Лиханов А.А. Скрижали мага


Лекция II

Дыхательные упражнения

Прежде чем изучать дыхательные упражнения с оккультной точки зрения, скажем несколько слов о дыха нии вообще.
Большинство людей не умеют дышать правильно, особенно это относится к женщинам, носящим корсет.
Рассмотрим дыхание сначала с экзотерической, а затем с эзотерической точек зрения.
Дыхание является самым важным источником питания, причем питательные вещества извлекаются из воздуха. В течение 24 часов взрослый потребляет 516 литров кислорода (около 750 грамм) -и выделяет 455 литров углекислоты (900 грамм). При усиленной работе эти цифры значительно возрастают: количество воспринимаемого организмом воздуха может увеличиться даже в семь раз. В продолжение этого времени легкие выделяют в виде пара более половины всей воды (900 грамм). Всего более нуждаются в кислороде мышцы. В состоянии покоя потребность в кислороде незначительна (во время' сна общее ослабление мышц характеризуется спокойным и медленным дыханием). Поглощение кислорода увеличивается пропорционально деятельно сти и степени наТфяжения мышц: чем напряженнее деятельность, тем быстрее дыхание; и чем оживленнее объем веществ, тем лучше питание. При глубоком дыхании усиливается обмен веществ, что очень важно для здоровья; поэтому глубокое дыхание служит важным средством борьбы с болезнями. Чистая кровь и здоровые нервы — вот последствия повышенной легочной деятельности. Оккультисты всех времен и народов учили, что в воздухе находится некая субстанция, или начало, дающее всем жизнь и движение. Это всепроникающее начало, абсолютная энергия, называется астралом или Праной. Прана есть то, что проявляется, как всякого рода движение, как притяжение, магнетизм и прочее. В организме человека и других существ она проявляется в виде нервной силы. Вдыхая воздух, мы поглощаем из него прану. Атмосферный воздух, если он чист и свеж, содержит значительное количество праны, которую можно извлечь из него или употребить для своих надобностей. При обыкновенном дыхании мы усваиваем небольшое количество этой энергии, но при дыхании глубоком нами поглощается большое количество праны, которая скапливается в виде динамизированного нервного флюида в нервных центрах. Можно накапливать в себе прану, как аккумулятор вбирает в себя электричество.
После этих предварительных объяснений приступим к изучению дыхательных приемов. Существуют четыре главных типа дыхания: 1) грудное; 2) боковое; 3) брюшное и 4) полное,
1) Грудное дыхание производится поднятием грудной клетки, причем живот втягивается.
2) Боковое дыхание приводит в действие незначительную часть легких; сопровождается расширением боков.
3) Брюшное дыхание сводится к вздутию живота, при деятельности нижней части легких.
Необходимо изучить эти три типа дыхания, руководствуясь следующими указаниями: при первом типе дыхания происходит поднятие грудной клетки и втягивание живота; при втором — расширяются бока; при третьем впадает грудная клетка и приподнимается живот. После некоторой практики в этих упражнениях, приступают к четвертому типу дыхания (полному), который является соединением трех предыдущих видов дыхания.
Для упражнений надо избрать тихую комнату. Следует всегда быть уверенным, что никто не помешает, так как несоблюдение этого условия может неблагоприятно отразиться на организме.
№1. Полное дыхание. Лечь на постель, подложить под голову маленькую подушку. Ослабить мускулы. Медленно и плавно втягивать воздух обеими ноздрями, приподнимая сначала живот (брюшное дыхание), затем расширяя ребра (боковое), и, наконец, втягивая грудьн (грудное). При этом брюшное дыхание должно продол жаться две секунды, боковое — одну секунду и груд ное — три секунды. Продолжительность вдыхани) можно увеличить, соблюдая только пропорционально! отношение между тремя типами дыхания (например брюшное — четыре секунды, боковое — две секундь и грудное — шесть секунд и т.д.). Затем медленнс выдыхайте, затрачивая то же количеств времени и i том же порядке, то есть сначала должен пуститьо живот, затем опасть ребра и, наконец, грудь. Резюми. руя вышесказанное, первое упражнение в дыхании за ключается в медленном, плавном и глубоком вдыхании воздуха и немедленном же. выдыхании его. Обе азь (вдыхание и выдыхание) должны быть одинаковой продолжительности. Надлежит постепенно увеличивать продолжительность вдыхания и выдыхания, обращая главным образом внимание на плавность и аккуратность выполнения данного упражнения. После приобретения умения дышать плавно, соблюдая порядок напол-[ия легких воздухом (брюшное, боковое и грудное дыхание), надо соблюдать в точности количество вре-
идущего на каждый тип дыхания; также необхо-
,имо следить и за продолжительностью всей фазы.

