Кэрол Л.Дау Афро - бразильская
магия
Приложение В
Растения, используемые в бразильской магии
Эти растения и их применение приведены просто в качестве любопытного
материала, а не для того, чтобы вы пытались подменить ими медицинское
лечение. Многие из этих растений очень ядовиты.
Акасия или журема
Названия:
Акация, акация аравийская, дерево коа (на Гавайях), мимоза, австралийская
акация, журема бранка (pithecolobium diversifolium). Существует более
800 подвидов этого растения.
Связь с божеством:
Ошоси.
Использование в лечебных целях:
Листья используются наружно для омовений или компрессов для лечения
язв. Для внутреннего применения готовится отвар, который облегчает
кашель, принимается при диарее и тифе. Сжигать листья не следует.
Другие виды применения:
Для очистительных ванн, для омовения бус, для амаси.
В культах катимбо индейцы готовят из корней этого растения напиток,
который они называют кауим или ажука. По их рассказам, выпив отвар,
они ощущают такую легкость, что готовы взлететь.
В Белеме, столице северного штата Пара, это дерево связывается с Журеминьей,
сестрой Кабоклы Журе-мы, которая, как считается, обитает в этом дереве
и работает в Белой Линии магии. Многие индейцы этого района верят в
ее способность исполнять желания и лечить болезни, поэтому часто можно
увидеть дерево журемы, окруженное всевозможными приношениями, включая
мед, свечи и духи.
Акация используется также в западной черной и ритуальной магии, но при
этом ее не принимают внутрь. Из веток этого дерева делают палочки для
общей магии, а смола акации аравийской при сжигании якобы привлекает
дружественных духов и открывает психические центры. Так что существует
связь между способами использования акации в западной магии и в культах
катимбо.
Алекрин
Названия:
Розмарин (Rosmarinus officinalis). Родственным растением является
алекрин ду мату (Baccham silvestris), который иногда используется
в качестве замены. Единственное отличие этого вида и его садовой разновидности
состоит в том, что он достигает двух-трех футов высоты. Розмарин —
это ломкий многолетний кустарник, растущий в прибрежных районах. Когда
в море ходили на шхунах, моряки, услышав его чистый аромат, знали,
что земля близко.
Связь с божеством:
Ошала, Ошоси.
Использование в лечебных целях:
Принимается в виде чая в качестве возбуждающего средства, как лекарство
от кашля, при расстройстве пищеварения, брюшном тифе, скоплении газов
в кишечнике, а также при отсутствии аппетита. В виде лосьона используется
для лечения поверхностных ран и для уменьшения боли при суставном
ревматизме.
Другие виды применения:
Для амулетов, ритуальных омовений с целью изгнания эту и эгунов,
для амаси, для омовения бус, для личного окуривания и окуривания окружающей
среды. Служит одним из наиболее распространенных ингредиентов большинства
составов для очистительных окуриваний.
Это еще одно растение, которое находит применение как в африканских,
так и в европейских традициях. Так как жителям Великобритании и Северной
Европы долгое время были недоступны такие душистые смолы, как ладан
и мирра из южных стран, они сжигали душистые травы — розмарин, тимьян
и лаванду, которые росли в их краях. Вот почему так много кельтско-друидских
рецептов благовоний включают эти травы. В западной народной символике
розмарин означает верность в любви и, конечно же, долгую память. Он
является основной составляющей «святой воды» ведьм. Возможно, почитание
розмарина в обеих традициях и в значительной степени одинаковая символика
объясняется сладковатым чистым запахом, который распространяют его листья
при сжигании.
Алфасе
Названия:
Латук (Lactuca sativa).
Связь с божеством:
Эгуны, Ианса (потому что она победила смерть).
Использование в лечебных целях:
В народной медицине латук употребляется в виде сиропа как успокоительное
при бессоннице.
Другие виды применения:
Важный элемент тайных церемоний в честь эгунов и ритуалов вумби.
Чай, приготовленный из листьев, рекомендуется для устранения расстройств,
вызванных эгунами.
Согласно греческой легенде, когда боги разгневались на Адониса, его
мать, Афродита, спрятала его на грядке латука, укрыв широкими листьями
этого растения. Они в течение многих лет защищали Адониса от гнева других
богов.
