Глава пятая Орудия шамана. Давайте сделаем небольшое отступление и рассмотрим орудия, которыми пользуются шаманы. Это предметы силы, связывающие осознание с глубинными уровнями творческого потенциала, заключенными внутри, а также с природными и космическими силами, окружающими нас. Они помогают выявить личную "медицину" человека, или его собственную духовную силу. Шаманские орудия представляют собой нечто большее, чем вспомогательные инструменты; каждое из них одновременно и выражение внутреннего потенциала и средство проявления этого потенциала. Следует помнить о том, что сила, заключенная в шаманских орудиях, не находятся в самих предметах. Это всего лишь каналы, через которые шаман может пропускать накопленную энергию и направлять ее в нужное место. Сила принадлежит человеку, использующему орудия, которые как бы служат продолжением его личности. Шаманские орудия перечислены здесь в алфавитном порядке, но это никак не соотносится с их ценностью в работе шамана. Каждое из них играет жизненно важную роль. АЛТАРЬ Шаманский алтарь очень прост: это кусок ткани, на котором можно удобно разложить орудия, камни, кристаллы и другие принадлежности. Алтарь помогает направить наше внимание, обозначая пределы священного пространства, где смешивается физическое и духовное. Племенные шаманы устанавливали алтарь на земле и садились перед ним, скрестив ноги. Для большинства из нас такая поза неудобна в течение длительного времени, поэтому алтарную ткань можно разложить на приподнятой поверхности - скажем, на кофейном столике или на любом другом возвышении, перед которым можно сесть. Для алтаря лучше всего подходит простая хлопчатобумажная ткань, однотонная, нейтрального цвета (черная или белая), хотя некоторые предпочитают ткань с декоративной отделкой и даже вышитыми узорами. Я пользуюсь небольшим плетеным ковриком ручной работы, который легко раскатывается в прямоугольник. Его можно положить и на землю, и на крышку стола. Здесь нет твердых правил: выбирайте то, что кажется правильным для вас. Ваш разум определяет намерение, которое передается предмету. БАРАБАН Барабан - особенно ценное орудие; для шамана это средство, открывающее
доступ к иным мирам восприятия. Чаще всего используется круглый ручной
барабан, который можно без труда переносить с места на место. Обычно
он изготавливается из полого древесного ствола, обтянутого выделанной
кожей животного. В былые дни американские индейцы предпочитали брать
шкуру буйвола, а теперь наиболее распространенным материалом является
козлиная или оленья шкура. На обратной стороне барабана имеется оплетка
из полосок кожи, расположенных, как спицы в велосипедном колесе. В центре,
где "спицы" перекрещиваются, закреплен кусочек мягкой ткани
или кожи, образующий ручку для переноски барабана. Иногда вместо кожи
используется деревянный штырек. "ГОВОРЯЩАЯ" ПАЛОЧКА
ЖЕЗЛ Хотя жезл с глубокой древности был символом высокого служения, эмблемой
лидерства и авторитета, в шаманическом понимании он обозначает ось между
солнцестояниями - властью Солнца (концептуального, оплодотворяющего
мужского начала) и властью Земли (восприимчивого, питающего женского
начала). Он ассоциируется со стихией Огня и используется для выведения
энергии огня в мир физических явлений через трансмутацию. Посох можно
использовать при исцелении для восстановления целостности организма.
Обычно посох делали из ветки, срезанной с живой лещины или другого орехового
дерева. Его длина примерно равна расстоянию между плечом и кончиками
пальцев вытянутой руки. Перед тем как предпринять "хирургическую
операцию", шаман не только просит разрешения у дерева, но и ждет
указания, в каком месте можно сделать надрез. Он удостоверяется, что
дух дерева не уходит из ветки и она остается живой, даже будучи отделенной
от ствола. КУРИЛЬНИЦА
МАСКА
МАЯТНИК Тысячи лет шаманы различных культур пользовались маятником как диагностическим
орудием. Маятник состоит из небольшого груза - например, кристалла хрусталя,
камешка или деревянного конуса, - подвешенного на нити или тонком шнуре.
Шнур держат между указательным и большим пальцами, в 7-8 см от груза. МОЛИТВЕННАЯ СТРЕЛА Американский индеец считал стрелу не просто одним из видов оружия для
охоты на дичь или войны с врагами племени. Стрела была еще и духовным
орудием, используемым для того, чтобы добывать пищу для души и наносить
поражения врагам духа. Такую стрелу готовили специально и наделяли ее
характерными чертами с помощью эмблем и символов владельца. Она использовалась
как вспомогательное средство при медитации и как инструмент для посланий
Великому Духу. ОЖЕРЕЛЬЕ Шаман носит ожерелье не просто для украшения. Ожерелье, имеющее форму кольца, символизирует круг личности шамана, а бусины, косточки, зубы, камни или другие предметы, нанизанные на него, служат для связи с тонкими энергиями владельца. ПЕРО
ПЕРЬЕВОЙ ВЕЕР
ПОГРЕМУШКА Погремушка - древнее звуковое устройство, которым пользовались для
того, чтобы создать атмосферу ожидания в процессе перехода от одного
уровня реальности к другому. Обычно погремушка изготовляется из высушенной
тыковки или сыромятной кожи и содержит семена, бобы, камушки или мелкие
кристаллы, издающие характерный звук при встряхивании инструмента. Тыковка
прикреплена к деревянной или костяной рукояти, украшенной символами,
важными для владельца. Встряхивание погремушки имеет огромное значение.
