Ди Трачи Регула Мистерии Исиды


ГЛАВА 10

ДЕСЯТЫЙ ЧАС ДНЯ ПРАЗДНЕСТВА ИСИДЫ

Египет, родина Исиды, славился своими празднествами и обрядами, приуроченными к особым дням. Когда культ богини распространился по греко-римскому миру, с его пышным разнообразием общественных ритуалов, праздников и торжеств, еще больше дней и праздничных дат стало ассоциироваться с Исидой. В одном храмовом календаре греко-римского периода насчитывается более ста пятидесяти дней для особых обрядов и один праздник в честь Исиды, продолжавшийся шестнадцать дней.
Многие ритуалы Исиды проводились в ночное время. Разноцветные огни (возможно, свечи в стеклянных сосудах или лампы из окрашенного полупрозрачного камня, наполненные маслом и каменной солью) украшали египетские храмы и частные дома во многом так же, как рождественские огни украшают улицы наших городов. Египтолог и романист Георг Эберс так описывает одно из праздничных мероприятий в честь Исиды:
«Праздник... проводился при всеобщей иллюминации, которая начиналась с восходом луны. Берега Нила были похожи па две длинные полосы живого огня. Каждый храм и дом, каждая хижина украшались лампами в соответствии с возможностями их обитателей... Пальмы и сикоморы, посеребренные лунным светом, отбрасывали странные причудливые тени на красные воды Нила — красные из-за сияния, исходившего от прибрежных домов... Время от времени ярко освещенная ладья быстро скользила через реку, и казалось, она прорезает себе путь в блестящем потоке расплавленного железа. Цветы лотоса, белые как снег, усеивали поверхность воды, поднимаясь и опускаясь вместе с волнами».

---------------------
Георг Эберс, «Египетская принцесса». Английский вариант второго немецкого издания, 1868.

БЛУЖДАЮЩИЙ ЗВЕЗДНЫЙ ГОД: НЕСКОЛЬКО КАЛЕНДАРЕЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Бывает очень трудно определить точную дату традиционных празднеств, если они не привязаны к конкретным событиям — например, к восходу яркой звезды или кануну солнцестояния. В одном только Египте одновременно использовалось от трех до четырех календарей, причем некоторые из них были так далеки от реальных времен года, что осенние праздники приходились на весну.
Мифолог Роберт Грейвс описывает эзотерический календарь Осириса, который, возможно, является самым ранним из египетских календарей, хотя использовался он лишь в ритуальных целях. «Год Осириса» состоял из пяти сезонов по семьдесят два дня в каждом. Каждый сезон ассоциировался с одним из божеств пантеона Осириса: с самим Осирисом, Исидой, Гором, Сетом и Нефти-дой. Грейвс предполагает, что эти периоды соответствовали рождению, инициации, браку, зрелости и упадку, который, в конечном счете, предшествует новому рождению.
В других египетских календарях год обычно состоял из трех сезонов. В одном ритуальном храмовом календаре год начинался с peret Sopdet — первого дня предрассветного, или гелиакального, восхода звезды Сириус (от греческого Helios — Солнце). Это событие совпадало с ежегодным разливом Нила.
Существовал также гражданский календарь, основанный на 360-дневном цикле, который быстро выбивался из ритма с фактической сменой времен года. Время от времени кумулятивная ошибка корректировалась особенно проницательным фараоном, что приводило к еще большей путанице с календарем, пока о перемене не извещали всех египтян. Этот 360-дневный цикл в просторечии назывался «блуждающий год» или renpit geb («хромой год»). Он действительно «хромал» от одного сезона к другому, редко совпадая с природными явлениями.
Поскольку основной египетский год основывался на 360-дневном цикле, впоследствии к каждому году добавлялось пять дней, чтобы привести его в соответствие с наблюдаемым циклом.
Хотя точная датировка египетских празднеств — это область, открытая для дискуссий и различных интерпретаций, я обычно следую календарной системе, описанной в книге д-ра Роберта Бриера «Древнеегипетская магия». Бриер пользуется устаревшей версией звездного календаря, отмечая современный гелиакальный восход Сириуса (примерно 1 августа) как начало египетского года и первый день месяца Тахути.
Поскольку обилие календарей сбивало с толку даже египтян, как явствует из сочинений многих древних хроникеров, мы можем позволить себе некоторую гибкость в интерпретации основных дат. Обычно, если дата праздника основывалась на регулярном природном явлении, таком, как солнцестояние, полнолуние или новолуние, рекомендуется придерживаться современной датировки этих событий. Энергия, проявлением которой служит то или иное событие, отнюдь не воображаемая и достигает максимума во время кульминации.

