КРАСОТА И ЕЕ КАНОНЫ «Порою женщины, чья красота совершенна, а достоинства редкостны, так трогают наше сердце, что мы довольствуемся лишь правом смотреть на них и говорить с ними», — пишет Жан де Лабрюйер в книге «Характеры или нравы нынешнего века». Он же размышляет о том, что, к сожалению, женщины по своей природе ветрены и, заигрывая с одним мужчиной, часто думают о другом. О женском вероломстве говорит и брамин, обращаясь к гетере, в одной из версий известного индийского трактата «Кама Сутра»: Искусство обворожения. Рисунок О.Бердслея к «Саломее» Оскыра Уайльда. — Сумасшедшие, которые бегут от женщин, получают горький плод, собственная глупость и бог любви жестоко наказывают их. В тот день, когда достойные мужчины осуществят свои мечты, для них и горы поплывут через океан, и все станет достижимым. Тантристы мужчина и женщина, стоящие в пояс связанного дерева, в традиционных украшениях и раскраске. Рисунок XVIII в. — Каков самый лучший аромат? ---------------- Заботясь о своей красоте, во все времена женщины особое внимание уделяли подводке глаз и нанесению теней. Этот макияж в древности символизировал интуицию женщины, делал ее подобной Великой Богине, которая может распознавать суть вещей и видеть сквозь пространство и время. Чтобы глаза были более выразительными и таинственными, женщины арабских стран, Египта, Индии, Китая и др. обводили их краской, полученной на основе древесного угля, камфары, сурьмы, серы, мускатного ореха, шафрана, пепла раковин и масла. Помимо подчеркивания красоты глаз, природная краска
могла выполнять и лечебную функцию Считалось, что чистый пепел деревьев, твердой породы, например дубя, проникая через поры, придает силы и успокаивает нервную систему. Из камфары, смешанной с некоторыми другими веществами, изготавливалась краска коул, которая обладала охлаждающим действием и, по поверью, способствовала развитию памяти и ясновидения. Ее получали следующим образом: на огонь ставили металлический чан с холодной водой, все необходимые ингредиенты сжигали, а образующуюся на внешней поверхности чана копоть собирали. Эта копоть и являлась ценной краской коул. Саломеи в прозрачном платье, украшенном замысловатыми узорами. Картина Гюстава Моро, 1876 г. Неизменной гордостью любой женщины являются волосы. Еще в древности для формирования и сохранения прически использовались всевозможные гребни из кости, металла и дерева. Конечно, после такой процедуры они становились довольно ломкими и для их восстановления приходилось делать питательные маски на основе деревянного и репейного масла. Для лечения волос также использовался свежий сок петрушки или сладкого перца, который втирался в кожу головы, как и масло. Рост волос, как считалось, стимулирует томат, а также настои некоторых лекарственных трав, например календулы. Чтобы приготовить настой календулы, нужно взять 20 г сухою сырья и залить его 1 ст. кипятка на 10—15 мин. При обильном выпадении волос помогает тысячелистник обыкновенный, если один-два раза в день в течение двух недель втирать сок этого растения в голову. Свежим соком алоэ рекомендуется ополаскивать волосы после мытья, и тогда они станут блестящими и шелковистыми. Сок щавеля обыкновенного устраняет грибковое поражение кожи головы, а при жирной себорее полезно втирать сок лимона. Если же нужно из-бапиться от перхоти, то, согласно старинным рецептам, голову следует мыть отваром из свежих листьев или семян капусты, а также можно использовать свежеприготовленный сок свеклы. Для укрепления волос можно прибегнуть и к рецептам более позднего происхождения. Один из них советует после мытья головы втереть в кожу однородную массу, состоящую из 50 г пекарских дрожжей и двух-трех яичных желтков. После этого на голову нужно надеть плотную шапочку и повязать поверх нее платок. Через 45 мин. волосы следует промыть и в завершение ополоснуть их водой с разведенным в ней лимонным соком или солью. По другому рецепту в кожу головы втирают абрикосовое масло в количестве 15 мл, смешанное с двумя яичными желтками и одной столовой ложкой настоя чайного гриба. Примерно через час голову ополаскивают и моют с мылом.
