Роберт Е. Свобода Агхора. По левую руку Бога
ГЛАВА 3
ШИВА
Мир считает Тебя зловещим, о Разрушитель Похоти, играющий на смашане, покрытый пеплом от погребальных костров, носящий ожерелье из человеческих черепов и водящий дружбу с вурдалаками. Но для тех, кто помнит о Тебе с преданностью, Ты, о Наделяющий Благами, в высшей степени благодатен.
{Шива Махимна Стотра, 24)
Махакала
Однажды я сказал Смашан Таре: «Ты — моя Ма, моя Мать, но кто мой Отец? Я знаю, что мать всегда показывает ребенку облик его отца. Не покажешь ли ты мне моего?». У нас есть такая поговорка на хинди: «Только ваша совесть знает все ваши прегрешения, и только мать ребенка знает его истинного отца». Без Смашан Тары я бы никогда не смог достичь успеха в садхане, посвященной Ее величественному супругу, Господу Шиве. Тантристы и агхори работают следующим образом: вначале они достигают успеха в садхане, посвященной Шакти, а затем используют эту Шакти для того, чтобы Достичь Вселенской Души, Шивы.
Три года я провел на смашане Уорли в Бомбее, совершая ритуалы, прежде чем моя Тара наконец согласилась показать мне садха-НУ, посвященную Махакале, Разрушителю Космоса. В Бомбее выполнять эту садхану было невозможно. Вначале я отправился на Нимтолла Гхат в Калькутте, а затем провел десять месяцев на Ма-никарника Гхате в Бенаресе.
Маникарника Гхат называют еще «Махасмашан», величайший смашан. Ни одна секунда не проходит там впустую, по меньшей мере одно тело обязательно сжигается, и так круглые сутки. И так было многие тысячи лет. Огонь, используемый для зажигания погребальных костров, поддерживается непрерывно на протяжении уже многих столетий; ему никогда не позволяют погаснуть. Люди проходят тысячи миль до Бенареса с тем, чтобы умереть именно там и быть сожженными на Маникарника Гхате. Каждый день десятки тел прибывают сюда на поезде: это тела тех, кто умер вдали от Бенареса, но жаждал быть кремированным именно здесь. Тел слишком много, чтобы все их сжигать до пепла, поэтому как только появляется обнаженный череп и большая часть тела обгорает, священнослужители произносят соответствующие заклинания и сталкивают труп в Ганг, освобождая место для следующего тела. Как только останки попадают в реку, стаи собак начинают драться между собой за обладание ими. Затем то, что остается после собак, пожирают рыбы и черепахи. Если вы пробыли там в течение десяти месяцев подряд, как я, и все еще не достигли осознания, что и вы когда-то умрете, то вы просто безнадежны. Вы никогда уже не осознаете этого и умрете в неведении.
Я сидел на смашане все дни и все ночи. Я варил себе рис каждый день в свежем черепе, даже не очищая его от остатков мозга. Смашан является идеальным местом для совершения поклонения Господу Шиве, ибо смерть — это вечная реальность, а Господь Шива — Разрушитель, само воплощение смерти. Вы всегда найдете его среди мертвецов, среди духов, трупов и среди пепла сожженных тел. Маникарника Гхат является любимым местом времяпрепровождения Шивы.
Наконец в процессе моего выполнения садханы Махакалы наступил момент, когда я начал слышать, как кто-то смеется мне на ухо и говорит: «Глупец! Ты соображаешь, что ты делаешь? Если я явлюсь и встану перед тобой, тебе придется умереть, другого выхода нет. Никто не может видеть меня и продолжать жить, ибо никто не может видеть меня, кроме как в момент смерти».
Я засмеялся и сказал: «Мне все равно. Когда-то мне все равно придется умереть, почему бы не сейчас? Я готов к смерти, но я хочу
увидеть Тебя».
И так продолжалось несколько дней. Затем голос сказал: «По-¦лушай, я не шучу. Если ты будешь продолжать, тебе придет ко-,ец». И опять я ответил: «Я готов умереть, жизнь не значит для меня ничего. Я жду Тебя».
В конце концов моя садхана доставила удовлетворение Махака-е, и Он сказал мне: «Я знаю, что ты хочешь, чтобы я явился и встал перед тобой, но, увидев меня, ты не сможешь продолжать жить. Я явлюсь и встану сзади тебя, я всегда буду за твоей спиной».
С того дня я никогда больше не боялся смерти, ведь сам Разрушитель стал моей опорой. Сейчас я знаю, что такое смерть, и когда она придет ко мне, я встречу ее с распростертыми объятиями, ибо она — ЭТо мое любимое божество Махакала.
Я начал говорить о Шиве, а затем стал называть Его Махакалой. Шива и Махакала — это два аспекта одного и того же. Называйте Его Атмой, Пурушей, Вселенской Душой, Конечной Реальностью, Богом-Отцом или как вам еще угодно. Шива един, Он — Абсолют, Один без Второго, воплощение чистого сознания. Вся дуальность существует в проявленной Вселенной, Шива же вне пределов всего этого.
Или, вернее будет сказать, почти вне пределов всего этого. Шива обладает формой, а это означает, что Его личность существует в Природе, созданной из Адьи. Господь Шива не является полностью абсолютным, ибо в силу своего сострадания Он принял на себя один-Два атрибута с тем, чтобы дать нам возможность постичь Его. Однако эти атрибуты дают Ему определенную ограниченность — очень онкую, конечно. Такую тонкую, что с нашей точки зрения это вовсе не является ограниченностью. Но она достаточна, чтобы отличить Его от Махакалы.
Махакала не имеет вообще никакой ограниченности, — по крайней
и мере, в той Вселенной, которую мы знаем. Он не имеет абсолютно никакой формы. Шива проявляет определенную форму, на которой мы можем сконцентрировать свое внимание. Махакала же
полностью бесформен, а это означает, что Он может по своей воле
принимать любую возможную форму.
Махакала является Богом Времени. Он — Сатья Шри Акала: Истинный, Благодатный, Вне Времени. Поскольку время существует только для смертных, Махакала должен быть бессмертен, что делает Его истинным, ибо Он абсолютен, свободен от малейшего влияния Майи. И это делает Его благодатным, ибо Махакала — единственное существо из всех возможных существ во Вселенной, которое никогда не становится жертвой Майи. Даже Господь Шива, — та же сущность, что и Махакала, в другом проявлении и с другими функциями — допустил одно или два падения. Но Махакала никогда даже не глядит на Майю. И никто не может склонить Его сделать это. Когда Он является за вами, как бы вы ни умоляли Его подождать еще пять минут, пока вы утрясете все свои дела, «нет» — будет Его единственным ответом. Если даже сам Господь Кришна не смог убедить смерть подождать хотя бы одно мгновение, как сможете сделать это вы?
Почему это так? Потому что Махакала является той осью, на которой вращается вся Вселенная. С одной стороны, существует Сагуна Брахман, Самсара, бесконечность форм, с другой — Ниргу-на Брахман, бесформенная бесконечность, абсолютное отсутствие формы, ноль. Между ними пребывает Махакала, соединяя их и являясь осью, связующим звеном между Бесконечностью и Нулем.