В умбанде латук приносится в дар эгунам, — на белой фарфоровой тарелке,
причем головка латука должна быть положена точно в центре тарелки, а
вокруг раскладываются листья с другой головки, к которым добавляются
маслины и уксус, чтобы получился своего рода салат. Внутрь головки проситель
кладет лист бумаги с написанным на нем прошением и тщательно закрывает
его листьями, чтобы прошение осталось спрятанным от эгунов и не помешало
им забрать приношение.
Интересно отметить, что в европейском ведьмовс-тве дикий латук (не именно
это, но очень близкое к нему растение) является одним из ингредиентов
мази для полета, которыми, как утверждают, ведьмы натирают свои тела
перед тем, как отправиться на шабаш верхом на метлах.
Алфавака
Названия:
Базилик, камфорный базилик (Осcimum bacilicum).
Связь с божеством:
Обалуйе, Ошала, Ошоси, Ианса, Ошун, Шанго, Ироко.
Использование в лечебных целях:
Улучшает пищеварение и помогает отхождению газов. Отвар листьев служит
для приготовления сиропа против коклюша. Листья обладают также диуретическими
и потогонными свойствами. Эта трава, используемая в кулинарии, применяется
также в случае нервных расстройств, при болях в почках и жжении при
мочеиспускании.
Другие виды применения:
Для амаси, омовения бус, очистительных омовений, омовений або для
медиумов соответствующих оршиа.
Из листьев делается отвар для еженедельного «питания» камней Ошоси
на его алтаре. Базилик считается эффективным амулетом против ударов
молнии, грома и бурь, особенно если сжигать его в виде благовоний. Окуривание
помещения базиликом помогает также изгнать оттуда овладевших этим помещением
духов. Это растение обладает огромной силой для детей Шанго.
В западном ведьмовстве эта трава приобрела несколько другую репутацию
— как возбуждающая и способствующая воспроизведению потомства, а также
успеху. Говорят, что она отпугивает воров и хулиганов.
Алфазема
Названия:
Лаванда (Lavandula genus).
Связь с божеством:
Все ориша.
Использование в лечебных целях:
Чай из лаванды помогает избавиться от навязчивого кашля, приступов
астмы, аменореи, проблем, связанных с родами, а также нарушений в
работе почек, печени и селезенки.
Другие виды применения:
Для омовений або, амаси, омовений бус, личных окуриваний и окуриваний
окружающей среды. Из веток и шипов делают духи и сухие ароматические
вещества.
Наряду с розмарином, лаванда является одним из растений, получившим
самое широкое применение при подготовке афро-бразильских ритуалов. В
западном ведьмовстве эта трава добавляется в мешочки-амулеты для того,
чтобы обеспечить дому мир, равновесие и процветание. В магии вуду, где
тоже есть очень много общего с афро-бразильскими традициями, лаванда
является одним из основных составляющих «уксуса четырех воров», который
используется в различных магических целях.
Алоэ, эрба бабоса или азевре
Названия:
Алоэ вера (Aloe succotrina).
Связь с божеством:
Эшу, Омулу, Огун.
Использование в лечебных целях:
Содержащийся в ланцетовидных листьях млечный сок прикладывают к ожогам,
геморроидальным шишкам, абсцессам и припухлостям, а также используют
в качестве смягчающего вещества и коагулянта крови. Так как это растение
трудно высушить, его часто заменяют столетником. Будучи растением,
посвященным Осайе — ориша лекарственных растений, оно считается пригодным
для замены любой другой травы.
Другие виды применения:
Для омовений або, омовений бус, личного окуривания медиумов Омулу.
Похоже, что между магическим использованием этого многолетнего суккулентного
растения из семейства лилейных в афро-бразильских традициях и в западном
ведьмовстве существует не слишком много сходства. В последнем алоэ считается
растением Венеры, способным привлекать любовь, а также эмблемой веры.
В Древнем Египте паломники, совершившие далекое путешествие в религиозных
целях, вывешивали его у себя на дверях как доказательство своего благочестия.
Амендоэйра
Названия:
Миндальное дерево (prunus amygdalus communis)..
