Кэрол Л.Дау Афро - бразильская
магия
ГЛАВА 6
Целительство
Однажды, когда я жила в Бразилии, моя кожа неожиданно покрылась сыпью,
как будто меня искусали полчища комаров. Первый «укус» появился на пальце
ноги и в течение трех недель сыпь покрыла все тело, дойдя до самой макушки.
Проверка постели, чтобы установить, нет ли в ней клопов, и вываривание
простыней не принесли никаких результатов. Медсестра американского консульства
была в полной растерянности, не зная, что мне прописать.
В один из этих дней ко мне зашла Ирма, друг семьи, в которой я тогда
жила. Она недавно получила посвящение, став медиумом умбандист-ской
традиции, и пришла одолжить белую блузку, чтобы сфотографироваться для
официальной карточки медиума. (В таких карточках указывается центр,
к которому медиум принадлежит, и те сущности, которые он может воплощать.)
Ее основной сущностью был прету велъю по имени Зэ-да-Мата («Лесной Зэ»).
Мы отправились в спальню, чтобы найти подходящую блузку. Пока мы болтали,
Ирма заметила мои «укусы» и поинтересовалась, что это такое. В ответ
на мои объяснения она сказала, что, как ей кажется, ее прету велъю сможет
мне помочь. Ей были нужны определенный сорт табака, стакан воды с грубой
морской солью и совершенно новый кусок белой материи, чтобы дать возможность
сущности проявить себя. Мы с подругой согласились провести этот эксперимент.
Пока мы готовили воду и искали подходящий кусок ткани, Ирма сбегала
в соседнюю табачную лавку. Когда она вернулась, мы опять собрались в
спальне. Ирма сказала, что медиуму вообще-то положено воплощать духа
только в сентру, но в данном случае придется сделать исключение. Она
опустилась на кровать, поставила стакан с водой на пол и начала выпевать
простую молитву.
Через несколько минут ее зрачки стали стеклянными и глаза закатились,
так что видны были только белки. Она тихо вздохнула и откинулась на
подушки.
Мгновение спустя она выпрямилась и заговорила мелодичным голосом с мягким,
давно вышедшим из употребления акцентом — так, как говорили рабы в прошлом
столетии. Телом Ирмы завладел Зэ-да-Мата.
Он попросил дать ему его трубку, которую мы набили табаком, зажгли и
вложили в руку медиума. Он начал не спеша выпускать клубы дыма, и трубка
с тлеющим в ней табаком казалась миниатюрным паровым двигателем. Я рассказала
ему о своем недуге, и он, глубоко затянувшись, задумался. После непродолжительного
молчания он стал мягким голосом объяснять мне, что причина моей проблемы
в нервозности, вызванной флюидами элементалов, которых привлекает моя
аура.
Прету велъю смиренно попросил меня встать на расстеленную ткань. Поднявшись
с кровати, он начал журивать меня дымом своей трубки — сначала мое \ицо,
потом живот, ноги до самых пальцев, потом спину, от головы до пят. Опять
вернувшись к моему лицу, он стал махать над моей головой, как будто
изгоняя что-то из окружающего меня воздуха. Таким же образом он прошелся
вокруг всего тела — спереди, потом сзади — ни разу не прикоснувшись
ко мне.
Наконец, он дал мне несколько советов относительно того, как избавиться
от стрессов в моей жизни, и вернулся на кровать. В последний раз затянувшись
трубкой, он попросил нас присоединиться к нему в благодарственной молитве.
Вскоре медиум заморгала глазами и прету велъю покинул ее тело. Ирма
вышла из транса.
Мы вылили воду на землю неподалеку от патио и выстирали ткань в умывальнике.
С этого дня у меня больше не появилось ни одного нового «укуса», а старые
постепенно перестали чесаться и в конце концов исчезли. Так закончилась
для меня первая, но далеко не последняя впечатляющая демонстрация сеансов
исцеления, свидетельницей которых мне довелось быть в афро-бразильских
сектах.
В этой главе вы опять встретитесь со всевозможными кабоклу и прету велъю
бразильского пантеона и сможете увидеть, как люди полагаются на них
в своих попытках избавиться как от физических, так и от психических
болезней. Кроме того, вы узнаете, как в народной медицине и магии используется
самая замечательная аптека — тропическая природа Бразилии.
Теории болезней
В афро-бразильской магической системе существует представление, что
все в нашей Вселенной постоянно подвергается действию различных энергий.
Некоторые из этих энергий — например, гамма-излучение и аура животных
и растений — уже изучены наукой. Другие остались вне ее поля зрения
и пока не установлены. Практики утверждают, что некоторые из этих эманации,
известные как флюиды, хотя и неуловимы, но обладают такой силой, что
способны искажать или разрушать физические объекты. Их плотность может
изменяться в очень широком диапазоне — от эфирной до почти физической.
Человеческие существа, которые являются частью Вселенной, естественно,
тоже обладают излучением — мы называем его человеческой аурой. Некоторые
целители могут «читать ауру» — то есть воспринимать эти человеческие
излучения и, основываясь на размерах, форме и цвете ауры, оценивать
физическое и психическое состояние пациента. В этом смысле бразильское
аурическое целительство очень близко к Западной магической традиции.
Однако на этом сходство и заканчивается. По представлениям афро-бразильских
сект, причиной некоторых болезней являются «испорченные флюиды», излучаемые
гниющими растениями и животными, а также такими стоящими низкоразвитыми
астральными сущностями, как элементалы и неразвитые духи мертвых. Эти
губительные излучения могут проникать в ауру, вызывая физическое или
психическое заболевание. Они могут также пропитывать атмосферу дома,
магазина, транспортного средства, открытого пространства или даже террейру.
Вредоносные флюиды могут изгоняться, или «разряжаться» (если переводить
дословно с португальского), непосредственно на астральном уровне такими
развитыми сущностями, кг.к.прету велью и кабоклу, ориша или же личный
ангел-хранитель человека.
