Ди Трачи Регула Мистерии Исиды
ГЛАВА 15
ТРЕТИЙ ЧАС НОЧИ ИСИДА — ТАНЦУЮЩАЯ БОГИНЯ
«Исида была танцовщицей живота», — сказала мне одна египтянка. Эта экзотическая, уверенная в себе женщина, стоявшая передо мной, которая тоже былг танцовщицей живота, с гордостью причисляла богинь к своей традиции, а саму себя — к почитательница» Исиды.
Действительно, при раскопках древних храмов Исидь археологи часто обнаруживали кастаньеты и тамбуринь танцовщиц. Звуки систра убедительно дополняют рокот барабанов в танцевальной музыке Ближнего и Среднегс Востока; многоцветные покрывала танцовщиц живота, по свидетельствам древних авторов, служили подобав щим одеянием для Исиды. В своей книге «Земной танец» Даниэла Жиосеффи, жрица Исиды и танцовщица живота, указывает на использование покрывала танцовщиць как символа полумесяца и выдвигает предположение том, что коровьи рога Исиды также ассоциировались развевающимися одеяниями во время танца. Она считает, что движение поднимающегося и опускающегося покрывала танцовщицы — это не что иное, как напоминание о покрове Исиды и ее мистериях, которые либо открываются перед посвященными, либо остаются скрытыми для непосвященных.
ВИЗИТ ТАНЦУЮЩИХ БОГИНЬ
В нижеследующей истории под названием «Визит танцующих богинь», взятой из книги Льюиса Спенса «Мифы Древнего Египта», сама Исида танцует и играет на музыкальных инструментах в честь рождения трех сыновей Ра, которым предназначено стать фараонами*.
-------------------
* Льюис Спенс, «Мифы Древнего Египта». Лондон, 1917.
«Теперь, когда родились сыновья Ра и Руд-дидет, солнечный бог призвал Исиду, Нехбет, Менхит и Хнума спуститься на землю и прийти к матери. Приняв облик молодых танцовщиц, все они, за исключением бога Хнума, который шел с ними как прислужник, спустились на землю и приблизились к дому жреца Ра-усера, мужа Руд-дидет. Там они пели и играли на музыкальных инструментах. Они наделили детей различными добродетелями и назвали их Усер-реф, Сах-ра и Каку. В благодарность за добрые пожелания, Ра-усер подарил им бушель ячменя. Хнум положил мешок себе на голову и понес его, но когда они возвращались в свою божественную обитель, Исида сказала остальным: «Не лучше ли будет, если мы сотворим чудо для этих детей?»
Все согласились, и тогда они сотворили подобие корон Египта — короны Верхнего Царства и короны Нижнего Царства — и спрятали их в мешке ячменя. Затем они вернулись в дом Ра-усера и попросили разрешения оставить ячмень в кладовой, которую они запечатали своей печатью и ушли. Через несколько недель Руд-дидет спросила свою служанку, как обстоят дела в домашнем хозяйстве и нет ли в чем недостатка. Служанка ответила, что всего хватает, кроме ячменя, чтобы наварить пива. Тогда хозяйка спросила, почему ячмень не доставили вовремя, и получила ответ, что мешок отдали танцовщицам, которые прибыли в день рождения детей, и теперь он лежит в запертой кладовой, опечатанной их печатью.
Руд-дидет распорядилась, чтобы ячмень употребили для варки пива, и добавила, что Ра-усер заменит мешок до возвращения танцовщиц. Служанка открыла кладовую и изумилась, когда услышала пение, человеческую речь, музыку и восхваления, какие обычно звучат в царских чертогах. Она быстро вернулась к хозяйке и рассказала о случившемся. Тогда Руд-дидет вошла в кладовую и тоже услышала звуки, но сначала не могла определить их источник. Потом она приложила ухо к мешку с ячменем и поняла, что звуки исходят оттуда...»
Придворные танцовщицы исполняют танец перед фараоном
Эти звуки сочли знамением, предвещавшим, что сыновья Руд-дидет станут правителями Египта. Далее история продолжается, но ее конец утрачен.
В мифе о соперничестве между Сетом и Гором, сыном Исиды, солнечному богу Ра надоедает исполнять роль судьи в словесных и физических поединках между двумя соискателями трона. В крайнем раздражении он встает и покидает присутственные чертоги. Боги египетского пантеона, нуждающиеся в руководстве Ра, чтобы раз и навсегда уладить конфликт, обращаются за помощью к Ха-тор — богине любви, красоты и танцев, которая во многих своих аспектах почти идентична Исиде. Ха-тор одна идет к богу солнца и исполняет перед ним эротический танец. Вернув себе бодрость духа таким любопытным образом, Ра возвращается в зал суда, и Гора в конце концов признают законным наследником египетского трона.
