Лиханов А.А. Скрижали мага


Лекция III

Нервная система и дыхание

Предыдущие дыхательные упражнения имели целью обогатить организм динамизированным нервным флюидом. Поглощаемый организмом человека астрал (прана) преобразуется в мозжечке в динамизированный нерв-: ный флюид (дживатму),, который распределяется и трансформируется в нервных центрах и сохраняется в них. Таким образом, сплетения сами по себе обладают неисчерпаемыми источниками энергии, которая может быть пробуждена и использована путем" определенных упражнений. Скажем несколько слов о симпатической нервной системе, которая играет громадную роль npir развитии психических сил и способностей. Симпатическая нервная система состоит из двух больших нервов, которые идут вдоль позвоночника, плотно к нему прилегая с обеих сторон: с левой — «Ида» и с правой — «.Питала». Канал, проходящий в центре позвоночника, называется «Сусумна», или «Сушумна». Начинаются они внизу у последнего крестцового позвонка, гд находится треугольник тонкогд вещества, называемы индусами «Летусь-Кундалини». Кундалини — могуще ственная сила, которую можно пробудить и заставит подняться по «Сусумне». Если это удастся сделать, человек достигнет удивительных результатов психиче ского характера и получит почти неограниченное могу щество. Эти два нерва оканчиваются в головном мозгу От них отделяются следующие группы:
а) четыре пары крестцовых нервов, образующи крестцовое, или священное, сплетение;
б) четыре пары поясничных нервов, образующи предстательное сплетение;
в) 12 пар спинных и грудных нервов, составляющи солнечное, или пупочное, сплетение;
г) три пары шейных ганглий, которые идут к сер цу и дают в его стенках сердечное сплетение;
д) глоточное, или горловое, сплетение, находящееся в носоглотке;
е) губчатое сплетение, помещающееся между глаз, и
ж) шишкообразная железа, которая помещается над четырехолмием, в затылочной части головы. Эта железа, называется у индусов «Дырой Брамы».
Теперь скажем несколько слов о каждом сплетении, или плексусе.
1. Священное сплетение (Plexus Sacralis), или Маладара-чакрам. Имеет четыре полюса (лучей). Иероглиф его — Земля. От него зависят обоняние и половые органы. Заключает в себе Кундалини, которую можно заставить подняться по «Сусумне^в шишкообразную железу. Находится внизу спинного мозга. Сенсетивам представляется в виде расплавленного золота.
2. Предстательное сплетение (Pi. Prostaticus),
или Суадистана-чакрам. Помещается в мочеточнике. Имеет шесть полюсов. Иероглиф его — Вода. От него зависят вкус wжелудок. Красного цвета.
3. Солнечное Сплетение (Solaris), или Манипура-ка-чакрам. Имеет десять полюсов. Иероглиф его — Огонь. От него зависят зрение и ноги. Желтого цвета.
4. Сердечное сплетение (PI. Cardiacus), или
. Анахата-чакрам. Помещается в стенках сердца. Имеет 12 полюсов. Иероглиф его — Воздух. От него зависят осязание и руки. Белого цвета.
5. Горловое сплетение (PI. Pharingei), Висуддха, или Вшндха-чакрам. Помещается в носоглотке. Имеет 16 плюсов. Иероглиф его — Эфир. От него зависят слух и голос. Черного цвета.
6. Губчатое сплетение (PI. Cavernosus), или
Агнеия-чакрам. Находится между глаз, выше переносья. Имеет два полюса. Иероглиф его — человек. От него зависят психические элементы: мозг и мысль, ясновидение и интуиция. Рубинового цвета..
7. Шишкообразная железа (Glandula Pincelis), Сахасрара-чакрам, или «Дыра Брамы». Помещается в затылочной части головы. Полюсов не имеет (1000 или 8). Иероглиф его — Абсолют. От него зависят сверхсознание и экстаз. Цвета солнечных лучей.
Движения «Дживы» совершаются по направлению волнообразного центрального тока, который называется браманами «Кундалини», или змееобразная сила. Она имеет внизу нечто вроде яйца, .которое помещается около солнечного сплетения, сверху закрывает «Дыру Брамы» и колеблется между этими двумя пунктами. Для воздействия на эти нервные плексусы, являющиеся аккумуляторами динамизированного нервного флюида, — для того, чтобы заставить «Кундалини», предварительно пробудив ее, подняться по «Сусумне» и заставить нервные токи циркулировать между этими центрами, существуют определенные упражнения. Но прежде, чем приступить к этим упражнениям, необходимо научиться направлять внимание на определенный центр. Чтобы научиться чувствовать эти сплетения, можно пользоваться надавливанием. Придавите пальцем то место, где помещается тот или иной плексус, и старай тесь запомнить это ощущение. Пробуждать плексус обыкновенно начинают со священного, затем переходя к предстательному, потом к солнечному, сердечному, глоточному и, наконец, шишкообразной железе. Наиболее важным для нас являются: шишкообразная железа и священное сплетение — два крайних пункта, межд; которыми циркулирует таинственная «Кундалини»; солнечное сплетение, являющееся колоссальным аккумулятором энергии, и сердечный плексус, пробуждением которого христианские подвижники достигал сверхсознания и могущества. Можно заняться одни плексусом и упражняться до тех пор, пока не буд достигнута цель. Для этого поступают таким образом поработав над каждым сплетением в течение времени необходимого для того, чтобы научиться управлят: нервным током и посылать его в это сплетение, присту пают к главному упражнению, Пранаизму, при которо сосредоточивают внимание на каждом из плексусов постепенно переходя от одного к другому.