Часто флюиды изгоняются с помощью специальных ритуалов медиумами, через
которых говорят эти сущности. Во время такого обряда медиум совершает
растительные или животные жертвоприношения; очищает пациента с помощью
соли и воды, благовоний и омовений настоями трав; заряжает талисман
или амулет, налагает руки и, что особенно важно, возносит молитвы. Во
время церемонии, описанной в начале этой главы, медиум задействовал
духа прету велъю, одного из наиболее почитаемых духов -целителей. В
подобных случаях используются курение трубки, соль и вода, а также наложение
рук, которое носит название пасэ — пассы. Во время этой процедуры пациенту
передается целительная энергия медиума, когда он делает пассы руками
вокруг ауры пациента, не касаясь его тела.
Сглаз
Еще одной причиной болезней, неприятностей и бед, согласно афро-бразильской
системе верований, может стать сглаз. Считается, что как положительные,
так и отрицательные флюиды накапливаются в человеке в результате тех
действий, которые он совершает на протяжении своей жизни, а также своих
прошлых инкарнаций. Некоторые накапливают огромное количество положительной
энергии, которую они, используя силу своей воли, могут направлять на
исцеление людей. Другие накапливают злую энергию и, подобно змее, накопившей
яд в своей железе, время от времени выбрасывают ее, причиняя вред людям
или создавая невыносимую атмосферу. Считается, что пагубная энергия
исходит из глаз (вспомните известное выражение «Глаза — зеркало души»).
Человек, обладающий «дурным глазом», может даже не знать об этом и поражаться,
услышав, что он приносит несчастье. Иногда, испытывая ужас и угрызения
совести, человек, обладающий этим качеством, может «обратить глаз вовнутрь»
и нанести существенный вред своему собственному телу. Опытный медиум
не только видит беды, наносимые этими несчастными душами, но и может
выявить такого человека, читая его ауру, которая будет иметь карминно-красный
оттенок. Считается, что один из способов отвратить дурной глаз — носить
красное, потому что «подобное привлекает подобное». Таким образом, «яд»
будет впитываться в одежду, а не в человека, который ее носит.
С помощью специальных ритуалов медиум может избавить человека от сглаза
или одержимости и от полученного в результате заболевания, если только
причина болезни не является кармической. Приведенный ниже ритуал пригоден
для очищения от злых энергий места, где живет жертва сглаза, и окружающей
среды.
Возьмите в одну руку метелку, сделанную из чесночной соломы, а в другую
— стакан соленой воды. Держа воду в левой руке, а метелку в правой,
выметите помещение, начиная от задней стенки к двери. Оставьте воду
снаружи, чтобы потом вылить ее на землю. Вернитесь в дом и зажгите белую
свечу на лестничной площадке и лампаду в самом священном месте дома
(например, на личном алтаре живущего в этом доме или в его спальне).
Зажгите очистительные благовония и тщательно окурите каждую комнату.
Для завершения ритуала погасите зажженную свечу. Повторяйте ритуал три
или семь дней подряд, пока дом не будет очищен.
Выходя из дома, повторяйте следующую молитву:
Я, такой-то, укрытый мантией Ошалы, прошу спас -ти меня от сглаза,
от зла, нанесенного завистью, от всех пагубных энергий. Я не побоюсь
идти куда бы то ни было, потому что я знаю, что меня всегда защи -mum
Архангел Гавриил.
Да оградит меня рука Замби от каждого, кто захо -чет нанести мне вред.
Да будут поражены враги мои всякий раз, когда они будут питать злобу
против этого грешного сына (дочери). Да будет так!
Сглазу можно противостоять также с помощью амулетов и приношений, что
будет описано чуть позже.
Хорарное целительство
Практикуя этот вид целительства, целители осуществляют свои ритуалы
в определенные часы суток, когда потоки положительной энергии становятся
более интенсивными. Это напоминает существующее в Западной магической
традиции представление о том, что некоторые ритуалы лучше выполнять
на рассвете, в полдень или при заходе солнца. Поскольку Бразилия находится
у экватора, разница между временем восхода и захода солнца в летнее
и в зимнее время очень мала. Поэтому бразильцам легче привязывать свои
церемонии к конкретному часу, чем подсчитывать продолжительность дня
и ночи для выяснения соответствующего времени.
Время Ошалы — 6:00 (рассвет), и именно в это время рекомендуется возносить
молитвы за больных и увечных. Полдень, время Огуна, когда солнце светит
особенно сильно, предназначен для ритуалов, помогающих устранять препятствия
и побеждать зло. «Час духовного человечества» наступает в 6:00 пополудни;
это хорошее время для того, чтобы начать диалог с Замби, а также опять
помолиться за больных и увечных. Где бы ни находился умбандист в это
время суток, он должен на семь минут остановиться и предаться медитации
в астральном потоке положительной энергии, который становится в этот
час более ощутимым. Самые мощные потоки духовной и психической энергии
устанавливаются в 8 часов вечера, когда начинается ритуальная работа
в большинстве групп. В зависимости от цели, которую преследует «сессия»,
она может начинаться в 8:00, 8:20, 8:25, 8:27 или 8:30 вечера. Каждое
время обеспечивает привлечение конкретных влияний, что определено на
основании нумерологической системы Западной магической традиции.
Целительские сессии должны заканчиваться около 10:00 пополудни, чтобы
каждый имел возможность добраться домой до полуночи, которая считается
«Часом Нуля», или «мертвым» часом ночи, и посвящается Эшу.Этот час считается
настолько отрицательным, что, если в это время проходит сессия, вся
работа приостанавливается и возносятся молитвы с просьбой перенести
группу за полночь. Вот пример молитвы, помогающей пересечь «Час Нуля»:
Великий Час!.. Час молчания. Час, когда человечество отдает дань
уважения неведомой силе.
В этот момент в сердце каждого человека трепещет пламя самой горячей
любви к Отцу Всех.
