Сарангэрэл Зов шамана: Древние традиции и духовные практики
Глава пятая
Шаманское путешествие
С восходом моей луны и солнца
Я возжег златую траву своей чудной горы —
Шестизвенный можжевельник, —
Окурив себя дымом.
И тщательно освежив себя его запахом,
Я сел на своего коня и накинул плащ.
А ныне я скачу со своими лопатками,
Качая головой с птичьими перьями,
Открывая и закрывая всевидящие глаза,
И роняя свою голову на лук.
И так я прихожу к тому, у чего есть имя,
И так я прихожу к тому, что стало известно.
Со слов тувинского информатора Саая Самбуу, из
статьи Монгуша Бораховича Кенин-Лопсана (перевод
М. Манделъитам-Балъзер) в сборнике «Shamanic
Worlds»1.
Путешествие, именуемое по-бурятски ябдал (монг. явдал), — важная составляющая шаманского опыта. В своем путешествии мы странствуем вместе с шаманскими духами и летаем подобно свободным духовным существам либо в виде того животного, чья сила потребуется для предстоящей работы. Многие, читавшие о
шаманизме, представляют, что сибирские шаманы неизменно отправляются в свои путешествия, но в действительности лишь малая толика шаманской работы требует путешествия. Во многих случаях не нужны ни исступление, ни одержимость духами. Далее я покажу вам, какие уровень и вид работ требуются при различных условиях.
Расчетливое использование путешествий не умаляет их силы. Ведь вы не прибегаете к одному и тому же орудию для всякой, случающейся в быту починки? Разве вы сразу беретесь за молоток, чтобы прикрепить кнопку или все-таки сначала пробуете вдавить ее пальцем? Путешествие — действенный прием для решения определенных задач, а в некоторых случаях это единственное средство достичь нужной цели.
Цели путешествия
Проводя совместное путешествие с учениками в ознакомительных целях, наставник-шаман может взять под заступничество духов своих онгонов всех участников путешествия. Но в отличие от многих других наставляющих шаманов я обычно не беру учениюв с собой в путешествие до тех пор, пока не буду уверена в их готовности. Путешествие — это реальный опыт выхода из собственного тела, так что ученик должен уже наладить определенные отношения со своими духами-помощниками, прежде чем отправляться в самостоятельное путешествие — ведь на него там могут напасть коварные духовные существа, если почувствуют его неуравновешенность или незащищенность духами-охранителями. Нападение духов способно ослабить духовную энергию человека, которую характеризуют как сунс дараад, «подавление души», вызывая вмешательство чужеродных духов, или, что хуже всего, даже потерю души. А так как мы путешествуем ради врачевания, благополучия или восстановления равновесия, подобным поведением мы окажем плохую услугу тем, ради кого работаем.
Поскольку вы лишь начинаете осваивать шаманское ремесло, то, возможно, захотите осуществить ознакомительное путешествие, чтобы освоиться с миром духов и развить навыки подобных странствий. Многие полагают, что для путешествия требуется бить в бубен, но это не всегда так. Как уже говорилось, звуки бубна вводят вас в состояние сознания, необходимое для шаманской работы. Измененное состояние, к которому вы прибегаете для вселения в себя духов, тоже может подготовить вас мысленно к полету либо бегу в предстоящем путешествии. По мере овладения этим состоянием сознания научитесь входить в него по своему усмотрению, даже не прибегая к бубну. Сибирские шаманы за годы сталинских гонений, когда звуки бубна могли выдать камлание, научились работать без него. Быть шаманом в те мрачные и страшные времена означало вынести себе смертный приговор. Сегодня умение работать без бубна дало определенную свободу шаману. Если для вас это окажется трудным, не переживайте: вы привыкнете, как только освоитесь с ощущением измененного состояния сознания.
Путешествия совершаются в основном ради решения одной из трех задач. Во-первых, с целью добыть что-то. Чаще всего такое путешествие связано с возвращением души. Это может быть краткое путешествие в средний мир или длительный и опасный спуск в нижний мир.
Шаман может также отправиться за благополучием, покинувшим сородичей, например посредством обряда очищения жилища, а с помощью эвенкийского обряда синкэрэвун шаман возвращает охотничью удачу.
