Сарангэрэл Зов шамана: Древние традиции и духовные практики



Примечания

Введение

1 Действительно, читая эту книгу и «Riding Windhorses», вы заметите, что я включила некоторые тексты и практики, по своему происхождению являющиеся якутскими и эвенкийскими. Дело в том, что оба этих народа испытали существенное влияние со стороны бурятских шаманских традиций. Ведь еще недавно, когда бурятских шаманов преследовали русские православные миссионеры и ламы (а потом и коммунисты), некоторые бурятские шаманские традиции были утрачены или искажены. Эвенки, шаманизм которых был в значительной мере заимствован у бурят, обитают в более глухих местах и поэтому им удалось сохранить некоторые древние бурятские обычаи и традиции. В определенной степени это верно и по отношению к якутам. Что же касается тувинцев и алтайцев, наряду с бурятами входивших всего несколько веков назад в состав Монгольской империи, они связаны с бурят-монгольским шаманизмом напрямую. Их шаманские практики почти совпадают с тем, что присуще монголам, даже несмотря на их скорее «омонголенные» тюркские наречия, нежели монгольский язык.
2Chimitdorjiev, V Sh. Buryaadai tuukhe besheguud (Ulan-Ude: Rossin naukanuudai akademi Sibiriin tahag Buryaadai erdemei tub mongol shenjelelgiin, buddologi ba tibetologiin erdemei institut, 1999), p. 133—136.

Глава первая

'Chadwick, Nora К. and Victor Zhirmunsky. Oral Epics of Central Asia (Cambridge: University Press, 1969), p. 242.
2Humphrey, Caroline and Urgunge Onon. Shamans and Elders: Experience, Knowledge, and Power among the Daw Mongols (Oxford: Clarendon Press, 1996), p. 185.

Глава вторая

'Dioszegi, V. and N. O. Sharakshinova. Songs ofBulagat Buriat Shamans, in: Mongolian Studies, ed. Louis Ligeti (Budapest: AkademiaiKiado, 1970), p. 108.
2Humphrey and Onon. Shamans and Elders, p. 185.
'Potapov, L. P., and M. G. Levin. The Peoples of Siberia (Chicago: University of Chicago Press, 1964), p. 278.
4Sanjeev, Garma. Weltanschauung und Schamanismus der Alarten-Burjaten, in: Anthropos, vol. 22 (1927), p. 607.
5Chabros, Krystyna, Beckoning Fortune: A Study of the Mongolian dalalga Ritual (Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1992), p. 144—149.
6Я особо советую послушать диск «Instrumental & Vocal Music from Buryatia», записанный группой ^загша и который можно заказать на сайте Amazon.com. Этот альбом содержит хоомэй (горловое пение), а также музыкальные стили маггаал и ёхор. Данная разновидность музыки традиционно звучит на шаманском обряде.

Глава третья

'(Василевич Глафира Макарьевна, 1895—1971); \&silevich, G. М. Shamanistic Songs of the Evenki (Fungus), in: Popular Beliefs and Folklore Tradition in Siberia, ed. V. Dioszegi (The Hague: Mouton and Company, 1968), p. 360. Это вопрошание, приглашающее духов войти в шамана. Отметим выражение «средоточие земли», связанное с представлением о гол как источнике шаманской силы и проходе к иным мирам, о чем мы поговорим в главе четвертой.
2 Мнение о равновесии в монгольском шаманизме удачно выразил (британский монголовед Питер) Ургунгэ Онон (род. 1919):
«Равновесие — центр окружающего мира, и каждый человек должен уподобляться ему... Пусть слабее или сильнее, но каждый должен сам себе служить лампадой». Humphrey and Onon. Shamans and Elders, p. 82.
3Sanjeev. Weltanschauung und Schamanismus der Alaren-Burjaten, p. 949.