Да пошлет Оишла свою защиту всему человечеству!
Двенадцать ударов знаменуют «Великий Час». Когда Оишла пришел на эту
планету, с ним было двенад -цать апостолов. Человеке своей жизни на
этой пла -нете должен пройти через двенадцать домов. Две -надцать
слов существует вумбанде для защиты.
Замби, Отец мой, дай нам свою защиту! Убереги нас от злых влияний.
Сарава!
Час молчания!
Час прощения!
Час раскаяния!
Великий Час!
Сарава тем, кто исповедует умбанду!
Сарава Людям Великого Часа!
Сарава!
Целительство с помощью воды
Многие ориша, особенно женского пола, получили свои имена от африканских
водоемов или рек, поскольку эта стихия связывается с женственностью.
Вода в афро-бразильских традициях играет большую роль в связи со своими
терапевтическими свойствами. Кроме того, она считается элементом, который
очень легко поддается магнетизации, причем воде можно передать как положительный,
так и отрицательный заряд. Вода, вытекающая из леса, или вода из водопада
считается чистой и незагрязненной. Вода из катаракт (водопадов) используется
для очистительных омовений в ритуалах посвящения и крещения. Она помогает
медиуму тонко настроить свою чувствительность и держать недоразвитые
сущности вне досягаемости своей ауры.
Почитается также и море, потому что его уходящие за горизонт воды дают
рыбу, моллюсков, водоросли и другую пищу, а также соль, которая так
необходима для поддержания человеческой жизни. Бразилия заселялась португальцами,
которые были мореплавателями и всегда стремились остаться как можно
ближе к океану. Вот почему большинство бразильских городов, больших
и маленьких, расположилось вдоль береговой линии, и это еще одна из
причин, почему океан играет столь важную роль в афро-бразильских ритуалах.
Считается, что соль, содержащаяся в воде, отгоняет нечистых духов и
вредные эманации.
Водопроводная вода также служит прекрасной ловушкой для захватывания
злых энергий из окружающей среды и поэтому используется в очистительных
ритуалах и почти во всех остальных церемониях. Приверженцы религии расходятся
во мнении относительно того, как избавляться от загрязненной воды. Одни
считают, что ее следует выливать в раковину вместе с сильной струей
воды из крана, которая растворит злую энергию. Другие утверждают, что
оскверненную воду ни в коем случае нельзя сливать в общественную канализацию,
а лучше выплескивать на какую-нибудь растительность, особенно на траву,
чтобы она могла как бы «профильтроваться» через живую природу.
Приведем одно небольшое колдовство, для которого используется вода,
— «рецепт Кабоклу Уйтана от бессонницы». Чтобы справиться с бессонницей,
вызванной враждебным духом или злыми мыслеформами, просто поставьте
полный стакан воды в изголовье пациента перед тем, как он будет ложиться
спать. Если бессонница сразу же не пройдет, тогда ищите физическую или
кармическую причину.
Целительные травы
Лечебные травы считаются настолько важными для любого магического действия,
что ни одна церемония не может быть проведена без разрешения Осайе —
ориша, отвечающего за эти травы. Растительные составляющие постоянно
используются в ритуалах, в том числе целительских. Считается, что каждая
трава обладает эфирной силой, которая легко поглощается кожей. Каждое
лекарственное растение «кристаллизует» в себе некоторое качество — например,
способность к воспроизведению потомства, покой, энергичность, защиту,
долголетие, мужество, счастье, удачу, славу, и, кроме того, может отводить
болезнь, отрицательную энергию, страдания и вредные флюиды. В процессе
роста растения поглощают и накапливают огромные количества энергии земли
и неба. Когда человек принимает лечебные травы, их высвободившаяся энергия
начинает циркулировать в его теле и ауре. Энергия растений добавляет
что-то от своей природы и одновременно помогает высвобождению собственной
подавленной энергии пациента, что стимулирует самоисцеление.
Помимо того что растения служат основными ингредиентами народной медицины,
они используются в качестве ингредиентов благовоний, очистительных и
разряжающих омовений, а также амулетов и талисманов. Травы конкретных
ориша играют большую роль при посвящениях, поскольку помогают устанавливать
магическую связь между ориша и медиумом.
Растительные жертвоприношения
Девушка-прислужница, закутанная в белую мантию, опускается перед алтарем
на колени. Ее окружают другие посвященные, одетые в легкие накидки.
Вперед выходит женщина и набрасывает на плечи девушки священную ожу
— белоснежную шаль. Другая ставит на полу перед ней белый таз. Тишину
нарушает доносящийся откуда-то голос, произносящий заклинания, и все
присутствующие один за другим присоединяются к нему. Посвященная медленно
покачивается взад-вперед, словно загипнотизированная, при этом голова
ее склоняется над тазом. Вдруг вперед выходит иалориша с сосудом, до
краев наполненным темно-зеленой жидкостью, и медленно выливает ее на
голову медиума. Жидкость, стекающая с головы, впитывается в белую ожу.
Амаси (омовение головы) должно укрепить связь между новой посвященной
и ее ведущим оригиа, который называется «ориша ее головы». Получив такое
подкрепление, она готова практиковать магию.
Когда посвященный готовит травяной концентрат, он всегда осознает, что
это жертвоприношение. Из трав извлекается сок — при помощи ступки и
пестика из них готовится кашица, которая затем заливается холодной водой.
Этот сок представляет живую кровь растений, или данную им от природы
энергию. Когда эта субстанция выливается на тело человека, запах субстанции
смешивается с его запахом и дурной запах человека уходит в землю. Считается,
что Мать Земля чутко улавливает запахи и питается ими. Смешение человеческого
и растительного запаха представляет из себя мини-жертву, которая умиротворяет
землю и оттягивает то время, когда человеческое тело, разлагаясь после
смерти, превратится в корм для земли уже в буквальном смысле. Все растительные
жертвы приносятся под покровительством Осайе, Властелина Леса.
