Кэрол Л.Дау Афро - бразильская
магия
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Сарава, бразильская магия!
Впервые я столкнулась с афро-бразильскими религиями, когда отправилась
в Бразилию в качестве фулбрайтского стипендиата, чтобы завершить исследования
для своей докторской диссертации по книге Эук-лидеса-да-Куньи «Бунт
в глуши». Эта работа привела меня к тесному соприкосновению с силой
мессаинизма — культа, который до сих пор живет и процветает на северо-востоке
страны. Хотя в упомянутой и других литературных работах можно было найти
ссылки как на мессаинизм, так и на другие народные религии, академические
круги недооценивали влияния этих сект на всю жизнь Бразилии, считая
их верованиями малограмотной части населения, которым не стоит придавать
большого значения.
Так как мое знакомство с народными религиями было чисто академическим,
я была очень удивлена, когда, оказавшись в Рио, увидела, насколько глубоко
эти кажущиеся примитивными и экзотическими секты проникли в сердца и
умы людей. Начав знакомиться с этими сектами, я была потрясена строгой
иерархической структурой и сложностью правил и инструкций по совершению
ритуалов, которые, казалось, как в зеркале отражают те правила, по которым
жило бразильское общество во времена диктатуры.
Но по мере того, как я продолжала изучать эти верования, они стали привлекать
меня на более глубоком уровне. Возможно, причина была в музыке и танцах
— мне трудно сказать. Всякий раз, когда я возвращалась домой после посещения
ритуала, меня переполняла энергия и ощущение радости. Я чувствовала,
что под внешним покровом церемонии происходит нечто очень глубокое.
Я продолжала настойчиво изучать незнакомые экзотические ритуальные процедуры,
связанные с ними предметы, легенды и язык, и мое уважение к тому, что
могут предложить эти традиции, все время росло.
Для меня одной из самых интересных особенностей этих религий, особенно
кандомбле, был их очень сложный символический характер. «Паломнику»,
избравшему этот путь духовного просветления, сначала открывается наружная
дверь, ведущая во внутренние помещения и к другим дверям, за которыми,
в свою очередь, обнаруживается еще больше комнат, через которые должен
пройти претендент, прежде чем он достигнет в конце концов самой сердцевины.
Хотя я не берусь утверждать, что мне удалось проникнуть глубже наружных
слоев символического языка этих религий, я уверена, что суть, которая
скрывается в их сердцевине, глубоко увлечет всякого, кто серьезно решится
попробовать свои силы на пути духовного развития. Хотя я отдаю себе
отчет в том, что до конца не понимаю и никогда не пойму этих сект, я
хорошо осознаю многочисленные параллели между афро-бразильскими традициями
и Западными магическими традициями, которые я изучала ранее.
Так что, если вы понимаете значение духовности в человеческой жизни,
то в изучении этих традиций найдете для себя благодатную почву.
Другой заслуживающей внимания особенностью этих религий, с моей точки
зрения, является то, что их установки, ценности, практики и верования
очень много говорят о самих бразильцах. Я привыкла слышать, что эти
традиции — хороший способ держать бедных в узде или что поклонение богам
и богиням является средством, с помощью которого обездоленные пытаются
скрасить свою безрадостную жизнь, лишенную всяких надежд. Что касается
меня, то после подробного знакомства с этими сектами я берусь утверждать,
что не может быть ничего дальше от истины. Это чисто внешняя оценка
явления при узком социально-политическом подходе, без понимания всей
той глубины духовного проникновения, которая имеет место на самом деле.
Мне эти религии показали, что бразильцев, принадлежащих к самым разным
классам и занимающих самое разное общественное положение, связывают
узы взаимного уважения и это родило общую потребность в жизни, приносящей
духовное удовлетворение. Именно благодаря этому они сумели добиться
цели, которую мы никогда не должны упускать из виду: они празднуют жизнь.
И поэтому я говорю: «Сарава, бразильская магия! Салвэ магии всех народов!»
|