Миген Гонсалес-Випплер Защитная книга амулетов и талисманов


ГЛАВА ВТОРАЯ

Первые амулеты

При археологических раскопках чаще всего встречаются амулеты, не привязанные к какому-либо определенному месту или историческому периоду. Это, по-видимому, означает, что начало их применения прослеживается во всех человеческих расах и еще до времени новой эры. Вероятно, первобытные люди стали пользоваться амулетами для защиты от злых сил и гадания о будущем. С их помощью они увеличивали изобилие, черпали силы для победы над врагом, защищали семью и имущество, а главное — избавлялись от «дурного глаза». Сила первых амулетов заключалась в анимизме.
Анимизм, или вера в духов, постепенно превратился в первые политеистические религии. Первобытный человек представлял своих многочисленных богов в виде обладателей грозных сил, которые часто были сосредоточены в амулетах и других колдовских символах. Считалось, что боги сами создали магию, чтобы иметь возможность помочь самим себе и человеку. Эта вера - глубоко хранилась в религиях жрецов Шумера, Вавилона и Египта и стала неотъемлемой частью всех мистических религий вообще. Боги стали первыми магами, которые через священников одаривали людей благами, полученными ими с помощью веры.

Египетский анх - символ жизни.

Боги создали собственные амулеты, которые отражали их силу, жизни Египетские божества изображались с анхом в руках. Анх, известный также как крест ан-сата, представляет собой символ жизни; древние египтяне считали его очень сильным амулетом. Полагали также, что это древний символ плодородия, потому что исходно он был изображением женского и мужского половых органов. Боги несли анх в дар особенно добродетельным египтянам, подтверждая таким образом, что каждый из них будет жить после смерти сто тысяч миллионов лет.
Символы жизни всегда являлись самыми популярными амулетами во всех религиях. В качестве него люди носят восьмую букву еврейского алфавита - Хет. Согласно каббале, она означает «огражденное место» — чрево, дарующее жизнь

Еще один символ жизни, очень популярный как среди иудеев, так и других приверженцев религий: хет, восьмая буква еврейского алфавита

Вавилонский космогонический эпос является доказательством того, что боги Вавилона пользовались амулетами. Когда богиня Тиамат, воплощение зла и мать всех вещей, взбунтовалась против других богов, Мардук (сын Эйя) был избран, чтобы уничтожить ее. Мардук вооружился необоримым оружием, но главной его защитой стал амулет из красного камня в форме глаза, который он зажал между губами. Кроме того, бог нес в руке пучок трав, чтобы отвратить злую магию Тиамат. Но богиня тоже об ладала равным по могуществу амулетом — сосредоточением всех своих сил, известным как «таблицы судеб», или «душу шемати». Она сделала ошибку, отдав его сыну Кингу, которого называла также своим «единственным супругом». Кингу пытался погубить Мардука с помощью таблиц, но магия последнего оказалась мощнее. Он разбил демонические орды Кингу, отобрал у него «Таблицы судеб», поставил на них печать и повесил на грудь, присвоив себе магические силы Тиамат. Затем он раздробил ее череп и рассек тело на две части — из одной сотворил свод небес, а из другой — Мировой океан, обитель Эйя. Из крови Кингу Эйя создал людей для службы богам. Поэтому человечество вечно подвергается искушению совершать злые поступки.
Найдено также огромное количество глиняных табличек эпохи Вавилона с клинописными текстами, помогающими изгнать духов. Эти находки тоже свидетельствуют о наличии веры вавилонян в силу амулетов, отвращающих все дурное.

При раскопках на Ближнем Востоке, особенно там, где располагалась древняя Нинивея, обнаружены сотни тысяч табличек с клинописным текстом. На табличке записан текст эпоса про Гильгамеша — параллель библейского сказания о потопе и Ноевом ковчеге.

Битва между добром и злом отражена и в эфиопских религиозных легендах. В «Книге тайн неба и земли» подробно изложена история восстания сатаны против Бога. Дважды во время этой битвы божественные силы были разбиты и отброшены, но на третий раз Бог послал с ними Светлый крест с написанными на нем именами Святой Троицы. Увидев его, сатана утратил свою силу, и божьи ангелы свергли его вместе с восставшими ордами в адскую пропасть. С самого начала христианства эфиопы рассматривали крест как самый сильный из амулетов.
Иудейские рабби и христианские святые отцы плохо относились к употреблению амулетов, потому что оно расценивалось как неверие в силу Всемогущего. Кроме того, магические предметы вызывали у основателей этих религий глубокое беспокойство (поскольку те укрепляли веру людей в собственные силы) и опасение, что вряд ли кто-то ощутит потребность обращаться к Богу. Вывод, безусловно, ложный, однако именно на его основании ранние церкви запрещали прибегать к магии в любой форме. Тем не менее остался факт, что магические ритуалы плотно вплелись во многие обряды христианских конфессий, а использование амулетов стало общим для христианства в целом.
Всплеск верований в амулеты начался вскоре после конца IV века. К этому времени христиане принялись изготавливать предметы, связанные с их религией. Первыми из них стали крест и распятие — изображение Христа на кресте. Могущественными амулетами, защищающими от злых сил, считались также образы Девы Марии и Иисуса, а также известных святых и архангелов. Останки великомучеников, цитаты из священных писаний на пергаменте или металле, флаконы с елеем и святой водой — все было напитано магией. С изобретением бумаги применение подобных символов стало еще более распространенным. Однако христианская церковь не считает их амулетами, рассматривая как естественное проявление людьми веры, которой она служит.

ГАДАНИЕ

Люди всегда горели желанием узнать свое будущее. Таким образом, амулеты предназначались и для гадания: считалось, что одни из них способны вызвать у своих владельцев предчувствия или сны, которые откроют им грядущие события; другие — использовались как предвестники, но и сами обладали богоданными волшебными силами. Среди последних были святые оракулы Израиля — Урим и Туммим, что означает «свет и совершенство», и представляли собой, вероятно, два камешка либо две металлические пластинки или два кусочка дерева, которые бросали на блюдо. Их хранил в особом небольшом мешочке верховный священник, который носил его под грудной пластиной правосудия (Исход, 28:30; Лев, 8:8).
К предсказаниям Урима и Туммима прибегали по прямому распоряжению Моисея, который вместе со священниками левита тщательно следил за ходом обряда, проводившегося в виде полурелигиозной церемонии только священниками. Это было единственной формой гадания, принятой у древних евреев.
Хотя преклонение перед магией запрещалось, амулеты сохранились до наших дней в виде мезуз (символов на дверных столбах), филактериев (головных повязок на руках и над глазами) и цицифов (кистей на молитвенных покрывалах).
Астрология и геомантия тоже являлись формами предсказаний будущего, которые существовали вплоть до времен халдеев. Известные соответствующие им символы считались наделенными магической силой. До сих пор люди носят их как часть себя, привлекающую счастье и оберегающую от зла. Подобным образом предметы, которые использовались в других гаданиях, рассматривались в дальнейшем как могущественные амулеты, потому что считалось, если их применяли в гаданиях о будущих событиях, эта сила сохранится в них и будет служить затем защитой человеку.

