Белое Николай Владимирович ТАЙНЫ МАГИИ ВУДУ
Вуду и христианство
Католичество. Во время французского рабства на Гаити
практика вуду была запрещена. Тем не менее вуду выжило. Колонисты
позволяли рабам устраивать танцы в выходные дни. Эти танцы и были
церемониями вуду!
После революции в 1804 году почти все белые были изгнаны из Гаити,
и многие из них были убиты, в том числе католические священники. Таким
образом, в 1804 году Ватикан порвал отношения с Гаити и не устанавливал
их до 1860.
В течение этого 56-летнего периода жрецы создали общественную религию
Гаити — вуду, объединив африканскую религию и католицизм. Фактически
все духи 1оа стали соотноситься с католическими святыми (Damballah,
loa-змея — Святой Патрик; Erzulie, мать земли — Дева Мария). Сегодня
гаитяне не видят ничего странного в совместной практике вуду и католицизма
и часто очень набожны в каждой из этих религий.
Время от времени с 1860 до конца 1940-х годов католическая церковь
проводила кампании против вуду. Они никогда ни к чему не приводили.
В 1949 году некоторые представители католической церкви начали войну
против вуду. Они жгли храмы, избивали и убивали жрецов, требовали
их общественного осуждения. Но и они проиграли. Вуду ушло в подполье,
но оно приобретало популярность, в основном из-за притеснения.
К началу 1950-х католическая церковь приостановила эту войну и заключила
мир с вуду. Барабаны и музыка вуду были включены в службы католической
церкви. Католики решили, что если вуду нельзя уничтожить, его нужно
поглотить. С тех пор между католиками и вудуистами сохраняется перемирие.
В учении вуду и католицизме есть много общих моментов:
— вера в высшее бытие;
— lоа похожи на христианских святых, которые были людьми, прожившими
образцовую жизнь, и которые обладают определенной ответственностью
или особым признаком;
— вера в загробную жизнь;
— последователи вуду полагают, что каждый человек имеет met tet («хозяина
головы»), который соответствует в христианстве святому-покровителю.
Протестантство. До 1970-х годов на Гаити в христианской вере было
почти 100 процентов католиков. В 1970-х на Гаити прибыло протестантство.
Протестанты — ожесточенные враги вуду и осуждают его как поклонение
дьяволу. Многие из них утверждают, что нищета Гаити — это божественное
наказание за грехи служителей вуду.
Протестантство стало на Гаити серьезным бизнесом. Евангелистские группы
протестантов владеют 7 из 11 радиостанций Гаити и много достигли в
своих реформах. Сегодня большинство наблюдателей полагает, что по
крайней мере 15 процентов христиан на Гаити — протестанты.
Кто может заниматься вуду?
Буду может заниматься любой человек. Нет никакого расового,
возрастного ограничения, не имеет значения сексуальная ориентация
или национальность. Хотя христианская вера порицает поклонение другим
богам, на Гаити огромное большинство вудуистов являются также католиками.
Существуют различные уровни участия в вуду, так же, как и в большинстве
других религий. Церемония вуду общедоступна, и любой человек может
входить в peristyle (площадка перед храмом) и наблюдать за ее проведением.
Пение и танцы одобряются. Поскольку для houngan и mambo нет установленного
жалования (кроме того, храм является частной собственностью), считается
нормальным для непосвященных участников делать небольшие пожертвования
наличными. Эти деньги используются, чтобы оплатить услуги барабанщиков,
расходы на пищу, которая предлагается участникам, и содержание храма,
houngan или mambo. Это часто трудно понять людям, воспитанным в иудейско-христи-анской
традиции, где священники, служители и раввины являются оплачиваемыми
профессионалами.
Те, кто обладает степенью посвящения, могут участвовать в частных
церемониях вместе с посвященными такой же или более низкой степени.
Человек с более низкой степенью не может участвовать в церемонии,
требующей более высокой степени посвящения, потому что они не получили
тайное знание этого уровня.
Некоторые недобросовестные houngan или mambo на Гаити пользуются невежеством
иностранцев и исполняют фальшивые церемонии. Некоторые решили, что
они никогда не откроют «секретное» знание вуду (т.е. правильное учение
и посвящение) нечерному негаитянину. Однако другие houngan и mambo
считают, что все люди избраны 1оа и что поэтому houngan или mambo,
которые отказываются обучать и посвящать иностранца, посланного 1оа,
будут страдать из-за этого. Посвящение требует существенного периода
обучения, и обязательство, данное иностранцем, обычно считается достаточным,
чтобы прекратить любое умалчивание со стороны houngan или mambo.
