Лора Ди Тайная женская магия


КРАСОТА И ЕЕ КАНОНЫ

«Порою женщины, чья красота совершенна, а достоинства редкостны, так трогают наше сердце, что мы довольствуемся лишь правом смотреть на них и говорить с ними», — пишет Жан де Лабрюйер в книге «Характеры или нравы нынешнего века». Он же размышляет о том, что, к сожалению, женщины по своей природе ветрены и, заигрывая с одним мужчиной, часто думают о другом. О женском вероломстве говорит и брамин, обращаясь к гетере, в одной из версий известного индийского трактата «Кама Сутра»:
«— Кто создал эту башню нечестивости, это скопище пороков, это поле, засеянное ложью, этот яд с ароматом нектара, этот голос погрязшего в пороках города, этот забор, преграждающий путь к небу, эту цепь, которая приковывает смертных к земле, — женщину?
— Плох тот, кто проклинает женщину, он обманывает себя и других, потому что наказывают только боги на небесах, а они знают, кто что заслужил.
— У женщин мед в словах и яд в сердцах, поэтому мы обсасываем их губы и отталкиваем ударом в грудь.

Искусство обворожения. Рисунок О.Бердслея к «Саломее» Оскыра Уайльда.

— Сумасшедшие, которые бегут от женщин, получают горький плод, собственная глупость и бог любви жестоко наказывают их. В тот день, когда достойные мужчины осуществят свои мечты, для них и горы поплывут через океан, и все станет достижимым.
— На земле есть лишь один сад, полный гибельных цветов, — это юность. В этом саду страдания сильнее ста адских мук. В нем зараза безумия, в нем завеса, скрывающая свет знаний, и нем бог любви со своим нечестивым оружием.
— Даже старый одноглазый пес, грязный и хромой, у которого рот изранен костями, все равно бежит за сучками. Бог любви терзает мужчин до гробовой доски.
— Как только нога женщина наступает на сухую ветвь дерева ашоки, она тут же зацветает. Своей красотой женщины воспламеняют сердца всех мужчин. Они болтают с одним, бросают обольстительные взгляды на другого, а в сердце у них третий.
— Тот, кто владеет своими чувствами, кто подчинил себя духу, тому нет дела до болтающих блудниц, до их медовых уст, лиц, подобных лунам, до любовных игр и вздохов их пышной фуди.
— Вот кто постоянно клевещет на любовь, так это ученые мужи, у которых на языке Священное Писание. Но они говорят не то, что думают.
Кто в силах убежать от бедер молодой прекрасной женщины, украшенных поясами с позванивающими на них алыми бусинками?
Даже у Брахмы не хватит сил устоять перед тем, что делает женщина в порыве страсти».
О достоинствах и недостатках женщин можно рассуждать бесконечно, но если спросите влюбленного юношу:
— Что есть самое прекрасное на земле?
Он ответит:
— Лицо молодой любящей женщины.

Тантристы мужчина и женщина, стоящие в пояс связанного дерева, в традиционных украшениях и раскраске. Рисунок XVIII в.

— Каков самый лучший аромат?
— Аромат ее сладостного дыхания.
— Какой звук наиболее приятен?
— Звук любимого голоса.
— У чего самый изысканный вкус?
— У росы, увлажняющей ее губы.
— Что самое приятное на ощупь?
— Тело любящей женщины.
— Какая самая приятная картина, которую может представить мужчина?
— Черты ее красоты. Все прекрасно в женщине, которая любит.

----------------
По трактату «Kама Сутра».