И Бает, кошачья богиня, тесно связанная с Исидой, и Хатор, богиня любви и удовольствий, склонны к танцам, музыке и веселью. Осирис особенно любит музыку и танцы; считается, что его «цивилизаторские» миссии в другие страны были столь успешными именно по этой причине. Позднее общая любовь к музыке и танцам позволили древним грекам поставить знак равенства между Осирисом и Дионисом.
Танцовщица с кастаньетами
Всевозможные танцы, исполняемые как мужчинами, так и женщинами, — важный элемент культа Исиды. В некоторых храмах ежедневно устраивались церемонии с песнями и танцами в честь Исиды и Осириса. Сохранились фрагменты фресок, на которых изображены танцовщицы, участвующие в священных ритуалах.
В Египте фараоны танцевали перед богами и богинями, когда обращались к ним за советом или просили о поддержке. Современная жрица Исиды Омм Сети описала, как фараон Сети I танцевал для нее в астральном видении*.
----------------------
* Более подробную информацию об этой замечательной современной жрице Исиды см. в книге Джоанатана Скотта и Эль Зейни «Поиски 0мм Сети: реинкарнация и вечная любовь».
Велев ей выбивать ритм из десяти ударов, за которым следовала мощная дробь и короткая пауза, Сети закружился на месте, потом высоко подпрыгнул и согнул руки в локтях, изображая символ ка (человеческой души). Он пробежался, потрясая воображаемой боевой секирой, и закончил танец очередным прыжком, который сопровождался победным кличем. Это яркое описание мужского танца согласуется с изображениями на храмовых росписях и барельефах.
Некоторые авторы полагают, что танцоры гавадэ/cu в современном Египте происходят от касты священных танцоров, принимавших участие в храмовых ритуалах. Ритмичная мелодия танца гавадэ/си производит завораживающее воздействие, и танцоры легко впадают в состояние транса во время представления.
МАГИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ С ЗЕРКАЛОМ
Этот ритуальный танец можно использовать в различных целях. Изначально он был способом выражения благодарности божеству, наделившему человека совершенным телом. На следующем уровне — это способ создания и высвобождения энергии для достижения конкретных результатов. И наконец (особенно для женщин), это способ контакта и слияния с божественной сущностью Исиды.
Облачитесь в одежду, которая побуждает вас танцевать и выражать свои чувства с помощью движения. Можно надеть бусы, навесить бубенчики, или взять кастаньеты. Встаньте перед большим зеркалом — лучше перед таким, которое отражает вас в полный рост.
Зажгите несколько свечей и установите их в дальнем конце комнаты напротив зеркала. Можно воспользоваться приглушенным электрическим освещением; попробуйте задрапировать абажур легким цветным шарфом. В целом освещение должно быть тусклым, чтобы зеркало как бы плавало в полутьме.
Если у вас есть соответствующее музыкальное сопровождение, включите запись. Если нет, можно аккомпанировать себе с помощью систра, кастаньет, погремушек, или хлопать в ладоши.
Возьмите палочку ладана, зажгите ее конец и нарисуйте на зеркале знак анкха во весь рост вашего отражения. Рассматривайте этот знак как печать, которая преграждает доступ негативной энергии и готовит зеркало для использования в ритуальных целях. Когда дым рассеется, положите палочку в заранее подготовленное блюдце или курильницу. Вызовите перед своим мысленным взором образ танцующей Исиды. Ее танец служит для творения, приветствия, пробуждения, просветления или для любой другой цели, соответствующей настроению вашего ритуала.
Предложите богине «бутон лотоса», образованный вашими руками на уровне сердца. Затем поднимите руки вверх и раскройте «лепестки лотоса» (см. рис. на с. 254). Удерживайте это положение в течение одной-двух секунд, затем опустите руки по плавной дуге.
Иероглиф человека с руками, согнутыми в положении ка
Возьмите систр или погремушку. Энергично потрясите ею либо вокруг себя, либо в каждом из восьми направлений, а также над головой и у ног. Пусть ваше тело движется в такт с сотрясением систра. Смотрите на отражение вашего лица в приглушенном свете, падающем на поверхность зеркала. Кто эта загадочная жрица?
Наверху: закрытый бутон лотоса; внизу: открытый
бутон лотоса
Какое лицо Исиды она показывает? Что вызовет к жизни ее танец? Взмах юбки или шарфа напоминает крылья Исиды; темное покрывало пробуждает образ скорбящей Исиды; жесты рук образуют полумесяц или шар солнца.
Когда ваша энергия достигнет максимума, предложите в дар богине свой танец и то намерение, которое вы в него вкладываете. Потом танцуйте до тех пор, пока не устанете или пока чувство просветления не заставит вас замедлить движения. Не переусердствуйте: богине вовсе не нужно, чтобы вы падали с ног от усталости. Встаньте перед зеркалом и подождите, пока ваше дыхание не успокоится. Образуйте над головой знак «рогов Исиды», подержите руки в этом положении одну-две секунды, затем медленно опустите их. Ритуал окончеь Погасите свечи, выпейте воды вернитесь в мир обычного осоз нания. Можно немного поес или принять душ, чтобы восста новить силы.