Белые приверженцы вуду должны иметь уважение к африканцам и вообще
к черным, так как они являются источником учения вуду. Бесчисленное
количество черных были избиты, изнасилованы, замучены, кастрированы
и сожжены живьем, чтобы уничтожить вуду. Это давало стимул для сопротивления
французскому колониальному рабству и подпитывало единственное удавшееся
восстание рабов в западном полушарии, которое привело к рождению первой
независимой черной республики. Даже сравнительно недавно, когда Соединенные
Штаты оккупировали Гаити с 1915 по 1934 год, принимались значительные
усилия, чтобы уничтожить вуду. Храмы были сожжены, бесценные древние
барабаны были уничтожены, a houngan и mambo избивались, заключались
в тюрьмы или были убиты.
Как практиковать вуду дома
Строительство алтаря
Люди многих различных вероисповеданий строят алтари.
Даже те, кто не принадлежит к определенному вероисповеданию, имеют
уголок, где они размышляют и медитируют, занимаются йогой или играют
на музыкальном инструменте. Множество раз они создают импровизированные
алтари, которые включают в себя многие из тех же самых предметов —
цветы, камни и кристаллы, священные символы, фотографии или изображения
предков или друзей, музыкальные инструменты, свечи, книги на духовные
темы.
Сознательно или подсознательно, когда мы строим алтари, мы стараемся
открыть наиболее загадочную из всех дверей — дверь между материальным
и духовным миром. Алтарь — это материальное представление об этой
двери; алтарь — это дверь. Когда вы сидите перед своим алтарем, вы
приглашаете духовные силы по ту сторону этой двери, чтобы они заметили
вас, посетили вас и воздействовали на вас.
Так как большинство людей, живущих в развитых странах, не может начать
свою практику в этой религии с посещений церемоний, одна из первых
вещей, которые они могут сделать — это построить алтарь. Алтари вуду
столь же различны, сколь различны люди, которые практикуют эту религию.
В некотором смысле, сам храм — это алтарь, достаточно большой для
того, чтобы поклонники мЪгли танцевать, играть на барабанах, приносить
жертву, подвергаться одержимости — короче говоря, выполнять каждый
аспект космической драмы. В пределах храма иногда имеются места, отведенные
какому-нибудь 1оа — крест, посвященный Baron, или листок пальмы для
Erzulie. Рядом с храмом расположены меньшие комнаты, называемые «djevo»
или «bagi», в которых хранятся церемониальные предметы, проходят встречи
и т.п. Однако эти предметы, которые включают священные трещотки, бутылки
напитков для жертвоприношений, горшок — tetes, который дается во время
посвящения, и глиняные горшки govi, не могут использоваться теми,
кто не прошел посвящение.
Лучшую модель представляет собой «kay myste» (от франц. «caille des
mysteres», дом тайн). Это — маленькие здания, в которых построены
индивидуальные алтари тому 1оа, которому служит владелец kay myste.
Эти алтари включают много обычных предметов, доступных повсюду на
земле.
Ваш kay myste может представлять собой уголок вашей спальни или гостиной
комнаты, хотя на Гаити считают, что не следует спать в той же самой
комнате, где лежат предметы, посвященные 1оа, особенно с лицом противоположного
пола (кроме периода посвящения, когда секс запрещен так или иначе).
Вы можете отгородить это место или отвести целую комнату для служения
1оа.
На Гаити, когда приверженец вуду желает построить в доме алтарь, он
покупает определенные предметы религиозного культа, отождествляемые
с объектом его поклонения, и затем просит houngan или mambo освятить
алтарь. Некоторые алтари сделаны на земляном полу, другие сооружены
на фундаментах из дерева или бетона.
Есть один возможный способ сделать алтарь в закрытом помещении, где
нет земляного пола. Возьмите белую ткань и выстирайте ее в воде с
небольшой частью вашей первой утренней мочи. Вместо мочи можно использовать
уксус. Пусть ткань высушится на открытом воздухе, на солнце, если
возможно. Застелите ею подножие алтаря и затем слегка опрыскайте ее
вашими любимыми духами или туалетной водой.
Затем найдите четыре небольших камня около вашего дома, почистите
их, обтирая солью и хорошо ополаскивая, затем разместите их в каждом
углу вашего алтаря. Почистите бокал или разрежьте пополам хрустальный
шар или другой сосуд и заполните это водой. Не используйте металл,
только стекло или хрусталь. Разместите его в центре вашего алтаря
и добавьте туда три капли анисового или белого рома — таким образом
вы благословляете воду.
В вуду существует практика «крестить» ритуальные предметы, то есть
давать им имена. Вы можете взять ветку базилика и окропить ваш наполненный
водой сосуд, который является теперь мощным проходом для духовной
энергии. Вы могли бы назвать его каким-нибудь подходящим именем, например,
«Вода Жизни», «Булькающая Мама», Приносящая Дух» и т.п.