------------------
Относительная продолжительность фаз вдыхания, удерживания в себе воздуха и выдыхания - есть одна из аналогий общей способности субъекта усваивать, ассимилировать и применять какие-бы то ни было начала (физическая, астральная или] ментальная.). Вот почему крайне рискованно задавать наперед отношения продолжительности этих промежутков. Подгонять искусственно эти отношения под определенные значения, значило бы упражнять волю в некоторой органической ломке. Это очень полезные упражнения, но, по существу, стоящие отдельно от Ирана-Иямы.

Можно воспользоваться следующей таблицей:
1-я неделя — вдыхание 6 с, выдыхание 6 с.
2-я неделя — вдыхание 12 с, выдыхание 12 с.
3-я неделя — вдыхание 18 с, выдыхание 18 с.
4-я неделя — вдыхание 24 с, выдыхание 24 с. Надо менять порядок наполнения легких воздухом: сначала вдыхание, расширяя живот, ребра и грудь; затем, наоборот, грудь, ребра и живот.
При вдыхании и выдыхании рекомендуется повторять священное слово «Ом».

--------------------
При произнесении слова «Ом», надо считать, вдыхая 40 раз, задерживая — 80 и выдыхая — 40 раз. Начинать следует с половины этого количества: 20—40—20, и постепенно прибавлять. Этот способ упражнения потому хорош, что не требует наблюдения времени и может быть применен во время отдыха и в пути.

Продолжительность этого упражнения такова: 1-я неделя два раза в сутки по 5 мин. 2-я неделя два раза в сутки по 10 мин. 3-я неделя два раза в сутки по 15 мин. 4-я неделя два раза в сутки по 20 мин.
Упражняться надо утром и вечером, как можно регулярнее. Неточное выполнение и небрежное отношение к этим дыхательным упражнениям могут нанести жестокий вред.
Если прислушаться к звукам, происходящим при вдыхании и выдыхании, то заметишь, что дыхание производит звук «хан», а выдыхание — «за», что в целом дает слово «ханза». Индейские факиры, пользуясь этим, изменяют данное упражнение таким образом: принимают падма-асану, направляют взгляд на кончик своего носа (сведение зрительных осей) и, прислушиваясь к дыханию, мысленно произносят при вдыхании «хан», а при выдыхании «за». Такое изменение упражнения дает лучшие результаты, но для европейцев оно первое время несколько утомительно. После небольшой практики упражняющийся привыкает к нему, так что оно доставляет удовольствие, и он пользуется им каждую свободную минуту. После четырех недельных занятий им приступают к следующему упражнению.
№2. При тех же условиях (лежа в тихой комнате и т.д.) медленно втягивать воздух через обе ноздри. Наполнив им легкие до пределов возможного, но без напряжения, задерживают (останавливают) дыхание, затем медленно выдыхают воздух через нос. Продолжительность вдыхания, задержки воздуха и выдыхания должна быть одинакова. Для этого упражнения дадим такое расписание:

1-я неделя: вдыхание 24 с, задержка 24 с, выдыхание 24 с.
2-я неделя: вдыхание 26 с, задержка 26 с, выдыхание 26 с.
3-я неделя: вдыхание 28 с, задержка 28 с, выдыхание 28 с.
4-я неделя: вдыхание 30 с, задержка 30 с, выдыхание 30 с.