Заботясь о своей красоте, во все времена женщины особое внимание уделяли подводке глаз и нанесению теней. Этот макияж в древности символизировал интуицию женщины, делал ее подобной Великой Богине, которая может распознавать суть вещей и видеть сквозь пространство и время. Чтобы глаза были более выразительными и таинственными, женщины арабских стран, Египта, Индии, Китая и др. обводили их краской, полученной на основе древесного угля, камфары, сурьмы, серы, мускатного ореха, шафрана, пепла раковин и масла. Помимо подчеркивания красоты глаз, природная краска могла выполнять и лечебную функцию Считалось, что чистый пепел деревьев, твердой породы, например дубя, проникая через поры, придает силы и успокаивает нервную систему. Из камфары, смешанной с некоторыми другими веществами, изготавливалась краска коул, которая обладала охлаждающим действием и, по поверью, способствовала развитию памяти и ясновидения. Ее получали следующим образом: на огонь ставили металлический чан с холодной водой, все необходимые ингредиенты сжигали, а образующуюся на внешней поверхности чана копоть собирали. Эта копоть и являлась ценной краской коул.
В тантрических обрядах было принято раскрашивать не только лицо, но и все тело. Хной и охрой, дающими красный цвет, женщины рисовали замысловатые узоры на своих кистях и стопах. Помимо этого особые метки ставились на лбу, горле, сосках, пупке и половых органах. Перед процессом нанесения краски все тело натиралось ароматическим маслом и посыпалось пеплом. Было распространено мнение, что после такого ритуала женщина становится очень соблазнительной и чувственной.
Не менее важное значение придавалось и подбору украшений из драгоценных и полудрагоценных камней, которые также усиливали женскую красоту и обаяние. В тантрической традиции выделяется пять разновидностей украшений, предназначенных для ношения на голове, в ушах, на шее, на руках и ногах и на поясе. Они символизируют пять психологических типов людей. Зная, к какому типу относится человек, женщина может магически воздействовать на него, правильно подобрав свои украшения.

Саломеи в прозрачном платье, украшенном замысловатыми узорами. Картина Гюстава Моро, 1876 г.

Неизменной гордостью любой женщины являются волосы. Еще в древности для формирования и сохранения прически использовались всевозможные гребни из кости, металла и дерева.
В Египте, чтобы получить льющиеся локоны, женщины накручивали волосы на тонкие палочки, обмазанные глиной, и высушивали их на солнце. Позднее для завивки стали применяться металлические стержни, которые предварительно нагревались. Очень широко была распространена окраска волос. Египтянки изменяли цвет волос хной, смешанной с грязью, получая желаемые оттенки от легкого пурпурного до медного и темно-каштанового. Римлянки, чтобы избавиться от седых волос, использовали краску, сделанную на основе зеленой ореховой скорлупы. Еще один необычный способ изготовления краски предписывал налить в свинцовый сосуд уксус и выпустить в него пиявок на шесть дней. Применяя полученное таким образом вещество, женщины осветляли свои волосы. В Европе женщины испытывали массу трудностей, добиваясь русого оттенка волос, пока королева Маргарита Валуа не изобрела устойчивую желтую краску. До этого момента модницы часами подставляли свои локоны, смоченные специальным раствором, под солнечные лучи, чтобы волосы выгорели.

После купания. Картина Огюспш Ренуа, 1888 г.

Конечно, после такой процедуры они становились довольно ломкими и для их восстановления приходилось делать питательные маски на основе деревянного и репейного масла. Для лечения волос также использовался свежий сок петрушки или сладкого перца, который втирался в кожу головы, как и масло. Рост волос, как считалось, стимулирует томат, а также настои некоторых лекарственных трав, например календулы. Чтобы приготовить настой календулы, нужно взять 20 г сухою сырья и залить его 1 ст. кипятка на 10—15 мин. При обильном выпадении волос помогает тысячелистник обыкновенный, если один-два раза в день в течение двух недель втирать сок этого растения в голову. Свежим соком алоэ рекомендуется ополаскивать волосы после мытья, и тогда они станут блестящими и шелковистыми. Сок щавеля обыкновенного устраняет грибковое поражение кожи головы, а при жирной себорее полезно втирать сок лимона. Если же нужно из-бапиться от перхоти, то, согласно старинным рецептам, голову следует мыть отваром из свежих листьев или семян капусты, а также можно использовать свежеприготовленный сок свеклы. Для укрепления волос можно прибегнуть и к рецептам более позднего происхождения. Один из них советует после мытья головы втереть в кожу однородную массу, состоящую из 50 г пекарских дрожжей и двух-трех яичных желтков. После этого на голову нужно надеть плотную шапочку и повязать поверх нее платок. Через 45 мин. волосы следует промыть и в завершение ополоснуть их водой с разведенным в ней лимонным соком или солью. По другому рецепту в кожу головы втирают абрикосовое масло в количестве 15 мл, смешанное с двумя яичными желтками и одной столовой ложкой настоя чайного гриба. Примерно через час голову ополаскивают и моют с мылом.

