Жюль Лермина Практическая магия Элементалы или духи стихий “Все стихии,— говорит Парацельс,— имеют душу и жизнь. Обитатели стихий называются саганами (элементалы). Они не ниже человека, но отличаются тем, что не имеют бессмертной души. Это силы природы, то есть они производят все то, что приписывается деятельности Природы. Их можно назвать существами, но они не происходят от Адама. Они питаются стихиями. Они одеваются, женятся и размножаются. Они знают все, что происходит и часто появляются людям, которым бывает возможно с ними беседовать. Они могут проникать в человеческую среду и смешиваться с обществом; воспроизводить потомство, но дети принадлежат не им”. И здесь, как во всякой алхимической формуле, должно искать настоящего смысла. Прежде всего и для понимания дальнейшего, надо установить положение, что свойства вещей не суть отвлеченные понятия, но реальные существа, одаренные жизнью, формой, волей и отчасти, инстинктом, который увлекает их по пути эволюции, чем стремится приблизить их к человеку. Надо помнить, что человек состоит из элементалов, составляющих самую грубую часть его тела, но которые тем не менее обладают своей собственной потенциальностью,—углерода, фосфора и пр. Следовательно, элементалы не стоят ниже человека, потому что могут участвовать в его эволюции, но только по отношению, например, оплодотворяющей пыли цветов и элементалов минерального царства,— очень малое количество их достигает в своем развитии до степени человека. Первая ступень эволюции поднимает минерал к царству растительному, усилие часто непосильное для минерального элементала, следствием чего являются гибриды — полурастения, представляющие тератологические уклонения,—но, сверх того, эволюция часто связывает минерал с животным, род рудоментального воплощения, соединяющего инертное с подвижным, бесчувственное с чувствующим, аморфизм с оформленным; чувствуется бесполезное и упорное усилие: животное спасается из своей минеральной раковины, подобно тому, как человек впоследствии покидает свое материальное тело. Элементалы никогда не достигают до М а н а с а, духа, потому что человек отбрасывает, до своей духовной эволюции,— все остающееся в нем чисто материального, но они в составе человека играют роль, важность которой нельзя не признать. Можно сказать даже, что человек, поскольку дело идет о его материальном теле, находится под влиянием силы элементалов — силы природы, но силы органической. Не имея ничего человеческого, они проникают в человека в продолжение его жизни, как элементалы растительные, минеральные и газообразные, неизбежные для материи. Следовательно, между элементалами и человеком существует связь соотношений, которые прекращаются лишь по достижении весьма высокой степени развития. Элементал минерала или растения подчиняется притяжению, представляющему форму его желаний. Он облечен субстанцией, но когда она разложена химически или отделена возгонкой, или даже только измельчена, элементал тем не менее существует в потенциальном состоянии: он представляет собою запас энергии. Эта энергия имеет стремление вновь обратиться в минерал, растение или животное. Они, скитаются в природе, ища случая проявиться. Легко понять, что между этими силами- элементалами есть добрые, нейтральные и злые. Жгущая кислота имеет соответствующих элементалов, как и безобидная вода. В ядах, во взрывчатых веществах, во всех грубых силах природы присутствует элементал. Каббала говорит: “нет в мире ничего, даже травки, над которой не господствовал бы дух”. Это та же мысль в более осязаемой форме. Каждая травинка содержите себе силу, представляющую один луч из пучка растительной силы, которая зависит от других сил, которых первое выражение есть жизненная сила, распределяющаяся во всей природе. Здесь уместен вопрос, имеют ли элементалы влияние на человека и обратно? Для элементала человек является врагом, как разрушитель. Но он должен остерегаться— элементал защищается, и человеку необходимы величайшие предосторожности при вторжении в его область. Вещи мстят за себя, потому что они страдают, и прав был поэт, сказавший: “Sunt Lacrymae rerum!”