ЕГИПЕТСКИЙ ГОД

Акхет

Сезон Акхет, или разлив Нила.

Тахути — 1—30 августа.
Паопи — 31 августа — 29 сентября.
Хетара (другое название — Атир) — 30 сентября — 29 октября.
Койак — 30 октября — 28 ноября.

Пройет

Сезон Пройет — появление суши и расцвет растений.

Туби — 29 ноября — 28 декабря.
Мехир — 29 декабря — 27 января.
Панемот — 28 января — 26 февраля.
Пармути — 27 февраля — 28 марта.

Шому

Сезон Шому — время лета и урожая.

Пехон — 29 марта — 27 апреля.
Пауни — 28 апреля — 26 мая.
Эпипи — 27 мая — 26 июня.
Месор — 27 июня — 26 июля.


ДНИ РОЖДЕНИЯ БОГОВ И БОГИНЬ

1-й эпагоменальный день

27 июля — день рождения Осириса

2-й эпагоменальный день

28 июля — день рождения Гора.

3-й эпагоменальный день

29 июля — день рождения Сета.

4-й эпагоменальный день

30 июля — день рождения Исиды.

5-й эпагоменальный день

31 июля — день рождения Нефтиды.

 

6-й эпагоменальный день

«Прыгающий», или переходящий день (високосные годы).

Пять дней, добавляемых к календарю, чтобы довести 360-дневный цикл до фактических 365 дней, были отданы богам под их дни рождения. Легенда в данном случае гласит, что Геб запретил своей жене Нут рожать детей в любой день года. Когда Тахути (Тот), любивший богиню Нут, узнал об этом, он затеял с лунным богом игру, где ставкой была доля лунного света. Хитроумный Тот, бог мудрости, выиграл и смастерил из лунного света пять дополнительных дней. Их он отдал Нут, чтобы она могла рожать своих детей в эти дни, «за пределами года».

Осирис, муж Исиды. Первый день новолуния был его священным днем

В более позднее время для корректировки календаря в високосные годы был добавлен шестой эпагоменальный день. Этот дополнительный день ассоциировался с другим божеством (например, с Анубисом) и отмечался церемониями в его честь.
Юбилейные празднества включали исполнение гимна или ритуала в честь конкретного божества, а также любые увеселения, которые считались приятными для него. Танцы были угодны Исиде и Осирису;
Гор и Сет благосклонно взирали на военные парады и церемониальные поединки; Нефтида была особенно расположена к гаданиям и тоже любила танцы в свою честь. Праздничные пиры были важной частью всех этих мероприятий.

Новогодний амулет для удачи в делах

В первый из пяти (или шести) эпагоменальных дней нарисуйте фигурку или иероглиф Осириса на полоске льняной ткани. Повторите эту процедуру в следующие дни для каждого божества. Пользуйтесь ароматным притиранием в качестве «чернил» и рисуйте зубочисткой или тонкой кисточкой.
Ароматное притирание можно сделать, взяв простой косметический крем и смешав его с несколькими каплями эфирного масла. Затем смесь можно разбавить небольшим количеством воды. Чтобы затемнить «чернила», попробуйте добавить немного порошка растолченного лекарственного растения — например, шалфея. Когда будете рисовать изображение каждого божества, медитируйте и обращайтесь с мысленной просьбой оказать благотворное влияние на вашу жизнь.
Когда льняная полоска будет готова, вы можете класть ее на алтарь вместе с другими ритуальными предметами или скатать ее в рулон и перевязать бечевкой, скрепив узел восковой печатью. Носите этот амулет с собой, чтобы боги приносили вам удачу в делах в течение всего года.