Вторая задача путешествия — сбор сведений или встреча с духовными существами, отсутствующими в физическом (среднем) мире. Например, шаману может понадобиться спуститься в нижний мир поговорить с духом Эрлик-ханом или с усопшим, либо для встречи с духом — хозяином тех мест, подобно путешествию к духам гор. Такие вылазки могут совершаться с целью поиска духа для последующего вселения его в онгон, чтобы благословить намечаемое дело. Шаман может путешествовать во времени и в пространстве для получения нужных сведений. Однако во многих случаях шаман получает сведения, обращаясь к ворожбе, а уже после этого отправляется в путешествие, если требуются более полные сведения.
Третьим поводом для путешествия служит возвращение той или иной пропажи. Обычно это связано с врачеванием или приготовлениями к охоте. В этих случаях шаман возвращает заплутавший по дороге в нижний мир дух, что подвластно лишь шаману. Часто шаману удается решить подобную задачу простым приказанием духу вернуться в надлежащее место; путешествие требуется, когда дух либо сильно привязан к человеку или месту, либо просто отказывается покидать насиженное место.
В следующих разделах я дам общую картину космологии монгольского/сибирского шаманизма, чтобы вы имели некое представление о том, что вас ждет в путешествии. Конечно, может оказаться, что ваше восприятие вселенной не во всем совпадает с моими описаниями. Например, если в ваших странствиях нижний мир предстанет не таким, как он изображен у меня или у Майкла Харнера, не стоит беспокоиться. Разные восприятия мест вроде нижнего мира одинаково верны и лучше всего согласуются с конкретной личностью. Поэтому я бы советовала вам совершить несколько ознакомительных путешествий, чтобы освоиться с устройством своей вселенной и научиться различать некоторые особенности местности, по которой проходит ваш путь. Это существенно поможет шаману. Известные в ряде традиций под названием олох (якут, «сидение»; монг. ор, «стоянка», «ложе»; монг орох, «вход»), они по-разному видятся каждому шаману. Обычно на пути к месту назначения вы встретите девять таких «стоянок». Если «пустяшные» путешествия расточительны для ваших шаманских способностей, то ознакомительные путешествия важны, поскольку помогают новоиспеченному шаману уяснить те реалии, с которыми ему предстоит работать2.
Начало пути из средоточия мира
В предыдущей главе вы учились пользоваться орудиями для вызывания образа гол и единения вашего сэт-гэл с гол для овладения шаманскими силами. Путешествие, естественно, начинается с гол; поэтому, выступая в путь, обращаются к огню, обрядовому дереву или иному символическому образу гол. Путешествие начинается с центра, затем вы покидаете его; он служит проходом в иные времена, иные места и иные миры, которые вам предстоит посетить.
Во всех сибирских традициях вселенная считается состоящей из трех миров — верхнего, среднего и нижнего. Все они населены духами; но средний мир особенный, поскольку включает и наш вещественный мир. Верхний мир, как считают, расположен на небесах, но не во внешнем пространстве, а в ином измерении. Двери в верхний мир, согласно поверьям, иногда открываются; в таких случаях изливается яркий свет, поскольку верхний мир представляется значительно более светлым, нежели иные миры. Верхний мир служит обиталищем духов, играющих огромную роль в людских судьбах: тэигрии (тенгри), заяаны (дзаячи) и ханы (хаты). Шаман может отправиться в верхний мир для общения с этими духами и испрашивают блага для отдельных людей или для своей общины. Духи верхнего мира, как правило, невидимы обычным зрением, и шаман, путешествующий по верхнему миру, тоже может быть невидим, если существо верхнего мира не наделено шаманскими способностями. Каждый человек содержит внутри себя дух верхнего мира. (Подробнее см. раздел «Духовная сущность людей» в главе шестой.)
Нижний мир также является миром духов, который считают находящимся внизу, хотя это не совсем так. Путешествие туда обычно представляют как спуск через некий лаз. Бурятское вьфажение газарай урхэ
------------------------
Досл.: урхе — «силок»; кошемная, то есть войлочная, крышка, которая накидывалась на светодымовое отверстие. В ночное время и в непогоду эту крышку закрывали, чтобы сохранить тепло в доме, а в дневное время она откидывалась и давала доступ свету внутрь юрты.
