Ди Трачи Регула Мистерии Исиды


ГЛАВА 4

ЧЕТВЕРТЫЙ ЧАС ДНЯ

ПОСЕЩЕНИЕ СВЯЩЕННОГО ДОМА ИСИДЫ

Храмы богов всегда были местами паломничества. Из ближних и дальних мест верующие приходили для того, чтобы провести несколько мгновений или несколько дней в средоточии божественной силы и откровения. В самих храмах посвященные переходили от одной ступени к другой и обретали доступ к внутренним святилищам только после того, как показывали себя достойными этой чести, Пройдя через многочисленные телесные и духовные испытания. Священный дом — это «беспокойная гавань», которая защищает человека, но не сковывает его развитие, подобно тому как детский манеж защищает ребенка, делающего свои первые шаги.
Исследуя религиозные альтернативы, уводящие нас в сторону от господствующего вероисповедания, люди час-То возвращаются к вере, тесно связанной с их культурными и национальными традициями. Например, возрождение интереса к колдовству, шаманизму и другим природным религиям, происходящее в Западной Европе, совершается в основном благодаря людям, чьи предки жили на землях, где совершались соответствующие ритуалы. К сожалению, отчасти это подпитывается расовыми или культурными предрассудками и становится формой протеста против «чужаков», но главной движущей силой все же является естественное человеческое стремление найти свои корни и воспользоваться преимуществами генетической памяти, когда память о предыдущих воплощениях (инкарнациях) недоступна или отсутствует.
Когда мы смотрим на древние религии сегодняшними глазами, они могут показаться экзотичными, таинственными, совершенно отличающимися от наших верований. Очень немногие люди говорят о своих древнеегипетских корнях, и еще меньше, за редким исключением, могут подтвердить свои заявления. Многим кажется, что нет и не может быть никакой генетической нити, связывающей их с храмами Исиды.
Но вера в Исиду так широко распространилась в древнем мире, что практически каждый житель современной Западной Европы, Среднего Востока, Северной Африки и Британских островов может рассчитывать на то, что его далекие предки совершали обряды в храме Исиды. От низин Беркшира до берегов Северного моря, от Эфиопии и Нубии до Парижа и Кельна храмы Исиды процветали в течение столетий, а иногда тысячелетий.
Воспоминание о древнем храме, которое может найти полное или частичное подтверждение, — прекрасный духовный опыт, особенно если это воспоминание совсем не похоже на то, что вы знаете или слышали о древних храмах. Несколько раз у меня были «воспоминания» о храмах, детали которых казались настолько причудливыми, что я сочла их случайной игрой воображения, сочетающей обрывки когда-то усвоенной информации.

Исида с систром

Но в каждом случае, когда я находила прямые или косвенные подтверждения, эти удивительные подробности оказывались правдой по отношению хотя бы к одному храму, существовавшему на самом деле.
Поэтому перед тем, как «нагружать» ваши возможные воспоминания сведениями из этой книги, попробуйте выполнить простое медитативное упражнение, описанное в следующем разделе. Если вы не привыкли к визуализации, возможно, вам понадобится повторить это упражнение несколько раз. Лучше всего выполнять его поздно вечером, перед сном, но подойдет любое время, когда вы находитесь в тихом месте, где вас никто не будет беспокоить.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ХРАМ ИСИДЫ