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ОБРЯДЫ

В дополнение к особым празднествам, в каждом месяце было несколько лунных праздников. Первый день новолуния считался священным для Осириса, и в Египте исполнялся обряд, называвшийся «неоконченное благословение». Осириса также чтили во время праздника полнолуния на пятнадцатый день каждого лунного месяца.

Праздник лунной Исиды

В пятнадцатый день каждого лунного месяца, когда полнолуние входило в полную силу, отмечался «праздник пятнадцатого дня» в честь Исиды и Осириса. Дион Фор-чун описывает современное лунное празднество в своей книге «Морская жрица»:
«Там был миндальный творог, какой делают китайцы, гребешки в раскрытых раковинах и маленькие медовые пирожные в форме полумесяца, похожие на марципаны для десерта, но снежно-белого цвета. А странный бледный оттенок обеденного стола оживляла высокая горка, сложе)шая из плодов граната...»
Для этого ритуального пиршества готовились различные виды «лунной» пищи. Описание меню и рецептов см. в главе 14 «В столовых и садах Исиды». Там содержатся некоторые предложения, не стесняйтесь импровизировать и вносить что-то новое, особенно если это позволяет вам воспользоваться специфическими продуктами той местности, где вы живете.
Продукты должны быть преимущественно белого цвета или светлых оттенков, хотя красные тона (которые выглядят черными в лунном свете) тоже вполне приемлемы. Готовые блюда должны иметь форму круга или полумесяца. Выбирайте фрукты без изъянов, по возможности выращенные на органических удобрениях; если вы употребляете мясо, следите за тем, чтобы оно было свежим и высочайшего качества. Пользуйтесь белыми или серебряными тарелками для еды.

Праздничное благословение

Благословение можно произносить перед группой людей или про себя (обычно это делает главенствующий жрец или жрица на празднестве).

В благодарение Исиде и Осирису,
В благодарение за сегодняшнюю пищу,
В благодарение всем Великим,
Хвала священным именам,
Хвала богине и богу!
Будем веселиться в лунном свете —
Священные, пируйте с нами,
Священные, танцуйте с нами,
Священные, играйте с нами!

Повторяйте до тех пор, пока не почувствуете, что на ваше приглашение ответили. Ешьте и веселитесь в компании своих друзей — как божеств, так и обычных людей.

Особые дни

Исиду особенно чтили во время ритуалов в первый и четвертый день прибывающей луны, после новолуния. Она ассоциируется со всеми поворотными точками суток: с рассветом, полуднем, закатом и полуночью. Ритуалы для этих моментов приводятся в главах 1, 7, 13 и 19.

Часы дня и ночи

Наша система деления суток на 24 часа происходит от египетской системы деления дня и ночи на отрезки по 12 часов каждый. Исида играет особенно важную роль во время двенадцатого часа ночи (05.00 — 06.00); во время седьмого часа ночи (полночь), когда она присоединяется к ладье Ра и заставляет ее двигаться вперед; во время восьмого и девятого часа ночи (01.00 — 03.00), за которые она несла особую ответственность; во время второго часа ночи (19.00 — 20.00), известного как «час той, кто знает, как защитить своего супруга», а также во время пятого и шестого часа ночи (22.00 — 00.00).
Из-за множества календарей и потребностей отдельных храмов, расположенных в разных частях страны, можно сказать, что для культа Исиды практически каждый день в году был праздничным, особенно в Египте.
Далее перечислены некоторые основные праздники, которые вы можете включить в свой культовый календарь.
Хотя египтяне внимательно следили за астрономическими событиями, отмечающими смену времен года, для крестьян эта привычная последовательность не имела такого значения, как для всех остальных. Настоящие времена года для египетского крестьянина определялись разливами Нила, а не положением солнца на небосводе.
Поскольку многие из нас привыкли отмечать смену сезонов в канун равноденствий и солнцестояний, эти обряды можно совместить с ритуалами Исиды. Праздник Нового Года примерно совпадает с кельтским Ламмас; ритуалы копок начинаются в канун Шемхейна (Хэллоуин); рождение Гора и Исиды попадает на зимнее солнцестояние, а Ploiaphesia 5 марта может пережить отсрочку до весеннего равноденствия.