означает «земли отверстие», то есть дыра в земле, через которую шаман проникает в нижний мир. Есть и другие пути, по которым шаман может попасть в нижний мир. Вообразите эти проходы в виде лазов либо речных русел наподобие истока родника или реки Долбор, которая,
согласно поверьям, течет в нижний мир. Нижний мир обычно воспринимается мрачным, наподобие пасмурного дня. Его населяют человеческие души, дожидающиеся очередного перерождения. Это вовсе не безрадостное место, ведь оно не утратило естественности и не загрязнено современной техникой. Некоторым монгольским шаманам нижний мир представляется запруженным водой в несравнимо большей мере, нежели средний мир. Подобно обитателям верхнего мира, духи нижнего мира обьино невидимы в нашем мире, а мы часто невидимы в их мире3.
Наша вселенная, средний мир, обладает наряду с духовной и физической реальностью. В живых организмах по меньшей мере две духовные сущности; у человека их три, одна от каждого мира. Составляющая из среднего мира, сульде, после смерти человека поселяется в природе; она бессмертна, но никогда не перерождается. Природа буквально кишит этими созданиями, и каждое из них способно общаться с шаманами.
Гол — точка соединения всех этих миров, так что большинство шаманов начинают восхождение отсюда. Даже путешествие в нижний мир можно начать с воспарения из гол, ведь при вхождении в состояние онгод ороод человек начинает ощущать себя воспаряющим к небесам. Это ощущение освобождения от пут плоти, поскольку духи онгонов при вхождении в тело временно обретают власть над ним. Свое путешествие обычно вы начинаете с вселения в себя духов, поскольку они сопровождают и защищают вас в дороге, помогая прорваться в духовный мир.
Ощущение путешествия напоминает полет, бег или падение. По мере обретения навыков вы обнаружите, что путешествуете по-разному, в зависимости от ваших потребностей и особенностей характера. Может оказаться, что на протяжении всего путешествия вы остаетесь в своем привычном облике, особенно когда прибегаете к услугам шаманского скакуна, или путешествуете в облике одного или нескольких животных. Мне известны бурятские шаманы, последовательно менявшие свой облик на протяжении путешествия: сначала были лисой, затем белкой, потом совой и так далее, чтобы в конце пути обратиться в человека. Такие перевоплощения обьино связаны с особенностями предпринимаемого путешествия.
В ходе путешествия вследствие своего единения с шаманскими духами вы ощутите те же нелады с отсчетом времени, что и при вселении духов. Путешествие может показаться долгим, хотя для присутствовавших на вашем обряде пройдет всего несколько минут. И это вполне естественно. Восприятие величины и расстояния также искажается при выходе из тела. Ваше тело может предстать огромным, схожим с горой, или миниатюрным. Отдельные несоответствия, наблюдаемые вами, могли быть следствием изменения угла зрения — от непомерно большого до крайне малого.
Если все путешествия начинаются с центра, расстояние, по существу, не имеет значения. Бурятские предания повествуют о шаманах, способных путешествовать со скоростью молнии — так иные воспринимают умение шаманов преодолевать любое расстояние за один шаг. История, разворачивающаяся по ходу вашего путешествия, рельеф местности, который вы замечаете, служат частью урока, который духи преподают вам и который следует усвоить. Научившись понимать символическое значение сновидений, вы научитесь понимать и смысл того, что видите в ходе своего путешествия. Шаманы обьино пересказьшают увиденное после своего возвращения; возможно, вы пойдете дальше и будете записывать свои переживания, чтобы затем изучать их и усваивать преподанные духами уроки. Хотя перемещение при путешествии на одном уровне происходит мгновенно, наше истолкование его как путешествия позволяет уяснять и использовать огромное количество полученных сведений4.