Связь с божеством:
Эшу, эгуны.
Использование в лечебных целях:
Масло сладкого миндаля, лишенное запаха, обладает прекрасными мягчительным
свойствами и служит основой многих массажных масел. Масло горького
миндаля, обладающее характерным, каждому знакомым запахом, высоко
ценится в парфюмерной промышленности.
Другие виды применения:
Очистительные ванны. Масло, выжатое из орехов, используется для смачивания
ота, принадлежащих Эшу. Считается, что масло в течение дня накапливает
отрицательные флюиды, а ночью избавляется от них, отдавая во двор
террейру.
Не слишком много общего в использовании этого дерева в афро-бразильской
магии и западном оккультизме. В ведьмовстве миндальное дерево считается
символом неумирающей любви и привязанности, что связано с греческой
легендой об этом дереве. Утверждают, что капля масла горького миндаля,
добавленная к «маслу успеха», помогает получить быстрый результат. Из
древесины изготовляются магические жезлы.
Араса-ду-кампу
Названия:
гуайява, гуайява земляничная (psidi-ит littorale, p. guineense).
Связь с божеством:
Ошоси.
Использование в лечебных целях:
Фрукты помогают при диарее и инфекциях в мочевых путях.
Другие виды применения:
Листья этого небольшого тропического фруктового дерева используются
для амаси, омовения бус, окуривания окружающей среды, а в ангольской
традиции — для украшения террейру для празднеств в честь кабок-лу.
В дни праздника Ошоси его дети, прежде чем поставить на подносы соответствующие
блюда, украшают их листьями гуайявы.
Аратикун-ди-арейя, бириба или малолу
Названия:
Анона (род Аппопа).
Связь с божеством:
Обалуйе, Ошун, Йеманжа.
Использование в лечебных целях:
Мякоть плодов помогает рассасыванию опухолей, а отваром листьев лечат
ревматизм. Кроме того, плоды используются для приготовления шербета
и освежающего напитка.
Другие виды применения:
Это небольшое дерево с сердцевидными плодами известно также народности
банту, особенно выходцам из Конго и Анголы. Его использование при
отправлении ритуалов было перенесено в Бразилию, где оно применяется
главным образом для очистительных омовений, когда человек попадает
в безвыходные обстоятельства. Многие виды из этого семейства растут
в Бразилии и все они используются для одних и тех же ритуальных целей.
Ароэйра
Названия:
Калифорнийское перечное дерево (Schinus molle). Это высокое дерево
растет вдоль дорог и на полянах.
Связь с божеством:
Эшу, Огун.
Использование в лечебных целях:
В качестве средства против ревматизма, сифилиса, а также как жаропонижающее.
Листья используются для обработки кожи при изъязвлении.
Другие виды применения:
Для амаси, омовений, совершаемых при посвящении, очень сильных очистительных
омовений.
Для подготовки сильного очистительного омовения разотрите перец вместе
с иглами пурпурной сосны, листьями тильи, ракитником и листьями ясеня.
Образуйте треугольник вокруг пациента, поставив три зажженные белые
свечи. Очистите пациента смесью муки, меда и кашасы. Протрите его тело
крыльями живого цыпленка и голубя, после этого приступайте к очистительному
омовению. В заключение ритуала изорвите платье пациента в клочья и оденьте
его в чистые белые одежды.
Чтобы избавить пациента от влияния Эшу, проделайте все то же самое,
но после этого пациент должен в течение нескольких часов просидеть на
соломенной циновке.
Так как это дерево растет также в Калифорнии и широко используется как
декоративное, можно было бы подумать, что его похожие на смородину плоды
находят применение в Западных магических традициях. Но, насколько мне
удалось исследовать этот вопрос, этого не происходит.
Арруда
Названия:
Рута, рута душистая (Ruta graveolens).
Связь с божеством:
Все ориша.
Использование в лечебных целях:
Противоглистное средство, успокаивающее, стимулирующее менструацию,
противоревматическое. Сок помогает затягиваться ранам.