Для этого упражнения вы должны находиться в спокойном месте с минимальным количеством раздражающих факторов, к которым относятся шум, температура, присутствие других людей, насекомые и т. д. Домашние животные иногда начинают тревожиться, когда вы находитесь в состоянии медитации или легкого транса, и могут попытаться «вернуть вас обратно» лаем, мяуканьем или другими звуками. Возможно, таким образом они выражают свой протест, поскольку вы не берете их с собой в увлекательное духовное путешествие. Но другие животные интуитивно понимают, чем вы занимаетесь, и устраиваются поблизости, чтобы помедитировать на свой манер.
Если позволяют обстоятельства, упражнение лучше выполнять обнаженным. В любом случае убедитесь, что одежда не мешает вам и не сковывает ваши движения. Когда вы успокаиваетесь и заглядываете внутрь себя, действие незначительных раздражителей усиливается. При наличии определенного опыта можно медитировать в любых условиях, но для начала нужно создать вокруг себя наиболее благоприятную обстановку.
Держите под рукой записную книжку и несколько ручек или карандашей. Хорошо также подготовить легкую закуску, которая поможет вам «вернуться на землю» после путешествия. Если вам нравится эта идея, то еду следует накрыть салфеткой, иначе ее запах будет отвлекать вас.
Когда вы убедитесь, что вам ничто не мешает, лягте на пол (если это неудобно, можно расстелить на полу одеяло или простынь). Не пользуйтесь подушкой; в крайнем случае, подложите под шею свернутое полотенце. Потянитесь и сделайте глубокий вдох.
Обратитесь с мысленным призывом к проводнику Иси-ды и стражу иного мира Анубису за помощью в своем храмовом путешествии. Сначала Анубис может предстать перед вами в виде большого дружелюбного пса, часто черного цвета. Его имя по-египетски звучит как «Анпу» или «Анупу». Вы также можете визуализировать или ощутить его присутствие в другом облике — жреца под маской шакала или собаки, с обнаженной грудью и в узкой подоткнутой юбке на древнеегипетский манер. Иногда он держит в руке скипетр с головой Сета, указывающий на его превосходство над разрушительными силами ночи.
Как и при исполнении любого ритуала, вы можете сделать этот призыв к Анубису сколь угодно сложным либо формальным. Но по сути, вы нуждаетесь лишь в устной или мысленной просьбе, обращенной к Анубису. Если хотите, можете обратиться за помощью непосредственно к Исиде.

Анубис, бог мертвых и проводник в путешествиях в потустороннем мире

Помните, что обращение за советом или руководством к каждому из этих божеств возможно в любой момент вашего путешествия.

ОБРАЩЕНИЕ ЗА ПОМОЩЬЮ К АНУБИСУ

Анупу,
Мудрый вестник и проводник,
Веди меня по древним тропам,
Где я ходил когда-то,
Позволь мне быть твоим спутником.
Анупу,
Будь со мной в этом путешествии.

Теперь успокойте свой разум. Следите за направлением ваших мыслей. Если они невольно обращаются к повседневным делам, мягко, но настойчиво устраняйте эти помехи. Сосредоточьтесь на образе любого храма, который вам нравится. Спросите себя, были ли вы когда-нибудь в похожем храме, и если ответ кажется отрицательным, сосредоточьтесь на другом образе.
Вызвав образ храма, древнего здания или другого ритуального места (например, священной рощи или могильного кургана), старайтесь удерживать его перед собой. Внешний вид места часто бывает не так важен, как то, что вы обнаруживаете внутри. Обращайте внимание на физические черты, на особенности местности. Расположен ли храм рядом с морем, высоко на склоне горы, среди пологих холмов, или в центре пустынного оазиса?

Типичный египетский храм состоял из прямоугольных залов, разделенных пилонами — воротами, как показано на рисунке

Если детали туманны, попытайтесь расширить свою перспективу, поднявшись на высоту птичьего полета. Посмотрите, в каком состоянии находится храм. Выглядит ли он недавно построенным или превращается в руины? Если вы видите руины храма, постарайтесь «исцелить» образ, восстановив его первоначальный вид. Помните, что вы путешествуете не только в пространстве, но и во времени — а каждый храм когда-то был новым.
Обратите внимание на архитектурный стиль храма и на материал, использовавшийся при его строительстве. К примеру, сам храм может быть каменным, но хозяйственные постройки — из более недолговечных материалов, таких, как глиняный кирпич или дерево. Богато ли украшен храм? Есть ли внутри люди, и если да, то все ли они являются жрецами и жрицами, или там есть обычные прихожане, храмовые работники и верующие? Как они выглядят? Замечают ли они ваше присутствие?
Если вам кажется, что в храме совершается какой-то ритуал или религиозное празднество, постарайтесь понять, в чем оно заключается. Позднее вы можете обратиться за разъяснениями к Исиде.
Дата празднества по религиозному календарю может случайно совпасть с датой вашей медитации. Но не стоит забывать о том, что в вашем путешествии обычные ограничения пространства-времени исчезают и вы вполне можете попасть на весенний праздник зимой, когда за окном вашего дома идет снег.
Прогуляйтесь по храму, изучите окружающую обстановку. Куда вы идете? Если вам приходится выбирать направление, в какую сторону вас больше тянет? Есть ли места, которые кажутся вам запретными, или наоборот, привлекательными? Если вы встречаетесь с препятствием — стеной или запертой дверью — или если образы становятся все более расплывчатыми, мысленно вернитесь обратно. Вы можете обнаружить, что вид храма изменился. Продолжайте фиксировать свои впечатления.
Важно, чтобы вы постарались вернуться тем же путем, которым вошли в храм, и приняли твердое решение завершить видение.

