Лора Ди Тайная женская магия



Часть I

МИССИЯ ЖЕНЩИН В СВЕТЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ ВЕЛИКИЕ ОХОТНИЦЫ

Почти все время первобытного человека тратилось на добывание пищи и ее поглощение. Пока еда оставалась хотя бы в минимальном объеме, ни у одного представителя племени не возникало желание пополнить запасы. Однако отдых длился недолго. Чувство голода вновь напоминало о себе и толкало в дорогу древних собирателей и охотников.
Охота, рыболовство и собирательство были главными способами получения пищи на протяжении многих тысяч лет, до прихода эры земледелия и скотоводства. Доисторические кочевники передвигались с места на место, собирая плоды деревьев и кустарников, коренья, падшую дичь и охотясь на некрупных животных. В ту далекую пору предки человека держались поближе к лесу и в случае опасности быстро взбирались на недосягаемую высоту. Существуют свидетельства, что подобное поведение сохранялось у некоторых племен вплоть до недавнего времени. В 70-х годах XIX века европейцы, путешествующие по глухим местам Австралии, натолкнулись на одинокую туземку, увлекшуюся сбором кореньев.

Ритуальный танец женщин древней Сахары. Большая фигура слева изображает Белую Даму - африканскую богиню плодородия. Тин-Тамрифт, Тассили-Анжер.

Испугавшись, она с необычайной ловкостью и быстротой залезла на большое дерево, отломила от него ветку и приготовилась защищаться. При необходимости женщины-австралийки всегда способны постоять за себя. Ежедневно отправляясь за сбором пищи, они берут с собой палку с обожженным концом, которой добывают съедобные коренья, личинок, рептилий, мелких животных и которую используют в качестве оружия.
Четкого разделения труда между полами в ранний период развития человечества не существовало. Вся провизия добывалась совместно, складывалась в общую кучу, а потом распределялась согласно распоряжениям вождя. Коллективный промысел сохранился и по сей день, например, в некоторых племенах Западной Африки. Когда в сезон дождей луга наводняют чудовищные скопления улиток, целые селения выходят на их сбор. В результате проведенной работы образуется огромный запас пищи, который составляет источник питания на целый год.
Но все же собирательство было и остается прерогативой женщин, а охота — мужчин. У североамериканских индейцев группы алгонкинов практиковался сбор дикого риса, росшего в озерах и ручьях на большой территории Северной Америки, от Скалистых гор до Атлантического океана. Рисовые плантации делились между родами. Все женщины той или иной родовой принадлежности регулярно проезжали на лодках по своим полям, присматривая за будущим урожаем. Когда рис созревал, индианки коллективно собирали его, после чего урожай распределялся по отдельным хозяйствам. В настоящее время примерно таким же образом происходит сбор горного риса у индонезийских племен. Не обходились без женщин и походы за семенами дикорастущих съедобных растений. Из этих семян, с помощью ручных жерновов, народы Монголии делали такой запас муки, что его хватило для пропитания вплоть до следующего урожая. Сбор плодов, ягод и кореньев имел огромное значение у народностей Крайнего Севера и Сибири. Чтобы избежать цинги, тундровые и таежные жительницы обильно снабжали мясные блюда растительными приправами. Особенно это было актуально в зимнюю пору, когда женщины, обмораживая руки, добывали коренья и травы прямо из-под снега, а богатые витаминами водоросли освобождали из толщи льда. Вне зависимости от сезона подобные мероприятия были сопряжены с опасностью встречи с дикими животными, и тогда от женщины требовалось все ее мужество и умение владеть оружием. Неожиданный поворот в таком, казалось бы, простом деле, как сбор ягод, описывается в мансийском предании «Медвежья песня о старухе Ропаске», записанном в 1933—1934 годах И. Авдеевым. Старуха Ропаска, живущая в пятидворовом поселке, пользовалась абсолютной властью, и ни одна женщина никуда не могла отлучиться беи ее . разрешения.

Помона — римская богиня плодов. Бронзовая скульптура А. Мополя.

Когда наступила пора сбора ягод, Ропаска призвала всех женщин взять свои чуманы — берестяные сосуды и отправиться за созревшими плодами. Они сели в большую лодку семи сажен и поплыли по реке к тому месту в лесу, где было болото, богатое морошкой. Достигнув нужного участка леса, женщины выгрузились на берег и гурьбой пошли по «веселой дорожке собирания ягод». Старуха Ропаска обратилась при этом ко всем со следующей речью:

Любезные женщины поселка,
Если нападет на вас какой-либо зверь,
То полагайтесь на меня, как на крепкое дерево,
Которое никогда не сломится.