СВЕЧА
СВИСТОК
ТРАВЫ ДАЯ ОКУРИВАНИЯ Окуривать - значит очищать дымом священных растений. Травами, предназначенными
для духовной работы, были шалфей, кедровая хвоя, болотный мирт или лаванда.
ШАМАНСКАЯ СУМКА И МЕШОЧКИ ДЛЯ ПРЕДМЕТОВ СИЛЫ
ШАМАНСКИЙ УЗЕЛОК Это маленький мешочек, который носят на шее или прикрепляют к одежде. Там хранятся предметы личной силы шамана, представляющие четыре царства - минеральное, растительное, животное и человеческое, - включая изображения личных и клановых тотемов. Это камни и кристаллы, травы, листья, кора, клочки меха, перья, зубы, когти, человеческие волосы, обрезки ногтей и образцы крови. Шаманский узелок помогает установить "связи" и привести своего владельца к гармонии с иными уровнями бытия внутри Великого Целого. ШАМАНСКИЙ ЩИТ Шаманский щит не имеет ничего общего с защитой воина в битве. Это личный
щит, выражающий священное намерение его владельца и связь с духом. Упражнение 14 ОСВЯЩЕНИЕ ОРУДИЙ И ПРЕДМЕТОВ Любой предмет, используемый в шаманской работе, должен быть освящен,
то есть предназначен для выполнения специальной задачи. Он должен быть
пробужден и заряжен силой. Шаманские орудия пробуждаются жизненной энергией
шамана, "накачиваемой" в них подобно тому, как аккумуляторная
батарея автомобиля заряжается от электрической сети через трансформатор.
Шаман выступает в роли трансформатора энергии, понижая ее "напряжение"
и переводя в деревянные, каменные или кристаллические предметы, которые
впоследствии становятся продолжением его намерения и личной силы.
Расстелите ткань на ровной поверхности (на крышке стола или туалетного столика) и встаньте перед ней лицом к северу. Если это невозможно из-за нехватки свободного места, представьте, что север находится перед вами; соответственно, восток находится справа, а запад слева. Свечу в подсвечнике нужно поставить в центре стола на расстеленной ткани. Миска с солью или землей ставится слева от подсвечника (на западе), миска с водой перед подсвечником (на юге), а курильница за подсвечником (на севере). Освящаемый предмет или предметы должны быть расположены справа от подсвечника на рабочей поверхности. Зажигая свечу, представьте, что она загорается от вашего внутреннего света. Таким образом, пламя свечи символизирует свет сознания, источник вашего бытия, а также божественный Свет, источник всего сущего. Очистите рабочее пространство и укрепите свою ауру, как описано в упражнениях 8 и 9. Окурите очищаемый предмет или предметы дымом тлеющих трав. Следующий шаг заключается в накоплении Жизненной Силы в вашей энергетической системе с помощью шаманского дыхания, описанного в конце главы 4. Вы обираетесь переместить эту Жизненную Силу через акт воли и намерения в освящаемые предметы. Совершите очищение воды и соли. Сначала возьмите миску с водой и оставьте ее прямо перед собой. Держа руки ладонями вниз, опустите их над миской и скажите с выражением: "Я изгоняю все грязное и нечистое из этой воды в то место, где оно не может причинить вреда. Изыди". Сделайте короткую паузу, а затем добавьте: "Да будет эта вода благословенна". При очищении от любых нечистот или нежелательных воздействий в шаманской работе очень важно, чтобы они не оставались поблизости, где возможно их влияние на других людей. Некоторые экзорцисты и исследователи оккультного допускают подобную ошибку в своих ритуалах изгнания нечистой силы. Шаман заранее убеждается, что любые нежелательные воздействия отправляются в то место, где они не могут причинить вреда. Теперь поставьте миску с солью рядом с водой. Опустите руки ладонями вниз и скажите: "Я изгоняю все грязное и нечистое из этой субстанции Земли в то место, где оно не может причинить вреда. Изыди". Сделайте паузу, затем добавьте: "Да будет благословенна эта субстанция Земли". Теперь возьмите щепотку соли, насыпьте ее в воду и скажите: "Пусть все хорошее войдет в эту воду, чтобы она несла чистоту и гармонию, где бы ни протекала. Да будет так". Закрепите действие, то есть сделайте его постоянным, начертив символ Шаманического Колеса в воздухе над миской с освященной водой. Символ нужно чертить правой рукой. Шаманическое Колесо отражает безупречное равновесие Силы и Формы, которое содержится в символе Вакан-Танка. Этим именем индейцы равнин Северной Америки называли Великого Духа, который одновременно находится в Творении и вне его, заключая в себе все сущее.