Пропилеи перед входом в храм на острове Фила. Гравюра XIX в.

В противном случае вы будете видеть мимолетные образы еще некоторое время после медитации. Кому-то это может показаться интересным, но лучше, чтобы любая духовная работа была отделена о повседневной жизни. Если вы продолжаете регистрировать информацию после формального окончания упражнения, запишите ее, но подтвердите свое намерение: визит в храм завершен, вы простились с ним до следующего раза. Как и любые мысли, сильно занимающие ваш разум, остаточные эффекты медитации могут рассеивать ваше внимание. Кроме того, очень утомительно находиться в двух режимах восприятия одновременно, поэтому упражнение рекомендуется выпол-ять незадолго до отхода ко сну.

ЕГИПЕТСКОМ ХРАМЕ

Почти во всех египетских храмах было священное озеро или большой пруд, который использовался для очищения и служил сценой для водных баталий во время мистерий Осириса. Постройки храмового комплекса, как и сам храм, были окружены стеной для защиты. Стены, как правило, возводились из необожженных глиняных кирпичей, поэтому их следы практически не сохранились. К египетскому храму чаще всего вела мощеная дорога с рядами сфинксов по обеим сторонам.

Статуи сфинксов вдоль священной дороги к храму

Перед входом в храм стояли большие ворота, или несколько ворот, называемых пилонами. Возможно, первоначально они выполняли защитные функции, но позднее были включены в состав храмового ансамбля и их «защита» стала скорее духовной, чем физической. Обычно эти ворота покрывались декоративными барельефами, раскрашенными в яркие цвета.
В наиболее простой форме египетский храм состоял из трех прямоугольных залов с серией дверей по центру. Каждый зал отделялся от другого высокой стеной, покрытой резьбой или настенной росписью. Размер залов уменьшался по мере того, как человек проходил из одного помещения в другое.
За пилоном находился большой, или внешний, двор, окруженный колоннадой. Колонны увенчивались головой храмового божества, как в Дендере, где на них можно увидеть рельефное изображение головы богини Хатор. Стволы и капители колонн украшались декоративными барельефами, изображавшими свитки папируса или стебли лотоса.
Далее располагался гипостиль, или многоколонный зал, завершавший анфиладу общедоступных храмовых помещений во время религиозных празднеств. Наиболее известный гипостиль в храме Амона-Ра в Карнаке состоит из шестнадцати рядов мощных каменных колонн, стволы которых покрыты углубленными раскрашенными рельефами.
За гипостилем находились святилища, числом обычно не более трех: центральное посвящалось главному храмовому божеству, а соседние — его мужу, жене или ребенку. Внутреннее, наиболее закрытое помещение называлось «святая святых». В некоторых храмах к нему пристраивалось еще несколько дополнительных комнат. У Осириса, «чьи святилища имелись почти во всех египетских храмах, эти комнаты использовались для мистерий его смерти и возрождения.
В святая святых стоял позолоченный деревянный саркофаг, содержавший статую божества. Перед ним располагалась священная церемониальная ладья, в которой
аркофаг выносили наружу в дни религиозных церемоний.
Храмами заведовали жрецы; обычные люди допускались только во двор и внешние помещения. Некоторые жрецы изобретали необычные способы для сохранения
святости» храма, открывая публичный доступ даже к наиболее священным местам. В храме Исиды, так называемом Исеуме, в храмовом комплексе Хатор в Дендере,
тространство внешней стены, расположенное непосред-венно перед священной статуей, было обозначено фальшивой дверью. Люди, которых не допускали во внутреннее святилище, могли оставлять дары у ног богини — ведь
материальные стены не были преградой для ее силы. Нечто подобное можно обнаружить и в большом храме Сатор, под крышей которого находилось несколько чертогов. Хатор предназначался для мистерий Осириса. В храмовом комплексе также стояло два маммисеума, или "дома рождения", где совершались мистерии рождения рогов. Один из них имеет полностью египетское проис-кождение, а второй был построен уже в греко-римские времена.