Смерть и смашан
Если вы знаете о рождении, то вы знаете и о смерти, и наоборот. Лучшим местом для получения знаний о смерти является смашан. Смашан — это истинный храм, место вечной Реальности. Когда вы идете в обычный храм, вы делаете это для того, чтобы попросить о чем-нибудь, — и если вдруг в храме вы видите красивую девушку или интересного мужчину, вы забываете о божестве и начинаете размышлять о том, как бы завладеть этим привлекательным, но таким невечным человеческим телом. На смашане же вы видите только печаль и слезы. Если мужчина видит женщину, он подумает: «Да, она тоже умрет и будет сожжена или похоронена, как все остальные».
Когда вы поселяетесь на смашане, вы вначале избавляетесь от отвращения, поскольку привыкаете жить среди трупов, костей и прочей грязи. После исчезновения отвращения вы освобождаетесь от страха, ибо когда вы близко познаете что-либо, вы перестаете бояться этого. Вы познаете смерть, и она больше не может внушать вам страх. Затем исчезает чувство стыда, поскольку вы больше не боитесь расхаживать нагишом и делать то, что положено. Вас ничто не беспокоит. Постепенно все восемь ловушек исчезают.
Большинство людей отправляются на смашан всего на один день. В течение следующей недели у них будет отсутствовать вкус к мирским вещам, но постепенно он вернется к ним. Это то, что мы называем «отречением смашана». Оно ложно, преходяще и легко забывается. Махакала заставляет людей забыть о нем. Если же вы останетесь на смашане достаточно длительное время, Махакала сделает так, что вы забудете мир навсегда. Вы забудете свою семью, друзей — всех и вся. Все, что вы будете помнить, — это то, что вы умрете. И это — истинное отречение, которое вам может дать лишь Господь Шива и никто больше.
Однажды, сидя на Банганга смашане в Бомбее, я наблюдал официальные похороны губернатора Бомбея Гириджи Шанкар Баджпая. Солдаты производили выстрелы из ружей, политики произносили речи — это было грандиозное шоу. Рядом с телом губернатора на другом костре тихо горело тело бедного мойщика. И я подумал: «Какое бы положение люди ни занимали в жизни, все рано или поздно заканчивают здесь». В другой раз я видел тело старого садху-джай-на на одном костре и тело ребенка на другом. «Возраст ничего не значит для Махакалы, — размышлял я. — Когда ваше время подходит, вы умираете». Испытав столько переживаний относительно смерти, вы забываете все о жизни; ваше отречение становится полным.
Смашан имеет еще другое название — Шахр-э-Кхамош, Город Безмолвия. Никто не приходит сюда, чтобы попеть, потанцевать, Посмеяться или развлечься. Никто не приходит сюда по собственной воле, а приходя, люди плачут о любимых, оставивших свои тела. все плачут — кроме покойников. Они смеются, ибо наконец-то они освободились от своих земных оков.
Многие люди ужасно удивляются, обнаружив, что они умерли. В этом нет ничего необычного: представьте, что вы выполняете какую-то работу, которая доставляет вам большую радость, — и вдруг с вами случается сердечный приступ, и вы умираете. Ваш ум будет по-прежнему занят работой, и ему понадобится некоторое время, чтобы освободиться от своих мирских привязанностей.
Если смерть наступает внезапно — в результате сердечного приступа или несчастного случая, — умерший приходит в сильное замешательство, и должен какое-то время парить над местом смерти, пока не сообразит, куда ему нужно отправляться. Поэтому я всегда говорю, что даже если умирающий испытывает физическую агонию, лучше всего во время наступления смерти быть начеку или даже спать и видеть сон — с тем, чтобы позволить индивидуальности обратиться внутрь и обнаружить те желания, которые будут определять следующее рождение. Моя мать хорошо осознавала приближение своей смерти, отец готовился к своей в течение многих недель. Но для большинства людей даже акт умирания полон ужасающей неопределенности.
Вы можете делать все, что в ваших силах, чтобы поддерживать контакт с умирающими, но это не принесет большой пользы. Они уже вошли в мир иной. Вы можете заметить наступление стадии, когда глаза начинают быстро двигаться, а губы — произносить неразборчивые слова. Если вы обладаете знаниями о смерти, то вы знаете, что человек просматривает книгу записей Читрагупты. Какое это прекрасное слово — «читра», оно означает «картина»; слово «гупта» означает «секрет, тайна». Вместе они означают тайные картины, образы, которые больше никто видеть не может. И что же это такое? Всего лишь подсознательная память, каузальное тело, запись всех карм жизни. Пребывая в этой сфере подсознания, наблюдая все действия своей жизни, проносящиеся перед вашими глазами, подобно кинофильму, отмечая все свои прошлые ошибки, можете ли вы оставаться осознающим по отношению к внешнему миру? Нет. Ваше эго, которое до сих пор было обращено через ваши органы чувств во внешний мир, отождествляясь таким образом с телом, сейчас обращается внутрь, в подсознательное, пытаясь найти нечто, с чем оно могло бы отождествиться, и выбирая кармы для следующего рождения. Так, сын или дочь умирающей могут причитать: "О мамочка, мамочка, мамочка, пожалуйста, прости меня, я не 4ал>>) — но уже слишком поздно, ибо мать не слышит этих слов. Она должна оставить все связи со своим физическим телом.
Никакими методами невозможно заставить человека сохранять бдительность в момент смерти. Вы можете силой вернуть эго обрат-[0 в сознательный ум, а затем несколько минут общаться с умирающим, но это чрезвычайно сложно.
Лучше всего, если человек проходит через процесс умирания еще при жизни. Такое случается, например, когда больной умирает на операционном столе, а затем возвращается к жизни. Ученые, изучающие смерть, опросили множество таких людей и определили некоторые ощущения, сопровождающие наступление смерти: движение сознания через темный туннель, ревущий шум и т.д.
У моей приемной дочери Рошни однажды были такие переживания. Она ежедневно употребляла напиток, приготовленный из молока и конопли (бханг). Как-то раз у меня было странное, непонятное состояние, и я лично дал ей бханг. Выпив напиток, она села в кресло и закрыла глаза. Через несколько минут ее дыхание и пульс остановились. Спустя какое-то время она вышла из этого состояния, и я спросил ее, что случилось.
«Я сидела в кресле и летела через длинный туннель. Потребовалось много времени, чтобы долететь до другого конца, после чего я стала подниматься все выше и выше. Я была так напугана, что изо всех сил вцепилась в кресло. Я летела в огромном, безграничном пространстве и могла видеть столько звезд и других вещей, что это невозможно описать словами. Я чувствовала, что меня тянет к источнику божественности, любви — и тут кто-то заставил меня вернуться обратно в тело».
И с того дня она сильно изменилась. Она даже жаловалась мне: «Зачем ты вернул меня обратно?» Это состояние было подобно состоянию умирания, и теперь она знает, что такое смерть, как знают это и другие люди, которые уже пережили ее. И все они будут намного лучше подготовлены к смерти, чем обычный человек. Их смерть будет намного легче, ибо они знают, что бояться нечего. Не смерти нужно бояться, а рождения.