Едва женщины успели покрыть ягодами дно своих сосудов, случилось то, о чем говорила старая женщина:

...выскочил на них священный зверь (медведь)
С диким ревом, готовый пожрать деревню,
С диким ревом, готовый пожрать город.
Визжат поселковые женщины от страха,
Бегут к лодке семи сажен
И отъезжают на ней
На середину реки со срединою.
Не убежала от зверя
Лишь одна старуха Ропаска.
Накидывает она на голову зверя
Большой берестяной чуман.
Тот теперь хоть и ударяет
Своими могучими лапами,
Так только по бересте,
Если и разрывает что
Своими острыми когтями,
Так только ее.
Тем временем Ропаска выхватила
Свой женский нож,
Изукрашенный изображениями животных,
И пронзил им святилище могучего зверя.
Закружилось в голове у него, Затуманилось, как будто от пьянящих мухоморов,
И рухнул он всей тяжестью на землю.
Ропаска же осталась невредима,
И лишь чуть-чуть поцарапаны у ней щеки.

При коллективной охоте женщины подавали мужчинам копья. Рис. О. Диксона.

Таким образом, несмотря на то что «хота считалась сугубо мужским делом, женщины в случае необходимости могли выстоять и борьбе с дикими животными и снабдить сдои себя и своих "лизких. При коллективной охоте на мамонта или зубра в эпоху мустье свободные от воспитания детей женщины всегда были рядом с мужчинами, подавая им копья и бросая в попавшего в ловушку зверя большие камни.

Добытые совместными усилиями животные обеспечивали племя не только мясом, но и другими жизненно необходимыми вещами — костью, используемой в целях получения острых наконечников для копий и стрел; шкурами для пошива одежды и постройки жилищ, а также сухожилиями для их скрепления. Интересно, что в некоторых племенах орудия охоты изготавливались отдельно для мужчин и для женщин и несколько различались внешним видом.

Женщина в позе наставницы. Деревянная скульптура. Орисса, Индия

Например, у аборигенов Новой Гвинеи существует два типа копьеметалок, а женщины амазонского племени яно-мама для ловли рыбы порой используют лук меньших размеров, чем у мужчин. Эльга, маленькая героиня удэгейской мифологии, просит своего отца сделать для нее нарты, лук, стрелы и копье. «Вот вырасту, — думает Эльга, — одна жить буду, охотиться буду». Однако воспользоваться своим копьем, с которым она никогда не расставалась, ей довелось практически сразу. Когда девочка пошла в лес за березовой корой, она встретила амбу — тигра, хозяина тайги. Хищник бросился на нее и застрял в двух березах. Эльга не растерялась и метнула копье ему в глаз. Вернувшись в стойбище, девочка рассказала о победе над зверем и в доказательство своих слов показала отрубленный у тигра хвост. Сначала все испугались, что после убийства дух амбы будет ходить по ночам и таскать людей из стойбища, но Эльга успокоила жителей, сказав: «Я знаю закон охотников. Я два раза просила амбу уйти. Он не послушал». На что старики ответили: «Ну, тогда — другое дело. Амба сам виноват!»

Hа Крайнем Севере ловлей куропаток обычно занимаются женщины.

Женщины, заслужившие славу отважных и ловких охотниц, зачастую ходили на промысел наравне с мужчинами, а не только выполняли вспомогательную роль. Так было в прошлом у народов Монголии, Кавказа, у некоторых племен североамериканских индейцев и др. Английский этнограф Бек-кер в своих работах пишет, что в одном из племен Центральной Африки жена выступает в качестве напарника мужа в процессе добычи зверя и в наши дни, а иногда даже охотится самостоятельно.
Свидетельства одиночных походов женщин на промысел можно найти и в мифологии многих народов земного шара. Например, в мансийском сказании «Женщина-богатырь», записанном В. Чернецовым, повествуется о силе и удачливости юной охотницы, живущей с семью братьями близ тайги:
«Вскоре тяжелое время настало. Братья в лес пошли, ничего не добыли. Сколько ни лесовали, ни одного косача найти не могли. Ни зверя, ни птицы в лесу не стало. Исхудали братья, из сил выбились. Истощились запасы в чамьях (амбарах), настал голод.
Однажды сестра у младшего брата панцирь попросила. Надела его, лук и стрелы взяла и пошла в лес. К верховому Уралу сходила, по низовому Уралу прошла, ничего не нашла. На самый конец хребта вышла. Однажды смотрит, видит: вдали семь оленей пасутся... Стрелу пустила, всех семерых оленей одной стрелой положила. Подошла туда, шкуры обдирать принялась».