ВАВИЛОНСКИЕ И АССИРИЙСКИЕ АМУЛЕТЫ

Шумеры, а затем вавилоняне занимали территорию Месопотамии на протяжении нескольких тысяч лет, начиная приблизительно с 3000 г. до н. э. Они верили в колдовство и пользовались в повседневной жизни всеми формами магии, потому что жили в постоянном страхе перед злыми узами, и чтобы защититься от них, применяли заговоры, заклинания и песнопения. Но главным оборонительным средством служили амулеты. В большинстве своем — для защиты от сглаза.
Самые древние из них датировались приблизительно 2500 г. до н. э. и в основном изображали животных. Популярным амулетом была лягушка — символ плодородия; ее, как правило, делали из покрытой глазурью глины. Под плодовитостью и мркеством подразумевались пара рыб, бык, баран, свинья и лошадь. Львы, как сильные животные, использовались в основном для победы над врагами. Когда фигурки животных применяли в качестве амулетов, на их основаниях часто вырезали защитные знаки, которые должны были усилить могущество предмета.
Популярны были также цилиндрические печати из драгоценных и полудрагоценных камней, таких, как жадеит, яшма, агат, топаз, ляпис-лазурит, аметист. Считалось, что каждый камень обладает силой, способной защитить владельца от зла и привлечь удачу. Например, печать из ляпис-лазурита «вмещает бога и бог радуется в ней»; знак, сделанный из горного хрусталя, несет с собой удачу в делах и богатство.

Вавилонские цилиндрические печати-амулеты

Цилиндрические печати служили и в качестве амулета, и собственно печатью, когда их прижимали к влажной глине, и по мере ее высыхания, на табличке оставались имя владельца и рисунок. Печать использовали при ведении дел либо для подписания контрактов. Если она не нужна была для подписи, ее носили с собой как амулет.
Иногда на цилиндрических печатях вырезали молитвы и религиозные сцены. Чаще всего на амулетах встречается изображение Гильгамеша и Энкиду, борющихся с дикими животными, для их создания мастер наносил контур металлическим резцом, а потом дрелью вырезал углубления, однако чаще всего печати изготавливались из известняка.
Другими амулетами, которыми пользовались шумеры и вавилоняне, а позже ассирийцы, были охранительные фигурки богов, людей, животных и рептилий; самыми знаменитыми из них считаются изображения людей с крыльями и львиными головами из терракоты.
Ассирийцы любили закапывать под своими домами разноцветные амулеты, изображающие собак, потому что верили, что духи этих животных преградят доступ к ним злому духу или человеку с дурными намерениями. Обычно закапывали десять фигурок — по пять с двух сторон дома.
В халдейском Уре, где родился патриарх Авраам, статуи богов стояли при входе в каждую комнату дома. Их делали из необожженной глины и покрывали тонким слоем извести, на которой черной краской прорисовывали детали лица и одежды.
Из злых духов вавилоняне больше всего боялись дьяволицы •— дочь бога Ану, которая завладевала беременными женщинами и маленькими детьми. Ее звали Ламашту, или Лабарту и изображали на камне или металлических пластинках. Чтобы отвратить ее злую силу, вавилоняне использовали особые камни в форме цилиндров, которые с помощью разноцветных веревочек помещались на различных частях тела, иногда на срок до ста дней.
После распада ассирийской империи (когда пала Нинивея в 612 г. до н. э.) цилиндрические печати заменили коническими. Их делали из сардоникса, карне-лиана, агата и других камней и употребляли как по прямому назначению, так и в виде амулетов, чаще всего применяя халцедон; на их поверхности изображали символы богов Мардука, Набу и Шамаша, мифических животных и крылатых демонов, а также людей, сто жцих у священного дерева. Популярны были и сцены из эпоса о Гильгамеше. На одной из халцедоновых печатей человек на лошади, сражающийся с крылатым чудовищем, вероятно, стал прообразом Святого Георгия в борьбе с драконом.

Слева анх, египетский символ жизни; справа тьет — амулет, изображающий половые органы Исиды, который, как считалось, наделяет владельца силой ее крови

ЕГИПЕТСКИЕ АМУЛЕТЫ

Египтяне называли амулеты «мк-т» — «защитник», или «удъяу», что означает — «вещь, которая сохраняет», или «усилитель». Жители Египта верили в магические свойства веществ, из которых делали амулеты, способные передаваться их владельцу. Самыми сильными амулетами считались те, на которых были написаны имена одного или нескольких богов, или благословленные жрецом и, следовательно, обладающие частью его духовной силы.

Египетская Троица. Слева направо: Гор, Осирис, Исида, у ног их расположились писец Амон и егно жена Аул. (лувр. Париж)

Древнейшие египетские амулеты, которые датируются неолитическим периодом, в основном представляют собой символы плодородия, выполненные из кремния в виде животных — крокодила, гиппопотама, каракатицы или двухголового льва. Более поздние предметы изображали богов восходящего и заходящего солнца; использовались также кремневые наконечники стрел. Но древнейшим из них считается анх. Египетские боги обладали этим символом жизни обеспечивая таким образом свое бессмертие. Когда в I в. н. э. египтяне приняли христианство, они сохранили анх в качестве религиозного символа, и в этот период времени он часто соседствовал на могилах с христианским крестом. Древние египтяне изготавливали анх из различных материалов: дерева, воска, металлов, цветных камней. Он ассоциировался с половыми органами, был символом жизни, но истинное его назначение неизвестно.
Огромное количество египетских амулетов, найденных при раскопках, связано с погребальными обрядами (хотя, вероятно, такие же носили живые). Эти предметы помещались в усыпальницы для защиты умершего, в том числе:

1. Скарабей — символ бога-творца, предназначенный для того, чтобы набрать силы до смерти человека. Изображения скарабея, жука-навозника, укладывали на умершего с целью обеспечить ему воскрешение. Эти предметы — так называемые «скарабеи сердца» - делались, как правило, из черного базальта, зеленого камня или гематита.

