующих
главах феномены гипноза вплоть до стадии амнезии во время одного сеанса
достигаются лишь у 5—10% нормальных людей; всем остальным требуется
несколько сеансов).
При наличии определенных психических заболеваний — таких, как невроз
в виде навязчивых состояний — мы должны уже во время первого сеанса
добиться как можно более глубокого транса — пусть это займет два часа
или даже больше. В таких случаях мы можем применять и дробный гипноз:
в течение сеанса мы неоднократно будим пациента и вновь погружаем его
в состояние гипноза.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ГИПНОЗА
Всегда задается вопрос, должен ли пациент во время
сеанса гипноза лежать или сидеть в кресле. И то и другое правильно,
так как здесь нет твердых правил: одни гипнотизеры пользуются только
одним положением, другие — обоими. Большинству пациентов положение их
тела безразлично, но опыт показывает, что имеющиеся среди них пугливые
люди лучше чувствуют себя сидя. Другие предпочитают лежать, и многие
гипотерапевты тоже считают это положение удобнее, так как оно облегчает
расслабление и более всего приближается к положению тела во время обычного
сна.
Какое бы положение мы ни избрали, мы в каждом случае должны обеспечить,
чтобы пациент чувствовал себя хорошо. Итак, перед началом гипноза мы
говорим ему, чтобы он принял позу наибольшей отдачи, не напрягал волю
и ни в коем случае внутренне не сопротивлялся. Он также не должен задавать
вопросов о том, что с ним происходит, а просто принимать все так, как
есть.
После такой подготовки мы можем начать введение в гипноз, для чего мы
располагаем несколькими методами. Наиболее важные и испытанные мы рассмотрим
ниже.
МЕТОД 1: ФИКСАЦИЯ
При этом испытанном методе ввода пациента в состояние
гипноза мы предлагаем ему зафиксироваться на любом предмете, который
мы держим на расстоянии около 25 см от его глаз (это может быть карандаш
или монета, ключ или подвешенный на нитке цветной шарик).
Пока пациент фиксируется на данном предмете, мы спокойным монотонным
голосом даем ему ряд внушений (которые всегда должны иметь конкретный
образный характер, и многократно нами повторяться). В первую очередь
мы внушаем чувства общего расслабления, затем — возрастающую сонливость,
чтобы после наступления ощущения тяжести и тепла у него внушить, наконец,
гипнотический сон.
Какое время нам понадобится для этих внушений, зависит от индивидуальной
восприимчивости пациента. Сам текст может быть примерно таким (естественно,
возможны многочисленные вариации):
"Перед Вашими глазами я держу предмет, на который Вы смотрите.
Мой голос Вы слышите ясно и отчетливо. Если Ваш взгляд "теряет"
предмет, Вы снова направляете его на предмет и удерживаете на нем. Расслабьтесь
и слушайте мой голос. Я бы хотел, чтобы Вы расслабились. Во всем теле
Вы ощущаете это расслабление. Вы расслабляетесь все больше, фиксируясь
на предмете и слушая мой голос, Вы чувствуете себя все расслабленнее.
Мышцы Ваших ступней расслаблены, мышцы Ваших ног, рук, кистей расслаблены,
все Ваше тело расслаблено.
А теперь Вы ощущаете, что Вам хочется спать. Вы становитесь все более
сонными. Внимательно вслушивайтесь в мой голос. А теперь на Вас наваливается
тяжесть, Ваше тело становится тяжелым. Ваши ступни, ноги, все тело становятся
тяжелыми. Приятное тепло охватывает Ваше тело. Вы думаете о сне. Приятное
тепло охватывает Вас, как при засыпании. Ваши веки становятся тяжелыми.
Вы сонны, Ваши веки тяжелые, тяжелые, тяжелые. Думайте о сне, только
о сне, о сне и ни о чем другом.
Теперь Вы не можете держать глаза открытыми, потому что Ваши веки становятся
все тяжелее и тяжелее, все тяжелее. Вы хотите спать, Вы все больше хотите
спать. Ваш взгляд туманится, глаза жжет, Вы плачете (эти слова мы говорим
только тогда, когда видим, что глаза действительно стали влажными!).
Дышите глубоко и медленно, глубоко и медленно. С каждым вдохом Ваш сон
все глубже, Ваши глаза уже закрыты. Вы засыпаете, спите, спите".
Как правило, повторение последней формулы внушения дает результат, и
наш пациент закрывает глаза (после чего мы можем положить пальцы на
его сомкнутые веки). Если это не произошло, то мы можем перейти к технике
счета: проходим отдельные фазы внушения еще раз, считая, (разумеется,
мысленно) во время каждой фазы от одного до десяти.