Такое представление о жертвоприношении, как вы уже знаете из главы 5,
распространяется и на животных. Приверженцы афро-бразильских религий
приносят в жертву не только травы — они могут предлагать богам пищу,
приготовленную из животных, чтобы поддержать равновесие между людьми
и природой во имя общего блага. В глазах верующего этот ритуал почтительного
жертвоприношения помогает поддерживать естественные циклы земли, а значит
— поддерживать жизнь.
Сбор лекарственных растений
Если бы вы вдруг решили отправиться в бескрайние тропические леса Бразилии,
чтобы собрать травы для лечебных или ритуальных целей, афро-бразильские
травники посоветовали бы вам соблюдать следующие правила. Возьмите с
собой сверток табачных листьев и немного меда, чтобы оставить их у подножия
фигового дерева в качестве дароприношения Осайе. Если вы этого не сделаете,
он может скрыть от вас необходимое вам растение и вы вернетесь домой
с пустыми руками. Никогда не заходите в священный лес, не будучи чистым.
Это означает, что в течение двадцати четырех часов, предшествующих сбору
трав, вы не должны вступать в половые сношения, курить табак и употреблять
алкоголь, а если вы женщина, то не должны собирать или готовить травы
во время менструации.
Вы должны точно знать оригиа, которому принадлежат собираемые вами травы.
Согласно традиции, сбор растений, которые принадлежат «неправильному»
божеству, или сбор в неурочное время может привести к фатальным последствиям:
вы рискуете навлечь на себя гнев оригиа. Начиная с 6:00 и до полудня
собираются травы, связанные с богом Ошалой и богиней Наной. От полудня
до 6:00 вечера собираются травы, принадлежащие Огуну, Шанго, богине
Ошун и Иансе. Вечерние часы, вплоть до полуночи, принадлежат эшу, помба-жирам
и Омулу. От полуночи до 6:00 утра — время сбора трав Ошоси, Осайе и
Ироко.
Готовя травы, не забывайте петь песни, прославляющие хорошие качества
и силу каждого растения. В знак уважения к агие растений не закрывайте
помещение, в котором вы их готовите, и, закончив работу, покидайте место,
где вы этим занимались, лицом к растениям, как если бы вы выходили из
королевских покоев.
Следует ли использовать данное растение в магических или лечебных целях;
какому оригиа оно принадлежит; когда, как и в сочетании с какими другими
растениями его нужно использовать — все это секреты, ревностно охраняемые
духовными вождями. И все же информация о растениях понемногу становится
достоянием публики. В приложении В приведен ряд таких растений вместе
с именами оригиа, с которыми они связаны, и общими рекомендациями по
их использованию в целительстве и магии.
Благовония
С того момента, когда Нельсон переехал в крошечную однокомнатную квартиру
в Ботафугу, все в его жизни пошло вкось и вкривь. Девушка, с которой
он встречался пять лет, неожиданно оставила его, заявив, что он ее больше
не интересует. Фирма, где он работал продавцом, наложила на него взыскание
за недостаточно активный сбыт товаров. Чтобы смягчить удар, босс посоветовал
ему проверить свое здоровье, потому что у него «нездоровый вид».
Если говорить правду, Нельсон действительно не чувствовал себя на высоте,
и чем больше он бродил в тоске по квартире, тем глубже становилась его
депрессия, особенно когда он работал в ареа — дворике рядом с кухней,
где служанки стирают белье, выбивают ковры и делают другие работы по
дому. В бразильских домах обычно бывает маленькая комнатка для служанки,
размером не больше туалетной, которая втискивается между ареа и еще
более крошечной ванной комнатой. Так как Нельсон не мог себе позволить
держать служанку, он делал все домашние работы сам. Кроме того, у него
было хобби — изготовление домиков для птиц, и свой верстак для работ
по дереву Нельсон поставил в комнате для служанки.
Но сейчас он просто не мог собраться с силами, чтобы войти в эту комнату,
и слонялся без дела. Даже после непродолжительных занятий домашними
работами в ареа он чувствовал головокружение, дрожь в руках и приступ
непреодолимой жалости к себе.
Естественно, врач не нашел у него никаких отклонений . Он только посоветовал
ему взять на две недели отпуск и поехать в горы. «Легко давать такие
советы, когда ты богат!» — подумал Нельсон.
Однажды в воскресный день он встретил свою сестру, которая затащила
его к себе на обед. Веселая возня четырех племянниц и оживленный разговор
зятя немного подняли его дух. Родственники были потрясены видом Нельсона,
и сестра не нашла ничего лучше, как сказать, что он выглядит как высушенный
лист. Однако Гил, его зять, дал весьма дельный совет:
— Почему бы тебе не попробовать пригласить к себе пай-ди-саиту из нашего
террейру? Может быть, он сможет предложить тебе какие-нибудь травы или
что-то еще.
Пай-ди-санту Гила, сеу Томаш,
---------------------------
Сочетание слова сеу с именем человека выражает уважение, иногда с нежным
или дружественным оттенком. Слово сеу — сокращенное синьор («господин»).
оказался дородным лысеющим господином, исполненным жизненных сил и
добрых слов. В свой первый визит он сразу же отправился в ареа, где
установил для себя складной стул, а на полу перед собой поставил стакан
с соленой водой и зажженную свечу. После пятиминутной медитации он вбежал
в кухню и торжественно обратился к Нельсону:
— Вот оно! Я знаю, в чем причина. Тебе не дает покоя дух служанки, которая
работала тут много лет назад и прямо здесь, в своей спальне, покончила
с собой. Бедная душа все еще цепляется за это место и, чтобы сохранить
свое существование, вытягивает из тебя силы.
Прежде чем испуганный Нельсон смог промолвить хоть слово, медиум исчез,
пообещав прийти опять на следующий день в полдень, чтобы разрешить эту
«небольшую проблему». Сеу Томаш сдержал слово и явился на следующий
день, принеся с собой еще один стакан соленой воды, мешочек с благовониями,
две курильницы для благовоний и угли. Меньшую курильницу он установил
на кофейном столике, а большую — в ареа и зажег в ней семь быстро загоревшихся
углей.