Королевский египетский скарабей: вид сверху и сбоку (а) и о6ратная сторона (б) с именем Мен-Ка-Ра в Центральном медальоне

Изготавливали также огромные фигуры скарабеев, которые устанавливали у входа в храм или в память об особых событиях. Их вырезали из доступных материалов; иногда они служили печатью. Амулеты часто использовались в период правления XI или XII династий и утратили популярность около 550 г. до н. э.

Резное основание амулета в форме скарабея (Египетский музей, Каир)

2. Дьед. Считалось, что этот амулет помогает силе и подвижности спины как живых людей, так и умерших.

3. Тьет. Этот амулет изображает половые органы богини Исиды, что наделяет владельца силой ее крови. Обычно его делали из любого материала с красным оттенком — яшмы, стекла, красного дерева или розового халцедона (карнелиана). Найдены также тьеты из золота либо позолоченного камня. Обычно амулет встречается в руках статуй и на многих саркофагах, поскольку подготавливал умершего вступлению в судный зал Осириса.

4. Урс представлял собой изголовье или подушку — для погребений изготавливался из дерева, слоновой кости либо различных камней. Урс ставили под шею мумии, чтобы поднять голову умершего в потустороннем мире. Материал для амулетов — гематит, надписи наносились редко.

Дьед или хребет Осириса из погребения Тутанхамона. Материал — позолоченное дерево. Тронное имя фараона написано в рене (картуше) в среднем позвонке (Египетский музей, Каир).

5. Аб, или амулет сердца. Египтяне верили, что сердце заключает в себе дух Хепри, бога, который «возник из своего имени» и потому бессмертен. Оно счи-талось также источником жизни и мысли и тесно связано с ка, двойником человека. Аб, являвшийся
одновременно троном ба (души физического тела), изготавливали из различных материалов красного цвета: карнелиана, яшмы, воска и фарфора. Он поме-
щался на груди мумии, изображая сердце, которое вместе с остальными внутренностями помещали в особые сосуды (канопы) и ставили рядом с мумией.

6. Нерт, или Коршун. Этот амулет в память блужданий Исиды в образе коршуна по заросшим папирусом болотам Дельты делали из литого золота и наносили на него текст из 157 главы «Книги мертвых». Он был призван дать его владельцу силу и свирепость богини Исиды в образе коршуна.

7. Усехт, или пеюпораль. Этот амулет делали из золота, наносили на него текст главы 158 «Книги мертвых», привязывая затем к голове мумии, чтобы защитить ее грудь и шею.

8. Уадъя, или Скипетр папируса. Изготавливали его из берилла в форме побега папируса с цитатой из главы 159 «Книги мертвых». Амулет был призван подарить владельцу — живому или мертвому — силу юности, полноценное физическое развитие. Иногда его вырезали на небольшом прямоугольном столике, сделанном из камня, под названием «нешмет».

9. Удьят, известный также как Глаз Гора. Этот амулет носили для защиты и общего благополучия. Двойной удьят представлял собой глаза Солнца и Луны, известные как два глаза бога неба Хер-Ура. В одной из легенд говорится, что однажды глаз бога солнца Ра во время прохождения его по эклиптике был ослеплен злыми силами, но бог тот исцелил его и вернул обратно.

Левый глаз Гора, символ бога Луны. Гравировка ляпис-лазурью на золотом браслете

В «Книге мертвых» приведено заклинание, которое заставляет Тота принести удьят умершему, пока он идет к царству Осириса — богу мертвых. Такой амулет изготавливали из золота, серебра, меди, дерева, воска, полудрагоценных камней и раскрашенного фаянса. Возможно, удьят — один из важнейших египетских амулетов, и его могли использовать против «дурного глаза».

Правый глаз Гора, символ бога Солнца. Ляпис-лазурь на халцедоне; по бокам его изображены коршун и кобра — божества, символизирующие Верхний и Нижний Египет. Фрагмент пекторали, найденной в погребении Тутанхамона (Египетский музей, Каир)

10. Ахат, или Амулет коровы. Этот предмет в виде коровы, несущей между рогами солнечный диск с ладошками, выполнялся целиком из золота и привязывался к шее мумии. Египтяне верили, что когда он попадает под голову мумии, то начинает излучать тепло и согревать тело умершего, пока тот не появится во дворце Осириса.

11. Лягушка. Этот амулет защищал человека богиней Хекет, властвовавшей над зачатием и рождением. Он является символом плодородия, изготавливается из золота, твердого камня, стеатита и фаянса. Считалось, что Хекет присутствовала, когда Исида оживила Осириса, и принесла плод их сексуальному союзу. Женщины центральной Африки до сих пор едят лягушек, чтобы иметь много детей.

12. Нефер — означает доброту, красоту и удовольствие.

Этот амулет использовался египтянами как при жизни, так и после смерти

Представляет собой предмет из карнелиана, сардоникса либо иного красного полудрагоценного камня в виде лютни или другого струнного инструмента. Многие сделаны из фаянса. Считалось, что нефер дарит его владельцу удачу, радость, молодость, придает физических сил.

13. Ба (сила) символизирует собой сердце, душу и жизненные возможности человека. Амулет изображался в виде сокола с бородатой человеческой головой. Верили, что ба посещает тело человека после его смерти, поэтому египтяне оставляли в могиле узкие щели, чтобы душа могла в них пройти. Эти предметы изготавливали из золота с инкрустациями полудрагоценных камней и клали на грудь мумии, должно быть, чтобы уберечь от тления.

14. Сма. Амулет символизировал легкие. Его делали из темного базальта или другого черного камня и прятали в пеленах мумии, поскольку верили, что он помогает ей дышать.

15. Ааху обозначает жизнь после смерти и изображает восход солнца. Верили, что он дает владельцу силу Гора или Ра. Сделан из камня или стекла красного цвета.

16. Шути изображает два перышка на головах Ра, Осириса и Амон-Ра и символизирует собой свет и воздух. Амулет изготавливался из золота и полудрагоценных камней.

17. Шен. Его использовали в качестве амулета, обозначающего вечность и всеохватывающее могущество бога Солнца для продления жизни человека.

Шен — символ вечной жизни; его часто видели в руках богов

18. Рен - амулет имени. В некоторых надписях имя фараона окружено реном, который, по-видимому, представлял собой кусок веревки с узлом на одном конце. Рен защищал имя фараона, которое рассматривалось как его душа, от зла. Эта вера распространялась и на имена богов или людей. Рен известен таюке как картуш.

19. Голова змеи. Амулет изготавливали из красного камня или фаянса того же цвета. Считалось, что он защищает от укуса всех ядовитых змей и мог принадлежать как живым, так и мертвым, которым тоже грозила опасность нападения змея Туата в подземном мире.