Это упражнение надо проделывать два раза в сутки, посвящая ему каждый раз не менее 15 — 20 минут, то есть около 30 — 40 минут в день. Никаких судорожных сокращений, чрезмерного напряжения и тому подобного быть не должно. Если указанная продолжительность каждой фазы окажется велика, то надо изменить ее, сообразуясь с состоянием легких, не забывая только, что вдыхание (пур-ака), задерживание воздуха (кумб-ака) и выдыхание (реш-ака) должны быть одинаковой продолжительности. После четвертой недели это упражнение (если упражняются два раза в день, то только один прием) заменяется №3-м.
№3. При тех же условиях вдыхают воздух, затем выдыхают и останавливают дыхание, при пустых легких. Продолжительность каждой фазы так же, как и раньше. Разница заключается в том, что во время упражнения №2 дыхание задерживалось при наполненных легких, в данном же случае (№3) — при пустых, опорожненных. Один день утром производится упражнение №2, а вечером — №3, на следующий день поступают наоборот: утром №3, а вечером №2, продолжая увеличивать продолжительность каждой фазы (пур-ака, кум-ака и реш-ака). Причем рекомендуется каждую из них доводить до 30 секунд. Никакой боли в легких и других неблагоприятных явлений быть не должно:, всякий подобный признак указывает на неправильное выполнение упражнения. Первое время иногда замечается некоторое беспокойство, возбуждение и дрожание, но это исчезает и заменяется чувством довольства и почти физической радости. %
№4. Сесть прямо, выпрямить спину, грудь вперед, живот втянуть. Голова, грудь и живот должны быть на одной линии. Лучше всего, особенно первое время, садиться на табурет, прижимаясь вплотную (спиной и затылком) к стене. Положив руки на колена, медленно втягивая воздух обеими ноздрями (утром — животом, ребрами и грудью; вечером — грудью, ребрами и животом) в течение 30 секунд, задержите его в легких-15 секунд, затем медленно выдыхайте 30 секунд; затем задерживайте дыхание при пустых легких 15 секунд.
Правило. Продолжительность вдыхания и выдыхания должна быть одинаковой. На задержку дыхания, как при пустых легких, так и при наполненных, идет половина времени, потребная на вдыхание и выдыхание.
Это упражнение производят в течение 40—60 минут в сутки; два раза в день по 20—30 минут, или четыре раза в день по 10—15 минут. Главную роль играет идея ритма. Упражнения надо проделывать не останавливаясь, в продолжение указанного срока. При применении этого упражнения в течение месяца появится ощущение ритмических вибраций: все тело вибрирует. Если через месяц эти признаки не появятся, то его необходимо продолжать долее (еще месяц, 2, 3 и более).
№5. Это упражнение требует умения дышать определенным по произволу легким. Положите подушку на левый бок (при этом надо непременно лежать) и старайтесь, чтобы левое легкое не работало; так же поступите и относительно правого легкого. Первое время можно затыкать соответствующую ноздрю пальцем (при работе левого легкого закройте правую ноздрю, при работе правого — левую). Когда научитесь дышать одним легким, оставляя другое в покое, без движения, примите положение, называемое падма-аса-на. Медленно наполните левое легкое через левую ноздрю, закрыв пальцем правую; затем закройте левую -и, отняв палец от правой ноздри, выпустите из нее воздух. Потом поступите наоборот: вдыхайте правой ноздрей (и правым легким), а выдыхайте через левую; вдыхайте в продолжение 30 секунд, выдыхайте также 30 секунд. Упражняйтесь четыре раза в день, по 10 минут каждый раз. Упражняйтесь 2, 3, 4 недели; затем можно приступить к следующему упражнению.
№6. Приняв падма-асану, медленно вдыхают воздух через левую ноздрю (правая закрыта). Вдохнув воздух, задерживают его в легких. На задержку дыхания нужно употребить в четыре раза более времени, чем на дыхание; затем открывают правую ноздрю (левую закрывают) и выдыхают через нее воздух, употребляя в два раза более времени, чем на вдыхание. Это упражнение производят утром; вечером же изменяют его так, что задержка дыхания происходит при пустых легких: вдыхают, выдыхают и -задерживают дыхание; или так — реш-ака, кумб-ака и-пур-ака. На следующий день утром упражняются в задержке воздуха при пустых легких, а вечером — при наполненных, и так далее, попеременно.
Укажем количество времени, потребное на каждую фазу, предоставляя каждому выбрать, по своему усмотрению, наиболее подходящее его распределение. На Востоке употребляют на пур-ака 4 секунды, на кумб-ака — 16 секунд, на реш-ака — 8 секунд, увеличивая так: пур-ака — 8-16 секунд, кумб-ака — 32-64 секунды и реш-ака — 16-32 секунды. Можно изменить это распределение времени таким образом:

Вдыхание — 10, 12, 14 и 16 секунд.
Задержка — 40, 48, 56 и 64 секунды.
Выдыхание — 20, 24, 28 и 32 секунды и т.д.