Одни шаманы бьют в бубен на протяжении всего путешествия; другие ложатся, а помощник продолжает играть на бубне вместо него. Это дело вкуса и зависит от того, что больше подходит вам в данное время. Многие шаманы предпочитают совершать путешествия в затемненном помещении или ночью, поскольку сумрак способствует поддержанию измененного состояния сознания. Путешествие хоть и нешуточное дело, но все же радостное и восхитительное переживание. Наслаждайтесь ниспосланным вам приключением!
Прежде чем отправиться в шаманское путешествие, важно четко уяснить место назначения или цель. В шаманской работе любого рода вам необходимо сосредоточиться на своем намерении и направить его к конкретной цели, чтобы можно было высвободить энергию для получения желаемых результатов. Если в путешествии у вас нет определенной цели, например поиска пропавшей души, отдайтесь своим желаниям. Путешествие для шамана всегда сопряжено с риском потерять душу или заплутать где-то. Из-за этого, даже вернувшись в обычное состояние сознания, вы будете чувствовать себя не в своей тарелке, пока полностью не обретете прежний облик. Заблудиться или задержаться в путешествии случается, когда отсутствует определенная цель. Отправляясь путешествовать ради разведки, убедитесь, что ваши духи рядом, доверьтесь их мудрости, и они обезопасят вас.
Спутники
Шаман путешествует не один. Вы покидаете тело всякий раз в окружении своего семейства духов, которые защищают и направляют вас, а ваши животные силы будут сопровождать вас в своем привычном облике. Каждый шаман представляет своих духов по-своему, так что по мере установления отношений с ними вы увидите их в различном виде. Они могут даже проявить себя в виде определенного физического ощущения, запаха или звука. Видимы ли духи-помощники явственно либо нет, они всегда рядом с вами. Вообразите их, подобно птичьей стаи, сопровождающей вас, куда бы вы ни пошли, в путешествии или иной шаманской работе либо в обыденной жизни. Они никогда не покидают вас. Помните о лежащей на шамане ответственности: вы не только служите друзьям, семье и доверителям, но и связаны неразрывными узами с духами, которые требуют признания и почитания. Вот почему шаманы берут с собой онгоны всякий раз, когда идут совершать обряд, — онгоны своим присутствием напоминают шаману и всем участникам обряда о духах-помощниках. В путешествии ваша удха и иные духи, скорее всего, находятся внутри вашего тела, указывая вам путь.
Помимо духов-помощников, в путешествии вы можете воспользоваться духовным скакуном. Бубен или его дробь будут олицетворять лошадь или иное животное, на котором вы будете объезжать духовный мир во время своего шаманского путешествия. Вообразите, что удары бубна — это цокот копыт вашего скакуна, сопровождающий вас по пути к цели, даже если вы находитесь в полете. Возможно, вы захотите испробовать образы различных ездовых животных, но обычно предпочитают лошадь, оленя, волка, собаку, змею и огромных птиц, — вы свободны в выборе, лишь бы он оказался удачным. Наличие шаманского скакуна вовсе не обязательно, но его образ часто присутствует в совершаемых шаманами путешествиях. Возможно, вы сами окажетесь животным и в этом облике проделаете свой путь. Главное, чтобы путешествие развивалось так, как определили ваши духи-помощники. Им известен наилучший для вас путь.
Ночное путешествие по Долбору
Путешествие, которое я представлю вам сейчас, — разновидность путешествия в нижний мир, совершаемого монгольскими и сибирскими шаманами с целью возвращения пропавшей души. Достигая нижнего мира, шаман при поддержке духов занимается здесь поисками пропавшей души. Такое путешествие по Долбору предназначено для ознакомительных и учебных целей, но впоследствии, освоившись с ним, вы, возможно, захотите использовать его для решения собственных задач5.
В предыдущей главе я представила опыт восприятия гол в виде вихря, сингулярности или точки. В путешествии по Долбору мы воспринимаем гол в виде стремнины, водного потока, соединяющего сознание всех живущих и все три мира. Каждый из нас предстает и истоком реки, и ее неотъемлемой частью. Долбор, будучи рекой, естествен, величав и могуществен, а путешествие по нему полно пленительных и чудных переживаний.