Женская красота с точки зрения концы XIX - начала XX в. Старинные фотографии из частной коллекции.

В книге «Искусство сохранять красоту», изданной в 1802 году в Санкт-Петербурге, имеется описание очень любопытного средства для ликвидации морщин: «Возьми петрушечного и крапивного семени и персиковых ядер, взвари оное вместе и умой лицо сею водою — будет всегда нежным и белым. Для истребления морщин на лице дистиллируй два рода поды: одну из еловых шишек, а другую — из лимонного соку. Сперва умывайся первою, потом — второй». Еще одно средство от морщин излагается в другой книге конца XIX века — «Аптечное средство для мужчин и женщин». Ее авторы рекомендуют отрезать небольшие полоски пластыря и перед сном наклеивать их на предварительно разглаженную кожу. Журнал «Дамский мир» за 1908 год советовал женщинам очищать кожный покров, принимая особую ванну. В воду следовало добавить нашатырный спирт, взятый в количестве одного стакана. В этом же журнале говорилось о том, как избавиться от припухлости век, применяя настой лепестков васильков, и сделать упругой кожу шеи, втирая в нее смесь оливкового масла и духов.


Девушка из французской колонии. Архив Lui, середина XX в.

Надо сказать, что европейской женщине в плане поддержания красоты сильно повезло по сравнению с жительницами экзотических стран. Например, еще в недавнем прошлом китаянкам приходилось сооружать у себя на голове сложную прическу, которую они сохраняли в течение нескольких месяцев, подкладывая на ночь валик под шею и держа голову на весу. Помимо этого, девушки из аристократических семей на протяжении многих лет формировали у себя так называемые эротические ступни, сравниваемые с цветками лотоса. Деформация ступней достигалась посредством их плотного бинтования в пяти-шестилетнем возрасте. От этого рост ноги вначале замедлялся, а впоследствии останавливался совсем. Увеличивался в размере только большой палец, остающийся свободным, который позволял сохранять равновесие при ходьбе. Лотосообразные ступни считались верхом совершенства и ценились настолько, что никому, кроме мужа, не позволялось к ним прикасаться, даже близким родственникам. Для завершения образа обворожительной женщины китаянкам также надлежало белить лицо и чернить зубы. Подобные обычаи существовали и в Японии. Чтобы придать зубам черный оттенок, женщины травили их поверхность уксусной кислотой и окрашивали раствором крепкого чая. Ритуалы, связанные с изменением цвета и формы зубов, а также удалением некоторых из них, были распространены в разных странах. Нередко эти обряды проводились при инициации подростков во взрослые члены общества. Например, в некоторых австралийских племенах юноше выбивали один или два передних зуба, и только после этого он мог начать сексуальную жизнь. Девушки и юноши острова Алор в Индонезии тщательно следили за своими зубами, подтачивая их и черня краской. Проведение подобных церемоний путешественники и исследователи отмечали еще в сороковых годах XX века. Человек, специализирующийся на чернении зубов, изготавливал из чернозема и определенных растений пасту и натирал ею древесную кору. Эту кору он прижимал к зубам молодых людей и фиксировал с помощью особого приспособления. В течение десяти дней испытуемые не могли питаться привычным образом, а были вынуждены заглатывать еду маленькими кусочками и нить через длинные бамбуковые трубочки.

В подавляющем большинстве древних культур бритый лобок считался символом чистоты и непорочности.