Храм в Дендере; колонны с головами богини Хатор

Эти здания использовались и для ритуалов, имевших отношение к рождению Гора.
Храмы росли вместе с укреплением культа божества в той или иной местности. Небольшое святилище, состоявшее из одной или нескольких комнат, постепенно обрастало новыми залами и дворами, превращаясь в храмовый комплекс.

В ГРЕКО-РИМСКОМ ХРАМЕ

Греко-римские храмы, посвященные египетским богам, имели различный вид, но в целом были меньше, чем их египетские аналоги. Храмы Исиды за пределами Египта часто представляли собой простые квадратные строения с четырьмя колоннами по фронтону. Само здание храма обычно возводилось из камня, но соседние храмовые постройки были сложены из менее долговечных материалов. Культовая статуя Исиды стояла в задней части храма, лицом к входу. В храмах, посвященных нескольким богам, главное божество обычно находилось слева, а родственные божества (такие, как Анубис, Серапис или Гарпократ)

---------------------
Гарпократ — египетский бог, изображенный в виде обнаженного «удрявого мальчика с пальцем у рта (бог молчания). В народе считался защитником от змеиных укусов. — Прим. ред.

занимали подчиненное положение справа от главной статуи.
Храм Исиды часто располагался рядом с городским театром, в некоторых случаях он даже имел смежную с ним стену. Многие храмы, особенно во времена Древнего Рима, строились на окраинах, поскольку у римской аристократии имелись сомнения в подлинности «чужеземной» богини. В греко-римских храмах существовали подземные помещения, которые предназначались для обрядов инициации, а в некототорых случаях затоплялись и служили местными «нилометрами» имитирую щими животворные разливы Нила в далеком Египте.

Нилометр в разрезе. Речные воды наполняли подземный резервуар, где уровень подъема воды измерялся по отметкам на стенах или колоннах

В храмах, где занимались целительством, обычно имелся длинный приемный покой, наподобие общей спальни, где пациенты могли отдыхать перед тем, как жрецы начнут врачевать их недуги.
Наиболее важное различие между греко-римскими и египетскими храмами Исиды заключается в том, что в греко-римском мире храмы были гораздо более доступны для обычной публики. Хотя храмы других божеств греческого и римского пантеона не открывались для ежедневного посещения, в храмах Исиды, или Исеумах, как они еще назывались, проводились ежедневные обряды, открытые для верующих. Посторонние люди даже могли присутствовать на утренней церемонии пробуждения, когда статуя богини показывалась в промежутке между занавесями — обычай, который пришел на смену египетским ритуалам, совершавшимся в священной усыпальнице. К храмам также примыкали общественные столовые, и количество прихожан увеличивалось благодаря взносам, поступающим за использование подсобных храмовых помещений для различных собраний.
Как и многие другие храмы греко-римского периода, сразу же после постройки храм Исиды расписывался яркими красками. Поэтому здание ничуть не напоминало те бледные мраморные призраки, которые мы видим сейчас, много столетий спустя.

НЕКОТОРЫЕ ГЛАВНЫЕ ХРАМЫ ИСИДЫ

Исида владела сотнями храмов и святилищ, но разделяла гораздо большее количество храмов с Осирисом, Сераписом и другими божествами. Здесь упоминается лишь несколько мест, где находились главные святилища Исиды. Возможно, одно из них пробудит в вас давно забытые воспоминания.