20. Менат — символ мужественности, плодовитости и сексуальной силы, сохраняющий даже в умершем желание и способность заниматься сексом. Амулет состоял из ожерелья с подвешенным к нему кулоном фаллического характера. Его носили боги и богини, в частности Исида, Хатор, Птах и Осирис, которых египтяне наряду с прочим ассоциировали с репродуктивностью органов, поэтому был популярен у живых и оставался с мертвыми. Его делали из ляпис-лазури, бронзы или меди и носили на задней стороне шеи, чтобы он передавал силу спинному мозгу, который, по представлениям египтян, служил вместилищем сексуальных желаний.

Знаменитая погребальная маска Тутанхамона с уреем {Египетский музей, Каир)

21. Лестница. Этот амулет, известный также как мак-т, позволял умершему подняться к небесам. Изготовленный из камня и дерева, он помещался в склеп рядом с мумией. Как видно из сна Иакова, евреи таюке признают наличие лестницы от земли к небу-

22. Два пальца — называется еще дийебауи. Изображает указательный и средний пальцы из черного базальта, зеленого камня или обсидиана. Его укладывали в пеленах мумии, используя как символ двух пальцев бога, помогающего Осирису поднять лестницу к небесам.

23. Голова Хатор. Этот амулет плодовитости в двух формах — в виде головы коровы или женщины с коровьими ушами — на металлических дисках и скарабеях носили как подвески.

Нагрудное украшение — Глаз Гора, или удьят, на ладье, которая отвозит умершего на суд Осириса. На нем изображены также скарабей и сокол, который держит по шену в каждои лапе. В целом пектораль символизирует вечную жизнь. Мя изготовления амулета использованы золото, халцедон, карне-лиан, бирюза, обсидиан и различные цветные камни. Найден0 в погребении Тутанхамона (Египетский музей, Каир)

24. Кеф-Песеш. Этот амулет, изготовленный из железной руды и уложенный в пеленах мумии, возвращал умершему способность двигать челюстью, которая, как правило, утрачивалась в процессе мумификации.

25. Ступеньки. Амулет, называемый также хет, из белого или зеленоватого фаянса, символизировал ступеньки, на которых стоял бог Шу, когда он отделял землю от неба.

26. Урей. Изображение священной кобры, известное также как найя хайе — признак принадлежности к верховной власти,— носили на головных платках все фараоны Египта, как мужчины, так и женщины. Как правило, урей (кобра) соседствовал с головой коршуна. Оба символа представляли богинь — покровительниц Верхнего и Нижнего Египта. Погребальная Macica Тутанхамона сохраняет для истории молодого фараона в головном платке с двумя священными изображениями надо лбом. Голова коршуна, представляющая богиню Нехбет, выполнена из литого золота и отличается потрясающей художественной выразительностью. Голова и капюшон кобры украшены ляпис-лазурью, розовым халцедоном, фаянсом и цветным стеклом, в передней часта капюшона заметен символ богини Уто (Нейт), которую она представляет.

Фигурки-амулеты египетских богов и богинь

27. Пастораль (нагрудная табличка). Это амулет в форме саркофага с перьями по краям. Пекторали часто сочетали в себе различные магические символы, будучи очень могущественными. Их укладывали на мумию, чтобы защитить от зла и ускорить переход умершего в царство Осириса. Одна из многих пекторалей, найденных на мумии Тутанхамона, была изготовлена в форме сокола, бога Солнца Гора, из гравированного золота с инкрустациями из ляпис-лазури, бирюзы, карнелиана, обсидиана и светло-голубого стекла. Сокол держит в лапах шен и анх — символы вечности и жизни соответственно. Амулет предназначался для того, чтобы обеспечить фараону вечную жизнь.

Подобно вавилонянам и ассирийцам египтяне часто применяли амулеты в форме животных, которым приписывали магические силы. Наиболее популярными были бык (Апис), баран, крокодил, лев, кошка, обезьяны и шакал, чья голова появляется на плечах бога Анубиса. Использовались также амулеты в виде птиц, например, ибиса, коршуна, ястреба, цапли, ласточки и гуся. Изображали также рептилии либо насекомых, например, кобру, гадюку, скорпиона, черепаху, кузнечика, лягушку и, разумеется, скарабея или жука-навозника.
Самую большую группу египетских амулетов представляют изображения различных богов, богинь и низших божеств. Некоторые считались защитниками захоронений от злых духов. Из этих погребальных амулетов в могилы обязательно помещали два, а именно Деревянные фигурки бога Осириса и бога Пта-Секер-Асара, одного из воплощений Осириса. Люди носили Фигурки богов, сделанные из камня таким образом, чтобы их можно было нанизывать на шнурок и надевать в качестве ожерелья. На нем же египтяне носили и амулеты в форме животных, а также символы типа янха, нефера и пекторали, поскольку подобные оже релья обладали магической силой даже в том случае если состояли из простых каменных бусин, а камням приписывались особая защитная сила и способность приносить удачу их владельцам.

Шавабти или шабти, положенная в могилу, чтобы служить мумии во время путешествия на суд Осириса. Эта фигурка из позолоченного дерева найдена в могиле Тутанхамона (Египетский музей, Каир)

Во время первых династий египтяне клали рядом с мумиями несколько фигурок мужчин и женщин, которые назывались шавабпш, или шабти. Они изготавливались из твердого камня, известняка, фаянса, песчаника и других материалов и иногда изображали покойного либо его слуг, сопровождавших хозяина в долгом путешествии. Чтобы заставить фигурки подчиняться усопшему, на них писали заклинания. Вместе с фараонами погребали сотни шабти.
Из всех когда-либо найденных египетских амулетов с надписями наиболее многочисленны упомянутые в «Книге мертвых». Вероятно, для древних египтян они были самыми важными. Все иероглифы, которые встречаются в этой знаменитой книге, имеют магическую природу и предназначались, чтобы помочь мертвому перейти в иной мир.
Жизнь древних египтян была настолько пропитана магическими верованиями, что о них понадобилось бы написать не одну книгу, и действительно, этому аспекту их жизни посвящено много исследований. Амулеты, с которыми мы знакомились в настоящем разделе, представляют лишь небольшую часть огромного богатства магических символов, использовавшихся этим мудрым и необыкновенным народом.

ЕВРЕЙСКИЕ АМУЛЕТЫ

В значительной степени свою веру в магию евреи унаследовали от жителей Шумера, Вавилона, а также Египта. Моисей, по легенде, был воспитан во дворце фараона
как один из его детей, а все египетские принцы согласно эзотерическим преданиям должны были усердно постигать магические искусства.