—Составил ли себе кто-либо понятие о грубости элементалов? Одно слово объяснит все. Есть элементалы молнии, моря; циклон — есть ничто иное как вихрь элементалов? В сущности элементалы подчинены человеку, но право понуждения, которое он имеет над ними, вредить их нормальной эволюции и они сражаются и убивают. Как силы, они носятся во вселенной в поисках дела. Все находящееся на их пути служит им орудием и беда человеку, заградившему им путь. До тех пор, пока человек не освободился от материи, элементал его враг. Даже астральное тело не ускользает от него своей материальной частью, и своей грубой силой он может его истерзать и разбить. Человек во время своей земной жизни окружен элементалами, которые его вызывают и дразнят. Он может господствовать посредством науки и искусства, но лишь явится малейшая оплошность — элементал торжествует... он мстит. Взрыв парового котла, мины—это грубое торжество элементала, постоянно укрощаемого и не укротимого. Человек имеет над ним действительную власть только употребляя свою психическую силу, только против нее элементал бессилен. Тот, кто по вдохновению понимает элементала, т. е. знает, что под грубой материей скрывается существо, кто это существо преследует, сходится с ним и смотрит ему в лицо — тот всемогущ; другими словами, он обладает этой силой лишь достигнув астрального плана. Теперь понятно, что мы подразумеваем под Черной Магией. Колдун или черный маг, не противник, а союзник, соучастник и почти раб элементала, несмотря на то, что считает себя его повелителем. Элементал агент зла: враг эволюции, погружающей его в бездну грубости,— парализует его действия, он становится помощником преступника, замедляющего вступление в психический план. Они овладевают астральными телами, появляясь при этом в различных видах. Колдун сам передает элементалам часть своего астрального тока и способствует к их кратковременному и поражающему ужасом существованию. Они могут также захватить часть астральной формы медиума. Они пользуется трупом животного или овладевают астральной формой, покинувшей свое материальное тело, они оживляют разрозненные части и воспроизводят чудовищные образы, остающиеся на долгое время в памяти народов. Последнее слово об элементалах — они составляют мир зла и пороков. В Каббале это — “Olahm Ha Asiah” — Мир а с и а; мир действия, называемый также миром с корлуп — “Olahm Ha Oliphoth” — мир материи, доставленной из самой грубой части других миров. В нем находятся духи зла, которых Каббала называет Келифот (шелуха или скорлупа). Князь мира — “С а м а е ль” — есть ангел яда и смерти. Жена его — “И с х е т - з а м у м и н” — проституция, при соединении с ним образует животное —“Ш и о а” или “Х а и в а”. Но есть также элементалы добра, и на них Белая Магия может проявлять свою власть. Это силы свыше, такие, которые предания, легенды и Каббала означают именами ангелов. Как силы чистые Каббала означает их именем десяти Сефиротов: К е т е р — беспредельное пространство. Мир А ц и л у т— (мир сияния). Так составлена высшая духовная троица.
Мир Б р и а —(закон.)
Мир Исцира - (мир форм и осуществлен.)
Эти десять сефиротов имеют еще значение в мире фактов: I — Дух, Н — Воздух. III — Вода, IV — Огонь, V — Высота, VI — Глубина, VII — Восток. VIII — Запад, IХ — Север, Х — Юг. Не останавливаясь более на этих символах, которые легко понять при некотором размышлении, мы укажем, каким образом каббалисты, стремясь разместить в известном порядке элементы начал, законов и фактов,— приурочили к каждому из сефиротов группы элементалов: 1) Х а и о т-Х а к а д о ш — святые жизни (священные животные). 2) Офаним — колеса или формы. 3) А р а л и м — престолы. 4) Хашмалим —- пламена, 5) С е р а ф и м — женские силы, 6) Шенаним или Малахим — цари. 7)Таршисим — великолепие, блеск, сияние. 8) Бени-Элоим — сыновья наивысших. 