«Анте мати са гатих» — то, о чем вы думаете в момент смерти, — определяет ваше следующее рождение. Если вы, умирая, сохраняете состояние осознания и помните о Боге, вы несомненно отправитесь к Нему. Вероятность того, что вы будете помнить о Боге во время смерти, намного выше, если вы регулярно вспоминаете о Нем в течение всей своей жизни. Поэтому вы должны потерять себя в любви к своему божеству с тем, чтобы вы могли умереть с Его именем на устах. Огромное количество наших святых книг учит, что в современном мире величайшая форма поклонения — это просто повторение имени Бога. Суфии тоже поступают таким образом. Но вы думаете — легко помнить о Боге в момент смерти? О нет!
Однажды некий гуру сидел под деревом со своим любимым учеником. Увидев плод манго, растущий на дереве очень близко к земле, он подумал: «Как бы я хотел это манго!» И как раз в тот момент, когда он попросил ученика сорвать для него плод, он умер.
Ученик не знал, что делать. Он был вне себя от горя: «Гуруджи умер! Кто теперь будет заботиться обо мне и учить меня?» Внезапно ему в голову пришла мысль: если правда, что человек отправляется туда, о чем он думал в момент смерти, то поскольку гуруджи, умирая, попросил у него плод манго, значит, он должен быть где-то рядом, пытаясь удовлетворить свое последнее желание.
Ученик сорвал манго и, не зная конкретно, что же он ищет, стал внимательно осматривать плод. Он увидел ползущего муравья, и еще одна мысль пришла к нему вроде бы ниоткуда: «Почему бы гуруджи не быть в этом насекомом?» Он взял муравья большим и указательным пальцами и раздавил его.
И тут перед ним предстал его учитель. «Благодарю тебя, мой любимый мальчик, за то, что ты для меня сделал. Я действительно был в этом муравье, испытывая желание испробовать манго. Ты спас меня от многих жизней блуждания в Майе». И, благословив ученика, он исчез.
Это не значит, что вам нужно теперь вылавливать муравьев и давить их. Прежде чем играть в такие игры, вы должны знать, что вы делаете. Ученику в описанной истории просто повезло — или можно сказать, что таково было его предназначение. Откуда он знал, что муравей был его учителем? И как ему вообще пришла в голову мысль начать его поиски? Это все была игра его гуру. Именно он направил эти две мысли в ум мальчика. Это прекрасная игра гуру и ученика. Гуру всегда знает, что происходит, но делает вид, что находится в неведении; от ученика же ожидается только искренность.
Но если вы не знакомы со всеми этими вещами, то не стоит ради баловства заниматься ими. В данном случае повезло самому гуру. Представьте что было бы, если бы юноша был глупцом или просто не обратил внимания на интуитивно полученную информацию? Гуру легко мог попасть в западню Майи, даже из-за такого незначительного желания.
А вот другая история. Жила когда-то одна старая женщина, которая отличалась истинной набожностью. Она регулярно поклонялась Богу, ежедневно выражая Ему свое почтение в течение нескольких часов, — и кроме этого она почти ничего не делала. В конце жизни она ослепла и ей приходилось передвигаться на ощупь, но это лишь сделало ее поклонение Богу более совершенным, ибо вместе со зрением она потеряла большую часть отвлекающих факторов внешнего мира.
Она была истинной вегетарианкой и ела очень мало. Однажды, готовя себя еду, она нечаянно наступила на мышонка, которого она, конечно, никак не могла видеть. Зверек умер с пронзительным писком. Женщина эта была очень мягкосердечна и тут же подумала: «Что случилось? Я кого-то убила!» И с этой мыслью она внезапно умерла.
«Анте мати са гатих». Последняя ее мысль была о мышонке, и ей пришлось принять новое рождение в теле этого животного. Затем, в силу извечной борьбы за пищу, к ней вернулись жадность и гнев, и она опять попала в ведущий вниз водоворот Самсары.
Так что даже малейшая привязанность может погубить вас. С другой стороны, даже малейшая привязанность к Богу может спасти вас. Жил когда-то человек по имени Аджамила. За свою жизнь н совершил много негативных карм, и когда настало ему время Умереть, он не смог вспомнить ничего, кроме имени своего сына "араяны. А Нараяна — это имя Вишну, Хранителя Космоса. И вот Во время смерти на устах Аджамилы было имя Нараяны.
Тут к нему явились два демона с намерением забрать его душу в ад, чтобы он мог искупить часть своих карм, но их остановил ангел, который сказал: «Как вы смеете пытаться унести этого человека? Вы что, не знаете, что он умер с именем «Нараяна» на устах?»
Демоны засмеялись и ответили: «Конечно, — но он просто звал своего сына. Разве это поклонение?»
«Все же он помнил о Нараяне, который пребывает в каждом человеческом существе, и он пойдет со мной», — сказал ангел. Так Аджамила попал на небеса. Конечно, он практиковал суровый тапас в предыдущих жизнях, чтобы получить такую возможность, но эта история иллюстрирует могущество имени Бога.
Почти никто не знает времени своей смерти. Но благодаря Ма-хакале я могу знать почти все о том, как умрут мои друзья, когда это произойдет, сколько людей будут наблюдать процесс умирания и при каких обстоятельствах наступит смерть. Сейчас у меня особые отношения с Махакалой. Иногда Его можно уговорить продемонстрировать людям свое великодушие. Например, кому-то предначертано судьбой умереть медленной мучительной смертью после несчастного случая. Махакала может устроить все так, что человек умрет сразу же после несчастья — и никаких страданий не будет.
Вы не можете перехитрить Махакалу, но вы можете продлить свою жизнь. Махакале всегда нужен предлог, сопутствующая причина, чтобы забрать вас. Если вы сможете избежать конкретной ситуации, которая должна вызвать вашу смерть, вы будете продолжать жить дальше, — но очень немногие способны избежать ее. Воздействие Махакалы на ум слишком сильно.
Недавно один из моих друзей решил съездить на праздники в Талегаон, город, расположенный недалеко от Пуны. Я сказал ему: «Следующие две недели являются чрезвычайно критическим периодом для тебя. Если ты дорожишь своей жизнью, не уезжай из Бомбея». Но он настоял на поездке. Когда он прибыл на вокзал, то увидел, что пути перекрыты и поезда не ходят. Вместо того чтобы принять это за плохой знак, он и его жена сели на платформе и прождали несколько часов, пока не попали на поезд. Они уехали в Талегаон, а через несколько дней мой друг умер. Как бы долго вы ни
ухитрялись избегать смерти, в конечном итоге она неминуема. Вы не можете обмануть смерть.
Только один человек является исключением — йог. Если он обладает достаточными знаниями, он узнаёт о своей смерти за шесть месяцев до ее наступления, ибо прана начинает покидать его тело. Затем, если он желает, он может выбрать наилучший день и час для того, чтобы оставить тело, и когда он готов, он собирает всех своих «детей» и дает им последние благословения. Когда он попрощался со всеми и когда наступает тот благоприятный момент, которого он так ждал, он садится в позу лотоса и входит в состояние транса. Внезапно собравшиеся слышат громкий хлопок: Пхат! — и из ши-варандры (отверстия в задней части свода черепа) вырывается струя крови — и все, его больше нет, он свободен.