ИЕРОГЛИФИЧЕСКИЙ АЛФАВИТ

ГРЕЧЕСКИЙ АЛФАВИТ

Египетский иероглифический и греческий алфавиты. После того как войска Наполеона обнаружили Камень Розетта, ученые впервые сумели путем сравнения египетской и греческой версий одного и того же текста расшифровать иероглифы. Приведенный выше египетский алфавит был составлен несколько позже Э. А. Уэллисом Баджем, пожалуй, самым великим из всех египтологов

Заклинание, написанное на скарабее сердца,— возможно, это древнейшая молитва во всем мире. Древние египтяне пользовались ею на протяжении более чем 3000 лет
Это свидетельство подтверждается чудесами, которые совершал Моисей при дворе властителя.

Разумеется, главным источником сведений о магических познаниях евреев остается Библия, где, в частности, упомянуты следующие типы амулетов:

1. Саарон. Этот металлический амулет в форме растущего месяца носили цари, женщины и верблюды. Предполагалось, что он защищает от дурного глаза. Изображение Луны было любимым амулетом богини Исиды. Вероятно, евреи, на которых глубоко повлияли магические учения Вавилона, позаимствовали его оттуда. (Исайя, 3:18; Судьи, 8:21:26.)

2. Терафим. Фигурки людей или богов преимущественно использовали для гаданий. Как правило, их делали из глины, однако для изготовления тех, которые носили на теле, по-видимому, употребляли полудрагоценные камни. В Книге бытия 31:19, 30 сказано, что Рахиль, убегая из дома со своим мужем Иаковом, украла «богов» у отца. Лабан был «больно огорчен» ее поступком и порицал Иакова за то, что тот взял его богов. По-еврейски — «терафим». Хотя любые формы идолов считались мерзостью в глазах Иеговы, многие евреи предпочитали обладать ими, как, например, царь Давид и Миха, у которого был «дом Божий. И сделал он ефод и терафим...» (Судьи, 17:5). Вероятно, привычку к терафиму евреи унаследовали от вавилонян, продававших свои дома с огромным количеством в них этих защитных фигурок.

3. Аеашим. Слово не имеет единственного числа и означает «амулеты», т. е. предметы или украшения, используемые для защиты, гадания или других магических целей. Любые детали женского одеяния по самой природе могли стать амулетами, а Исайя строго порицал украшения, которые носили дочери Израиля, обрушивая гнев на серьги, пояса, перстни, браслеты на руках и запястьях, сосудцы с духами и зеркальца (Исайя, 3:20). На самом деле изначально эти предметы были созданы, чтобы защитить их владельца от злых духов и привлечь к нему удачу.

4. Позвонки (колокольцы). По подолам облачений Аарона и верховных священников укреплялись позвонки (колокольцы) и яблоки. Колокольцы защищали их от злых духов, яблоки же — древний символ любви и плодородия. Эти одежды соответствовали прямым указаниям, данным Моисею самим Господом (Исход, 28:33).

5. Фигурки богов. Несмотря на то что первая заповедь запрещает поклонение другим богам, кроме Иеговы, или создание изображений любых кумиров, некоторые евреи по-прежнему почитали языческих богов. Пророки часто поносили поклонение Ваалу и Иштар, однако в Апокрифах упоминается факт, что Иуда Маккавей нашел под хитонами павших иудейских солдат вещи, посвященные иамний-ским идолам, «и сделалось всем ясно, по какой причине они пали» (2 Мак, 12:39, 40).

6. Филактерии, или теффилин. Это повязки, которые носили на руках и на лбу,— возможно, кожаные; внутри находились полоски пергамента с выдержками из израильских заповедей: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть ...» (Втор, 6:4 - 8). Правоверные иудеи и сегодня используют филактерии во время утренней молитвы.

Верховный священник иудеев в верхней ризе, ефоде, поясе, митре и с наперсником, соответствующих указанию Моисея (из книги Иоганна Брауна «Vestitus Sacerdotum Hebraeonon», Амстердам, 1680)

7. Мезуза. Словом, означающим дверной столб (косяк) , называют небольшой цилиндрик, который, как правило, имеется у входа в дом любого правоверного иудея. Внутрь мезузы помещена полоска пергамента или бумаги с выдержкой из приведенной выше заповеди израильской (Втор, 6:9).

8. Цициф. Это кисть, которую господь повелел носить на краях одежд сынам израилевым «в роды их», т. е. из поколения в поколение; в нее необходимо вставлять нити из голубой шерсти (Числа, 15:38).Сегодня подобные кисти можно увидеть на таллифах — молитвенных покрывалах иудеев.


Строки библейского источника буквально пропитаны свидетельством магической силы облачения священников и все ритуалы, сопровождающие богослужения, той же природы. Подготовка ковчега; связанные с этим табу; особые смеси священного масла и благовоний; размеры алтаря с рогами из золота; херувим, поставленный у входа в Святая святых,— это и многое другое говорит о грозной силе, из-за которой все, что связано со служением Иегове, было окутано глубокой тайной.

Верховный священник с именами на двенадцати камнях по числу колен Израилевых на наперснике (с титульной страницы издания «Марбодус на драгоценных камнях». Колон, 1539)

Слева показан развернутый наперсник; справа — ефод с прикрепленным к нему наперсником (из книги Иоганна Брауна «Vestitus Sacerdotum Hebraeorum». Амстердам, 1680)

Однако, вероятно, самыми могущественными амулетами древние иудеи признавали буквы еврейского алфавита. Считали, что любая из них отражает различные ступени космической энергии, и верили, что вселенная создана Богом благодаря этим буквам и язык, на котором Он «говорил» в момент творения, был еврейским. Предполагалось наличие особой магической силы в каждой букве, причем она достигает максимума в сочетании четырех божественных букв тетраграмматона, означающих имя Бога (IHVH). Это имя, которое было принято произносить как Иегова или Яхве, способно создавать и разрушать целые миры, а также отгонять зло.
Вариантом тетраграмматона является сочетание AHIH, или Эйие — имя, которое Бог открыл Моисею из огненного куста: «Эйие ашер Эйие» — «Я еемь, кто Я еемь». Согласно древней иудейской Книге Разиэля («Сефер Разиль»), амулет, сделанный на основе тетраграмматона AHIH, следовало давать женщине для защиты во время родов, чтобы сохранить здоровье и благополучие матери и ее ребенка и отвратить злые чары ночной ведьмы Лилит, направленные против них. Амулет представлял собой надпись на пергаменте, а иногда на двери и стенах комнаты, где в преддверии родов лежала будущая мать. Чтобы амулет был по-настоящему эффективным, чернила, которыми пользовались при этом, следовало смешать со святыми курениями, а слова должен был писать мужчина, прошедший обряд очищения.