-------------------------
Следует учитывать, что, по словам автора, Новый Год в Древнем Египте приходился на 1 августа. Но если сопоставлять его с праздником Ламмас (1 августа), то дни рождения Гора и Исиды (27—28 июля) никак не могут соответствовать зимнему солнцестоянию, как, впрочем, и летнему. — Прим. пер.

ПРАЗДНИК НОВОГО ГОДА

1 Тахути /1 августа. «Shay met em ronpu!» («Да живешь ты сто лет!»)
Это приветствие часто можно было слышать в день новогоднего праздника, когда люди обменивались подарками и устраивали щедрые угощения. Нил разливался, переполненный слезами Исиды, поднимался, затопленный семенем Осириса, выходил из берегов от дождей, выпавших в горах далекой Нубии.
Драматическое искусство зародилось в храмах. Хотя сегодня мы помним имена многих древних греческих и римских драматургов, но забываем, что самые ранние авторы черпали вдохновение в мистериях, или ритуальных действах, исполнявшихся в честь того или иного божества. В свою очередь, многие храмы позаимствовали свои мистерии из «земли Кем» — то есть из Египта. В особенности это касается монументальных драм, повествовавших о жизни, смерти и воскрешении Осириса.
Вот простая ритуальная драма, которую можно разыграть с группой людей на празднике Нового Года. Хотя она предназначена для исполнения жрецами и жрицами, любой заинтересованный человек может принять в ней участие. Если вам трудно запомнить свои реплики, попробуйте сначала записать драму на магнитофон, а затем действующие лица могут разыгрывать свои роли «под фонограмму». В египетской истории существует прецедент, когда лектор-жрец, или «человек с папирусным свитком», зачитывал ритуал вслух, пока другие жрецы и жрицы выполняли священное действо.
Короткая репетиция будет способствовать более успешному представлению драмы. Размножьте текст, вырежьте его и наклейте на каталожные карточки. С карточками легче иметь дело, чем с листами бумаги, и это будет меньше отвлекать зрителей во время постановки.
По замыслу для этого ритуала требуется пять — девять человек (хотя при некотором напряжении и совмещении ролей можно и меньше). Если у вас набирается достаточно большая компания и есть свободное место, то количество жриц и жрецов в четвертях и приносящих вести от разных направлений можно удвоить.
Количество музыкантов с систрами, барабанами и колокольчиками, образующих процессию, ничем не ограничено; это хорошая возможность дать волю всем, кто хочет поучаствовать, даже маленьким детям.
Если дети действительно принимают участие в представлении, назначьте им особые задачи; это поддерживает их интерес и позволяет им постоянно ощущать свое участие. К примеру, можно предложить держать под рукой разные предметы, которые могут понадобиться актерам, нести цветы, встряхивать систр (хотя этим легко злоупотребить), или наподобие пажей нести концы длинных мантий жриц и жрецов, чтобы ткань не волочилась по полу.
Тот, кто не играет роль главного жреца/жрицы, должен возглавить процессию и провести ее таким образом, чтобы она окружила место действия. Жрицы и жрецы, которые занимают позиции по сторонам света, просто выступают из процессии и становятся на свои места. Те жрецы и/или жрицы, которые приносят вести с разных направлений, не участвуют в процессии, а ждут в том месте, откуда им предстоит появиться в ходе церемонии.
При неправильном ведении процессии на сцене священнодействия может возникнуть «транспортная пробка». Этого следует избегать любой ценой. Глава процессии несет посох или камышовый стебель, которым он мягко направляет участников и не дает им разбредаться в
стороны.
Возможно, я слишком подробно останавливаюсь на ведении процессии из-за одного случая на раннем этапе моей магической жизни. Как самой юной участнице, мне доверили почетное право возглавлять процессию для ритуала посвящения в мистерии Исиды. Примерно на середине пути я осознала, что никто не объяснил мне, когда нужно остановиться, и я не представляю, где должен начаться ритуал. Я продолжала двигаться вперед, энергично указывая папирусовым жезлом, пока не заметила, что вся группа остановилась ярдах в десяти позади меня. Мне пришлось скрыть смущение и вернуться к ним; по крайней мере, от процессии не отбился никто, кроме меня.
Новогоднюю драму лучше всего разыгрывать под открытым небом, но можно и в помещении. Поскольку это ритуальная драма, а не собственно ритуал, то особая магическая подготовка священного места не обязательна.

