Об авторе Представляемая Вашему вниманию книга о женских магических культах — это первая большая работа Лоры Ди, известной в кругах «Нью-Эйджа» с середины 90-х годов как лидер движения женщин за возвращение в лоно Природы. Ее статьи, посвященные духовному осмыслению окружающего мира, были опубликованы в таких изданиях, как «Оракул», «Тайная власть», «Клуб «Эра Водолея», «Aus». В 1996 году Лора Ди вместе с писателем, этнографом и шаманом Олардом Эльвилем Диксоном создает творческую группу «Странник», которая спустя два года меняет название на Общество исследователей прото-культуры «Мезосознание а» (Клан Ворона). Общество занимается изучением и сохранением традиционной культуры народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Особое внимание уделяется тем учениям, которые уже прекратили свое существование или находятся на грани полного исчезновения. Это шаманизм, психоэнергетика, сексуальные практики, боевое искусство, то-темическая медицина, подражательные танцы и т. п. В 2002 году на фестивале «Новая Эра» деятельность общества была отмечена дипломом.
Вступление Тема матриархата и связанных с ним культов долгое время оставалась без должного внимания, не считая очень противоречивых и немногочисленных академических работ, посвященных верованиям первобытности. Матриархат стал камнем преткновения, о который сломалось не одно копье. Более того, научный мир так до сих пор и не определился, что такое матриархат и был ли он вообще. Философы настаивают, что матриархат — это особая модель мировосприятия через символизм женских половых признаков, которая признавалась как женщинами, так и мужчинами без конкретного женского правления. Историки утверждают, что матриархат — это эпоха, при которой женщины занимали главенствующее положение, а философия была вторичной по отношению к власти. Ни с первыми, ни со вторыми не соглашаются естествоиспытатели, которые полагают, что матриархата никогда не было и быть не могло, так как он противоречит нормальному ходу эволюции. Кроме того, до нас дошли античные источники, авторы которых упоминают о существовании женских сообществ, при этом особо их не жалуя. Женщин, стоящих во главе мужчин или ведущих с последними военные действия, древние греки называли амазонками. От них это слово, сохранив первоначальное значение, вошло во все языки мира. Амазонки сражались с оружием в руках, нередко даже ампутируя себе правую грудь, чтобы она не мешала стрелять из лука, и отличались в бою, как замечают многие авторы в своих сочинениях, особой жесткостью. Государства амазонок были настолько могущественны, что они надолго пережили эпоху исторического матриархата и встречались вплоть до XVIII—XIX вв. нашей эры. В раннехристианский период даже мысль о том, что Творен мог иметь женское обличье, считалась ересью, за которой следовало возмездие со стороны хранителей веры. Как ни странно, но подобное отношение соблюдается и поныне. Конечно, колесо пыток давно остановилось и дыба опустела, но преследование женщин за вольнодумство не прекратилось. Только за последние десять лет в такой, казалось бы, лояльной стране, как Индия, было сожжено за связь с магическими культами 518 женщин (данные на 26.09.2000). В странах Востока участь женщин была решена с принятием ислама. До сих пор женщины мусульманских стран поставлены в унизительное положение по сравнению с мужчинами и лишены многих социальных прав. На Западе дела обстоят лучше, но все равно женщины остаются скованными мужскими взглядами на положение вещей. Последнее слово всегда остается за мужчиной даже в тех вопросах, которые касаются только женщин. Именно мужчины устанавливают нормы морали и поведения, решают, что можно женщине, а чего нельзя. Как тут не вспомнить средневековых «отцов» церкви, которые пытались математически доказать, что у женщин нет и не может быть души. Дикость, с которой мужчины расправляются с женщинами, выражающими свое мнение, достойна самого дремучего Средневековья. Ежегодно в мире погибают сотни тысяч женщин от рук своих супругов. Настоящая картина происходящего, о которой не принято говорить, выглядит еще страшнее. К сожалению, побои и издевательства, учиняемые по отношению к женщинам, не плод фантазии. Притеснения со стороны мужчин происходят каждую минуту, в каждой стране и с каждой или почти с каждой женщиной. Все это является неотъемлемой частью патриархального мира, где Отец восседает на престоле.
Выражаю огромную признательность руководителю Общества исследователей протокулыпуры «Мсзосознаниеа» Оларду Эльвилю Аиксону за предоставленные этнографические материалы о народах Сибири, описания психоэнергепшческих колтл ексов шаманов Севера, фотографии и помощь, оказанную в работе над книгой. Введение. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА История человечества уходит своими корнями в непроглядную тьму веков, и долгое время место зарождения людской ветви оставалось неизвестным. Однако исследования в Юго-Восточной Африке, начавшиеся в середине XX века, позволяют признать именно эту территорию колыбелью человечества. На данном континенте были найдены многочисленные останки австралопитека — прямоходящего предка человека, — возраст которых 4 и даже в 5,5 млн. лет. Здесь взяла свой отсчет эволюция человеческого рода, по законам которой только сильный и хитрый мог выжить и вырастить потомство. В суровых условиях борьбы за существование сложилась особая программа поведения, фрагменты которой остаются актуальны и по сей день. Например, до недавнего времени у некоторых народов сохранялся обычай, предписывающий женщинам иметь не более двух малолетних детей.