Рис. 5. Так
окуривается комната для изгнания злых духов.
— Так как она работала во всех комнатах этого жилища, я вынужден окурить
все комнаты, а не только ту, где она ушла из жизни, — объяснил он, проворно
высыпая душистые сухие листья и смолы на раскаленные докрасна угли.
Потом он прочитал «Отче наш» и три раза «Аве Мария» и приступил к работе.
Начав с задней части, он как следует окурил всю квартиру ароматным дымом,
облака которого вздымались над курильницей. Эту процедуру сеу Томаш
повторил в каждой комнате. Сначала он останавливался в центре комнаты
и протягивал курильницу прямо перед собой, затем проводил ею прямую
линию по направлению к углу и возвращал курильницу к центру. Так он
окурил все углы, а затем стал проводить линии от центра комнаты к середине
каждой стены (см. рис.). В продолжение всего ритуала он повторял молитву:
Я очищаю этот дом и все, к чему подхожу с этой ку -рильницей, я освобождаю
все, что меня окружает, от всех видимых и невидимых вредных потоков.
Итак, Божьей милостью Нельсон Визира освобождается от всех опасностей
во имя Святой Троицы — Олору -на, Ошалы и Ифы.Да будет так.
Сеу Томаш закончил свои действия перед входной дверью. Потом он окурил
Нельсона, сначала спереди — от головы до пальцев ног, потом точно так
же сзади. Он вынес стакан с водой и курильницу в холл. Нельсон глубоко
вдыхал дым, как велел ему сеу Томаш. Он испытывал легкое головокружение,
но при этом чувствовал себя удивительно посвежевшим.
Медиум зажег еще один уголь в курильнице, стоящей на кофейном столике,
брызнул на него благовонием с более резким запахом и вознес молитву
Огуну. После этого сеу Томаш сообщил Нельсону, что ритуал завершен и
Нельсон теперь свободен от вселившегося в него духа служанки. Он отказался
от какой бы то ни было платы за оказанную услугу, но предложил Нельсону
сделать пожертвование в пользу террейру, чтобы оплатить израсходованные
материалы, а также пожертвование головному ориша сеу Томаща, Огуну,
который с благодарностью примет вознаграждение.
Вскоре после ухода духовного вождя Нельсон стал чувствовать себя лучше.
Как будто большая тяжесть свалилась с его плеч и он испытал облегчение.
Его дела опять пошли в гору. К нему вернулась его девушка, и вскоре
они поженились. В конце года он получил дополнительное вознаграждение
за то, что продал больше товаров, чем любой другой продавец в фирме.
Нельсон из любопытства попытался узнать, действительно ли покончившая
с собой служанка жила в этой квартире. Предыдущие жильцы ничего об этом
не знали, но сказали, что вынуждены были съехать, потому что место казалось
им жутким. Хозяин дома тоже ничего не слышал об этом происшествии, но
дом принадлежал ему только последние пятнадцать лет.
Однажды жена Нельсона разговорилась с маленькой седой женщиной, которая
жила этажом ниже, и соседка вспомнила случившееся со всеми подробностями,
как будто это произошло вчера. В конце 30-х годов квартиру снял тихий
одинокий человек и, как было принято в те дни, нанял служанку, которая
стала жить в той же квартире. Это несчастное создание было уродливым,
как обезьяна, и ненавидело свою жизнь. Но при этом служанка обладала
большими амбициями и рассказывала каждому встречному, что заставит своего
нанимателя на ней жениться. Когда в один прекрасный день тот объявил
о своем обручении с другой женщиной, служанка впала в глубокую депрессию.
Утром в день свадьбы, закрывшись в своей спальне, она в отчаянии лишила
себя жизни. Жилец и его невеста никогда больше не возвращались в эту
квартиру.
Смысл окуривания
Одним из назначений окуривания является избавление окружающей среды
и людей от вселившихся духов и дурных флюидов. Афро-бразильские шаманы
верят, что аромат благовоний оказывает влияние на астральном, ментальном
и духовном планах. Сжигание благовоний высвобождает агие (силы), заключенные
в растениях, и привлекает положительную энергию. Оно также помогает
развитию медиумических способностей, настраивая ум на вибрации, излучаемые
духами, и помогая укрепить связь между медиумом и его головным оригиа.
Искусство сжигания благовоний задействует три первоэлемента, а также
дух. Земля представлена глиняной курильницей и самими сжигаемыми растениями,
огонь — процессом горения и пламенем, воздух — дымом. Кроме того, дым
привлекает духовные сущности. Поставьте рядом с курильницей стакан воды,
чтобы улавливать грязные флюиды, и вы получите все четыре первоэлемента
плюс духовный элемент.
Виды благовоний
Для мирян посвященные готовят особые таблетки, которые можно сжигать
в домашних условиях. Считается, что непосвященные не могут использовать
просто измельченную траву. Сжигание благовоний, которые не предназначены
для данного конкретного случая, привлекает к тому, кто это делает, злые
силы. Одна из разновидностей благовоний, которые могут быть использованы
кем угодно, — ароматические палочки ана-нока. Это благовоние испускает
семь различных ароматов, которые любому доставят удовольствие. Рекомендуется
жечь в доме ана-ноку для привлечения любви. Это же полезно делать в
приемных врачей и дантистов, а также в салонах красоты, потому что запах
снимает напряжение и создает приятную атмосферу.