Пробуждение плексусов

Маладара-чакрам

В этом сплетении скрыта сила, которую нужно пробудить и заставить подняться по спинному мозгу до шишкообразной железы. Для этой цели рекомендуется следующее упражнение. Приняв удобное положение (важно, чтобы спинной хребет не был согнут), вдыхают воздух через левую ноздрю и задерживают его. Во время остановки дыхания мысленно посылают нервный ток по 'левой стороне спинного хребта («Иде») и ударяют им в священное сплетение, в «Лотус Кундалини». Задерживают нервный ток некоторое время в этом сплетении и,медленно проводят его по правой стороне позвоночника («Пингале»), снизу вверх. Затем выдыхают воздух. После этого поступают наоборот: вдыхают воздух правой ноздрей, посылают ток по «Пингале» в «Лотус Кундалини», задерживают его там и направляют снизу вверх по «Иде», после чего выдыхают воздух через левую ноздрю.
Это упражнение учит управлять нервными токами, пробуждает Кундалини, которая и дает почти неограниченное могущество.
Правило. Вдыхание совершается одной ноздрей, а выдыхание — другой. Плавную роль играет представление, что нервный ток спускается по. «Иде» в священное сплетение и оттуда поднимается по «Пингале» (благодаря вдыханию через правую ноздрю) и, после задержки в священном сплетении, поднимается по «Иде» и выгоняется через левую ноздрю. Это упражнение можно производить, несколько изменяя его, именно: делать задержку дыхания при пустых легких. Утром можно упражняться, сопровождая задержку дыхания предварительным наполнением легких, вечером же остановки дыхания производить при пустых (опорожненных) легких. Можно упражняться два раза в день по 30 минут, лучше же четыре раза по 15 минут. Указывается, конечно, минимальное количество времени.


Бху-дхарана

При задерживании нервного тока в священном сплетении рекомендуется повторять мысленно слог «Лам». Факиры практикуют это упражнение по 20 раз утром, в полдень, вечером и в полночь, что составит 80 раз в сутки, то есть около двух с полови юю часов, считая, что на вдыхание они употребляют 16 секунд, на задержку дыхания 64 сек., а на выдыхание 32 секунды.

Суадистана-чакрам

Как известно, это сплетение помещается в мочеточнике. Для пробуждения его пользуются вышеуказанным упражнением, которое несколько видоизменяют, присоединяя к нему направление тока в это сплетение. Вдохнув воздух через левую ноздрю, посылают нервный ток по «Иде» в священное сплетение, ударяют им в «Лот^с Кундалини», произнося (мысленно) слог «Лам», затем быстро переводят его в предстательный плексус, где и задерживают, все время повторяя слог «Вам». После этого переводят ток в священное сплетение, причем произносят слог, соответствующий этому сплетению, и выгоняют его снизу вверх по Пингале в правую ноздрю. Сущность упражнения та же, только присоединяется еще одно сплетение.