Если же появлялся третий, то согласно закону от него приходилось отказываться. Такое положение диктовалось условиями выживания. В случае нападения другого племени или тяжелого перехода вслед за миграцией промысловых животных женщина могла перенести только двух своих отпрысков, прижимая их к себе руками. Мужчины при этом несли оружие и другие вещи. Попытка сохранения третьего ребенка неизбежно обернулась бы гибелью всей семьи или даже племени.
Избавление от новорожденных могло происходить самыми разнообразными методами, в том числе и довольно жестокими, с нашей точки зрения. До сих пор в амазонских джунглях индейцы яномама прибегают к обрядовому убийству третьего ребенка. Обреченному на смерть поперек шеи кладут ветку дерева и наступают на нее с обеих сторон. Но чаше всего в «лишних» детях искали выгоду, надеясь продать их тому, кому они были нужны и кто смог бы за них заплатить. Обычно за таких детей давали копья, ножи и шкуры. Когда же желающих приобрести ребенка не оказывалось, его просто оставляли в лесу, среди дикой природы. В сказительском материале, в том числе славянском, отмечено, что таких детей брало на воспитание животное, которое пользовалось особым почетом у той или иной этнической группы, и впоследствии подкидыши становились выдающимися людьми. Такова была судьба девочки Хеладан из эвенкийского фольклора. Ее, оставленную родителями на дрейфующей льдине, спасает старая шаманка, а затем берет на воспитание медведь Манги — культурный герой и предок многих народов. Хеладан становится женой медведя, и у них рождается сын — полумедведь-получеловек — Медвежье Ушко. Он первый откликается на нркды людей, и благодаря его посредничеству у них появляются олени. Медведя с древнейших времен считали священным животным и отводили ему роль первопредка. Даже имя его не упоминали всуе, называя «стариком», «мед выдающим» и т. п. Он пользовался огромным почитанием, о чем свидетельствуют многочисленные ритуальные захоронения его черепов и лап, относящиеся к палеолиту и мезолиту. Еще в нашем веке некоторые сибирские народы ежегодно справляли «медвежьи праздники». Для их устроения требовалось вырастить медвежонка с малолетства. Этим занимались женщины, которые кормили его собственной грудью, словно ребенка. Когда же приходило время, медведя убивали, что символизировало возвращение божества на Небо. Голову и лапы при этом обычно отрубали и помещали на почетное место, а шкуру вывешивали на ветвях дерева. Затем глава праздника обращался к духу медведя: «Здравствуй, лесной старик!» — выяснял у него местонахождение промысловых зверей и просил о благополучии для всего народа на последующий год. Возвращаясь к теме человеческой эволюции, можно отметить, что освобождение верхних конечностей у пра-человека впервые произошло у особей именно женского пола и было обусловлено стремлением спасти детей от врагов, а не использованием орудий труда и охоты, как полагали некоторые исследователи. Этот новый взгляд продиктован тем, что применение орудий труда, даже довольно хитроумных, распространено и в животном мире и связано с желанием добыть пищу. Например, белый медведь, охотясь на моржа, иногда подбирается к жертве на задних лапах, держа в передних огромную льдину. Подойдя на достаточно близкое расстояние, он с силой бросает в моржа свою ношу, оглушая его, после чего приступает к трапезе. Из этнографических источников известно, что у Матери Прародительницы было два начала, символами которых являлись две пары женских грудей, вскормившие двух отпрысков. В мифах описывается появление на свет двух братьев-демиургов, противостоящих друг другу- Посредством инцестуаль-ных связей со своей же матерью братья благоустраивают Вселенную и создают некоторых ее обитателей. У кетов братьев зовут Есь и Доотет, у удмуртов — Инмар и Керемет, у хантов — Нуми-Торум и Куль-Отыр. В мифологии коми два брата-антагониста Ен и Омоль вылупились из яиц, снесенных Мировой Уткой, которая является одной из ипостасей Вселенской Матери. Ен создает землю, небо, звезды, Солнце и лепит из глины мужчину, а Омоль выпускает из-под земли «вредных» животных и злых духов, делает Луну и ваяет женщину. Только рот и глаза видно. Видом человек: две руки, две ноги». Туш-ус испугался и, чтобы чудовище не тронуло его, отдал ему добытого зайца. Когда незнакомец ушел, тунгус отправился вслед за ним посмотреть на житье-бытье странного человека. Долго ехал, нашел избу, вошел в нее и видит: «Три человека, лежа на спине, спят. Лица у всех мохнатые. Большие люди, кости большие. Без парок и одеял спят на нарах. Охотники к тому времени уже считали сутки, знали лунные фазы и месяцы, используя их для простейших сезонных расчетов. Как убеждают раскопки погребения неандертальского мальчика в гроте Te-шик-Таш, выполненные А.П. Окладниковым, у людей палеолита существовали представления о вечном круговороте и вращающихся вокруг Полярной звезды созвездиях. Об этом говорят расставленные около черепа мальчика, строго по кругу, рога горного козла. |