Абидос

Таинственный храм Осириса в Абидосе, возможно, древнее первых пирамид. Монолитный стиль внутренних покоев сходен с конструкцией сфинкса и восходит к истокам египетской цивилизации.
Некогда Абидос был храмовым комплексом, воссоздававшим первозданный «курган творения». Внутри храма, в центре овального бассейна был насыпан земляной курган, где, как считалось, был похоронен сам Осирис.
Храмовые украшения в Абидосе, возможно, наиболее хорошо сохранившиеся из всех в Египте. Хотя храмовый комплекс был посвящен Осирису, Исида делила с ним священную территорию: сотни ее изображений можно видеть на стенах и колоннах.
Омм Сети, современная жрица Исиды, в течение нескольких десятилетий неофициально осуществляла свое служение в Абидосе.

Александрия

В этом прекрасном городе, где здания сияли алебастровой белизной, у Исиды было много храмов. В поздние времена Александрия Египетская считалась ее избранным городом, и ее муж Серапис тоже пользовался здесь огромным почтением. Один из храмов Исиды в Александрии располагался в морской пещере под островом Фарос, где стоял знаменитый маяк, одно из «семи чудес света», в течение нескольких столетий направлявший мореплавателей в александрийскую гавань.
Александрийский музей и библиотека были ведущими научными учреждениями древности. Они находились под особым покровительством Исиды и Осириса.

Коптос

Здесь Исиду почитали в храме Мина, бога плодородия. В истории о смерти Осириса утверждается, что Исида узнала эту весть, когда находилась в Коптосе, и сразу же отрезала прядь своих волос в знак скорби.
На переднем дворе святилища Исиды в Коптосе стояла статуя писца с сопроводительным текстом, где ему приписывается роль посредника богини: «Я — посланец Владычицы Неба. Я принадлежу к ее внешнему двору. Подавайте мне свои прошения, чтобы я мог вручить их Владычице Двух Земель. Ибо она внимает моим словам».
Возможно, в Коптосе существовал ритуал hieros gamos (священный брак, заключаемый символически или физически между жрецом и жрицей венчающихся божеств), исполняемый в честь Исиды и Мина.

Лондон (Лондиниум)

В римском Лондоне был по меньшей мере один храм Исиды, хотя его точное местонахождение еще предстоит установить. Ритуальные предметы культа Исиды были обнаружены в Йорке и Шилчестере, а также в некоторых других местах. В захоронениях жрецов Исиды в Англии обнаружены миниатюрные систры, сделанные из серебра.

Менотис

Этот храм Исиды был прославленным местом исцеления. После того как сам храм был разрушен фанатичными приверженцами нового культа, распространившегося по Среднему Востоку в начале нашей эры, жрецы и жрицы продолжали свое служение в частных домах около пятидесяти лет. Но в конце концов они были преданы и казнены.
Христианская супружеская чета обратилась к жрице Исиды в надежде, что богиня излечит их от бесплодия. Жрица, чье имя не сохранилось, хорошо сознавала угрозу для своей жизни и отдала бездетной паре собственного ребенка. Родители вернулись в свою деревню, вознося хвалы богине, что привлекло внимание христианского духовенства в Менотисе. Подземный храм был выдан братом одного из монахов — человеком, которому отказали в участии в высших мистериях Исиды.
Мы не знаем, что случилось с жрицей, которая отказалась от собственного ребенка. Однако из христианских рукописей известно, что жреца храма заставили называть каждую из многочисленных статуй богов, которые затем уничтожались у него на глазах. Когда список божеств был завершен, жреца казнили, хотя автор не уточняет, состоялась ли казнь немедленно или через некоторое время.
Предатель храма Исиды, без сомнения, был удостоен великих почестей, поскольку лозунг того времени гласил: («Демон, который исцеляет, в тысячу раз опаснее того, который насылает порчу». Успешное исцеление пробуждало сочувствие в сердцах отчаявшихся людей, особенно если (обращение к новой религии оказывалось безрезультатным.