В храмах различные благовония сжигаются во время общих публичных сессий,
медиумических ритуалов, церемоний посвящения, а также в качестве приношений
различным ориша. Точный состав благовоний для вызывания каждого из оригиа
— тщательно охраняемый секрет, но некоторые общие данные о том, какие
травы связаны с конкретными ориша (а значит, и входят в состав их благовоний),
вы можете найти в приложении В. Кроме того, ниже дается перечень сущностей,
которым подносятся приношения в виде благовоний, с указанием, когда
это делается (помимо «создания головы» и медиумических актов) и для
чего эти приношения предназначены. Итак, благовония, посвящаемые:
Эшу — при сжигании перед началом сессии по понедельникам
и субботам очищают террейру и окружающую среду. Используются перед сжиганием
очистительных благовоний в любом ритуале. Обязательно должны зажигаться
отдельные угли;
Иансе — делают неотразимыми женщин, которые хотят выйти
замуж, и связывают их с Иансой, чтобы она нашла им пару;
Ибежи — помогают детям до четырнадцати лет в учебе
или во время болезни;
духам-кабоклу умбанды — применяются в начале и в конце сессий милосердия,
а также пригодны для сжигания в жилых домах, транспортных средствах
и служебных помещениях;
Йеманже — при сжигании перед поездкой защищают путешественников;
прекрасный запах для невест; скрепляют заклинания умбанды;
Огуну — изгоняют духов, вселившихся в сильно перегруженную
атмосферу или людей;
Огуну Леса — физически защищают полицейских, солдат
и всех тех, чья работа связана с физической опасностью;
Огуну Морского Берега — привлекают ундин и наяд; предназначены
для террейру, расположенных в прибрежных городах; защищают мореплавателей;
восточным духам — при сжигании на встречах спиритов
и умбандистов создают возвышенную, физически уравновешенную атмосферу;
Ошале — в случае когда духовный вождь — мужчина, открывают
сессии; очищают служебные помещения (сначала сжигается ладан);
Ошоси — защищают тех, кто работает с лесными людьми;
Ошуну — приносят здоровье, успех и любовь, а также
гармонию в доме;
Шанго — помогают судьям, адвокатам, законодателям,
лингвистам, профессорам, переводчикам и писателям (перед и после сжигания
этих благовоний сжигается бензойная смола,
--------------------
Смола, выделяемая стволом дерева ликвидамбар. — Прим.
в разных курильницах или на других углях).
Для кабоклу, прету еелью, эшу и помба-жир требуется табак, чтобы они
могли окуривать пациентов и избавлять их от различных болезней. Критики
обычаев ма-кумбы и умбанды заявляют, что потворство курению табака только
увековечивает курение. Приверженцы же этих традиций возражают, что курение
табака, если им рассудительно пользоваться при совершении ритуала, очищает
и придает энергию. Они утверждают, что вне храма медиумы обычно не курят
и что запрещение практики окуривания табаком разрушило бы важную связь
между медиумом и сущностью.
Кабоклу и прету велъю предпочитают трубки. Прету велъю иногда смешивают
свой табак с лавандой, корицей, розмарином и рутой. Кабоклу могут курить
слабые сигары; эшу отдают предпочтение более сильным маркам табака;
помба-жиръг любят курить легкие сигареты и сигариллы.
Обычные травы, применяемые для окуривания
Для окуривания, как правило, используются травы, произрастающие в Бразилии,
но большинство применяемых для окуривания смол происходит с Востока,
который члены афро-бразильских сект считают родиной духовности. В смеси
для окуривания обычно входят:
бензойная смола — стимулирует интеллект и интуицию;
кофе — отгоняет злую энергию;
бразильский сторакс — создает атмосферу мира и спокойствия;
ладан — дарует силу Ошалы;
чесночная шелуха — отгоняет отрицательные флюиды;
лаванда — привлекает женщин, отталкивает мужчин; оказывает
гармонизующее воздействие; .
мирра — очищает; считается запахом Линии душ;
розмарин — привлекает мужчин, отталкивает женщин; очищает;
рута — защищает и очищает;
сандаловое дерево — излучает чистую, божественную энергию.
Песня, которая поется при окуривании во время сессий милосердия
Окуриваю травами Журемы!
Окуриваю рутой и гвинейским перцем!
Окуриваю травами Журемы!
Окуриваю рутой и гвинейским перцем!
Бензоин, розмарин и лаванда, дети Веры,
Воскурю вас всех сразу!
Ритуальные омовения
Когда я, живя в Бразилии, занималась изучением этой темы, мне в виде
исключения разрешили присутствовать на закрытой медиумической сессии.
Прежде чем войти в священное пространство, я, подобно всем остальным,
должна была подвергнуться очищению.
Две женщины провели меня в заднюю часть здания, где находилась небольшая
душевая кабинка, и предложили мне раздеться. Затем они стали поливать
из глиняного кувшина мое тело смесью воды, масла и ароматических трав
— сначала спереди, от плеч и до пальцев ног, потом в той же последовательности
— спину. Все это время женщины что-то пели на языке йоруба. Закончив
омовение, они вытерли меня и окурили с головы до ног, спереди и сзади,
сладковатым дымом.
После этого они надели на меня длинную голубую юбку и белую гипюровую
блузку, повязав на плечи голубой шарф, концы которого падали на спину.
Они предложили мне надеть красивое ожерелье из морских раковин и бусин
и соорудили у меня на голове тюрбан — все в стиле Иеманжи, которая должна
была быть моей покровительницей. Теперь я прошла соответствующее очищение
и была готова принять участие в секретном ритуале (о котором, к сожалению,
мне не позволено рассказывать непосвященным).
Омовения або
Бразильцы относятся к самым чистоплотным людям в мире. Если есть вода,
они могут принимать душ по три раза в день. Для меня всегда оставалось
загадкой, как им удается сохранять свои белые хлопковые одежды, которые
они, в частности, одевают для совершения ритуалов, несмятыми и без единого
пятнышка.
Их отношение к гигиене нашло отражение и в их религии. Омовения составляют
такую же неотъемлемую часть афро-бразильского ритуала, как и окуривания,
и часто служат одним и тем же целям. Омовение або
---------------------
Термин або происходит от слова агба, что в переводе с языка йоруба означает
«настой трав».