Тетраграмматон четырехбуквенного имени Бога, которое, как правило, неверно произносят как Иегова. Имя, как и другие еврейские слова, читается справа налево

Сам по себе амулет весьма необычен. Он состоит из двух частей, каждая из которых заключена в своем квадрате. В первой секции — три фигуры, изображающие Адама, Еву и Лйлит — духовную жену Адама до того, как Бог дал ему Еву в физические супруги. Над фигурами обозначены имена ангелов Синая, Сансиная и Самангелофа — защитников Адама, Евы и Лилит. Во второй секции текст под фигурами и печатями в виде трех ангелов означает, что женщина охраняется святым Богом от любого зла, а текст над ними перечисляет имена семидесяти великих ангелов, оберегающих силу амулета.


Защитный амулет против дьяволицы Лилит

Еще в одном магическом символе из Книги Разиэля использован тетраграмматон IHVH и четыре перестановки букв еврейского слова «SHL», означающего «преуспевать» и призванного приносить его владельцу удачу в деловых предприятиях. Кроме того, в Книге приведены различные виды амулетов, обеспечивающих любовь, дружбу. Благосклонность со стороны Господа, деньги, успех в делах, защиту от врагов и смертельного оружия и т. д. Большинство из них несут в себе силы магии в строках на древнееврейском языке, но некоторые написаны с помощью так называемого ангельского алфавита, т. е. языка небесного воинства. Для облегчения их понимания приводится перевод.

Шестиконечная Звезда Давида

Очень популярным и могучим символом, применяемым при изготовлении амулетов, была Звезда Давида или, как ее еще называют, печать Соломона. Это — гексаграмма, образованная двумя переплетенными равносторонними треугольниками; расположенный вершиной вверх представляет собой элемент огня, а вершиной вниз — воды.

В средние века этот символ, обладающий многими мистическими и магическими свойствами, использовали для охраны владельца от огня, смертельного оружия и нападения врагов. Затем он превратился в самый значительный знак иудейской веры. Многие евреи видят в нем союз материи и духа. Во времена Давида этот знак означал способность царя объединить иудеев с остальными коленами израилиевыми, чтобы создать из двенадцати племен одно могучее царство.

Амулет, дарующий владельцу благосклонность Бога и людей

Амулет, обеспечивающий любовь и дружбу

Амулет, оберегающий от нападения врагов и ран, причиняемых смертоносным оружием

Терракотовая иудейская ловушка для дьявола с магической надписью — заклинанием от дурного глаза

Амулет, обеспечивающий светлые чувства человеку. Ловушка для дьявола, в данном случае означает проклятие демонам и черным магам

Для изготовления амулетов часто использовалась и другая звезда — пентаграмма. В светлом магическом смысле она представляет собой фигуру человека с разведенными в стороны руками и ногами, как бы покоряясь воле Небес. Когда один из лучей направлен вверх, этот знак символизирует мир и свет. Перевернутая пентаграмма (если наверху — два луча) обозначает Сатану и силы зла. Хотя оба символа — Звезда Давида и пентаграмма — очень активно применялись евреями, они все же древнее принадлежности иудаизму. Истинное их происхождение никому не известно, однако они использовались ранее египтянами, ассирийцами и вавилонянами, а также найдены в руинах Индии, Китая, Перу и Мексики.

Когда один луч пентаграммы смотрит вверх, это символ человека с разведенными в стороны руками и ногами, который покоряется воле Небес.
Перевернутая пентаграмма - символ черной магии.

Великим амулетом для евреев служила Книга закона, известная также, как Тора, или Пятикнижие: первые пять книг Старого завета. Их часто выполняли в миниатюре и носили на цепочке в виде ожерелья, считая, что это обеспечит женщине благополучные роды, а положенные рядом с колыбелью — исцелят больного ребенка. Обычай носить Тору на шее сохранился у правоверных иудеев. В ящички из белого металла кладут небольшие свитки. Для подвески на цепочку ящичек имеет кольцо и небольшую лупу, чтобы владелец мог в случае пожелания прочесть написанное. Амулет призван отвращать зло в любой его форме.
Псалмы — также является частью традиции иудейской магии. В Книге Разиэля встречается пергаментный амулет, на котором медной ручкой чернилами из лилий и крокусов написан весь 104 псалом, предназначенный обеспечить своему владельцу любовь и дружбу. Использование псалмов в магических целях весьма популярно до сих пор; существует небольшая книжка, где подробно объясняется, для чего и как именно следует обращаться к каждому псалму.
Восьмая буква еврейского алфавита — хет, Хаи, символ жизни — распространенный амулет, способствующий здоровью, удаче и долголетию человека. Не следует путать ее с одним из священных имен Бога Эль Хаи (что означает «Господин»), который, по мнению каббалистов, правит луной во всех ее духовных и магических аспектах.
В средние века многие иудеи писали определенные разделы Библии на яблоке и съедали его, считая, что так им передаются магическая сила библейских слов и целительная энергетика яблока. Поскольку оно было символом Венеры, вероятно, эти чары применялись ради привлечения любви и дружбы.
Чтобы обрести здоровье и оградить себя от зла, часто люди избранные цитаты из Библии растворяли в воде, а затем ее пили.
Другие аспекты применения магии евреями будут рассмотрены далее, в частности, в разделе, посвященном талисманам.

 

ФИНИКИЙСКИЕ АМУЛЕТЫ

Культурный уровень финикийцев был ниже, чем у египтян, и вряд ли они имели свой алфавит, как утверждает Плиний, поскольку они не оставили литературного или исторического наследия. Многие современные ученые утверждают, что финикийцы не испытывали «любви к письменному слову», а считались «хитрыми мещанами и грубыми капиталистами».

--------------------
См. книгу G. Herm «The Phoenicians». New York, 1975.

Они пользовались теми же буквами, что и моавитяне и другие древние народы, однако именно финикийский алфавит был положен в основу греческого и латинского, из которых развилось большинство современных европейских языков.
Если у финикийцев и была собственная религия, о ней и об их теологии известно очень мало. Многие легенды и религиозные мифы совпадают с вавилонскими, египетскими и греческими. В финикийских надписях часто встречаются имена вавилонских и египетских богов: Иштар, Таммуз, Бел, Исида, Осирис, Тот. Это приводит к заключению, что их религия была заимствованной. Чрезвычайно мало также литературы о ремеслах и искусстве финикийцев, зато они проявляли большой талант в обработке для себя оригинальных концепций других народов, с которыми вступали в контакт, и умение бережно перенимать их и тщательно оттачивать, как видно на примере украшенных рельефом медных кубков из Нимруда, размещенных в различных музеях мира.
Финикийцы придерживались тех же взглядов на бессмертие души, как и древние евреи, однако их обряды были более варварскими.