Глава четвертая

'Vasilevich, G. M. Early Concepts about the Universe among the Evenks (Materials), in: Studies in Shamanism, ed. Henry N. Michael (Toronto: University of Toronto Press, 1965), p. 56—57.
2Wasilewski, Jerzy. Space in Nomadic Cultures: A Spatial Analysis of the Mongol Yurts, in: Altaica Collecta: Berichte und Vortraege der XVII. Permanent International Altaistic Conference, 3—8 June 1974, in Bonn/Bad Honnef, ed. Walther Heissig (Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1976).
3Kihm, Walter. Zur Symbolik im Schamanismus, Ph. D. diss., University of Freiburg im Breisgau, 1974, p. 189.
4Humphrey and Onon. Shamans and Elders, p. 125.
5 Другой пример представлен в эвенкийской шаманской песне:
Окоем все синеет,
Ниже, ниже, ниже,
Подобно верхушке юла, подобно верхушке кола,
Подобно верхушке кола, подобно верхушке кола,
Подобно верхушке кола, подобно верхушке кола,
Ниже, ниже,
Подобно верхушке кола он вращается...
(The distance grows blue,
Down, down, down,
Like a peg top, like a peg top,
Like a peg top, like a peg top,
Like a peg top, like a peg top,
Down, down,
Like a peg top it is whirling...)
Из книги Vasilevich, G. M. Shamanistic Songs of the Evenki (Tungus).
Эта эвенкийская песня, где шаман призывает духов войти в него, наглядно описывает вихреобразную природу гол. Данный раздел приходится на окончание длинной шаманской песни; приведенной в начале главы третьей.

Глава пятая

'Kenin-Lopsan, Mongush В. Tuvan Shamanic Folklore, in: Shamanic Worlds: Rituals and Lore of Siberia and Central Asia, ed. Marjorie Mandelstam-Balzer (Armonk, N.Y.: North Castle Books, 1997), p. 111. На русском языке см.: Кенин-ЛопсанМ. Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. Конец XIX — начало XX века. Новосибирск: Наука, 1987. Заметьте, чтб шаман начинает свое путешествие с арюулги. Во втором стихе слова «скачу со своими лопатками» указывают на то, что езда на лошади относится к ударам в бубен; плащ и «голова с птичьими перьями» относятся к облачению шамана.
2Alekseev, N. A. Shamans and Their Religious Practices, in: Shamanic Worlds: Rituals and Lore of Siberia and Central Asia, ed. Marjorie Mandelstam-Balzer (Armonk, N.Y.: North Castle Books, 1997), p. 57—58.
3Purev, Otgony. Mongol boogiin shashin (Ulaanbaatar: Mongol Ulsyn Shinjlekh Ukhaany Akademiin Tuukhiin Khureelen, 1999), p. 71.
"Kalweit, Holger. Shamans, Healers, and Medicine Men (Boston: Shambhala, 1992), p. 14. (Есть русский перевод: Хольгер Кальвайт, Шаманы, целители, знахари. М.: Совершенство, 1998.)
5Путешествие по Долбору описано в кн.: Humphrey, Опопю Shamans and Elders, и в кн.: Nowak, Margaret, Stephen Durrant. The Tale of the Nishan Shamaness: A Manchu Folk Epic (Seattle: University of Washington Press, 1977). Однако представленное здесь путешествие основывается главным образом на моем опыте совершения путешествия по Долбору при вызволении души.
•Путешествие по пути птиц прекрасно описано и сопровождается рисунками в статье V V Napolskikh. Proto-Uralic World Picture: A Reconstruction, in: Northern Religions and Shamanism, eds. Mihaly Hoppal and Juha Pentakainen (Budapest: Akademiai Kiado, 1992), p. 3—20.