9) Херубим — сфинксы, 10) А и ш и м — живые пламена. Эти сефироты высших свойств имеют равнозначащие понятия в сфере законов движения и жизни. Вот они: I. Рахит-ха-Галгалим — начало кругообращения. II. М а с л о т — сфера зодиака. III. Саббатаи — покой. IV. Ц е д е к — прямота. V. М а д и м — страшная сила. VI. Сехемех — солнечный свет. VII. Ногах — чудное сияние. VIII. К о к а б — звездный свет. IX. Леванах — лунный свет. X. Шелом-Иезодот — разрушитель оснований. Итак, четыре серии сефиротов составляют четыре мира: А ц и л а — выделение, мир архитипа. Берна — творение, мир законов. И е ц и р а — формирование (созидание), мир осуществлений. А с и а—материя, мир действий. В этом последнем находятся элементалы зла: а) Сатана — противящийся Богу. б) Вельзевул — князь тьмы и демонов. в) Люцифер — дух астрального света. г) Астарот — по свидетельству магов, владыка востока. Доставляет покровительство сильных. При вызываниях — охотно сообщает прошедшее и будущее. д) Асмодей — ангел истребитель. е) Бельфегор — гений открытий и изобретений, одаряющий богатствами. ж) Ваал — т. е. бог или царь — дух вероломства, главноначальствующий адских легионов. з) Адраммелех —великий канцлер ада. и) Л и л и т — одна из 4-х жен Самаеля (активного начала материи, олицетворением пассивного начала которого является Лилит). Глава суккубов и ламий; истребительница новорожденных. к) Нахема — царица вампиров и роковая истребительница счастья и др. Таким образом, вредные силы природы олицетворены в демонах, а для того, кто рассуждает, эти имена теряют свой фантастический характер, как только их облекают в материальную идею свойств опасных и вредных. Нет ничего более фантастического, как названия химические: синильная кислота, морфий... Этих кратких указаний достаточно для того, кто понял принцип элементалов и у кого хватит усидчивости углубиться в науку. Теперь перейдем к рассмотрению другого ряда существ.
Элементеры, или души не воплощенные Рассмотрение этого вопроса затрагивает тайны будущей жизни и мы будем следить шаг за шагом поучения оккультной науки и эзотеризма буддистов в таком виде, как они нам переданы Г. Синнетом. Сначала надо припомнить разделение человек на 7 или 9 начал и иметь постоянно в виду значение слов, которые мы не можем повторять каждый раз. Три низшие начала: Р у па — тело, Д ж и в а — жизненная сила (душа) и Линга-Шарира — форма, тело астральное соответствуют: Рупа— Г а ф у или Г а ф а х у, каббалы: Джива — Нефешу-Хайини или Коаха-Гафу; а Линга-Шарира — Нефешу, которое, вместе с Руахом, составляет по Каббале — элементарное бессознательное или Бхуда. Эти три начала во время смерти обособляются в отдельное существо, а их элементы, разумеется, продолжают существовать, но возвращаются в мир элементалов. Высшее начало, соединенное непосредственно с человеком,— Кама-Рупа (по Каббале — Р у а х) — тело желаний, животная душа, носитель воли, точка соединения между высшими и низшими началами. Она имеет двойственную природу, согласно тому направлено ли стремление человека к высшему — духу, или к низшему — материи. Животные, как и человек, обладают Кама-Рупой, но без связи его с Манасом (по Каббале - Н е ш а, личность активная или сознательная человеческая душа.); у них Кама-Рупа представляет высшую ступень их развития. У человека это лишь промежуточная стадия; животная душа человека —седалище физических желаний. Смотря по тому, насколько сильны и грубы эти желания, и потому — подчиняется ли им человек или борется с ними, развитие его медленно или быстро идет к высшим ступеням — к духу. В заурядном человеке духовная часть едва лишь намечена. Легко понять, что с точки зрения нравственной и социальной человечество направляют к физическому существованию материальные потребности, стремящиеся или к благосостоянию среднему и законному, или, напротив, к страстям: скупости, обжорству, сладострастию. В человеческом обиходе совесть имеет лишь совещательный голос и даже ее советы редко принимаются во внимание. Надо хорошо проникнуться той истиной, что человек не только не представляет собою идеала совершенства, но может быть даже совсем не является настоящим человеком. Действительно, если человек должен представлять из себя существо совершенно отличное от царства животного, то в настоящее время этого не имеется; человек теперь теснее связан с животностью, чем с духовным миром. Жизненная борьба, преступность, причиной которых являются физические страсти, а также и войны — все это указывает на животность. Надо иметь достаточно мужества сказать, что настоящим рождением человека является его смерть — бегство от животности. Очевидно существуют степени, но хорошие люди не переносят побуждения скотства, и усилия самых добродетельных направлены к тому, чтобы удалиться, спастись. Наша раса —животно-человеческая, настоящая человеческая настанет после нас. Мы не обладаем, говорит Синнет, душой духовной и едва предчувствуем ее. В