ИГРА В МЯЧ Ритуальные игры с мячом некогда были распространены на всех континентах. Древние кожаные мячи были найдены при раскопках в Египте и Греции. В Австралии их делали из шкур сумчатых крыс, мочевых пузырей крупных животных, из скрученных волос. Согласно преданиям античности, первый мяч дала Эросу богиня Афродита, сказав ему такие слова: «Я дам тебе чудесную игрушку: это шар быстро летучий, иной лучшей забавы ты не добудешь из рук Гефеста». В зависимости от ритуала мяч мог символизировать и Солнце, и Луну, и Землю, и даже северное сияние. Игра в мяч. Архив «Мир Севера». Обряд завершался выкуриванием священной трубки, после чего люди, поймавшие мяч, получали в награду лошадей или бизоньи накидки. Вхождение в Священный Круг. Фото О. Диксона, архив ОИП «Мезосознание». Удары по мячу следовало наносить только локтями и коленями, не допуская его падения на землю. Игра велась до одного очка и представляла собой настоящую битву, поскольку самого сильного игрока проигравшей команды по окончании матча приносили в жертву посредством отсечения головы. Если побеждали силы Воды, то жертва предназначалась для того, чтобы на посевы маиса не обрушились бури и град, а в случае первенства сил Огня — чтобы Солнце не спалило урожай. Магическая статуэтка тайного союза. Конголезская фигура женщины в стиле вабембе. Иоахим Бабиндама. Священную игру тлачтли ацтеки и майя переняли около полутора тысяч лет назад у своих предков олмеков — «прыгающих людей». В чем состоял сакральный символизм тлачтли у олмеков, неизвестно. Олмеки шли по духовному пути развития и искали мудрость и вдохновение у богини Земли и у бога Неба. Скорее всего игра в мяч у них была связана с культами Солнца и Луны, а по своему духовному содержанию была аналогична Тапа Банка Яп индейцев сиу. Победа посвященной в духовный сан женщины над воином. Арабская миниатюра. Такие качества, как ловкость и координация, были им необходимы для овладения навыками рукопашного боя. Помимо мяча, для этих целей использовались и другие спортивные снаряды, так или иначе отвечающие данному назначению. В результате женщины, входящие в тайный союз, сохраняли девичью гибкость вплоть до глубокой старости и могли соперничать в реальном бою даже с несколькими одновременно нападающими мужчинами. Игрок в чинлон. Деревянная скульптура. Прорисовка Г.В. Вороновой. В 1947 году в Австралии этнограф А. Маршалл и его компаньон Сидней смогли лично убедиться в этом. Для них был организован показательный бой на палицах нулла-нулла с участием семидесятилетней старухи Минни с острова Морнингтон. Первым против нее выступил Сидней с палкой в руках. Минни посмеиваясь, заняла стойку, готовая в любую минуту нанести удар. Сидней
стал нападать, целясь старухе в голову, но она легко парировала удар своей палкой. Тогда он попытался атаковать ее справа и слева. Последовала стремительная комбинация блоков, которую Сидней преодолеть не смог. Потерпев поражение, он передал палку Маршаллу. Маршалл трижды безуспешно атаковал Минни, пока она не рассмеялась и в назидание не стукнула его слегка по голове. Неизвестно, какой способ тренировки был избран Минни, но в данном случае это неважно. Показателен сам факт, имевший место всего полвека назад. Японская девочка, играющая с мячом. Прорисовка В.И. Агафонова. У эскимосов игра в мяч называется тунгатгак. Она проводится с наступлением первых морозов. Вначале игроки разбиваются на две команды. Цель игры — не допустить, чтобы команда противника завладела мячом. Поединок, как правило, прекращается только поздно вечером, по соглашению сторон. В сказаниях в тунгатгак играют даже мертвые, гоняя по небу голову моржа. От движения душ, как считали эскимосы, на небе возникает северное сияние. Красный цвет — это души людей, умерших от ран, белый — от заразных болезней, а синий и зеленый — от удушья. Хиро-ко в наряде шаманок Зондских островов. Фото Дж.-П. Боургеоиса, архив Lui. Сакральный символизм тунгатгак и других подобных игр северных народов раскрывается в мифологии. Например, в эскимосских сказаниях рассказывается о Хозяйке морских просторов Изготовление мячей на Чукотке. Рисунок из национального альманаха «Айвэрэттэ», г. Анадырь. Изготовление ритуального мяча На рисунке представлен эскимосский мяч. Традиционно он изготавливается из кожи нерпы и набивается оленьей шерстью. Раскрой мяча был сделан на основе выкроек мастерицы из города Анадырь Н. П. Акукын. В целях восстановления древней технологии в рисунок части Г, выполненный Акукын, было внесено изменение (дугообразный раскрой приводится прямым). Чукотские мячи и перчатки для танцев мастеров Имаклек и Эмун, 1960-е гг. Сделайте выкройку мяча, согласно указанным размерам. Перенесите детали выкройки на изнаночную сторону кожи и вырежьте их по контуру. Припуск делать не нужно. При отсутствии кожи нерпы подберите другую кожу, например оленя или коровы. Раскрасьте детали мяча и нанесите на них рисунок. Ритуальный цвет частей А и Б — красный, а В и Г — синий. Синим цветом поставьте точки в центре частей А и Б. Вместо точек можно нарисовать два кольца, вписанных друг в друга, или одно кольцо с точкой посредине. Также на эти детали можно нашить меховые розетки — тутумкг ак. Розетки делаются следующим образом. Вначале из кожи вырезается круг. Он украшается бисером и кожаной аппликацией. Затем берется узкая полоска из оленьего меха (2—3 мм) длиной, равной периметру кожаного круга. Она приклеивается по изнаночному краю (мездре) круга так, чтобы ворс развернулся веером в стороны. Этого можно достичь, либо приклеивая мездру меховой полоски к мездре круга, либо олений мех к мездре круга. Жители Севера для аппликации традиционно используют рыбий клей. Он является самым прочным из всех известных видов клея. Его применяют даже при склеивании деталей бубна. При отсутствии рыбьего клея подберите другой. Подождите, пока клей высохнет, а потом пришейте тутумкг ак к раскроенным частям мяча. Эскимосский мяч. Возьмите подготовленные части Б и В, наложите их друг на друга с захватом в 1,5—-2 мм и сшейте через край. Таким образом соедините все детали Б и В, попеременно чередуя их. При сшивании частей А и Г следует слегка присобрать гармошкой один край полосы Г, чтобы его длина стала равной длине окружности части А. После этого сшейте все детали мяча, накладывая их края друг на друга. При выполнении последнего шва оставьте небольшое отверстие, через которое набейте мяч оленьей шерстью. Если шерсти нет, то для этой цели можно использовать обрезки поролона. Когда мяч примет округлую форму и станет упругим, отверстие следует зашить. Выкройка мяча Н.П. Акукын (с изменением части Г). Комплекс «Радужньш мяч». |