В стеклянный подсвечник положите немного земли, взяв ее около своего
дома, и несколько крупинок соли. Возьмите белую свечу и чистым растительным
маслом протрите ее от середины до верхушки и затем от середины до
основы. Когда вы натираете свечу, направляйте свою энергию в ваши
руки и молитесь о духовном понимании. Поместите свечу в подсвечник
и поставьте его перед сосудом с водой. Пока не зажигайте свечу.
Вокруг алтаря разместите другие предметы в соответствии с божественными
принципами, которым вы собираетесь служить. Алтарь предков должен
иметь их изображения, фотографии, алтарь Ogoun должен иметь мачете
и красный платок, святыня Erzulie Freda — цветы и драгоценности и
т.д.
Подготовка и проведение Пира Предков
Теперь, когда вы построили основной алтарь, вы готовы
к первому шагу в практике вуду — почитанию своих предков. Построив
алтарь, всегда помните, что он является дверью между миром людей и
миром предков и 1оа. Не позволяйте ему становиться пыльным, не позволяйте
воде потемнеть и стать несвежей, не позволяйте вашей кошке использовать
его для отдыха, не кладите туда свои ключи или ручки. Относитесь к
нему с уважением, берегите его, убирайте его, посещайте его почаще
и вы будете вознаграждены энергией, духовным ростом, личными победами
и удачей.
Ваши предки любят вас. Они посетят вас, примут ваши жертвоприношения
и направят вас на правильный путь. Они будут давать вам советы, защищать
вас, бороться за вас, исцелять вас. Они будут общаться с вами через
вашу интуицию и ваши сны.
Возьмите изображение вашего умершего родственника, кровного или нет,
чья любовь к вам вне всякого сомнения. Если у вас нет умерших родственников,
которых вы хорошо помните, представьте образ человека, который будет
являть для вас наследственную мудрость и любовь, и дайте этому человеку
имя. Вы можете также взять образы предков всех ветвей человеческой
расы.
Поместите эти изображения позади сосуда с водой на алтаре на специальной
подставке или прикрепите к стене позади алтаря. Эта стена может быть
драпирована белой тканью, чтобы изображения удобнее было прикреплять.
Размещайте изображения до тех пор, пока их расположение не удовлетворит
Вас. Вы можете работать с одним изображением или со многими.
Сядьте перед алтарем. Вы можете позвонить в маленький колокольчик
или потрясти церемониальную трещотку как сигнал начала вашей медитации.
Зажгите белую свечу на алтаре и, если возможно, кокосовое или ванильное
благовоние. Повяжите свою голову белой тканью, если желаете. Пристально
взгляните в воду в чаше. Расслабьтесь и делайте любые медитативные
упражнения, с которыми вы знакомы. Глубоко дыша, считайте назад от
десяти до ноля или перебирайте четки. Думайте о предке, которого вы
выбрали. Если возможно, вспомните события прошлого, где вы были вместе.
Почувствуйте любовь между вами, которая соединяет вас. Вообразите,
что любовь исходит от вашего сердца как луч света и проходит через
воду к изображению предка. Назовите имя вашего предка вслух несколько
раз. Сообщите предку, что вы любите его или ее и что Вы хотите работать
вместе с ним или с ней. Основной принцип вуду — живые и мертвые работают
вместе, чтобы помочь друг другу. Когда вы почувствуете присутствие
предков, трижды капните немного воды на пол, чтобы поприветствовать
их.
Проводите подобную медитацию почаще, пока это не станет установившейся
привычкой.
Раз в одну или две недели вы должны проводить Пир Предков, чтобы приносить
им жертвы. На нем должны присутствовать пищевые продукты, которые
нравились вашим предкам в жизни. Единственное правило: пища не должна
быть соленой. «Родовые» жертвы включают жареное зерно, жареный арахис,
свежие орехи и белые пищевые продукты (рисовый пудинг, молоко, мучные
изделия).
Разместите пищу в виде круга и поставьте белую свечу в его центр.
Жидкая пища может быть помещена в чашу; в этом случае поставьте свечу
рядом. Коснитесь каждой тарелкой или чашей своего лба, сердца и промежности
и затем дохните на пищу. Говорите с вашими предками, напомните им,
что они были однажды частью мира живых и что вы когда-нибудь-присоединитесь
к ним. Просите, чтобы они отогнали все зло, бедность, болезни, безработицу,
усталость, разногласия, печаль. Просите, чтобы они принесли вам все,
что является хорошим, включая любовь, деньги, работу, здоровье, радость,
дружбу, смех.
Зажгите свечу, поместите пищу на алтарь и покиньте комнату. Когда
свеча сгорит, лучше всего на следующее утро, возьмите пищу и бросьте
ее у подножия большого дерева. Если это сделать невозможно, поместите
ее в мешок для мусора и держите его отдельно от другого мусора. Вымойте
тарелки, чаши и сосуды, вычистите их солью и уберите. Не используйте
их для обычного принятия пищи.