ИСИДА И СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ
Одна из величайших танцовщиц нашего времени, имя которой было окружено громкими скандалами и огромным почетом, носила имя, происходящее от Исиды. Айседора (что означает «дар Исиды») Дункан разрушила формальные представления о танце своей свободной интерпретацией классических тем и открыла новые горизонты перед другими танцовщицами, которые последовали ее примеру.
Знак «рогов Исиды»
Многое из того, что она внесла в мир танца, было позаимствовано из языческих ритуалов. На Западе танцы больше не считались салонной забавой; благодаря ее мастерству и вдохновению, искусство танца отчасти приобрело священные качества, утраченные в христианскую эпоху.
Айседора Дункан была не единственной танцовщицей, черпавшей вдохновение из сокровищницы египетской культуры, которая приобрела особую популярность в Европе в конце XIX — начале XX в. Руфь Сен-Дени, увлекшаяся изображениями богинь на рисунках, рекламирующих египетские сигареты, решила воссоздать танцы Древнего Египта в своих представлениях. Уже одни названия этих представлений говорят о многом: «Гимн Нилу», «Дворцовый танец», «Покров Исиды», «Танец нового дня», «В чертогах небесного суда». Танцы с такими названиями были бы вполне уместны в древних храмах, особенно если вспомнить о том, что храмы Исиды часто располагались
рядом с городскими театрами, а иногда даже имели общую стену с ними.
МУЗЫКА В ХРАМЕ
Холодными вечерами в пустыне или в часы дневных ритуалов стены храмов резонировали от звука возвышенных гимнов. Авторы того времени отмечали, что храмы Исиды можно найти просто по звукам ритуальных песнопений, далеко разносившимся под открытым небом.
В греко-римскую эпоху жреца, руководившего музыкантами и храмовым хором, называли пресентором. Он командовал пэанистами — исполнителями танов, или хвалебных песней в честь Исиды. Музыканты сопровождали процессии и играли во время религиозных церемоний, подобных той, что была описана Апулеем в последней главе его книги «Метаморфозы»:
«Свирели и флейты, звуча сладчайшими мелодиями, очаровательную создавали музыку. За музыкантами — прелестный хор избранных юношей в сверкающих белизною роскошных одеждах повторял строфы прекрасной песни, слова и мелодию которой сочинил благоволением Камеи искусный поэт; песнопение это заключало в себе между прочим зачин более величественного гимна с молитвами и обетами. Шли и флейтисты, великому Сарапису [sic] посвященные, и на своих изогнутых трубах, поднимавшихся вверх, к правому уху, исполняли по нескольку раз напевы, принятые в храме их бога».
В другой истории о ритуальной процессии Исиды в Александрии упоминается о музыкантах, играющих на лирах, кифарах и тамбуринах. Пение и хоровое исполнение гимнов с участием прихожан практиковалось в греко-римских храмах.
Систры и кастаньеты были обнаружены при раскопках многих храмов Исиды. На рисунках и барельефах часто можно видеть oloi — набор из двух соединенных флейт, на которых играли одновременно; есть также упоминания о
свирелях или флейтах Пана. Арфы были популярны как в египетских, так и в греко-римских храмах. На изображениях ритуалов в честь Исиды можно видеть музыкантов с так называемой африканской арфой, или нубийской лирой.
Нотные записи в любом виде редко встречались в античные времена, поэтому мы не имеем исторических свидетельств о том, какую именно музыку исполняли тогда в храмах Исиды. Некоторые песни существовали тысячи лет, особенно в миноре и других, менее распространенных музыкальных ладах. Наложение новых стихов на старые мелодии было принято с глубокой древности; аккадцы написали новые слова на шумерскую музыку еще в 2800 г. до н. э. Некоторые музыковеды считают, что современная рождественская песенка «Плющ и остролист» положена на мелодию, существовавшую во времена Римской империи. Как и священные места, музыка переживает и превосходит религиозные обряды.
Игра на большой арфе
Исида в классической музыке
Великие композиторы не обошли Исиду своим вниманием. Вольфганг Амадей Моцарт написал великолепную музыку для своей оперы «Волшебная флейта», которая впервые исполнялась во Франции в 1791 г. под его руководством. Первоначально опера называлась «Мистерии Исиды». Это история о судьбе двух влюбленных, которых берет под свою защиту добрая жрица Исиды.
Спустя век композитор Верди создал музыку для своей лучшей романтической оперы «Аида», также навеянную египетскими мотивами. Действие в опере происходит в храме Исиды и вокруг него. Обе оперы исполняются сегодня во всем мире; они вносят существенный вклад в признание Исиды как живой духовной силы.