Глава шестая

'Bazarov, В. D. Tainstva у praktika shamanizma (Boge murgel-on niguca nugud). Kniga 2: Tainstva у praktika shamanizma (Ulan-Ude: Buryaad Unen, 200ф, p. 172—173. Шошоологи относятся к наиболее древнему и почитаемому роду бурят хонгоодоров. Наличие у шаманов девяти бубнов говорит об их высшем сане посвящения, Тэн-гэриин табилгатай заарин боо, «великий шаман с волеизъявления небес» (см. Приложение третье). В шаманской традиции нынешняя система шаманизма была основана Шаргай-нойон-бааба-ем, спустившимся с верхнего мира и проведшим посвящение первых шаманов среди шошоологов. В бурятском шаманизме многие духи-заяаны являются душами великих шаманов прошлого, продолжающих свою деятельность, помогая живущим шаманам.
2Kihm, Walter. Zur Symbolik im Schamanismus, p. 187—191; Basilov, V N. Chosen by the Spirits, in: Shamanic Worlds: Riruals and Lore of Siberia and Central Asia, ed. Marjorie Mandelstam-Balzer (Armonk, NY: North Castle Books, 1997), p. 24.
'Shirokogoroff S. M. Psychomental Complex of the Tungus (London: Kegan Paul, Trench, Trabner and Company, 1935), p. 141.

Глава седьмая

'Sanjeev, Garma. Weltanschauung und Schamanismus der Alaren-Burjaten, p. 582. При утрате души шаман обычно пытается вернуть ее назад посредством призываний, а не отправляется сразу на ее поиски. Бывает достаточно призывания души для ее возвращения, если она еще не покинула средний мир. Аларские буряты отпочковались от племени хонгоодоров.
2Там же, р. 581—582.

Глава восьмая

'Dugarov, Bayar S. Sagaan-Dali, пер. Laurie Daniels, а издало на собственные средства «Ecologically Sustainable Development», 1997, p. 13.
Баир Сономович Дутаров (род. 1947) — поэт, председатель Союза писателей Бурятии и Фонда Гэсэра; автор восьми сборников стихов, среди них «Золотое седло», «Горный бубен», «Городские облака» и др. Он не только поэт, но и ученый: окончив аспирантуру Института востоковедения АН СССР, успешно защитил диссертацию на ученую степень кандидата исторических наук.
2За исключением Сагаалгана и Улаан Тэргэла, описание традиционных праздников в данном разделе основывается на обрядовом календаре, представленном бурятским шаманом Сагаан Бойтогом в кн: Bazarov, В. D. Tainstva уpraktika shamanizma (Boge murgel-on niguca nugud). Kniga 1: Taina pocvyasheniya v shamany (Ulan-Ude: Buryaad Unen, 2000A p. 48.
'Humphrey and Onon. Shamans and Elders, p. 147.
4Обряд очищения жилища более подробно описан в книге (Потапова Леонида Павловича, род. 1905): Potapov. The Peoples of Siberia, p. 578. Разновидность представленного здесь обряда позаимствована мной для собственной шаманской практики, так что я описываю его в соответствии с тем, как сама его провожу.

Глава девятая

'Kenin-Lopsan, Mongush В. Shamanic Songs and Myths of Tuva (Budapest: Akademiai Kiado, 1995), p. 27.
2Dioszegi, V Ethnogenic Aspects ofDarkhat Shamanism, in: Ada Orientalia Scienriarum Hungaricae 16 (1962), p. 57.
3Bazarov, B. D. Tainstva у praktika shamanizma (Boge murgel-on niguca nugud). Kniga 1, p. 34.
4Hoppal, Mihaly. The Life and Works of Benedek Barathosi Balogh, a Hungarian Researcher ofManchu Tunguz Shamanism, in: Shaman, vol. 7 (1999), p. 13.
'Humphrey and Onon. Shamans and Elders, p. 256.
'Bazarov, B. D. Tainstva у praktika shamanizma (Boge murgel-on niguca nugud). Kniga 1, p. 32
'Bazarov, B. D. Tainstva у praktika shamanizma (Boge murgel-on niguca nugud). Kniga 2: Tainstva у praktika shamanizma (Ulan-Ude: Buryaad Unen, 2000), p. 93,94.
8Там же, р. 95.
'Holmberg, Uno. The Mythology of All Races, vol. 4: Finno-Ugric, Siberian (New York: Cooper Square Publishers, 1964), Plate XLV
10Okladnikova, L. A. The Shamanistic Aspect of the Crystal Magic, in: Shamanism Past and Present, part 2 (Los Angeles/Fullerton: International Society for Trans-Oceanic Research, 1989), p. 344.
"Мой пересказ сказания об Абае Гэсэре основан на изводе шамана Пёохона Петрова из хангиновского рода (унгинские буряты).
12Шаманское облачение часто в фольклоре изображается серебряным спереди и золоченым сзади. Это связано с монгольским шаманским обычаем носить золотые и серебряные кольца, олицетворяющие женское и мужское начало, Луну и Солнце. Поэтому жаворонка можно рассматривать как шамана у зверей.