животном, существо-единица сосредоточена в Кама-Рупе. В человеке оно присоединяется к Манасу—душе человеческой. В человеке совершенном, стоящем вне современного человечества,— оно достигает Б о д д х и (по Каббале — Хайах) — души духовной, и, наконец, А т м а (по Каббале — Иехида) — духа. Когда эволюция будет окончена—ее результаты будут более отличны от современного человека, чем он отличается от минерала. Теперь рассмотрим, каким путем происходит эволюция после смерти или скорее до рождения, в состоянии последующем, и высшем. После смерти три низшие начала, увлекаемые как бы собственною тяжестью,—возвращаются к материи. а) Тело - возвращается к элементам, из которых было составлено. Оно как бы схватывается низшими элементалами, от которых вещество было взято, они овладевают им и втягивают его в круг своей материальной деятельности в здешнем материальном мире. б) Жизненность (Джива) — не исчезает, подобно телу; она производит новое действие, которое ограничивается группировкой молекул, подпадающих ее влиянию. в) Наконец, астральное тело — распадается само более или менее быстро. Четвертое начало — Кама-Рупа или душа животная, седалище воли или желаний, отлетает, чтобы перейти в более высокий мир, составляющий продолжение нашего и стоящий выше только в смысле духовном, потому что принадлежит еще земле, составляет ее часть и погружен в ее атмосферу. Этот мир есть реальная сущность — астральный план или Кама-Лока,и желающим ознакомиться с ним подробнее я могу рекомендовать журнал “Initiation” и “Revu teosophique”. См. Так же “Астральный план” — сочинение Лидбитера. СПб., 1909 г. и “Ментальный план” того же автора. СПб., 1912 г. Там действительно начинается новая жизнь. Душа —существо астрального плана. Камалокист состоит из тела эфирного, сравнительно с физическим телом, но очень материального по сравнению с Манас; вот как можно представить это соответствие. Кама-Рупа — тело желаний. Манас низший — жизненная сила. Манас высший — дух. Тут начинается борьба между началами высшими и низшими. Но не надо забывать, что вместе с Л и н г а - Шарирой исчезли самые грубые животные начала, а то что в соединении с Кама-Рупой остается в Кама-Локе, есть только инстинкт, стремление к атавизму, как бы сожаление о животности. Напротив того, то, что составляет действительную личность человека — состояние сознательности, переходит в мир духовный. Говоря “истинная личность”, мы обращаемся к тем, которые думают и размышляют. И если из них найдется хоть один не убежденный нами, то наверное он увлечен страстью, принцип которой, как мы знаем, всегда остается в самых животных частях нашего существа, но, в таком случае, он более не владеет собою — он становится не самим собой. Мы все знаем и чувствуем, что настоящая личность человека, совсем не то, что борется, что изнемогает, что воодушевляется ежедневно в жизни. Итак, повторим: мы чувствуем, что человек в нас, но мы знаем, что сами мы не этот человек. Наша мечта, выражение будущности, то чем должен быть истинный социализм: это избавиться самим и избавить своих ближних от удручающей тяжести материальной жизни, приводящей к злу, порокам и преступлениям, словом избавиться от материи, к чему человек стремится прогрессом машин, употреблением электричества и других сил, для того чтобы приобрести независимость духа умственным усилием. Ограничения дневного труда требуют только того, чтобы дать тем, кто теснее связан с землею, досуг, способствующий освобождению духа от материальных уз. По словам Г. Синнета, духовные элементы человека переходят из Кама-Лока в состояние деваканическое, как только освободятся помощью смерти; это освобождение подобно сброшенной с плеч тяжести. Д е в а к а н соответствует отчасти тому, что религия называет раем, однако между этими понятиями есть очень существенная разница. То, что переживает смертного в Девакане, не есть только индивидуальная монада, которая проходит всю цепь существований, которой все живущее обязано своей жизнью, которая переживает все изменения, идущие одно за другим во время всей эволюции, длящейся целую вечность,— монада, которая одна только вечна, это даже не то, что переживает Девакан — это чистое самосознание бесплотной личности. В общем, то, что входит в Девакан, представляет нашу собственную индивидуальность во