После окраски зубок следовало их укорачивание. Чтобы процедура прошла успешно, в рот девочки или мальчика вводили кукурузные початки, после чего наполовину спиливали шесть верхних и шесть нижних зубов. Считалось, что после такого ритуала молодежь готова к бракосочетанию. В некоторых племенах индейцев Бразилии было принято обтачивать зубы в форме конуса, а древние майя просто высверливали в них углубления и помещали в получившиеся ниши драгоценные и полудрагоценные камни.
У каждого народа имеется свой собственный взгляд на женскую красоту, от которой, как полагают чукчи, должно забиться сердце даже у камня. Например, женщины племени падаунг вынуждены в течение многих лет вытягивать свою шею посредством надевания на нее бронзовых колец. Первое кольцо выдается девочке в десятилетнем возрасте. Затем каждый год число колец увеличивается и с возрастом достигает двадцати штук и более. Считается, что чем больше колец и чем длиннее шея, тем женщина красивее. Женщины племени маколо для привлечения мужчин вставляют в верхнюю губу пластину. В результате таких действий губа сильно вытягивается, но местные мужчины находят в этом особую прелесть. Подобные пластины также используются некоторыми племенами, проживающими на юге республики Чад, в Конго и в других странах. Повсеместно распространено прокалывание ушей и ноздрей. Например, масаи Кении вдевают в мочки ушей всевозможные украшения, сделанные из раковин и костей. При этом уши так сильно вытягиваются, что со временем опускаются ниже илечей. Таким же обритом поступают и канаки Микронезии. Проделывая в мочке уха отверстие, они периодически расширяют его, помещая псе более и более крупные предметы.

Медная статуэтка, изображающая девушку в односторонней юбке. Камерун, 1970-е гг.
Прорисовка О. Диксона.

В бразильском племени ботокулов принято украшать и уши, и нижние губы, и которые вставляются несколько связанных между собой и свешивающихся вниз дисков.
На территории Юкатана времен древних майя проводилась операция, заключающаяся в деформации черепа, чтобы человек по своему внешнему виду был похож на ягуара — священного животного этого народа. Еще во младенчестве, когда кости мягки и податливы, голова ребенка зажималась между двумя дощечками. Со временем череп вытягивался и становился плоским, как у хищника. Аланы, жители приуральских и предкавказских степей, в период раннего Средневековья также изменяли форму головы. В древности деформировали свои черепа и женщины правящей династии Египта, Кипра и Крита. Таким образом высокородных особ можно было легко отличить от других людей. До недавнего времени подобные обряды проводились в Патагонии (Аргентина) и Гренландии, а по некоторым свидетельствам, они до сих пор встречаются в Боливии. Изменение формы головы там происходит за счет извлечения из черепной коробки отдельных костей, которые впоследствии используются в целительстве для лечения серьезных недугов и служат амулетами, защищающими от злых духов.

Замужняя женщина Папуа — Новой Гвинеи в повседневной юбке из пальмовых волокон, одеваемой под углом на самый низ туловища, с открытием ягодиц и выбритого лобка. Этнографический рисунок 2001 г., выполненный О. Диксоном.

Один из самых распространенных канонов женской красоты, существовавший в прошлом и имеющий место в наши дни, предписывает удалять волосяной покров с тела, чтобы кожа была гладкой и бархатистой на ощупь. У некоторых пародов бритье волос, помимо чисто эстетических норм, рассматривается и в качестве очистительного ритуала. Распространено мнение, что вместе с удалением волос человек освобождается от своих проблем и грехов.
Иногда ритуальное бритье завершает процесс выздоровления больного или сопровождает подготовку к какому-либо другому важному обряду. Приспособлениями для удаления волос в племенах, придерживающихся традиционного образа жизни, служат металлические щипцы (например, у масаев Кении), медные ножи, ракушки или лезвия растительного происхождения. Например, в Панаме для этих целей иногда используется особая трава. Ее семена находятся в очень острой кожуре, которой можно срезать волосы. На острове Новая Гвинея для избавления от нежелательной растительности применяется надломленная палочка.

Традиционный ритуальный пояс и браслеты у девушки, участвующей в шаманской мистерии. Этнографический рисунок 2002 г., выполненный О. Диксоном.

Две ее половинки остаются соединенными на месте разлома корой, по принципу пинцета. Волосок защемляется между концами палочки и выдергивается. Таким способом мужчины бреют свои бороды, а женщины очищают от волос лобок, что является очень важной и ответственной процедурой. Лобок всегда остается на виду, поскольку пояс традиционной юбки находится довольно низко. Считается неприличным иметь волосатый лобок и в племени яномама, населяющем джунгли юга Венесуэлы и севера Бразилии. Когда этих индейцев посетила американская исследовательница Флоринда Доннер, женщины племени пришли в недоумение, увидев у нее растительность на половых органах. Еще больше они удивились, когда она наотрез отказалась удалять волосы в этом месте, что стало предметом постоянных насмешек.
Рамки древнеегипетских эталонов красоты позволяли иметь волосатую кожу только феллахам и рабам. Высокопоставленные египтянки, чтобы соответствовать стандартам морали, регулярно принимали ароматные ванны из настоев специальных трав и натирались особыми маслами, благодаря чему все волосы на теле выпадали и кожа становилась удивительно гладкой и мягкой.