Обязательно проводите Пир Предков на праздник Fet Guede каждый год
2 ноября. Как раз в этот день славяне празднуют день поминовения предков
«Деды».
Церемониальный календарь вуду
Этот календарь должен быть принят как общий календарь
церемоний вуду. Различные храмы в различных географических областях
могут варьировать время проведения церемоний.
2—4 января Преломление пирогов (case gateaux), общинная форма приношений
1оа.
6 января Les Rois (короли).
25 февраля Ритуальное кормление источников (manger tetes d'l'eau).
16 марта Loko Davi (праздник, посвященный Loko — loa растительности),
еда ритуальной древесины.
19 марта Святой Джозеф, выражение власти Legba.
20 марта Legba Zaou (еда состоит главным образом из мяса черного козла).
27 апреля Dan Wedo, праздник loa короля Франции.
29 апреля Разрушение кувшинов (casse canarie), избавление душ от чистилища.
31 апреля Кормление мертвых (mange-les-morts)
12 мая Кормление различных loa.
18 мая Жертвоприношение Grande Aloumandia.
20—21 мая Simbi blanc.
30 мая Торжественная обедня (chante-messes) в католической церкви.
24 июня Святой Иоанн.
28 июня M'sieu Guimeh Sauveur; Mystere Grande Delai; общее служение
для Maitresse Erzulie, Maitresse Tenaise и Maitresse Mam'bo.
25 июля Papa Ogoun, или Святой Джеймс Великий (приносятся в жертву
овцы и козы).
26 июля Общее приношение для Grande Saint Anne, также известное как
Mystere Grande Delai и Grande Aloumandia
29 июля Maitresse Silverine (вкушает от предложенной ей пищи совсем
немного) и Maitresse Lorvana (для питания обоняет цветы).
25 августа Общинное приношение для Dan Wedo, также известного как
Святой Луи или Король Франции.
29 августа L'Orient, один из наиболее важных loa.
30-
31 августа Agwe (приношение козлов, перца и мяты).
25 сентября Roi Wangol и Mousondi.
153
29 сентября Manman Aloumandia.
30 сентября Maitresse Delai.
30-
31 октября Торжественная обедня в католической церкви; общинный стол
и танец Мартиника; ритуальное кресло, покрытое 30 или 40 покрывалами
различных цветов, которое ставят в храме и «служат» ему
1—2 ноября Fet Guede (Пир Предков) Guede loa выходят с кладбищ, вселяются
в людей, входят в храмы, чтобы развлечь себя, в виде душ, воплощенных
или перевоплощенных.
25 ноября Еда батата
10 декабря Ganga-Bois (праздник loa моря).
12— 14 декабря Кормление моря (agoueh r оуо).
25 декабря Fete Marassa (Праздник Близнецов); Fet Demambre (Праздник
Членов).
Развитие вуду в контексте истории Гаити
1492—1697 Открытие острова Христофором Колумбом, назвавшим его Эспаньола.
Уничтожение испанцами коренного индейского населения. Использование
африканских рабов для работы на плантациях. В 1967 году западная часть
острова перешла под юрисдикцию Франции и получила название Сан-Доминго.
1730—1790 Зарождение вуду. Господство в вуду дагомейского направления.
1790—1800 Революционный период в Гаити. Восстание рабов 1791 года
под предводительством Тусен-Лувертюра. Переход восточной части Гаити
под юрисдикцию Франции в 1795 году. Рост и обьединение различных направлений
вуду.
1800—1815 В 1801 году отменено рабство и принята Конституция, провозгласившая
равенство всех граждан перед законом. Поражение войск Наполеона, высадившихся
на остров для контроля революционной ситуации. В 1804 году была провозглашена
независимость страны и восстановлено ее прежнее название — Гаити.
Подавление вуду тремя наиболее известными правителями Гаити — Тусен-Лувертюром,
Жан-Жаком Десса-лином и Генри Кристофом.
1815—1850 В 1844 году от Гаити отделилась восточная, бывшая испанская
часть, которая объявила себя самостоятельной Доминиканской республикой.
Медленное распространение вуду, которое становится приемлемо для правящего
режима и практикуется публично.
1860—1945 Период подавления вуду со стороны католической церкви, достигший
высшей точки во время «войны» против вуду в 1940-х. После неудачи
в этой войне католики уменьшили свое откровенное подавление вуду.
1915— 1934 — период оккупации Гаити американскими войсками.
1945—1975 Содействие вуду со стороны диктатора Ф. Дювалье (избран
президентом в 1957 году). Вызов американскому протестантизму.