Это упражнение должно производить, как можно регулярнее. Впрочем это замечание относится ко всем дыхательным упражнениям. Данное упражнение крайне важно для каждого оккультиста, пробуждая и развивая скрытые нервные токи и являясь основой всех дальнейших дыхательных приемов, в виду чего его надо изучить, как можно тщательнее.
Правило. При занятиях дыхательными упражнениями должно соблюдать строгий вегетарианский режим, воздерживаться от курения и вести целомудренный образ жизни.

-------------------------
Вегетарианский режим (строгий или не строгий) подходит многим лицам в период дыхательных упражнений. Но общим правилом является соблюдение того пищевого режима, который наиболее располагает данное лицо к бесстрастно созерцательному, спокойному настроению.

Наметим ряд явлений, служащих указанием, что дыхательные упражнения совершаются правильно и служат к развитию сил. Эти признаки суть:
1. Испарина, выступащая после упражнения.
2. Легкое дрожание, скоро проходящее.
3. Легкость тела.
4. Спокойное выражение лица.
5. Чистота и белизна кожи.
6. Гармоничный, легкий голос.
7. Расширение зрачков, не имеющее ничего общего с близорукостью; увеличение блеска и силы взгляда.
8. Приятный аромат, испускаемый телом.
9. Способность слышать звуки, подобные отдаленному звону колоколов, производящие в ухе впечатление одного непрерывного звука.
10. Появление способности видеть маленькие светлые пятна, все больше и больше увеличивающиеся.
Последние признаки -(9-й и 10-й) являются самыми убедительными: они указывают, что изучающий находится на верном пути и быстро подвигается вперед. О последнем признаке говорят как индусские йоги, так и христианские подвижники, называющие это явление «прелестью».

----------------------
Способности 9 и 10 обнаружатся быстрее всего у лиц малокровных, ибо нельзя отрицать, что форсировка дыхательных упражнений усугубляет малокровие и умеряет полнокровие. Незначительное уменьшение содержания красных телец в крови очень приятно лицам, пребывающим в тропическом климате, но вряд ли оно может доставить кому-нибудь удовольствие в наших широтах, тем паче в нынешнее время, когда и без дыхательных упражнений галлюцинации слухами зрения — явления не редкие и у Людей, нормально питающихся.