Прамбха-дхарана

Манипурака-чакрам

Это сплетение самое важное. В нем происходит соединение динамизированного нервного флюида организма с внешней астральной силой. Через него физический организм находится в сношении с астральным планом. Здесь внешняя астральная энергия соединяется с внутренней нервной энергией и отсюда распределяется по всей нервной системе. Солнечное сплетение управляет непроизвольными функциями организма и является аккумулятором для сохранения запаса нервной силы. Рекомендуется упражнение, которое весьма благотворно действует на солнечное сплетение, укрепляет его и развивает брюшные мышцы, усиленная деятельность которых вызывает прилив крови к нему и усиливает его питание. Оно является опорой человеческой воли при некоторых магических операциях; затем, оно способствует воздействию на расстоянии. Прежде, чем приступить к упражнению, советуем успокоиться. Вообще это упражнение не следует проделывать в дурном настроении и т.п.
Уединяются в тихую комнату, раздеваются и принимают горизонтальное положение, располагаясь на кушетке или диване. Медленно втягивают воздух двумя ноздрями, расширяя грудь и втягивая живот, — и задерживают его в легких. Во время задерживания i дыхания переводят воздух из грудной полости в живот, причем грудь должна опуститься, а живот расшириться; затем, снова прогоняют воздух в грудную клетку, суживая живот и вздувая (расширяя) грудь.
Повторяют это 3—5 раз и медленно выдыхают воздух также двумя ноздрями. Это будет одно упражнение. Таких упражнений нужно проделать 3—5—7 в сутки, посвящая им 5—10 минут ежедневно. Между двумя упражнениями можно делать паузу для отдыха.
Никакой боли под ложечкой, в боку или другом» месте быть не должно, а если таковая появится, то, значит, это упражнение делается неправильно, именно: или слишком быстро, резко, грубыми толчками с напряжением мышц, или же количество упражнений слишком велико для организма, не подготовленного к ним, и поэтому нужно после двух-, трехдневного отдыха, по исчезновении боли, начать с одного упражнения и постепенно (через 3—4 дня) прибавлять еще по одному. Благодаря этому упражнению солнечное сплетение, а также соседние органы подвергаются массажу, который весьма благотворно на них действует. Применением этого способа можно избавиться от страха, уныния, тоски, а также можно использовать его в; целях влияния на""себя и на -других. Об этом буд сказано в своем месте. Сейчас же можно заметит лишь, что самовнушение, соединенное с особым видом влияния на это. сплетение, дает великолепные результа ты. Что касается применения солнечного сплетения для влияния на других, то оно сводится к массажу плексу-; са, описанному выше, к которому присоединяют кон центрацию мысли на желаемом. Массаж плексуса вы зывает вибрации, направляемые сосредоточением вни мания на определенное лицо и воздействуя на него.
Для этого сплетения существуют несколько упраж нений, служащих: для пробуждения скрытых в нем сил, для развития его, для достижения слияния сил организ ма с силами космическими. Подчинить .этот плексус, овладеть его силой — задача, которую можно разрешить при помощи следующих приемов.
Вдыхают воздух через одну ноздрю, задерживают его в легких: затем нервный ток посылают в священное сплетение, предстательное, и, наконец, в солнечное, где его и задерживают, мысленно повторяя мантру «Рам». После этого через другую ноздрю, мысленно представляя, что нервный ток проходит через предстательное и священное сплетения и выгоняется вместе с выдыхаемым воздухом через соответствующую ноздрю.
Некоторые оккультисты находят более удобным пользоваться, для пробуждения плексусов, дыханием через обе ноздри, сопровождая это направлением нервного тока по спинному хребту, по сусумне. При вышеописанных упражнениях, а также и при этом можно пользоваться этим способом дыхания. Для пробуждения этого плексуса рекомендуется следующее.