1975— наши дни Критическое положение вуду, особенно в связи с loa
Ogoun, который стал символом крестьянского движения за проведение
прогрессивных реформ на Гаити.
Словарь терминов вуду
А
Ago. Ритуальное восклицание, используемое как «Аминь».
Angajan (Engagement). Сделка между человеком и loa, в котором человек
просит вмешательства злой магии в обмен на свое обещание служить loa.
Ascendan. Магический порошок.
Asogwe. Заключительный уровень посвящения в вуду.
Asson (Азо, Ason). Священная трещотка houngan или mambo; «получить
asson» значит получить жреческое посвящение. Asson представляет собой
тыкву с естественной ручкой. Внешняя сторона покрыта частицами костей
змеи и коралла. Asson — символ духовной власти.
Assotor (Asoto). Огромный специальный церемониальный барабан (используемый
в Rada и Petro), вырезанный из цельного ствола дерева. Раз-156
мер — 6 футов и больше. Это священный барабан, имеющий вид идола или
фетиша.
В
Bagi. Комната, где находится алтарь, посвященный loa.
Baka. Злой дух, который бродит ночью и часто принимает образы человека
или животного.
Bapteme. Ритуал крещения.
Baton (Baton-Legba). Длинный жезл или опора, используемая Legba.
Batterie (Batterie Maconnique). В ритуале — определенная система звучания
asson, хлопания рук и стука барабанов в унисон.
Bayou St. John. Участок естественного водного пути в Новом Орлеане,
где Мария Лаво (Marie Laveau) проводила свои захватывающие ритуалы
вуду.
Bizango. Тайное общество, известное своей практикой зомбирования.
Bokor (Bocor, Boko, Boko). Жрец, который практикует черную магию и
более вовлечен в колдовство, чем в исцеление; жрец, который практикует
Petro Voodoo. В гаитянском вуду также жрец, который практикует колдовство
ради платы.
Bondye. От французского Bon Dieu — Благой Бог. Один и единственный
Бог (ср. Бог-отец в христианстве). См. также Gran Met.
Bosal. См. Hounsi bossale.
Boucan. Костер, зажигаемый во время церемонии.
Бота. См. Bula.
Boule zen. Церемония, в котором govi, содержащий ti-bon-ange человека,
сжигается, чтобы отправить душу туда, где она должна обитать.
Bula (Boula,Cata, Petit). Самый Маленький из набора трех Rada-барабанов,
который ударяется сидящим барабанщиком двумя длинными тонкими палками.
C
Canzo (Kanzo). Испытание огнем, посредством которого
адепт проходит освящение; также термин относится к хору hounsi canzo,
которые поют в течение ритуала.
Carrefour (Kafou). Перекресток.
Cata. См. Bula.
Ceremoni. Ритуал или церемония в вуду.
Charge. Заряжение, колдовская энергия или сила, позволяющая совершать
сверхъестественные поступки.
Cheval (Chwal, Horse). Человек, одержимый loa.
Clairin. См. Kleren.
Cochon Gris. Тайное общество, известное своим каннибализмом; буквально
«серая свинья».
Commandant la Place. См. La Place.
Congo. См. Petro.
Corps cadavre. Тело, плоть и кровь в противоположность компонентам
души.
D
Danse-lwa. «Припадок одержимости» в ритуале вуду.
Debdtement. Период физического движения, часто очень интенсивный и
сильный, который отражает борьбу между gros-bon-ange и loa по овладению
физическим телом приверженца.
Dessouneu (dessounin, desounen). Погребальный ритуал, во время которого
от тела отделяется gros-bon-ange — «дух» человека.
Diable Топнете. Могущественные loa.
Diablesse. Духи женщин, которые умерли девственницами. Вынуждены добиваться
отпущения греха смерти девственницей, живя много лет в лесу прежде,
чем попадут на небеса. | Diejuste. Доброжелательный loa.
Djab. «Дикий» дух, выполняющий поручения злых колдунов bokor.
Djevo (djevo). Комната внутри hounfort (внутренней части храма), где
кандидаты посвящаются в религию.
Drapeaux. Церемониальные флаги, украшенные блестками и используемые
в ритуалах.
Duppy. Злое начало в человеке, которое, если ему позволить покинуть
мертвое тело, обладает силой делать зло.
Е
Engagement. См. Angajan.
Esprit (Espri). Душа (ti-bon-ange) умершего по прошествии одного года
и одного дня после смерти.
Farine Guinee. Измельченная зола, с помощью которой вычерчивается
veve. Fet Guede. Праздник Пира Предков (2 ноября).
G
Gangan. Низший колдун, неспособный достигнуть степени
hougan. Gangan. См. Houngan.
Gad. См. Garde.