ОЧИЩЕНИЕ ЗВУКОМ И ДВИЖЕНИЕМ
Очистительные качества звука не нашли широкого признания, но стоит задуматься о том, почему людям так нравится ходить на концерты и слушать хорошую музыку. Глубокое духовное очищение, которое мы испытываем, создается звуковыми вибрациями. Даже оглушительный рев рок-н-ролла, хотя иногда и болезненный для слуха, может высвобождать негативную энергию, накопившуюся в слушателях. Такое излучение негативной энергии оказывает очистительное воздействие на каждого человека, но, умножаемое тысячами тесно стоящих индивидуумов, чьи помыслы далеки от духовного и божественного, может приводить к актам насилия, которые довольно часто происходят на концертах современной музыки.
В своей замечательной книге «Змея Нила: женщина и танец в арабском мире» Венди Бонавентура цитирует описание древнего обряда очищения танцем и музыкой из мемуаров Армены Оганян — знатной армянки, родившейся в конце XIX в., которая впоследствии стала профессиональной танцовщицей. Перспектива несчастного брака мучила ее ночными кошмарами, пока она ожидала свадьбы в доме будущего супруга. Она так кричала по ночам, что пришлось пригласить священников, которые посоветовали провести обряд очищения танцем, чтобы избавить ее от «злых духов».
Статуя женщины, играющей на флейте oloi
На девушку повесили несколько талисманов для защиты от бесовщины и заставили ее пройтись в танце по улицам до православного храма, где находились мощи святых угодников. Сам танец и звуки музыки предназначались для изгнания «злых духов», а талисманы служили священными печатями, ограждавшими ее от дальнейших посягательств тьмы. Однако из-за того, что причиной ее страхов были не сверхъестественные силы, а вполне реальное нежелание вступать в брак по расчету, ритуал не достиг своей цели.
В конечном счете искусство танца стало спасительной соломинкой, за которую она ухватилась после неудачной попытки самоубийства. Потом эта женщина стала известной танцовщицей и с успехом пропагандировала искусство арабского танца.
Все виды музыки годятся для духовного очищения. Музыка, как и аромат, оказывает тонкое воздействие на физический и духовный уровни человека. Определенные мелодии или музыкальные стили очищают душу и поднимают сознание на более высокий уровень. Древние знали об этом и всегда включали музыкальное сопровождение в свои храмовые ритуалы.
Систр, священная погремушка Исиды, часто используется в ритуалах очищения. Бряцающий или постукивающий звук этого инструмента выполняет ту же функцию, что и погремушка современного шамана: он активизирует потоки энергии и очищает их от негативных воздействий. Обычные погремушки, тамбурины и кастаньеты тоже могут служить источником очистительной энергии.
Очищение систром*
-------------------------
* Инструкции для изготовления своего личного систра см. в главе 21 «Исида и ремесла».
Традиционно систр встряхивали трижды в каждом из четырех направлений. Вы можете добавить четыре дополнительных направления: северо-восток, юго-восток, юго-запад и северо-запад.
Систры из коллекции автора.
Слева направо: современный африканский, северо-европейский, греко-римский и египетский
Таким образом вы очищаете участок пространства вокруг себя. Потом вы начинаете встряхивать систр, или погремушку, держа его примерно в 10 сантиметрах от тела и постепенно перемещая с головы до ног, а затем обратно. Повторите эту последовательность столько раз, сколько сочтете нужным, не стесняйтесь импровизировать. Естественно, что при этом вы двигаетесь и ваши движения представляют собой разновидность священного танца, предназначенного для богини.
Очищение звуком с помощью систра или погремушки можно выполнять для другого человека, который стоит перед вами. В этой ситуации жрец (или жрица) должен очистить себя, прежде чем приступить к процедуре очищения другого человека. Если систров и погремушек хватает всем, то их можно использовать для ритуала группового очищения. Каждый из участников встряхивает систр в
такт с остальными; другие хлопают в ладоши или тихо напевают.
Выбирая систр или погремушку для очищения звуком, прислушивайтесь к его тону: он должен быть. довольно резким и гремящим, а не жалобным и высоким. Для очищения можно применить маленькие барабанчики, хотя с ними труднее работать, когда вы проводите обряд самостоятельно.
И наконец, очищение звуком можно выполнять, просто хлопая в ладоши и выводя негромкую мелодию. Не нужно петь и произносить какие-то слова — мелодичных звуков будет достаточно, чтобы высвободить застоявшуюся энергию. Во время церемоний в древних храмах Исиды жрецы выпевали семь-восемь гласных звуков. Возможно, это было похоже на мелодичное повторение священного звука «ом», принятое у буддистов во время медитации.
|