Ди Трачи Регула Мистерии Исиды
ГЛАВА 3 ТРЕТИЙ ЧАС ДНЯ
ИСИДА, ВСЕОБЩАЯ БОГИНЯ
Культ Исиды имеет очень долгую и сложную историю; здесь мы даем лишь
краткий очерк, позволяющий представить его масштабы от глубокой древности
до наших дней.
Любимая и почитаемая, Исида хранила свой родной Египет как Богиня Трона,
Богиня Любви и Магии, Великая Целительница. Существование ее культа
подтверждается в текстах пирамид времен Четвертой династии (около 2600
г. до н. э.) и, возможно, уходит корнями в более далекое прошлое. Почитаемая
отдельно, вместе со своим мужем Осирисом или другими богами, Исида внимала
ритуалам в ее честь по всему Египту, от маленьких сельских алтарей до
огромных храмов, где служили жрецы и жрицы только благородной крови.
Зал Александрийской
библиотеки
По мере того как египетские моряки налаживали судоходство в Средиземном
море, а иностранные корабли приплывали в Египет, культ Исиды путешествовал
по просторам западного мира. Исида со сложной и разнообразной природой
порождала многочисленные парадоксы, которые впоследствии окружили ее
имя покровом тайны и кривотолков. С одной стороны, ее жрецы пользовались
всеобщим уважением благодаря их чистоплотности и целомудрию; с другой
стороны, почитатели Исиды восхваляли ее как богиню эротической и романтической
любви.
Ее последователями в былые времена были императоры и простолюдины, свободные
женщины и рабыни, торговцы и мореплаватели. И сегодня, и в те времена
в ее храмы допускались представители любой расы, которые могли вступить
в ряды ее жриц и жрецов. Исида, не отказывавшая никому в своей благосклонности,
издавна почиталась как божество, стоящее над судьбой и способное переписывать
предначертания звезд.
Художники и ремесленники обращались к ней как к источнику своего вдохновения.
Средневековые ученые ощущали ее присутствие среди своих плавильных тиглей
и перегонных кубов и посвящали ей алхимические манускрипты.
Изображение
Исиды с сопроводительным текстом «О различных именах богини» на странице
книги Афанасия Кирхера «Эдип Египетский» (Рим, 1652) доказывает, что
даже во времена позднего средневековья память об Исиде продолжала жить
Вместе с Сераписом — динамичным аспектом ее умирающего и воскресающего
мужа Осириса — Исида была покровительницей величественной Александрийской
библиотеки и медицинской школы при ней. Эта школа установила стандарты
образования для древних врачевателей. В то же время многие ее последователи
исцелились от своих недугов, проведя лишь одну ночь в ее храме и уповая
на целительный сон или видение, посланные богиней.
Культ Исиды путешествовал по всему свету вместе с римскими легионами.
Ее почитали в древнем Лондоне и во многих областях Франции и Германии.
В ее честь возводились храмы на Среднем Востоке и на островах Эгейского
моря, хотя теперь большая их часть лежит в руинах.
Когда храмы других богов и богинь разрушались и сжигались дотла во время
бурного рождения новой веры, языческие жрецы искали убежища в святилищах
Исиды, где им разрешали совершать свои обряды, иногда вместе с еретиками-христианами,
которые тоже скрывались от гонений.
Ей принадлежал последний языческий храм на священном острове Фила в
Верхнем Египте. Но в 595 г. н. э., спу-гя два века после запрета языческих
верований римским императором Феодосием в 392 г. н. э., это последнее
святи-лце было закрыто силой, а его жрецы — казнены или эассеяны.
Гравюра XIX
в., изображающая руины храма на острове Фила
Тогда Исида стала Isis imenti, Скрытой Богиней, и этступила в тень
тайны. Многие ее титулы перешли к Деве Марии, все более набирающей популярность,
а статуи Исиды с младенцем Гором на руках переименовывались и устанавливались
в церквях, которые часто строили на развалинах древних храмов.
Даже после падения святилища на острове Фила культ Исиды продолжал существовать.
В 756 г. во Франции один христианский клирик признал тот факт, что люди
по-прежнему собираются на склонах горы Ансин, где поклоняются Исиде
и другим божествам. В измененном виде ритуалы Исиды могли сохраниться
до X в, в Аравии, и, возможно, обря-Ды в ее честь проводились Даже в
Западном Китае во времена династии Тан. В одном средневековом манускрипте
Исида упоминается как владычица лекарственных растений; это свидетельствует
о том, что целительная силы богини не была забыта после того, как поднялась
завеса Темных Веков.