Приложение второе

'Я знакомилась со сказаниями по различным источникам. Предания о Шаргай-нойон-баабае, Бухе-нойон-баабае и Хан Хемек-шен-тоодей можно найти в книге: Sanjeev. Weltanschauung und Schamanismus derAlaren-Burjaten, p. 576—613,933—955. Г. Д. Сан-жеев*, сам бурят и выходец из шаманского рода, узнал эти предания от сказителя и шамана Папа Тушемилова

---------------------
*Гарма Данцаранович Санжеев (1902—1982) — старейший российский ученый-востоковед, доктор филологических наук, профессор. С его именем связан целый этап в истории монголоведения и алтаистики. Он ввел в науку неизвестный список эпической повести «Хан-Харангуй» (1937), составил «Монгольско-русский словарь» (1947), написал учебники монгольского языка для востоковедческих вузов («Грамматика бурят-монгольского языка», 1941; и др.). Всего им было издано более 100 научных трудов.

2Предание о Холонгото Убгэне пересказал Джереми Кертин в книге: A Journey in Southern Siberia: The Mongols, Their Religion, and Their Myths (Boston: Little, Brown, and Company, 1909), p. 105—106.
'Историю пророчества Дорджи Банзарова мне поведал Баир Дутаров.
"Самое полное описание монгольского пантеона дал бурятский шаман Сагаан Бойгог. Данный раздел основывается на моем переводе его описания (в книге Bazarov, В. D. Tainstva у praktika shamanizma (Boge murgel-on niguca nugud). Kniga 2, p. 30—34, 53—66), дополненном моими замечаниями и наблюдениями, что подсказали мне мои шаманские знания. Перечисленные в конце этого раздела ханы и онгоны представлены теми из них, к которым чаще всего обращаются монгольские шаманы. Число ханов, заянов и он-гонов столь велико, что нет возможности привести их всех

Приложение третье

'Описание девяти ступеней шамансгого посвящения представляет собой сжатое изложение разъяснений, приведенных в книге: Bazarov, Tainstva у praktika shamanizma (Boge murgel-on niguca nugud), Kniga 1, p. 31—35.

Приложение четвертое

'Дайчин-тэнгри является божеством войны, и его имя приблизительно означает «истребить врагов».
2 Далха-тэнгри представляют собой собрание девяти тэнгри, соотносимых с девятибунчужным воинским стягом Чингисхана.
'Хозяином горы Дунцзин Гарабу, известной еще как Богд-Уул (по-русски Богдо-ула) и расположенной к югу от Улан-Батора, является Заса Мерген, брат Абая Гэсэра.
4Эти слова заклинания непереводимы. Ударение, как всегда, приходится на первый слог. Для получения наилучшего магического действия произносите каждый слог отчетливо и ясно.

Словарь

'Определения в этом словаре основываются на моих собственных знаниях либо взяты из книги Zomonov, М. D. and I. А. Мап-jigeev, Kratkii slovar' butyatskogo shamanizma (Ulan-Ude: Buryatskoye knijnoye izdatel'stvo, 1997), если нет особых оговорок.
2Mandoki, L. Two Asiatic Sidereal Names, in: Folk Beliefs and Shamanistic Traditions in Siberia, ed. Vilmos Dioszegi (Budapest: Akademiai Kiado, 1996), p. 168—169. Данная статья содержит любопытные сведения о сибирских народных представлениях относительно созвездия Плеяд.
'Humphrey and Onon. Shamans and Elders, p. 306.