Цилиндрическая печать с надписью и тремя человеческими фигурками, посвященная богу Хададу

Резная цилиндрическая печать с фигурой бородатого царя с двумя парами крыльев, который держит в обеих руках по передней лапе зверя

Цилиндрическая печать с надписью и изображением человека в позе поклонения молнии. По бокам стоят жрецы в одеждах с крыльями

Например, они могли без колебаний жертвовать богам своих перворо>кден_ ных детей, что напоминает готовность Авраама принести в жертву Господу сына Исаака, пока Он не остановил его. Поскольку Авраам родился в Халдее (область Вавилона), то вероятно, что и вавилоняне подобно финикийцам практиковали этот тип человеческих жертвоприношений. Часто на заклание приводились захваченные на войне пленники. Не менее распространена была и священная проституция (позднее греки назвали ее hieros gamos), когда молодые женщины добровольно приносили свою девственность на алтарь Астарты .

-------------
См. книгу Е. М. Harding. «Women's Mysteries». New York,

Финикийские амулеты тоже несут на себе отпечаток влияния магии других народов — например, характерные цилиндрические печати вавилонян и ассирийцев, а также изображения египетских скарабеев. Однако их изготовление — тщательное и изящное — говорит в пользу искусства мастеров Финикии.
Финикийцы верили, что могут вступать в общение с мертвыми с помощью небольших металлических свитков с нанесенными на них магическими знаками, помещаемых в могилы. Изготавливали амулеты из тонких листов свинца; использовали ли их в качестве за щитных средств — неизвестно.
Существовала также вера в мифических животных, наделенных магическими силами. На всех цилиндрических печатях изображена как минимум одна фигура зверя — участника некоего обряда,— это были обычно львы, козы, скорпионы, газели и сфинксы. Кроме того, среди финикийцев, по-видимому, укоренилась мысль о магической силе крыльев, поэтому многие фигуры на амулетах имеют одну или две пары крыльев, хотя до сих пор не ясно, с какой целью они задуманы.

ГРЕЧЕСКИЕ И РИМСКИЕ АМУЛЕТЫ

На магические обряды и верования греков сильно подействовали финикийские, еврейские, египетские, ассирийские и вавилонские воззрения, римляне же оказались под столь серьезным влиянием греческой культуры, что практически все их последствия можно было встретить в Риме, хотя и с некоторыми нюансами. Например, и те и другие приносили человеческие жертвы; оба народа тшоке верили в обереги животного происхождения.
Для защиты от дурного сглаза греки применяли амулет в виде фаллоса, который называли басканион, пробаскангюн и лифасцинум, и поскольку считалось, что дети особенно подвержены такой опасности, его часто вешали им на шеи, помещали в садах, перед кузницами либо под днища колесниц. Римляне звали этот амулет satyrica sigma.
Греки использовали для защиты от сглаза или воров также удьят, или Глаз Гора, т. е. существовали чары, позволяющие найти вора с помощью удьята и двух трав — хелькбей и буглос.


Шесть из двенадцати богов - олимпийцев. Слева направо: Гестия, Гефест, Афродита, Арес, Деметра, Гермес; остальные, здесь не представленные,— Посейдон, Афина, Зевс, Артемида и Аполлон (с рельефа в Тарентуме)

Обычай поклонения богам совпал с применением в качестве могущественных амулетов их резных изображений. Женщины почитали Геру — покровительницу домашнего очага и брака, призывая ее для защиты их дома; причем статуэтки этой богини в миниатюре хранились в стенах, чтобы уберечь от зла; Афродита привлекала любовь, Афина — мудрость и т. д.
Считалось, что магической силой обладают деревья, цветы и травы. Их носили на теле как обереги, чтобы излечить больной орган тела, древние греки предметно его изображали и носили при себе как амулет.
Римляне занимались практически той же магией, что и греки, но с некоторой разницей, поскольку позднее они попали под влияние обрядов ранних христиан и гностиков. Один из наиболее популярных римских или христианских амулетов — булла — представлял собой любой округлый предмет, который делали из дерева или металла и носили живые и мертвые. Главное, что на нем были надписи магическими буквами. Внутри амулет был пуст. Эту пустоту заполняли различными веществами, которые носили общее название — ргаеbiа. Булла вместе с наполнителями были призваны отгонять злых духов и защищать владельца от опасностей.

--------------------
См. E.A.Wallis Budge «Amulets and Supertitions». New York, 1978.

Один из известных греческих амулетов относится к четвертому или пятому веку и основан на сочетании греческих букв и каббалистических знаков; по внешнему его краю написана знаменитая «абланатаналба», а в центре «аккраммахамарей» — слово силы. Некоторые из изображенных на нем магических символов представляют собой небеса, Солнце, Луну и звезды. Скорее всего, этот амулет использовался для защиты владельца от зла либо успеха борьбы с врагами.
Однако появление самого знаменитого в истории человечества амулета можно проследить с истоков Римской империи. Он возник от слова «абракадабра».
Считалось, что его формула изобретена Серением Сам-моником, врачом римского императора Каракаллы для исцеления горячки. Буквы слова писались на пергаменте в следующем порядке:

ABRACADABRA
ABRACADABR
ABRACADAB
ABRACADA
ABRACAD
ABRACA
ABRAC
ABRA
ABR
АВ
А

Пациент или кто-нибудь за него читал эту формулу так, как она написана. По мере уменьшения длины слова спадала и горячка. Амулет следовало носить на теле больного до полного исцеления.
Возможно, что сочетание «абракадабра» произошло от халдейского «абра ке дабра», что приблизительно значит «исчезни, как это слово». Весьма вероятно также, что добрый доктор Саммоний почерпнул по крайней мере часть своих знаний в целительной магии древних вавилонян.
Древние иудеи применяли похожую формулу с той же целью, однако созвучие Шебрири использовали для защиты от дурного глаза и эффективного лечения глазных болезней. Целебную силу приписывали также первой букве еврейского алфавита — алеф, повторенной девять раз.
Из сказанного очевидно, что магические обряды древних народов во многом имели сходство, что происходило вследствие постоянного обмена между народами. Вавилоняне, ассирийцы, египтяне и финикийцы торговали друг с другом, и, быть может, именно финикийцы благодаря своим частым и отдаленным путешествиям в иные земли способствовали смешению магических верований.

ГНОСТИЧЕСКИЕ АМУЛЕТЫ

Гностики были членами определенной группы религиозных сект, процветавших между 250 г. до н. э. и 400 г. н. э. Они считали, что материя есть зло и освобождение может прийти к человеку лишь через гносис, или знание, которое возможно получить с помощью откровений самого Бога тем достойным, кто подготовил себя к их принятию.