В книге «Искусство сохранять красоту», изданной в 1802 году в Санкт-Петербурге, имеется описание очень любопытного средства для ликвидации морщин: «Возьми петрушечного и крапивного семени и персиковых ядер, взвари оное вместе и умой лицо сею водою — будет всегда нежным и белым. Для истребления морщин на лице дистиллируй два рода поды: одну из еловых шишек, а другую — из лимонного соку. Сперва умывайся первою, потом — второй». Еще одно средство от морщин излагается в другой книге конца XIX века — «Аптечное средство для мужчин и женщин». Ее авторы рекомендуют отрезать небольшие полоски пластыря и перед сном наклеивать их на предварительно разглаженную кожу. Журнал «Дамский мир» за 1908 год советовал женщинам очищать кожный покров, принимая особую ванну. В воду следовало добавить нашатырный спирт, взятый в количестве одного стакана. В этом же журнале говорилось о том, как избавиться от припухлости век, применяя настой лепестков васильков, и сделать упругой кожу шеи, втирая в нее смесь оливкового масла и духов. Надо сказать, что европейской женщине в плане поддержания красоты сильно повезло по сравнению с жительницами экзотических стран. Например, еще в недавнем прошлом китаянкам приходилось сооружать у себя на голове сложную прическу, которую они сохраняли в течение нескольких месяцев, подкладывая на ночь валик под шею и держа голову на весу. Помимо этого, девушки из аристократических семей на протяжении многих лет формировали у себя так называемые эротические ступни, сравниваемые с цветками лотоса. Деформация ступней достигалась посредством их плотного бинтования в пяти-шестилетнем возрасте. От этого рост ноги вначале замедлялся, а впоследствии останавливался совсем. Увеличивался в размере только большой палец, остающийся свободным, который позволял сохранять равновесие при ходьбе. Лотосообразные ступни считались верхом совершенства и ценились настолько, что никому, кроме мужа, не позволялось к ним прикасаться, даже близким родственникам. Для завершения образа обворожительной женщины китаянкам также надлежало белить лицо и чернить зубы. Подобные обычаи существовали и в Японии. Чтобы придать зубам черный оттенок, женщины травили их поверхность уксусной кислотой и окрашивали раствором крепкого чая. Ритуалы, связанные с изменением цвета и формы зубов, а также удалением некоторых из них, были распространены в разных странах. Нередко эти обряды проводились при инициации подростков во взрослые члены общества. Например, в некоторых австралийских племенах юноше выбивали один или два передних зуба, и только после этого он мог начать сексуальную жизнь. Девушки и юноши острова Алор в Индонезии тщательно следили за своими зубами, подтачивая их и черня краской. Проведение подобных церемоний путешественники и исследователи отмечали еще в сороковых годах XX века. Человек, специализирующийся на чернении зубов, изготавливал из чернозема и определенных растений пасту и натирал ею древесную кору. Эту кору он прижимал к зубам молодых людей и фиксировал с помощью особого приспособления. В течение десяти дней испытуемые не могли питаться привычным образом, а были вынуждены заглатывать еду маленькими кусочками и нить через длинные бамбуковые трубочки. В подавляющем большинстве древних культур бритый лобок считался символом чистоты и непорочности. После окраски зубок следовало их укорачивание. Чтобы процедура прошла успешно, в рот девочки или мальчика вводили кукурузные початки, после чего наполовину спиливали шесть верхних и шесть нижних зубов. Считалось, что после такого ритуала молодежь готова к бракосочетанию. В некоторых племенах индейцев Бразилии было принято обтачивать зубы в форме конуса, а древние майя просто высверливали в них углубления и помещали в получившиеся ниши драгоценные и полудрагоценные камни. Медная статуэтка, изображающая девушку
в односторонней юбке. Камерун, 1970-е гг. В бразильском племени ботокулов принято украшать и уши, и нижние губы, и которые вставляются несколько связанных между собой и свешивающихся вниз дисков. Замужняя женщина Папуа — Новой Гвинеи в повседневной юбке из пальмовых волокон, одеваемой под углом на самый низ туловища, с открытием ягодиц и выбритого лобка. Этнографический рисунок 2001 г., выполненный О. Диксоном. Один из самых распространенных канонов женской красоты, существовавший в прошлом и имеющий место в наши дни, предписывает удалять волосяной покров с тела, чтобы кожа была гладкой и бархатистой на ощупь. У некоторых пародов бритье волос, помимо чисто эстетических норм, рассматривается и в качестве очистительного ритуала. Распространено мнение, что вместе с удалением волос человек освобождается от своих проблем и грехов. Традиционный ритуальный пояс и браслеты у девушки, участвующей в шаманской мистерии. Этнографический рисунок 2002 г., выполненный О. Диксоном. Две ее половинки остаются соединенными на месте разлома корой, по принципу пинцета. Волосок защемляется между концами палочки и выдергивается. Таким способом мужчины бреют свои бороды, а женщины очищают от волос лобок, что является очень важной и ответственной процедурой. Лобок всегда остается на виду, поскольку пояс традиционной юбки находится довольно низко. Считается неприличным иметь волосатый лобок и в племени яномама, населяющем джунгли юга Венесуэлы и севера Бразилии. Когда этих индейцев посетила американская исследовательница Флоринда Доннер, женщины племени пришли в недоумение, увидев у нее растительность на половых органах. Еще больше они удивились, когда она наотрез отказалась удалять волосы в этом месте, что стало предметом постоянных насмешек. Французские салонные почтовые кирточки 1906 года, изображающие девушек с удаленными волосами на лобке, что было редкостью для цивилизованной Европы того времени. Частная коллекция К сожалению, точных рецептов, способствующих удалению волос, до нас не дошло. Сохранилось лишь упоминание, что в состав некоторых из них входило посвященное богине любви Венере растение гиацинт (Hyacinthus), сок из корня которого препятствовал развитию волос и, по поверью, отодвигал сроки наступления половой зрелости. Другой старинный рецепт, претендующий на подобное действие и числящийся о «Описании о травах» под номером 107, дает следующее пространственное указание: «Трава гонец (по всей видимости Sedum telephim или заячья капуста) растет при реках, болотах и старых местах, ростом в локоть, цвет багров: у кого волос растет, так корень пускать с солью, а у кого волосатик или нырок, то, уваря ее, хлебать и прикладывать с овечьим щавелем и поможет».