Рекомендуемая литература

Абаева Л. Л. Культ гор и буддизм в Бурятии. М.: Наука, 1992.
Абай Гэсэр. Пер. и шммент. А. Уланова. Улан-Удэ, 1960.
Абай Гэсэр Могучий: Бурятский героический эпос (с параллельным текстом на бурятском языке). М.: Восточная литература, 1995.
Абай Гэсэр-хубун. 1—2, пер. и прим. М. Хомонова. Улан-Удэ, 1961—1964.
Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX — начале XX в. Новосибирск, 1975.
Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1984.
АнисимовА. Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований. М.; Л., 1958.
АнисимовА. Ф. Космологические представления народов Севера. М.; Л., 1959.
Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев. Л., 1924.
Базаров Б. Д. Таинства и практика шаманизма, в двух книгах: 1. Тайна посвящения в шаманы. 2. Таинства и практика шаманизма. Улан-Удэ, 2000.
Банзаров Доржи. Собрание сочинений (Черная вера или шаманство у монголов). Улан-Удэ, 1997. (Переиздание книги 1955 года. Впервые напечатано в «Ученых записках Казанского университета», 1846, кн. 3).
Бардина П. Е. Сибирские обычаи: поверья, заговоры, обереги. Томск, 1992.
Басилов В. Н. Избранники духов. М.: Политиздат, 1984.
Басилов В. Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1992.
Василевич Г. М. Древние охотничьи и оленеводческие обряды эвенков // СМАЭ (Сборник музея антропологии и этнографии). Т. 17. Л., 1957.
Василевич Г. М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (ХУШ — нач. XX в.). Л., 1969.
Вдовий Н. С. Исследования шаманизма народов Сибири и Севера. М., 1973.
Вяткина К. В. Очерки культуры и быта бурят. Л., 1969.
Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск, 1987.
Гесериада. Сказание о милостивом Гесер Мерген-хане, искоренителе десяти зол в десяти странах света. Пер. и коммент. С. Козина., М.; Л., 1935.
Грачева Г. Н. Традиционные культы нганасан // Памятники культуры народов Сибири и Севера // Сборник музея антропологии и этнографии. Т. 33. Л., 1977.
Грачева Г. Н. Шаманы у нганасан // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л., 1981.
Гребенщиков Г. Д. Хан-Алтай. СПб. Барнаул, 1995.
Дамдинсурэн Ц. Исторические корни Гэсэриады. М., 1957.
Диксон Олард. Символика чисел. Книга Песка. М.; Киев, 1996.
Диксон Олард. Шаманские учения клана Ворона. М., 2000.
Диксон Олард, Ди Лора. Дорогами чудесного. М., 2000.
Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. М., I960.
Дугаров Б. С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). М., 1991.
Жамбалова С. Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят. Новосибирск, 2000.
Жуковская Н. Л. Ламаизм и ранние формы религии. М, 1977.
Жуковская Н. Л. На перекрестке трех религий (из истории духовной жизни бурятского села Торы) // Шаманизм и ранние религиозные представления. М., 1995.
Зеленин Д. Культ онгонов в Сибири. Пережитки тотемизма в идеологии сибирских народов. М; Л., 1936.
Иванов С. В. К семантике изображений на старинных бурятских онгонах // Сборник музея антропологии и этнографии. Т. 17. М.; Л., 1957.
«Избранники духов» — «Избравшие духов»: Традиционное шаманство и неошаманизм. Памяти В. Н. Басилова (1937—1998)/Сборник статей. М, 1999.
Из истории шаманства. Томск, 1976.
Исторический фольклор эвенков. Сказания и предания / Запись текстов, пер. и коммент. Г. М. Василевич. М.; Л., 1966.
Калмыцкие народные сказки. Элиста, 1961.
КапьвайтХ. Шаманы, целители, знахари. М.: Совершенство, 1998.
Кенин-Лопсан М. Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства: Конец ХГХ — начало XX в. Новосибирск, 1987.
Книга о шаманке Нишань. Факсимиле рукописи, изд. текста, транслитерация, пер. с маньчж., примеч., предисл. К. С. Яхонтова. СПб.: Водолей, 1992.