Если и это не помогает, то применяем такой способ. Часто двигаем своей
рукой вверх и вниз на расстоянии нескольких сантиметров от глаз пациента,
и в течение примерно двух минут повторяем следующую формулу внушения:
"Следите глазами за моей рукой, вверх, вниз, вверх, вниз, и Вы
спите, спите все глубже!"
Если же пациент все еще упорно держит свои веки открытыми, то говорим
ему: "Теперь можете закрыть глаза".
Одновременно мы аккуратно опускаем веки нашего пациента своими пальцами.
Мы имеем еще возможность заставить "упрямых" пациентов закрыть
глаза. Просто держать у него перед глазами указательный и средний палец
и говорить:
"Ваши веки становятся тяжелее и тяжелее, и Вы хотите спать... Концентрируйтесь
зрительно на моих пальцах. Я все более приближаю их к Вашим глазам,
и они закрываются".
Конечно, пациент в итоге закроет глаза, когда наши пальцы будут совсем
близко от его глаз. И именно в этот момент мы кладем ему на веки пальцы
и слегка нажимаем на них. Пациенту мы говорим, что его глаза останутся
закрытыми до тех пор, пока мы не отдадим соответствующее приказание.
МЕТОД 2: СЛОВЕСНОЕ ВНУШЕНИЕ
Прежде всего в тех случаях, когда нашему пациенту
не удается зафиксироваться взглядом на предмете, мы применяем метод
простого словесного внушения. Мы просим пациента лечь на кушетку (этот
метод является исключением: его можно реализовать только в лежачем положе-
нии) и закрыть глаза. Затем мы даем ему примерно такое внушение:
"Я бы хотел, чтобы Вы расслабились, чтобы Вы расслабили все Ваше
тело. Я бы хотел, чтобы Вы почувствовали любое напряжение в Ваших мышцах,
во всех мышцах, и чтобы затем Вы расслабились. Расслабьте лоб, расслабьте
мышцы лица. Расслабьте мышцы шеи, мышцы рук, ног, всего тела.
Теперь вытяните свои руки и ноги. Вы ощущаете вялось, усталость во всем
теле. Теперь Вы чувствуете давление подушки на Вашу голову. Вы чувствуете
давление подушки на Вашу шею и плечи. Вы ощущаете кушетку всем Вашим
телом. Теперь обратите внимание на Ваши бедра и Вы чувствуете, что кушетка
несет Ваше тело. Вы совершенно, совершенно расслабились. Вам кажется,
что Ваше тело погружается в кушетку, совсем в него погрузилось.
Я бы хотел, чтобы теперь Вы представили себе приятное, радующее Вас
место, где Вы можете растянуться и забыть все Ваши заботы, все Ваши
неприятности,— место, где Вы можете спать. Это может быть на море, в
горах или где Вы захотите (большинство пациентов выбирают горы). Вы
дышите медленно и глубоко. Вытяните ноги и руки. Ваше тело мягкое и
расслабленное (мы берем руку пациента и "роняем" ее). Вы совсем
расслаблены, совсем, совсем расслаблены, Ваше тело совершенно расслаблено.
Вы лежите на горном лугу (или в другом выбранном месте). Тихий день.
Небо голубое, солнце ласково светит. Вы смотрите на небо. Вам попадается
на глаза легкое облачко. Все спокойное и мирное. И Ваша душа абсолютно
спокойна. Вы вдыхаете аромат хвои, видите воды озера. Ваша душа также
спокойна, как и поверхность этого озера. Расслабьтесь и спите, спите,
спите, спите спокойно и глубоко. Спите!"
МЕТОД 3: ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ И ГИПНОТИЗИРОВАНИЕ ВЗГЛЯДОМ
Этот метод известен в двух формах и сегодня редко
находит применение. Некоторые немецкие и русские гипнотизеры применяют
его как метод фиксации, но в данном случае пациент не фиксируется на
предмете, а смотрит в глаза гипнотизеру.
По-другому обстоят дела при второй форме этого метода, когда основную
роль играет "очаровывающее" и "авторитетное" начало
в личности гипнотизера. Эта форма находит еще применение в театрах и
варьете, а в медицине при определенных случаях алкоголизма, наркомании
и психопатии.
При этой форме метода гипнотизирования взглядом пациент находится напротив
нас на расстоянии примерно 30 см. В любом случае мы должны над ним возвышаться:
если он выше нас, то надо его посадить, а самим остаться стоять. Затем
берем его за плечи и слегка раскачиваем его вперед и назад, не отрывая
взгляда от его переносицы. Затем даем ему ряд внушений:
"Смотрите мне в глаза, Ваш взгляд становится тяжелым, тяжелым,
Ваши руки становятся тяжелыми, Ваши ноги становятся тяжелыми, все Ваше
тело становится тяжелым. Ваши глаза устали, но не закрывайте их, если
еще это можете сделать. Ваши веки тяжелы, как свинец. Вы будете спать,
спать!"