Помните, как говорил Кабир: «Когда вы приходите в мир, вы плачете, а мир смеется. Вы должны прожить свою жизнь так, чтобы когда вы умрете, весь мир плакал, а вы смеялись». С ним самим все так и было.
Но очень редко кто умирает как йог, в осознании.
Если бы люди только могли знать, что происходит во время смерти и после нее, они бы не совершали так много ошибок. Рави и я сожгли тело моего отца в Банганге, на том же месте, где я сжег когда-то тела своей матери и своего сына Рану и где когда-то сожгут меня. Как вы думаете, когда тело отца было в огне, не витал ли его дух где-то неподалеку? Конечно, витал. Представьте, что вы приходите с работы домой и обнаруживаете, что ваш домовладелец выставил вас из квартиры, само здание признано негодным и разрушено. Разве вы не бродили бы вокруг этого места несколько часов или Даже несколько дней, чтобы переориентироваться? Каждый умерший витает вокруг своего тела, размышляя, что же делать дальше. Как вы думаете, почему индусы кремируют своих мертвых всего через несколько часов после смерти? Потому что, пока тело существует, дух может иметь некоторую надежду на возвращение в него. Когда же тело сжигается дотла, дух вынужден искать свой собственный путь. Похоронные процедуры заставляют дух витать вокруг тела 3 течение довольно длительного времени, особенно если тело хорошо сохранилось. Мусульмане устраивают сорокадневное чтение Корана, на которое приглашают дух умершего, но в этом нет ничего хорошего, поскольку такая процедура заставляет дух задерживаться на земном плане дольше обычного. Чем быстрее дух удаляется и начинает искать свой собственный путь, тем лучше.
Несчастный умерший хочет, чтобы все знали, что он еще жив, и оказывается в сильном смятении, если никто из находящихся рядом с его телом его не слушает, что, конечно, вполне понятно. Вы бы тоже обиделись, если бы все ваши родственники внезапно начали вести себя так, будто вас нет, в то время как для вас очевидно, что вы находитесь рядом с ними. Нельзя винить друзей и родственников в том, что они не отвечают на зов умершего. Люди — кроме тех немногих, которые обладают тонким восприятием, — не способны видеть или слышать мертвых.
Поэтому я и говорю, что очень немногие из ритуалов, связанных со смертью, к какой бы религии они ни относились, имеют для умершего какое-то значение. Священники выдумали большинство церемоний в качестве средства для того, чтобы делать деньги на человеческой доверчивости (что очень плохо); и почти никто из священников ничего не знает о духах, не может их видеть и общаться с ними. В ведической религии нет бесполезных ритуалов; те, которые не несут никакого смысла, были добавлены позже жадными священниками.
Согласно традиции, после смерти труп необходимо вымыть. Это хороший пример бессмысленного ритуала. Какая польза от мытья трупа? Слышали ли вы о чем-нибудь более смехотворном? Какой смысл очищать то, что через несколько часов станет пеплом или пищей для червей или грифов? Переживает ли умерший по поводу чистоты, если у него больше нет тела?
Знаете, однажды мне в голову пришла интересная мысль: мы, индийцы, в большинстве своем вегетарианцы, и когда мы умираем, мы оказываемся съедены растениями; то есть нас поглощает дерево, растительный материал. Мы питаемся растениями всю свою жизнь, а когда мы умираем, растения, в свою очередь, начинают питаться нами. Таков закон кармы. Мусульмане и христиане являются преимущественно мясоедами, и когда их хоронят, они сами становятся пищей для червей. Парсы также употребляют в пищу мясо, и когда
они умирают, их тела помещают на Башни Тишины, куда прилетают грифы и лакомятся трупами. Я говорю вам, что избежать кармы невозможно: это может случиться только по милости свыше.
Что меня поражает еще больше, чем привязанность людей к тра-
ли, так это те изменения, которые происходят с близкими покойных. Я никогда не перестану испытывать благоговение перед При-одой, перед тем, какую власть Она имеет над человеческим умом.
пять минут до смерти мужа жена обнимает его, целует, рыдает над ним. Через пять минут после смерти она боится коснуться мертвого тела, испытывая странное чувство. Конечно, она чувствует себя странно. Даже когда они наслаждались сексом и думали, что получают удовольствие от тела, на самом деле они наслаждались чем-то другим: друг другом. У вас не возникает желание ласкать или обнимать покойника, ибо в нем нет ничего, что можно было бы ласкать или обнимать; остается только внешняя оболочка.
Продолжать? После смерти мужа его труп выносят из дома, и даже после кремации пепел никогда не возвращают обратно. Почему? Потому что может явиться дух и причинить жене беспокойство. Какой абсурд! Есть у людей хоть какой-нибудь здравый смысл? Они были женаты столько лет и занимались любовью сотни раз. Если дух и явится, то он будет любить ее, он постарается помочь ей — разве это не логично? Но когда дело касается смерти, очень немногие делают то, что логично.
Когда умер отец Рошни, я предупредил всех его родственников, чтобы они не тратили деньги попусту на какие-либо ритуалы. Я им откровенно сказал, что в этом нет никакой пользы и что все, что можно для него сделать, сделаю я. Его сестра возразила: «Ты индус, что ты знаешь о религии парсов? Будут совершены все ритуалы, и семья заплатит за это; таков наш обычай».
Я ответил ей: «Это не имеет никакого отношения к религии; это просто обворовывание моих бедных детей, способ отобрать у них часть денег, которые оставил им их отец, на то, что бесполезно. Если бы в этом была хоть какая-то польза, я бы никогда не возражал».
Но она не хотела и слушать меня. В конце концов у меня лопнуло терпение, и я сказал: «Давайте, делайте как хотите, и сами увидите последствия». Они поступили по-своему, и в течение следующих нескольких месяцев эта женщина и все родственники, содействовавшие ей, получили те или иные травмы левой ноги. У сестры умершего был такой сильный перелом, что ногу пришлось фиксировать с помощью болтов и металлической пластины. Только моя приемная дочь Рошни избежала травмы; я всегда любил ее.
Когда умер один из учеников моего гуру Махараджа, мне сказали, что его тело будет сожжено на погребальном костре из сандалового дерева, и это будет стоить около 3000 долларов. Разве это не величайшая глупость? Если дух уже покинул тело, разве ему не все равно — сожгут труп на костре из сандала или чего-то еще? Когда вы наконец-то покидаете свое тело и видите столько всего нового, испытываете столько новых переживаний, у вас нет времени беспокоиться по поводу того, каким образом будет уничтожено ваше старое тело.
Во время кремации на землю кладется специально приготовленный шарик из рисовой муки (пинда) для того, чтобы его съели вороны. Ворона — очень умная птица. Хороший наблюдатель заметит, что иногда вороны не едят пинду. Эти птицы всегда голодны и хотели бы съесть мучной шарик, но над ним витает дух и не позволяет им взять его. Дух пребывает в глубоком смятении — он все зовет и зовет своих близких, но никто его не слышит. И это — единственный способ, каким он может привлечь к себе внимание.