Краткий словарь бурятского шаманизма А—ЯI Под ред. М. Д. Зомонова и И. А. Манжигеева. Улан-Удэ, 1997.
КрейновичЕ. А. Нивхгу. Загадочные обитатели Сахалина и Амура. М., 1973.
Ксенофонтов Г. В. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов. М., 1930.
Ксенофонтов Г. В. Шаманизм. Якутск, 1992. Культурно-бытовые традиции бурят и монголов. Улан-Удэ, 1988.
Лопатин А. И. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские // Записки Общества изучения Амурского края. Т. XVII. Владивосток, 1922.
Лопатин И. А. Шаманы Амура. 1994.
МазинА. И. Традиционные верования и обряды эвенков-ороченов (юнец ХГХ — начало XX в.). Новосибирск: Наука, 1984.
Манжигеев И. А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. Опыт атеистической интерпретации. М.: Наука, 1978.
Маньчжурское сказание «Нишань самани битхэ» в сопоставлении с обрядовым фольклором Сибири / Литературы стран Дальнего Востока. М., 1979.
Медноволосая девушка. Калмыцкие народные сказки. М., 1964.
Мелетинский Е. М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл Ворона. М., 1979.
Мифологические сказки и исторические предания нганасан. М., 1976.
Мифы, предания, сказки хантов и манси / Составление, предисловие и примечания Н. В. Лукиной. М., 1990.
Михайлов Т.М.Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIH в.). Новосибирск: Наука, 1980.
Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм. История. Структура. Социальные функции. Новосибирск, 1987.
Михайлов Т. М. О шаманской религии и поэзии бурят. // Сб. Хухэ Мунхэ Тэнгэри. Ч. 1. Улан-Удэ, 1996.
Музыка Сибири и Дальнего Востока. Сборник статей. М., 1982.
Неклюдов С. Ю. Героический эпос монгольских народов. Устные и литературные традиции. М., 1984.
Нимаев Д. Д. Проблемы этногенеза бурят. Новосибирск, 1988.
Нишань самани битхэ (Предание о нишаньской шаманке), издание текста, перевод с маньчжурского и предисловие М. П. Волковой. М., 1961.
Новгородова Э. А. В стране петроглифов и эдельвейсов. М., 1982.
Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. Опыт сопоставления структур. М, 1984.
Обряды в традиционной культуре бурят. М.: Восточная литература, 2002.
Окладников А. П. Очерки из истории западных бурят-монголов. Л., 1937.
Окладников А. П. История и культура Бурятии. Улан-Удэ, 1976.
Островский А. Б. Мифология и верования нивхов. СПб.: Петербургское востоковедение, 1997.
Попов А. А. Нганасаны. Социальное устройство и верования. Л: Наука, 1984.
Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. Л.: Наука, 1991.
Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л., 1976.
Проблемы музыкального фольклора народов СССР. Статьи и материалы. М., 1973.
Расмуссен Кнуд. Великий санный путь. М., 1958.
Рассадин В. И. Очерки по исторической фонетике бурятского языка. М., 1982.
Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX — начале XX в. Л., 1971 (Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 27).
Ринчен Б. Культ исторических персонажей в монгольском шаманстве. В кн.: Сибирь, Центральная и Восточная Азия в Средние века. Новосибирск, 1975.
Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М, 1997.
Саамские сказки. М., 1962.
Санжеев Г. Д. О летосчислении и календаре // Краткий монгольско-русский словарь. М., 1947.
Свод этнографических понятий и терминов. М., 1986.
Северное сияние: рассказы и сказки народностей Севера. М., 1991.
Семейная обрядность народов Сибири. М., 1980.
Семейный быт и этнокультурные процессы в Бурятии, Н., 1984.
Симченко Ю. Б. Обычная шаманская жизнь. Этнографические очерки. М., 1993.
Симченко Ю. Б. Традиционные верования нганасан. М., 1996.
Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки. М., 1974.
Смирнов Б. Ф. Музыка народной Монголии. М., 1974.
Смоляк А. В. Представления нанайцев о мире / Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л., 1976.
Смоляк А. В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы нижнего Амура). М.: Наука, 1991.
Современное хозяйство, культура и быт малых народов Севера. М., 1960.
Сокровенное сказание монголов (1240 г.). Улан-Удэ, 1990.
Спеваковский А. Б. Духи, оборотни, демоны и божества айнов (Религиозные воззрения в традиционном айнском обществе). М.: Наука, 1988.
СпицынА. Л. Шаманские изображения. СПб., 1906.
Тан-Богораз В. Г. Собрание сочинений. М., 1929.
Тиваненко А. В. Древние святилища Восточной Сибири в эпоху раннего средневековья. Новосибирск, 1994.
Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1986.
Токарев С. А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990.
Традиционные верования и быт народов Сибири, ХГХ — нач. XX в. Новосибирск, 1987.
Тувинские народные сказки. М., 1971.
Уланов А. И. Бурятский героический эпос. Улан-Удэ, 1963.
Уланов А. И. Древний фольклор бурят. Улан-Удэ, 1974.
Урбанаева И. С. Монгольский мир, человеческое лицо истории. Улан-Удэ, 1992.
Урбанаева И. С. Человек у Байкала и мир Центральной Азии. Улан-Удэ, 1995.
Урбанаева И. С. Шаманская философия бурят-монголов (монография; в печати).
Уткин К Д. Истоки якутского шаманизма. Якутск, 1994.
ФайдышБ. К. Измененные состояния сознания. М., 1993.
ФункД. А. (отв. ред.). Шаманизм и ранние религиозные представления: К 90-летию доктора исторических наук, профессора Л. П. Потапова. М.: издание ИЭА РАН, 1995 (Этнологические исследования по шаманству и иным ранним верованиям и практикам, том 1).
ФункД. А. Телеутское шаманство: традиционные этнографические интерпретации и новые исследовательские возможности /Отв. ред. Л. П. Потапов. М.: изд. ИЭА РАН, 1997 (Этнологические исследования по шаманству и иным ранним верованиям и практикам, том 2). Хагдаев В. В. Шаманизм и мировые религии. Иркутск, 1998. ХангаловМ. Н. Материалы по изучению шаманства в Сибири. Шаманство у бурят Иркутской губернии // Собрание сочинений, т. I. Улан-Удэ, 1958.
Хангалов М.Н.О шаманстве у бурят // Собрание сочинений, т. П. Улан-Удэ, 1960.
ХарнерМ.Дж. Путь шамана или шаманская практика. М.: Палантир, 1994.
Хлобыстина М. Д. Говорящие камни. Сибирские мифы и археология. Новосибирск, 1987.
Центральноазиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные аспекты (Материалы международного научного симпозиума). Улан-Удэ, 1996.
Цыбиков Г. Ц. Избранные труды. Новосибирск, 1991.
ЧернолускийВ. В. Легенда об олене-человеке. М., 1965.
Чукотские сказки. Л., 1974.
Шаман и Вселенная в культуре народов мира (сборник статей). СПб.:
Наука, 1997.
Шаракшинова Н. О. Бурятский фольклор. Иркутск, 1958. Шаракшинова Н. О. Мифы бурят. Иркутск, 1980. Шейкин Ю. И. Музыкальная культура народов Северной Азии. Якутск,
1996.
Широкогоров С. М. Опыт исследования основ шаманства у тунгусов // Ученые записки историко-филологического факультета. Т. 1. Владивосток, 1919.
Широкогоров С. М. Этнографические исследования. Кн. 1. Избранное. Владивосток, 2001.
Штернберг Л. Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Хабаровск, 1933.
Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. М., 1936.
ЭлиадеМирче. Шаманизм. Архаичные техники экстаза. Киев, 1998.
Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1978.
Этнические и историко-культурные связи монгольских народов. Улан-Удэ, 1983.
Этнокультурные контакты народов Сибири. Л.: Наука, 1984.
Этносемиотика ритуальных предметов. СПб., 1993.

Используются технологии uCoz