Теперь сделайте перерыв. Если пациент начинает моргать, то продолжаем
— более категоричным тоном — приблизительно следующее:
"Ваши веки перестают дрожать, Вы больше не можете их открыть, прежде,
чем я отдам Вам на это приказание!"
Как только глаза опять закрыты, кладем на них руку и говорим:
"Ваши веки как будто склеены, Вы не можете их открыть, не получив
от меня на это приказание."
Если пациент во время ввода в гипноз стоял, то теперь следует его осторожно
усадить в кресло.
МЕТОД 4: ЛЕВИТАЦИЯ ("ЛЕГКОСТЬ") РУКИ
Этот, применяемый в основном американскими гипнотизерами
метод имеет то преимущество, что мы привлекаем пациента к участию во
вводе в гипнотическое состояние. Мы просим пациента сесть в кресло и
даем ему следующее внушение:
"Я бы хотел, чтобы Вы удобно устроились в кресле и расслабились.
Теперь, когда Вы сидите, положите обе свои кисти на свои бедра. Вот
так. Вы будете следить за своими руками и установите, что Вы сможете
за ними внимательно наблюдать.
Вам нужно сделать только следующее: сидеть в кресле и расслабляться.
Вы заметите, что во время Вашего расслабления происходят различные события.
Они происходили всегда, когда Вы расслаблялись, но раньше Вы их так
ясно не замечали. Я буду обращать Ваше внимание на них. Я бы хотел,
чтобы Вы сконцентрировались на всех ощущениях и впечатлениях, которые
Вы ощущаете в своих руках, что бы это ни было. Возможно, Вы почувствуете
тяжесть Вашей лежащей на бедре руки, или Вы ощутите давление. Возможно,
Вы ощутите материал Ваших брюк ладонью, или тепло Вашей ладони бедром.
Я бы хотел, чтобы Вы наблюдали за Вашими ощущениями. Возможно. Вы почувствуете
нечто вроде зуда. Какими бы ни были Ваши ощущения, я бы хотел, чтобы
Вы их отслеживали. Все время смотрите на свою руку и Вы заметите, насколько
она спокойна, как она все время остается в одном и том же положении.
В ней происходят движения, но их еще нельзя воспринять. Я.бы хотел,
чтобы Вы непрестанно смотрели на свою руку. Ваше внимание может отвлекаться
от руки, но оно все равно к ней вернется, а Вы смотрите на руку и спрашивайте
себя, когда же станут видны происходящие в ней движения."
Как раз в этот момент все внимание нашего пациента зафиксировано на
его руке. Он прямо горит желанием узнать, что же теперь произойдет,
а мы внушаем ему, что его будущие ощущения будут точно такими же, как
и у любого другого.
Ни при каких обстоятельствах мы не пытаемся навязать пациенту внушения:
если у него и возникнет какое-то ощущение, он будет рассматривать его
как продукт собственных переживаний. Мы же хотим добиться, чтобы он
слушал наши внушения так, как будто бы они принадлежат его собственным
переживаниям. Итак, мы искусно пытаемся довести его до такого состояния,
чтобы он увязал свои ощущения со сказанными нами словами и был бы твердо
уверен, что сказанные нами слова или приказы позднее вызовут сенсорные
или моторные реакции.
Лишь в том случае, если пациент оказывает сознательное сопротивление,
один из его пальцев или вся кисть начинают слегка подрагивать. Мы сразу
обращаем на это его внимание и говорим ему, что движение, вероятно,
может быть сильнее. То же самое, естественно, относится и ко всем другим
объективным реакциям нашего пациента — например, углубленному дыханию
или движению его ног: взаимосвязи, которые мы "устанавливаем"
между реакциями нашего пациента и нашим поведением по отношению к нему,
ведут в итоге к тому духовному контакту, который позволяет нам полностью
влиять на его нейронные структуры!
"Это будет интересным наблюдением, какой из Ваших пальцев пошевелится
первым. Это может быть средний палец, указательный, безымянный, мизинец
или большой палец. Один из Ваших пальцев вздрогнет или пошевелится.
Вы не знаете, когда и на какой руке. Наблюдайте внимательно. Сперва
Вы ощутите легкое подрагивание, возможно, в правой руке. Смотрите, большой
палец вздрагивает и шевелится.
Вначале движения Вы заметите кое-что интересное. Пространства между
пальцами очень медленно увеличиваются, пальцы медленно растопыриваются,
и Вы замечаете, что пространство между пальцами увеличивается все больше.
Они медленно расширяются; пальцы все более растопыриваются, растопыриваются,
растопыриваются, вот так."