Garde (gad). Защитный ритуал, во время которого в небольшие порезы
— garde, церемониально сделанные в коже человека, втираются специально
подготовленные высушенные травы.
Guede loa. Духи мертвых.
Ginen (Guinee, lan Guinee). Мир мертвых, находящийся под водой ниже
земли; также родина африканцев в диаспоре, где обитает loa.
Govi. Священные сосуды из глины, в которые помещается дух мертвого
или loa.
Gran Met (Olorun). Великий Господин, верховный бог в религии западноафриканского
племени Йоруба. Эта вера длительное время продолжала жить на Гаити,
где вуду было трансформировано. У этого племени были и младшие боги
— Obatala, Oduduwa. См. также Orisa.
Gro-bon-ange (Ba, Gros-bon-ange, Gwo-bon-anj). Душа, которая оживляет
человеческое тело. Gro-bon-ange — индивидуальная бессмертная душа
и может проходить через несколько стадий, в конечном счете становясь
loa. Является частью космической энергии. Одно из двух духовных начал
индивидуума вместе с ti-bon-anj.
Guedes. Духи мертвых.
Guinee. См. Ginen.
Н
Hoholi. Семена сезама, помещенные в гроб, чтобы
предотвратить махинации колдунов. Horse. См. Cheval.
Hounfo. Область влияния houngan или mambo. Hounfort (Hounfor, Hunfor,
Ounfo). Храм, закрытое внутреннее святилище или алтарное помещение,
где практикуется вуду.
Houngan (Gangan, Hungan, Oungan). Полностью освященный жрец вуду мужского
пола. \ Houngenikon (Hounguenicon, Oungenikon). Женщина — ритуальный
помощник houngan или mam-bo, чей уровень посвящения ниже их. Руководит
пением и танцами в ритуале.
Hounsi (Hounsih, Hunsi, Ounzi). Приверженец вуду, принятый в hounfort.
Hounsi bossale (Bosal). 1. Hounsi, не полностью обученный и выполняющий
более мирские обязанности. 2. Группа прислуги, обычно женщин, одетых
в белое.
Hounsi canzo (Ounzi kanzo). Hounsi, который полностью обучен и прошел
canzo-посвящение.
Hounsi cuisiniere. Жертвенная пища в течение ритуала.
Hounsi ventailleur. Посвященные, которые приобретают жертвенных животных.
Hountor (Hountor, Huntor). Дух барабанов вуду; также играющий на тамбурине.
Hountor. См. Hountor.
Hungan. См. Houngan.
Hunsi. См. Hounsi.
Huntor. См. Hountor.
I
lan Guinee. CM. Ginen. Ibo Loa. Боги и духи.
Ife. Исторический город в Нигерии; родственная вуду религиозная традиция.
K
Ка. См. Ti-bon-ange.
Kafou. См. Carrefour.
Kanzo. См. Canzo.
Кау Myste. Небольшой дом или часть дома, в котором помещен личный
алтарь.
Kleren (Clairin). Сырой ром, который является любимым спиртным напитком
Guede, loa смерти.
Konesans. Знание loa и обрядов вуду.
Ku-bha-sah. Меч, который несет La Place в ритуале; символизирует loa
металлов Ogou.
L
La Flambeau. Буквально «факел», титул, добавленный к
имени определенного Rada loa, когда призывается наиболее мощное его
проявление.
La Place (Commandant la Place, Laplas). Начальник церемоний, который
носит ритуальный меч ku-bha-sah. Работает непосредственно под руководством
houngan или mambo.
Lambi. Раковина, используемая как рожок в церемониях.
Langage (Langay). Священный язык, на котором обращаются к loa.
Laplas. См. La Place.
Laver Tete (Lave tet). Мытье головы. Церемония посвящения, проводимая
для новых serviteur.
Legba. В мифологии Legba — самый молодой сын Lisa и Mawu. Бог судьбы.
В вуду Legba — один из двух богов, которые открывают дорогу в мир
духов.
Les Invisibles. Относится ко всем духовным существам, включая loa.
Lespri. См. Ti-bon-ange.
Li Grand Zombi. Кличка змеи Мэри Лаво (Marie Laveau), которой поклонялись
на ритуалах.
Loa. 1. Духи различных аспектов человеческого бытия и загробной жизни
(loa сельского хозяйства; loa смерти и т.д.). 2. Духи умерших членов
семьи. Loa — не настоящие боги.
Lougarou. Женщина-вампир, которую bokor заклял таким образом, чтобы
она сосала кровь его жертв.
Loup Garou. Оборотень.
Lutin. Призрак некрещеного ребенка.
Loa-achte. Дух, заговоренный как страховка против неудачи.
Loa-met-tet. Защитный дух, получаемый во время посвящения.
М
Maison Blanche. Название дома Марии Лаво (Marie Laveau)
около озера Pontchartrain.