Французские салонные почтовые кирточки 1906 года, изображающие девушек с удаленными волосами на лобке, что было редкостью для цивилизованной Европы того времени. Частная коллекция

К сожалению, точных рецептов, способствующих удалению волос, до нас не дошло. Сохранилось лишь упоминание, что в состав некоторых из них входило посвященное богине любви Венере растение гиацинт (Hyacinthus), сок из корня которого препятствовал развитию волос и, по поверью, отодвигал сроки наступления половой зрелости. Другой старинный рецепт, претендующий на подобное действие и числящийся о «Описании о травах» под номером 107, дает следующее пространственное указание: «Трава гонец (по всей видимости Sedum telephim или заячья капуста) растет при реках, болотах и старых местах, ростом в локоть, цвет багров: у кого волос растет, так корень пускать с солью, а у кого волосатик или нырок, то, уваря ее, хлебать и прикладывать с овечьим щавелем и поможет».


Голос толпы. Картина Поля Дельво, 1948 г. Чаще всего женщины Западной Европы
в XX веке не прибегали к бритью лобка. В 80-х годах входят в моду интимные прически, но полное удаление волос не применяется даже в наши дни.

В глубинках Западной Сибири испокон веков для получения гладкой кожи использовали дурман обыкновенный (Datura stramonium), известный также как снотворное, болеутоляющее и опьяняющее средство. Для получения крепкого отвара, которым смазывали волосистые участки тела, брали 150 г дурмана вместе с корнями и кипятили эту траву в одном литре воды некоторое время. После повторения процедуры несколько раз волосы обычно выпадали сами собой. Данное средство, как заверяли знахари, хранится долгие годы, не портясь и не теряя своих свойств. Подобным действием обладает и грецкий орех. Так, если у женщины интенсивно растут волосы, в том числе и на лице, то можно сжечь скорлупу грецкого ореха (особенно важны в этом процессе тонкие перегородки), образовавшуюся золу растворить в небольшом количестве воды и смазать изготовленной смесью «нездоровые» участки кожи.
Еще один метод, который довольно широко применяется в народной медицине до сих пор, состоит в следующем: 10 кусков сахара нужно намочить водой, добавить сок четвертинки лимона или немного лимонной кислоты и топить на минимальном огне до получения однородного вязкого состава золотистого цвета. Затем изготовленную массу следует остудить и еще теплой наложить на нежелательный волосяной покров. Когда средство затвердеет, его необходимо удалить, а обработанные места обложить свежими листьями сирени, обладающими противовоспалительным и ранозаживляющим действием. Здесь надо отметить, что по времена Средневековья перед проведением этой процедуры в волосистые участки кожи предварительно втиралось обезболивающее вещество, поэтому сам процесс не приносил неприятных ощущений.

Припудривание. Рисунок О. Бердслея к «Лисистрате» Аристофана.