Если вы замечаете, что вороны не едят пинду, вы должны понять, что у духа осталась еще какая-то васана, — какое-то сильное желание, которое не было осуществлено при его жизни. И если вы хотите обеспечить духу покой, вы должны подойти к пинде и сказать: «Если у тебя есть какое-то неосуществившееся желание, приди в мой сон или дай мне знать о нем каким-то другим способом», — и дух попытается войти с вами в контакт.
Недавно как раз такой случай произошел с одним из моих «детей». Он не говорил с пиндой, но его недавно умерший друг явился ему во сне и попросил его найти лучший дом для его оставшихся без отца детей. Сейчас этот человек занят удовлетворением просьбы духа.
Как индусы, так и парсы предлагают еду своим умершим близким, которые поглощают ее на эфирном плане посредством обоняния, не вкушая самой пищи. При этом внешняя ее форма не изменяется. Я предупреждаю всех, кого я знаю, чтобы они никогда не ели пишу, предложенную умершему, ибо она загрязняется сильным желанием духа вернуться к физической жизни и оказывает на ум сокрушительное воздействие. Вы можете убедиться в этом на практике. Найдите святого, пребывающего в самадхи, и положите немного этой пищи ему в рот — и он выйдет из своего состояния: влияние физического очень сильно. Хорошо известно, что священники употребляют такую пищу, — и это объясняет, почему их интеллект настолько материалистичен, хотя они и поклоняются постоянно Богу.
Связанные со смертью ритуалы в своей простейшей форме были предложены по той причине, что в их совершении есть некоторая ценность. Но вы должны знать, что вы делаете. Знаете ли вы, например, почему индусы всегда кладут труп на землю так, чтобы голова была обращена на север? Известно, что магнитные силовые линии земли идут на север и на юг. Эта практика имеет тройную пользу. Во-первых, быстрее наступает трупное окоченение, и распад тела ускоряется. Во-вторых, магнитное поле взаимодействует с телом таким образом, что дух не может войти обратно в тело, даже если будет пытаться сделать это. И, в-третьих, если труп находится в таком положении, легче совершить килану духа и сразу же выполнить питри тарпану, что поможет духу быстрее найти свой путь в новое чрево. После смерти дух пребывает в замешательстве, не зная, что ему делать. Вы, как близкий человек умершего, должны сделать все, что в ваших силах, чтобы придать наступающим после смерти переживаниям какое-то направление и тем самым свести к минимуму ощущения одиночества и страха перед неизвестным.
Питри тарпана — это один из ритуалов, совершаемых после смерти, который действительно приносит пользу, если его выполнять правильно. Это процесс, посредством которого вы помогаете своим умершим предкам удовлетворить их неосуществленные желания, препятствующие их продвижению вверх по иерархическому пУти существования. Знаете ли вы, что это может реально изменить ваши гены и хромосомы в лучшую сторону? Допустим, один из ваших предков предавался при жизни распутству и очень любил секс. Когда он умирает, его похоть не исчезает: он берет ее с собой. Он будет жаждать секса, но поскольку тела у него больше нет, он никоим образом не сможет удовлетворить свое желание.
Однако гены и хромосомы по-прежнему продолжают существовать — они были переданы детям и внукам умершего. Не правда ли, нет никакой особой разницы между семенем и деревом? Одно находится в непроявленной форме, второе — полностью проявлено. Таким образом похоть этого старикашки будут ощущать и его потомки, поскольку они несут в себе некоторую часть его генетического материала, которая будет в какой-то степени резонировать с его эманациями похоти. Вы являетесь носителями миллионов генов, но не все они работают одновременно. Как же тело решает, каким из них работать? Это как раз один из путей.
Так вот, если совершен ритуал питри тарпана, то с его помощью данный предок получает рождение в новом чреве — возможно, что и в чреве животного, поскольку он так охвачен животной страстью к совокуплению, — и теперь он сможет вдоволь наслаждаться сексом в новом теле. Произойдет его отождествление с новыми генами и хромосомами, и он забудет о своих старых. И тогда вы будете свободны от его влияния на ваши собственные гены и хромосомы, ибо он не будет больше передавать вам свою похоть, с которой вы бы резонировали. Это сделает ваш ум более крепким и менее сексуальным.
Ваш предок благословит вас за то, что вы дали ему возможность осуществить его желания. Кроме того, вы обязаны своим предкам своим физическим телом, и это один из способов расплатиться с долгом и устранить кармическую связь. Разве это не чудесно? Все счастливы.
Это одна из многих причин, по которым я ненавижу коммунизм. Коммунистов учат забыть своих родителей, отречься от них, если они работают против государства. Если вы губите своих родителей, которые являются вашими корнями, как вы можете надеяться на какое-то процветание? Напротив, вам грозит деградация, вы можете стать более примитивными и грубыми. Я ненавижу коммунизм!
Именно ваши предки являются причиной того, что новое рождение становится мучением. Каждый раз, когда вы рождаетесь, вы должны иметь дело с определенными характеристиками и прихотями своих умерших предков, и к тому времени, когда вы преодолеете все эти ограничения, ваша жизнь закончится. Поэтому как только вы достигаете определенной стадии в своей садхане, вы начинаете испытывать жажду освобождения от нового рождения. И позвольте вам сказать следующее: Мокша, освобождение, свобода от повторного рождения или как бы вы еще ни называли это, — происходит по милости Шивы, никаких других причин нет. Господь Шива говорит своей Шакти: «Всех этих глупцов, которых ты создала для игры, следует усыпить; сделай так, чтобы они не знали истины и продвигались на ощупь. Только некоторым из них я позволю достичь меня и прийти ко мне, а затем, когда они обретут полное осознание, слиться со мной».
Поэтому все, кто приходят на кладбище, плачут. Смашан еще называют рудра бхуми, — место, где текут слезы. Обычные люди плачут по той причине, что под влиянием Майи они находятся в заблуждении и отождествляют себя с только что умершим родственником или другом. У святых и бессмертных существ текут слезы радости, так как именно на смашане они видят свою истинную индивидуальность, свои истинное «я», ибо что такое Господь Шива, как не чистое сознание?
В каком же состоянии пребывает Шива? В самадхи ншито — в вечном самадхи, в состоянии вечного единства со Вселенной. Самадхи Шивы отличается от обычных состояний самадхи, поскольку Шива постоянно осознает все происходящее вокруг. В обычном самадхи вы можете потерять свое осознание внешней реальности, Шива же — это совершенное осознание.
Майя почти никогда не касается Шивы. Он является творцом Майи и позволяет Ей играть, как Она желает. Он никогда не может Умереть, поскольку все другие боги и небесные существа во Вселенной подвластны Ему. Если бы Он умер, как бы Он мог забрать их, к°гда приходит конец? Бог Смерти — единственный во Вселенной, Кто обладает полномочиями забирать жизнь; без этих полномочий Даже Он не мог бы этого сделать. Обычный полицейский может арестовать губернатора или премьер-министра на основании той власти, какую ему дает его нагрудный знак, — без него он такой властью не обладает. Шива обладает правом убивать.