Makaya. Одно из направлений вуду. Жрец в этом направлении носит название
bokor, а жрица — sorciere («волшебница»).
Malfacteur. Черное колдовство.
Матап (Маптап). Самый большой из трех барабанов, высотой приблизительно
3 фута. На нем играет барабанщик маленьким деревянным молотком, держа
его в руке, и просто рукой.
Матап Brigitte. Loa смерти и кладбищ.
Mambo. Посвященная жрица, получившая asson. В новоорлеанском вуду,
женщина-королева принимала плату и была более могущественна, чем ее
коллега мужского пола, доктор, который также получал плату.
Mange Glnen (Mange Morts). Ритуал, посвященный духу умершего.
Mange Loa (Manje Lwa). Приношение loa, церемония, когда приносятся
жертвы, включая животных.
Mange sec. Приношение, сделанное без животной жертвы.
Manje-loa. Жертва.
Marasa (Marassa Jumeaux). Одна из трех категорий духовных существ
наравне с loa; Божественные Близнецы. Невинны и капризны. Образ противоположных
начал во вселенной.
Mait Tete. См. Met Tet.
Met Tet (Mait Tete, Met Tet). «Хозяин головы», опекун человеческого
loa.
Mojo u Juju. В новоорлеанском вуду mojo был отрицательной, a juju
— положительной формой колдовства. Это было подобно различию между
черной и белой магией. Gris-Gris, означая по-французски «серый», мог
быть и mojo, и juju.
Monter la tete (Monte). Буквально «установить голову». Акт одержимости.
Morts. Мертвые.
Mystere (Mistee). Loa.
N
Nam (Nanm). Относится к душе, состоящей из двух
составных компонентов. N'ame. Дух плоти. Novena. См. Девятая ночь.
О
Obatala. Младший бог, который сформировал землю и создал
людей, боролся с Oduduwa, который также стремился создавать свои миры.
Obatala проиграл, но в конечном счете стал управлять землей вместе
со своим прежним противником. Yoruba праздновали мирное урегулирование
между этими двумя богами.
Obeah. Вуду из Ямайки.
Oduduwa. См. Obatala.
Ogan. Музыкальный инструмент, похожий на африканские колокольчики.
Olorun. См. Gran Met.
Orisa. Младший дух в религиях, родственных вуду, соотносимый с loa.
Ouanga. См. Wanga.
Ouete то пап Ъа dlo. См. Retire mo nan dlo.
Oufo. Храм.
Oungan. См. Houngan.
Oungenikon. CM. Houngenikon.
Ounzi kanzo. CM. Hounsi canzo.
Ounzi. CM. Hounsi.
P
Paquets (paket, paquets Congo). Маленький пакет в виде
изображения человека, который служит, чтобы защитить его от болезни
и злого духа.
Ре. Алтарь.
Peristyle (Peristil). Открытая площадка или здание без стен, смежное
с закрытым алтарным помещением hounfort, где проводятся публичные
церемонии. В широком смысле — храм.
Petit. См. Bula.
Petro (Congo). Черная магия вуду, так называемый «ожесточенный loa»,
осуществляемая с помощью
Petro loa. Как полагают, некоторые из них — ка-рибского происхождения,
а не африканского. Случаются в Petro и опасные вещи, включая смертельные
проклятия и создание зомби.
Petro loa. Группа легко возбуждающихся духов, чьим символом является
кнут.
Pierre-Loa. Гладкие камни, населенные loa.
Poteau-mitan (Poteau-Legba, Potomitan). Центр храма, посвященный Legba,
вокруг которого проводится большинство церемоний; функционирует как
главный проход в мир loa. Символизирует центр вселенной и доступ к
миру духов.
Po-tet. Горшок, содержащий обрезки волос и ногтей умершего посвященного.
Potomitan. См. Poteau-mitan.
Priere Guinea. Молитва, открывающая церемонию
вуду. Prise du Mart. Вызывание духа мертвого человека
на кладбище, где человек захоронен. Pwen. Сверхъествественная власть
или колдовская
защитная сила.
R
Rada loa. Добрые loa.
Rada. Группа обрядов, отмеченных благосклонностью Rada loa и специфическим
типом игры на барабанах и пения.
Range. Колдовской обряд, в котором объект заряжается силой loa.
Kara. Танцевальный праздник, отмечающийся весной.
Reler. Ритуальное действие призыва loa.
Renvoyer. Ритуальное отсылание loa.
Reposoir. Круглый бассейн, находящийся около дерева, посвященного
loa.
Retire то пап die (Ouete то пап Ъа dlo, Retirer d'en bos de I'eau).
Церемония, во время которой душа умершего вызывается из Ginen и помещается
в govi.
Retirer d'en has de I'eau. CM. Retire mo nan dlo.