всем, что составляет наши высшие стремления, наши самые нежные привязанности и высокие вкусы. Легко понять, что это нечто совершенно отличное от нашей земной личности, которая сама обусловлена сосуществованием материального тела, с его потребностями и духовного стремления, свободу которого она всячески задерживает и стесняет. Итак, индивидуальность есть сущность, которая с самого начала эволюции, когда эта сущность более или менее скрыта и затуманена случайными условиями,— стремится высвободиться, что ей и удается тем скорее, чем энергичнее сопротивляется наша воля, отражение Манаса — захвату со стороны материи. Оккультизм утверждает, что полное освобождение наступает только после известного числа воплощений и перевоплощений. Девакан, согласно этому учению,— есть состояние переходное, в некоторой степени отдых,— из которого индивидуальная монада уходит через более или менее продолжительное время, чтобы перевоплотиться и окончить дело очищения, своего абсолютного освобождения, пока, наконец, окончательно войдет в Нирвану, где снова отождествится с самим Духовным Началом и окончательно им поглотится. (“Состояние Нирваны означает в буддийском эзотеризме состояние “ничто”, в кот. Низвергнута индивидуальность, после того как Боддхи (Хайах) окрнчил себя субъективировать”. (Essai, стр. 205). В этом пункте южное предание (Эзотеризм индусов) противоречит западному (европейскому) и восточному (Каббале), которые утверждают, что, отделившись от Божественной Сущности, дух материализуется во время инволюции, а затем в период эволюции (спиритуализации), помощью воплощений и других искусов — приобретает свою индивидуальность и не сливается более с Божеством, но лишь совершенствуется в стремлении достигнуть еще большего подобия Божества, в отношении двух его предвечных свойств: Любви и Мудрости, совмещающих все добродетели человечества. Находя, что Нирвана делает бесцельным весь цикл эволюции духа. его страдания и стремление совершенствования, а с другой стороны унижает Божество, изображая состояние Его достижимым для эволюционирующей личности, мы полагаем, что доктрина эта понята неправильно или, скорее, что эта редакция популярная, имеющая в глубине святилищ другое толкование. (Прим. перев.)) “Если деваканическое состояние, говорит “Теософическое Обозрение” (Revue Theosophique),—не согласно с чувственными ощущениями последней личности, из этого не следует, что одни только мысли и стремления метафизического характера перешли в это новое состояние. Напротив того, все производимые ощущения высшего плана находят в Девакане свою сферу развития. Все мечты, лишь бы они были возвышенны и законны,— в нем осуществляются: все те, которых мы любили самой нежной любовью. находятся там с нами и никогда нас не покидают. Существа, которые нам дороже нас; самих, вещи, приобретенные познания— все это в Девакане услаждает наш ум и сердце и наполняет все стремления души. Это состояние чисто субъективное, правда, но для существа ощущающего благодетельные действия это высшее наслаждение так же реально, как стол, да котором мы пишем и кресло, на котором отдыхаем. Но состояние деваканическое есть состояние относительное, зависящее от состава духовных сил, приобретенных индивидуальностью в течение ее эволюции. Все первоначальные сущности тождественны в своем составе и только в Нирване эта тождественность, равная Великому Всему, вновь проявляется. “В Девакане состояние зависит от Кармы, как и число перевоплощений, необходимых для приведения индивидуальности к Нирване. Поэтому не должно смешивать этой теории с религиями, определяющими рай и ад, как вечную награду или наказание за добродетельную или порочную жизнь. Если мы будем беспощадно восставать против оправдания точки отправления, то, наоборот, оставляя возбужденный вопрос о дифференциации Абсолюта в стороне, мы признаем оккультно буддийские идеи логическими”. Как иллюстрацию деваканического состояния, приводим следующую выдержку. “В Девакане любовь, эта творческая сила, ставит любимый образ перед любящим и жаждущим его присутствия, и это изображение всегда готово отвечать на малейший призыв, чтобы исполнить желание любящего существа, только в этом нет ничего похожего на союз материальный: материальное тело— Майяви-Рупа, тело иллюзий, невидимо духовным очам, как и