Париж

Известно, что в каменную кладку собора Нотр-Дам включен алтарь Исиды, и вполне вероятно, что сам собор (частично) был построен над храмом Исиды.
Некоторые авторы пытались доказать египетское происхождение названия «Париж» и древнего племени, насе-тявшего эту местность. Per-Isi можно перевести с египетского как «храм Исиды». Подтверждает эту гипотезу то, что некоторые предметы, явно египетского происхождения, найденные в окрестностях Парижа, предшествуют Золее позднему распространению культа Исиды через греко-римские источники.
Наполеон, любивший все египетское, верил в такую грсию происхождения названия Парижа, и в течение некоторого времени символика Исиды демонстрировалась
официальной печати города. Известно, что в XVI в. одна женщина подверглась суровому наказанию за поклонение статуе Исиды, сохранившейся в Нотр-Даме. Когда в эазговоре со священником она высказала предположение, ето истинный духовный центр собора находится в алтаре Исиды, статуя была уничтожена. Судьба ее почитательницы осталась неизвестной.

Петра

Вход в Петру — город, высеченный из камня, — лежит крез узкую расщелину в скалах. В определенные часы тучи солнца, проникающие в расщелину, озаряют пре-срасный розовый храм, который называется «сокровищ-яицей фараона». Некоторые авторы считали это строение Крамом Исиды, где служили ее жрицы и жрецы. Фигура эогини, вырезанная из камня, возможно, изображает Исиду, но ее черты сглажены ветрами и обезображены выстрелами из ружей.

Галльская статуэтка Исиды

В одной нелепой легенде повествуется о том, что каменный сосуд на голове статуи наполнен золотом, поэтому даже в наши дни кочевники иногда практикуют на нем свое искусство стрельбы.
С большей уверенностью можно отождествить Исиду с набатейским божеством Аль-Узза, чей храм расположен дальше вверх по каньону. Крошечные головные уборы Исиды увенчивают причудливые резные изображения богини Аль-Узза, которую еще отождествляли с Афродитой. Кстати, священный камень Кааба в Мекке, ныне главной святыне ислама, первоначально был храмом Аль-Узза.
Одна надпись указывает на жреца Исиды, работавшего в Петре, хотя не ясно, в каком храме он служил.
Петра, скрытая в глубокой расщелине посреди пустыни, в течение некоторого времени была столицей набатей-цев, о чем рассказывается в главе 8 «Исида как богиня войны»

Фила

Храм с острова Фила до сих пор очаровывает нас своей хрупкой красотой. Перенесенный на соседний остров, подальше от бурных вод Нила, перегороженного Асуанской плотиной, этот храм был последним, где прекратились официальные ритуалы в честь Исиды; он продержался до конца VI в. Предводители местных племен договорились с римлянами о свободном доступе на остров для проведения ритуалов, посвященных Исиде, в праздничные дни; по этому случаю статуя богини ежегодно передавалась им, а затем изымалась обратно. В течение некоторого времени христианские обряды и ритуалы Исиды совершались здесь одновременно, но по истечении столетнего договора между Римской империей и местными племенами они были запрещены и больше не проводились.
В течение многих десятилетий «красный ястреб» — очевидно, разновидность попугая — почитался в Филе как олицетворение бога Гора.

Помпеи

Культ Исиды процветал в Помпеях, и ее храм принадлежит к числу наиболее хорошо сохранившихся зданий. Несмотря на небольшие размеры храма, число верующих, по-видимому, было сравнительно велико. В развалинах были обнаружены остатки трапезы последнего жреца. Некоторые ученые полагают, что фрески на стенах «виллы Мистерий» изображают ритуалы посвящения Исиде.

ХРАМЫ ИСИДЫ, ВЫВЕЗЕННЫЕ ИЗ ЕГИПТА

Во время спасения монументов Верхнего Египта перед заполнением искусственного озера Насер, расположенного за новой Асуанской плотиной, ряд малых храмов был предложен в качестве своеобразной премии для музеев и организаций разных стран. Если страна субсидировала ускоренную транспортировку большого храма в другое место в пределах Египта или оказывала иную материальную помощь, она могла получить в собственность один из малых храмов. Поскольку культ Исиды был очень распространен в Нубии, где строилась Асуанская плотина, некоторые из «вывезенных» храмов принадлежали ей либо были святилищами, где ее почитали наряду с одним из местных божеств.
Несколько стран воспользовались преимуществами такой политики египетского правительства, и культ Исиды вместе с ее храмами снова отправился путешествовать по миру. В древние времена настенные росписи и барельефы из обветшавших храмов иногда перевозились в новое место, а статуи и ритуальные предметы совершали поездки от одного храма к другому. Однако даже наиболее ревностные служители Исиды, такие, как римская жрица, проплывшая вверх по Нилу до Мероэ в поисках чистой воды для ритуального омовения, не могли и подумать о том, чтобы увезти с собой целый храм — во всяком случае, насколько нам известно.