Другие виды применения:
Свойства, приписываемые руте афро-бразильской магией, напоминают
те, которые использует западное ведьмовство. Растение отводит дурной
глаз, пресекает зависть, оказывает противодействие черной магии и
дарует благословение ориша. Руту вместе с другими защитными травами
носят в специальном мешочке на шее в качестве амулета против злых
сил.
Бамбу
Названия:
Бамбук (Bambusa arundinacea).
Связь с божеством:
Эгунъг, Ианса.
Использование в лечебных целях:
Никакого медицинского применения не находит.
Другие виды применения:
Ветками этого растения украшают дома Эгунов. Измельченные листья
используются для окуриваний, вместе с сахарным тростником они изгоняют
вселившихся духов. Как утверждают, некоторые кабоклу живут в бамбуковых
деревьях.
Бананейра
Названия:
Банановое дерево (Мusа genus, особенно М. paradisiaca).
Связь с божеством:
Все ориша.
Использование в лечебных целях:
Бананы содержат большое количество калия и являются ценным дополнением
к диете, бедной этим минералом. Настойка одной из разновидностей бананов
используется для полоскания горла, а мелкие лесные бананы являются
прекрасным антидиуретическим средством.
Другие виды применения:
Это двадцатифутовое дерево мистерий и колдовства, с его длинными,
мягкими, сладкими желтыми плодами, принадлежит не какому-нибудь конкретному
ориша, а сразу всем. Дерево настолько почитается, что те приверженцы
культов, которые проявляют особый интерес к экологии, используют их
вместо тарелок для подношения богам священной пищи и растений. В Бразилии
растет много других разновидностей бананов и все они используются
в магии.
Барба-ди-велью
Названия:
Чернушка полевая (Nigella aruensis).
Связь с божеством:
Обалуйе, Ошала.
Использование в лечебных целях:
Отвар травы используется наружно для борьбы с геморроем.
Другие виды применения:
Для амаси, або, омовений бус, после очистительных омовений сжигается
для окуривания.
Белдроэга
Названия:
Портулак огородный (portulaca oleracea).
Связь с божеством:
Обалуайе, Эту, Ироко.
Использование в лечебных целях:
Порошок из листьев применяется для зарубцовывания ран. Эффект наступает
очень быстро благодаря наличию салициловой кислоты — действующей основы
этого растения. Кроме того, оно стимулирует лактацию и обладает диуаретическими
свойствами, сок его помогает при воспалении глаз.
Другие виды применения:
Считается, что это небольшое растение с мелкими цветками и сочными
суккулентными листьями помогает избавляться от ночных кошмаров, вызванных
негативными астральными влияниями.
Кроме того, оно играет важную роль в очищении ота, принадлежащих Эшу.
Сначала камень, которому должна быть передана сила Эшу, очищается
с помощью сильно пенящегося кастильского мыла, затем натирается портулаком
вместе с другими предназначенными для этой цели травами. После этого
ота кладется на алтарь Эшу.
Бринкуш-ди-принсеза
Названия:
Фуксия (Fuchsia integrifolia).
Связь с божеством:
Элегбара, Ошоси.
Использованиех:
Для очистительных омовений на перекрестках дорог во время «открытых»
часов (полночь, рассвет, сумерки). Используется только после выполнения
необходимых ритуалов очищения.
Кана
Названия:
Сахарный тростник (Saccharum offici-narum).
Связь с божеством:
Эшу.
Использование:
Приготовленный особым образом тростник ставится на алтарь сущности
в качестве дароприношения. Сначала свежий тростник очищается от кожуры
и очищенные куски рассекаются на части. Листья и счищенные слои сжигаются
для очистительного окуривания. Сахар, извлеченный из тростника, сжигается
для того, чтобы уничтожить астральные личинки и отогнать Эгунов. Считается,
что растение привлекает удачу.
Сахарный тростник занимает особое положение в сельском хозяйстве Бразилии,
потому что это была первая культура, которую стали разводить по всей
стране и которая явилась первым настоящим богатством португальской колонии.