Считаем не лишним привести описание приемов для достижения магической силы, рекомендуемых на Востоке и подробно описанных в индусской книге «Уинек-Хат». В этой книге предлагается вдыхать воздух до переполнения легких, пока < только возможно; после этого, как можно продолжительнее, удерживать его и произносить сорок раз подряд слово «Ом». Потом медленно, как можно дольше, выдыхать воздух, мысленно посылая его через небесные пространства и связывая с мировым эфиром. Упражняясь таким образом, следует довести себя до состояния, когда человек становится глухим, слепым и неподвижным, как кусок дерева. Затем рекомендуется лечь на локти и колена, обратив лицо к северу, закрыть пальцем одну ноздрю, а другой вдыхать воздух, после чего нужно закрыть и ее и размышлять о творческой силе, заключающейся как в муравье, так и в слоне. Пробыв в таких мыслях как можно дольше, надо сказать 12 раз слово «Ом» и по 80 раз во время каждого вдыхания. Все это надо совершать в течение трех месяцев, соблюдая строгий пост, отдавая сну как можно меньше времени. На четвертый месяц станут являться духи; на пятый — упражняющийся приобретет все качества духов; на шестой — он станет чародеем. Эта же книга предлагает еще упражнение для достижения той же цели.
Надо втянуть снизу вверх воздуха с правой стороны, перевести его к пупу, к середине сердца, к горлу и между бровей, где предлагается удерживать^го возможно долее, до слияния с мировой силой. Достигнув этого, следует размышлять о великом «Оме», который есть всемирный голод,, мировая сила. Эта сила проявляется десятью звуками, сопровождающимися определенны мтг явлениями:
1-й звук — крик воробья; 2-й — тот же крик, но вдвойне; 3-й — звук цимбал; 4-й звук — стук скорлупы; 5-й — пение индийской лиры; 6-й — звук инструмента: «таль»; 7-й — звук флейты у самого уха; 8-й — звук «накаужда», ударяемого рукой; 9-й -— звук маленькой трубы и 10-й — громоподобный звук -«дда, дДа, дда». \
Сопровождающие эти звуки явления таковы: сначала волосы на голове встают дыбом (l'-й звук); все члены коченеют (2-й звук); появляется ощущение усталости, вернее, истомы, во всех- членах (3-й звук); появляется головокружение, нечто вроде, опьянения (4-й звук); жизненная вода притекает к мозгу (5-й звук) и-направляется в низ тела (6-й звук). Упражняющийся, после этого, получает дар ясновидения яснослышания и пр. (7-й звук); теряет вес (8-й звук) и делается настолько легким, что может переноситься куда угодно (9-й звук), и, наконец, при последнем(Ю-м) звуке получает магическую силу и становится волшебником.
Укажем еще один способ, взятый из другого источника. Известный йог и чародей И-го столетия до Р.Х. рекомендовал такой прием: «Скрести обе ноги; выпрями крепко спину и шею; положи ладони на колена; зажми рот и начни сильно вдыхать воздух через обе ноздри. Затем вдыхай и выдыхай, с возможною быстротой, пока не почувствуешь дурноты: Тогда начни вдыхать в себя воздух через правую ноздрю и, наполнив им легкие, тотчас же останови дыхание и старайся смотреть на кончик носа. Затем выдыхай воздух через левую ноздрю, после этого вдыхай снова через правую. Останови опять дыхание; прекратив его, начинай снова весь процесс через правую ноздрю».