Для добычи лверя женщины наравне е мужчинами неполь.ювалк лук и копье.

Возможно, именно выдающиеся охотницы верхнего палеолита и мезолита, слава о подвигах которых передавалась из уст в уста, послужили прототипом женских божеств — покровительниц охоты, которые встречаются в мифологии различных народов, прошедших через охотничий период. Это и саамская Лук-Женщина Юксахкка, и малоазиатская богиня Рутамиш (Ртемис), и античная римская Диана.
В Греции богиней охоты и владычицей Природы была Артемида, родившаяся от союза титаниды Лето с богом-громовержцем Зевсом. По некоторым источникам, Артемида появилась на свет в роще Ортигии под Эфесом ранее своего брата Аполлона и впоследствии научила его стрельбе из лука. В крито-микенских текстах Аполлон вообще не фигурирует и является более поздним дополнением. Первоначально Артемида и ее мать Лето, прибывшая из северной страны гиперборейцев, рассматривались в паре, подобно двум роженицам-оленихам Бугады Энинтьш.

Богиня охоты Артемида, пускающая собак по следу Аюпсона, превращенного в оленя.

Поэтому культовое животное эпохи мезолита — олень является неотъемлемым образом греческой богини. В одном мифе Артемида, спасаясь от преследования, сама оборачивается оленем, в другом — она превращает и оленя охотника Актеона, имевшего несчастье подсмотреть ее купание в Киферонских лесах. Ее постоянно сопровождает любимая лань, за убийство которой микенскому царю Агамемнону пришлось пожертвовать своей дочерью Ифигенией, а за поимку златорогой керинейской лани для царя Эврисфея Геракл преподнес богине богатые подарки.

В дреавности Артемида представляли в виде лани (оленя). Впоследствии лань стала одним их ее атрибутов. Мраморная статуя конца IV в. дo н.э.

Другим священным животным Артемиды выступал медведь, культ которого, как уже упоминалось, был широко распространен среди многих народов. Богине охоты отводили в древности месяц артемизион — март, время пробуждения .медведя. В этот период в честь Артемиды Бравронии жрицы, одетые в медвежьи шкуры, исполняли ритуальные танцы, которые представляли собой размеренное покачивание с носка на пятку — подражание походке медведя.

В Эфесе Артемида выступала в качестве богини плодородия, вскормившей Мир своим молоком, и изображалась со множеством сосков.

У повелительницы Природы существовало большое число добавочных имен, употребляемых по месту ее почитания: Артемида Орфия, Артемида Браврония, Артемида Эфесская и т. д. В каждом городе посвященные ей торжества имели свои особенности. Например, в день чествования Артемиды Тавропола мужчины, по древнему обычаю, надрезали у себя на горле кожу.
Неприступная девственница Артемида так никогда и не вышла замуж. У нее была только одна страсть — охота, которой она отдавалась целиком. Поэтому художники часто изображали ее в виде стройной девушки с юношеской прической, в коротком хитоне, с луком и колчаном со стрелами за спиной. Именно этот спортивный тип очень импонировал грекам, возможно, по причине того, что они высоко оценили атлетические достижения и воинское искусство, являвшиеся в то время близкими понятиями. Они считали Артемиду идеалом женской красоты и приписывали ей черты богини плодородия. По одной из легенд Артемида, только родившись, приняла из материнского чрева брата-близнеца Аполлона.

Диана — римская богиня охоты и покровительница женщин.

По этой причине она считалась покровительницей деторождения и иногда отождествлялась с богиней-родовспомогательницей Илифией. Беременные женщины приносили к ее статуям в храмах различные дары и просили о здоровом потомстве. Культ Артемиды, как богини плодородия, был особенно развит в Эфесе (Ортигии), где в середине VI века до н. э. в ее честь возвели первый храм в ионическом (овальном) стиле.
Здесь Артемиду представляли в виде матери-кормилицы со множеством сосков. Вслед за греками эту богиню приняли в пантеон своих божеств и римляне, отождествив ее с древнеиталийской владычицей растительности Дианой. Храм Дианы Немо-ренской в Ариции, в Италии, пользовался огромной популярностью у женского пола.
Сюда приходили просить защиты беременные женщины, а девушки, собирающиеся замуж, приносили искупительную жертву.
Это являлось обязательным условием для желающих вступить в брак.