Разведение тростника было сосредоточено главным образом в северных районах
страны, где в колониальную эпоху одна за другой возникали богатые плантации,
подобно тому как это происходило с разведением хлопка на юге Соединенных
Штатов. И так же, как и разведение хлопка, выращивание сахарного тростника
было очень трудоемким занятием. В связи с немногочисленностью местного
населения в этом регионе, колонисты привозили для работы на сахарных
плантациях рабов из Африки. Сахарный тростник стал важной частью афро-бразильской
жизни, а следовательно, вошел в народные религиозные ритуалы.
Коко-ди-дендэ
Названия:
Орех пальмы дендэ (Elaeis guineensis),
Связь с божеством:
Осайе, Ифа, Эшу.
Использование в лечебных целях:
Измельченная смола и листья помогают от головной боли, при ангине,
ухудшении зрения, отечности ног и коликах в животе.
Другие виды применения:
Эта пальма, достигающая высоты от сорока пяти до девяноста футов,
одно из самых известных деревьев в Бразилии. Из ее орехов получается
масло дендэ желтого цвета или совсем светлое прозрачное. Оно служит
хорошим заменителем сливочного масла и получило самое широкое распространение
в афро-бразильской кухне (см. приложение С), придавая особый аромат
ее блюдам. Масло очень богато витаминами, что особенно важно в стране,
где средний человек не в состоянии обеспечить себе здоровое питание,
и оно является основной составляющей ритуальных блюд, приносимых оргиша.
Эспада ди Сао Жорже или эспада ди Огун
Названия:
"Меч св. Георгия" (Sansieveria ceylani-са). Одно из названий
этого растения в переводе с португальского означает «тещин язык»,
что объясняется его длинными, тяжелыми, волокнистыми листьями с острыми
концами.
Связь с божеством:
Огун
Использование :
Для амаси и окуриваний детей Огу-ние: на. Этому растению приписывается
великая защитная сила, которая может противостоять черной магии.
Фига
Названия:
Фиговое дерево (Ficus, F. carica). Другие португальские названия
различных видов этого растения: авелос, фи-гейра-ду-дъябу («дьявольская
фига») и гайолинъя. Барбадосский орех называют фигейра-ду-инферну
(то есть «адская фига»).
Связь с божеством:
Фиговые деревья пользуются большим уважением у всех, кто занимается
бразильской магией (см. «Другие виды применения»).
Использование в лечебных целях:
Чай из листьев помогает при желудочных и кишечных проблемах, способствует
пищеварению. «Фиги дьявола» снимают тошноту и опухоли яичек.
Другие виды применения:
Гамелейра, или «белая фига», посвященная Шанго и Нане, встречается
довольно редко и вообще считается самым ценным деревом. Однако используется
оно не слишком часто, потому что относится к практически исчезнувшим
видам.
«Бальзамическая фига» — прекрасное дерево, приносящее в большом количестве
крупные темно-коричневые плоды, которые растут вдоль его ствола. Это
растение было завезено в северный штат Пернамбуко относительно недавно,
в 1892 году, миссионерами из Африки. Будьте осторожны с его млечным
соком, стекающим по стволу, — он может вызвать слепоту. Запах, распространяемый
этим деревом, привлекает внимание каждого, кто проходит мимо. Высушенные
листья сохраняют этот удивительный аромат в течение многих лет. Считается,
что вокруг его ствола концентрируется энергия Эшу, поэтому сюда всегда
приносятся дары этому божеству.
«Фига Бенджамина» служит одним из фетишей Эшу, а также входит в составы
для омовений, помогающих положить конец преследованиям, осуществляемым
этим божеством, или его вселениям. Корни этого фруктового дерева, которое
растет главным образом в прибрежной части штата Рио, используются в
качестве амулета против дурного глаза. В умбанде листья фиги Бенджамина
вплетаются в корону, одеваемую во время празднования посвящения новой
иао.
Тот, кто страдает от преследований Эшу, подвергается очистительному
омовению отваром листьев этого растения. Пациента ставят посередине
качающейся доски и обливают этим отваром. После завершения омовения,
доска наклоняется, так чтобы вода могла стечь со спины пациента, унося
с собой всю отрицательную энергию Эшу.