духовное тело — нашему зрению. Если из двух существ, любивших друг друга, одно остается в живых на земле и может только во сне сноситься с умершим другом, то наяву воспоминания об этом по большей части утрачиваются. Существо же деваканическое всегда и непрерывно сохраняет чувство радости духовного обладания любимым существом, потому что оно никогда не испытывает разлуки, представляющей только земное горе. В Девакане наше “я” представляет индивидуальность совершенно мысленную и духовную, и то, что было в грубой жизни чувств мечтой и плодом воображения, является при этих новых условиях действительностью гораздо более реальной, чем морочащая нас фальшивая реальность чувств физических”. Следует подумать над нижеследующей фразой, содержащей в себе всю теорию будущей жизни: “Небо, достигнутое индивидуальностью, совершенно соответствует его способностям, потому что оно есть собственное его творение, дело его стремлений и способностей”. Г. Синнет определяет Карму, придавая ей настоящее эзотерическое значение: “Карма есть выражение собирательное, означающее совокупность хороших и дурных стремлений, порожденных человеческим существом в течение земной жизни, характер которых, так сказать, отпечатывается в каждой молекуле пятого начала—человеческой душе, которая сохраняет этот отпечаток в продолжении всех своих изменений, с момента оставления ею активной жизни, и до нового к ней возвращения”. Вот очень интересная мысль о Девакане. “...Те, кто, не веря в продолжение сознательной жизни после смерти,— ограничивали все свои стремления земными благами, не могут воспроизвести того, что для них не существует и их деваканический покой, как бы продолжителен он ни был,— будет сном без сновидений, от которого они проснутся лишь для того, чтобы вступить в новое воплощение”. Вернемся теперь к ближайшему состоянию, которое человеческая монада проходит непосредственно после смерти,— то есть к Кама-Лока. Там пребывают более или менее короткое время Линга-Шарира или астральное тело и Кама-Рупа — тело желаний. Но это не все, с этой астральной скорлупой остаются связанными низшие начала Манаса —ложное сходство с сознанием, род нравственного инстинкта, неспособного производить идею, усвоить себе новую и непригодную к духовному прогрессу. Это остаток, в котором сохранилось еще активное воспоминание впечатлений, полученных во время жизни. Кама-Рупа не может применяться к условиям постоянного существования; кажущееся сознание, которое в ней еще заметно — скоропреходяще. Но Камалокист (тело астральное) еще подверженный последним впечатлениям, порывам желаний и отдаленному влиянию сознания, начало которого теперь находится вне его, тем не менее в течение некоторого времени существует в виде элементера. Комалокист более или менее отягчен материальными началами, находившимися в нем, принадлежавшее человеку, дававшему предпочтение духовным свойствам,—будет легче и быстрее разрушаться, чем происходящее от лица, жизнь которого была груба и материальна. Первое условие хорошего астрального рождения, есть хорошая земная смерть. Только тот жил хорошо, кто совершил свою физическую и духовную эволюцию в нормальных условиях. Если человек жил скромно, но не бедно; наслаждался без излишества, доставляя своему телу лишь необходимое для сохранения жизни; наблюдал гигиену сообразно своему социальному положению и летам,—то он доходит до цели в прекрасных физических условиях. Умирает он, если не от старости, то от нормальной усталости своих органов. Продолжительность его жизни зависела от физической кармы, принесенной им при рождении, то есть от качества элементов, послуживших материалом для его астрального тела (формы),— к которому присоединилась искра жизни. Если он, за время жизни, улучшил или по крайней мере не ухудшил их, то не понизил своего положения и умирает в наилучших условиях. Астральное тело, в свою очередь, появится в равновесии, отделившись от первых начал, очистившихся во время эволюции. Если человек был, в полном смысле, честный и добрый, если он развил свою совесть, свои психические начала, то его духовная часть унесет с собою большую часть Манаса (сознательной человеческой души), оставляя в астральном теле лишь ничтожно малую частицу. Состояние земной смерти помогает в геометрической (так сказать) пропорции развитию духовной части. Астральное тело, облегченное от чисто материальной части (Кама-Рупа и низший Манас), будет свободно развиваться в астральном плане, удаляясь все более от своей земной родины. Оно остается в высших областях Кама-Лока до совершенного своего распадения. Далее мы увидим значение этого замечания. Рассмотрим противное: 1) Физическая грубость. Повреждение организма излишествами, лишениями, пороками или нищетой, по вине личности или социальной организации. 