Осирис, брат
и супруг Исиды.
В более позднее время присутствие Исиды ощущается в философии масонов
и теософов, в обрядах церемониальной магии, в некоторых колдовских празднествах
и в молитвах многих людей, обратившихся к вере в нее.
В мире есть столько путей к Исиде, сколько существует ее почитателей.
У каждого человека может быть свой путь, поскольку Исида принимает деятельное
участие во всех аспектах жизни верующих.
ИСИДА В ЕГИПТЕ
Кеми, Черная Земля. Тамера, Земля Солнца. Так жители Египта называли
свою страну. Египет восстал в древнем мире как чудо священного Нила.
Каждый год эта древняя и суровая земля испытывала благословенную мощь
нильских разливов, предвестником которых служил восход яркой звезды
Сотис (Сириус), и пожинала плоды изобилия, дарованного водами великой
реки. По-видимому, египтянам, зависевшим от ежегодного цикла засух и
разливов Нила, было нетрудно вверить себя воле богов, в которых сочетались
тиранические и благожелательные черты, и вступить на путь религии, остававшейся
неизменной в течение трех тысяч лет.
Исида кормит
грудью младенца Гора в камышовых болотах. Тот (слева) вручает ей эмблему
магической защиты, а Ра (справа) протягивает анкх — символ жизни
Египтяне, хотя и объединенные Нилом, придерживались разных религиозных
верований. Многочисленные боги и богини, иногда считавшиеся эмайациями
из одного источника божественной силы, почитались в разных местах. Обряды
в их честь обычно следовали одному и тому же образцу, где бы они ни
выполнялись и независимо от божества-покровителя храма или святилища.
Лишь немногие представители богатого египетского пантеона добились всеобщего
признания --в том числе Исида и ее муж Осирис.
По всей видимости, культы Исиды и Осириса существовали отдельно до тех
пор, как они стали «супружеской четой» в египетском пантеоне. До начала
правления Четвер-
той династии следы этих культов встречаются редко, а свидетельства о
ритуалах, проводившихся в их честь, туманны и противоречивы. В древнейшие
времена тронный символ Исиды безраздельно принадлежал ей; она была Владычицей
Трона и определяла, какой фараон достоин сидеть на ее коленях.
Происхождение Осириса представляется еще более неясным. Некоторые древние
авторы полагали, что Исида и Осирис были людьми, царем и царицей Египта,
которые благодаря их великим деяниям были обожествлены подданными и
их последователями. Список благодеяний, которыми они осыпали свой народ,
безусловно, заслуживал всяческих похвал: они подарили людям сельское
хозяйство, письменность, медицину, покончили с каннибализмом, заложили
начала религии, научили египтян ткачеству и искусству бальзамирования.
Список включает в себя почти все аспекты человеческой деятельности.
Хотя история Исиды и Осириса хорошо известна современным исследователям
египетской культуры и мифологии, сами египтяне не уделяли ей особого
внимания. Единственной почти полной версией мифа, дошедшей до наших
дней, является сочинение греческого писателя Плутарха, подаренное им
Клее, жрице Исиды и Осириса. Существуют также многочисленные варианты,
сохранившиеся во фрагментах египетских папирусов.
Если оставить в стороне глубинные религиозные и мифологические ассоциации,
история Исиды и Осириса повествует о благородной царственной чете, пытающейся
ускорить развитие цивилизации. Пока Осирис путешествует по миру, прививая
египетскую культуру соседним народам, Исида правит одна.
Их успех и любовь друг к другу возбуждает ревность Сета, он коварно
убивает Осириса и замышляет отнять трон у Исиды, которая сообщает силу
своего владычества любому, кто становится ее мужем. Исида обнаруживает,
что она беременна Гором, и, с помощью своего советника Тота, находит
убежище в нильских болотах, чтобы в одиночестве выносить и воспитать
сына. Пользуясь знаниями, полученными ею за годы правления, она обучает
Гора искусству политики и войны, чтобы он мог отомстить за своего отца
и вернуть себе его трон.
В многочисленных конфликтах, отягченных коварством Сета и сопровождавшихся
хитроумными политическими маневрами, Гор неизменно одерживает верх с
помощью Исиды, которая сражается рядом с ним и ведет переговоры от его
имени. Наконец спор о престолонаследии разрешается в их пользу, и Гор
становится фараоном, восстанавливая порядок и гармонию на многострадальной
земле. Теперь настает очередь Исиды путешествовать по миру за пределами
Египта.
|