Сейчас мы дали первое действительное внушение, на которое пациент реагирует:
приказ растопырить пальцы. Если он выполнен, то продолжаем говорить,
как будто такая реакция могла бы произойти сама по себе и при обычном
ходе событий:
"В то время как Ваши пальцы растопыриваются, Вы замечаете, что
они выпрямляются и поднимаются (указательный палец пациента начинает
слегка подниматься). Видите, как поднимается Ваш указательный палец.
И другие пальцы хотят последовать за ним, они тоже медленно выпрямляются
(пальцы начинают подниматься).
В то время как Вы поднимаете пальцы, Вы ощущаете, что Ваша кисть становится
все легче. Это чувство легкости становится тем интенсивнее, чем выше
поднимаются Ваши пальцы, и вот уже вся кисть поднимается, как будто
она — воздушный шарик, взлетающий ввысь. Она поднимается, поднимается,
поднимается в воздух, в воздух, в воздух, поднимается выше и выше, кисть
становится легкой, очень легкой. (Кисть начинает подниматься.)
Пока Вы рассматриваете Вашу поднимающуюся кисть, Вы замечаете, что и
вся рука поднимается, поднимается в воздух, немного, чуть выше, выше,
выше, еще выше, еще, еще выше. (Рука поднялась над бедром приблизительно
на 10 см, и пациент замечает это.)
Вы все время наблюдаете за Вашими кистью и рукой, которые поднимаются,
и в это время Вы чувствуете, насколько сонными и усталыми стали Ваши
глаза. Пока Ваша рука поднимается дальше, Вы чувствуете себя усталым,
расслабленным и хотите спать, очень хотите спать. Ваши глаза становятся
тяжелыми, и, возможно, Вы хотите опустить веки. Пока Ваша рука будет
подниматься дальше, Вы чувствуете себя все более расслабленным, Вы все
больше хотите спать и чувствовать покой и расслабление, закрыв глаза
и засыпая."
В этом месте для нас уместно важное указание по нашему дальнейшему поведению:
если пациент подчиняется одному из наших внушений, то мы должны использовать
эту позитивную реакцию для усиления последующего внушения. Если он,
например, поднимает руку, то мы ему внушаем, что он заснет потому, что
его рука поднимается:
"Ваша рука все поднимается, поднимается, поднимается, и Вы по этой
причине становитесь очень сонным. Ваши веки становятся очень тяжелыми,
Ваше дыхание становится медленным и равномерным. Дышите глубоко — вдыхайте
и выдыхайте. (Пациент держит вытянутую руку прямо, он моргает, его дыхание
глубоко и равномерно.)
Пока Вы все еще рассматриваете Ваши руку и кисть и становитесь все более
сонным и расслабленным, Вы замечаете, что Ваша рука меняет направление.
Она сгибается и кисть приближается к Вашему лицу, все ближе, ближе,
ближе, а в то время, как она поднимается, Вы медленно, но верно погружаетесь
в глубокий-глубокий сон, в котором Вы очень глубоко расслабляетесь.
Рука будет подниматься выше, выше, еще выше, пока не достигнет Вашего
лица, и Вам все больше хочется спать, но Вы не должны засыпать, пока
рука не достигнет Вашего лица. Если Ваша кисть достигнет Вашего лица.
Вы заснете, Вы будете спать глубоко и крепко."
Дойдя до этого места, мы даем пациенту возможность самому определять
ритм засыпания: когда его рука дотронется до его лица, он заснет, потому
что верит, что это его собственное желание. Левитация руки и засыпание
далее взаимно поддерживаются друг другом. Если пациент затем закроет
глаза, то он находится в трансе, в достижении которого он сам принимал
участие. Поэтому позднее он не будет стремиться оспаривать, что он действительно
находился в трансе.
"Теперь Ваша кисть меняет направление. Она поднимается, поднимается
к Вашему лицу. Ваши веки становятся тяжелыми. Вам все больше хочется
спать, спать, спать. (Рука пациента приближается к лицу, его веки трепещут.)
Ваши веки становятся тяжелыми, очень тяжелыми, и рука уже поднялась
к лицу, Вы чувствуете себя очень усталым и сонным. Ваши глаза закрываются,
закрываются. Когда Ваша рука коснется лица, Вы заснете и будете спать
глубоко. Вы ощущаете сильную сонливость. Вы засыпаете, засыпаете, засыпаете.
Вы очень хотите спать, очень устали. Ваши веки, как свинец, а Ваша рука
поднимается, поднимается точно к Вашему лицу, и когда она коснется лица,
Вы заснете. (Рука пациента касается лица, его глаза закрываются.)
Теперь спите, спите, спите, спите, спите, просто спите. Пока Вы спите,
Вы ощущаете себя усталым и расслабленным. Я бы хотел, чтобы Вы сконцентрировались
на расслаблении, на состоянии расслабления, свободном от любого напряжения.