Диск с древними ближневосточными пиктографами

Эта подготовка сопровождалась самоотречением, постами и молитвами. Такие взгляды распространились из Индии через Персию в Сирию, Палестину, Египет и Грецию. Современные исследования показали, что пиктографы древних индийцев и шумерцев практически идентичны по начертанию. Исходя из этого, можно предположить, что индийцы, а позднее гностики, заинтересовались астрологией под влиянием основавших ее жителей Шумера.
На основании книг и религиозных предметов гностиков следует утверждать, что они испытывали воздействие самых разных религий и магических верований, в частности учения зенд-авесты, культа Мирты, манихейства, а также иудейской и христианской литературы.

----------------------------
Манихейство, чисто гностическая секта, основанная Маном, настолько глубоко повлияло на традиционный гностицизм, что впоследствии он смешался с манихейством, приняв многие из его идей.

Гностические амулеты делали из нескольких видов полудрагоценных камней, например, гематита, зеленой яшмы, карнелиана, оникса, ляпис-лазурита, обсидиана и сардоникса. Некоторые из этих камней считались находящимися под влиянием различных планет и потому способными наделить их владельца мудростью, богатством, любовью, силой и знанием. Амулеты различались по размерам и форме: треугольные, квадратные, овальные или круглые,— с половины до трех дюймов.
Надписи на гностических амулетах обычно выполнялись греческим унциальным шрифтом, однако некоторые были пиктографическими.
На многих предметах упоминались имена Бога и архангелов в переводе с еврейского на греческий. Из имен Бога чаще всего встречались тетраграмматон, Адо-наи, Яхве и Саваоф; из архангелов — Михаила, Гавриила, Паниэля, Рагуила, Уриэля, Суриэля и Рафаила.
Хотя известные исследователям гностические амулеты по происхождению являются постхристианскими, на них изображены египетские символы. Считалось, что они дарят владельцу здоровье, любовь, силу и защиту от зла и относятся скорее к магии, чем к религии. Однако гностики придали этим символам именно религиозное значение.

Венера — богиня любви — в окружении слуг. Среди символов цветы и голуби, причем священной ее птицей была горлица, а цветком — роза. Этот серебряный медальон служил, возможно, крышкой для зеркала. I в. н. э. (Британский музей)

Одним из наиболее важных верховных существ, используемых гностиками в амулетах, был Агатоде-мон — некое божество Солнца. Его изображали в виде огромной змеи с головой льва, увенчанной короной с семью или двенадцатью лучами, и называли Хноубис, Хноуфис или Хноумис. Одно из его имен — Семес Эйлам — означало «Солнце вселенной». Корона из семи звезд символизирует семь небес, каждая из них связана с одной из семи гласных еврейского алфавита. Имя и изображение бога в этих предметах применяли для целительства и продления жизни. Магический знак Хнобиуса, выполненный на обратной стороне амулета, вероятно, представляет собой вариацию на тему змеи и посоха Эскулапа — бога врачевательства (позднее превратился в кадуцей — символ медицины).
Другая распространенная разновидность гностических амулетов под названием «абракастер» представляет собой изображения высших богов, небесных символов, тоже пришедших из Египта, но не столь древних, как Хноубис. Главным богом среди них является шакалоголовый Анубис, который, по преданиям египтян, провожает души умерших в царство Осириса, однако гностики полагали: он ведет их по путям планет в то место, что называется Плероман, или на небеса, поэтому и отождествляли этого бога с Христом.
Известный египтолог сэр Е. А. Уэллис Баджер считает, что египетский Херпа-Крат, или Гарпокат, известный также как Гор-дитя, был весьма популярен среди гностиков и часто изображался на их амулетах — в виде ребенка с цепом в левой руке и с пальцем правой во рту. Обычно он сидел на лотосе в ладье, один конец которой переходил в голову осла, а другой — сокола. Гностики звали его священным именем ИАО (одно из имен Бога).

Менат — египетский символ, популярный среди гностиков — знак богини Хатор, которая охраняла дом и увеличивала мужскую силу

На таких амулетах много раз встречались фигуры Исиды, Хатора, Осириса и Тота, на обратной стороне которых писали слово абланатаналба.

-------------------
Большинство оккультистов считают это слово палиндромом, поскольку оно читается одинаково — спереди назад и наоборот, не считая центральной буквы «т». Смысл слова неясен, но часто переводится как «Ты наш отец».

В центре находится бог Абракас, или Абрасакс, амулеты с изображением которого датируются I — II в. н. э. Некоторые ученые полагают, что это имя произошло от еврейского слова хабберака, что означает «благословение», но вероятно, что такова видоизмененная форма имени какого-либо египетского бога. Согласно гностической нумерологической системе число Аб-ракаса — 365, совпадает с количеством дней в году. Это также число Мирта, персидского бога света, популярного среди римлян, а позднее и кельтов. Существует теория, что Мирта и Абракас — один и тот же бог.
Абракас представлял собой 365 эонов, или эманации первопричины, и считался «Богом Всего». На амулетах он изображался с головой льва или петуха, телом человека и змеями вместо ног, которые становились на концах скорпионами. В правой руке он держал цеп или палицу, а в левой — круглый либо овальный щит. Его называли всеми именами еврейского бога Иеговы, т. е. Яхве, Адонаем и Саваофом. В дальнейшем варварское имя и пугающее обличье сильно повредили популярности Абракаса. В 1852 г. он попал в список демонов «Адской энциклопедии» де Плаки. Однако гностик Басилид, который, как считается, придумал Абракаса, утверждал, что этот бог служит посредником между людьми и Всевышним.
Гностические амулеты не оказывали всесильного влияния на духовные убеждения людей и, вероятно, служили просто оберегами владельца от зла, болезней и неудачи в делах.
Многие из символов, которые вавилоняне, египтяне, финикийцы, евреи и гностики использовали в качестве амулетов, применялись с той же целью индейцами — инками, майя или ацтеками. Их употребляли также в Карфагене, Индии и Китае, хотя материалы изготовления менялись в зависимости от культуры народов. Объяснений — два: с одной стороны, можно утверждать, что в мире происходило смешение магических верований благодаря торговле и человеческой миграции; с другой — допустимо то, что амулеты как защита от опасности и тягот жизни были интуитивной и бессознательной реакцией на них первобытных людей, которая эхом откликается и в современном мире.

Амулеты 1—4 представляют собой гностические геммы с изображениями Абракаса. Везде присугстпует надпись IAW, которая означает у гностиков одно из мистических имен Бога. Гемма из яшмы под номером 5 изображает змея Агатодемона

Используются технологии uCoz