------------------------
«Способ Шика-Деви» сопровождается следующими явлениями: прежде всего появляется чувство усталости; затем, если человек все-таки напрягает силы и продолжает быстро вдыхать и выдыхать, появляется ощущение, что воздух сильно нагрет, почти раскален. Вскоре перед глазами начинают мелькать блестящие светлые (голубовато-белые) точки.
Появляется шум в ушах. Тело покрывается испариной. Во рту скопляется густая, липкая слюна. Постепенно кожа начинает терять свою чувствительность, и это сопровождается ощущением сильных покалываний, как будто производимых раскаленными иглами.
При вдыхании правой ноздрей (как это рекомендует Шика-Деви) появляется ощущение, что втягивается не воздух, а нечто жгучее, вибрирующее. В этой ноздре вдыхание воздуха вызывает ощущение, подобное тому, какое вызывает во рту при приеме углекислых шипучих вод.
После непродолжительного упражнения появляется род опьянения. Мелькание блестящих точек перед глазами усиливается; увеличивается также и звон в ушах.
Сознание все время сохраняется. Если упражнение продолжают, то все явления усиливаются. Точки в глазах изменяются в светлые пятна, находящиеся в движении. Получается такое впечатление, точно воздух сделался более плотным, светлым и стал клубиться.
При задерживании дыхания все эти явления еще более усиливаются. Если дыхание задержать в течение значительного времени, то звон в ушах превращается как бы в шум вихря урагана; блестящие точки в глазах превращаются в море пламени-, яркого, чистого и находящегося в беспрерывном движении. Кожа совершенно теряет чувствительность. Появляется сначала чувство легкости и пустоты во всем теле, затем тело совершенно перестает чувствоваться. Сохраняя сознание, человек перестает воспринимать впечатления, перестает думать; он смотрит и видит нечто яркое, светлое, вращающееся; слышит шум вихря; ощущает теплые волны, пробегающие внутри тела. Физический мир перестает для него существовать: он живет в ином мире. Все эти явления занимают не более 10—30 секунд и наблюдаются при продолжительной задержке дыхания, после усердного упражнения по способу Шика-Деви. Зрительные впечатления, переживаемые при этом, почти совсем такие же, какие наблюдаются при медленном и продолжительном надавливании пальцем глазного яблока. Когда появляется шум в ушах, напоминающий вихрь, точно такой же вихрь проходит по телу. Получается' такое впечатление, точно какая-то сила уходит из тела, из головы в ноги и затем в землю (то есть сверху вниз). Но все эти ощущения являются в такой сильной степени только в том случае, если не соблюдены некоторые условия, например, упражнение производится стоя, а не сидя, как указано. При соблюдении всех условий дело ограничивается легкой нечувствительностью кожи, появлением светлых точек, звоном в ушах и т.п. При выдыхании воздуха по телу проходит теплая волна [снизу вверх}, направляясь к мозгу.
Появляется ощущение, точно по жилам или просто под кожей течет теплая, почти горячая вода. Эта теплая волна, хотя и направляется к мозгу, может быть отведена в другое место: в спину, грудь и т.д. Чтобы прекратить описанные выше явления (звон в ушах, нечувствительность и т.п.), нужно сильно выдохнуть воздух, так как эти явления усиливаются, главным образом, при вдыхании и задерживании воздуха.
Если теплую волну, появляющуюся при вдыхании, направить на больное место, то боль почти моментально исчезает. После упражнения никаких болезненных ощущений не замечается. Наоборот, сохраняется чувство легкости во всем теле и воспоминания о приятных ощущениях, связанных с этими явлениями. Автор производил эти упражнения в течение слишком 2 месяцев, посвящая им ежедневно по 15-20 минут, и ему удавалось вызывать и прекращать все эти явления. Единственное препятствие заключается в том, что сильное, быстрое вдыхание и выдыхание очень утомляют легкие, благодаря чему производить это упражнение без перерывов нет физической возможности.
Ощущения, сопровождающие это упражнение, безусловно приятны: рни напоминают легкое опьянение. Описать приятные ощущения и явления, сопровождающие этот опыт, невозможно; чтобы понять, нужно самому испытать их.
Голос также меняется после этого упражнения и в течение 10—12 минут сохраняет необычайную звучность и силу. Оно увеличивает силу взгляда, который делается на некоторое время пронизывающим и блестящим. После него увеличивается способность передавать; свои мысли на расстояние. Опыты с флюидическим двигателем становятся более удачными. Личное влияние также усиливается. Вообще, оно весьма полезно, приятно и интересно. В короткий срок оно дает результаты, достигаемые другим путем через более продолжительное время.

Как видите, различные приемы, употребляемые на Востоке, имеют громадное сходство с нашими дыхательными упражнениями. Но тогда как при дыхательных упражнениях строго соблюдается определенная система, ведущая к постепенному и притом гармоничному развитию психических сил, эти приемы могут быть полезными лишь индусам, организм которых с детства подготовлен к этому, да и то под руководством опытного учителя. Европейцы же этими приемами могут принести существенный вред своей нервной системе. Описание этих приемов мы привели потому, что наши дыхательные упражнения вызывают, по мере развития психических способностей, некоторые из перечисленных явлений. Так, например, вскоре появляется способность слышать звуки, имеющие сходство с криком воробья, звоном цимбалов и тому подобное. Кроме-того, при усердном и продолжительном упражнении в дыхании (например, 2—3 часа в сутки) иногда действительно волосы встают дыбом, коченеют члены и так далее. Бояться этих признаков не следует: надо встретить их спокойно и без страха; они указывают на скорое слияние сил человека с силами космическими. Страх, слабость^ и тому подобное неуместны. Человек должен быть достаточно силен, чтобы выдержать электрический разряд, флюидический ураган, сопровождающий этот момент; в противном случае ему грозят смерть, сумасшествие, общий паралич, эротическая мания и тому подобное. Вот почему нельзя сразу приступить к высшим упражнениям, ведущим непосредственно к, этой цели; вот почему приходится постепенно, с строгой последовательностью, переходить от одного упражнения к другому, так как необходимо подготовлять организм к восприятию следующего. Желание достигнуть быстрых результатов побуждает некоторых лиц разбрасываться, упражняясь без необходимой подготовки, без соблюдения необходимых условий. Судьба таких людей печальна: им грозят дома для умалишенных, полное расстройство нервной системы, смерть, а в лучшем случае — легкое нервное заболевание.

Используются технологии uCoz