Поскольку Шива не может умереть, значит, Он никогда не был рожден, ибо все, что рождается, должно умереть. Смерть относится ко всем существам одинаково. Поэтому Шива носит имя Сваямбху, то есть Само-сущий, не подверженный ни рождению, ни смерти. Вы, наверное, видели икону Шивы в форме Натараджа, — Танцующего Господа, — где Он окружен пламенем растворения. Танцуя, Он создает, хранит и разрушает бесчисленные вселенные, и все это одновременно, под ритм своего двуглавого барабана. Шива является источником этого звука. Он есть чистый ритм.
Видите ли, Шива абсолютен. Любая форма, которой вы поклоняетесь, — всего лишь форма, а ваше поклонение — это поклонение Абсолютному, стоящему за ней. Возьмем для примера шивалин-гам, уже многие тысячелетия являющийся наиболее почитаемым объектом поклонения в Индии. Что он представляет собой в действительности? Абсолютную прочность, стабильность. Что может быть прочнее скалы? Вы можете бить по ней, трясти ее, делать с ней все, что вам заблагорассудится, но она не сдвинется с места.
Шивалингам — это пенис Шивы, а основание, на котором он покоится — это влагалище Его жены Парвати. В санскрите есть такое высказывание: «Бхагамукхе линга, агнимукхе парада», — что значит: «как бы вы ни тренировали пенис или ни пытались алхимическим методом заставить ртуть затвердеть, пенис, будучи помещенным во влагалище, всегда будет эякулировать, а ртуть, попадая в огонь, всегда будет плавиться». Но это не о Шиве. Он полностью выжег похоть из своего сознания. Его пенис извечно покоится во влагалище Парвати, однако Он никогда не теряет контроль. Поэтому тантристы-алхимики и поклоняются Шиве. Ртуть — это семя Шивы, и только благодаря Его милости они могут сделать ее твердой, такой, что она не будет плавиться, даже будучи брошена в огонь.
Гора Кайлаш в Гималаях считается обителью Шивы. Почему? Потому что она чрезвычайно холодная. Там, где нет жара, нет и умственного беспокойства. Жар — это беспокойство, возникающее из желания. Господь Шива поднялся за пределы всех желаний, но это нелегко.
Жизнь — это всего лишь воспоминание. Это может быть приятное воспоминание или горькое, но это только воспоминание. Пока вы помните, что вы — тот-то и тот-то, с таким-то адресом и что у вас есть друзья, родственники и все прочее, вы можете продолжать жить. Когда вы забываете — когда ваши кармические долги выплачены и ваша кладовая, в которой хранятся кармы, пустеет, — тогда вы больше не отождествляетесь ни с чем. Без воспоминаний нет жизни. На санскрите память и бог похоти обозначаются одним словом: Смара. Желание является источником кармы, и когда желание уничтожается, память тоже исчезает — и вы свободны. Поэтому Господь Шива имеет еще одно имя — Смарахара, что значит как «Разрушитель Похоти», так и «Разрушитель Памяти». Грамматически «сма» означает «прошлый». Память относится только к прошлому. Сма-раха-ра — это Тот, кто делает вас из настоящего — прошлым, Тот, кто убивает вас. Сма-шан — это место, где вы перемещаетесь из настоящего в прошлое, где происходит ваша трансформация из существования в воспоминание.
Что происходит при наступлении смерти? Во время жизни тело поддерживается вашим эго, которое отождествляется с телом, родственниками, индивидуальностью и т.д. Ваше эго — это не что иное, как ваша Кундалини Шакти, ваш личный фрагмент Адьи. В течение всей жизни ваше эго пытается найти свою пару, Того, Кто его контролирует — Господа Шиву, — и поскольку мы забыли истину, мы ищем Шиву в других людях, убеждая себя, что мы нашли то, что искали.
Когда Махакала является к человеку, Он призывает Шакти прий-ги к Нему и соединиться с Ним. Поэтому Махакала не имеет формы — Он обладает всеми формами. Каждое сотворенное существо представляет собой лишь одну половину и всю свою жизнь проводит в опытках воссоединиться со своей недостающей половиной, вернуть-;я к состоянию единства. Махакала на время становится той совершенной недостающей половиной — и этого достаточно, чтобы инди-ВиДуум забыл о своей прошлой жизни и вступил на путь, ведущий к Новому существованию.
Когда Махакала является к человеку и эго-Шакти сталкивается с Ним лицом к лицу, Она внезапно осознает: «О, нет! Я ни это тело, ни эта ограниченная личность, я — Царственная Супруга моего Господина, неограниченная, вечная Личность!» Под влиянием безграничной любви Шакти покидает тело, чтобы соединиться со своим Господином, и забывает, с кем Она отождествлялась до того. Как только эго забывает об отождествлении с телом, индивидуум умирает.
Некоторые йоги и другие высшие существа пребывают в форме Садашивы: их индивидуальные эго-Шакти все время находятся в слиянии с Шивой, но это единство — не полное, ибо если бы оно было полным, индивидуальное существование должно было бы прекратиться. Несомненно, такое случается очень редко, но если случается, вы можете выйти за пределы смерти.
Махакала — это Рудра, Он заставляет всех плакать. Знаете ли вы, что Он тоже плачет? Он плачет от радости каждый раз, когда забирает кого-либо. Он размышляет так: «По своему великодушию я увел этого индивидуума от всех болей и горестей существования, а он даже не осознал мое присутствие. Сейчас он обрел настоящий покой. Люди так глупы, — они плачут по своим покойникам, а им следовало бы плакать о самих себе».
Господь Шива — это Бхоленатх, Господь Сострадания. В Нем нет ни единого атома жестокости. Он — самое доброе из всех существ, ибо Он освобождает вас от всех ваших земных мучений. Можно ли просить о большем?
Все боятся умирать, поэтому никто не испытывает желания любить Махакалу. Лишь два человека из тех, о ком рассказывают наши священные тексты, отличались тем, что любили Махакалу: Маркан-дея и Начикетас. Разрушение необходимо, но, к сожалению, никто не желает встречать смерть лицом к лицу. Даже Рама и Кришна, которые были истинными воплощениями Бога, испытали мгновение шока, миг дрожи, когда перед Ними предстал Махакала. Некоторое влияние Майи все же было: Они на мгновение вспомнили о своих детях или о ком-то еще. Так что, как видите, вид Махакалы настолько ужасающ, что даже воплощение Бога содрогается перед Ним. Даже у Иисуса был один такой момент на кресте, когда вера чуть не покинула Его.
Конечно, Махакала выглядит не страшно, — Он чудесен. Но ваше эго-Шакти видит Его страшным, ибо Он явился, чтобы оторвать Ее ото всех Ее привязанностей, а некоторые привязанности очень глубоки. Обретя свободу, Она достигает осознания того, кем Она является и кем является Махакала. Сохранять осознание в момент смерти — значит достичь цели всей своей жизни.
Люди считают, что смерти нужно бояться. Это совсем не так. Следует бояться рождения, ибо когда вы рождаетесь, вы забываете все, что делали в прошлых жизнях, вы выходите в мир и губите себя. Смерть же — это освобождение от ваших физических оков.