Не думаете ни о чем, кроме сна, глубокого и крепкого сна."
ДРУГИЕ МЕТОДЫ
В описанных до сих пор методах достижения того состояния
транса, который является предварительной ступенью гипнотического состояния,
словесные внушения служили как акустические раздражители. Но есть пациенты,
которые осознанно или неосознанно испытывают страх перед терапевтом
или неспособны сконцентрироваться на словах. В таких случаях успеха
можно достичь с помощью метрономного метода.
Метроном — это прибор для указания музыкального темпа, который издает
ритмическое постукивание, облегчающее пациенту возможность сконцентрироваться.
Мы только внушаем ему, что чем дольше он будет слышать постукивание
метронома, тем продолжительнее будет его сон.
Наряду с этим известно еще множество методов гипноза с использованием
словесных внушений или без них. О них мы можем узнать из специальной
литературы.
УГЛУБЛЕНИЕ ТРАНСА
С помощью описанных выше методов мы привели пациента
к тому, что он закрыл глаза и принял неподвижное положение. Загипнотизирован
ли он? Мы не можем это утверждать, так как отсутствуют характерные признаки.
Поэтому мы должны с помощью соответствующих внушений определить глубину
транса и в случае необходимости вызвать его углубление, чтобы обеспечить
достижение гипнотического состояния.
Для этого мы снова располагаем несколькими методами, которые мы сейчас
и рассмотрим.
МЕТОД 1: ТЯЖЕСТЬ РУК
В виде первой меры проверки глубины транса мы даем
нашему пациенту внушение по следующему образцу:
"Вы концентрируетесь на Ваших руках. Они становятся тяжелыми, очень
тяжелыми, тяжелыми, как свинец: тяжесть начинается в области плеч, спускается
в предплечье, в кисть, в пальцы, в каждый палец, в большой палец, в
указательный, в средний, в безымянный, в мизинец. Вся Ваша рука становится
тяжелой, как будто она несет вес в 100 кг. Теперь я считаю до 5, при
этом Ваша рука становится все тяжелее: один, тяжелая, два, очень тяжелая,
три, еще тяжелее, как свинец, четыре, еще тяжелее, много тяжелее, пять,
очень, очень, очень тяжелая. Вы больше не можете пошевелить рукой, так
она тяжела."
Если мы замечаем, что внушение тяжести привело к положительному результату,
то даем контрольное внушение:
"Ваша рука очень, очень тяжелая. Вы чувствуете, что Вам все трудней
двигать рукой. Чем больше Вы пытаетесь это сделать, тем труднее Вам
это сделать. Ваша рука очень тяжелая, Вы не можете ею двигать. Вы пытаетесь,
но это Вам не удается."
В качестве альтернативы мы можем дать и такое контрольное внушение:
"Я сосчитаю до 5. Ваша рука станет очень, очень тяжелой. Когда
я дойду до числа 5, Вы попытаетесь поднять Вашу руку, но не сможете.
Чем больше усилий Вы прилагаете, тем труднее Вам будет ее поднять."
Если после этого внушения пациент еще может двигать рукой, то значит
он еще не находится в состоянии гипноза. Тогда мы ему говорим, что его
случай не исключительный и многим людям не сразу удавался этот тест.
Кроме того, мы просим от него подтверждения (и обычно он нам его дает),
что он почувствовал определенную степень тяжести, и объясняем ему, что
при второй попытке наверняка наступит успех.
Если же внушения были успешными, что чаще всего и происходит, то пациент
не может двигать своей рукой ни на миллиметр: любому сокращению сгибающих
мышц противостоит такое же и более сильное сокращение выпрямляющих мышц.
Рука становится негнущейся и выражает это противостояние мышц легким
дрожанием.
Если пациент пугается, утверждает, что не может больше двигать рукой,
то мы ему говорим, что речь при этом идет о необходимом для гипнозе
процессе — точно так же мы могли бы сделать руку необычайно легкой.
После проверки тяжести руки мы даем пациенту несколько минут отдохнуть
и даем ему некоторые внушения на расслабление или сон. Только после
этого мы можем переходить к каталепсии глазных век.
МЕТОД 2: КАТАЛЕПСИЯ ГЛАЗНЫХ ВЕК
При этом, как и при всех других тестах, важно выбрать
правильный момент, чтобы дать приблизительно такое внушение:
"Вы совершенно спокойны и расслаблены. Все мышцы Вашего тела расслаблены:
мышцы головы, шеи, плеч, рук, ног, всего тела расслаблены. Ваше дыхание
глубоко, медленно и равномерно. Вам очень-очень хочется спать.