Начните чертить круг с точки, расположенной прямо за миской, и далее, как описано в упражнении 9. Затем повторите процедуру над миской с солью и верните обе миски в первоначальное положение. Мои духовные наставники подчеркивали, что в работе шамана принимают участие все стихии, поэтому шаманские орудия необходимо освящать Воздухом, Водой, Огнем и Землей. Каждая стихия играет свою роль в освящении, и перед каждым следующим поступком вы должны тщательно обдумывать, что собираетесь делать. Возьмите первый предмет, который собираетесь освятить, и положите его перед собой. Наше первое действие заключается в его освящении стихией Воздуха. Для обозначения этой стихии мы пользуемся дымом тлеющих трав. Поставьте рядом с предметом подготовленную курильницу. Зажгите пучок трав или смесь для окуривания и разгоните воздух энергичными движениями, чтобы она начала тлеть. Держа курильницу в левой руке, возьмите предмет правой рукой и проведите его через дым. Повторите данную процедуру несколько раз, чтобы вещь пропиталась дымом. Думайте о качествах, сообщаемых стихией Воздуха, например: "Воздух есть свобода и движение. Воздух вдохновляет и воодушевляет. Воздух символизирует легкость и расширение. Воздух - это сила разума". Скажите вслух: "Я освящаю тебя стихией Воздуха". Затем мы освящаем предмет стихией Огня. Для этого нужно быстро провести его над пламенем свечи, проследив за тем, чтобы он не обуглился. Обдумайте некоторые качества стихии Огня, например: "Огонь есть свет и озарение. Огонь - вид лучистой энергии, символ преображения. Огонь - это сила духа". Скажите вслух: "Я освящаю тебя стихией Огня". Следующей идет стихия Воды. Окуните пальцы правой руки в миску с освященной водой и побрызгайте ею на предмет. Делая это, думайте о качествах стихии Воды, например: "Воде свойственны текучесть и изменчивость. Вода дает покой и защиту, растворяет и исцеляет. Вода - это сила эмоций". Скажите вслух: "Я освящаю тебя стихией Воды". Теперь перейдем к стихии Земли. Возьмите правой рукой щепотку соли, посыпьте ею освящаемый предмет и обдумайте качества стихии Земли: "Земле свойственны плотность и инерция. Земля символизирует плодородие и изобилие. Она стремится к приобретению и достижению. Земля - это физическая сила". Скажите вслух: "Я освящаю тебя стихией Земли". И наконец мы наделяем предмет качествами пятой стихии, от которой происходят все остальные. Это стихия Любви, хотя некоторые называют ее Эфиром. Мы передаем энергию маны, накопленную в начале ритуала, когда вдыхаем ее в предмет определенным и преднамеренным образом. Возьмите предмет обеими руками, поднесите его к губам и сильно подуйте. Это действие пробуждает вещь и заряжает ее энергией для шаманской работы. Эфир - это сила Любви. Скажите вслух: "Я освящаю тебя стихией Земли и пробуждаю дыханием жизни. Все твои труды будут направляться Любовью и совершаться в духе Любви". Теперь в предмет заговаривается намерение и цель владельца. Скажите: "Я хочу, чтобы ты помогал мне в трудах очищения" (для перьевого веера); "в диагностической работе" (для маятника); "в осуществлении желаемых перемен" (для шаманского жезла) и так далее. Затем сделайте глубокий вдох и выпустите воздух из легких над предметом с протяжным "ха-ах! ". Этот звук означает "дыхание жизни", а также число 4, символизирующее равновесие и гармонию. Теперь начертите символ креста в круге над освященным предметом и скажите: "Да будет так!" Отложите предмет в сторону. Теперь он освящен и заряжен энергией. Если у вас есть еще один предмет, который нужно освятить, повторите ритуал. Каждое шаманское орудие очищается пятью стихиями и обогащается их силой; каждое наполняется жизненной энергией для шаманской работы на всех уровнях и измерениях бытия. Прежде чем погасить свечу в конце ритуала, подумайте о том, что ее пламя возвращается к Источнику, а помещение - к обычной повседневной деятельности. Храните освященную воду в маленькой бутылке для дальнейшего использования или возьмите ее с собой и полейте почву в знак почтения к Матери-Земле. Соль тоже следует отдать Земле. |