Когда Шива является за кем-то, Он очень мягок, особенно по отношению к безвинным и безобидным людям. А дети! Как Он ненавидит забирать их! Он готов сделать почти все для ребенка, чтобы он не чувствовал никакого страха; таким образом Он может освободить его от страданий. Почему же Он так любит детей? Он любит их за их невинность. Они напоминают Ему Гопалу, Вишну в форме дитя. Шива не может обойтись без Вишну, так же как и Вишну не может без Шивы; сохранение и разрушение идут рука об руку.
АНДЖАНЕЯ
Когда-то давным-давно Шива и Парвати сидели на горе Кайлаш в высоких Гималаях и наслаждались ночным воздухом, звездами и сильным холодом. Именно в такой благоприятный момент Парвати и решила задать свой вопрос. «Господин, — прошептала она, — о чем ты думаешь?» Господь Шива улыбнулся и сказал: «О Богиня, мой ум всегда обращен к Вишну, и даже сейчас я думаю о том, что Он скоро родится в мире под именем Рама. Я решил принять рождение вместе с Ним, чтобы помочь Ему». Поэтому и произошло рождение Анджанеи, и поэтому Он и был слугой Рамы.
Анджанею еще называют Хануманом. Некоторые говорят, что ¦ричина этого в том, что однажды Индра, царь богов, ударом мол-
'и сломал Анджанее челюсть (хану), но здесь сокрыто и более глу-'°кое значение. Имя «Хануман» следует читать как Ануман, ибо
н представляет собой атомную силу («ану» означает «атом») —
силу, которая движет всю материю во Вселенной. Поэтому Он еще носит имя Лавана Путра или Вайю Сута (Сын Ветра; ветер здесь символизирует движущую силу). А мы все знаем силу ядерной энергии. Это и есть мощь Анджанеи.
Можете читать Его имя и как «Ханаман». «Хана» означает «убивать», и подобно Махарудре, проявлению Бога Смерти, Анджанея совершает убийства. Его еще называют Экадаша Рудра (Одиннадцатый Рудра), ибо Он обладает совершенными знаниями как о дуальном, так и о недуальном аспектах Реальности. Одиннадцать — это 11, 1 + 1=2, дуальность. Однажды Анджанея сказал Раме: «Если я смотрю на тебя с точки зрения джнаны (абсолютного знания), то не вижу совсем никакого различия между тобой и собой. Но когда я смотрю на тебя с точки зрения дуальности, в качестве преданного, тогда я — твой слуга».
Анджанея отличался исключительным умом. Однажды Он сидел у воды и бросал в нее камни, при этом они не тонули, а плавали по ее поверхности, но когда Рама попытался сделать то же самое, камни шли ко дну. Когда Рама спросил о причине этого, Анджанея ответил: «Хозяин, я бросаю камни с вашим именем на устах, вы же являетесь воплощением Бога, и если вы бросаете что-то, как может эта вещь остановиться, не достигнув дна?» Рама был изумлен таким ответом.
Никто не может сравниться с Анджанеей в Вира Бхаве или в Дасья Бхаве. Он — совершенный герой и совершенный слуга. Поэтому преданные дали Ему имя «Махавир», — Великий Герой. Он мог легко, безо всякой войны, сам отобрать Ситу у противников и вернуть ее Раме; в конце концов Он сжег дотла целый город Ланки. Но нет, игра должна была продолжаться.
Вам лучше всего всегда поклоняться Анджанее в Его аспекте совершенного слуги, ибо в таком случае будут развиваться ваши качества, необходимые для служения, а также автоматически будет укрощено ваше эго. Если вы попытаетесь поклоняться Ему в Его героическом аспекте, вам придется столкнуться со многими трудностями. Но это стоит того. Я не могу описать вам то чувство, которое я пережил, когда впервые увидел Анджанею. Была поздняя ночь, я находился на смашане, и как раз в тот момент, когда мой ритуал
достиг кульминации, началась страшная гроза. Молния приближалась ко мне все ближе и ближе, ударяя в землю вокруг меня, и казалось, что вот-вот она попадет мне прямо в макушку. Раскаты грома — мегханада — были почти невыносимы. Даже лучшие из скетов убежали бы: кто же не попытается избежать удара молнии? Но нет! Нужно было продолжать сидеть. Благодаря Его милости я мог вынести все это и увидеть Его лицом к лицу. Интересно, что по мере усиления грозы мое настроение становилось более возвышенным: «О! Сейчас наконец-то Он явится ко мне!»
Анджанея, несомненно, велик, но нет проявления Шивы выше, чем Махакала. Он — Адирудра, Первый из всех Рудр, Величайший.
Сагал Шах
Когда индусы испытывают какую-либо переполняющую их эмоцию или страх, они касаются груди и говорят: «Рама Рама Рама». Они никогда не скажут: «Хара Хара Хара», ибо Рама — это часть Вишну и поэтому способствует сохранению жизни, а Хара, являясь Шивой, напротив, отбирает ее. Только немногие произносят при таких обстоятельствах имя «Хара». Каждый раз, когда я думаю об этом, я вспоминаю свою мать. Находясь при смерти, она лежала и повторяла имя своего гуру Харанатха Тхакура: «Хара, Хара, Хара, приди ко мне». Много ли людей умерло с именем Бога Смерти на устах, даже неосознанно, как это было с моей матерью?
Слово «Хара» происходит от корня «Хр», что значит «выхваты-ать». Махакала — это тот, кто выхватывает вашу жизнь. Его иногда описывают как Властелина Воров, ибо Он отбирает у вас самое Ценное имущество — вашу жизнь.
В конце концов, что такое жизнь? Все миры, боги, демоны, все-
все было создано великими риши — это все их игра. Новое творение может появиться только тогда, когда исчезнет старое, поэтому риши никогда не позволяют Смерти перестать существовать: от этого
пострадает их игра. Смерть необходима для жизни. Риши не любят
вмешиваться в игру. Даже если ваш ребенок преступник, вы его
убьете? — Никогда! Вот Махакала и совершает грязную работу по избавлению от всех старых форм.
Но на самом деле все контролируют риши: они тянут за веревочки, и Вселенная танцует. Например, они дают Господу Шиве знак, позволяющий Ему убивать. Даже Махакала, который подходит максимально близко к существованию, но не проявляется при этом, существует по их прихоти. Риши находятся вне пределов человеческого понимания, постичь их абсолютно немыслимо.
Я всегда выступал за поклонение Богу в какой-либо форме. Но вы должны понимать, что, говоря это, я имею в виду, что вы должны поклоняться Единому, который проявляет себя через конкретное божество. Все божества, все формы Бога представляют собой всего лишь аспекты Единого, поэтому вместо того, чтобы говорить: «О, Господь Шива, как Ты сострадателен», — не будет ли лучше сказать: «О Господь, Твое творение — Господь Шива — это символ сострадания». Все божества просто играют отведенные им роли в великой космической драме. Вы должны проявлять уважение к ним за то, что они так хорошо играют свои роли, и вы должны любить Единое, которое проявляется через них. Намного легче достичь Единого, поклоняясь Богу в определенной форме.