Ниобида, пронзенная стрелой Артемиды за отказ от жертвоприношения в честь Лето. 430 г. до н.э.

Согласно мифам, когда царь фессалийских Фер Адмет забыл о данном ритуале, богиня послала на брачное ложе змею, укус которой укоротил его жизнь. В Древнем Риме, в дорийских областях материковой Греции и в некоторых греческих колониях Диана-Артемида также была связана с культом плодородия. В процессе многодневных торжеств в этих местах исполнялись специальные фаллические танцы, имешиие вид кружения вокруг вертикально поставленных столбов.
Однако черты Матери Прародительницы не сделали характер целомудренной Артемиды более мягким и женственным. Она оставалась непреклонной и жестко карала провинившихся, а для помилованных устанавливала особые правила поведения. Так, Артемида пощадила Ифигению, предназначавшуюся в жертву. В последний момент богиня подменила девушку ланью, в которую и вонзился нож жреца Калханта. Ифигению же Артемида перенесла в далекую Тавриду (Крым) и против ее воли сделала жрицей своего храма. Там, перед священной статуей Артемиды, Ифигении предназначалось принести в жертву чужеземца, которым по воле богини должен был стать родной брат девушки. Однако Ифигения раскрыла планы своей покровительницы и вместе с братом бежала на родину. Тем не менее и у себя дома Ифигения, так и не познав семейного счастья, продолжала выполнять обязанности жрицы в течение всей своей жизни в новом храме Артемиды на берегу Аттики, в Бравроне.

Принесение в жертву Ифегении. Фреска из Помпеи.

Еще более суровой участи подвергались порой жрецы- мужчины, как это происходило, например, в святилище Дианы близ итальянского города Ла Ричча, расположенного у подножия Апеннин. Здесь на дне древнего кратера находится озеро. В античный период прямо над водой, на наружных опорных столбах, возвышался храм, посвященный прекрасной Диане. Стражем этого уединенного места являлся жрец, постоянно находившийся под угрозой насильственной смерти. Дело в том, что его пост мог занять любой человек, который для этого должен был убить своего предшественника.

К мужчинам, желавшим пройти обучение у женщин, наставницы применяли большую
строгость. Офорт Ф. Топи.

У Дианы-Артемиды к мужчинам всегда было более строгое отношение, чем к женщинам. Достигшая большего мастерства в военном деле, мужественная богиня вдохновляла спартанских юношей на будущие боевые подвиги и закаляла их дух в процессе ритуала бичевания перед ее статуей. Эта экзекуция относилась к одному из обрядов инициации. Через них непременно проходил каждый подросток при вступлении во взрослую жизнь. Первые ритуалы посвящения в охотники восходят ко временам верхнего палеолита. Вначале мальчиков обучали навыкам владения оружием, охотничьим хитростям в выслеживании и поимке зверей, выносливости при многочасовом беге и ловкости, необходимой для отражения атак нападающих хищников. После этого неофитов вводили под мрачные своды священных пещер, расписанных изображениями диких животных и сценами охоты на них. Зачарованно разглядывая живопись, юноши приобщались к наследию предков, навеки запечатленному на каменных стенах. Потом им в первый раз позволялось участвовать в магических танцах вокруг глиняных статуй медведей или бизонов, покрытых настоящими шкурами. Вместе со взрослыми они метали копья и дротики в эти изваяния, определяя результат настоящей охоты. Если охотники промахивались, то поход за добычей откладывался до более благоприятного времени. Также в пещерах перед юношами раскрывали священные тайны племени. Им рассказывали о Великих Героях, принесших огонь из неведомой страны, где сходятся края Земли и Неба; о знаменитых шаманах, научивших своих соплеменников ритуальным танцам и заклинательным песням; и о прославленных охотниках и охотницах, мужество и героизм которых в схватке с дикими животными поражали воображение. Слушая о боевых подвигах женщин, юные охотники впитывали силу и отвагу своих матерей и готовы были выдержать любые испытания, которые уготовила для них судьба.

Используются технологии uCoz