Новогодняя драма

Участники подходят к священному месту торжественной процессией, медленно встряхивая систры в унисон. Настроение серьезное и торжественное.
На алтаре в центре священного места стоит чаша с водой. Курильница наполняет воздух ароматом ладана, свет дают свечи или масляные лампы. На алтаре также стоит небольшая миска с натром или каменной солью.

Жрец/жрица: Жрецы-астрономы завершили свои расчеты, время пришло. Сегодня начало Нового года. Однако воды Нила не поднимаются, звезда не взошла, первый крик богини Исиды еще не был услышан, а Хапи не вышел из своей пещеры.
Жрецы и жрицы вышли из этого храма в ночные часы, чтобы узреть знаки этих священных явлений. И теперь, в это тихое время, мы ждем, чтобы узнать, восторжествовали ли силы хаоса, мы ждем, чтобы узнать, восторжествовали ли силы света, мы ждем, чтобы узнать, останется ли все так, как было.
(Короткая пауза.)

Жрец/жрица {обращаясь к востоку): Дошли ли вести о восходе Сотис? Прекрасная звезда, сияет ли она на востоке, провозглашая рассвет и разделяя небо с солнечным ликом Ра?

Восточная сторона (четверть): Жрец (жрица) отправился на крышу храма. Он еще не вернулся.

Жрец/жрица: Вернется ли звезда и разольются ли нильские воды? Я не вижу, вода темна и глубока. Сотис, звезда Исиды, великий свет востока, второе Солнце в небе, сияющая жемчужина, владычица предрассветного неба, спутница Ра, искательница Осириса, шагающего по небу, не скрывайся от нас! Пролей на нас свой свет, даруй нам начало Нового Года.

Жрец/жрица (обращаясь к югу): Дошли ли вести о Хапи в его пещере? Великий бог Нила, освободит ли он воды, ждущие разлива?

Южная сторона (четверть): Жрец (жрица) отправился под землю, в пещеру Хапи. Он еще не вернулся.

Жрец/жрица: Освободит ли Хапи бурные воды, поднимутся ли они до отметки изобилия в священной долине Нила? Я не вижу, вода спокойна и неподвижна. Хапи, повелитель Нила, великий бог наводнения, что ждет в своей пещере, чтимый в Филах, источник всех вод, покинь свое священное место! Выпусти на волю воды жизни! Пусть поля будут влажными и изобильными в этом году! Даруй нам воду, о бог, приносящий радость! Не дай нам сгинуть, великий незримый!

Жрец/жрица (обращаясь к западу): Дошли ли вести о рождении Исиды? Прекрасная богиня, появилась ли она из утробы Нут?

Западная сторона (четверть): Жрец (жрица) отправился в дом рождений; он еще не вернулся.

Жрец/жрица: Вернется ли к нам богиня, принесет ли свой свет и радость? Я не вижу, вода зыбка и непостоянна.
Исида, Божественная, чей плач наполняет нильские воды, Великая Сотис, утренняя звезда, предвестница рассвета, жена повелителя наводнений, божественная владычица нильских разливов, вернись к нам в этот день между днями, в канун Нового
года!
Богиня Садов, Богиня Растений, Владычица Обильных Урожаев, Дочерь Нут, выйди из материнской
утробы!

Жрец/жрица (обращаясь к северу): Дошли ли вести о священном разливе Нила? Возрастают ли воды, стремителен ли их бег?