Более простым и действенным методом, по свидетельству очевидцев, обладали гавайские шаманы — кахуны. Силой сиоего внушения они могли раз и навсегда прекратить рост волос. Как описывает в своей книге «Магия чудес» Макс Фриом Лонг, однажды его знакомый повстречал молодую гавайку, которая дала ему понять, что она может прекратить рост щетины у него на лице. Не придавая особого значения ее словам, молодой человек согласился. Тогда девушка потерла пальцами его правую щеку и сказала, что скоро ему не нужно будет бриться, поскольку борода перестанет расти. Юноша мог бы навсегда забыть об этом инциденте, если бы через две недели не обнаружил у себя на щеке маленький участок кожи, лишенный растительности. С каждым днем чтот участок увеличивался, внося панику в его размеренную жизнь. Дело в том, что без щетины лицо молодого человека становилось женоподобным и в связи с этим он не хотел навсегда лишаться бороды. После консультации с Лонгом он разыскал гавайскую шаманку и попросил ее отозвать назад свое внушение. Она без особого желания погладила рукой щеку юноши и заверила его, что щетина вскоре появится. Через неделю ее манипуляции принесли должный результат, и лицо молодого человека снова стало «мужественным».
В Средние века в Европе женщины подкрашивали волосы на лобке, который имел название — «лунный холмик». Это действо распространилось в результате бытовавшего тогда воззрения, что пигментация накладывает отпечаток на характер и диктует определенную манеру поведения. Считалось, что светлые мягкие волоски на лобке говорят о покладистом нраве и верности. Подобная точка зрения отражена также и в уже упоминавшемся трактате «Кама Сутра», где женщины такого склада отнесены к лотосоподобным искусницам, сравниваемым с нежной ланью. Другая категория женщин с более густыми и темными лобковыми волосами, свидетельствующими о неудержимой страсти и жарких объятиях, обычно приравнивалась к кобыльему типу. О похотливых желаниях и склонности к распутству, по мнению восточных философов, извещают рыжеватые жесткие волосы.

Современные эталоны женской красоты в Азии:
Последняя предствительница древнего шаманского рода ульча Ийя Ирина ) "Черка". Татарская шаманка Чечек - Ай (Красивая Луна). Фото О. Диксона, архив ОИП "Мезосознание".

Такие женщины назывались слонихами. Для большего соответствия с одним из перечисленных типов женщины и красили лобковые волосы, пользуясь, как правило, проверенными рецептами древних модниц Египта и Рима, представленными выше.
Мистическое распознавание женского темперамента по цвету волос с веками так укоренилось в обществе, одновременно с этим профанировавшись до неузнаваемости, что женщин, занимающихся древнейшей профессией, даже стали заставлять придавать голове ярко-рыжий оттенок. Таким образом, любой добропорядочный горожанин мог легко определить, кто перед ним — леди или женщина ветреного поведения, общаться с которой было неприлично. Правда, подобная однобокость сильно удивила бы весь древний мир, поскольку «рыжеватость» когда-то была уделом людей совершенно иного, высшего сословия.


Рисунки С. Видберга к чувашскому варианту «Кама Сутры» а) омовение; б) девушка-лань.

К гаданию по цвету растительности на «холмике Венеры» прибегали многие высокопоставленные особы и даже короли, подглядывая за кандидатками в невесты через замочную скважину и не подозревая, что некоторые прозорливые избранницы предусмотрительно окрашивали лобковые волосы в нужный цвет, "меняя» тем самым свой характер.

Женщина, олицетворяющая знание Средневековая гравюра.

Большая часть средневековых воззрений на женскую красоту канула в небытие, но об определении темперамента вышеизложенным способом не забыли и в наши дни. К примеру, такая известная личность, как мадам Карбоньер, в своей книге «Французская энциклопедия молодой женщины» всем интересующимся предлагает следующий метод превращения в «лотосопо-добную искусницу»: взять 50 г трехпроцентной перекиси водорода и влип, туда половину чайной ложки нашатырного спирта. Затем полученный раствор смешать с мыльным кремом для бритья и образовавшуюся пену нанести на выбранный для окраски волосяной покров. Как только мыльная смесь высохнет, ее надо смыть теплой водой. После повторения этой процедуры несколько раз волосы постепенно обесцветятся, станут тоньше и менее заметны. (Кстати, рецепт с применением перекиси водорода нашими современницами чаще всего используется для борьбы с растительностью ног.)

Идеал женской красоты на рубеже XIX и XX вв.

Возвращаясь к уходу за «лунным холмиком», можно отметить, что многие женщины сейчас либо бреют лобок, приближаясь к канонам божественной красоты Венеры, либо изобретают все-возможные интимные прически, используя свою безграничную фантазию. Наиболее распространены полосочки различной ширины, треугольнички и ромбики, а некоторые любительницы экзотики включают частичный волосяной покров в элементы татуировки. Можно по-разному относиться к подобным изыскам, но все же телесная опрятность никогда не являлась предметом порицания, а была частью образа жизни, диктуемого временем.

Используются технологии uCoz