Вы ощущаете приятное тепло, чувствуете себя хорошо. Вы осознаете, что
не слышите ничего, кроме моего голоса. Вы чувствуете, что Ваши веки
становятся очень-очень тяжелыми, как свинец. Ваши веки как будто склеены,
и. когда Вы пытаетесь их раскрыть, они остаются закрытыми, пока я не
дам приказание, открыть их. Они закрыты, склеены, и, чем больше Вы пытаетесь
их раскрыть, тем крепче они закрываются и склеиваются. Спокойно попытайтесь
раскрыть их — и Вы убедитесь, что это невозможно."
Почти во всех случаях пациент после этого внушения не в состоянии открыть
свои глаза. Если же это ему удастся, что скажем ему, что он оказывал
определенное сопротивление, поэтому и не подействовали предыдущие внушения
и сон. Мы посоветуем ему сконцентрироваться на сне, но не стараться
держать глаза открытыми или добровольно их закрывать. Своими пальцами
мы затем слегка надавливаем на вели пациента и легко закрываем их. При
этом мы ему говорим, что при следующем сеансе он попадает в более глубокое
состояние расслабления, подобное сну.
После этого мы вновь возобновляем внушение сна, чтобы после их воздействия
перейти к следующему тесту (некоторые пациенты, у которых тест на каталепсию
глазных век проходит негативно, тем не менее могут впасть в очень глубокий
транс).
МЕТОД 3: АНЕСТЕЗИЯ
Достижению в анестезии предшествует внушение гиперестезии
(сверхчувствительности), достичь которой легче. Для этого мы даем пациенту
следующее внушение:
"Представьте себе, что Вы ходите по большому помещению, Вы котором
стоит ванна с горячей водой, испускающей пар. В тот момент, когдт Вы
увидите ванну, в поднимаете свою правую кисть. Поднимается вся Ваша
рука. Опустите ее снова. Теперь приблизьтесь к ванне, Вы хотите узнать
температуру воды. Вы опускаете правую кисть в ванну и чувствуете сильный
жар. В тот момент, когда Вы почувствуете жар. Вы мне это покажете, поднимая
кисть.
Ваша кисть поднимается, это очень хорошо. Теперь я дотронусь до тыльной
стороны Вашей правой кисти острием иглы. Ваша рука стала настолько чувствительной,
что Вы ощущаете при этом очень сильную боль. Теперь
22 Эзотерика, т. 3
я дотронусь до другой Вашей кисти, и Вы не ощущаете никакой боли."
Как только мы касаемся правой кисти пациента, его лицо искажается от
боли. Но если он на обеих кистях не показывает никакой повышенной чувствительности,
то мы говорим ему, что ему для этого нужна определенная тренировка,
прежде чем он почувствует различие, и что мы абсолютно уверены в успехе
при его следующей попытке.
Если достигнута гиперестезия, то можно переходить к анестезии. В большинстве
случаев на первом сеансе мы не добиваемся полной безболезненности, но
все же можем снизить сенсорную чувствительность. С этой целью мы даем
внушение по следующему образцу:
"В то время как Ваша правая кисть стала очень чувствительной, левая
потеряла чувствительность. Если я ее колю, Вы не чувствуете настоящей
боли, как в другой кисти. Представьте себе, что на Вашей кисти толстая
кожаная перчатка. Если Вы представляете себе эту перчатку, то покажите
мне это поднятием кисти. Ваша рука ощущает эту перчатку, и, когда я
колю иглой, у Вас создается впечатление, что я колю только в перчатку.
(Кисть поднимается.)
Теперь я дам Вам почувствовать разницу, уколов сперва одну, а затем
другую кисть (выполняем это обещание). Теперь Ваша левая кисть становится
все менее чувствительной, глухой к боли. Онемение охватило всю кисть,
пальцы и кулак. У Вас возникает впечатление, что Ваша кисть сделана
из дерева. Вы больше не ощущаете боли. Ощущаете онемение?"
Если пациент отвечает, что еще чувствует боль, мы ему говорим, что она
значительно слабее, чем боль в другой кисти. И что на следующем сеансе
он будет еще меньше ощущать своей левой кистью.
МЕТОД 4: АМНЕЗИЯ
После анестезии мы углубляем транс достижением амнезии
(форма нарушения памяти с пробелами в воспоминании, которая часто сопровождается
глубоким трансом: но случается и так, что глубокий транс наступает и
без амнезии). Она отличается от ранее описанных гипнотических феноменов
тем, что ее можно установить только после пробуждения пациента.
Амнезия может возникать как спонтанно, так и вызываться постгипнотическими
внушениями. Для факта ее установления мы начинаем с выяснения обстоятельств,
вероятно забытых пациентом во время транса. Если же он помнит все, но
для психотерапевтической работы желательна амнезия, то мы подвергаем
его определенному тренингу с целью побудить его забыть определенные
аспекты транса или вообще весь процесс. Здесь оправдывает себя следующий
способ.