В глубинках Западной Сибири испокон веков для получения гладкой кожи использовали дурман обыкновенный (Datura stramonium), известный также как снотворное, болеутоляющее и опьяняющее средство. Для получения крепкого отвара, которым смазывали волосистые участки тела, брали 150 г дурмана вместе с корнями и кипятили эту траву в одном литре воды некоторое время. После повторения процедуры несколько раз волосы обычно выпадали сами собой. Данное средство, как заверяли знахари, хранится долгие годы, не портясь и не теряя своих свойств. Подобным действием обладает и грецкий орех. Так, если у женщины интенсивно растут волосы, в том числе и на лице, то можно сжечь скорлупу грецкого ореха (особенно важны в этом процессе тонкие перегородки), образовавшуюся золу растворить в небольшом
количестве воды и смазать изготовленной смесью «нездоровые» участки кожи. Припудривание. Рисунок О. Бердслея к «Лисистрате» Аристофана. Более простым и действенным методом, по свидетельству очевидцев, обладали гавайские шаманы — кахуны. Силой сиоего внушения они могли раз
и навсегда прекратить рост волос. Как описывает в своей книге «Магия чудес» Макс Фриом Лонг, однажды его знакомый повстречал молодую гавайку, которая дала ему понять, что она может прекратить рост щетины у него на лице. Не придавая особого значения ее
словам, молодой человек согласился. Тогда девушка потерла пальцами его правую щеку и сказала, что скоро ему не нужно будет бриться, поскольку борода перестанет расти. Юноша мог бы навсегда забыть об этом инциденте, если бы через две недели не обнаружил у себя на щеке маленький участок кожи, лишенный растительности. С каждым днем чтот участок увеличивался, внося панику в его размеренную жизнь. Дело в том, что без щетины лицо молодого человека становилось женоподобным и в связи с этим он не хотел навсегда лишаться бороды. После консультации с Лонгом он разыскал гавайскую шаманку и попросил ее отозвать назад свое внушение. Она без особого желания погладила рукой щеку юноши и заверила его, что щетина вскоре появится. Через неделю ее манипуляции принесли должный результат, и лицо молодого человека снова стало «мужественным».
Такие женщины назывались слонихами. Для большего соответствия с одним из перечисленных типов женщины и красили лобковые
волосы, пользуясь, как правило, проверенными рецептами древних модниц Египта и Рима, представленными выше.
К гаданию по цвету растительности на «холмике Венеры» прибегали многие высокопоставленные особы и даже короли, подглядывая за кандидатками в невесты через замочную скважину и не подозревая, что некоторые прозорливые избранницы предусмотрительно окрашивали лобковые волосы в нужный цвет, "меняя» тем самым свой характер. Женщина, олицетворяющая знание Средневековая гравюра. Большая часть средневековых воззрений на женскую красоту канула в небытие, но об определении темперамента вышеизложенным способом не забыли и в наши дни. К примеру, такая известная личность, как мадам Карбоньер, в своей книге «Французская энциклопедия молодой женщины» всем интересующимся предлагает следующий метод превращения в «лотосопо-добную искусницу»: взять 50 г трехпроцентной перекиси водорода и влип, туда половину чайной ложки нашатырного спирта. Затем полученный раствор смешать с мыльным кремом для бритья и образовавшуюся пену нанести на выбранный для окраски волосяной покров. Как только мыльная смесь высохнет, ее надо смыть теплой водой. После повторения этой процедуры несколько раз волосы постепенно обесцветятся, станут тоньше и менее заметны. (Кстати, рецепт с применением перекиси водорода нашими современницами чаще всего используется для борьбы с растительностью ног.) Идеал женской красоты на рубеже XIX и XX вв. Возвращаясь к уходу за «лунным холмиком», можно отметить, что многие женщины сейчас либо бреют лобок, приближаясь к канонам божественной красоты Венеры, либо изобретают все-возможные интимные прически, используя свою безграничную фантазию. Наиболее распространены полосочки различной ширины, треугольнички и ромбики, а некоторые любительницы экзотики включают частичный волосяной покров в элементы татуировки. Можно по-разному относиться к подобным изыскам, но все же телесная опрятность никогда не являлась предметом порицания, а была частью образа жизни, диктуемого временем. |
||||||||