Северная сторона (четверть): Жрец (жрица) отправился на берега Священной реки; он еще не вернулся.
(Короткая пауза.)

Жрец/жрица: Будут ли поля изобильны в новом году? Я не вижу, вода стоячая и замутненная. Священные воды Нила, слезы, пролитые Исидой, вечная река, нить, связующая север и юг, орошающая влагой поля Кема, вернись к нам, как возвращалась уже много раз. Великий Нил, затопи поля! Я слышу шаги; пусть войдут.
(Жрец-глашатай приближается с востока или подходит к восточной четверти.)

Жрец/жрица: Дошла ли весть о появлении Сотис?

Жрец/жрица: Весть дошла: Сотис сияет в небе — ярче, чем раньше!
Радуйтесь! Радуйтесь!
Сотис снова сияет!
(Жрец-глашатай приближается с юга или подходит к южной четверти.)

Жрец/жрица: Дошла ли весть об освобождении вод?

Жрец/жрица: Весть дошла: Хапи вышел из своей пещеры.
Радуйтесь, радуйтесь! Воды освободились! Хапи вышел на волю!
(Жрец-глашатай приближается с запада или подходит к западной четверти.)

Жрец/жрица: Дошла ли весть о рождении Исиды?

Жрец/жрица: Весть дошла: Исида возродилась — прекрасная телом, великая духом! Радуйтесь, радуйтесь! Богиня возродилась!
(Жрец-глашатай приближается с севера или подходит к северной четверти.)

Жрец/жрица: Дошла ли весть о подъеме Нила?

Жрец/жрица: Весть дошла: река поднимается — до отметки изобилия и выше!
Радуйтесь, радуйтесь!
Река поднимается! .

Жрец/жрица: Теперь смотрите на воды: знамения ясны! Грядет изобилие, поля будут плодородны, урожай будет богатым, боги и богини будут довольны.
Сердца мужчин и женщин возрадуются,
Мир и процветание воцарятся на земле,
Много новых вещей будет создано в новом году.
Год славный меж годами, таким ты будешь!
Наши обряды были успешны, теперь пора праздновать!
Привет четырем сыновьям Гора,
Благословившим наш обряд своим присутствием!
Пусть этот храм будет открыт для многих,
Почтим великую звезду, великую реку,
Великого бога и великую богиню, —
Танцуйте, празднуйте, веселитесь!
(Процессия уходит от священного места с радостными возгласами, под звук колокольчиков, систров и барабанов).

Все декламируют:
Новая вода пришла в мир сегодня утром,
Новая богиня пришла в мир сегодня утром,
Исида, рожденная от Нут, благословила нас здесь.
Приветствуйте пришествие богини,
Приветствуйте изобилие вод,
Приветствуйте свет небес,
Сотис поднимается, Нил разливается!


Хапи, показанный одновременно в образе бога Нила на юге и бога Нила на севере. Несмотря на мужской пол, древние египтяне изображали его с женской грудью, чтобы подчеркнуть его плодородную и питающую силу

Завершите дневные празднества пением, танцами, музыкой, угощением — всем, что приносит радость вам и вашим спутникам.

ПОСЕЩЕНИЕ ИСИДЫ

8 Хетара/7 октября. В разное время «священного года» храмовое божество совершало путешествие к другому храму и посещало бога или богиню, обитающую там. Эта дата была одной из нескольких, когда Исида отправлялась в путь. Процессия несла изображение богини (обычно самое великолепное из тех, которые имелись в храме) и двигалась по заранее установленному маршруту к другому храму, совершая по пути многочисленные остановки возле особых мест.
На каждой из этих остановок в присутствии публики исполнялся короткий ритуал. Жрецы и жрицы часто совершали гадания. И наконец, процессия прибывала во второй храм и изображение Исиды помещалось на почетное место. В зависимости от общности религиозных обрядов, здесь тоже исполнялись разные ритуалы, завершавшиеся общей трапезой.
Современный ритуал посещения Исиды предоставляет жрицам и жрецам различных языческих культов замечательную возможность собраться вместе. Выберите день для священной процессии — например, 7 октября, или любой другой удобный день. Договоритесь с жрецами и жрицами других культов о визите Исиды в этот день. Совершите церемонию очищения над собой и транспортным средством, в котором будет путешествовать образ богини. Автомобиль можно очистить обычной мойкой, сопровождаемой «душем» из ведра воды, в которое была добавлена чашка отвара из листьев иссопа. Скрепите церемонию помазанием, капнув благовонным маслом на каждую дверцу, оба бампера и верх крыши. Добавьте несколько капель внутрь или смочите маслом кусочек ваты, положив его в машину.
Прибывающая процессия должна принести с собой еду и другие подношения. Со своей стороны, встречающие должны обеспечить помещения для трапезы и ритуалов.