Непосредственно пред окончанием следующего сеанса мы даем нашему пациенту
задание представить себе, что он заснул у себя дома и видел сон. Вскоре
после этого мы внушаем ему, что он должен проснуться и открыть глаза
— после чего он находится под впечатлением того, что действительно проснулся
из глубокого сна. Он отчетливо вспоминает свой сон, а о других событиях
транса он вспоминает нечетко. Некоторые из них он может и вовсе забыть.
Если во время этого сеанса мы смогли установить у нашего пациента лишь
частичную амнезию, то на следующем сеансе мы говорим ему, что это нормальное
явление и только помогает в терапии. Мы добавляем, что забыть было бы
очень легко, если бы он отвлекал свое внимание от некоторых вещей, и
как пример приводим ему те события, которые пациент забыл во время последнего
транса. Мы объявляем ему, что сегодня он забудет большую часть, если
не все события сеанса.
В заключение мы внушаем ему, что перед пробуждением он увидит сон и
проснется, как только его увидит. Мы скажем ему, что хотя после пробуждения
он и будет помнить свой сон, но большинство или даже все другие события
забудет.
Теперь мы владеем нашим пациентом настолько, что с помощью внушаемых
приказов можем влиять на него так же, как и сами на себя в состоянии
сознания Пси.
ГЕТЕРОВНУШЕНИЯ
Прежде чем мы даем пациенту внушаемый приказ, мы должны
позаботиться о том, чтобы он внезапно не проснулся из гипнотического
транса. Если мы хотим его опросить, например, с целью психоанализа о
его собственной личности или во время регрессивного сеанса (см. лекцию
20) о его прежних земных жизнях, то мы даем ему такое, например, внушение:
"Вы совершенно расслаблены, совершенно свободны, Вы спите. Хотя
Вы спите, Вы можете со мной говорить. Вы можете отвечать на мои вопросы
не просыпаясь, не просыпаясь. Вы говорите, как люди говорят во сне."
Первые вопросы, которые мы задаем, должны быть простыми — например,
фамилии, профессии и так далее — и не вызывать страх. Позднее, во время
анализа, мы сможем применять технический прием свободной ассоциации
и побуждать нашего пациента выразить первую мысль, которая пришла ему
в голову. При гипнотических регрессиях мы поступаем в соответствии с
приведенными в лекции 20 правилами для самогипнотических регрессий.
Теперь мы, разумеется, можем вмешаться и в субкортикальные механизмы
переработки и регуляции нашего пациента, чтобы там достичь всех тех
эффектов, которые мы сами у себя вызываем в состоянии сознания Пси самовнушаемыми
формулами: для этого мы должны лишь дать ему соответствующие внушения
(которые мы модифицируем в зависимости от желаемой цели).
Следующим феноменом гипноза является феномен положительных сенсорных
галлюцинаций. Они соответствуют самовнушаемо вызывавшимися нами воображениям
и вызываются в первую очередь теми гипнотизерами, которые на сцене гипнотизируют
добровольцев на удивление и для развлечение публики: они внушают этим
людям, что им, например, ужасно жарко (после чего они начинают снимать
одежду), или что они — курица (загипнотизированный начинает более или
менее удачно подражать движениям и голосу курицы).
Такое дешевое сценическое "колдовство" — не в наших интересах,
но положительные сенсорные галлюцинации могут успешно внушаться с целью
расслабления:
"Теперь Вы представляете себе, что мы с Вами выходим из этого помещения.
Теперь мы находимся на усеянном цветами весеннем лугу. Погода чудесная,
с безоблачного неба сияет солнце, поют птицы, а вдали журчит ручеек.
338
Я хочу, чтобы Вы представили себе эту сцену как можно нагляднее и подняли
Вашу кисть, если Вы увидите то, что я Вам опишу.
Перед нами находится высокая береза со светло-зелеными листьями. Посмотрите
на березу, Вы ее видите? (Пациент поднимает кисть.) Вы внимательно рассматриваете
березу. На одной из ее веток сидит птица. Если Вы ее видите, поднимите
кисть. Птица начинает петь. Вы слышите ее? Если Вы ее слышите, покажите
мне это, подняв кисть."
ПОСТГИПНОТИЧЕСКОЕ ВНУШЕНИЕ
В гетерогипнотическом, как и в самогипнотическом,
состоянии возможна фиксация постгипнотических приказов (см. лекцию 11),
и она особенно уместна по следующим причинам:
— с помощью постгипнотического внушения мы можем достичь выходящего
за рамки гипнотического сеанса действия данных внушений (что важно при
всех внушениях для прекращения маниакального поведения, лечения органических
повреждений и болезней или для психической стабилизации), и более того
— с помощью закрепления ключевого внушения мы можем сократить до минимума
тот отрезок времени, который необходим пациенту для достижения состояния
гипнотического транса.