Руины храма Исиды на острове Фила

Более подробные сведения о храмах, вывезенных из Египта, можно найти в книге «Храмы и гробницы Древней Нубии: международная спасательная кампания в Абу-Симбел, Филе и других местах» под редакцией Торгни Сейв-Содерберга.

Храм из Дебода

Муниципальный парк, Мадрид, Испания.
Этот храм III в. до н. э. был украшен, а возможно, и построен меройским царем Азехерамоном. В храме есть пристройки птолемейского периода, по одним источникам, посвященные Амону, а по другим — Исиде.
Храм в Дебоде был «промежуточной станцией», или местом отдыха, во время ежегодного путешествия статуи Исиды через северные районы Нижней Нубии для благословения и освящения окружающих земель.

Храм из Дендуры

Нью-Йоркский музей искусств «Метрополитен». Это небольшое святилище когда-то обслуживалось жрецами из храма Исиды в Филе. Оно состоит из трех комнат и было построено возле утеса, где находилась гробница двух братьев — Педеси и Пихора, сыновей нубийского союзника Рима. Император пожелал вознаградить преданность вассала постройкой храма в память о его сыновьях.
Посетителям не разрешается входить в храм, сооруженный из хрупкого песчаника, но они могут осматривать его внешние стены и видеть часть внутреннего убранства через открытые двери. Говорят, что лучше всего храм выглядит вечером, при наиболее эффектном освещении.

Храм из Таффы

Музей античности, Лейден, Голландия.
Этот изящный храм некогда стоял на берегу Нила. Посвященный Исиде, он пережил натиск времени, необдуманную попытку реставрации, предпринятую в начале XX в., и неумышленный демонтаж при перевозке, когда транспортное судно столкнулось с другим кораблем.
Помимо этого храма Исиды, в Лейдене находится одна из лучших египетских коллекций во всем мире. Там также расположена штаб-квартира издательства Е. Дж. Брилла, которое специализируется на египтологии.