Ритуал посещения

Вместе с жрецами и духовными лицами других храмов создайте короткий ритуал прибытия и приветствия, подобающий для Исиды и другого божества. Этот ритуал должен исполняться у входа в храмовое помещение (у ворот или на лужайке перед домом). Один из членов процессии выступает вперед и возвещает о прибытии богини следующим образом:

Мы принесли вам приветствие от богини Исиды, Которая ожидает приглашения войти.

Жрец/жрица принимающего храма может ответить:

Этот храм/круг/Священная роща (имя божества) приветствует богиню Исиду. Войди в это святое место.

Изображение богини вносят внутрь и ставят сбоку или напротив изображения храмового божества. Наступает время для короткой ритуальной драмы или другой церемонии, в зависимости от предпочтения участников. Затем происходит дружеская трапеза с подношениями для обоих божеств, возможно, с танцами и музыкой.
Если запланированы другие визиты, процессия через некоторое время удаляется, взяв с собой всех тех, кто захочет присоединиться к ней.

СВЯЩЕННЫЕ РИТУАЛЫ КОЙАКА -МИСТЕРИЯ ОСИРИСА

Твоя природа, Осирис, более таинственна, чем у других богов,
Ты подобен нарождающейся луне.
Ты омолаживаешь себя по собственному желанию,
Ты становишься моложе по своей воле.
Ты появляешься, чтобы разогнать тьму, одетый и умащенный,
Ибо боги и магия обрели бытие, чтобы озарить твое величие
И обречь твоих врагов на погибель.
Ты воистину Нил, великий в пору весеннего разлива,
Люди и боги — все существуют благодаря животворной влаге,
Которая исходит от тебя.

Надпись Рамзеса IV в честь Осириса в Абидосе

Считается, что полный цикл мистерий Осириса происходил в месяце Койак, хотя различия между ритуальными календарями тоже повлияли на дату этого праздника. Разные авторы помещают ритуалы Койака в разные периоды современного годового цикла — от сентября до января. Кроме того, некоторые храмы иногда намеренно меняли дату праздника, чтобы его можно было отметить в нескольких местах. В малых храмах церемония продолжалась в течение одного дня; в больших храмовых комплексах празднества могли длиться целую неделю.
Хотя большая часть ритуала была скорбной, в народе преобладало радостное настроение. Продавцы еды и украшений на несколько дней устанавливали свои навесы возле храмов, а публика смотрела драматические представления, разыгрываемые жрецами и послушниками. Некоторые зрители даже принимали участие в представлении, сражаясь на стороне Гора или Сета либо присоединяясь к общим сценам.
Трагический смысл событий, приведших к смерти Осириса и расчленению его тела, смягчался радостной находкой Исиды, а в некоторых версиях — окончательным триумфом Гора над Сетом и силами тьмы.


Осирис на своем похоронном ложе в присутствии Исиды (в ногах ложа) и Нефтиды (у изголовья)

Во время этого праздника следует читать вслух «Гимн обновления», приведенный в главе 11 «Исида — великая врачевательница», стоя перед алтарем или святилищем. Представьте себе, что Осирис только что восстал из мертвых и вы обращаетесь к нему. Слепите маленькую фигурку лз глины и положите ее на алтарь перед собой. После экончания ритуала поставьте фигурку на ноги или при-
тоните ее в выпрямленном положении, символизируя вос-
оешение Осириса.