совершается во время ритуалов посвящения для очищения неофита и подготовки
священных бус, которые послужат вновь испеченному медиуму для укрепления
связи с его головным ориша. Омовению або подвергаются также все священные
предметы, которые будут использованы при отправлении ритуала, — раковины
каури, применяемые для гадания, браслеты, ножи, монеты, глиняные горшки,
деревянные ложки и гиа. В разных случаях используются разные виды воды
— в том числе морская вода, вода из рек и водопадов.
Точные рецепты составов, применяемых для омовений, часто держатся в
секрете от всех, кроме духовных вождей, но многие обычно применяемые
травы указаны в приложении В. В соответствии с указаниями духовных вождей
часто добавляются настойки бензоина, розмарина, лаванды, ладана, руты,
мирры и листьев гвинейского перца. Используемые травы никогда не кипятятся;
вода нагревается, и после выключения горелки в нее погружаются травы,
которым дают настояться в закрытом горшке, после чего продавливают через
решето (этот процесс называется мацерацией). Часто растения даже не
нагреваются, а в течение двадцати четырех часов настаиваются в холодной
воде. В некоторых сектах кандомбле остатки растений, подобно благовониям,
сжигаются в глиняных сосудах.
Разряжающие омовения
Очистительные омовения называются банъю ди дишкарга (в переводе с португальского
— «разряжающее омовение»), потому что они нейтрализуют заряд злой энергии.
Для них используются составы, приготовленные из воды, соли крупного
помола, трав и некоторых бальзамов, и предназначены они для освобождения
людей, жилища, места действия, служебного помещения, магазина или животных
от вселившихся в них духов или отрицательных флюидов, точно так же,
как это делается с помощью очистительных окуриваний. Смеси также привлекают
божественное покровительство и защищают человека от дурного глаза.
Миряне могут купить упаковку с составом для разряжающего омовения в
каза ди сайту, лавках, где продается все необходимое для афро-бразильских
религиозных отправлений (см. главу 1). Такие омовения рекомендуется
совершать для общего физического совершенствования, кроме того, они
поднимают дух эмоционально или психически подавленного человека. Они
подходят для тех, кто никогда раньше не совершал разряжающего омовения
и кто собирается принять участие в публичном ритуале в храме, а также
для любого, кто по роду своих занятий каждый день имеет дело с людьми.
Амаси
Уникальной афро-бразильской традицией является амаси,
-----------------------
Амаси — образовано из двух слов на языке йоруба: ама, что значит «обычай,
привычка», иси — «поместить вовнутрь».
специальное омовение головы, предназначенное для упрочнения связи между
медиумом и его головным ориша и укрепления духа медиума, так чтобы он
мог противостоять неоднократным вселениям в него духов и сопротивляться
злым влияниям. Амаси применяются также для омовения лап и рогов приносимых
в жертву животных и для очищения ритуальных ожерелий и других предметов.
Вода, которая используется для «создания головы» детей Шанго, должна
быть взята из водопада или собрана во время грозового ливня. Посвященные
Ошуна должны совершать омовения чистой родниковой водой, а последователи
Йеманжи — морской пеной. Дети Огуна собирают воду во время дождя.
Вода должна отстаиваться в кувшине в течение семи дней в той же кабинке,
в которой будет закрыт будущий посвященный. После этого она ставится
на алтарь, где осуществляется мацерация трав, посвященных Осайе и головному
ориша будущего медиума. Во время ритуала посвящения эта жидкость, вместе
с кровью принесенных в жертву животных и другими веществами, выливается
на голову посвящаемого. Избыток жидкости впитывается шалью, защищающей
его плечи. Многие медиумы утверждают, что в этот момент они ощущают,
как по их телу пробегает электрический заряд.
«Ванны» из воздушной кукурузы
Однажды, вернувшись из Национальной библиотеки в дом, где я жила вместе
с бразильцами, я обнаружила, что все внутри усыпано воздушной кукурузой.
Кресла, лампы, столы, кровати, пол — все плоские поверхности были сплошь
покрыты хрустящими белыми хлопьями. Одна из живущих в доме женщин была
приверженкой макумбы, и ее дух-наставник сказал ей, что в то время,
когда она проводила сеанс исцеления, находясь в трансе, на нее была
наслана порча. Узнав об этом, пришла ее майе-ди-санту, рассыпала по
всему дому приготовленную на горячем песке воздушную кукурузу и посоветовала
не убирать ее в течение двадцати четырех часов, а затем вымести отовсюду
специальной метлой.
Воздушная кукуруза является священной пищей Омулу и используется в заклинаниях
для исцеления, а также в качестве амулета. Ее любят и другие сущности,
например Эшу. Кроме снятия сглаза, «омовение» воздушной кукурузой может
привлекать счастье и удачу. В этом случае духовный вождь во время приготовления
кукурузы читает над ней молитвы, потом тайно идет к дому пациента и
рассыпает ее по крыше так, чтобы никто этого не видел. Оттуда ее никогда
не убирают — она должна исчезнуть естественным путем.
При «омовении», предназначенном для личного исцеления, приготовление
кукурузы осуществляется в совершенно новой глиняной ванночке и сопровождается
молитвами Омулу за благополучие заболевшего. Потом пациент становится
на совершенно новую белую скатерть, на которой должна собираться кукуруза,
ссыпающаяся с пациента. После «омовения» целитель собирает кукурузу
в скатерть и высыпает ее на землю.
Амулеты и талисманы
Еще один из методов исцеления, получивший распространение в афро-бразильских
сектах, как и в других магических традициях, включает заряжение и ношение
амулетов и талисманов. В эту категорию предметов может входить все,
что представляет какую-то ценность для их владельца. Некоторые предметы
считаются обладающими настолько высокой ценностью, что их может носить
любой желающий. Все амулеты и талисманы полагается намагничивать (то
есть активизировать посредством омовения або) и вселять в них силу с
помощью молитвы. После этого они сохраняют свою силу годами.