Я уже говорила о необходимости подготовительного этапа, связанного с созданием священного пространства и с призыванием духов, так что эту часть обряда можно опустить. Путешествие по Долбору обычно осуществляется ночью. Призывание духов принято проводить на закате, а подносимые напитки возливаются перед входом в жилище, где совершается обряд. Наряду с подношением священного дыма, в освященное пространство перед входом ставится курильница.
Путешествие по Долбору обычно проходит под удары бубна шамана либо его помощника. Перед путешествием шаман бьет в бубен и пляшет, пока не соединится с духами онгонов и не войдет в исступленное состояние. Достигнув исступления, шаман садится или ложится, в зависимости от того, сам ли он бьет в бубен или нет.
Вообразите Долбор с многочисленными небольшими ручьями, впадающими в него, каждый из которых представляет сознание отдельного человека. Исток реки находится в верхнем мире, у самой оконечности тургэ, Мирового Древа, и по мере впадения в него притоков сознания Долбор превращается в могучую стремнину, несущую свои воды в нижний мир. Путешествие по Долбору начинается со среднего мира в поисках истока, откуда берет начало река сознания самого шамана.
Свой исток я отыскала в дебрях великой сибирской тайги, но вы, возможно, найдете свой исток в ином месте. Отыскав исток, следуйте за водами притока, бегущими к Долбору. Вы можете обернуться рыбой или иной водной тварью, лететь вдоль русла подобно птице или бежать вдоль берега притока в образе зверя или человека. Совершая такое путешествие, шаманы неоднократно меняют свой облик, превращаясь поочередно в различных животных, а иногда и паря подобно духу. Вы даже можете качаться на волнах, как щепка. Все это способно доставить приятные переживания. Старайтесь замечать, что вас окружает — деревья, горы и иные приметы местности. Глубок ли и спокоен ваш приток, или он бурлит меж скал, образуя водопады? Каких существ вам довелось встретить? Никогда не спешите к Долбору, сломя голову, не замечая тех, кто хочет поговорить с вами в пути — быть может, они располагают ценными сведениями относительно того, что ждет вас впереди?
Добравшись до Долбора, вы испытаете упоительный восторг при виде могучего потока коллективного сознания всех существ. Здесь вы вновь определитесь, как двигаться вниз: по воде, воздуху или вдоль берега. Вам придется преодолеть огромное расстояние, прежде чем удастся достигнуть входа в нижний мир. Не забывайте смотреть по сторонам, отмечая места, которые минуете. Говорят, что Долбор полон порогов и водопадов: много ли их довелось вам встретить?
Сибиряки представляют Долбор текущим на север, а вход в нижний мир располагают у его устья, где Долбор впадает в Ледовитый океан. Многим шаманам вход являлся в виде зияющей ямы в земле, куда с грохотом падают воды Долбора, устремляясь в пещеру, ведущую в нижний мир. Возможно, вы отыщете длинный и узкий мост, по которому можно будет перебраться в пещеру и затем следовать по тропе, ведущей в нижний мир. Вы также можете перелететь через водопад или отдаться воле волн, чтобы они отнесли вас в нижний мир.
Так или иначе вы окажетесь в схожем со средним миром месте, лишь свет там будет более тусклым. Согласно поверьям, это вызвано тем, что в нижнем мире
есть лишь половина Солнца и половина Луны. Многие шаманы встретят у входа в нижний мир стража по имени Монголдай Нагац, «монгольский дядюшка». Обычно его представляют мудрым старцем. Шаман, пришедший вызволять душу, может попросить Монголдай Нагаца сообщить местонахождение пропавшей души. Обычно страж проявляет дружелюбие, но он требует к себе уважительного отношения, подобающего его положению. Шаманам Монголдай Нагац разрешает пройти в нижний мир, но большинству духов преграждает путь и в нижний мир, и из него. Считается, что без его вмешательства духи умерших беспрепятственно возвращались бы в средний мир, а еще больше душ живых людей отправлялось бы в нижний мир.