Revenant. Дух мертвого, чувствующий пренебрежение потомков и возвращающийся
к ним.
S
Santeria. Форма вуду, которая включает элементы католицизма
и происходит из Кубы. Другие карибские острова развили свою собственную
форму религий.
Seconde (Segond). Средний барабан в Rada церемонии высотой около 2
футов. На нем играет барабанщик, держащий его между коленями. По нему
обычно бьют руками.
Servi Loa (Service, Servir). Используется приверженцами вуду, чтобы
показать свою веру.
Serviteur (Sevite). 1. Тот, кто становится одержимым loa в течение
церемонии. 2. Тот, кто служит loa.
Shango. Вуду из Тринидада.
Si pwen. Средний уровень посвящения жрецов.
Signaler. См. Siyale.
Siyale (Signaler). Ритуальное движение, исполняемое houngan или mambo,
чтобы определить присутствие loa в четырех кардинальных пунктах.
Societe (Socyete). Община приверженцев вуду, поддерживающих святилище.
Socle. Основание poteau-mitan, где помещаются жертвоприношения.
T
Tambour. Барабан.
Tanbou kon. Разновидность барабанов.
Ti-bon-ange (Ka, Lespri, Ti-bon-anj). Часть души, ответственная за
создание характера, силы воли и индивидуальности.
Т onion Macoute. Буквально «призрак»; название, относящееся к тайной
полиции Дювальера (Du-valier).
Traitement. Лечение травами, которое осуществляет houngan.
V
Verser. Ритуал окропления земли каплями воды, кофе,
ликера и т.д.
Veve (Vever, Veve). Церемониальные рисунки различных 1оа, которых
собираются вызвать. Они сделаны из муки или фуражного зерна, обычно
рядом с poto mitan.
Vffle аи Camp. Подводная столица loa.
Vodouisant. Вудуист, приверженец вуду.
W
Wanga. Колдовской амулет. Может быть населен духом и
имеет специальное назначение. Такой амулет может быть использован
в хороших или дурных целях.
Y
Yoruba. Йоруба, область Нигерии, чья культурная история
и традиционная вера сформировали основы вуду.
Z
Zanjangels djab. Смотри djab.
Zanset у о. Предки.
Z'etoile. Звезда судьбы человека, которая находится на небесах.
Zobops. Общество колдунов-мужчин. 1 Zombi (Zombi Cadavre, Zombie).
Тело человека, отравленного bokor, затем вернувшееся к жизни через
три дня и служащее хозяину в качестве послушного и очень сильного
раба.
Zombi astral (астральный зомби). Душа ti-bon-ange, которая после смерти
была захвачена bokor и исполняющая поручения последнего.
Атрибуты, основные понятия и ритуалы вуду
Барабаны. Музыка и танец являются самым важным в вуду,
и музыка прежде всего производится барабанами.
Гроб. Маленькая копия гроба или шкатулка; может использоваться, чтобы
вызвать злой дух.
Девятая ночь (Novena). Посмертный ритуал, выполняемый на девятую ночь
после смерти, когда ti-bon-ange, как предполагается, парит около тела.
! Душа. В вуду человек имеет две души, gros-bon-ange и ti-bon-ange.
Первая душа, gros, является энергией или силой, которая дает жизнь
человеку, вселяясь в тело при рождении и покидая его после смерти.
Это похоже на перевоплощение, так как она сливается с другими душами
в божественной энергии Gran Met, от которого новорожденные получают
новые души. Часть души, ti функционирует в течение жизни человека,
иногда оставляя тело во время сна. Ti-bon-ange относится к индивидуальности
и специфична у каждого индивидуума. Она имеет способность испытывать
внетелесный опыт.
Канун Святого Джона. 23 июня, день, когда был проведен самый большой
сбор приверженцев вуду в Новом Орлеане. Были приглашены репортеры,
видные граждане, полиция. Это также день, когда, как считают некоторые,
является призрак Мэри Лаво (Marie Laveau).
Музыка Petro. Два барабана — manman и petit или ti-baka. Меньший барабан
бьют руками.
Музыка Rada. Прежде всего игра трех барабанов, звучащих от начала
до конца церемонии.
Одержимость. Loa часто приходят во время церемоний и входят в serviteur.
Loa занимает тело serviteur в течение акта одержимости.
Перекресток. Центральный образ в вуду. Это место, где встречаются
два мира — земной и духовный. Фактически все церемонии в вуду, даже
исцеление, начинаются с поклонения перекрестку.
Принятие asson. Заключительное посвящение в степень houngan или mambo.
Флаги. Знамена, которые представляют различных 1оа и используются,
чтобы вызвать определенного 1оа.
Цыплячьи кости. Используются и использовались в черной магии, чтобы
вызвать злой дух.