2) Грубость нравственная. Существование преступное, порочное; постоянное подчинение элемента психического началу материальному. Здесь астральное рождение совершается при самых дурных условиях. Правильной эволюции не было совершенно. Материальные части существа вместо того, чтобы утончаться, становиться нежнее, делаются грубее. Духовные части до некоторой степени материализируются — атрофируются. Карма дурна: весы опускаются на сторону материи и животности. Линга-Шарира отяжелевшая, остается в низших слоях Кама-Лока и при этих условиях еще, так сказать, связана с землей. Элементалы, к которым она приблизилась,—имеют еще власть над ней. Она подвластна человеческим силам, от которых не избавилась и которые могут заставить ее приблизиться к состоянию привидения материализацией, и даже, как Кети-Кинг, быть квази-живым и заранее перевоплощенным. Комалокист низший — нечистый элементер блуждает, носится над землей, выжидая времени своего освобождения от животности. Тяжесть велика: цепь, его приковывающая, крепка, потому что скована им самим. Быть может даже грубость и материя приведут его к точке, от которой элементер регрессивно возвращается к состоянию элементала. Нам остается рассмотреть вопрос об насильственно прерванных, различным образом, эволюциях. Мы их разобьем на следующие подразделения. а) Мертворожденные — жившие лишь в утробе матери. б) Умершие в младенческом возрасте. в) Умершие от случайностей. г) Умершие от преступления других. д) Умершие от собственных преступлений (казненные) е) Самоубийцы. Перед нами целая серия, дефектов преждевременного вступления в Кама-Лока. Все эти случаи разнятся от рассмотренных выше. Тут произошла внезапная самовольная или насильственная остановка нормальной эволюции. Для мертворожденных эволюция очевидно не начиналась. Духовная часть не имела времени развиться. Прозябало одно тело. Жизненная сила не была истощена, Кама-Рупа едва пробудилась, Манар безмолвствовал. В действительности это были существа чисто материальный, в которых дух проявился в самой незначительной степени. Закон эволюции требует, чтобы искра духа, раз проявившаяся, нашла подходящие условия для своего развития. В. Гюго прекрасно изобразил это в своей поэме “Привидение”. Жизненные силы мертвого ребенка остались при матери и после нового зачатия они снова получат физическую форму, которая позволит им развиться. Но при всяком другом способе внезапного прекращения жизни бесплотное существо должно закончить в состоянии астрального тела период времени, который бы потребовался на земле для нормального развития. Эти элементеры не есть собственно мертвецы—это живые, насильственно лишенные материального тела, они реально живут в теле астральном. “Оторванные от жизни, в полном цвете сил,—говорит Синнет,— в пылу земных страстей, прикрепленные тысячами связей, не успевшие вкусить всех удовольствий и усладиться оживлявшими их желаниями, эти существа находятся в страшной опасности, они не могут — за исключением тех, которые в земной жизни были героями или святыми — удалиться из своей атмосферы, где они стараются всеми возможными средствами вновь вернуться к жизни. (Можно себе представить, сколько каждая война оставляет в астральном потоке недоразвитых элементеров.) Но еще ужаснее состояние самоубийц и преступников. Эти индивидуумы, доведенные до преступления своими страстями и потребностями,— остаются в течение периода, равного их нормальной эволюции элементерами, не свободными от этих страстей и потребностей, духовная их сторона так и остается в зачаточном состоянии. Какими необузданными и грубыми злодеями они были, такими и остались. Они затевают непрерывную борьбу с астральными телами людей неуравновешенных, чтобы прогнать их из материальных тел и завладеть этими телами. Отсюда происходят всевозможные неврозы, сумасшествие, эпилепсия, алкоголизм, морфинизм, употребление опиума и гашиша, и прочее самоодурение и опьянение, открывающие двери этим ларвам, только и ждущим такого удобного случая. Это истинные одержимые и сила воли не может принести им никакой пользы. Такие элементеры подстерегают людей спящих или мечтающих, и едва астральное