В афро-бразильской традиции амулет защищает того, кто его носит, от
поглощения любой злой энергии, с которой может соприкоснуться владелец
амулета, даже если эту злую энергию излучает он сам. Типичные амулеты
— головка чеснока, пригоршня ладана, ветка руты или драгоценные камни.
Талисманы же, кроме защиты от зла и отрицательной энергии, еще и привлекают
положительную энергию. Типичные примеры талисманов — кусочек бумаги
с начертанным на нем магическим символом охраняющей сущности, католическая
медаль, высушенный боб или орешек колы.
Один из самых известных талисманов — фига. Весьма почитаемая в странах
Средиземноморья и в Бразилии, эта фигура представляет собой изображение
кулака, в котором большой палец просунут между средним и указательным
(рис. 6). Хотя обычно фига вырезается из дерева и размер ее равен примерно
одному футу, возможны и любые другие размеры. Высоко ценятся ожерелья
из серебряных и золотых фиг. Иногда вокруг запястья фиги гравируются
другие талисманы — например, подковы или четырехдольные листья клевера.
Считается, что нельзя самому покупать для себя фигу, потому что в этом
случае ее действие будет прямо противоположным. Этот талисман вы должны
получить от кого-то другого или даже просто украсть! Если ваша фига
достаточно мала, включите ее в свое ожерелье. Если вам досталась большая
деревянная фига, поместите ее у своей входной двери, чтобы помешать
проникновению в дом незваных гостей, или в своей спальне, чтобы отпугивать
эгунов и других духов.
Из раковин каури, которые используются для гадания, делаются также священные
ожерелья для претщ велъю и тбоклу. Кроме того, ими, как и другими морскими
раковинами, украшаются костюмы некоторых ориша. Морская звезда защищает
жилище или бизнес и приносит успех. Морские коньки могут служить талисманом
для тех, кто хочет попытать удачи на бегах, в азартных играх или лотерее.
Согласно представлениям умбандистов, гвинейский перец — один из самых
действенных талисманов, но его могут использовать только те, кто знает,
как это делается, потому что в противном случае его сила может привести
к неожиданным неприятным последствиям.
Рис. 6. Фига.
Считается, что силой амулетов и талисманов обладают также некоторые
места. К ним относятся, например, места, где родились святые, и церкви.
Конечно, самыми святыми местами, окруженными, как утверждают, вибрирующими
сияниями чистой любви и света, являются террейру.
Пассы
Основная причина, по которой миряне посещают открытые сессии в сентру,
— это желание получить совет от сущностей, говорящих через медиумов,
и исцелиться. Прежде чем войти в ритуальное пространство, посетители
регистрируются и получают номера для консультаций, которые начнутся
вскоре после воплощения духа в медиума. Один из наиболее популярных
методов медиумического исцеления — это пассы, или «наложение» рук без
касания тела пациента. Именно это, в частности, делали сеу Томаш (о
котором я рассказала в этой главе), освободивший Нельсона от безутешного
духа служанки, и Зэ-да-Мата, который помог мне избавиться от «укусов».
В афро-бразильских сектах считается, что каждое человеческое существо
обладает способностью фокусировать целительную энергию из Вселенной,
но при этом одни могут контролировать и посылать больше интенсивных
излучений, чем другие. Когда медиум фокусирует эту энергию через ориша
или другую сущность, он (она) называется медиумом-целителем. Когда человек
может передавать эту энергию, не прибегая к помощи сверхъестественных
сил, его называют магнетизером. И те и другие способны устранять повреждения
тканей и органов с помощью энергии, передаваемой их руками. Однако тот,
кто получает энергию от какой-нибудь сущности, считается более сильным,
потому что энергия, исходящая всего лишь от одной сущности, значительно
интенсивнее энергии нескольких человек, работающих вместе.
Скептики удивляются, почему целители не могут сообщаться с этой энергией
просто волевым усилием, как это делет Ури Геллер, гнущий ложки.
---------------------
Ури Геллер (род. в 1946 г.) — израильский экстрасенс, который прославился
своей способностью достигать такой степени концентрации, когда он может
гнуть ложки и другие металлические предметы, не прикасаясь к ним.
Целители отвечают на это, что их руки работают подобно проводам, передающим
электрический заряд из космоса, и что они служат только носителями этой
целительной энергии.
Чтобы стать незапятнанным сосудом для совершенной передачи этой энергии,
целитель должен воздерживаться от курения и алкоголя, соблюдать хорошо
сбалансированную диету и быть способным избавляться (по крайней мере
на тот период, когда происходит исцеление) от таких личных эмоций, как
огорчение, злость, ревность, возбуждение, радость или уныние. Целители
верят, что настроить свой ум на соответствующий лад и избавиться от
подобных эмоций им помогают молитвы.
Тело может быть выведено из равновесия либо из-за того, что оно подверглось
действию злых флюидов, либо из-за привлечения аурой определенных сущностей,
либо из-за физических болезней. Медиумы пытаются устранить дисбаланс
с помощью пассов, которые перенастраивают телесные чакры, так что вновь
устанавливается совершенная гармония между чакрами, органами физического
тела и космическими вибрациями. Хотя пациенту и не обязательно верить
в эффективность пассов, вера открывает чакры процессу исцеления.
Медиум делает руками продольные или поперечные пассы, в зависимости
от вида необходимого лечения, сначала спереди, потом сзади тела пациента,
как это делала Ирма в образе Зэ-да-Маты в начале этой главы. Если в
медиума воплотился прету велъю или кабоклу, исцеление может осуществляться
с помощью дыма трубки или сигары. Продольные движения успокаивают пациента,
поперечные возбуждают. Поскольку священное место очень сильно помогает
направлять положительные целительные энергии, большинство поразительных
успешных исцелений обычно происходит во время «сессий милосердия» в
террейру.
Я надеюсь, что растения и ритуалы, описанные в этой главе, послужат
полезным дополнением вашего арсенала способов целительства, независимо
от вашей духовной ориентации.
|