PLOIAPHESIA - ПРАЗДНИК НАЧАЛА НАВИГАЦИИ

7 Пармути/5 марта. Подробное описание этого празд-теа см. в главе 9 «Исида как морская богиня». Его мож-ю переносить таким образом, чтобы он совпадал с датой аесеннего равноденствия.

НОЧЬ СЛЕЗ ИСИДЫ

18 Эпипи/14 июня. Это ночь, когда Исида оплакивала )сириса, считается началом нильского разлива. Праздник
го-прежнему отмечается мусульманами под названием lelat Al Nuktah, или Ночь Слез. Женщины выкладывают
теред дверями комки теста, символизирующие всех членов емьи. Утром они смотрят, появились ли трещины в тесте;
если появились, то это знак долгой жизни для человека,
представленного данным комком, если нет, это считается
дурным предзнаменованием.
Египтяне называли Ночь Слез Gerekh en Haty. Жрецы
храма в Филах в эту ночь бросали в Нил золотые монеты
и другие предметы, сделанные из золота.

КАНУН ЭПАГОМЕНАЛЬНЫХ ДНЕЙ

30 Месора/26 июля. В преддверии дней рождения богов и богинь перед храмами устраивались общие торжества.
Считалось, что любой ритуал, исполненный в этот день, будет иметь силу в течение всего будущего года. Особенно поощрялось речитативное пение.

ИСИДА В СОВРЕМЕННЫХ ПРАЗДНЕСТВАХ

Современные празднества и карнавалы во всем мире имеют много общего с великими египетскими праздниками прошлого, особенно в честь Исиды и Осириса. Модели кораблей, сооружаемые в честь Isis Navigatum, по-прежнему можно видеть в торжественных процессиях на многих карнавалах Европы и Америки, часто без всяких объяснений их присутствия, кроме того, что «так было всегда».
На современном празднике Марди Гра (Mardi Gras) в Новом Орлеане команды карнавальных судов составляются из членов особых гильдий, чьей главной задачей является сооружение флота к дню праздника. Многие из этих гильдий имеют прямые ассоциации с мистериями Исиды; например, одна из старейших групп называется «команда Исиды», другие носят имена Нефертити, Клеопатры и так далее. Алюминиевые сувениры, разбрасываемые с судов во время процессии, продолжают традицию раздачи храмовых денег к празднику. Танцы, пирушки и попойки не слишком отличаются от древних празднеств, таких, как чествование богини Хатор в Дендере, где, по свидетельствам современников, за один день выпивалось больше пива, чем за весь остальной год!
В преображающей роли масок и костюмов тоже можно видеть светский эквивалент гораздо более сложных и упорядоченных церемоний в контексте древних мистерий, особенно мистерий Исиды.
Ношение масок было распространено среди жрецов, особенно жрецов Анубиса, которые часто появлялись во время ритуальных процессий под личинами шакалов. В одной спорной теории о египетских ритуальных представлениях, выдвинутой профессором Арлен Волински, утверждается, что изображения богов с головами животных большей частью являются изображениями жрецов и жриц в соответствующих масках; теологическое различие может играть решающую роль в понимании древнеегипетских культов.
Драматическое искусство, которое, как мы уже отмечали, произошло от храмовых мистерий и медленно ассимилировалось в повседневном мире, первоначально пользовалось масками для передачи эмоций.
Жесткость и неизменность выражения маски помогает тому, кто носит ее, погружаться в отрешенное состояние, сходное с легким трансом; постоянно меняющееся выражение человеческого лица как бы застывает и открывается для пристального изучения. Энергия может накапливаться между кожей лица и «фальшивой плотью» — неодушевленная оболочка впитывает мапу, или жизненную силу, и начинает казаться пугающе реальной тем, кто смотрит на нее. Чакры головы и шеи особенно активны, поскольку ограниченный диапазон движения создает концентрацию на этом участке. Многие люди, которые считают себя не поддающимися внушению, тем не менее могут резко изменять тембр голоса под стать своему «временному лицу».

Используются технологии uCoz