Если у вас нет определенной цели для пребывания в нижнем мире, вы, вероятно, не пожелаете там задерживаться. Не отпускайте шаманских духов от себя, ибо в нижнем мире найдутся такие духовные создания, которые постараются напасть на вас, чтобы съесть или похитить вашу душу. Но пока ваша защита крепка, их попытки обречены на провал. Может статься, что вы и не повстречаете таких созданий, но мой долг предупредить вас. В нижнем мире есть много чудных уголков природы, но попадаются и довольно зловещие. Вы можете повстречать здесь и людей — это дожидающиеся своего перерождения людские души. В некоторых случаях шаман даже может повстречать старых знакомцев. Общаясь с ними, следите, чтобы они не увязались за вами на обратном пути (если вы только не возвращаете душу этому человеку).
Самое страшное место нижнего мира — Эла Гурэн. Именно сюда изгнаны души самых жестоких и порочных людей, чтобы те не могли вернуться в наш мир.
Души людей вроде Гитлера, Сталина, Мао Цзэдуна и других зловещих тиранов в истории человечества, очевидно, тоже здесь; достоверно известно это лишь духам. Шаманы, побывавшие там, говорят о злобных существах, старающихся не выпускать оттуда шаманов. Если вы когда-нибудь отправитесь в Эла Гурэн, позаботьтесь о своей защите и постарайтесь быстрее покинуть это гибельное место.
Завершив изучение нижнего мира, возвращайтесь к Долбору и поднимайтесь вверх по течению. Лучше всего, паря над водой, позволив силе барабанной дроби и окружающих духов нести вас по воздуху. Вы последуете Стезей Птиц, дорогой, по которой души возвращаются в средний мир, когда наступает время перерождения. Вы можете обернуться птицей и лететь в окружении шаманских духов подобно птичьей стае. Взмывайте в небо, над водопадом, устремляясь от входа в нижний мир через сумрак к синеве. Поднявшись ввысь, вы почувствуете, как вас, словно пушинку, подхватит ветер, а звезды будут указывать вам путь. Млечный Путь, небесный шов, путь птиц-душ, оказывается слепком в небесах бегущего внизу Долбора. Посмотрев вниз, вы увидите, что небесный путь, по которому вы следуете, вторит направлению вод Долбора.
Перед вами предстанет удивительная картина. Высоко в небесах — на самом деле за небесами, ибо Стезя Птиц приведет вас в верхний мир, — вы повстречаете исток Долбора. В небесах, позади огромного дерева, вы увидите родник с заводью, исток Долбора. За деревом располагается бревенчатая изба, жилище Умай, матушки-богини и хранительницы людских душ. Если увидите ее, окажите ей почтение, поскольку она может показать вам нечто особое. Души живых существ находятся
на ее попечении. Они, подобно птахам, порхают с ветки на ветку, пока не придет черед рождению. Возможно, вы увидите птиц, ныряющих в воды заводи, чтобы отправиться в средний мир, где они войдут в тело ребенка при его появлении на свет6.
Находясь в верхнем мире, вы, возможно, захотите там задержаться, чтобы ближе познакомиться с ним. Пусть духи-помощники направляют вас. Завершив свои труды, ныряйте в воды Долбора, и пусть они несут вас обратно. Постарайтесь освоиться с ощущением погруженности в воды Всеобщего Сознания. Не спешите с возвращением; отдайтесь своим переживаниям и наблюдайте за происходящим вокруг вас, пока воды не принесут вас к устью вашего притока. Достигнув устья, следуйте вверх по течению, пока не придете к истоку, откуда пустились в путь.
Путешествие по Долбору часто оказывается достаточно долгим, так что по возвращении вас может одолевать усталость. Не забудьте поблагодарить духов за те впечатления, которые они даровали вам.
При путешествии по Долбору с целью возвращения пропавшей души шаман обычно из нижнего мира отправляется непосредственно к началу пути, но раз это упражнение предназначено для ознакомления, мне хотелось показать вам все русло Мировой реки. Отправляясь в нижний мир, летя Стезей Птиц к истоку Долбора, а затем возвращаясь в средний мир, вы тем самым проделываете путь, который совершают все людские души со дня смерти до последующего рождения. В этом смысле описанное мной путешествие предстает своего рода переживанием хода перерождения. Пусть оно дарует вам больше впечатлений, радости и опыта!
|