Махакала — это абсолютное проявление Шивы, но есть и другие, почти такие же страшные, как и Махакала. Мне пришлось выполнять шава садхану еще дважды, прежде чем я смог завершить садханы для всех проявлений Шивы. Последний раз я выполнял шава садхану в Сундербансе, — местности, состоящей из покрытых джунглями островов, образующих дельту Ганга. Я отправился туда не из любопытства, а в ответ на телепатический зов. Я игнорировал его несколько дней, пока он не оказался сильнее меня, и тогда я отправился в джунгли.
Джунгли Сундербанса непроходимы и являются пристанищем королевского бенгальского тигра, «Полосатого Господина», который вырастает в длину более трех метров. Тигры создают в джунглях волнующую атмосферу. Пока я находился там, за мной присматривало племя Сантхал. Они приносили мне фрукты, а иногда я даже получал кусок сырого мяса. Я научился у них некоторым полезным вещам. Первобытных людей в некотором смысле можно назвать
чудесными. Вместе они действуют как Бхайрава и Бхайрави, — вы можете поверить в это? И они с безграничным уважением относятся к своему гуру, почитая его как самого Бога.
Хотя мне там и нравилось, через два или три дня меня стало одолевать беспокойство, и я решил на следующий же день вернуться в Бомбей — тот, кто меня звал, вероятно, уже не появится, думал я. И вот в ту ночь, когда я сидел у своего дхуни, он пришел: это был Пурнананда, тот самый Пурнананда, который был учеником Сар-вананды и который позже дал посвящение судье Вудроффу. Именно по настоянию Пурнананды я выполнил шава садхану еще раз. Это был уже четвертый раз после трех, посвященных Шакти, и я был уже опытен в этой практике; это была просто формальность для меня. Но эта садхана, посвященная Батука Бхайраве, была существенным звеном. Батука — это маленький мальчик, на вид лет восьми, хотя при своем желании он может быть страшным. Труп принадлежал недавно умершему молодому человеку, и я без особых трудов добился успеха. Я по-прежнему благодарен Пурнананде за то, что он предоставил мне возможность завершить мои садханы для всех проявлений Махакалы.
Наверное, мне было предначертано выполнять садхану Махакалы. Я всегда считал большим везением то, что я являюсь потомком Сагал Шаха, который был торговцем и преданным Господа Шивы. У него был маленький сын, который — хотите верьте, хотите нет — был на самом деле Махакалой в человеческом облике.
Сагал Шах поклялся, что не будет принимать пищу до тех пор, пока не накормит садху. Однажды случилось так, что он не ел целых три дня: он жил тогда на острове, и ни один садху не рискнул бы появиться там во время сильной бури. На четвертый день он Узнал, что на остров явился маленький агхори, который на самом Деле был Господом Шивой в человеческом облике. Сагал Шах при-Вел садху к себе домой, и там агхори заявил, что не ел три дня и потребовал какой-нибудь пищи.
«Конечно, махарадж, — сказал Сагал Шах. — Ты выпьешь сладкого молока, или йогурта, или...?»
«Ты — глупый торговец! Я — агхори! Я, что, должен есть сладости? Я питаюсь мясом. Принеси мне мяса». Агхори всегда кажутся буйными и неуправляемыми.
Сагал Шах, помня старую пословицу «атитхи дево бхава» (относись к гостю, как к Богу), подумал: «Господи, кого ты привел сегодня в мой дом?» — ведь он никогда даже не приносил мяса домой, не говоря уже о том, чтобы готовить его там. Но желание гостя должно быть удовлетворено. Это была часть его клятвы.
Агхори же продолжал: «И я не хочу баранину или курицу. Я хочу человеческого мяса».
Сагал Шах, смирившись со своей участью, сказал: «Хорошо, ма-харадж, я прикажу убить себя, а затем приготовить и подать мое мясо тебе».
Но это еще больше разозлило агхори. «Тупица! Ты же старый, подумай, каким жестким и жилистым будет твое мясо. Я хочу ребенка. Возьми его мозги и изжарь их мне».
Сагал Шах ответил: «У меня есть маленький сын, но он сейчас в школе. Я схожу за ним и приготовлю тебе его мозги». Его жена, которая в то время была беременна, также понимала, что для выполнения клятвы это необходимо сделать.
Сагал Шах отправился в школу, нашел там своего сына Челайю и велел ему идти с ним домой. Прежде, чем он успел объяснить причину, Челайя сказал ему: «Значит, этот старик хочет изжарить мои мозги и съесть их? Хорошо, пошли к нему — и я посмотрю, как он это сделает».
Отец, увидев, что Челайя знает все об агхори, даже не спросив о нем ничего, должен был бы заподозрить что-нибудь, однако он был слишком опечален предстоящей смертью сына, чтобы заметить это. Как мог Челайя узнать обо всем? Он не был обычным мальчиком, но даже его собственный отец не знал, кем он был на самом деле.
Они отправились домой, и Челайя сказал агхори: «Значит, ты хочешь позабавиться? Хорошо, делай как знаешь! Давай же!»
И мальчик был убит. Мозги его измельчили и приготовили из них еду. Ступка и пестик, которые использовались для этого, до сих пор хранятся на острове.
Когда мясо поставили перед агхори, тот еще больше разгневался и отказался есть его, сказав: «Ты думаешь, что я буду есть пищу, приготовленную бесплодной женщиной? Бесстыжий негодник!»
Это переполнило чашу терпения жены Сагал Шаха, и она сказала ему: «Проклятый агхори! За кого ты себя принимаешь? Я беременна, и ты не смеешь называть меня бесплодной. Я заставлю тебя съесть это блюдо и буду смотреть, как ты это будешь делать!»
И тут агхори, обратившись к трупу мальчика, произнес: «Вставай!» Мальчик немедленно ожил, встал и сказал: «Ну?» Агхори поклонился Челайе (заметьте: агхори поклонился Челайе) и обратился к Сагал Шаху: «Проси чего хочешь!». Сагал Шах ответил: «Господь, что я могу попросить? В век Кали Юги никто не подвергается такому испытанию, а ты удостоил меня милости, родившись в моей семье. Теперь все, о чем я могу просить, — это то, чтобы все члены моей семьи и все мои потомки имели чистый ум. Всякий кто развивает дурбуддхи (извращенный интеллект) должен быть уничтожен».
И так оно и было вплоть до сегодняшнего дня. На протяжении пятнадцати поколений никто из членов моей семьи никогда не выполнял никакой работы, однако все были сказочно богаты. Те же, кто, подобно брату моего отца, вели себя неподобающе и становились на путь преступлений, умирали. Наша семья была представителем Ост-Индской компании, нам принадлежал весь Бомбей. В силу того, что мы не могли допускать нечестности в бизнесе, мы потеряли значительную часть того, что когда-то имели. Но это не имело абсолютно никакого значения, ибо мы по-прежнему обладали настоящим сокровищем — благословением Бога. Возьмите для примера моего отца. Перед самой его смертью никто не мог отличить его от его гуру; он так долго концентрировался на форме своего учителя, что это привело к изменениям в его собственной форме. Он, должно быть, выполнил миллиарды джап за свою жизнь, так же как и моя мать. И это — только один из плодов джапы и медитации. Удивительно ли, что, имея такую семью, я стал тем, кто я есть?
|