Теджа-дхараиа

Принять «Падма-асану» или лечь на ковер, вытянувшись во всю длину. Голову держать на одном Уровне с телом, мысленно повторяя священное слово «Ом», вдыхать воздух через обе ноздри, задерживать и выдыхать, повторяя по 40 раз. Во время этого упражнения взгляд должен быть устремлен на пупок. При задержке дыхания надо сильно, резким движением перевести воздух в область живота, причем грудная: полость должна опуститься, .а живот вздуться, расшириться. Затем, при выдыхании, должно сосредоточить внимание на этом плексусе, мысленно представляя себе, что пробуждаются скрытые силы этого сплетения.
Вместо слова «Ом» можно произносить слог (ман-j тру) «Рам», как относящийся к солнечному плексусу, постепенно увеличивая количество раз его произнесения. В течение 2—3 месяцев нужно дойти до произнесения его по 80 раз во время каждой фазы этого упражнения.
Можно изменить этот прием так, чтобы вдыхание и выдыхание были одинаковой продолжительности, а задержка вдвое дольше. Например, при вдыхании произносят слово «Ом» или «Рам» 40 раз кряду, при задерживании — 80, а при выдыхании — 40 и т.д.,; или при вдыхании повторяют слово «Ом» 20 раз, при задержке — 80 и при выдыхании — 40 раз, то есть вдыхание в четыре раза менее, чем'задержка, а выдыхание в два раза.
Это упражнение весьма важно. Оно пробуждает нервные токи, благотворно действует на солнечное! сплетение и обогащает организм динамизированным нервным флюидом. Непосредственные результаты упражнения: чувство внутренней гармонии, интуитивное) понимание скрытого смысла вещей (впрочем, это появ-4 ляется лишь через несколько месяцев), испарина, разливающаяся по телу, вслед за толчком в солнечное сплетение. Эта теплота сопровождается вибрациями, напоминающими отчасти электрические (но очень слабые) токи. Иногда при этом упражнении появляется легкое покалывание кожи. Опасаться этого не следует.
Появление звона в ушах очень хороший признак. Вдыхая воздух и повторяя слово «Ом» или «Рамх (если хотите пробудить солнечное сплетение), надс прислушиваться к этому звону; при задерживании должно стараться изолировать себя от внешнего мира
(самоуглубление), при выдыхании также не забывать об этом звоне и, прислушиваясь к нему, стараться заметить, не претерпевает ли он каких-либо изменений, не начинает ли походить на один из вышеописанны звуков, которыми проявляет себя мировая сила. Нужно следить также и за явлениями, сопровождающими упражнение". Если появится чувство легкости и, если можно так выразиться, пустоты в теле, — это также очень хороший признак. Упражнение должно производиться без всякого напряжения и усилия. Не надо стремиться как можно скорее дойти до высших пределов продолжительности упражнения. Гораздо существеннее ритм, который только и можно установить при отсутствии напряжения. Слишком продолжительное вдыхание требует, конечно, соответствующей продолжительности и двух других фаз упражнения.
Увеличение количества времени, в течение которого воздух остается в легких, ведет обыкновенно к тому, что выдыхание сопровождается судорожными толчками, вследствие недостатка кислорода в крови.
Затем, нужно обратить внимание на деятельность сердца, которая расстраивается, при излишнем усердии, что крайне важно. Чтобы установить ритм, некоторые считают тиканье часов, но лучше вести счет по ударам сердца, таким образом.
Вдыхайте воздух, быстро произнося 40 раз слово «Ом», в течение времени, потребного для десяти ударов сердца; то же — для задержки и выдыхания.
Этим приемом пользуются, главным образом, при пробуждении сердечного сплетения.

Анахата-чакрам

Упражнения, служащие для воздействия на это сплетение, обыкновенно очень быстро дают отличные результаты. Способы и приемы были разрабатываемы не только восточными народами, но и нашими западными оккультистами и христианскими подвижниками, приемы которых весьма сходны и будут описаны ниже.
1 прием. Вдыхают воздух через одну ноздрю, во время задерживания посылают нервный ток по соответствующей части спинного хребта (по «Иде» или noi «Пингалё») в священное сплетение, затем в простатическое, в солнечное и, наконец, в сердечное; остановив внимание на своем сердце, повторяют слог «Пам». Посылают нервный ток обратно в солнечное, предста тельное и священное сплетение, поднимают его по соответствующей стороне мозга и выгоняют, вместе с воздухом, через другую ноздрю.


ВаНа-вийа-дхарана

2 прием. Вдохнуть воздух и задержать его. Закрыть глаза и, обратив мысленный взор в сердце, прислушиваться к биению его. Повторять с каждым ударом сердца слог «Пам». Стараться, чтобы внимание ни на секунду не отвлекалось от желания его увидеть. Можно представить себе внутри сердца блестящую точку сосредоточить на ней внимание. Прислушиваться к егс биению, стараясь почувствовать свое сердце. Затем выдохнуть воздух.
3 прием. Христианские подвижники применяли пробуждения сердечного сплетения следующий способ: «Сядь безмолвно и уединенно, преклони голову, закрой глаза, потише дыши, воображением смотри внутрь сердца, своди ум, то есть мысль, из головы в сердце. При дыхании говори: «.Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», тихо устами, или одним умом. Старайся отгонять помыслы, имей спокойное терпение и чаще повторяй сие занятие»... (Св. Симеон Нов. Богослов).
Это занятие служит лишь предварительным упражнением; затем приступают к следующему:
«Вообрази свое сердце, наведи, свои глаза, как бы ты смотрел на него сквозь грудь, и, как можно живее, представь егр, а ушами внимательно слушай, как оно бьется и ударяется раз за разом. Когда к сему приспособишься, то и начинай к каждому удару сердца, смотря на него, приноравливать молитвенные слова. Таким образом, с первым ударом скажи или подумай Господи, со вторым — Иисусе, с третьим — Христе, с четвертым — помилуй и е пятым — мя, повторяя сие многократно... Потом, когда к сему попривыкнешь, то начинай вводить и изводить.всю Иисусову молитву в сердце, вместе с дыханием, то есть, втягивая в себя воздух, скажи или вообрази: «Господи, Иисусе Христе», а испуская из себя: «помилуй мя».
Через несколько недель, проведенных в подобном упражнении, в сердце появляется ощущение боли и приятная отрада спокойствия. Постепенно наступает пробуждение этого плексуса.