Фолья-да-фортуна или фолья-ди-Ошала
Названия:
Каланхоэ, растение жизни (Kalanchoe brasiliensis). В переводе с португальского
его название означает «трава судьбы» и «трава Ошалы». Это объясняется
тем, что листья каланхоэ способны рождать новые растения, и считается,
что по количеству растений, которые из них вырастут, можно предсказать
судьбу.
Связь с божеством:
Ошала, Эшу.
Использование :
Для очистительных омовений и ибо для детей почти любого оригиа. Жидкость,
которая получается в результате мацерации листьев, разбрызгивается
по полу того помещения, где изолируется будущий посвященный. Считается,
что это растение приносит удачу всякому, кто держит его в своем доме.
Кусты вырастают до трех футов высотой и на них расцветают красивые
желто-оранжевые цветы.
Исопо или алфазема-ди-кабоклу
Названия:
Иссоп, святая трава (Hyssopus officinalis).
Связь с божеством:
В связи с множественностью его действия иссоп считается священной
травой для всех opиша
Использование в лечебных целях:
Как часть бразильской народной аптечки, это растение используется
при респираторных заболеваниях, а также входит в сироп, применяемый
в качестве отхаркивающего средства книг при катарах.
Другие виды применения:
Для духовного очищения, для амаси, для омовений, в том числе для
омовения бус.
Иссоп — это еще одна трава, которая находит применение в различных
магических традициях. В ведьмовстве она также служит символом очищения
и, как утверждают, помогает открыть психические центры.
Ортела-пимента
Названия:
Мята перечная (Mentha piperita).
Связь с божеством:
Ошала, Эшу.
Использование в лечебных целях:
Чай, заваренный из листьев мяты, помогает при метеоризме, диспепсии,
рвотах, вызванных нервным расстройством, и спазмах кишечника. Кроме
того, он изгоняет глистов, стимулирует лактацию и позволяет избавиться
от головной боли.
Другие виды применения:
Мятой украшают алтарь Эшу. Она входит в состав разряжающих омовений,
применяемых от шеи и ниже, потому что считается, что она нейтрализует
негативные флюиды. Мятой заряжается жидкость для очищения ота.
Интересная параллель существует между использованием мяты в бразильской
магии и западном оккультизме — в обеих системах считается, что экстракт
этой травы усиливает действие заклинаний. Утверждают, что добавление
одной капли в духи любимого человека помогает очень быстро привлечь
предмет своей любви!
Лагрима-ди-Носа-Синьора
Названия:
Кукушкины слезки (CoixLacryma-jobi). В переводе с португальского
название этого растения с твердыми, каплевидными, серовато-белыми
семенами означает «слезы Богоматери».
Связь с божеством:
Осайе, Йеманжа.
Использование в лечебных целях:
Настой этого растения используется как диуретик, а также добавляется
в ванны для снятия ревматических опухолей. Оказывает возбуждающее
действие.
Другие виды применения:
Для многих видов омовений або и очистительных омовений. При приготовлении
настоя это растение нельзя кипятить. Жидкость, полученная в результате
мацерации листьев и семян, используется для ванночек для глаз, которые
помогают развить ясновидение. Делаются эти ванночки по утрам, после
того как жидкость всю ночь отстаивалась в чашке вне помещения. Но
внести ее в дом необходимо прежде, чем наступит рассвет.
Лоуру
Названия:
Лавр благородный (Laurus nobilis).
Связь с божеством:
Ошала, Ианса.
Использование в лечебных целях:
Листья этого растения используются в качестве специи. Они также приносят
пользу при диспепсии, анурии, воспалениях мочевого пузыря и менструальных
спазмах.
Другие виды применения:
В западном оккультизме листья не пользуются при ворожбе, а также
считаются средством, привлекающим удачу и отгоняющим негативность.
Когда молитесь Иансе, прося ее о милосердии, украсьте листьями лавра
ее священное блюдо, акараже.
Мамона или каррапатейра
Названия:
Касторовое дерево, клещевина обыкновенная (Ricinus comunis).
Связь с божеством:
Эшу.