тело удалилось, ему приходится выдерживать настоящую битву для проникновения
в свое тело. Отсюда происходят кошмары, страшные видения и панический
ужас. Воля медиума их электризует и он же служит орудием при посредстве феноменов в большей их части. На сеансах вызывания и на сеансах медиумических элементеры столь же многочисленны, как пылинки в воздухе. Они облекаются в психическую форму — астральное тело, выделяемое медиумом, и появляются полностью или отдельными частями, в большинстве в потемках, потому что недостаточная прочность их тел не позволяет рассматривать их при свете, так как свет обладает слишком большой разлагающей способностью рассеивать астральные молекулы, их составляющие. “Коль скоро в душе остается склонность к телу,— говорит Томас Тайлор, в своем введении к сочинению “Федон”,—она привлекает, благодаря этой склонности, какое-нибудь воздушное покрывало, состоящее из духа и паров своего земного тела или кое-как собранных флюидов из окружающего воздуха”. Ничего не может быть логичнее этого. Древние утверждали, что нечистые души некоторое время после смерти блуждают в воздухообразных и парообразных духовных оболочках. Что они появляются вблизи могил и беспокоят обитателей своих прежних жилищ. “Они составляют, говорит Апулей, бич злых и напрасный ужас добрых”. “Допуская, говорит Кедворс (Cudrvorth), что духи или призраки обладают известными упругими телами, которые они могут сгущать до такой степени, чтобы сделать их видимыми людям,— следует, однако, предположить, что они не могут их стянуть и уплотнить до такой степени, чтобы сделать из них мускулы и кости или, по крайней мере, подобный опыт доставил бы им большие затруднения и страдания. Но неоспоримо то, что они могут иногда употреблять другие твердые тела, заставляя их двигаться и действовать, как в известной истории Флегона, когда призрак не исчез бесследно, как обыкновенно, но оставил после себя труп”. Понятно также, что при смертельной тоске, при отчаянном усилии для исполнения желания, астральное тело, вызванное из тела материального,— устремляется к любимым и близким существам. Следующее приключение может служить одним из тысяч примеров появления элементеров. “Жена капитана Уиткрофт видела во сне в ночь на 15 ноября 1857 г. своего мужа, находившегося в это время в Индии. Она проснулась и увидела его стоящим около своей кровати в мундире, с прижатыми к груди руками, лицо его было бледно и мертвенного вида, волосы растрепаны и взгляд выражал отчаяние. Она разглядела малейшие подробности его туалета. Призрак делал усилие, чтобы говорить, но ни один звук не выходил из уст. Через несколько секунд видение исчезло. Утром она рассказала свое видение матери, в уверенности, что муж ее ранен или мертв. Несколько дней спустя пришла депеша, извещавшая, что капитан убит 15 ноября под Лукновым. Она написала управляющему своего мужа, что число было неверно. Наведя справки в военном министерстве, узнали, что смерть постигла капитана 15 числа, но позже пришло письмо от очевидца, где день смерти был помечен 14 ноября, и тогда же управляющий получил из министерства похоронное свидетельство, где была исправлена первоначальная ошибка”. Следовательно, элементалы и элементеры представляют два разряда существ, которых часто называют фантастическими, и с которыми люди могут входить в сношения. Мертвые находятся более или менее продолжительное время в состоянии элементеров и есть вероятие, что человеческая воля может их заставить появиться. Но видимы они могут быть только в двух случаях: если их астральное тело еще настолько отягчено материей, что может проявиться в нашем плане или ему представляется случай воспользоваться астральным телом медиума, спящего, находящегося в летаргии или в обмороке, которым они моментально могут завладеть, чтобы материализироваться. Упорное желание снова видеть умершего, задерживает его астральное тело вблизи того, кто его искренно любит. Забвение—есть отсылка элементера, его освобождение. |