Виандха-чакрам

Во время задерживания воздуха проводят нервный ток через священное сплетение, простатическое и сердечное, в носоглоточное, где его и задерживают, повторяя мантру «Хало». Затем проводят ток обратно через эти же сплетения и выдыхают воздух.

Агнея-чакрам

Взгляд нужно направить между бровей и удерживать там его в течение всего упражнения, которое производится так же, как и предыдущее: при задерживании воздуха проводят нервный ток в это сплетение через священное, простатическое, солнечное, сердечное, носоглоточное; задерживая его в агнея-чакрам, произносят мантру и затем выгоняют его, причем он; должен пройти по сплетениям в обратном порядке: через носоглоточное, сердечное, солнечное, простатическое и, наконец, священное; после этого, подняв ток по спинному хребту, выдыхают воздух.


Набхо-дхарана


Сахасрара-чакрам

Этот плексус—один из самых важных. Пробуждение его ведет к сверхсознанию. Суть большинства упражнений заключается в том, чтобы поднять по сусумне силу, энергию, скрытую в священном сплетении, в эту железу, благодаря чему эта сила будет циркулировать между названными сплетениями. Упражняющийся получит возможность направлять ее любое сплетение и достигать таким путем интересных почти баснословных результатов. Вовремя задерживания дыхания проведите по плексусам нервный ток до шишкообразной железы, задержите его здесь, размышляя о значении формулы: «Я из трех Мантр».

Прана-ияма

Цель ее — заставить кундалини циркулировать между священным сплетением и шишкообразной железой.
Производится прана-ияма в положении «Падма-асана». При прохождении тока через тот или иной центр рекомендуется произносить мантру, относящуюся до этого центра.
Прана-ияму можно производить двумя способами: во время задерживания дыхания провести нервный ток от первого центра (то есть от священного сплетения) до седьмого (до «Дыры Брамы») и обратно; или при вдыхании провести от первого центра до седьмого и задержать там, при выдыхании же обратно до первого.
Прана-ияма состоит из трех частей:
1) Пур-ака — возможно более сильное наполнение легких воздухом.
2) Кумб-ака — возможно более долгое задерживание дыхания.
3) Реш-ака — возможно более медленное выдыхание и полное вытеснение воздуха из легких. Прана-ияма делает человека сильным, восстанавливает правильное взаимодействие семи так называемых «Дхату», или «Дата», составных частей тела: крови, жира и т.д.
Задерживание дыхания усиливает жизнедеятельность; выдыхание
Очищает душу и умерщвляет греховные побуждения. Прана-ияма — одна из ступеней Йоги. Без нее почти невозможно достигнуть сверхсознания. Прану-ияму следует совершать ежедневно по 2 — 3 часа в сутки, причем можно в два — четыре приема, посвящая этому занятию каждый раз около 60 минут. Особенное внимание нужно обратить на сосредоточение мысли при этом упражнении, и оно не замедлит дать результаты. Ниже .будут подробно описаны различные видоизменения мировой энергии и способы получения этих видоизменений, при помощи дыхания. Все упражнения, служащие для последней цели, суть вспомогательные. ,Основным является Прана-ияма; прочими упражнениями следует пользоваться по мере надобности, для выработки определенного флюида: положительного, отрицательного или нейтрального, ни в коем случае не оставляя и не прекращая даже временно эти упражне?-ния. Постоянно наблюдайте за появлением вышеуказанных признаков.
Упорная работа (при упражнении 2—3 часа в сутки) уже через 6—8 месяцев значительно подвинет вперед психическое развитие человека. Чем больше времени посвящается этим упражнениям, чем тщательнее их выполняют, тем скорее достигается успех. При ежедневном упражнении в течение 20—30 минут для серьезных результатов потребуется 2—3 года; при занятиях в продолжение 2—3 1/2 часов — только 6—8 месяцев. Это относится, главным образом, к прана-ияме, требующей, однако, предварительной подготовки, достигаемой путем прохождения вышеописанных дыхательных упражнений, которые сами по себе доставляют человеку психическое могущество и ведут к сверхсознанию.

Используются технологии uCoz