Использование:
Бобы этого растения — сырье для приготовления священных блюд для
Эшу. Они также служат фетишами этой сущности. Кроме того, касторовые
бобы приносятся в дар божеству перед проведением ритуала личного разряжения
от негативных энергий. Сначала заполните семь касторовых стручков
семью порциями эбо, добавив в каждый масла дендэ. Каждый из семи листьев
представляет часть аше Эшу, или силу, которая проявляется при принесении
ему в жертву птицы и окроплении каждого эбо несколькими капельками
ее крови. Свяжите вместе все семь порций эбо и заверните в большой
кусок бумаги или картона. После этого пройдите через семь перекрестков
и на каждом оставьте в качестве приношения Эту по одной из заранее
приготовленных семи раковин и монет. Таким образом вы сможете избавиться
от заражения паразитами.
Мангейра
Названия:
Манговое дерево (Mangifera indica).
Связь с божеством:
Эшу, Огун.
Использование в лечебных целях:
Сироп из плодов манго помогает при бронхите. Сок, извлеченный из
веток, используется при лечении гонореи и диареи.
Другие виды применения:
Листья используются в ритуалах посвящения. Состав для очистительного
омовения, совершаемого от шеи до пят, готовится из смеси листьев манго,
листьев калифорнийского перца, пурпурной сосны, анакардии и ракитника.
Во многих террейру кандом-бле листья этого растения разбрасываются
по полу, чтобы изгнать дурные флюиды и астральных лечинок.
Ноз ди кола или оби
Названия:
Суданская кола (Cola acuminata). Орехи этого стойкого вечнозеленого
бразильского дерева раньше использовались для приготовления кока-колы.
Запах семян напоминает запах розы.
Связь с божеством:
Ошала, Обатала и другие боги-творцы.
Использование в лечебных целях:
Африканцы едят его плоды для пополнения энергии. Орехи кола тонизируют
сердце, регулируя пульс. Кроме того, они восстанавливают нервную систему
и эффективны при анемии.
Другие виды применения:
Это поистине незаменимый ингредиент составов для омовения детей Ошалы,
когда они изолируются во время ритуалов посвящения. Единственный из
ориша, кто не приемлет подношений в виде орехов колы, — это Шанго.
Орехи кола используются почти во всех обязующих церемониях афро-бразильских
культов. Они используются также для гаданий по принципу да/нет.
Панасейя или азоуге-ди-побре
Названия:
Валериана (Valeriana officinalis), всеисцеляющая трава. Одно из португальских
названий переводится как «ртуть бедняка».
Связь с божеством:
Обалуайе, Шанго.
Использование в лечебных целях:
Мощный диуретик и эффективное средство против сифилиса. Кроме того,
ее можно добавлять к ванночками для кожи в случае экземы, а также
при ревматизме.
Питангейра
Названия:
Бразильская вишня, грумичама (Eugenia unifljra). Этот мелкий вечнозеленый
кустарник цветет белыми душистыми цветами, из которых образуются съедобные
плоды малинового цвета.
Связь с божеством:
Ошоси.
Использование в лечебных целях:
Чай из листьев дается детям, чтобы в лечебных избавиться от аскарид,
Другие виды применения:
Известное своей способностью поглощать негативные флюиды, это растение
входит в составы для амаси, або, омовения бус, окуривания окружающей
среды, а также в состав благовоний, служащих для привлечения денег.
Для получения благовония для «достижения богатства» порошок из листьев
этого растения смешайте с порошком корицы, кофе, сахара, цветков садовой
гвоздики и сухой чесночной травы. Сожгите смесь перед дверью своего
дома или места, где вы работаете. Оставьте золу снаружи до следующего
дня, после чего отнесите ее в лес, на берег моря или высыпьте в бегущую
воду. Из уважения к Ошоси верующие иногда срезают куст и, установив
его в террейру так, как будто он там растет, украшают его плодами, старательно
привязывая их к веткам.
Питейра
Названия:
Столетник (Agave americana). У этого тропического растения мясистые
листья и длинный стебель с зелеными цветами. Раньше считали, что он
цветет раз в сто лет, откуда и его название.
Связь с божеством:
Осайе, Обалуайе.
Использование в лечебных целях:
Настойкой из зеленых листьев дезинфицируют раны и дерматиты.
Другие виды применения:
Высушенные листья режутся на мелкие куски и сжигаются для личного
очистительного окуривания.
|