Двумя наиболее легко достижимыми постгипнотическими внушениями являются
посгипнотический сон и постгипнотическое дрожание глазных век. Оба способа
могут служить тестами, насколько наш пациент управляем.
Чтобы достичь постгипнотического сна, мы внушаем нашему пациенту, что
следующей ночью он увидит соты, о котором он вспомнит, чтобы на следующем
сеансе рассказать нам о нем.
Чтобы вызвать постгипнотическое дрожание глазных век, мы обьявляем пациенту,
что разбудим его, медленно считая от 1 до 5. На 5 он должен открыть
свои глаза и посмотреть на нас. При этом он должен заметить, что его
веки дрожат, от чего он не может избавиться при всем старании. Кроме
того, мы обьявляем ему, что мы предложим ему затем закрыть глаза. При
этом мы будем считать от 1 до 3, а на 3 он должен открыть глаза и заметить,
что веки теперь больше не дрожат.
ПРОБУЖДЕНИЕ
Прежде чем будить нашего пациента, мы даем ему постгипнотическое
ключевое внушение: мы говорим ему, что в начале следующего сеанса мы
будем считать до определенного числа, после которого он моментально
погрузиться в такое же — или еще более глубокое — состояние транса,
в котором он находится в данный момент (вместо чисел можно выбрать любой
другой ключевой раздражитель, хотя бы звук колокола, проблестковый световой
сигнал или ключевое слово).
Само пробуждение должно происходить постепенно. Ему всегда предшествуют
внушения хорошего самочувствия и покоя (как мы уже знаем из нашей самовнушаемой
практики). Мы можем сказать примерно так:
"Сейчас я Вас разбужу. Постепенно Ваше состояние транса смягчается,
я буду считать от 5 до 1 (то есть в обратной последовательности, чем
вначале). Когда Вы проснетесь, Вы будете чувствовать себя здоровым,
отдохнувшим и не будете испытывать никаких неприятных ощущений. Вы будете
себя чувствовать так, как будто сладко и долго спали."
Затем мы повторяем это внушение и считаем: "5, 4, 3, 2, 1".
Некоторые пациенты после пробуждения будут испытывать чувство тяжести
в членах или страдать от тошноты. Если эти симптомы не пройдут сами
собой, то таких людей нужно загипнотизировать еще раз, чтобы смочь дать
им внушение, оказывающее помощь.
Иногда мы сталкиваемся с пациентами, правда, очень редко, которые не
хотят просыпаться: они или остаются в состоянии транса, или погружаются
в глубокий физиологический сон. Мотивация этого может быть различна:
первые чувствуют в трансе такое удовлетворение, что хотят в нем задержаться;
другие с помощью механизма "ускользания" еще перед трансом
впадают в сон.
Если эти пациенты не подчиняются нашим настойчивым (но не угрожающим!)
приказам, то мы предоставляем их самим себе, через несколько часов они
проснуться сами по себе под действием физиологической потребности.
Если пациент проснулся, то мы беседуем с ним о том, в каком виде он
испытал транс (получая таким способом сведения о глубине транса). Мы
можем дать пациенту возможность свободно выговориться или задаем ему
целенаправленные вопросы.
Часто пациент утверждает, что он вообще не спал. Бесспорно, в данном
случае не было полной амнезии. Тогда мы обьясняем, что гипнотический
и ночной сны не идентичны (о чем мы уже ему говорили), и что во время
гипнотического сна можно слышать все, что говорит гипнотизер. Лишь в
состояниях глубокого транса, добавляем мы, загипнотизированный может
забыть, что говорилось в ходе сеанса. Ни в коем случае мы не должны
опускать указание на то, что терапевтический эффект не зависит от глубины
транса.
Часто пациент говорит, что не смог выполнить все внушения. На это мы
отвечаем, что в следующий раз у него это получится лучше.
Некоторые пациенты заявляют, что хотя они и воспринимали некоторые из
внушаемых феноменов, но ни разу не потеряли контроля над собой: если
бы это им хотелось, они бы смогли легко противостоять нашим внушениям.
Мы же отвечаем, что мы не имеем намерения во время гипноза лишить их
контроля над собой. Наоборот, мы пытались повысить их самообладание
и они доказали повышение своего самообладания как раз тем, что сотрудничали
добровольно с нами.
В заключение мы просим пациента (прежде всего, если он образован и способен
к анализу) дать нам детальное описание того, что он пережил во время
транса. Так мы лучше всего сможем определить, как он воспринимал происходившее.
Формулировки, которые он при этом употребит (как: "я погружался,
я опускался, я парил"), мы сможем перенять для использования на
следующих сеансах.
|