СОЗДАНИЕ ВАШЕГО ЛИЧНОГО ХРАМА

Входя в прочный контакт с Исидой, вы обнаруживаете, что физическое окружение становится вашим храмом. Хотя немногие из нас могут построить настоящий храм или хотя бы выделить отдельную комнату для ритуалов и магической работы, ваш дом тем не менее может стать храмом для вас.
В качестве общего правила, чистота, опрятность, порядок и красота жизненно необходимы в доме, выполняющем функции храма. Но если бы содержание дома в безупречном порядке было категорическим требованием для того, чтобы стать жрицей Исиды, то меня бы никогда не приняли. В моем храме еще многое предстоит достроить!
Задолго до того, как ваш дом станет храмом Исиды, в нем начнут появляться предметы, олицетворяющие для вас связь с богиней. Алтари, статуэтки и ювелирные украшения с изображением Исиды находят свои места, потом кто-то приносит подсвечник или масляную лампу; вы приобретаете алтарную ткань, а коллекция камней, благовоний и лекарственных трав пополняется как будто сама собой, без вашего ведома.
Для служения Исиде не нужно ничего, кроме разума и сердца, желающего служить ей. Большинство из нас собирает ритуальные предметы для того, чтобы было легче настроить свой разум на общение с богиней.
Для простого алтаря Исиды необходимо ее изображение или скульптура, курильница для благовония и источник света. Это может быть свеча или лампа; если у вас есть маленькие дети, домашние животные или вы опасаетесь пожара, воспользуйтесь маленьким изящным светильником для освещения алтаря. В магазинах восточных товаров иногда продаются светильники в форме лотоса с цветными лампочками, которые вполне подходят для этой цели. (Во время исполнения определенных ритуалов предпочтительнее пользоваться свечой или масляной лампой, но электрическую лампочку можно оставить в качестве «вечного огня».) Источник света нужно поместить перед изображением или по обе стороны от него.
Большинство современных алтарей, предназначенных для занятий магией или колдовством, довольно низкие, поэтому, чтобы дотянуться до предметов на алтаре, приходится наклоняться или опускаться на колени. Это неудобно, да и не нужно для ритуалов Исиды, где традиционно используется алтарь высотой по пояс, расположенный в центре помещения или у стены.
Верхняя крышка книжной полки или этажерки, прислоненной к стене, вполне годится для алтаря. Можно также построить квадратный алтарь из двух деревянных упаковочных ящиков, поставленных один на другой, и положить сверху мраморную крышку.
Вы можете украсить крышку алтаря символами и образами, но простая чистая поверхность меньше отвлекает внимание. Если вы все же склонны к украшениям, то можнo взять алтарный покров, который создаст фон, отвечаю-цели ваших ритуалов. Ткань может быть простой, узорной или с вышивкой.
Египетская усыпальница обычно состоит из саркофага ши встроенного шкафа для статуи бога или богини, а так-ке церемониальной ладьи, на которую кладется саркофаг. Во время религиозных процессий ладья и саркофаг выносятся наружу, и двери усыпальницы открываются, чтобы е могли видеть статую божества.
Обычно алтарь или усыпальница расположены на востоке, в том направлении, где восходит солнце. Их положение можно менять в зависимости от устройства помещения. Даже в Египте храмовые комплексы иногда ориентировались в соответствии с течением Нила на данном участке, а не с путем солнца по небосклону. Нил считался более важным источником жизни для храма. Кроме того, некоторые храмы ориентировались по звездам, что также изменяло положение храмовой структуры.
Греко-римские храмы Исиды, как правило, строились с учетом особенностей ландшафта, без строгой ориентировки по направлениям. Здесь выбор остается за вами.

ПОСВЯЩЕНИЕ АЛТАРЯ ИЛИ СВЯТИЛИЩА

Независимо от того, как вы устраиваете свой алтарь или святилище, на определенном этапе возникает необходимость в его формальном посвящении Исиде. Иногда бывает достаточно произнести: «Эта (комната, стол, полка и т. д.) теперь будет моим святилищем/алтарем Исиды. Богиня научит меня ощущать ее силу в этом месте».
Вы также можете очистить и освятить каждый ритуальный предмет по отдельности, с последующим посвящением Исиде. Для общей церемонии посвящения алтаря или святилища возложите цветы и совершите воскурение ладаном. Кстати, хорошо ежедневно украшать алтарь свежими Цветами.

ПОСВЯЩЕНИЕ СВЯТИЛИЩА

Приди в свой дом, великая Исида,
Приди в свой дом.
Твои священные предметы готовы и жрут тебя здесь —
В твоем доме,
В Святом Доме Исиды.
Приди в свой дом, святая Исида,
Приди в свой дом.
Двери святилища открыты,
Я жду, когда ты почтишь своим присутствием
Святой Дом Исиды.
Приди в свой дом, великая Владычица,
Приди в свой дом, великая Богиня!
Твой жрец/жрица взывает к тебе:
Приди в свой дом!
(Повторяйте, пока энергия не станет осязаемой.)

Слава Исиды здесь.
Сила Исиды здесь.
Любовь Исиды здесь.
Дом Исиды живет!
Пусть твой жрец/жрица всегда найдет тебя здесь —
Здесь, в Доме Исиды!
Пусть твой жрец/жрица всегда знает, что ты обитаешь здесь —
Здесь, в Доме Исиды!
Пусть твое святилище всегда будет озарено
Твоей славой,
Пусть твое святилище всегда будет звенеть
Твоей энергией,
Пусть твое святилище всегда будет наполнено
Твоей великой любовью,
Здесь, в Храме Исиды!
Здесь, куда приходит твой жрец/жрица,
Здесь, в Доме Исиды!
Живи в своем доме, Исида,
Живи в своем доме!
(При необходимости повторите церемонию, чтобы увеличить
силу присутствия богини.)

Используются технологии uCoz