Кэрол Л.Дау Афро - бразильская
магия
Эта книга посвящается Кортни Уиллису в знак призна
-телъности за то поощрение и поддержку, которые я получала от него
все эти годы, занимаясь исследованием афро-бразильских магических
сект.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Салвэ тодаш аш насоиш!
Салвэ тодаш аш насоиш! Привет всем народам! [1]
Фигуры в белых одеждах чувственно раскачиваются в такт несмолкающему
барабанному бою. Вдруг танцовщица, корчась, падает на землю и ее уносят
в другое помещение — ее глаза тупо уставились в пространство, ее обвисшее
тело выглядит вялым и безжизненным. Но вскоре она возвращается на танцевальный
помост, одетая как цыганка: на ней развевающаяся красная с черным юбка,
блузка с глубоким вырезом, на шее — массивные украшения. Опустившись
на корточки, она делает большой глоток крепкого тростникового ликера
и закуривает сигару. Неторопливо выпуская крупные кольца дыма, которые
поднимаются вверх и медленно тают в воздухе, женщина с нескрываемым
любопытством разглядывает публику.
Несколько человек, всем своим видом выражая почтение, нерешительно приближаются
к женщине, чтобы облегчить душу, поведав ей о насущных проблемах, и
получить совет о любовных и денежных делах, о своем здоровье и безопасности,
а иногда — и о мести.
В этой сценке воплощены та сексуальность и экзотичность, которыми пронизаны
все бразильские магические религии. Подобные ритуалы, в которых экстатические
пляски сочетаются с народными методами целительства и своего рода психотерапии
для преодоления личных проблем, составляют неотъемлемую часть практики
этих сект.
Книга, которую вы держите в руках, посвящена некоторым аспектам народной
бразильской религии, которые могут показаться странными и даже зловещими.
Основная задача этой работы — добраться до духовных корней религиозных
сект и показать, какое глубокое влияние оказывает магия на все аспекты
жизни бразильцев. За рубежом очень мало известно о бразильских мистериях.
Тем, кто привык к более спокойной религии, эти ритуалы могут показаться
слишком чуждыми. Тем не менее в «Афро-бразильской магии» прослеживаются
общие нити, которые связывают эти полусекретные народные секты с традициями
сан-терии, вуду,
--------------------
Сантерия и вуду: в широком смысле — тайные религиозно-магические учения
и практики латиноамериканцев, афро-американцев и жителей Карибских островов,
которые почитают африканских и индейских богов (час"го — в обличье
Богоматери, Иисуса, апостолов и католических святых). В более узком
смысле — разновидности этих учений, сформировавшиеся соответственно
в Мексике и на Гаити. — Здесь и далее прим, ред., если не указано иначе.
религиями американских индейцев и даже с европейским спиритизмом, римским
католицизмом и такими западными магическими традициями, как викка
-------------------
Викка — современная религиозно-мистическая система, основанная на западноевропейском
язычестве и возрождающая _магические практики средневековых «ведьм».
и ритуальная магия. Хотя основное внимание я собираюсь уделить кандомбле
и умбанде, мы обсудим и другие традиции — секты, основанные на верованиях
американских индейцев, макумбу, ким-банду и спиритизм.
Предлагаемая вашему вниманию книга отличается от большинства книг на
эту тему, которые либо описывают личный опыт, либо исследуют тему с
чисто академических позиций. В «Афро-бразильской магии» сочетаются оба
этих подхода. При ее написании, насколько возможно, использовался материал
первоисточников, причем были переведены ритуалы и заклинания, которые
никогда раньше не публиковались на английском языке. Но в книгу вошли
и истории, которые происходили лично с автором во время ее путешествий
и жизни в Бразилии.
В первой главе представлен обзор учений, которых придерживаются бразильские
секты, и показано влияние этих религий на повседневную жизнь Бразилии.
Вторая глава посвящена ориша — богам афро-бразильского пантеона. Другие
уникальные «сущности»
-----------------------
Так в этой книге собирательно именуются боги, демоны, духи и др. обитатели
потустороннего мира
бразильских религий рассматриваются в главе 3. Описание всего, что
происходит в местах отправления религиозных обрядов, организация храмов
и отличительные черты приверженцев этих религий — темы главы 4. И наконец,
последние две главы рассказывают о практическом применении заклинаний
и ритуалов, о трансе и медиумах, о целительстве и секретах религиозного
культа.
Книга завершается словарем португальских и африканских терминов. Кроме
того, в приложения вынесены краткие характеристики оригаа (богов афро-бразильского
пантеона) и описание тропических растений, применяемых в магии и целительстве.
Вы согласны отправиться в удивительное путешествие? Оригш уже собрались,
готовые вас сопровождать. Повторяя приветствие, с которым бразильцы
обращаются к своим богам и богиням, я говорю вам: Справа! Добро пожаловать
в мир бразильской магии!
Примечания
1. Салвэ тодаш аш насоиш! — «Привет всем народам!» Салвэ — это общее
выражение приветствия богам, когда они, спустившись на землю, появляются
в храме. Насоиш относится ко всем группам ритуалов, занесенных в Бразилию
различными африканскими племенами, которые легли в основу различных
видов кандомбле. В Бразилии люди не употребляют слово «секта», а говорят:
я принадлежу к такому-то и такому-то народу.
Салвэ тодаш аш насоиш!
Замечание автора
В этой книге бразильцев африканского происхождения я называю «черными»,
тех, кто не имеет африканских корней, — «белыми». В наши дни, когда
в Соединенных Штатах Америки соблюдается политическая корректность,
я хочу напомнить, что я пишу о Соединенных Штатах Бразилии, где по-прежнему
в ходу термины черный (прету) и белый (бранку) и эти названия не считаются
пренебрежительными.
В Бразилии столетиями заключаются смешанные браки между разными народами,
включая португальцев, которые открыли и помогли заселить эту страну.
Поэтому в Бразилии всегда существовало большое разнообразие смешанных
народностей. Чтобы быть точным, необходимо отметить, что в таких областях,
как социология, политика и экономика, ученые используют много разных
терминов для обозначения различных смешанных национальностей. Большинство
же бразильцев обозначают всю эту человеческую радугу просто словами
«белый» и «черный», без всяких полутонов. Поскольку я описываю реалии
бразильской жизни, то предпочитаю использовать те же названия, которые
используют сами жители Бразилии.
Кэрол Л. Дау
|